- На Токе заряженный портал
- Полезные рекомендации по эксплуатации, зарядке и хранению литий-ионной батареи электровелосипеда
- Заряд батареи
- Хранение литий-ионной аккумуляторной батареи
- Какими способами можно продиагностировать напряжение аккумулятора?
- LCD-дисплей
- Ручка акселератора с вольтметром
- Мультиметр
- Ваттметр
- Вольтметр
- Как зарядить электровелосипед
- Как правильно заряжать аккумулятор электровелосипеда
- Как правильно зарядить электровелосипед с Li-Ion аккумулятором
- Как зарядить аккумулятор велосипеда LiFePO4
- Аккумулятор электровелосипеда: как продлить им жизнь и пробег
- аккумулятор электровелосипеда — зарядка
- технический уход!
- не ленимся крутить педали
- рекуперация?
- аккумулятор электровелосипеда — индикатор
На Токе заряженный портал
Полезные рекомендации по эксплуатации, зарядке и хранению литий-ионной батареи электровелосипеда — На токе
- Статьи об электротранспорте
- Электротранспорт
- Электровелосипеды
- Полезные рекомендации по эксплуатации, зарядке и хранению литий-ионной батареи электровелосипеда
Полезные рекомендации по эксплуатации, зарядке и хранению литий-ионной батареи электровелосипеда
Как преодолевать больше километров на одном заряде? Насколько заряжен накопитель? Как корректно подзаряжать аккумулятор? Можно ли разряжать Li-ion аккумулятор полностью? При каком напряжении нужно хранить АКБ зимой? Эти «загадки» постоянно крутятся на уме у многих обладателей средств передвижения оборудованных электрической тягой. В принципе, ничего удивительного в этом нет, ведь аккумуляторная батарея является самой дорогостоящей и в то же время нежной составляющей электрического средства передвижения, требующей адекватного обращения. В противном случае может получиться так, что после зимней передышки, она уже не будет радовать вас прежними характеристиками. В данной теме вы найдёте ответы на многие вопросы, касающиеся правильного обращения с вашим, без сомнений драгоценным накопителем.
Заряд батареи
Как правило, на аккумуляторе либо панели управления электрического вело имеет место индикатор заряда АКБ, он демонстрирует пользователю оставшуюся ёмкость. Однако здесь есть и нюанс: как правило, все эти индикаторы отображают уровень ориентировочно, так что, на их точность юзеру рассчитывать не стоит. Сигнализатор может стабильно радовать зелёным свечением, но потом внезапно загорится красный свет и батарейка просто потухнет.
Если вы не хотите попасть в малоприятную ситуацию, когда на большом расстоянии от дома у вас «сдохнет» АКБ, то в качестве ориентира нужно отдать предпочтение напряжению аккумулятора. В этом случае можно предельно точно вычислить, сколько ещё осталось «пороха».
Но в то же время, нужно всегда брать во внимание проседание напряжения, зависящую от потребляемой мощности силового агрегата. Чем интенсивней юзер будет прикладываться к акселератору, тем значительней будет просадка! Максимального значения она достигает в момент ускорения с места и при езде под горку. Может доходить до значения 2-5 В и больше. Контроллер и плата защищающая АКБ прекращают подачу энергии по оседанию напряжения. Данное обстоятельство означает, что когда у накопителя осталось мало ёмкости — лучше продолжать движение в размеренном темпе, помогать педалированием и не прикладываться от души к газу, это поможет вам протянуть гораздо дольше.
Лайфхак
Как правило, напряжение отключения питания контроллера, превышает напряжение платы защищающей накопитель. Поэтому, если питание электрического велосипеда уже было отключено по причине разряда аккумулятора, то можно отсоединить разъём запитки контроллера от АКБ и подсоединить его заново. После осуществления подобного манёвра, появится возможность продолжить ход, хотя, конечно, не на долго. Той ёмкости, которая осталась, может хватить на 2-6 километров и даже на большее расстояние. Но в то же время, не нужно злоупотреблять такой методикой, потому как Li-ion накопители плохо переносят глубокие разряды.
Здесь всегда нужно помнить одно правило: не стоит подвергать свой аккумулятор полной разрядке, не разряжайте батарею менее чем на 20-30% от её ёмкости. В этом случае накопитель проработает дольше.
Хранение литий-ионной аккумуляторной батареи
Когда вы оставляете накопитель на хранение, к примеру зимой, его следует подвергнуть разрядке до определённого напряжения. Специалисты советуют хранить Li-ion аккумуляторы заряженными примерно наполовину. По ходу хранения девайса нужно проверять напряжение в нём, оно в любом случае будет снижаться. Происходит это по причине саморазряда элементов батареи и небольшого потребления электроэнергии платой защиты АКБ. Если результаты замеров показали, что напряжение упало в значительной степени, то аккумуляторную батарею нужно подвергнуть процессу подзарядки. В период хранения, отсоедините от накопителя всё оборудование, так как оно может забрать не мало энергии.
Какими способами можно продиагностировать напряжение аккумулятора?
LCD-дисплей
Приобретите LCD-дисплей — это простой и самый выигрышный манёвр. Большинство этих девайсов для электробайков показывают напряжение аккумулятора в реальном времени. Кроме того, прибор также имеет в своём распоряжении большое количество других параметров и настроек. Перед покупкой столь полезного гаджета, обязательно удостоверьтесь, что контроллер установленный на вашем электрическом средстве передвижения обеспечит внедрение дисплея и вдобавок состыкуется с выбранной вами моделью монитора.
Ручка акселератора с вольтметром
Этот вариант проще предыдущего. На место индикации, в ручку внедрён вольтметр, отображающий напряжение в реальном времени. Подобные приспособления отличаются своей универсальностью и они могут осуществлять замеры весьма широкого диапазона напряжения.
Мультиметр
В домашних условиях, произвести измерения можно посредством обыкновенного мультиметра, выставив на нём предварительно соответствующую опцию. Это уместно, если вы установили своё вело на подзарядку. Тут подвох в том, что аккумуляторная батарея может уже пребывать в заряженном состоянии, а вот на заряднике будет светиться светодиод красного цвета. Какова причина такого недоразумения? В конце заряда накопитель «балансируется», однако это требуется далеко не во всех случаях. Не нужно при каждой зарядке доводить аккумулятор до зелёного светодиода на зарядке.
Самое выгодное решение — заряжать на 1-2 В ниже максимального напряжения АКБ. К примеру, если для 36 В полный заряд — это 42 В, то достаточно заряжать накопитель до 40-41 В. Такой показатель соответствует ёмкости приблизительно 80-90%. Но в то же время, иногда всё-таки нужно подвергать батарею 100-процентной зарядке, до того момента, когда на заряднике засветится зелёный свет. Так плата защиты сможет выровнять напряжение внутри аккумулятора, и он сохранит свою полную ёмкость.
Ваттметр
Можно прибегнуть к помощи Ваттметра, демонстрирующего большое количество полезной информации о расходе ёмкости. Там есть напряжение в реальном времени, его просадка и потребление тока в A, Ah, W. Замеры произведённые в Ампер-часах являются самыми удобными. Например, в вашем распоряжении накопитель на 13 Ah, а Ваттметр будет показывать что уже ушло 11 Ah, тогда, вам станет понятно, что аккумулятор скоро полностью «выдохнется».
Нужно ещё учитывать и тот факт, что накопители электрических средств передвижения не отдают свою полную ёмкость по причине понижения напряжения и отключения в принудительном порядке защитной платой и контроллером. Из этого следует вывод: аккумулятор в распоряжении которого ёмкость 13 Ah, на самом деле будет отдавать лишь 12-12,5 Ah, а в некоторых случаях даже меньше.
Вольтметр
Конечно, имеют место в природе и обыкновенные вольтметры. Отличаются они, как правило, скромными габаритами и их подключение осуществляется непосредственно к выводам аккумулятора. Этот способ замеров является самым экономичным. Маленькое устройство можно легко зафиксировать на электробайке или даже приспособить к корпусу накопителя. Однако диапазон измерения напряжения у подобных гаджетов, может быть весьма узким.
Заключение
Итак, из статьи можно недвусмысленно понять, что литий-ионный накопитель, вещь тонкая и обращаться с ним нужно надлежащим образом, ведь от этого напрямую зависит продолжительность его эксплуатации и эффективность работы. Особое место в теме заняли измерительные приборы, которые без сомнения должны быть в распоряжении каждого уважающего себя владельца электрического средства передвижения.
Источник
Как зарядить электровелосипед
Для оснащения велосипеда электроприводом используются 3 основных компонента – мотор-колесо, контроллер и аккумуляторная батарея. При несоблюдении правил подзарядки аккумуляторной батареи пробег электробайка на одном заряде будет постоянно снижаться, даже если АКБ еще относительно новая. К тому же, при неправильной эксплуатации литиевые батареи могут еще больше деградировать. Вероятность возникновения таких проблем невысока, но лучше не рисковать и строго соблюдать все рекомендации по эксплуатации электровелосипеда.
Поэтому перед тем, как заряжать электровелосипед, нужно внимательно ознакомиться с инструкцией по зарядке используемой аккумуляторной батареи и четко следовать ей. Особенности эксплуатации АКБ зависят от ее типа. Но есть рекомендации, не зависящие от типа аккумулятора. Соблюдая их, вы сохраните эксплуатационный ресурс своей АКБ, обеспечите ей стабильную и безопасную работу.
Как правильно заряжать аккумулятор электровелосипеда
Независимо от того, батарею какого типа вы выбрали, соблюдайте простые правила:
- Используйте фирменное зарядное устройство, совместимое с вашей аккумуляторной батареей.
- Заряжайте АКБ при выключенном электродвигателе, строго от электросети 220 В. Снимать АКБ с электробайка не обязательно.
- Полная зарядка зачастую длится порядка 3–8 часов – старайтесь не оставлять батарею на подзарядке больше необходимого времени.
- Перед продолжительным хранением аккумулятор зарядите до рекомендованного производителем уровня и затем подзаряжайте раз в 2–3 месяца, чтобы компенсировать саморазряд.
- Не допускайте разряжения аккумулятора до уровня ниже 30%, иначе его эксплуатационный ресурс снизится – помните, что неоднократный глубокий разряд сокращает срок службы любой АКБ.
Для аккумуляторных батарей оптимально подходит режим частой подзарядки, при котором фактически нет глубоких разрядов, а сама батарея работает в диапазоне 20-90% заряда. Часто питание электровелосипедов осуществляется от литий-ионных литий-феррофосфатных АКБ, поэтому рассмотрим отдельно правила их подзарядки.
Как правильно зарядить электровелосипед с Li-Ion аккумулятором
Литий-ионные батареи нужно беречь от чрезмерного разряда и перезаряда, хотя модели со встроенной платой защиты их не боятся. Хранить такие накопители энергии нужно заряженными на 30–50% при температуре около 15 °С, а использовать желательно в диапазоне температур от +10 до +25 °С. Важно оберегать их от воздействия источников тепла и прямых солнечных лучей.
Перед использованием новой Li-Ion батареи ее необходимо зарядить, что поможет избежать снижения доступной полной емкости АКБ и сокращения ее эксплуатационного ресурса. Еще одно важное требование – разряженный аккумулятор нужно без промедления подзарядить, не дожидаясь полного разряда. Подзаряжайте батарею после каждой, даже короткой поездки, и она прослужим вам дольше. Если АКБ переохлажден – например, после зимней поездки на электровелосипеде – перед подзарядкой его необходимо выдержать несколько часов при комнатной температуре, чтобы он прогрелся до комнатной или хотя бы плюсовой температуры.
Как зарядить аккумулятор велосипеда LiFePO4
- использовать специальные зарядные устройства для LiFePO4 аккумуляторов с обозначением конечного напряжения зарядки – оно отличается от АКБ других типов;
- не допускать полного разряда;
- не оставлять аккумулятор в разряженном состоянии;
- холодную батарею перед подзарядкой выдержать несколько часов в помещении, чтобы ее корпус прогрелся до температуры, близкой к комнатной;
- не заряжать аккумулятор на морозе, поскольку после прогрева АКБ до комнатной температуры возникнет перезаряд, существенно снижающий ресурс батареи;
- чтобы не допустить перегрева, не накрывать АКБ и ЗУ в процессе зарядки.
Более детальные сведения по правильной подзарядке аккумуляторных батарей конкретных типов и конфигураций указана в инструкциях по их эксплуатации.
Источник
Аккумулятор электровелосипеда: как продлить им жизнь и пробег
Аккумулятор электровелосипеда — это такая важная штука, свойствами и состоянием которой его пользователь живо интересуется еще на этапе выбора модели.
Ну а если не интересоваться или что-то, как говорится, не допонять, то буквально сразу же, в первой же поездке, сей девайс способен стать источником массы интереснейших открытий и впечатлений. В особенности, когда сам велик не прокатный, а покупался для себя и за соответствующие деньги.
Так что, в этом посте — немного о том, как сделать, чтобы без подзарядки и на электротяге велик возил как можно дальше и дольше, то бишь чтобы его батарея обеспечивала пробег, максимально схожий с тем, который обещали производитель и магазин.
Итак, по порядку:
аккумулятор электровелосипеда — зарядка
Все электровелики комплектуются разными батареями. Но все уважающие себя производители стараются донести до владельцев информацию о том, как заряжать аккумы. Притом каждый по-своему. И тем не менее, внимательно перечитать мануал перед первой зарядкой байка — дело верное и нужное.
Плюс, существует несколько универсальных правил, которые гарантированно помогают эксплуатировать батарею максимально продуктивно и без проблем в течение длительного времени, вне зависимости от марки и типа электровелосипеда.
Во-первых, когда ставим аккум на зарядку, то не нужно каждый раз всенепременно заряжать его до 100%. Литий-ионные батареи, вопреки мнениям оптимистов, со временем неизбежно деградируют. И этот темпы развития данного процесса напрямую определяются в том числе и уровнем заряда. Проще говоря, чем больше и дольше заряда держит аккум, тем ему хуже.
Потому, и это во-вторых, производители так настоятельно рекомендуют не оставлять батарею с полным зарядом, когда велик простаивает и на нем дольше обычного никто не ездит.
Но в-третьих, с периодичностью примерно раз в две-три недели (если велосипед работает каждый день) или чуть реже, батарею надо заряжать полностью, т.е. до полных 100%, чтобы сбалансировать элементы. Такая «прокачка» крайне благотворно сказывается на общем сроке работы устройства.
А в-четвертых, по этой же причине, надо постоянно следить за тем, чтобы аккумулятор электровелосипеда не разряжался до нуля слишком часто и своевременно (т.е. когда заряда остается 30-60%) ставить его на зарядку.
технический уход!
Собственно, любому велосипеду, хоть с электроприводом, хоть без, требуется регулярный и грамотный техуход. А если у машинки что-то не смазано, разболталось (или, наоборот, пережато), не докачано/перекачано, то и заряд аккума моторчик расходовать будет шустрее и возить хуже и недалеко.
Поэтому перед поездкой стараемся уделять внимание хотя бы на самому элементарному:
- проверяем давление в шинах (рекомендованный уровень пишут на боковине) — когда колёса подпущены, то моторчику придется работать с повышенной мощностью, а значит, чтобы такое случалось пореже, запасаемся обычным велосипедным насосом и подкачиваем шины по мере необходимости;
- раз в две-три недели чистим и правильно смазываем цепь — сначала чистим щеткой, затем тщательно протираем её чистой ветошью, смоченной в обезжиривателе, после того, как она просохнет, наносим масло, немного прокручиваем педали и потом снова протираем, чтобы удалить лишнюю смазку (обезжиривающее средство, масло и масленку купить можно в любом вело-магазине):
- не реже раза в год сдаем велик мастеру на техобслуживание — как правило, такие специалисты работают в том же магазине, где велик был куплен.
не ленимся крутить педали
Все-таки у вас пусть и «электрический», но велосипед. Само собой, чем дольше и активнее задействуется педальное усилие, тем надольше будет хватать заряда аккума. У современных электровеликов, конечно, предусмотрены разные режимы комбинирования электропривода и педальной тяги, но физику тоже никто не отменял: чем дольше везет моторчик, тем быстрее сядет аккум.
И дорогу тоже надо научиться выбирать правильно. На подъемах обязательно надо помогать педалями, иначе никакого заряда не напасешься. А когда планируем прокатиться куда-нибудь дальше, чем обычно, то учитываем также, что обратно возвращаться будет гораздо проще с помощью электродвигателя, чем всю дорогу везти и его, и полностью разряженную батарею на своих двоих.
рекуперация?
Да, некоторые современные электровелики топового уровня, как и настоящие электромобили, действительно оснащаются так называемыми системами рекуперативного торможения.
Такая система умеет трансформировать в электричество кинетическую энергию замедления транспортного средства. То есть, по ходу движения, когда велик замедляется (например, во время длительного спуска с притормаживанием с горки), моторчик начинает вырабатывать энергии, которая как бы возвращает обратно в батарею. Фича, безусловно, полезная, но по-прежнему дорогая и дальность пробега на электротяге если увеличивает, то незначительно. Если у вас не супернавороченный электро-МТБ…
аккумулятор электровелосипеда — индикатор
Это вроде как само собой разумеющиеся вещи, но, как показывает практика, некоторые начинающие «пилоты» электровеликов почему-то забывают, что индикатор показывает не время до разрядки, не расстояние, а всего лишь текущий уровень заряда аккума.
Но надо еще знать, что эффективность литий-ионной батареи по мере снижения этого самого уровня тоже снижается. Чем сильнее разряжается батарея, тем больше падает напряжение и, следовательно, «хуже крутит» моторчик. Но самое главное, когда батарея активно отдает заряд и количество полосочек начинает уменьшаться, то нужно помнить, что каждая следующая полоска пропадать будет еще быстрее. Потому, если предстоит обратный путь, и хочется его преодолеть с комфортом, то не надо ждать, когда полосочек заряда останется ровно половина. А то придется возвращаться только на педалях (а то и пешком).
В общем, заряжаем батарею своего электровелика грамотно, ухаживаем за ним правильно и катаемся не как попало, а аккуратно и осмотрительно. И тогда и аккум и велик служить будут долго и без проблем.
Источник