- Как можно самостоятельно проверить работоспособность аккумулятора
- Причины и симптомы
- Мультиметр в помощь
- Замеры напряжения
- Параметры заряда и ёмкости
- Проверка утечки тока
- Альтернативная диагностика
- Визуальный осмотр
- Применение нагрузочной вилки
- Проверка электролита
- Проверка аккумулятора авто — когда ещё можно всё исправить
- Внешний осмотр
- Изучение внутреннего мира
- Изготовление электролита в домашних условиях
- Использование мультиметра
- Проверка напряжения
- Проверка ёмкости
- Проверка сопротивления
- Проверка нагрузочной вилкой
- Немного теоретических знаний
- Заключение
Как можно самостоятельно проверить работоспособность аккумулятора
Очень хорошо, что придумали мобильные бустеры и пуско-зарядные устройства, которые помогают запускать двигатель при проблемах с аккумулятором.
Но любой автомобилист согласится, что лучше, удобнее и приятнее, когда для пуска ДВС достаточно сесть за руль, провернуть ключ в замке зажигания и дождаться прокрутки стартера за счёт энергии от заряженного и хорошо функционирующего аккумулятора.
Нет необходимости открывать капот, подключать тот же бустер, потом нести его домой, чтобы поставить на зарядку. Хороший помощник, но, скорее, для экстренных ситуаций.
Увы, не на всех машинах АКБ работает стабильно и исправно. Для водителя важно уметь определять состояние батареи. Это позволит своевременно поставить её на зарядку, либо заказать в магазине новую АКБ.
Причины и симптомы
Практика показывает, что большинство автомобилистов приступают к проверке аккумулятора тогда, когда появляются характерные признаки тех или иных проблем.
Существует несколько симптомов, которые подскажут, что с АКБ что-то не так. Она не работает, как раньше, а потому нужно предпринять действия.
- Мотор заводится с трудом. Происходит это вяло. Стартер еле вращается. В конечном итоге завести машину получается, но не всегда. Такое поведение говорит о том, что заряд в батарее ещё есть, хоть и низкий. Аккумулятору не хватает ресурсов, чтобы нормально прокрутить стартер и позволить двигателю начать работать.
- Быстрая потеря заряда. Покидая машину с вечера, водитель взглянул на индикатор АКБ. Он зелёный, то есть указывает на полный заряд. Но с утра глазок стал серым или чёрным. Ещё быстрый разряд диагностируется путём эксплуатации. Батарея пару раз вращает стартер, после чего затихает. Всё, ресурсы все закончились.
- Нестабильная работа потребителей. Не запуская двигатель, то есть не включая в работу генератор, ряд систем питаются от АКБ. И заметно, что они не могут функционировать на полную силу. Это видно по тусклому свету фар, невозможностью включить аудиосистему на большой громкости. Некоторые системы и вовсе сами отключаются.
Заметив такие симптомы, игнорировать их нельзя.
Причин некорректной и нестабильной работы аккумулятора в автомобиле несколько. В основном речь идёт о таких проблемах:
- водитель забыл отключить все потребители, покидая автомобиль;
- нарушены рекомендации по плановому техническому обслуживанию;
- аккумулятор изначально был низкого качества;
- присутствует заводской брак;
- АКБ износилась с течением времени под влиянием естественных факторов;
- в электросистеме машины есть неисправности;
- подключены нештатные потребители;
- ёмкость аккумулятора не соответствует заводским параметрам;
- возникли неисправности генератора или регулятора напряжения.
Есть такие проблемы, которые автовладелец способ решить своими силами. В других ситуациях лучше обратиться к профильным специалистам.
Мультиметр в помощь
Теперь к вопросу о том, как проверять аккумулятор автомобиль на предмет работоспособности. Здесь на помощь приходит универсальный прибор. Это мультиметр.
С помощью простейших моделей можно проверить:
- показатели напряжения;
- ёмкость;
- заряд;
- возможные утечки тока.
Он даст возможность понять, рабочий этот аккумулятор или нет. Причём проверить это довольно легко.
Проблема в том, что не всегда проверка работоспособности эксплуатируемого аккумулятора под капотом автомобиля проводится вовремя. Водители не реагируют до тех пор, пока не проявляются действительно серьёзные признаки. Визуально неисправность может никак не проявляться. Хотя реальный ресурс уже почти на нуле.
В профилактических целях диагностику АКБ советуют проводить каждые 3 месяца.
Самое правильное решение — это включение аккумуляторной батареи в список стандартно проверяемых параметров. Это уровень масла, количество омывающей и охлаждающей жидкости, а также давление в шинах, на которых ездит машина.
Нужно понять, как мультиметр помогает в проверке работоспособности.
Замеры напряжения
Проверка напряжения с использованием мультиметра даёт наглядное представление о текущем состоянии батареи. Поэтому провести такой тест будет полезно. Плюс он простой в реализации.
Неудивительно, ведь напряжение — ключевая характеристика для любой аккумуляторной автомобильной батареи.
Провести диагностику можно по такому алгоритму действий:
- Сначала делаются замеры без воздействия нагрузки. Для этого лучше снять с АКБ клеммы и извлечь устройство из подкапотного пространства. При этом убедитесь, что аккумулятор заряжен, корпус чистый. Если вы заряжали батарею, то после завершения процедуры нужно подождать 3 часа.
- Вооружитесь мультиметром. Переведите его в режим проверки напряжения. Порог измерения должен быть 20 В. Теперь щупы измерительного прибора подключите к клеммам аккумулятора. Сначала подключается минус, а затем идёт соединение с плюсом. Важно не перепутать полярность.
- При исправном состоянии аккумулятора на дисплее прибора должны отображаться цифры в диапазоне от 12,4 до 12,9 В.
- Теперь проведите такую же диагностику, но уже с нагрузкой. Для этого запускается двигатель. АКБ остаётся на своём месте. К подключенной батареи подводятся щупы мультиметра. Нормой считаются показатели от 13,4 до 14 В.
Если прибор показывает больше или меньше стандартных напряжений под нагрузкой и без, тогда имеются проблемы. Причём при высоких параметрах искать их нужно со стороны регулятора напряжения, либо генератора.
Заниженные характеристики требуют разбираться с самим аккумулятором. Проблема в нём.
Параметры заряда и ёмкости
Мультиметр также помогает проверять заряд и ёмкость аккумуляторных батарей.
Чтобы получить максимально точные сведения, после снятия АКБ с машины или отключения от зарядного устройства нужно выждать 5-6 часов.
Параметры заряда отражают текущие характеристики ёмкости аккумуляторной батареи:
- если на дисплее мультиметра показано, что батарея заряжена до 12,7-12,8 В, то это 100% заряда, а также полная ёмкость;
- при 12,4-12,6 В ёмкость снизилась до 75% от номинальной;
- заряд в 12,2 В говорит, что от ёмкости осталось всего 50%;
- если это 12 В и меньше, тогда параметры ёмкости составляют не более 25%.
Когда заряд падает ниже отметки 12В, это указывает на сильный разряд. Уже при 10,5 В батарея считается глубоко разряженной. Ошибочно считать, что глубокий разряд — это приближающиеся к 0 В значения.
Практика показывает, что при падении заряда меньше 10,5 В, восстановить АКБ бывает сложно. Не всегда это получается.
Проверка утечки тока
Ещё с помощью мультиметра проверяют ток утечки. В этом случае нужно переключить прибор в режим измерения силы тока, то есть сделать из него амперметр.
Только помните, что небольшая утечка является нормой для любого современного автомобильного аккумулятора. При этом значения не должны превышать 10-80 мА.
Чтобы выполнить проверку, необходимо:
- отключить зажигание, извлечь ключ из замка, закрыть двери, но оставить открытым окно;
- выключить всех потребителей;
- переключить прибор в режим амперметра;
- снять минусовую клемму;
- плюсовой щуп подключить к АКБ, а минусовой к снятому проводу.
Теперь смотрите на дисплей измерительного прибора. Если цифры превышают допустимые значения, тогда есть избыточная утечка.
Определить источник проблем довольно легко. Можно просто поочерёдно извлекать предохранители и клеммы и следить, как меняются значения на табло. Если в какой-то момент цифры вернулись в норму, то причина в системе или устройстве, которые сидят на снятом предохранителе.
Альтернативная диагностика
Не только мультиметр поможет ответить на вопросы о работоспособности аккумулятора.
Есть несколько других способов, как проверить на работоспособность аккумулятор автомобиля у себя дома. Причём не всегда в ход идёт специальное диагностическое оборудование.
К альтернативным методам диагностики относится:
- визуальный осмотр;
- применение нагрузочной вилки;
- оценка состояния электролита.
Теперь про каждый вариант отдельно.
Визуальный осмотр
Чтобы выполнить такую проверку, достаточно узнать, на какие моменты стоит обращать внимание.
Визуально можно обнаружить следующие проблемы:
- трещины на корпусе АКБ;
- следы подтёков;
- повышенное количество загрязнений, влияющих на саморазряд;
- следы окислов на клеммах и выводах;
- появление ржавчины;
- плохо затянутые клеммы на выводах АКБ.
Если ничего подобного не наблюдается, то визуальный контроль батарея прошла успешно.
Применение нагрузочной вилки
Значительно эффективнее определить работоспособность проблемного аккумулятора с помощью нагрузочной вилки. АКБ лучше извлечь из-под капота автомобиля.
Вилка имитирует нагрузку на батарею при запуске двигателя. Даёт понять, способна ли её АКБ восстанавливать свой заряд и ёмкость.
- Первый этап. Батарея после полной зарядки остаётся в покое на 5-6 часов. Корпус нужно очистить, долить воду в банки при низком уровне. Оптимально, если температура будет в пределах 15-20 градусов Цельсия при тестировании. Плюс вилки нужно подключить к плюсу АКБ, а минус к минусу. Удерживается вилка максимум 5 секунд. Прибор должен показать 12,6-12,9 В. Если там меньше 11,5 В, то АКБ почти исчерпала свой ресурс.
- Второй этап. Теперь уже подаётся нагрузка. В схему нужно включить нагрузочное сопротивление. Тогда при полном заряде исправная батарея покажет 10,2 В. Если там 7,8 В, то АКБ полностью разряжена.
Почему-то многие опасаются применять такой тестер. Хотя при грамотном обращении это легко, безопасно и эффективно.
Проверка электролита
Один из показателей работоспособности аккумулятора — это правильный уровень электролита и его плотность.
Перед тестированием АКБ следует полностью зарядить и оставить на 2-3 часа. После этого проводятся такие действия:
- откручиваются крышки;
- прозрачная измерительная трубка погружается в банку;
- зажимается верхний край трубочки;
- проверяется уровень.
Нормой считают ситуации, когда пластины покрыты электролитом на 10-15 мм.
Проверка плотности выполняется с помощью ареометра. Нужно погрузить устройство в банку и сделать небольшой забор образцов. Причём отдельно и каждой секции.
Нормальная плотность составляет от 1,27 до 1,29 г/см 3 . Снижение на 0,01% указывает на то, что ёмкость сокращается на 4-5% с каждым таким шагом.
Проверять плотность и уровень можно только на обслуживаемых АКБ. Да, у необслуживаемых есть прозрачная часть корпуса, где видно уровень и даже цвет жидкости, но только в одной банке, поэтому высокой точностью не отличается.
Проверка работоспособности АКБ — это обязанность каждого автовладельца. И здесь нет ничего сложного.
Как часто вы проверяете состояние аккумулятора? Какие способы тестирования используете? С какой периодичностью меняете АКБ на машине? Ваш рекорд по сроку службы батареи?
Ждём ваших ответов.
Подпишитесь, оставьте комментарий и задайте нам актуальный вопрос!
Источник
Проверка аккумулятора авто — когда ещё можно всё исправить
Когда совершается поворот ключа в замке зажигания — именно аккумулятор обеспечивает импульс, позволяющий завести двигатель. Если аккумулятор совершенно разряжен, то автомобиль вряд ли сдвинется с места. Конкретно по этой причине важно своевременно проверять АКБ автомобиля (мультиметром, например), ведь вовремя замеченные неполадки не только позволят избежать поисков «у кого прикурить», но и уберегут от гораздо более крупных проблем. Проверка аккумулятора авто должна быть комплексной и тщательной и включать в себя как внешний осмотр и проверку «внутреннего мира», так и электрические показатели.
Внешний осмотр
Первым делом тщательно осматривают аккумуляторную батарею: в норме она сухая, чистая и без признаков повреждений. Плохо, когда:
- поверхность акб сильно загрязнена;
- клеммы окислены;
- корпус батареи имеет повреждения;
- имеются следы электролита.
Любой пункт из перечисленных приведёт к стремительной разрядке аккумулятора, а следовательно — увеличит риск попадания в неприятные ситуации. Что делать?
Такой же раствор поможет справиться и с окислением клемм — нанесите состав на загрязнённые участки, подождите пару минут и тщательно прочистите щёткой (не металлической!). После процедуры промойте очищенные поверхности дистиллированной водой.
Если окисление обширное, то первым делом прибегают к механической очистке, главное не повредить провода.
Изучение внутреннего мира
Проверка АКБ должна продолжиться замерами электролита. Именно он отвечает за большинство происходящего с автомобилем. Электролит проверяется по следующим параметрам: плотность и уровень.
Для проверки уровня понадобится стеклянная градуированная трубочка. Открутите шайбы, закрывающие так называемые банки — секции в АКБ. Опустите один конец трубочки до упора вниз и закройте пальцем верхний конец. Поднимите трубочку.
Оптимально, если раствор покрывает верхнюю кромку пластин на 10–15 мм. Всего жидкости должно быть 30–40 мм. Таким образом проверьте каждую секцию.
Следующий этап — проверка плотности электролита при помощи ареометра. Нормальный показатель 1,26–1,28 г/куб. см. при плюсовой температуре. Показатель будет меньше, если измерения производятся при нулевой температуре, однако это сигнализирует о низком заряде АКБ.
Если плотность электролита больше положенных значений, а его уровень ниже, то стоит долить дистиллированную воду. Важно, чтобы это была не любая другая вода, так как только дистиллят не содержит примесей солей и металлов, которые способны вывести из строя батарею.
Если плотность незначительно меньше (1,24–1,25г/куб. см.), то доливается электролит. Его можно как изготовить самостоятельно, так и приобрести в специализированных магазинах. Излишки жидкости удаляются при помощи «груши». Любые потёки электролита необходимо удалить с корпуса!
Изготовление электролита в домашних условиях
Для данного рецепта понадобится хорошо проветриваемое помещение, средства индивидуальной защиты (как минимум перчатки), неметаллическая посуда, дистиллированная вода и аккумуляторная (серная) кислота в размере 360 мл.
Вначале в ёмкость выливается вода, затем, небольшими порциями и аккуратно, вливается кислота. Смесь тщательно перемешивается на всех этапах. Затем получившуюся смесь отстаивают несколько часов, и электролит считается готовым.
После совершённых манипуляций, но прежде повторных замеров аккумулятор необходимо зарядить при помощи низкого тока. Это тот момент, когда дольше — значит, лучше. После зарядки замеры повторяют.
Если при измерениях показания отличаются только в одной секции — это сигнализирует о повреждении пластин. Поддержание жизни в такой батарее обойдётся значительно дороже, чем приобретение новой.
Использование мультиметра
Нередок вопрос: «Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность мультиметром?». Для начала стоит понять, что измеряют при помощи этого устройства:
Даже самые простые мультиметры помогут в измерении температуры воздуха и других показателей. Отсюда и название: «мульти» в переводе «много», а значит, прибором можно измерить очень много всего. Однако, когда дело касается аккумулятора, именно первые три показателя поведают о его исправности. Рассмотрим подробнее.
Проверка напряжения
Эта манипуляция позволит оценить текущее состояние заряда батареи. Для проведения измерения мультиметр переводится в режим измерения вольтажа на отметку в 20 единиц. Соединить красный провод устройства (он же «плюс») с плюсовой клеммой АКБ, а чёрный (иногда синий) провод с минусовой клеммой.
Если автомобиль не заведён, то оптимальными показателями будут цифры в диапазоне от 12,4 до 13 В. При этом большее значение говорит о 100%-м заряде, а меньшее — о неполной заряженности. Такую проверку лучше проводить, когда автомобиль продолжительное время находится на стоянке (минимум несколько часов), в таком случае замер будет наиболее информативен.
Если цифры чуть менее 12, то ситуация плоха — батарея близка к естественной смерти. Есть шанс попробовать её зарядить низким током. Цифры близкие к 11 означают гибель аккумулятора, и лучше озаботиться приобретением нового.
При проверке на заведённом автомобиле показания будут иными: от 13,5 до 14 В показатели хорошие. Если цифра больше 14,2 В, то можно судить о перезарядке аккумулятора генератором. Впрочем, если замеры производятся зимой, стоит подождать минут 15 и повторить процедуру — возможно, генератор усиленно дозаряжал подсевшую батарею.
Проверка ёмкости
Ёмкость АКБ обычно указывается в сопроводительном листе. Другое дело, что со временем работы ёмкость уменьшается, и важно уследить за этим моментом. В таком случае проверка аккумулятора автомобиля мультиметром будет хорошим подспорьем.
Чтобы осуществить проверку, понадобится:
- отсоединить батарею авто от генератора;
- подключить в цепь потребитель энергии с фиксированным потреблением (например, лампочка на 12 В);
- несколько минут наблюдается работа цепи (здесь важно увидеть, не станет ли заметно более тусклым свет лампочки, не будет в её работе перебоев и т. п.);
- потребитель отключается, замеряются показания батареи в режиме вольтажа.
Если результат замера равен 12,4, то это говорит о полной исправности батареи. Если же показания находятся в промежутке от 12 до 12,3 В, то в скором времени АКБ может «забыть, как работать».
Ещё один способ — метод контрольного разряда. Действия схожи с предыдущим методом, однако перед началом проверки аккумулятор заряжают до 100 %, затем подключить в цепь лампочку, отметив точное время включения, и под контролем амперметра подождать, пока заряд батареи не уменьшится ровно в половину.
Дальше вопрос вычислений: затраченное время на разрядку батареи умножают на силу тока в цепи. Результат должен получиться таким же, как в техническом паспорте или приближенным к нему. Если такого не произошло, то ёмкость батареи уже сильно пострадала.
Проверка сопротивления
Для осознания происходящего можно также проверить внутреннее сопротивление аккумулятора. Для этого понадобится всё та же лампочка на 12 В. Она подсоединяется к клеммам аккумуляторной батареи, и сразу же измеряется напряжение на клеммах. После замера лампочка отключается, и замер повторяется. Если разница в измерениях в пределах 0,05 В, то батарея исправна. Если же разница больше, то у аккумулятора имеются проблемы.
Проверка нагрузочной вилкой
Для получения наиболее точных результатов измерений используется нагрузочная вилка. Конечно, это оборудование редко когда встретишь в частных руках, куда чаще в профессиональных мастерских или на станциях технической диагностики. Однако если она всё-таки есть, то почему бы ей не воспользоваться.
Нагрузочная вилка представляет собой устройство, которое также, как и мультиметр, подключается на клеммы АКБ. Затем она даёт ток короткого замыкания на аккумулятор, который имитирует работу стартера. Как известно, без нагрузки показания равны около 13 В.
В момент поворота ключа зажигания, которое и имитирует нагрузочная вилка, показания в норме «просаживаются» вниз. Максимальное нормальное падение может быть до 9 В и вернуться к начальным показаниям после снятия напряжения. В таком случае батарею можно считать исправной.
Если же показатели падают ниже 9 В, то даже если они и возвращаются в исходное состояние, такой аккумулятор навряд ли заведёт автомобиль. Важно помнить, что проверка нагрузочной вилкой должна осуществляться только в тёплое время года (оптимально при температуре +20… +25 градусов), иначе есть возможность высадить заряд аккумулятора на тестировании.
Немного теоретических знаний
Знания о том, как проверить автомобильный аккумулятор, должны также сочетаться со знаниями о нормальных значениях и показаниях и о том, почему они изменяются.
Плотность электролита может меняться от температурных колебаний — перегрева или переохлаждения. При этом в случае перегрева электролит может вскипеть, в таком случае дистиллированная вода частично выкипит, и электролит станет более плотным.
В случае с холодом же электролит, напротив, зачастую начинает обладать пониженной плотностью. В обоих случаях токопроводимость становится хуже, и поэтому возникают проблемы с заведением, быстрое «высаживание» и работа на последнем издыхании.
Но почему же так важна какая-то жидкость? Дело в том, что аккумулятор только выглядит как небольшая коробка. На деле он состоит из многих деталей, основные из которых — токопроводящие пластины, положительные и отрицательные, составляющие последовательно соединённые 6 элементов. Они контактируют с электролитом, поэтому электрические импульсы и двигаются с необходимой силой.
По каким же ещё причинам аккумулятор может внезапно переставать работать? Например, просто от времени. В среднем АКБ стабильно работают 3–4 года. Конечно, многие работают и дольше, однако их ёмкость и способность держать заряд всё равно снижается.
Другая причина — частые перезаряды аккумулятора или недозаряды, или полные разряжения. Автомобильной батарее очень важно сохранять какое-то среднее состояние, без сильных перепадов.
Следующая причина скрывается в генераторе, а точнее — в его поломке. В таком случае он может или постоянно перезаряжать батарею, давая слишком большой ток, или, наоборот, не быть в состоянии даже поддерживать имеющийся заряд. Оба варианта говорят о необходимости срочной замены именно генератора.
Последняя в списке неприятных ситуаций — утечка тока: что-то в машине потребляет слишком много энергии даже в те моменты, когда автомобиль заглушен и находится на стоянке. Это выясняют при помощи того же мультиметра. Для этого потребуется заглушить автомобиль, снять минусовую клему авто с АКБ. Включить мультиметр в режим измерения тока, переключатель установить на 10 или 20 единиц. Один провод подсоединить к минусовой клемме авто, а другой — к минусу аккумулятора.
Заключение
Простая диагностика автомобиля доступна любому автовладельцу. Внимательное отношение к аккумулятору позволит сберечь много сил и нервов, особенно в длительных поездках, зимой или при низких температурах воздуха.
Самое простое, что под силу каждому, — не забывать об осмотре АКБ при каждом поднятии капота. Быстро осмотреть целостность корпуса, протереть его ветошью от грязи, убедиться, что клеммы прилегают плотно и на них нет признаков окисления.
Раз в месяц не лишним проверить уровень и плотность электролита, особенно это актуально зимой, при сильных холодах или дальних поездках. Если вдруг автомобиль стал странно себя вести при заведении, стартер крутит вяло, а двигатель заводится не с первого раза — не за горами серьёзные проблемы, и нужно в ближайшее время проверить и аккумулятор, и генератор авто. Для этого пригодится мультиметр, который возможно приобрести практически в любом автомагазине за достаточно скромную сумму.
Своевременное внимание к мелочам очень часто помогает избежать серьёзных неприятностей.
Источник