Как сделать аккумулятор для рации

Как сделать аккумулятор для рации

Это очень больной вопрос для многих походников и аутдорщиков, которые используют профессиональные радиостанции. Для многих их выбор является самым удобным – управление простое, рации надёжны и крепки, зачастую вполне экономичны. Сниженная чувствительность не отпугивает на фоне надёжности. Всё хорошо, но вот когда аутдор длится достаточно долго, или очень интенсивный радиообмен без возможности зарядить аккумуляторы, встаёт во весь рост вопрос автономного энергоснабжения зарядных устройств .
Конечно, рассчитав на основе Dtz необходимое количество заряженных аккумуляторов, и забарахлившись ими, отправится в пампасы, считая проблему решённой. Однако это работает только на «малых дистанциях», в недолгих походах. Потому что надолго запасти к проффесионалкам аккумуляторов сложно по двум причинам: 1. Они дорогие 2. Они со временем саморазряжаются.
Единственным исключением служит технология Eveloop, но эти банки почему-то в профессиональные аккумуляторные сборки не ставят (скорее всего из-за предполагаемой области применения – охр. структуры и службы, где аккумуляторы не хранятся заряженные месяцами, а сразу идут в дело). Так что запасливый на аккумуляторы походник рискует в нужный момент оказаться с кучей бесполезного и тяжёлого хлама, который когда-то был рацией с аккумуляторами, если у него профессиональная рация, и без возможности накормить её батарейками. Выхода из ситуации два: сделать внешнее питание (разъём на аккумуляторном блоке и провод к источнику питания), или обзавестись батарейным отсеком, которого производитель рации не выпускает.
Например, у раций Kenwood 2107[L] (TWR—TK340), для которых штатный аккумулятор KNB-15, батарейные отсеки такого форм-фактора в природе заводские существуют. Поэтому ищем на месте продажи KNB-15A или тех, что нужны, и просим пару-тройку умерших, не заряжающихся аккумуляторов – «Для опытов». Обычно, если есть, не отказывают (утилизировать их отдельные трудности).
теперь начинаем переделывать их в батарейный отсек. Переделка происходит в несколько этапов – сначала вскрытие трупа – аккуратно, не ломая подпиливаются места, где склеены створки корпуса.
В зависимости от конструкции аккумуляторной сборки, есть несколько способов «вскрытия». Самым «гуманным» считается с помощью холодильника: аккумулятор кладётся в морозилку до полного промерзания, пластик становится хрупким, и пока не оттаял отвёрткой или стамеской аккуратно вскрываются места склейки. Но этого не всегда достаточно. Иногда приходится подпиливать – чтобы слом не пошёл туда куда не нужно, и не разломался весь корпус. Тут в дело идут тонкие обломки ножовочного полотна по металлу – можно выточить на них зубчик, и им аккуратно выстругивать в нужном месте клеящий материал. И пожалуй самый варварский способ – просто взламывать отвёрткой. Он работает исправно только тогда, когда части корпуса аккумулятора склеены не плотно.
Следующий этап – потрошение, извлечение содержимого – отслуживших своё аккумуляторных батарей, затем монтаж соединительных контактов между створками корпуса, и укрепление их, пайка к ним контактных площадок для батареек, и приклеивание остальных контактных площадок. Понятно, что всё это проделывается вдумчиво и аккуратно, с постоянной подгонкой и проверкой.

Читайте также:  Тяговые гелевые аккумуляторы для электровелосипеда


Самодельные батарейные отсеки для Kenwood TK-2107, типа KNB-15, в сборе и открытый Батарейный отсек из аккумулятора для Motorola CP-140

Возможно, конструкцию придётся дополнительно укреплять рёбрами жесткости или прокладками, потому как из 3-х вскрытых мной KNB-15A все три внутри оказались очень разными по устройству.


Самодельный батарейный отсек для Kenwood TK-2107, типа KNB-15

Так же отсутствием battery case болеют почти все рации Motorola. И тоже к ним колхозится батарейный отсек из отслуживших своё аккумуляторных сборок.
Кстати, выше упоминалась технология Eveloop, аккумуляторные банки с высоким внутренним сопротивлением, и по отзывам за 1-2 года хранения они теряют не более 5% заряда.


Аккумуляторные банки на 2500mAh и 500циклов с высоким внутренним сопротивлением

Эти банки, как видно на фото, выполнены в форм-факторе именно батареек типа АА (LR6), поэтому простой заменой банок выработавших ресурс на эти проблему не решить, а вот в батарейный отсек их воткнуть можно, и получить своеобразную альтернативу – это не батарейки, которые использовал и всё, а аккумуляторы такой же ёмкости, способные долго хранить заряд как батарейка. Стоят они не дёшево, но если батарейки в походе расходуются регулярно, то они быстро окупятся.

И конечно же, в рамках вопроса нельзя обойти стороной такой вопрос, как простое «прокачивание» убитых аккумуляторов. Здесь выгода двойная: во-первых, в результате мы получаем более ёмкий аккумулятор, чем был, во-вторых, он обходится дешевле, чем покупка «родного». Это если не считать того, что этот самый «родной» ещё найти надо, а аккумуляторные банки продаются достаточно распространённо, причём не малой ёмкости. В итоге свежий такой прокачанно-самодельный аккумулятор частенько может заменить как сами аккумуляторы, так и аварийный запас батареек (если нет риска, что разрядятся сами собой).

Читайте также:  Аккумулятор для samsung e950

В качестве примера, приведу «прокачку» аккумуляторной сборки от раций Yaesu / Vertex FNB-V94 (VX-414 VX-417 VXA-220 VXA-300 FT-60R FT-250R FT-270R FT-277R). Аккумуляторная сборка вскрывается, извлекаются сваренные точечной сваркой старые банки, аккуратно отсоединяются от ленточных проводников и обвязки (как правило это термопредохранитель и защитный от кз и переполюсовки диод) – они нам ещё пригодятся, и на их место укладываются новые банки высокой ёмкости. Обвязка припаивается (поскольку точечная сварка доступна не всем) не совсем обычным способом.


Yaesu VX-170, и аккумулятор типа FNB-83 в разборке

По опыту – нужна паяльная кислота, паяльник мощностью не менее 50Вт, и понятно припой. Необычность состоит в том, что новые банки нельзя перегревать паяльником, поэтому процесс припоя нужно сделать как можно более кратковременным. Для этого сначала все спаиваемые поверхности лудятся, на банках – одним быстрым касанием паяльника, чтоб не разогревать банку (для этого паяльник и нужен мощный), а потом спаивается так же быстрыми касаниями. Если всё делается аккуратно и правильно, то через час неспешной и вдумчивой работы с перекуром мы получаем готовую новую аккумуляторную сборку.

Пример:
Итак, сдох акум от Yaesu, стандартный, FNB-83 (1400мА/ч). Он пахал долго и плотно. новый такой стоит от 1000р. (за 1400мА/ч) до 1200 за FNB-V94 (1800мА/ч). При цене за саму рацию в 4500. Это 30% рации.
Пром-банки по 125р. каждая на 2500мА/ч. =850р. Затрачиваю (при опыте) на всё 5 минут. При паре некривых лап и тюбике клея, получаю новенький аккумулятор для Yaesu VX-170 2500мА/ч за 850р (назовём его “FNB-B96”):


«прокачанный» отсек для Yaesu VX-270, типа FNB-83 с банками на 2500mAh “FNB-B96”

Таким образом, проблему питания в долгих автономах профессиональных раций можно решить. Единственное, что может быть внезапно-неприятно в связи с использованием 6хAA , это что стандартный аккумуляторы профессиональных раций почти все на 7,2V и 7,4V(Li-Ion/Po), а батарейки выдают на питающие контакты 1,5х6=9,0V. Радиостанция скорее всего не сгорит, они как правило выдерживают до 16V на входе, но у них может быть встроенный стабилизатор, который избыток напряжения просто рассеивает в нагревание самого стабилизатора. Именно поэтому у некоторых раций параметр Dtz от батарей ниже, чем от аккумуляторов даже меньшей ёмкости. Для таких аппаратов есть простой выход из ситуации – в получившийся battery case вместо одной из батарей класть замыкающую контакты проставку, по сути — имитатор батарейки, контакты которого соединены напрямую между собой. В этом случае выходное напряжение составит 7,5V, что вполне «устроит» стабилизатор рации, и не приведёт к расходу излишнему батареек.

Есть ещё одно решение проблемы, которую можно назвать «казус зарядника». Оно имеет смысл для тех, у кого завалялись вполне рабочие радиостанции, но у которых сдох аккумулятор или нет зарядного устройства, а покупать-искать новый, устраивать реанимацию старого просто нецелесообразно по деньгам или ещё по каким-то причинам. Ниже приводится пример решения с радиостанцией Kenwood TK-2107, которую было сложно использовать по назначению резервного «говорящего камня», из-за как раз проблем «зарядник-аккумулятор». Эта такое использование радиостанции-резервиста в качестве резервной-на выданье, т.е. когда надо какому-то камраду оперативно одолжить рацию, что бы держать связь в походах. Например, проводнику в горах, товарищу, который в рациях не разбирается. Там очень простое управление и ничего лишнего. В общем, простая, надёжная и дешёвая радиостанцмя, при наличии батарейного отсека (а он есть). Минус основной — то что нет разъёма для внешнего питания, но при режиме говорящего камня на выданье — это не важно. Зато другой — заключается в том, что зарядное устройство KSC-15, поставляемое вместе с рацией, на самом деле просто корпус зарядного стакана с контактами, на которые тупо подаётся 8,4 вольта от сетевого адаптера, и примитивная схема из 2-х резисторов, которая так же тупо включает красный светодиод, когда аккумулятор вставлен в стакан. Всё. Такая «тупая» зарядка не только очень долго заряжает, и узнать когда зарядит не даст, но и даже хорошие аккумуляторы быстро сведёт в утиль. А из-за популярности модели, аккумуляторы KNB-15A стали ещё более популярны, соответственно в Китае их начали лепить по подвалам из всякого шлака. получалось, что хорошо зарядить аккумуляторы к этой рации и более-менее оставаться на связи получится, если постоянно покупать и расходовать на батарейки, что не очень хорошо, а заряжать нормально аккумуляторы скажем моей зарядкой от Yaesu, на проводочках соединяя клеммы — очень не удобно и теряется смысл как «рации на выданье» и резервной. Проблема свелась к тому, что нужно было придумать, как сделать нормальную работу от аккумуляторов, которые можно нормально заряжать самостоятельно, при этом не возясь с проводочками, а лучше вообще без задействования для этого мозга 🙂 Решение пришло, когда я увидел держатель двойной для аккумуляторов типа 18650 за 50р. Т.е. по идее, если его вмонтировать в корпус от родного аккумулятора для Kenwood TK-2107, но так что бы их можно было вынуть, и зарядить любой зарядкой для 18650 — то проблема решается. Держатель удобен тем, что не надо колхозить с применением высокого искусства лямели и посадочные места внутри корпуса «чужого» аккумулятора, заточенного для 6-ти банок типоразмера АА. Но нужно добиться, чтобы они влезли — и держатель, и аккумуляторы. Кстати, когда вскрыл «родной» KNB-15A, выяснилось, что там мало того что банки какие-то левые, ещё и кусок железа приклеен для веса, чтобы сборка на ощупь-вес казалась более «правильной». Тут как раз обнаружился «лишний» аккумулятор от какого-то АйКома — достался халявой на дербалове, но самой рации не было и не будет. Вскрытие показало, что внутри как раз 2 банки 18650 и схема балансировки заряда (чтобы при подаче зарядного напряжения тех же 8,4в они заряжались одинаково наиболее «плотно»). И вот что получилось:

Видно всё сборе, со снятым акумом — видно шильдик от АйКома, который я переклеил, отрыт акум — видно балансировочную плату, и с вынутыми 18650. тест-драйв показал отличные результаты, проблема «казуса зарядки» решена — теперь можно зарядить хоть штатно — не разбирая через схему балансировки, просто воткнув в подходящий зарядник, либо использовать классический блок зарядки акумов типа 18650. Но это в этой идее просто бонус, можно обойтись без схемы. Всё это на примере KNB-15A от Kenwood TK-2107, но применимо и к другим рациям. Можно просто переделать имеющуюся аккумуляторную сборку под 2х18650. Тем самым поставить рацейку в боевой строй с минимумом затрат (на 2 банки 18650 и держатель) — только небольшое слесарное танго и балет с паяльником на один вечер после работы.

Источник

Как заменить аккумуляторы в рации

Автор: admin Vladimir | Опубликовано 10-01-2016

Всем доброго времени суток. Сегодня я вам расскажу, как заменить вышедшие из строя Ni-MH аккумуляторы в аккумуляторной батарее от радиостанции Vector BP-44. Радиостанция очень нужная и удобная вещь. Простой обыватель ещё может как-то обойтись без неё. А вот у спецслужб это первый друг и помощник. Так же без мобильных средств связи не могут обойтись любители экстремальных видов спорта и активного отдыха на природе.

Недавно ко мне обратились охотники с просьбой выявить причину быстрой разрядки раций. Итак, имеются две радиостанции Vector BP-44. Одна, из которых, работает более менее, вторая же может сдохнуть в самый неподходящий момент. Например, стоишь в загоне надо бы сообщить, что идёт заяц, а как, рация то разрядилась.

Чтобы выявить причину достаточно поменять аккумуляторные батареи местами. Так как одна батарея боле-менее живая. Сразу стало ясно, что виноват источник питания, радиостанция в полном порядке. Конечно, логично было бы купить новые аккумуляторные батареи. Но в наших магазинах просто не бывает. Их придется заказывать через интернет, это очень долго. Да и цена на них достигает 18 долларов. Поэтому сразу было принято решение приколхозить что-нибудь свое.

Простой способ замены аккумуляторов в

рации VECTOR_BP-44

Сразу было ясно, что это никель-металл-гидридный аккумулятор, также было известно напряжение в 7,2 вольта. В голове сразу мелькнула мысль что, там стоят мизинчиковые аккумуляторы, причём их количество должно быть не меньше шести.

Чтобы это проверить достаточно взять простые мизинчиковые батарейки, положить сверху на корпус аккумуляторной батареи убедиться в том, что там уместится порядка 6 элементов, даже останется ещё немножко места. Остаётся вскрыть корпус и проверить наши рассуждения. Так как же заменить аккумуляторы в рации.

Вооружаемся ножом и пробуем открыть крышку, начнём с угла, так как там припаяна крышка слабее всего:

За тем аккуратнее, чтобы не повредить содержимое, прорезаем место соединения по периметру. Так же будьте осторожны, так как нож острый можно получить травму, если соскочит лезвие ножа:

В образовавшуюся щелку стали проглядываться элементы питания, значит, мы не ошиблись и двигаемся в верном направлении. Снимаем крышку и что мы видим. Действительно стоят шесть Ni-MH элементов питания:

Скреплены элементы питания между собой при помощи клейкой ленты типа скотч. Ёмкость каждой батарейки равняется 800 миллиампер часов. Что характерно в новых аккумуляторных батареях, которые продаются в интернет магазинах, ёмкость указана 1100 миллиампер часов. Так как рации не новые вероятно раньше ставили именно на 800 миллиампер часов:

В нижней части корпуса находится уплотнитель, в виде застывшего клея типа эпоксидной смолы. Также там расположен диод, который защищает от неправильного подключения к зарядному устройству:

Аккуратно извлекаем элементы питания. Мы видим, что они соединяются при помощи контактной сварки. Некоторые соединения подвержены коррозии, вероятно из-за повышенной влажности:

Теперь нам нужно приобрести новые никель-металл-гидридные аккумуляторы и попробовать их уместить внутри корпуса. Конечно, логично было бы вместо Ni-MH приспособить литий-ионные (Li-ion) аккумуляторы. Так как в свете последних лет именно они стали лидерами в качестве источников питания. Инженеры смогли добиться того что они стали неприхотливые и долговечные. Но есть одно но. Дело в том, что Li-ion в отличие от Ni-MH должны заряжаться особым способом. Процесс зарядки проходит в две стадии. На первом этапе элементы должен заряжаться стабилизированным постоянным током до определенного напряжения. Как только будет достигнуто это напряжение, процесс переходит в другую стадию и заряд проходит под постоянным напряжением. Такой алгоритм зарядки обеспечивает литий ионному аккумулятору долговечность. Штатное зарядное устройство от радиостанции не имеет такого алгоритма заряда. Поэтому если мы поставим такие аккумуляторы в наши рации, то придётся переделывать и зарядное устройство, что приведет к удорожанию всей нашей затеи.

Поэтому этот вариант даже и не рассматривался. Были приобретены вот такие три комплекта, наиболее дешёвых пальчиковых элементов от производителя Зубр:

Прежде чем пробовать разместить в корпусе их нужно соединить в батарею, предварительно придав жёсткость при помощи скотча. Контактной сваркой я не обзавелся, поэтому соединять элементы пришлось при помощи паяльника. Конечно, производители это строго настрого запрещают делать. Но если аккуратно не перегревать, то это вполне осуществимо. Чтобы не перегреть элемент нужно взять паяльник помощнее ватт на 100. Контактировать жало паяльника по времени с выводом батарейки должно как можно меньше:

Теперь пробуем поместить нашу новую батарею в корпус. С этим возникли некоторые трудности. Дело в том, что крышка корпуса плотно не прилегает, остаётся небольшая щель, приблизительно в один миллиметр. В связи с этим блок аккумуляторов очень плотно пристёгивается к рации. Поэтому, при помощи ножа, пришлось убрать выступающие поддерживающие части корпуса. Оригинальные аккумуляторы эти выступы поддерживают, чтобы они там не болтались. Новые же аккумуляторы вероятно чуть больше диаметром, поэтому их можно срезать:

Теперь всё умещается очень плотно, без болтанки. Осталось приклеить крышку к корпусу. Я использовал клей Момент:

Тоже самое нужно проделать с другой батареей. И у вас получатся практически новые радиостанции:

Забегая вперёд, я хочу сказать, что испытал изношенные аккумуляторы при помощи интеллектуального зарядного устройства BT-C2000. Но это уже другая история. Постараюсь рассказать об этом как-нибудь в следующий раз.

Источник

Оцените статью