Как реанимировать аккумулятор дельта

Как реанимировать аккумулятор дельта

Восстановление аккумулятора Может, вы не раз уже слышали, что аккумуляторы не поддаются восстановлению? Полная чушь и бред! Значит, руки не там растут! Я лично восстановил несколько убитых аккумуляторов, и они работали ещё несколько сезонов! Не отдавайте деньги алчным продавцам на автобарахолках, не покупайте китайское — оно может проработать меньше, чем ваш старый фирменный аккумулятор, если его правильно восстановить! Итак, начнём. Имеем на руках убитый или почти убитый аккумулятор.

Нам понадобятся некоторые материалы и инструменты:
1) Свежий электролит(номинальной + желательно повышенной плотности)
2) Дистиллированная вода.
3) Измеритель плотности электролита(ареометр). Маленький. На большой вы не насосёте электролита со всего аккумулятора.
4) Зарядное устройство, способное обеспечить малые (0,05-0,4А) токи зарядки. Я использовал простейший самопал — блок питания от магнитофона, тестер в качестве ампер- и вольтметра плюс блок мощных резисторов для регулировки зарядного тока.
5) Десульфатирующая присадка к электролиту.
6) Маленькая клизма и пипетка для наливных целей.

Для начала определимся с возможными неисправностями:
1) Засульфатированность пластин — ёмкость аккумулятора падает почти до нуля.
2) Разрушение угольных пластин — при зарядке электролит становится черным.
3) Замыкание пластин — электролит в одной из секций аккумулятора выкипает, секция греется. (Тяжелый случай, но иногда небезнадежный)
4) Перемёрзший аккумулятор — распухшие бока, электролит при заряде сразу вскипает (многочисленные замыкания пластин) — тут уж ничем не помочь.

Читайте также:  Agm или gel аккумулятор что лучше для электромобиля

Начнем с конца списка.(п.3) При замыкании пластин не в коем случае не пытайтесь его заряжать! Начинаем промывку дистиллированной водой. Не бойтесь переворачивать и трясти аккумулятор, хуже уже не будет. Промывайте его до тех пор, пока не перестанет вымываться угольная крошка (надеюсь, этот момент наступит, иначе прекратите этот мазохизм). При промывке часто замыкание пластин устраняется, и мы переходим от пункта (3) к пункту (2). После промывки и вытряхивания всякого мусора из недр аккумулятора приступаем к пункту (1), а именно к устранению отложений солей на пластинах аккумулятора. Следуйте инструкциям к присадке. Мой опыт может отличаться от того, что вы прочтёте в инструкции.

Далее я делаю так:
1) Заливаем аккумулятор электролитом номинальной плотности (1,28 г/куб.см).
2) Добавляем присадку, исходя из объёма аккумулятора (см. инструкцию)
3) Даём электролиту выдавить воздух из секций, а присадке — раствориться в течении 48 часов (!), при необходимости доливаем электролит до номинального уровня. Кстати, присадку можно растворить в электролите до заливки в аккумулятор, если, конечно, она хорошо растворяется.
4) Подключаем зарядное устройство(не забудьте снять пробки!). НО МЫ НЕ БУДЕМ ЕГО ЗАРЯЖАТЬ! НЕ СЕЙЧАС! Сначала мы будем гонять его по циклу «зарядка-разрядка», иначе «тренировка», то есть заряжать и разряжать его, пока не восстановится нормальная ёмкость. Выставляем ток зарядки в районе 0,1А и следим за напряжением на клеммах. Не давайте электролиту кипеть или нагреться! Если необходимо, уменьшите зарядный ток, пузырьки газа и перегрев разрушают аккумулятор! Заряжайте, пока напряжение на клеммах аккумулятора не достигнет 2,3 — 2,4В на каждую секцию, т.е. для 12-вольтового аккумулятора — 13,8-14,4 В.
5) Уменьшаем зарядный ток вдвое и продолжаем зарядку. Зарядку аккумулятора прекращаем, если в течении 2 часов плотность электролита и напряжение на клеммах остаются неизменными.
6) Доводим плотность до номинальной доливкой электролита повышенной плотности (1,4) или дистиллированной воды.
7) Разряжаем аккумулятор через лампочку током примерно в 0,5А до падения напряжения на клеммах до 1,7В на элемент. Для 12-вольтового аккумулятора эта величина составит 10,2В, для 6-вольтового 5,1 соответственно. Из имеющихся величин тока разряда и времени разряда вычисляем ёмкость нашего аккумулятора. Если она ниже номинальной (4 ампер-часа), то:
8) Повторяем цикл заряда с начала до тех пор, пока ёмкость аккумулятора не приблизится к номинальной.
9) Добавляем в электролит ещё немного присадки и закрываем отверстия аккумулятора.

Читайте также:  Аккумулятор для explay b240 аналог

ВСЁ. Мы имеем на руках рабочий аккумулятор, который, исходя из моего опыта, иногда способен проработать дольше китайского! Дальше обращаемся с аккумулятором, как положено, то есть:

Рекомендации по обслуживанию аккумулятора
1) Следите за уровнем электролита и его плотностью. Хотя бы пару раз за сезон! Обычно от перезаряда электролит выкипает, и приходится доливать дист. воду. При низких температурах, особенно, если после холодной ночи стартер еле крутит, поднимите плотность электролита, но не более 1,4 !
2) Ни в коем случае не оставляйте аккумулятор зимовать вместе со скутером в холодном гараже! Он может перемёрзнуть, а это гарантированная СМЕРТЬ для аккумулятора!
3) Номинальный ток зарядки аккумулятора составляет 0,1 от его ёмкости в ампер-часах, то есть в нашем случае 0,4 ампера в течении 10 часов. НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ЗАРЯДНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ, ЕСЛИ ОНИ НЕ ИМЕЮТ РЕГУЛИРОВКИ ЗАРЯДНОГО ТОКА В ПРЕДЕЛАХ НИЖЕ 1А. Огромный ток заряда просто убьет ваш малыш-аккумулятор

Источник

Как оживить гелевый аккумулятор

Срок службы гелевой батареи (АКБ), по утверждению производителей, – не менее 10 лет. На практике необходимость ее ремонта или замены становится очевидной спустя 3-4 года, когда наблюдается снижение емкости или высыхает электролитный раствор. Изделие относится к категории необслуживаемых элементов, но опытные владельцы транспортных средств знают, как восстановить гелевый аккумулятор в домашних условиях.

Принципиальные отличия гелевых аккумуляторов

От свинцово-кислотных аналогов такие АКБ отличаются рядом технических характеристик и составом электролита. Связующим раствором в нем служит дистиллированная вода с добавлением силикагеля, который наглухо запечатывает содержимое корпуса.

Это позволяет избежать испарений химических веществ, что сказывается на уровне экологичности устройства – его можно устанавливать не только в салоне машины, но и в жилых помещениях. Кроме того, благодаря отсутствию выброса газов обеспечивается их повторное участие в рабочем процессе и увеличивается срок службы изделия.

Еще одним преимуществом АКБ является возможность размещать ее в любом положении – на боку или вверх дном, в то время как кислотные батареи нуждаются в строго вертикальной фиксации.

Аккумуляторы с гелевым электролитом не требуют глубокой подзарядки, быстро заряжаются и сохраняют ресурс в режиме ожидания в течение 2 лет.

Из-за увеличения количества циклов заряда-разряда возможно более интенсивное использование таких изделий.

Среди негативных особенностей подобных батарей отмечают:

  1. Неустойчивость к низкой температуре. При -50⁰C электролит замерзает и становится ломким.
  2. Быстрый выход из строя при подаче напряжения свыше 15 В.
  3. Высокую цену.

Как проверить гелевый аккумулятор

При отсутствии явных изъянов устройство проверяют с помощью вольтметра и нагрузочной вилки, в течение 3-4 секунд имитирующей работу стартера. Нагрузку подключают после установки значений напряжения на клеммах, а далее на короткий период подсоединяют импровизированный движок.

Темпы восстановления электродвижущей силы оценивают, наблюдая за стрелкой вольтметра, которая должна подниматься обратно.

Быстрое падение тока свидетельствует о том, что аккумулятор почти израсходовал свой ресурс, новое устройство заряжается долго. Если изменений не происходит, напряжение можно увеличить, прибавляя постепенно по 5 В. В ходе операции следует обратить внимание на то, чтобы температура прибора не превышала 40-45⁰С.

Подлежит ли гель восстановлению

Основанием для восстановления АКБ служит высыхание влаги в электролите. Для проверки уровня жидкости в банках крышку аккумулятора вскрывают ножом либо другим острым инструментом. При возвращении крышки в первоначальное положение необходимо убедиться в отсутствии на клапанах грязи.

Из-за нее они могут не закрыться, и гель будет высыхать быстрее. Кроме того, учитывают целостность корпуса устройства и его содержимого. Объем сохраненного в аккумуляторе заряда должен составлять не менее 30% от положенной величины.

Основные правила безопасной зарядки

Зарядку гелевого аккумулятора можно выполнять в домашних условиях. Главное – обеспечить поступление постоянного тока. Процедуру проводят с помощью зарядного устройства на 12В, которое применяется только для гелевых приборов.

Такие зарядки можно изготовить своими руками. От других изделий их отличает возможность контроля над поступающим напряжением. Этот показатель рекомендуется выставлять в размере 0,1 от мощности батареи, зарядное время при этом составит около 12 часов. Прибор, рассчитанный на устройства кислотного типа, использовать нельзя.

АКБ заряжается полностью и с низким уровнем энергии не эксплуатируется.

Долгое пребывание в разряженном состоянии приводит к снижению емкости. Предупредить эту ситуацию позволят регулярные подзарядки аккумулятора.

Как проводится восстановление аккумуляторной батареи

Гелевые аккумуляторы более требовательны к обслуживанию, поэтому для их восстановления нужна большая аккуратность. В ходе процедуры используются следующие инструменты:

Для восстановления уровня электролита потребуется дистиллированная вода, ее можно купить в аптеке.

Заливка дистиллята

Аккумулятор разбирают, сняв с него верхнюю крышку, после чего пинцетом удаляют резиновые колпачки клапанов. Затем шприцем добавляют в каждую банку по 2 мл дистиллята. Заливать жидкость нужно постепенно, по мере впитывания воды в гель. Восстановленный уровень должен полностью покрывать свинцовые пластины, а излишек влаги откачивают тем же шприцем.

В ряде случаев вместо дистиллированной воды в АКБ заливают электролит. Это сработает, если АКБ старая и реанимировать ее нужно временно.

Восстановление с помощью длительной зарядки АКБ

После добавления дистиллированной жидкости клапаны возвращают на место и закрывают крышкой, которую фиксируют скотчем или клеем, а сверху укладывают груз. Это необходимо для того, чтобы предотвратить срыв клапанов под действием выделяющегося газа.

При подключении батареи к зарядному устройству на вольтметре выставляют значение 14-15 B и дожидаются, когда аккумулятор восстановит потребление тока (в течение 14 часов). Если этого не произошло, напряжение повышают до 20 B.

Важно не оставлять батарею без присмотра, поскольку восстановление электролита приводит к резкому падению нагрузки и может спровоцировать задымление и выгорание устройства. Поэтому, как только пойдет ток, уровень электродвижущей силы снижают до 14 B и продолжают заряжать АКБ в стандартном режиме, т. е. зарядом, равным 0,1 от ее номинальной емкости.

Циклическая зарядка

Метод используется при сильной потере емкости. Он предполагает проведение 3-4 повторяющихся циклов зарядки и разрядки.

Первые две проводятся под высоким напряжением в 25-30 B, которое по мере увеличения потребления тока постепенно снижается до 14 B. Для разрядки используют лампочку на 5-10 Вт, при этом необходимо следить за тем, чтобы разность потенциалов не оказалась ниже отметки 10,5-11 В.

После восстановления батарею заряжают в стандартном режиме. Если вернуть аккумулятору всю мощность не удалось, его используют с неполным зарядом либо приобретают новую модель.

Как продлить устройству период работы

Срок службы гелевого аккумулятора зависит от условий эксплуатации и ухода за ним. Не рекомендуется допускать полной разрядки батареи.

Если это произошло, применяют ограниченную схему восполнения заряда – не в 10%, а в 5% от заявленной емкости – и вдвое увеличивают время процесса. Потери энергоемкости при таких действиях меньше, чем при стандартном способе.

Для того чтобы не было подобных ситуаций, следует приобрести мультиметр. В профилактических целях регулярно проверяют правильность крепления клемм и 1 раз в квартал производят полный цикл зарядки батареи.

В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно

  1. При вздутии банок, которое вызывается отслоением геля от пластин. Подобный дефект определяют визуально.
  2. При разрушении содержимого корпуса в результате продолжительного воздействия высокой температуры. Если во время осмотра АКБ из нее доносятся посторонние звуки, элемент “оживить” нельзя. Можно также просветить отверстия банок и убедиться в том, что свинцовые пластины утратили первоначальный внешний вид.

Правильным решением в таком случае будет покупка новой гелевой батареи.

Источник

Восстановление неисправных аккумуляторов на примере Delta DT 6012​: миф или реальность.

Введение.

Рис. Внешний вид рассматриваемого аккумулятора.

Изначально материал создавался с целью — аргументировано отговорить читателя от попыток восстановить аккумулятор. Материал сделан на собственных умозаключениях, и может быть ошибочным, но именно по выработанной методике восстанавливаются, диагностируются или выбраковываются аккумуляторы на нашем предприятии. Сразу хотелось бы остудить горячие головы, статистика попыток восстановления аккумуляторов говорит о следующих цифрах. На восстановление подходит каждый десятый аккумулятор, из этих избранных, восстанавливается каждый десятый – итого по статистике из ста неисправных аккумуляторов, восстанавливается один аккумулятор и 9 аккумуляторов получаются работоспособными на 40-60%. Что такое 40-60% для аккумулятора? Если это устройство отслеживающее напряжение на клеммах аккумулятора – то этого мало, и практически такое устройство работать нормально не будет, а вот если это простой потребитель тока — то этого достаточно. Например не полностью восстановленным аккумулятором 17Ah можно легко завести машину, можно целую ночь освещать походную палатку светом достаточным для чтения, служить источником питания для электроудочки, разогреть паяльник в полевых условиях и т.д и т.п. А вот не полностью восстановленному аккумулятору на 1,2Ah найти применение очень трудно, скажем практически невозможно.

В рамках данной статьи употребление термина аккумулятор – подразумевает неисправный аккумулятор, дальнейшая эксплуатация которого, в штатном режиме невозможна.

Немного теории.

Рассматривать будем аккумулятор Delta DT6012 на 6 вольт*1.2Ач, состоящий из трех аккумуляторных банок.

Устройство аккумулятора, схематичное, пропорции не соблюдены.

Плюсовые электроды состоят из двух сдвоенных пластин обернутых с двух сторон сепаратором пропитанным электролитом, в который добавлены загустители. Отрицательные электроды состоят из трех одинарных пластин, две пластины закрывают конструкцию с внешних сторон и одна пластина находится по центру. Вся эта сборка пластин и прокладок находится в герметичной секции, сверху имеющая отверстие закрытое резиновой пробкой, пробки сверху закрыты пластиковой крышкой. Таких секций в аккумуляторе три штуки соединенные между собой двумя перемычками, крайние секции имеют отводы наружу, являющиеся клеммами аккумулятора.

Описание аккумулятора.

  • Дата производства: март 2013г., такой вывод сделан на основании надписи на крышке аккумулятора «YD 120315»
  • Консервация: до 18 июля 2013г.
  • Эксплуатация: с 18 июля 2013г. в составе Элвес-Микро-МК, эксплуатировался редко, блок питания включен постоянно, на лицо перезаряд аккумулятора.
  • Выход из строя: 18 января 2014 г.
  • Внешние признаки: Секции аккумулятора не вздутые, ЭДС в норме, Ток проверен на мощную нагрузку – в норме, Напряжение под нагрузкой 5,5 – 5,9В. Под крышкой закрывающей резиновой пробкой, наблюдаются следы протекшего электролита.

В ККМ Элвес-микро-К аккумулятор проявлял себя так: при печати выдавал ошибку Acc.Lo, попытка зарядить аккумулятор штатным зарядным устройством – результатов не давала.

Разбираем аккумулятор.

Пластины в идеальном состоянии, как отрицательные, так и положительные.


Состояние отрицательных пластин аккумуляторов — идеальное.

Сепараторы насыщены электролитом в полной мере. На пластинах положительных электродов наблюдается небольшая деградация.


Состояние положительных пластин аккумуляторов — хорошее.

Секция аккумулятора имеют следующие параметры, ЭДС и ток короткого замыкания.

Минусовой вывод -> Секция №1 2,23В 2А -> Перемычка R1 0.4 Ом-> Секция №2 2,26В 0,4А -> Перемычка R2 0,6 Ом -> Секция №3 2,26В 0,3А -> Плюсовой вывод.

Налицо заметный перекос, поэтому проверяем каждую из двух банок с пониженным током короткого замыкания. Проверка осуществлялась зарядом в течение 5 минут напряжением 5 вольт, ток заряда не контролировался, такая процедура показала – секции заряжаются, и держат ток короткого замыкания почти в 1,5А. По результатам — получаем, все три секции в отдельности работоспособны и фактически могут быть восстановлены каждая в отдельности, но в целом аккумулятор неработоспособен.


В разобранном виде дефект проявил сам себя, перемычки не могут удержать вес нагруженных на них пластин.

Всю картину портят перемычки, последние имеют сильные следы деградации, перемычка ближняя к минусовому выводу практически разрушена, следы разрушения наблюдаются даже на горизонтальной перемычке, перемычка ближняя к плюсовому выводу имеет деградацию заметно меньшую, где то половина вертикальной перемычки.


Состояние перемычек в разобранном виде.


Состояние перемычек при ближайшем рассмотрении.

Перемычка bat3-bat2 разрушена только на вертикальной части перемычки (на фото справа)

Вертикальная часть перемычка bat1-bat2 полностью, даже горизонтальная часть перемычки разрушена почти полностью (на фото справа)


Вот как выглядит перемычка в порошкообразном состоянии


Состояние перемычек по результатам вскрытия.

Сопротивление перемычек: с максимальным разрушением 0,6 Ом, с минимальным разрушением 0,3 Ом.

Как видно из схемы при увеличении тока нагрузки увеличивается падение напряжения на перемычках R1 и R2. При токе потребления в 1А общее падение на внутренних перемычках может составить 1В, что фактически является фатальным для устройств с зашитой от пониженного напряжения на аккумуляторах, устройство просто отключится.

Диагностика.

С одной стороны аккумулятор является герметичным, и фактически не подлежит диагностике, но на самом деле производители аккумуляторов оставили небольшую лазейку — заливную горловину, закрытую сверху резиновой пробкой. Сами пробки закрыты пластиковой пластиной, которую довольно просто демонтировать.


На снятой верхней крышке видны следы выплескивающего электролита, это говорит о кипении секции аккумуляторов.

Фактически появляется доступ к массивным перемычкам соединяющей пластины одной полярности в единое целое. Таким образом, можно замерить следующие параметры:

  • напряжение на одной секции
  • ток короткого замыкания одной секции
  • сопротивление межсекционной соединительной перемычки
  • при определенной сноровке – уровень насыщенности сепаратора электролитом

Особое внимание уделяем сопротивлению перемычки, которое в идеале должно быть равно нулю.

  • 0,1-0,2 Ом незначительная деградация перемычки. Может подойти для дальнейшего использования в устройствах, которые отслеживают уровень напряжения на аккумуляторе.
  • 0,3-0,4 Ом средняя деградация перемычки. Может использоваться в устройствах, которые не отслеживают уровень напряжения на аккумуляторе. Требуется меры по уменьшению сопротивления перемычки.
  • 0,4-0,6 Ом сильная, практически необратимая деградация перемычки. При большой емкости аккумулятора может использоваться без особых проблем, при малой емкости – для дальнейшего использования требуется провести комплекс мер для попытки уменьшить сопротивления перемычки.
  • Больше 0,7 Ом – полная деградация перемычки. Дальнейшая эксплуатация возможна только после попытки уменьшения сопротивления перемычки.

Другим фактором при диагностике аккумулятора является срок эксплуатации. На практике срок эксплуатации аккумулятора выяснить довольно сложно, поэтому надо опираться на дату выпуска.

  • менее 1 года – такой маленький срок говорит о неправильной работе зарядного устройства, либо о заводском браке (к заводскому браку отнесем и подделки). Как правило, восстановлению не подлежат.
  • 1-2 года – срок службы для аккумулятора очень мал, и служит результатом нарушением условий эксплуатации, либо слишком интенсивной эксплуатации. Основная категория, подлежащая восстановлению.
  • 3 года – нормальный эксплуатационный срок. Аккумулятор эксплуатировался правильно, без нарушений условий эксплуатации. Из этой категории аккумуляторы имеют большой шанс на восстановление.
  • 4-5 года – очень хороший эксплуатационный срок. Такой срок эксплуатации говорит не только о правильной эксплуатации, но и о хорошем качестве исполнения аккумулятора. Именно эта категория, не смотря на большой срок эксплуатации, дает очень хорошие качественные результаты при восстановлении до 80% первоначальной емкости, хотя процент восстановления очень низок.
  • 6 более лет – срок критический для жизни аккумулятора, из этой категории процент восстановления стремится к нулю.

Восстановление аккумулятора

В интернете довольно много информации по этому поводу, в рамках данного материала мы не будем рассматривать, а вынесем в отдельный материал. Отметим лишь статистику, до 20% первоначальной емкости восстанавливаются около 90% аккумуляторов, но это фактически аккумулятор, который не жалко выбросить. А вот около 10% восстанавливаются почти до работоспособного состояния, и допускаются для использования в личных целях (не коммерческое использование). 1 % восстанавливается практически полностью, но не рекомендуется для дальнейшего коммерческого использования.

Выводы.

Почему не надо восстанавливать аккумуляторы.

Аргумент №1

Последнее время наблюдается тенденция уменьшения срока службы аккумуляторов. Не радуют и новые аккумуляторы, некоторые представители просто не соответствуют указанной на шильдике емкости. На практике встречались, абсолютно новые, аккумуляторы на 17Ач, которые с трудом соответствовали по параметрам аккумулятору в 12Ач, а порой и вообще соответствует емкости 9Ач. Если новый аккумулятор имеет емкость в 50%, то после восстановления можно представить, что емкость закономерно уменьшится, а значит даже успешное восстановление емкости аккумулятора, например 80%, даст на выходе только 40% от емкости аккумулятора написанной на шильдике.

Аргумент №2

Как видно из рассмотренного примера, аккумуляторы могут иметь неустранимые дефекты, как например разрушение перемычки между секциями аккумуляторами. Закон Ома утверждает, при токе в 17А падение напряжения на сопротивлении в 0,1 Ом составляет 1,7В, а значит, даже незначительная деградация перемычки на больших токах потребления делает аккумулятор практически бесполезным для устройств с контролем напряжения на клеммах.

Аргумент №3

Полученный результат, в виде восстановленного аккумулятора, все равно не соответствует полной изначальной емкости, что делает невозможной дальнейшую эксплуатацию в коммерческих целях невозможно. Соответственно никакой материальной выгоды от процедуры восстановления аккумуляторов не будет. Таким образом, восстановление аккумуляторов является больше хобби, чем занятием приносящим пользу.

Источник

Оцените статью