Как правильно обслужить аккумулятор автомобиля зарядным устройством

Содержание
  1. Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля.
  2. Правила безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора.
  3. Как определить заряжен или разряжен аккумулятор
  4. Каким током и напряжением следует заряжать аккумулятор
  5. Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор
  6. Последствия глубоко разряда АКБ и как его правильно зарядить после этого
  7. Как часто нужно подзаряжать аккумулятор?
  8. Обслуживание автомобильных аккумуляторов
  9. Распространенные виды АКБ
  10. Диагностика и ТО АКБ
  11. Инструменты для диагностики АКБ
  12. Как выполняется правильное обслуживание автомобильных аккумуляторов
  13. Проверка уровня электролита
  14. Замер плотности электролита
  15. Виды десульфатации АКБ
  16. Особенности профилактики «необслуживаемых» АКБ
  17. Проверка напряжения аккумулятора
  18. Факторы, влияющие на срок службы АКБ
  19. Уровень заряженности
  20. Температура
  21. Состоянии электрической сети
  22. Коррозийные процессы
  23. Сульфатация пластин аккумулятора
  24. Хороший уход продлевает срок службы батареи
  25. Полезное видео

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля.

Скорее всего, каждый автовладелец со стажем не менее трёх лет сталкивался с ситуацией, когда он не смог завести свою машину по причине того, что аккумулятор полностью разрядился. Вы можете спросить, почему стаж не менее трёх лет? А потому, что средняя продолжительность жизни аккумулятора составляет 3 года. Хотя в отдельных случаях возможна более длительная эксплуатация аккумулятора, но это уже зависит от того, насколько качественно и вовремя он обслуживался.

Правила безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора.

Не рекомендуется производить зарядку в жилом помещении по причине того, что из аккумулятора выделяются взрывоопасный газ. Это актуально для обслуживаемых АКБ с пробками.

По этой же причине запрещается курить или производить любые другие работы с открытым огнем или искрообразованием.

Сначала подключается зарядное устройство к клеммам батареи, а потом уже оно включается в сеть. Отключение производится в обратном порядке. Сначала отключаем зарядное устройство (ЗУ) от сети, затем отключаем клеммы. Такой порядок действий позволит избежать образования искры при подключении ЗУ.

Читайте также:  Схема заряда аккумулятора самого от себя

В обслуживаемых аккумуляторах обязательно выкручиваем все пробки. Это удобно сделать с помощью обычной монеты номиналом 2 или 5 рублей. После выкручивания пробки нужно положить обратно в отверстия, но не закручивать. Такое положение пробок позволит свободно выходить газам и одновременно защитить батарею от возможного попадания во внутрь неё пыли и грязи. Также это уменьшит потерю электролита при его испарении.

Перед выкручиванием пробок обязательно стираем всю пыль и грязь с рабочей поверхности аккумулятора. Это также позволит избежать попадания грязи во внутрь батареи.

Если же зарядка производиться в квартире, то необходимо это делать на балконе с открытым окном или в помещении, где есть вытяжка, например, туалет.

Как определить заряжен или разряжен аккумулятор

Это можно определить по напряжению на контактах и по плотности электролита.

В полностью заряженном аккумуляторе (100% заряда) напряжение на клеммах должно быть 12.7В. В разряженном соответственно 11.7В (0% заряда). Следовательно, каждые 0.1В — это 10% заряда. Эти значения актуальны для температуры аккумулятора 20-25 градусов.

Например, напряжение на контактах равно 12.2В, следовательно, заряд составляет 50%.

Второй более точный способ определить степень заряда — это определение по плотности электролита. Данный способ подойдет только для обслуживаемых аккумуляторов, в которых есть возможность выкрутить пробки и добраться до электролита.

В качестве электролита в батареях применяют раствор серной кислоты, плотность которого измеряется в г/см3. При разряде плотность электролита снижается. Зная это свойство можно определить степень разряда батареи. Плотность определяется с помощью специального прибора – ареометра.

Плотность полностью заряженной батареи (100%) при 25 °с равна 1.27-1.28 г/см3.

Плотность полностью разряженной батареи (0%) при 25 °с равна примерно 1.1 г/см3.

Зная эти данные, можно вычислить, что примерно каждая сотая единица плотности равна 6% заряда (0.01 г/см3 =6%заряда).

Для примера плотность равна 1,24 г/см3, следовательно, степень заряда составляет 76%.

Перед проверкой плотности электролита обязательно отключаем зарядное устройство и ждем несколько минут. Плотность более точно определяется, когда из электролита не выделяется газ.

Каким током и напряжением следует заряжать аккумулятор

Напряжение заряда у АКБ, изготовленных по разным технологиям, отличается. Но есть общие требования, которые применимы к большинству аккумуляторов.

Самая оптимальная и безопасная зарядка — это выставить ограничение напряжения 14.7В, а силу тока 1/10 от ёмкости АКБ. Допустим ёмкость равна 70 (А*ч), тогда ток, выставляемый при заряде, должен быть 7 ампер.

Качество заряда АКБ и сила тока имеют обратную зависимость, то есть, чем меньше сила тока, тем качественнее будет заряжен аккумулятор и тем медленнее будет происходить его зарядка. Если есть время, то лучше выбрать силу тока еще меньше в размере 1/20 от емкости аккумулятора. Например, для батареи ёмкостью 70 (А*ч) это будет сила тока в 3.5А.

Для необслуживаемых батарей силу тока выбирают не более 1/20 от емкости аккумулятора. Другими словами, если ёмкость равна 60 Ампер*час, то сила тока должна быть 3А. Такая низкая сила тока обусловлена самой конструкцией АКБ. Так как АКБ необслуживаемый, то при кипении электролита выделяемому газу некуда будет выходить и батарею может разорвать давлением газа. Чтобы избежать кипения электролита и выбирают небольшие токи для зарядки.

По мере заряда напряжение будет расти до 14.7 В, а ток будет неизменен пока напряжение не достигнет этого значения. После того как напряжение достигнет значения 14.7В оно перестанет расти так как ограничено настройками ЗУ. При продолжении заряда теперь напряжение ограничено, при этом по мере продолжения заряда будет снижаться сила тока, пока не достигнет значения свидетельствующего об окончании заряда (примерно 1-0.5А). Если в течении двух трех часов сила тока не снижается, то можно считать, что аккумулятор заряжен полностью на данном режиме зарядки.

После окончания зарядки отключаем ЗУ и даем АКБ несколько минут постоять, чтобы электролит перестал выделять газ. Производим замеры плотности.

Если плотность электролита не достигла своих оптимальных значений 1.27-1.28 г/см3, то можно попробовать её поднять с помощью зарядки на более высоком напряжении. Для этого устанавливаем ограничение напряжения в 16.3В, а силу тока не более 1/20 от ёмкости аккумулятора. Силу тока можно выставить ещё меньше до уровня 0.5А. Так АКБ будет медленнее заряжаться, но таким образом снижаем вероятность кипения электролита, а значит риск разрушения пластин батареи. В таком режиме зарядки выдерживаем от одного до четырех часов. Время зависит от того, как быстро плотность электролита придёт в норму.

Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само подбирает напряжение и силу тока.

Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор

Нет точного определения времени требуемого для полного заряда , так как есть несколько факторов, влияющих на это. Поэтому время заряда может быть от пары часов и до нескольких суток.

Существует 4 основных фактора влияющих на время зарядки АКБ.

  • Процент разряженности аккумулятора. Полностью разряженную АКБ по времени придется заряжать намного дольше, чем разряженную на 50%.
  • Степень износа батареи. Со временем пластины АКБ осыпаются и её емкость уменьшается. Возьмём для примера изношенную АКБ емкостью 60А*час. Но её ёмкость по факту не будет равна 60А*час, а будет меньше, например, 50-45 А*час. Следовательно, изношенный аккумулятор зарядится быстрее, чем аналогичный, но новый.
  • Сила тока и напряжение зарядки. Чем меньше сила тока, тем медленнее происходит зарядка.
  • Скорость приема заряда. Например, холодный аккумулятор хуже заряжается. Это связано с тем, что скорость химической реакции (электролиза) зависит от температуры. Поэтому перед зарядкой его необходимо отогреть при комнатной температуре, если он занесен зимой с улицы.

Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само определит, когда АКБ заряжена, отключится и сообщит о полном заряде какой-либо индикацией. При зарядке по мере заряда уменьшается разница между ЭДС аккумулятора и зарядным напряжением, вследствие чего снижается ток. При достижении силы тока примерно в 0.5А зарядное устройство прекращает зарядку.

Если заряд производится не в автоматическом режиме, то нужно дождаться момента, когда сила тока опустится до своего минимального значения (примерно 1- 0.5А) и останется на этом уровне около трёх часов не изменяясь. После этого можно отключать ЗУ и замерять плотность электролита.

Понять, что аккумулятор заряжен полностью, можно по двум признакам. Это достижение электролитом плотности 1,27 г/см3 и напряжения на клеммах батареи 12.7В. Замеры плотности и напряжения следует производить после отключения ЗУ и прошествии некоторого времени после зарядки. Нужно, чтобы электролит устоялся и перестал выделять пузырьки газа.

Последствия глубоко разряда АКБ и как его правильно зарядить после этого

При глубоком разряде происходит сульфитация пластин. Крупные кристаллы сульфата свинца (PbSO4) откладываются на положительно заряженных пластинах АКБ, тем самым забивая их. При этом сильно уменьшается площадь поверхности пластин, свободной от кристаллов сульфата свинца. Вследствие чего уменьшается ёмкость аккумулятора. Три, четыре полных разряда и практически все пластины будут забиты, а аккумулятор можно будет выкинуть.

При штатных режимах работы (заряд – разряд) — образуются кристаллы небольших размеров и при заряде они растворяются в электролите. Таким образом очищаются пластины и ёмкость АКБ восстанавливается. Этого не происходит если произошел глубокий разряд, так как при нормальной зарядке крупные кристаллы сульфата свинца практически не растворяются в электролите. В этом случае для их растворения нужно использовать другой режим зарядки.

Глубоко разряженный аккумулятор следует заряжать напряжением 16,2 — 16.3В и малой силой тока — 1-0.5А. В таком режиме зарядки возможно частичное восстановление его ёмкости. За один цикл восстановить ёмкость и поднять плотность электролита до 1,27 г/см3 не получится. Поэтому, когда электролит на малых токах начал кипеть, то заряд необходимо прекратить и дать отстояться 2-3 часа. После этого опять повторяем зарядку. Этот процесс повторяем несколько раз. Таким образом возможно поднять плотность электролита до состояния полностью заряженного аккумулятора.

Но не следует забывать, что напряжение выше 14.5В подходит не для всех АКБ. К таким относятся гелиевые и гибридные.

Как часто нужно подзаряжать аккумулятор?

Его следует заряжать минимум 2 раза в год, с периодичностью полгода (до зимы, после зимы).

Также после длительных простоев автомобиля, когда он долго не подзаряжался от генератора. Во время простоя АКБ сама по себе медленно разряжается, а также этому способствует включенная сигнализация на авто.

После глубокого разряда, когда забыли выключить фары или магнитолу и т.п.

Друзья, поддержите блог! Поделитесь статьёй в социальных сетях:

Может всё и правильно, но, главное красный провод к плюсу, а чёрный к минусу.
Мешанина «токов» не имеет смысла. Уже нет таких зарядных устройств.
Бывает одно безграмотное слово убивает всю «НАУЧНУЮ» статью, в данном случае это «гидролиз».
Внутри батареи этот процесс отсутствует.
Лет 25 уже прошло, приятель попросил «проконсультировать» его дочь по химии (она училась в сельхозакадемии).
Прочитав «изневый учебничек» я понял что упрощённая «химия» не для меня.
Вот там все процессы шли под термином «гидролиз».
Проверка плотности электролита может правильно, но сохранить без повреждений (достаточно концентрированной серной кислотой) портки и руки существенно важнее.
Приличные штаны и свои руки дороже нового аккумулятора.
Не мелочитесь.

Сергей, один маленький вопрос. Откуда водород при зарядке. Ответ — разложение воды, оно же гидролиз. Химия 7й класс, если не ошибаюсь.

Сергей вы конечно правы, в АКБ проходят процессы электролиза, но не гидролиза. Статью подправил.

Не умничай, Серега, видно же, что не знал даже того, что прочитал.

Не надо путать ЭЛЕКТРОЛИЗ, с гидролизом. В АКБ — электролиз воды.
Все верно Сергей написал.

Ребята, в АКБ протекают обе реакции. Без этого АКБ просто набор вторсырья.

Приветствую Всех! Пытаюсь разобраться в зарядке АКБ большой емкости. На разрешение вопроса две аккумуляторных батареи емкостью 75 А/ч [ARCTIC TITAN российского производства] и 95 А/ч [VARTA немецкого производства]. Зарядка производится зарядным устройством «КЕДР — АВТО 4А». Учитывая номинальные характеристики, заряд обоих АКБ производится в режиме «АВТОМАТ» и именно силой тока не более 1/20 от ёмкости аккумулятора, а для 95 А/ч и еще меньше. И, что же мы имеем?! АКБ емкостью 75 А/ч после разморозки заряжалась более двух суток, хотя АКБ новая, сила тока упала до 1 Ампера уже через сутки и больше не снижалась, при этом по слуху (АКБ не обслуживаемая) отмечалось бурление и пузырение — в таком режиме я выдержал эту АКБ еще более суток, затем все таки отключил. Почему спросите так долго ждал? Только потому, что заряд происходил в режиме «АВТОМАТ» и по регламенту зарядка должна была отключиться самостоятельно и просигнализировать миганием лампочки, чего не произошло. А может нужно было еще ждать до победного? Но, ведь бурление и пузырение…?! И вот теперь, вторая АКБ емкостью 95 А/ч (тоже не обслуживаемая и фактически новая) после разморозки заряжается около 20ти часов, и снова бурление и пузырение — ждать не стал и отключил спустя 3 часа после обнаружения данных эффектов. Заряд также происходил в режиме «АВТОМАТ» и по регламенту зарядка должна была отключиться самостоятельно и просигнализировать миганием лампочки, чего также не произошло, при этом сила тока упала до 2,5 Ампер и больше не снижалась. И здесь такая же дилема: А может нужно было еще ждать до победного? Но, ведь бурление и пузырение…?! Что скажете, дорогие коллеги? Может я запорол 75 А/ч АКБ, оставив его бурлить и пузырить на еще одни сутки и более? Важно Ваше мнение. Спасибо за внимание. Владислав

Владислав, а какое напряжение на клеммах аккумуляторов после зарядки? Если АКб не заряжены, то я бы отказался от дальнейшей зарядки этим зарядным устройством, так как в автоматическом режиме происходит кипение электролита. Но как я понимаю данное ЗУ не поддерживает режим ручной зарядки, поэтому придется искать у знакомых ЗУ с такой функцией. Ну а дальше попробовал бы длительную зарядку на параметрах тока и напряжения, при которых не происходит кипение электролита, то есть сила тока должна быть меньше, чем при зарядке в автоматическом режиме на ЗУ «Кедр».

статья совершенно верная,а кому непонятно пеняйте на свою безграмотность

Источник

Обслуживание автомобильных аккумуляторов

Как и для других технических устройств, обслуживание автомобильных аккумуляторов играет немаловажную роль. Им обязательно требуется профилактика. Для начала необходимо определиться с термином дилеров «необслуживаемый» аккумулятор. За уровнем бензина в баке ведь тоже можно не следить, машина сама заглохнет, а вот будет ли поблизости АЗС — вопрос другой.

Распространенные виды АКБ

На сегодняшний день самыми распространенными видами АКБ являются:

  1. малосурьмянистые (обслуживаемые, содержание сурьмы меньше 5%);
  2. кальциевые (малообслуживаемые, с добавлением Ca в пластины);
  3. гибридные (обслуживаемые, одна пластина кальциевая, другая сурьмянистая).

Щелочные, соляные и прочие «экзотические» виды АКБ в качестве стартерных батарей практически не используются.

Диагностика и ТО АКБ

Проведение диагностики и обслуживание автомобильных аккумуляторов включает в себя:

  1. Проверку заряда АКБ и подзарядку его сетевым зарядным устройством.
  2. Проверку количества электролита (закрыты ли пластины) и его плотности (по сезону).
  3. Внешний осмотр состояния корпуса АКБ, удаление грязи, подтеков, зачистка клемм.
  4. Тестирование АКБ с помощью нагрузочной вилки.
  5. Проверка затянутости хомутов на контактных клеммах АКБ.
  6. Проверка электроцепи автомобиля на ток утечки.
  7. Проведение КТЦ (контрольно-тренировочного цикла).
  8. Проведение работ по десульфатации пластин.

Самой доступной по цене и неприхотливой является малосурьмянистая (свинцово-кислотная) АКБ. Она сможет перенести и глубокий разряд, и скачки напряжения в бортовой сети автомобиля. Летом её необходимо ставить на зарядку при потере 50% заряда, зимой при разрядке на 25%.

Инструменты для диагностики АКБ

Такая «неприхотливость» и долговечность службы достигается самым «трудоемким» обслуживанием из всех видов автомобильных батарей. Для проведения диагностики свинцово-кислотной АКБ понадобятся следующие инструменты:

  1. ареометр (денсиметр, плотномер);
  2. нагрузочная вилка;
  3. дистиллированная вода;
  4. широкая отвертка либо 2руб. монета для отвинчивания пробок;
  5. мультиметр;
  6. стеклянная трубочка;
  7. зарядное устройство.

В этом видео рассказывается с помощью каких устройств и как произвести правильную диагностику АКБ:

Как выполняется правильное обслуживание автомобильных аккумуляторов

Правильное обслуживание выполняется в следующей последовательности:

  1. Грамотное отсоединение АКБ. Сперва необходимо снять минусовую клемму (массу), затем снять плюсовой контакт. Постановка выполняется в обратном порядке. Отсоединенный аккумулятор следует занести в теплое (если это происходит в зимних условиях), проветриваемое помещение и дать ему 6-10 ч «отстояться», нагреться до положительной температуры, чтобы значения замеров тока были с минимальной погрешностью.
  2. При переносе АКБ следует пользоваться расположенными на нем рукоятками, не прижимая ее к одежде. Затем необходимо удалить грязь с корпуса АКБ, чтобы она не попала в электролит при откручивании пробок банок. Для удаления подтеков и грязи с корпуса АКБ можно использовать раствор соды.
  3. Зачистить клеммы необходимо с помощью наждачной бумаги или ластика, чтобы убрать слой окисла, на «пробой» которого будет тратиться лишняя энергия АКБ. Плохой контакт на клеммах не даст должного напряжения на стартер и помешает батарее нормально заряжаться.
  4. При помощи мультиметра (установленного на 20 V) проверяется аккумулятор на ток утечки «на корпус», путем присоединения одного вывода к клемме. Вторым выводом прибора необходимо провести по корпусу АКБ. В случае утечки мультиметр покажет наличие напряжения. Для бесконтактного способа определения используются токоизмерительные клещи. В их кольцо помещаются все провода, отходящие с положительной клеммы АКБ и проверяются на наличие напряжения.

Внимание! При обслуживании АКБ следует соблюдать меры безопасности, защитив глаза при помощи очков, а руки — резиновыми перчатками. При попадании кислоты на открытые участки тела её надо смыть водой. Ни в коем случае не пытайтесь нейтрализовать кислоту щелочью!

В этом видео рассказывается, как выполняется правильное обслуживание автомобильных аккумуляторов:

Проверка уровня электролита

Уровень электролита должен быть одинаков во всех отделениях, пластины батареи должны быть закрыты полностью. Некоторые АКБ оборудуются глазками для визуального контроля уровня электролита. На практике эффективность таких глазков сомнительная, так как он замеряет уровень только в той банке, в которой расположен. Он представляет собой сосуд с находящимися в нем шариками различного цвета, которые всплывают и отражаются вверху в зависимости от плотности раствора. Затем замеряется плотность электролита при помощи ареометра.

Как правило, банка АКБ, ближняя к плюсовой клемме теряет влагу больше всех остальных. Если постоянно доливать её дистиллированной водой, то пострадает плотность электролита, поэтому можно пойти на хитрость, долив раствора из соседней банки. Выравнивать плотность электролита надо после зарядки батареи, когда в результате газовыделения он хорошо перемешается.

Замер плотности электролита

Электролит представляет собой раствор серной кислоты и дистиллированной воды 1 к 2 (35% к 65% воды). Его нормальная плотность для эксплуатации в средней полосе России составляет 1,27-1,29 г/см3. Для эксплуатации АКБ в холодном климате необходимо сместить точку замерзания электролита, подняв его плотность до 1,35 г/см3. Такой АКБ не страшен мороз и -50°С, но эксперименты с плотностью выше 1,35 чреваты разрушением активных пластин, так как серная кислота даже в такой концентрации очень агрессивная среда.

При замере плотности необходимо обратить внимание на прозрачность раствора. Серый или черный оттенок электролита указывает на то, что часть активного вещества пластин разрушена и выпала в осадок.

Это возможно или из-за использования некачественного электролита, или из-за постоянного перезаряда АКБ, когда она не успевает разряжаться. Причины перезаряда бывают разные: от неисправного генератора или реле-регулятора до зарядки АКБ дешевыми китайскими зарядными устройствами и использовании автомобиля в режиме «такси».

Перед постановкой на зарядку пробки банок нужно поставить на свое место, но не закручивать. Это обеспечит свободный выход газов и предотвратит разбрызгивание электролита.

Полезный совет. Во время работ с аккумулятором металлические предметы (отвертки, гаечные ключи) старайтесь не вертеть в руках по привычке, а держать подальше от АКБ.

Зарядка АКБ осуществляется или постоянной силой тока, или постоянным напряжением. При выборе зарядного устройства на дешевые китайские поделки, способные кипятить электролит, а не полноценно заряжать АКБ обращать внимания не стоит. Лучше выбрать устройство подороже, но с автоматическими регулировками, которое само проконтролирует процесс. Заряженный аккумулятор будет иметь напряжение 12,6 V и выше, при 12 V – потеря 40-50% заряда и полностью «севшая» батарея покажет 11,5 V и ниже.

Раз в год на малосурьмянистых и гибридных АКБ необходимо проводить КТЦ (контрольно-тренировочный цикл), состоящий из полной зарядки и контролируемого разряда. В процессе работы каждый аккумулятор подвержен явлению сульфатации, когда на активных пластинах оседает сульфат свинца, и эта их часть перестает участвовать в химической реакции. Исправить положение поможет десульфатация АКБ.

В этом видео показано измерение плотности электролита автомобильного аккумулятора с помощью ареометра:

Виды десульфатации АКБ

Существует 3 вида десульфатации:

  1. механическая очистка;
  2. химическое растворение сульфата;
  3. цикл зарядов/разрядов.

Механическая очистка пластин применялась на старых сурьмянистых АКБ, в новых придется разрезать корпус. Химическое растворение сульфата с использованием раствора «Трилон Б» слишком сложно для рядового автолюбителя.

Отрицательной стороной этих способов является то, что аккумулятор может быть полностью уничтожен. Доступный всем способ десульфатации — это цикл зарядов/разрядов при помощи специального зарядного устройства. Приобретение такой «зарядки» для одиночки-автолюбителя экономически невыгодно, поэтому можно добиться десульфатации с несколько худшими параметрами, используя обыкновенное зарядное устройство.

Особенности профилактики «необслуживаемых» АКБ

Стоит помнить, что для кальциевых АКБ напряжение 11,5 V и ниже влечет необратимую потерю емкости, и после 2-3 таких «глубоких» разрядов её можно будет использовать для балласта. По этой же причине на данном типе батарей не следует проводить КТЦ и десульфатацию. Для таких аккумуляторов манипуляции с электролитом невозможны, остальные же операции обслуживания и регулярная подзарядка необходимы.

Из-за того что технология изготовления таких батарей иная, алгоритм зарядки «кальциевиков» от сети будет несколько другой, как и зарядное устройство. В отличие от обычного «зарядника», где лишний вольтаж (выше 14,8-15,5 V) будет отсечен электроникой, для таких АКБ необходимо 16,1-16,5 V, и устройство должно иметь программируемый цикл.

При помощи этого цикла аккумулятору устраиваются своеобразные «качели» из чередующихся различных напряжений и силы тока, позволяющие зарядить его полностью. Из российских производителей с этой задачей справляется «Вымпел-55».

Проверка напряжения аккумулятора

Проверка напряжения любого типа АКБ одинакова, а достоверно проверить емкость батареи возможно, только полностью разрядив его под нагрузкой. Заявленные для этих целей приборы «Кулон» позволяют только примерно рассчитать её, подав на батарею сигнал и определив площадь пластин. Когда АКБ обслужен и надежно закреплен на своем штатном месте (во избежание вибрации и осыпания пластин), проверяется затяжка контактных клемм.

В случае, если АКБ не имеет пробок для доступа к электролиту, или он содержится в виде геля, экспериментировать со спиливанием, высверливанием и т.д. не стоит.

Результатом может стать «убитая» на ровном месте АКБ, так как обычно такие батареи имеют «лабиринтные» крышки, предназначенные для возврата выкипевшей влаги обратно в банки и нарушение их герметичности ни к чему хорошему не приведет. Правильное обслуживание таких автомобильных аккумуляторов лучше доверить специалистам.

Факторы, влияющие на срок службы АКБ

Длительный и стабильный срок службы автомобильной батареи зависит от стечения благоприятных факторов эксплуатации и мер профилактики владельца авто. Разберем каждый из факторов, чтобы точно узнать как продлить срок службы и не угробить дорогой аккумулятор раньше времени.

Срок службы автомобильного аккумулятора зависит от того, как долго он может держать заряд и способен к перезарядке. Как только он не может быть перезаряжен, он мертв. Существует ряд факторов, которые могут повлиять на батарею вашего автомобиля, в том числе влажность, температура и другие факторы окружающей среды.

Давайте предположим идеальные условия: нет высоких температур, нет чрезмерной влажности — словом, идеальный мир для вашего автомобиля. В этих условиях вы можете ожидать, что срок службы аккумулятора вашего автомобиля составит около 6 лет. В среднем автомобильный аккумулятор работает от 2 до 5 лет. Если вы живете в северной части Российской Федерации, срок службы аккумулятора вашего автомобиля будет ниже, потому что вы находитесь в холодном климате. Теплый климат имеет тенденцию уменьшать ущерб от холода, хотя он вызывает новую проблему — сульфатирование и потеря жидкости.

Уровень заряженности

Влияет не сама зарядка, а количество циклов зарядки. Чем больше их пришлось на короткий срок времени, тем меньше времени прослужит аккумулятор. Не нужно зарядить его, если заряд равен 50% или 25%. 10% или даже 5% — верный индикатор и сигнал для подзарядки аккумулятора.

Температура

Батарея не должна мёрзнуть. В этом случае она теряет заряд неестественным путём. Поэтому зимой и греют авто на простое, чтобы как модно дольше продержать аккумулятор в тепле. Автолюбители заметили, что в летнее время для запуска авто нужно не так много энергии, а зимой больше.

Если нет большой надобности брать автомобиль в мороз — лучше оставить дома, иначе придётся выделять деньги на ремонт или делать самому, что тоже занимает не 5 минут.

Состоянии электрической сети

Речь идёт о токах утечки, так как именно этот фактор снижает срок службы. Замерить токи утечки можно при помощи мультиметра. Возникают они из-за ошибок бортового компьютера и из-за неправильного подсоединения и отключения аккумулятора от автомобиля (если сначала снять положительную клемму).

Коррозийные процессы

Коррозия происходит в основном на сетке. Её описывают как «размягчение и выпадение» свинца с пластин. Этой реакции нельзя избежать, потому что электроды в свинцово-кислотной среде всегда реактивны. Потеря свинца является естественным явлением, которое можно уменьшить, но не устранить. Ограничение глубины разгрузки, уменьшение количества циклов, работа при умеренной температуре и контроль перезарядки являются профилактическими мерами для предотвращения коррозии.

Чтобы уменьшить коррозию на аккумуляторах с длительным сроком службы, производители сохраняют удельный вес на уровне 1,200 при полной зарядке по сравнению с 1,265 и более для высокоэффективных свинцово-кислотных аккумуляторов. Более низкий удельный вес уменьшает удельную энергию батареи.

Применение длительной перезарядки является еще одним фактором, способствующим коррозии сетки. Это особенно вредно для закрытых свинцово-кислотных систем. Хотя затопленная свинцовая кислота обладает некоторой устойчивостью к перезарядке, герметичные блоки должны работать с рекомендованным зарядом.

Сульфатация пластин аккумулятора

Сульфатирование происходит, когда свинцово-кислотная батарея полностью заряжена. Это характерно для аккумуляторов стартера в автомобилях, едущих по городу с дополнительным грузом. Двигатель в режиме холостого хода или на низкой скорости не может зарядить аккумулятор в достаточной степени.

Справка. Электрические инвалидные коляски имеют аналогичную проблему в том, что пользователи могут не заряжать аккумулятор достаточно долго.

8-часовой зарядки ночью, когда авто не используется, недостаточно. Даже солнечные элементы и ветряные турбины не всегда обеспечивают достаточный заряд свинцово-кислотных батарей , что может привести к сульфатированию. Результатом является короткое время автономной работы. Только периодическая полная разрядка может решить проблему.

Альтернативным решением является использование литий-ионной батареи, которая предпочитает частичную зарядку полной зарядке. Однако Li-ion более чем удваивает стоимость аккумулятора и редко используется в автомобилях.

В этом видео даются практические советы, как продлить работу аккумуляторной батареи в 2 раза:

Хороший уход продлевает срок службы батареи

Конечно, правильный уход за автомобильным аккумулятором может значительно увеличить срок его службы, и лучший способ обеспечить длительный срок службы автомобильного аккумулятора — всегда держать его полностью заряженным. Это означает, что вы должны стараться не оставлять фары включенными или оставлять аксессуары подключенными. Кроме того, убедитесь, что ваша батарея всегда проверяется во время регулярного технического обслуживания автомобиля.

Срок службы батареи зависит от двух основных факторов: где вы живете, и насколько хорошо вы заботитесь о батарее. Однако при надлежащем уходе вы должны использовать аккумулятор на несколько лет, предполагая, что у вас есть автомобиль с бензиновым или дизельным топливом. Если у вас есть гибрид или электромобиль, вы можете рассчитывать на невероятный восьмилетний срок службы аккумулятора, прежде чем подумать о его замене.

Подведём итоги, чтобы уберечь АКБ от порчи. Факторы, способствующие сокращению срока службы аккумулятора автомобиля:

  • Слишком много коротких поездок. Если вы едете на машине менее 20 минут за один раз, это может привести к разрядке аккумулятора, поскольку у генератора недостаточно времени для полной зарядки аккумулятора. Ограничение количества коротких поездок поможет увеличить время автономной работы.
  • Экстремальные температуры. Экстремальные температуры также влияют на срок службы батареи. Температуры ниже нуля затрудняют выработку достаточного количества энергии, а температуры ниже -15°С могут разряжать батарею, воздействуя на ее внутренний разряд.
  • Электрические гаджеты. Аккумулятор автомобиля также обеспечивает питание фар, купольных фонарей и аудиосистемы. Случайное включение фар вашего автомобиля приведет к разрядке аккумулятора. Точно также влияет прослушивание радио, когда автомобиль не заведён. Адаптеры могут помочь в питании мобильных телефонов и другой электроники. Многие новые автомобили имеют множество розеток для зарядки USB-устройств и даже могут питать электронику, которая потребляет 110 V. Если батарея заряжена неправильно, использование этих приборов может быстро разрядить батарею.
  • Коррозия. Коррозия накапливается на клеммах батареи с течением времени, и это препятствует нормальной работе батареи. Коррозия может быть очищена с помощью специального спрея.
  • Возраст. Батарея стареет, она также теряет потенциал. По окончанию срока службы её рекомендуется заменить.

Полезное видео

В этом видео наглядно показано полное обслуживание АКБ:

Источник

Оцените статью