- Как проверить аккумулятор мультиметром на автомобиле?
- Какие параметры можно проверить
- Как проверить
- Напряжение аккумулятора
- Емкость аккумулятора
- Ампераж аккумулятора
- Ток утечки
- Перезаряд
- Степень заряженности
- Проверяем АКБ автомобиля с помощью мультиметра правильно
- Способы проверки заряда АКБ
- Как определить напряжение по встроенному индикатору
- Проверка напряжения нагрузочной вилкой
- Измерение заряда мультиметром
- Технология замера утечки тока
- Быстрая проверка показателей аккумулятора
Как проверить аккумулятор мультиметром на автомобиле?
Водителям часто приходится проверять заряд аккумулятора, особенно эта проблема актуальна зимой. Если машина долгое время не эксплуатировалась, аккумулятор может замерзнуть даже после успешного запуска двигателя. Проверка аккумулятора мультиметром позволит получить довольно точную информацию о заряде и не попасть в неприятную ситуацию.
Какие параметры можно проверить
Мультиметр – электроизмерительный прибор, объединяющий функции амперметра, вольтметра и омметра. Портативные устройства умещаются в руке и стоят недорого, его желательно иметь в машине каждому водителю. Чтобы измерять заряд аккумулятора, нужно померить напряжение. Также мультиметр полезен и для проверки других параметров – утечки тока, например. Это отличная профилактика против быстрого разряда АКБ.
В экстренных ситуациях, когда происходит отказ в работе электрооборудования, мультиметр пригодится для диагностики неисправностей:
- измерение напряжения бортовой сети;
- «прозвонка» предохранителей, электропроводки и лампочек;
- контроль над датчиками, их сопротивлением и напряжением.
Как проверить
Перед началом проверки напряжения нужно выключить зажигание авто. Замерить напряжение и другие параметры аккумулятора мультиметром несложно, работа с прибором требует минимальных знаний в области электроники. Сам АКБ нужно отключить от клемм или вынуть.
Напряжение аккумулятора
Для проверки напряжения прибор необходимо переключить в режим DC (вольтажа), а поворотный переключатель установить на значение 20 В. У мультиметра есть два щупа: черный подключить к минусовой клемме, а красный – к плюсовой. На дисплее прибора появится цифра, характеризующая напряжение постоянно тока. Если провода одинакового цвета, нужно внимательно осмотреть их на наличие специальных обозначений.
После снятия напряжения можно получить следующую информацию о состоянии АКБ:
- Заряд выше 90% соответствует значения 12,7В (иногда 13,2В). Это означает, что аккумулятор не нуждается в зарядке.
- Диапазон напряжения от 12,1В до 12,4В сигнализирует о 50%-60% разряда.
- Если значения попали в интервал 11,6В – 11,7В, то необходимо зарядить аккумулятор в ближайшее время.
Как видно, проверить акб мультиметром и замеривать напряжение можно при отсутствии опыта.
Емкость аккумулятора
Чтобы измерить емкость АКБ, придется провести контрольный разряд батареи. Предварительно аккумулятор нужно зарядить (полностью), определить этот момент легко – воспользоваться данной выше инструкцией для измерения напряжения. После этого к аккумулятору подключают нагрузку известной мощности – подойдет лампа накаливания. Отметив начало исследования, остановить его, когда произойдет разрядка на 50%. Отключить лампочку и посчитать емкость: для этого нужно перемножить значение силы тока при подключенной лампочке и время разрядки. Его нужно выразить в часах, а силу тока – в Амперах. В том случае, если результат получился близким к номинальному, батарея в порядке.
Ампераж аккумулятора
В режиме измерения ампеража важно выбрать внешнюю нагрузку – она не должна превышать 120 Вт. Диагностический режим для постоянного тока нельзя путать с сопротивлением – переключатели расположены рядом. Чаще всего требуется измерить ток утечки, который даст представление о состоянии кислотного аккумулятора.
Ток утечки
Когда клеммы аккумулятора не подключены к элементам, потребляющим энергию, он все равно разряжается. Этот самостоятельный процесс не случаен, он указывается в документации к АКБ, выше цифра у кислотных экземпляров. С ухудшением состояния аккумулятора увеличивается и ток утечки, на это влияют влажные участки и истончившаяся изоляция. Это постепенно приведет к разрядке и возгоранию поврежденного участка – и весь процесс пройдет мимо зрения водителя.
Это очень опасно, поэтому при малейших признаках увеличения скорости разрядки нужно проверить ток утечки. В противном случае появляется риск появления открытого огня – хватит даже одной искры. Перед началом измерения нужно отключить зажигание, магнитолу, сигнализацию и другие «побочные» потребители тока.
После этого перевести мультиметр в режим измерения тока и установить его на значок «10 А». Т.е. круговой переключатель в режим ампеража, а красный штекер в гнездо «10 ADC». Теперь, подключив клеммы прибора к аккумулятору, посмотреть на дисплей. Если никаких значений нет, все в порядке – ток утечки не выходит за норму. А вот любые значений, зарегистрированные мультиметром, свидетельствуют о проблемах с этим параметром. Необходима подробная диагностика бортовой части машины – именно для нее опаснее всего высокий показатель тока утечки.
Перезаряд
Перезаряд аккумулятора – неприятная ситуация, которая возникает из-за поломки реле-регулятора. Т.е. на электрические элементы в бортовой части поступает слишком высокое напряжение – приборы перегорают. Если регулятор все еще, пусть и слабо, но функционирует, поломку можно долго не замечать. В выявлении проблемы поможет мультиметр:
- Подключить клеммы к АК в режиме вольтажа.
- Начать с 20 В, а после увеличивать обороты.
- Холостой ход должен показывать не более 14 В, средний – 13,6-14,2 В, высокий – до 14,5 В.
При превышении указанных значений нужно отсоединить прибор и зачистить контакты цепи, провести повторную проверку. Следующий рубеж проверки – отдельный замер для реле-регулятора. Нужно снять его и провести измерение напряжения с помощью внешнего источника питания и лампы (12 В). У источника должно быть регулируемое напряжение!
К корпусу подсоединяют минусовую клемму, к регулятору – плюсовую. Лампу подключают к графитным щеткам, соблюдение полярности необязательно.
Постепенно меняя напряжение от 12,7 В до 14,5 В, наблюдать на лампой. Сначала она должна загореться, а к максимальному значению погаснуть. Если этого не произошло, регулятор не исправен, необходима замена.
Степень заряженности
Для определения уровня заряда автомобильного АКБ, достаточно измерить напряжение и сравнить его с табличными значениями. Процесс полностью аналогичен описанному в первом разделе, только перед замером нужно подождать 4-5 часов после отключения аккумулятора. Это необходимо для того, чтобы исключить влияние разрядных и зарядных токов. Значения заряженности для аккумуляторного элемента соответствуют напряжению следующим образом:
- 100% – 12,7 В;
- 90% – 12,57 В;
- 80% – 12,47 В;
- 70% – 12,37 В;
- 60% – 12,29 В;
- 50% – 12,21 В;
- 40% – 12.13;
- 30 % – 12.05;
- 20% – 11.99;
- 10% – 11.95.
Более точные цифры можно получить только с помощью специальных приборов с микропроцессорами. Для общей диагностики достаточно проверить заряд аккумулятора мультиметром на автомобиле.
Водитель должен знать примерный заряд аккумулятора своей машины – хотя бы приблизительно. Так он сможет быстрее обнаружить возможную неполадку, увеличение тока утечки и другие нарушения в работе АКБ-элемента. Мультиметр сбережет время и нервы, позволяя быстро и точно проверить напряжение на батарее.
Источник
Проверяем АКБ автомобиля с помощью мультиметра правильно
Иногда зимой у автолюбителей возникают проблемы при запуске авто. Это происходит из-за плохого влияния отрицательных температур на жидкость, залитую в аккумуляторную батарею (электролит). Чтобы избежать неприятностей приходится с определённой периодичностью контролировать емкость аккумулятора. Рассмотрим, как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром.
Способы проверки заряда АКБ
Существует несколько способов проверить зарядку аккумулятора. Некоторые можно осуществить при помощи специально разработанных для этого устройств. А в некоторые батареи даже встроено такое приспособление.
Существующие способы померить заряд АКБ:
- проверка при помощи встроенного в автомобильный аккумулятор специального индикатора;
- использование «нагрузочной вилки»;
- измерение обычным мультиметром.
Как определить напряжение по встроенному индикатору
Современные автомобили уже оборудованы встроенными индикаторами, которые могут помочь хозяину авто узнавать в любой момент о текущем состоянии заряда.
Впервые такие аккумуляторы вышли с конвейеров японских автоконцернов. Определить степень зарядки помогает специальное «зелёное окошко», которое и является индикатором.
Другое его название гидрометр. Цвет окошка зависит от степени заряженности:
- зеленый – заряжен;
- серый либо белый – емкость потеряна;
- черный – АКБ разряжена до конца, уровень электролита ниже критического.
Если в машине стоит аккумулятор с индикатором, то делать замер заряда мультиметром или «нагрузочной вилкой» нет смысла.
Стоит отметить, что аккумуляторы такого типа стоят недешево. В некоторых случаях цена увеличивается примерно на треть. Не каждый автолюбитель готов переплачивать за такую батарею.
Тогда подойдут другие методы измерять заряд аккумулятора.
Проверка напряжения нагрузочной вилкой
Нагрузочная вилка считается сегодня инструментом слегка устаревшим. Встретить ее чаще всего можно на станциях технического обслуживания, чем у частных автовладельцев. Тем не менее, такая проверка получается наиболее верная и профессиональная.
Нагрузочной вилкой называют определенный инструмент, который с особой точностью позволяет установить уровень неисправности аккумулятора. В нем объединены мультиметр и нагрузочное сопротивление.
- устройство соединяется с клеммами АКБ, при этом возникает ток короткого замыкания. Это своего рода имитация работы стартера. При отсутствии нагрузки батарейка вырабатывает 12,7 Вольта, с нагрузкой – гораздо меньше;
- далее нужно считать показания прибора. Они покажут, на каком уровне будет находиться заряд в момент, когда владелец заведет машину.
Ещё один нюанс, который нужно учесть при измерении таким способом: проверять напряжение желательно при температуре батареи 20-25 градусов и не делать это очень часто. В противном случае можно потерять большую долю емкости.
Такой способ надежный и достоверный. Единственный его минус в том, что нагрузочная вилка практически не встречается в обычном гараже у рядового автолюбителя. Для таких хозяев авто стоит подумать о том, как мультиметром проверить напряжение аккумулятора автомобиля.
Измерение заряда мультиметром
Мультиметром называют прибор способный замерить ампераж, напряжение, сопротивление и температуру у технических устройств.
Данные тестеры применяют не только, чтобы замеривать заряд АКБ машин. Они с высокой точностью могут определить напряжение в батарее шуроповертов, ноутбуков и телефонов.
Например, многие устройства IPHONE работают на литий-ионных АКБ, которые очень удобно тестировать электронными японскими мультиметрами компании Sanwa или китайскими DT-830b.
Для современных владельцев авто это практически идеальный вариант. Стоимость такого прибора вполне приемлемая. Особенно удобно пользоваться теми моделями, которые оснащены электронными табло.
Такой точности, как при первом и втором способе проверки не будет. Однако померить заряд, когда это необходимо и сориентироваться в дальнейших действиях, вполне возможно.
Как пошагово замерить напряжение мультиметром на аккумуляторе автомобиля:
- Необходимо при помощи соответствующих проводов подключить мультиметр. Тестер должен работать в режиме «вольтажа» (замера напряжения). Для этого его устанавливают на уровень 20Вольт.
- Специальными металлическими щупами, которые расположены на проводах, прибор прикладывается к клеймам батарейки (щуп красного цвета – к плюсу, черный – к минусу). В редких случаях провода бывают одинакового цвета.
- Далее на электронном табло должны появиться данные замеров.
Для удобства автолюбителей разработана специальная шкала значений, помогающая по данным тестера определить степень заряженности батареи:
- Более 12,7Вольт – батарейка полностью заряжена.
- Если значения в диапазоне от 12,1 до 12,5Вольт, то батарея заряжена наполовину.
- В случае значений меньше 11,7Вольт – АКБ сильно разряжена.
Исходя из представленных параметров, можно сделать вывод, что значения напряжения на приборе менее 12,7Вольт, показывают частичную заряженность АКБ. В случаях, когда мультиметр показывает менее 11,7Вольт, аккумулятор стоит поставить на зарядку.
У любой машины постоянно происходит минимальная утечка тока (в пределах 50-80 мА.). В частности:
- на охранную сигнализацию расходуется 25-25мА;
- контроллер у системы впрыска забирает 5мА;
- магнитола автомобиля расходует 3мА;
- приборная панель с блоком центрального замка также забирает часть тока.
В результате все вместе разряжает АКБ в пределах 60мА. Эти затраты не являются для батареи критическими и её можно эксплуатировать еще несколько лет. Другое дело, если расход составит более 60-80 мА, то батарейка быстро разрядится.
Технология замера утечки тока
Как проверить аккумулятор, с целью определения утечки тока, тестером:
- Автомобиль предварительно готовится к проверке. Для этого отключаются магнитола, габариты, свет в салоне авто.
- Следом в разорванную цепь подключается амперметр и снимаются данные.
- В случае обнаружения амперметром тока утечки, нужно поочередно вытащить и поставить на место в строгом порядке ряд предохранителей и реле. Это позволит понять, в какой цепи происходит утечка. После этого ток должен нормализоваться.
Для того, чтобы правильно при помощи тестера научиться определять утечку тока, рекомендовано следующее видео:
Быстрая проверка показателей аккумулятора
В ряде случаев владельцам авто совсем некогда заниматься отсоединением АКБ от машины, а также «копаться» с освещением и приборной панелью. Такие хозяева машин определяют уровень зарядки АКБ без ее снятия, прямо под капотом.
Этот процесс выглядит следующим образом:
- Когда произошло замирание машины после выключения мотора, мультиметр подключают к АКБ по схеме: плюс к «+», минус соответственно к «минусу». Стоит учитывать, что показатели будут с незначительными отклонениями. 12,7Вольт – показатель нормы.
- Затем машина заводится. Когда мотор заработает, напряжение поднимется до 14,7Вольт.
- Рекомендовано проверить еще с нагрузкой (внешнее освещение, обогрев окон, средний режим печки). В таком случае норма – 14,6Вольт.
Измерить напряжение аккумулятора автомобиля мультиметром – задача посильная даже начинающему автолюбителю. Позволить себе дорогой аккумулятор, оснащенный специальным индикатором, может не каждый.
Практичным и универсальным вариантом считается измерение заряда АКБ мультиметром. Этот прибор, с говорящей приставкой «МУЛЬТИ», позволяет измерить не только напряжение, но и силу тока. Кроме того, мультиметр может пригодиться и для другой электротехники, включая телефоны, ноутбуки, шуруповерты. Помните, что приобретать такой прибор лучше у проверенных производителей в специализированных магазинах.
Источник