- Мотоциклетные аккумуляторы: особенности, уход, замена
- Как ухаживать за аккумулятором мотоцикла, скутера в зимнее время?
- Достоинства и особенности эксплуатации гелевых аккумуляторов для мотоцикла
- Чем хорош гелевый аккумулятор именно для мотоциклов
- Какие недостатки есть у гелевых батарей
- Как правильно заряжать гелевый аккумулятор для мотоцикла
- Выбор зарядного устройства
- Частота подзарядки
- Ход зарядки АКБ
- Восстановление
- Текущий уход за гелевым аккумулятором мотоцикла
Мотоциклетные аккумуляторы: особенности, уход, замена
Как гласит народная мудрость, нет худа без добра. Глобальное потепление, с одной стороны, угрожает экосистеме всей планеты, но увеличивает продолжительность мотосезона – с другой. Из-за ранней в этом году весны мотоциклисты во многих городах России уже спешат отбить лёд с ворот гаражей и выкатить свои мотоциклы под лучи весеннего солнца.
Пожалуй, самым главным вопросом в начале мотосезона было и остаётся «здоровье» аккумулятора, установленного на вашем мотоцикле. Попробуем разобраться, почему мотоциклисты весной массово покупают новые «батарейки» для своих железных коней, делая немалые выручки мотосалонам и прочим разномастным торговцам мотоциклетными аккумуляторами.
Автомобиль, как известно, возит тело, а мотоцикл – душу. Из-за компактности двухколёсного транспорта на мотоциклы устанавливаются настолько малые по размерам и ёмкости аккумуляторы, насколько это возможно. В этом можно легко убедиться, сравнив количество ампер-часов, указанных в характеристиках среднего автомобильного и мотоциклетного аккумулятора. В сочетании с сезонной эксплуатацией мотоциклов это грозит вашему мотоаккумулятору глубоким разрядом во время зимнего простоя. Чтобы избежать этого, достаточно соблюдать несколько простых и не требующих значительных усилий правил.
При установке мотоцикла на «зимовку» нужно снять аккумулятор. Первое, что следует сделать – полностью зарядить его при помощи зарядного устройства. После этого нужно смазать положительную клемму аккумулятора консистентной смазкой (солидолом или литолом). Если не сделать этого, плюсовая клемма абсорбирует водяной пар из воздуха во время зимнего простоя, что может увеличить саморазряд аккумулятора. Протрите корпус аккумулятора – это также позволит избежать утечек тока. Особенно критично выполнение этой процедуры для обслуживаемых аккумуляторов (как правило — с полупрозрачным белым корпусом и дренажной трубкой). Обслуживаемые аккумуляторы после окончания сезона нужно протирать слабым водным раствором пищевой соды: для нейтрализации электролита, попавшего на наружную поверхность аккумулятора. Эту процедуру можно повторять и во время сезона, заодно доливая в банки дистиллированную воду взамен H 2 O , испарившейся из электролита.
Но вернёмся к зимовке. Хранить аккумулятор лучше в холоде (для полностью заряженного аккумулятора допустимо хранение при температурах до -55 С о ) – при низких температурах уменьшается саморазряд. Раз в месяц аккумулятор нужно подключать к зарядному устройству. Перед зарядкой не забывайте удалять с «плюса» смазку – она не проводит ток. Если же использовать специальную смазку для клемм, проводящую ток, то и этого можно не делать. Не забывайте о подзарядке раз в месяц – любому свинцово-кислотному аккумулятору свойственен саморазряд, а подзарядка позволит избежать критического разряда ниже 10,5 Вольт (для 12-вольтового аккумулятора с шестью банками). Перед открытием сезона возьмите аккумулятор домой на ночь – после 7-9 часов нахождения в комнатной температуре он будет готов к открытию сезона, как и вы.
Однако, как ни ухаживай за аккумулятором, рано или поздно он «кончается», переставая держать заряд и не выдавая большую силу тока в стартерном режиме (при пуске двигателя). Симптомы: стартер перестаёт крутить, из-под седла (там чаще всего устанавливается реле-регулятор) раздаётся характерный треск. Можно попробовать «взбодрить» аккумулятор, произведя несколько циклов разряда и последующего заряда малым током, равным по амперажу одной десятой ёмкости аккумулятора. Это не всегда даёт результат, особенно со старыми аккумуляторами. Плюс не всегда есть время заниматься этим, а нужно заводиться и ехать. Если у вас есть нагрузочная вилка – протестируйте аккумулятор при помощи неё, и если он уже не даёт хорошего стартерного тока, отправляйтесь за новым аккумулятором.
Какой аккумулятор нужно покупать? Лучше отдать предпочтение «батарейкам» известных брендов: Yuasa , Varta , т. п. Как показывает практика, при надлежащем уходе аккумуляторы проверенных марок способны служить по пять-восемь и даже десять лет. А это в итоге даёт существенную экономию. «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи» — помните?
Ну и последнее. Позаботьтесь о вторичной переработке отслужившего своё аккумулятора. Свинец, содержащийся внутри аккумулятора, очень токсичен и способен отравить почву и воду. Не поленитесь и отвезите старую «батарейку» в пункт вторичной переработки. Или, хотя бы, в ближайший мотосервис – они сдадут ваш аккумулятор в переработку за вас.
Удачного и безболезненного для вашего кошелька открытия сезона!
Источник
Как ухаживать за аккумулятором мотоцикла, скутера в зимнее время?
Зимний период года обусловлен повышенным вниманием к вашему железному другу в целом, в том числе и к аккумуляторной батарее в частности. Для обеспечения безперебойной работы аккумулятора зимой, очень важно понимать, как он должен, хранится и с какой частотой использоваться, проще говоря, как нужно за ним ухаживать, чтобы не произошло отказа в его работе.
Если мотоцикл или скутер зимой хранится в неотапливаемом гараже, то как минимум необходимо отсоединить минусовой провод с клеммы аккумулятора. Если на улице сильные морозы, то самым правильным при долгом простое будет снятие и хранение аккумулятора в теплом помещении.
Если мотоцикл не планируется эксплуатировать на протяжении всей зимы, то для хранения аккумулятора, важно проверить уровень электролита и при необходимости произвести его долив (если аккумуляторная батарея обслуживаемая). Также проследите, чтобы аккумулятор был полностью заряжен.
Если следовать данным правилам хранения аккумуляторной батареи он не потеряет своих эксплуатационных характеристик. В случае постоянной эксплуатации мотоцикла в зимние холода, необходимо регулярно проверять работоспособность аккумулятора и по необходимости и подзаряжать батарею. Естественно чем хуже погодные условия, тем больше разряжается аккумуляторная батарея и как следствие частота её подзарядки увеличивается.
Не забывайте уделять внимание аккумуляторным клеммам, так как из-за погодных условий на них чаще образовывается коррозия или окись. Поэтому проводите регулярную проверку и при необходимости зачистку клемм. Для этого подойдёт наждачная бумага либо старый нож. Для предотвращения коррозии обрабатывайте клеммы специальным токопроводящим гелем для клемм.
Источник
Достоинства и особенности эксплуатации гелевых аккумуляторов для мотоцикла
На современном этапе существует несколько разновидностей аккумуляторных батарей, применяемых в самых различных сферах человеческой деятельности. Известно, что АКБ со «связанным» электролитом в виде геля являются самыми современными и наиболее безопасными — по сравнению со свинцово-кислотными аккумуляторами различных модификаций. Гелевые батареи можно использовать в качестве эффективного и максимально долговечного источника питания для любого транспортного средства — начиная от самолета и заканчивая гироскутером. Безусловно, использовать гелевый аккумулятор для мотоцикла не только возможно, но даже более уместно в связи с тем, что езда на нем сопряжена с определенными особенностями, включая и повышенный риск в разных ситуациях.
Чем хорош гелевый аккумулятор именно для мотоциклов
Перед тем, как говорить о преимуществах гелевых батарей, следует честно упомянуть и о том, что их цена порой в несколько раз превышает стоимость более дешевых свинцово-кислотных АКБ. Конечно, мотоциклисты могут и по сей день прибегать к покупке более дешевых вариантов.
Но прежде чем принять окончательное решение, не помешает ознакомиться с тем, почему именно гелевая АКБ — наиболее предпочтительна как мотоциклетный аккумулятор или в виде аккумулятора скутера:
- Как обслуживать такую батарею ? Делать этого не требуется. Пластины аккумуляторов «запечатаны» в гелеобразное вещество. Такая консистенция получается из-за добавления в электролит оксида кремния. Обслуживаемые или частично обслуживаемые аккумуляторы обычно относятся к свинцово-кислотным и требуют более трепетного отношения к себе с регулярным доливанием дистиллированной воды или чистого электролита. Гелевые батареи вследствие своего состава в этом не нуждаются.
- Они более прочные и безопасные , имеют повышенную устойчивость к механическим повреждениям. В условиях быстрой езды и повышенного риска для мотоциклиста на дорогах это может стать даже спасением. Также и зарядка гелевых аккумуляторов для скутеров — занятие менее хлопотное, чем тот же самый процесс зарядки жидкокислотных АКБ.
- Благодаря тому, что электролит в них имеет форму геля, он не просочится через ее корпус и не выльется наружу при крутых поворотах, виражах и даже столкновениях на трассе. Не случайно именно гелевые аккумуляторы стали впервые активно применяться в авиационной сфере. Им нипочем регулярное изменение положения транспортного средства ни в воздухе, ни на воде, ни не земле — заряженный источник питания не взорвется и не потечет.
- Гелевые АКБ способны работать в любых экстремальных условиях с гораздо большей продуктивностью, чем даже усовершенствованные кислотные аналоги . Диапазон температур, которые они могут стойко выдерживать, очень широк: от -60 до +50°С.
- Они не боятся глубокого разряда и легко «приводятся в чувство» обычным методом зарядки . Даже в случае, если мотоцикл или мопед долго стояли без применения. Если же АКБ не удается разбудить, полезно будет узнать, как восстановить гелевый аккумулятор. Отмечается, что такие аккумуляторы могут гораздо дольше сохранять оптимальные показатели своей емкости, находясь в нерабочем состоянии, чем любые другие . Есть сведения, что даже после двух лет отсутствия эксплуатации такая батарея легко восстанавливала свой потенциал.
- При условии бережного обращения, а также при том, что зарядка гелевых аккумуляторов для скутеров и других транспортных средств будет регулярной и правильной, срок службы гелевых АКБ может составить до 10 лет .
- Любой гелевый аккумулятор вследствие стойкого сохранения емкости можно использовать сразу же после покупки . Нет необходимости в дополнительной подзарядке. Это немаловажно для мотоциклистов, ценящих наиболее быстрое решение тех или иных технических задач.
- Если корпус батареи будет поврежден вследствие аварийного столкновения с каким-либо объектом, оксид кремния, добавляемый в серную кислоту, максимально сократит выделение вредных газов , а гель не вытечет из корпуса . Это сводит к нулю возможный риск воспламенения.
Итак, стимулов для того, чтобы рассматривать гелевые АКБ именно как мото аккумуляторы, довольно много. Однако перед тем, как покупать именно такой вариант, нужно ознакомиться и с теми его особенностями, которые могут доставить владельцу определенные неудобства.
Какие недостатки есть у гелевых батарей
Минусов у них гораздо меньше, чем плюсов. Их можно назвать, скорее всего, характерными особенностями, которые стоит учитывать при покупке.
Как уже было сказано, цена их значительно выше, чем у других АКБ — именно по причине долговечности и повышенной безопасности. Они более требовательны к условиям зарядки и хуже переносят перепады напряжения и тока , чем более устойчивые к ним кислотные аналоги. При покупке гелевой батареи важно сразу же обзавестись подходящим к ней зарядным устройством, обязательно с регулировкой величины тока.
Как правильно заряжать гелевый аккумулятор для мотоцикла
Выбор зарядного устройства
Важно помнить о том, что использовать для мотоциклетной батареи зарядное устройство, предназначенное для автомобильных аккумуляторов, не всегда является лучшим решением. Это может сразу погубить мотоаккумулятор. Можно подобрать так называемое «интеллектуальное» зарядное устройство с несколькими режимами выставления параметров , в том числе, и мотоциклетным. «Умное» зарядное устройство всегда «знает» о том, как правильно заряжать аккумулятор мотоцикла 12 вольт.
Кроме импортных зарядников, в продаже имеются и неплохие отечественные аналоги по более приемлемой цене. Например, универсальное ЗУ Benton BX-1 производства Ижевск. В любом случае основным критерием выбора зарядного устройства должна быть возможность заряжать такую батарею небольшими токами.
Существуют автомобильные зарядные устройства с возможностью контроля ампеража (показателей тока). Если ваше автомобильное ЗУ обладает такой возможностью, использовать его можно. Но при условии, что зарядка аккумулятора будет проводиться на токах минимальной величины . Емкость аккумулятора для мотоцикла значительно отличается от емкости автомобильной батареи. Поэтому следует знать показатели напряжения и тока, чтобы понимать, как зарядить аккумулятор мотоцикла и мопеда автомобильным зарядным устройством. Например, автомобильный аккумулятор с выходным напряжением 12 вольт может иметь емкость 55, 60 Ач и выше. А мотоциклетная АКБ при том же показателе U 12В имеет емкость, в среднем, 2,3 Ач.
Если исходить из расчетов, что любую АКБ следует заряжать токами, равными 10% от ее номинальной емкости, можно судить о том, какой величины должен быть ампераж в том и в другом случае. Его необходимые показатели для правильной зарядки аккумулятора для мотоцикла следует выставлять во много раз меньше, и забывать об этом не следует никогда.
Частота подзарядки
Иногда, рассуждая о гелевых аккумуляторах, новички ошибочно думают, что, если производитель гарантирует их якобы «бесперебойное» использование в течение 10 лет, заряжать их не нужно. Это не так, потому что любая АКБ требует регулярного ухода и зарядки. Даже если она относится к категории необслуживаемых.
Для того, чтобы гелевый аккумулятор для мотоцикла прослужил дольше и выработал весь свой необходимый ресурс, заряжается он, как минимум, раз в сезон. Подзарядка производится по необходимости. Контролировать уровень заряда батареи следует регулярно, не забывая об этом, во избежание ее глубокого разряда.
Как проверить зарядку аккумулятора на скутере или мотоцикле? С помощью тестера или мультиметра всегда можно провести замеры напряжения на клеммах аккумулятора. Если показатель выше 12,7 В , батарея стабильно держит заряд, и в ближайшее время не будет нуждаться в подзарядке. Если же напряжение ниже — за показателем нужно следить и, при первой возможности, подпитать АКБ подходящим зарядником, который рекомендуется возить с собой. Особенно, если планируется езда на большие расстояния, или же участие в «энергоемких» соревнованиях и мотокроссах.
Ход зарядки АКБ
Для того, чтобы всегда помнить о том, как правильно зарядить гелевый аккумулятор для мотоцикла, следует усвоить простой, но важный алгоритм действий:
- Для качественной зарядки батареи в случае, если она сильно разрядилась или же заряжается после долгого «простоя» мотоцикла, потребуется не меньше 10-12 часов непрерывного контакта с зарядным устройством.
- Подключите зарядное устройство с помощью «крокодилов» к аккумулятору, соблюдая полярность («плюс» к «плюсу», а «минус» к «минусу»).
- Подключите зарядное устройство к сети .
- Если вы используете ЗУ с регулируемым показателем тока, скорректируйте минимальный ампераж по мультиметру .
- Ток заряда должен составлять 10% от номинальной емкости батареи . Пример: стандартный мотоциклетный аккумулятор с выходным напряжением 12 вольт и емкостью 2,3 Ач в идеале должен заряжаться токами не больше 0,2 А . Однако практика показывает, что ток может быть немного больше. Особенно, если требуется «подраскачать» аккумулятор после долгого пребывания без работы. Важно не допустить «перегрева» батареи и внимательно контролировать весь процесс . Особенно, если вы заряжаете мотоциклетную АКБ с помощью автомобильного зарядника.
- Не отключайте питание, пока батарея не зарядилась полностью . На современных гелевых аккумуляторах часто бывает установлен индикатор, сигнализирующий изменением цвета по окончании процесса зарядки.
- Показатели напряжения во время всего процесса не должны превышать 14,2-14,4 В . Гелевые аккумуляторы очень чувствительны к высокому напряжению. Они могут быстро выйти из строя, если его уровень станет выше.
Восстановление
Для того чтобы оживить такую АКБ, нужно снять крышки с батарейных отсеков и начать заливать в каждую банку дистиллированную воду. Невзирая на то, что эти аккумуляторы относят к категории необслуживаемых, всегда есть возможность снять их крышки. Воду доливайте с помощью шприца, по два миллилитра в каждую «банку». Спустя полчаса уберите резиновой грушей излишки воды — она должна немного покрывать пластины. Закройте батарею, поставьте наверх груз (чтобы колпачки не выбило большим давлением) и приступайте к зарядке.
Реанимировать АКБ можно с помощью подачи напряжения более 14 вольт. Чтобы восстановить ее, в начале зарядки понадобится напряжение, как минимум, в 15 вольт. Необходимо держать ее на зарядке около 14 часов, предварительно дождавшись того момента, когда она начнет потреблять ток. В случае, если АКБ не реагирует на напряжение в 15 вольт, его можно поднять до 30. Когда батарея, наконец, «раскачается», через два или три таких цикла заряжайте ее обычным способом — током в 10 процентов от ее емкости, убавив напряжение до 14 вольт.
Тем не менее, многие специалисты не советуют восстанавливать аккумуляторы этого типа. Часто эффект лишь временный.
Текущий уход за гелевым аккумулятором мотоцикла
Несмотря на то, что корпус гелевого аккумулятора герметичен, необходимо следить за тем, чтобы на него попадало как можно меньше грязи и пыли. Особенно следите за клеммами , чтобы не произошло из окисления. Вот и все обслуживание, которое нужно гелевому аккумулятору. Подробнее о том, почему окисляются клеммы аккумулятора →
Как уже было сказано, время от времени проверяйте текущий уровень напряжения в батарее, чтобы не пропустить тот момент, когда ей уже будет требоваться максимальная зарядка. Кроме «капитальной» зарядки, длящейся 10-12 часов, аккумулятор необходимо периодически подзаряжать раз в два месяца . Особенно, если мотоцикл используется постоянно. Таковы основные технические рекомендации о том, как зарядить гелевый аккумулятор для скутера или мотоцикла правильно.
Если вы не используете мотоцикл в зимнее время, батарею с него можно снять, очистить загрязнения слегка увлажненной ветошью, вытереть насухо и хранить при комнатной температуре.
Как видите, гелевый аккумулятор для мотоцикла, невзирая на его довольно высокую стоимость по сравнению с другими, — один из лучших вариантов. Особенно, если речь идет об экстремальной езде. При должном уходе и знаниях о том, как зарядить мото-аккумулятор правильно, он оправдает себя очень быстро. А отсутствие необходимости доливать в него электролит вместе с перспективой максимальной безопасности может стать дополнительным стимулом для его приобретения.
Источник