Как разобрать не обслуживающий аккумулятор

Содержание
  1. Как правильно восстановить необслуживаемый аккумулятор
  2. Устройство необслуживаемой аккумуляторной батареи
  3. Пластины-электроды
  4. Прослойки
  5. Клеммы полюсов
  6. Корпус
  7. Крышка
  8. Разновидности необслуживаемых батарей
  9. Плюсы и минусы необслуживаемых аккумуляторных батарей
  10. Достоинства необслуживаемых аккумуляторов
  11. Отрицательные стороны необслуживаемых аккумуляторов
  12. Правильная эксплуатация и нюансы минимального обслуживания
  13. Особенности зарядки необслуживаемой АКБ
  14. ТОП лучших необслуживаемых батарей
  15. Когда требуется и как выполняется ремонт аккумулятора на автомобиле
  16. Причины выхода аккумуляторов из строя
  17. Повреждения корпуса и пластин аккумулятора
  18. Замыкание пластин
  19. Разрыв внутренней цепи аккумулятора
  20. Сульфатация пластин
  21. Способы ремонта автомобильных аккумуляторов
  22. Ремонт аккумулятора при механических повреждениях
  23. Ремонт аккумулятора при сульфатации
  24. Десульфатация с использованием электрического тока
  25. Десульфатация с использованием химических средств
  26. Предотвращаем ремонт автомобильного аккумулятора

Как правильно восстановить необслуживаемый аккумулятор

Речь идёт об особой разновидности автомобильного источника энергии, не требующего внимания на протяжении всей эксплуатации, как заявляют производители. Что значит «необслуживаемый аккумулятор»? Характерная особенность таких источников энергии – полная герметичность изделия, не позволяющая «ознакомиться» с его содержимым. Отличить необслуживаемый автомобильный аккумулятор несложно: верхняя панель у него гладкая, пробки отсутствуют. Обычно имеется гидрометр-индикатор да небольшие отверстия под выход газообразных веществ.

Устройство необслуживаемой аккумуляторной батареи

По конструкции, принципу выработки энергии необслуживаемые АКБ схожи с обычными изделиями. В батарею входит ряд основных элементов, каждый из которых стоит рассмотреть подробнее.

Пластины-электроды

Являются поставщиками энергии. Бывают плюсовыми и минусовыми, соединяются последовательно через перемычки и разделяются перегородками. По внешнему виду это свинцовые решётчатые пластинки, способные выдерживать многочисленные циклы заряда-разряда. Электроды погружены в раствор серной кислоты (38 %) и дистиллята, представляющие собой жидкость, проводящую электричество.

Прослойки

Чтобы плюсовые и минусовые электроды не оказались замкнутыми накоротко, между ними размещают сепараторы – прослойки, изготовленные из диэлектрического материала – микропористого пластика. Они надеваются на плюсовые пластины и имеют вид конверта. Такая форма не даёт активной массе выпадать на днище корпуса и касаться противоположно заряженных электродов.

Читайте также:  Аккумулятор для пежо 406 дизель

Клеммы полюсов

Их делают из свинца: плюсовый контакт имеет несколько больший диаметр. Это предохранит от ошибочного подключения при установке батареи. За клеммами рекомендуется изредка ухаживать: протирать чистой ветошью и смазывать специальным составом.

Корпус

Для его изготовления применяют кислотоупорные виды пластика, чаще всего синтетический полипропилен. Основные требования к корпусу:

  • выдерживание температурных перепадов;
  • стойкость к воздействию химических веществ;
  • прочность, устойчивость к тряске, вибрациям.

Крышка

Её предназначение – герметизация внутренних электрических соединений банок-секций. Как вскрыть необслуживаемый аккумулятор? Нужно поддеть верхнюю панель, где увидите плотно заклеенные крышки (вместо них могут быть только контуры, по которым можно определить местонахождение банок). Верхняя часть выполняет и ещё одну функцию: собирает водяные испарения и отправляет их обратно, благодаря наличию лабиринта. Ещё в крышке имеются газоотвод и защита от воспламенения. Последняя представляет собой фритт – круглый диск, пропускающий газы наружу, а при загорании не дающий проникать огню в АКБ, что чревато взрывом изнутри.

Разновидности необслуживаемых батарей

Современный рынок предлагает 4 вида аккумуляторов описываемого типа. Среди них:

  1. Кислотные свинцово-кальциевые. Наиболее распространённый вариант изделий. Для изготовления пластин применяется кальций, снижающий коррозионную опасность, уменьшающий саморазряд и кипение АКБ.
  2. AGM. По конструкции схожи с предыдущим типом. Отличие в том, что раствор не находится в жидком виде: он упрятан в стекловолокнистые сепараторы. Такая конструкция позволяет переносить батарее даже очень сильные разряды без последствий. В итоге эксплуатационный ресурс увеличивается до 8–10 лет.
  3. EFB. Этот вид имеет более толстые электроды-пластины, каждая из которых находится в особой упаковке из материала, пропитанного кислотным раствором. Подобная технология продлевает срок службы АКБ до 10 лет и отодвигает время наступления сульфатации.
  4. GEL. Это батареи, внутри которых раствор не в виде жидкости, а в виде геля.

Плюсы и минусы необслуживаемых аккумуляторных батарей

Изначально кажется, что батареи, не требующие обслуживания, просто находка для автомобилистов, особенно «чайников». Однако с выводами торопиться не стоит: и у той, и у другой категории АКБ есть свои минусы и плюсы.

Достоинства необслуживаемых аккумуляторов

Самое главное из них, как и следует из названия, отсутствие необходимости постоянного контроля над состоянием изделия, выражающегося в периодической проверке уровня электролита и его плотности, напряжения на клеммах под нагрузкой и без неё и т. д. Есть и иные положительные стороны:

  1. Терпеливость при эксплуатации: необслуживаемые АКБ успешно противостоят морозам (но не чрезмерным), перепадам температуры, сильному разряду.
  2. Отсутствие испаряемости воды из-за герметичной конструкции.
  3. Возможность установки батареи в любом положении: жидкий раствор не потечёт.
  4. Увеличенный эксплуатационный ресурс.

Сегодня подавляющее количество автомобилей сходит с конвейера с аккумуляторами необслуживаемого типа. Однако специалисты рекомендуют периодически ставить на зарядку источник энергии, особенно если вы постоянно разъезжаете в городе, когда батарея не успевает восстановиться.

Отрицательные стороны необслуживаемых аккумуляторов

Минусов не так много, но они есть. И самый главный среди них – сравнительно высокая стоимость. Второй момент – невозможность восстановить аккумулятор путём проникновения в его закрытую часть. Например, непонятно, как долить воду в необслуживаемый аккумулятор, не портя корпус. В принципе это возможно, но 100-процентное восстановление работоспособности после вскрытия корпуса вряд ли возможно. А при постоянном использовании в жарком климате проблема, как долить дистиллированную воду в необслуживаемый аккумулятор, обязательно возникнет. И ещё один недостаток заключается в необходимости применения для заряжания автоматического устройства. Конечно, можно обойтись и обычным ЗУ, но это потребует времени, опыта и терпения.

Правильная эксплуатация и нюансы минимального обслуживания

Как обслужить необслуживаемый аккумулятор, чтобы увеличить его ресурс? Залогом длительной эксплуатации необслуживаемой батареи в первую очередь можно смело назвать исправность электрооборудования автомобиля. Если его бортовые системы работают нормально, значит, на клеммы АКБ будет подаваться оптимальное напряжение и сила тока. Перебои в работе генератора, замыкания в электроцепях авто – всё это отрицательно сказывается на здоровье батареи. При длительном хранении аккумулятора поставьте его в прохладное место, чтобы уменьшить саморазряд, понизив активность химических процессов.

Как проверить необслуживаемый аккумулятор? Хорошо, если вы приобрели батарею с более-менее прозрачным корпусом. На таких изделиях ставят метки, по которым можно определить уровень электролита в текущий момент. В иных случаях обращайте внимание на «глазок»-гидрометр: он должен быть зелёным. Придя утром в гараж или на стоянку, не поленитесь захватить с собой мультиметр, чтобы измерить напряжение на выводах батареи: U = 12,6–12,7 В. Если оно в районе 11 В, необходима подзарядка аккумулятора. Как её провести правильно, рассказывается далее.

Особенности зарядки необслуживаемой АКБ

Практически во всех легковых автомобилях бортовая сеть выдаёт U = 14,4–14,8 В. Данное значение получено опытным путём: при большем напряжении активизируется водяной гидролиз, что ведёт к повышенному расходу жидкости. Как восстановить необслуживаемый аккумулятор? Применяя стационарное ЗУ, не ставьте напряжение более 15 В. Лучший вариант, когда U = 14,5 В, так как не все необслуживаемые батареи имеют отверстия для выхода газов. Если же вы хотите быть уверенным на 100 %, что ваш аккумулятор будет заряжен правильно, используйте автоматические устройства, которые не требуют постоянного контроля над процессом и по достижении требуемого уровня заряда отключаются сами.

Если же у вас обычное бюджетное ЗУ с возможностью изменения I и U, придерживайтесь следующего алгоритма:

  1. Подсоединив АКБ, выставьте I = 1/10 от ёмкости батареи.
  2. При этом U = 14,5 В.
  3. Следите за током, пока его значение не упадёт до 0,1–0,2 А.
  4. Выставьте U = 12,5–13 В, а I = 1/20 от ёмкости АКБ.
  5. Закончите процесс, когда при отсоединённом ЗУ напряжение будет равно 12,6–12,7 В.

ТОП лучших необслуживаемых батарей

Хотя до сих пор нет единого мнения о том, стоит ли переходить на необслуживаемый тип батарей, эти изделия потихоньку завоёвывают рынок, производители представляют всё новые модели, часть из которых пользуется популярностью. Ниже – рейтинг АКБ, заслуживших наибольшее доверие покупателей.

  1. Здесь лидирует немецкое качество: в ФРГ делают батареи Bosch Silver с использованием серебра, что гарантирует длительную службу и хороший пусковой ток.
  2. Varta Blue Dynamic. В ней тоже есть серебро, но лучшее качество достигается особым способом размещения пластин-электродов. Отличается очень незначительным током саморазряда.
  3. Mutlu. Турецкая батарея может прослужить до 7 лет. Невосприимчива к частому перезаряжанию.
  1. Возглавляет список, опять же, Bosch 5951. Характеризуется быстрым восстановлением работоспособности после зарядки.
  2. «Кайнар» Bars Premium. Недорогая АКБ от казахстанского производителя.
  3. Optima Yellow Top (гелевая). Выдаёт уникально большой ток в 765 А при малой ёмкости 55 А*ч.

В заключение стоит отметить: принципиальных отличий у обслуживаемых и необслуживаемых батарей нет. Выбор того или иного изделия зависит от покупателя и его финансовых возможностей. Зная, как обслуживать необслуживаемый аккумулятор, вы значительно продлите его ресурс. При этом будет совсем нелишним изучить рейтинги, а также плюсы и минусы обоих видов АКБ.

Источник

Когда требуется и как выполняется ремонт аккумулятора на автомобиле

Владельцы автомобилей по-разному эксплуатируют свои аккумуляторы. Кто-то следит за ними и обслуживает, а другие просто «убивают» их и ставят новый. Соответственно, и срок службы в этих случаях будет разный. Но рано или поздно возникает потребность в ремонте автомобильного аккумулятора. Для тех, у кого есть свободные деньги, это не проблема. Они идут и покупают новую аккумуляторную батарею. А те, у кого с деньгами напряг, пытаются всяческими способами продлить жизнь аккумулятору автомобиля.

Причины выхода аккумуляторов из строя

Основные причины выхода АКБ из строя выглядят следующим образом:

  • повреждение корпуса аккумулятора, пластин по разным причинам;
  • замыкание пластин АКБ разной полярности по разным причинам;
  • разрыв внутренней цепи аккумулятора;
  • сульфатация пластин.

Повреждения корпуса и пластин аккумулятора

Одной из основных причин таких повреждений становится механическое воздействие на АКБ. Это может быть сильный удар, падение и так далее. Кроме того, к разрушению корпуса и повреждению пластин может привести замерзание электролита в аккумуляторе (ссылка на материал). Поскольку при замерзании происходит расширение, это вызывает трещины в корпусе и коробление пластин.

Сегодня на форумах можно встретить вопросы о том, как разобрать автомобильный аккумулятор. Современные малобслуживаемые или необслуживаемые автомобильные аккумуляторы разобрать не получиться. Точнее, разобрать можно, но это необратимый процесс, разрушающий АКБ. Разобрать для ремонта и замены банок можно лишь обслуживаемые аккумуляторы старого образца, которые сейчас не выпускаются.
Вернуться к содержанию

Замыкание пластин

Замыкание пластин может быть вызвано следующими причинами:

  • заводской брак;
  • механическая деформация или замерзание электролита;
  • осыпание активной массы электродов;
  • повреждение сепаратора.

Разрыв внутренней цепи аккумулятора

Если это произошло при штатной эксплуатации АКБ, то аккумулятор можно сдать по гарантии. При этом он не должен иметь повреждений (следов ударов, трещин, оплавления и т. п.). Если аккумулятор эксплуатируется правильно, то такая неисправность в большинстве случаев является производственным дефектом. Ремонт этой неисправности либо невозможен, либо очень проблематичен. Так, что в этом случае придётся обменивать аккумулятор по гарантии или покупать новый.
Вернуться к содержанию

Сульфатация пластин

Сульфатация пластин представляет собой процесс оседания сульфата свинца (PbSO4) на поверхности положительных и отрицательных электродов. По мере накопления это вещество забивает поверхность активной массы пластин, что приводит к сильному снижению ёмкости АКБ.

Сульфат свинца образуется во время разряда батареи и растворяется при заряде, но процесс идёт не до конца. В результате его часть так и остаётся на электродах в виде белого налёта.

Способы ремонта автомобильных аккумуляторов

Как вы уже поняли из сказанного выше, ремонт аккумулятора автомобиля возможен только при механических повреждениях корпуса (если они носят умеренный характер) и сульфатации (если она не в запущенной стадии).
Вернуться к содержанию

Ремонт аккумулятора при механических повреждениях

Здесь опять можно часто встретить вопрос, а как разобрать автомобильный аккумулятор при ремонте. Никак, его не нужно разбирать. Из аккумулятора с пробитым корпусом надо слить электролит и просушить.

Внимание! Электролит – это водный раствор серной кислоты, которая является едким веществом. Поэтому при работе с электролитом нужно надевать резиновые перчатки и защитные очки для защиты кожи и глаз. При себе держите водный раствор пищевой соды (10%) для нейтрализации кислоты.

Ремонт аккумулятора при сульфатации

Борьба с сульфатацией пластин аккумулятора или десульфатация в основном проводится двумя способами:

  • с использованием электрического тока;
  • с применением химических реагентов.

Десульфатация с использованием электрического тока

Ниже приводятся основные способы уменьшения сульфатации на пластинах АКБ с использованием зарядных устройств и других приборов:

  • проведение нескольких циклов заряд-разряд, называемых контрольно-тренировочными циклами. Аккумулятор сначала заряжается, а затем разряжается в течение 10 или 20 часов. Реально время будет меньше. Просто в зависимости от этого значения выбирается ток разряда АКБ. Разряжаем аккумуляторную батарею до падения напряжения до 10,2 вольта. Затем снова заряжаем аккумулятор и так несколько циклов. Метод годится в тех случаях, когда сульфатация находится в начальной стадии;
  • следующий метод достаточно длительного растворения сульфата свинца в дистиллированной воде. Аккумулятор заряжают, затем сливают электролит и заливают туда дистиллированную воду. После этого его ставят на зарядку током 0,1 от номинальной ёмкости. Этот процесс может длиться 2─3 недели. Периодически измеряется плотность раствора. Если все идёт нормально, то она должна медленно повышаться. Через пару недель получившийся электролит снова сливается и заливается дистиллированная вода. Аккумуляторная батарея ставится на зарядку ещё на пару недель. После этого образовавшийся раствор серной кислоты сливается и заливается свежий электролит плотности 1,27 гр./см 3 . Затем АКБ нужно зарядить и она готова к использованию;
  • использование различных устройств. В интернете в последнее время появляется всё больше примеров использования таких устройств. Как правило, заказывают в Китае или США. Они предназначены для подачи на выводы аккумулятора импульсного тока. Смысл здесь в том, чтобы посредством переменного тока сбить сульфат свинца с пластин. Однако если аккумуляторная батарея достаточно изношена, есть риск, что вместе с сульфатом свинца будет осыпаться и активная масса. И такие примеры есть. В ряде случаев после использования таких устройств ёмкость АКБ только уменьшалась. Поэтому применять такие «штучки» следует с осторожностью.

Десульфатация с использованием химических средств

Здесь стоит сказать лишь об одном рабочем способе – промывке аккумулятора раствором Трилона В. В состав раствора входит Трилон В — 2% (вес.) и аммиак — 5% (вес.). Из АКБ сливают электролит, промывают дистиллированной водой и заливают раствор Трилона В. Оставляют постоять примерно час. Затем проводится промывка дистиллированной водой, заливается электролит и аккумулятор заряжается. Этот метод можно назвать рабочим, поскольку у многих, кто его попробовал, был положительный результат. Может возникнуть вопрос, как промыть аккумулятор автомобиля. Для этого нужно обзавестись грушей с насадкой. С её помощью откачивается старый раствор и затем заливается новый.

В интернете есть и другие рекомендации: промывать раствором соды, соли и прочих «чудо-добавок». Но, наш взгляд им доверять не стоит, поскольку нет реальных результатов по снижению сульфатации от таких методов. Подробнее о ремонте аккумулятора автомобиля в случае сульфатации читайте в статьях: «Восстановление автомобильного аккумулятора» и «Десульфатация аккумулятора».

Предотвращаем ремонт автомобильного аккумулятора

Чтобы вам не пришлось делать ремонт своего автомобильного аккумулятора и он служил долго, нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • Периодически заряжать батарею сетевым ЗУ;
  • Регулярно проверяйте уровень электролита и доливайте по мере необходимости;
  • Держите аккумулятор в чистоте, а клеммы и выводы покрывайте специальными средствами от окисления;
  • Содержите в исправном состоянии генератор, регулятор напряжения и проводку автомобиля;
  • Регулярно проверяйте плотность электролита и корректируйте её при необходимости. Подробно об электролите в АКБ читайте по указанной ссылке;
  • Снимайте аккумулятор с авто при длительном простое;
  • Храните аккумуляторную батарею в заряженном состоянии.

Источник

Оцените статью