- Определяем уровень электролита в аккумуляторе
- Какие функции электролита
- Необходимый уровень электролита в батарее
- Как определить уровень раствора в батарее
- Из-за чего понижается уровень электролита
- Что можно подливать в батарею
- Как бороться с низким уровнем электролита
- Проверяем уровень электролита в аккумуляторе
- Как должно быть в норме?
- Причины изменения объёма жидкости
- Как проверить?
- Видео о проверке уровня электролита
- Как определить в необслуживаемом АКБ?
- Что делать если уровень низкий
- Заключение
Определяем уровень электролита в аккумуляторе
Электролит является раствором из серной кислоты и чистой воды. Без него не функционирует ни один автомобильный аккумулятор.
Если батарея обслуживаемая, тогда необходимо контролировать уровень электролита в ее банках, а по мере необходимости – подливать туда воду (или вообще менять), иначе она может перестать работать.
Какие функции электролита
Этот раствор необходим для того, чтобы внутри свинцово-кислотного аккумулятора происходили электрохимические процессы, и, в результате, возникало электричество. Без электролита батарея с этим никак не справится.
В автомобильных аккумуляторах есть свинцовые пластины с анодами и катодами. Тип изделия напрямую зависит от примесей в этих пластинах.
Также плотность электролита влияет на уровень заряженности батареи. Повышенная плотность повлечет за собой то, что аккумулятор будет перезаряженным, а агрессивная среда даже может причинить сильный вред АКБ.
Пониженная оставит изделие разряженным. Поэтому плотность кислоты должна быть в пределах 1,835. Чтобы достичь этого показателя, нужно разбавлять кислоту водой.
При нормальной зарядке батареи показатели будут находиться в диапазоне 1,23-1,25гр/см3.
Запуск мотора, включение музыки или каких-то электрических устройств – все это способствует разряду АКБ. Причиной этому становится электрохимическая реакция – в растворе уменьшается серная кислота, плотность понижается, и аккумулятор теряет в заряде.
Необходимый уровень электролита в батарее
Если у вас обслуживаемый аккумулятор, вам необходимо регулярно контролировать уровень химического раствора в нем.
При его понижении – доливайте чистую воду. От объема батареи зависит и емкость жидкости:
Данные цифры достаточно условные, так как могут отличаться – все зависит от модели АКБ, методики изготовления и производителя.
Важно учитывать один момент относительно уровня раствора: он должен быть выше пластин на 10-15 мм, то есть покрывать их полностью.
Как определить уровень раствора в батарее
Узнать уровень электролита можно по-разному. Как правило, на банках аккумулятора присутствует шкала с пометками MIN и MAX. То есть понятно, что раствор должен быть именно в этом диапазоне.
Бывают и батареи с язычками из пластика, которые находятся под пробками и опускаются в середину банок – на 5 мм в жидкость.
На изделиях современного образца есть специальные датчики. Они оповещают о пониженном уровне раствора и объемах автомобильной батареи.
Если на вашем аккумуляторе нет никаких отметок, попробуйте такой способ определения уровня электролита:
- Возьмите маленькую чистую трубочку.
- Хорошенько протрите корпус изделия.
- Открутите все банки.
- Опустите трубочку в банку, придерживаясь 90°, пока она не коснется пластин.
- Зажмите трубочку сверху.
- Вытащите и посмотрите на уровень вещества, он должен быть 10-15 мм.
- Сделайте то же самое со всеми банками.
При нехватке раствора долейте внутрь чистую воду. Она должна покрывать пластины. Но учтите, что вливать в банки воду из-под крана не стоит. Лучше купить дистиллированную.
ЭТО ВАЖНО! Нельзя пользоваться машиной при «оголенных» пластинах в аккумуляторе. При такой работе они очень быстро осыплются и в результате развалятся.
Сегодня не проблема купить необслуживаемый аккумулятор. Крышки в нем герметично закрыты, и доливать внутрь воду не нужно.
Из-за чего понижается уровень электролита
Если аккумулятор негерметичен, то со временем жидкость внутри испаряется и выкипает. По этой причине и доливается вода.
Кроме того, в процессе подзарядки раствор закипает. Так что после каждого цикла заряда необходимо вымерять его уровень. Но сначала подождите до тех пор, пока электролит не перестанет кипеть.
Что можно подливать в батарею
Уровень электролита можно определить по тому, прикрыты ли пластины жидкостью или нет. Если нет, вещество нужно разбавить дистиллированной водой.
Как уже упоминалось выше, обычная вода из-под крана для этого не подойдет, так как может причинить вред аккумулятору.
При нормальной плотности раствора доливают воду. При ее пониженных показателях необходима щелочная смесь. Кислота расходуется из-за того, что через батарею проходит ток.
Этот процесс называют диффузией H2SO4 между емкостью и электродом. Именно он способствует поддержанию напряжения на клеммах.
Как бороться с низким уровнем электролита
Если уровень химического раствора упал, его нужно поднимать, долив туда воду и подключив батарею к зарядному устройству. Плотность не растет? Попробуйте слить жидкость и залить новый электролит.
Порой аккумулятор садится настолько, что доливать новый электролит просто нет смысла. Если аккумулятор сравнительно новый, то сделать это можно. А вот со старыми АКБ это не всегда срабатывает. Они могут испортиться окончательно, если будут использоваться при растворе с низким показателем щелочи.
Если у вас возникли вопросы по этой теме или вы просто хотите поделиться своим опытом относительно электролита в батарее, вы можете это сделать ниже в комментариях.
Источник
Проверяем уровень электролита в аккумуляторе
Аккумуляторная батарея — сравнительно недолговечное изделие, подлежащее замене после определенного пробега. Продлить срок службы помогает контроль уровня электролита, его плотности, уровня заряда.
Без применения особых инструментов можно контролировать только уровень электролита, чтобы проверить остальное, лучше обратиться к специалистам или обращать внимание на косвенные показатели работы электрооборудования.
Как должно быть в норме?
Свинцовый аккумулятор — перезаряжаемый источник электрического тока. Он производится уже более 100 лет, так как имеет простую конструкцию, популярен и легко производится современной промышленностью. За сотню лет он претерпел множество изменений, но даже сейчас появляются новые технологичные решения.
В основе работы аккумулятора чаще всего лежат окислительно-восстановительные реакции, происходящие между свинцовыми пластинами и раствором серной кислоты. При разрядке электроны серной кислоты связываются с атомами пористого свинца, при зарядке свинец высвобождается обратно, количество ионов в растворе кислоты повышается и плотность электролита увеличивается.
Соотношение дистилированной воды и серной кислоты в автомобильном АКБ подбирается для наиболее оптимального прохождения процессов заряда — разряда. Наилучшая плотность должна составлять 1.27 г/см 3 . У разряженного аккумулятора плотность значительно ниже — зимой батарея даже может замерзнуть, если будет сильно разряжена. Но в целом плотность колеблется вокруг значения в 1,27 г/см 3 .
При работе внутри АКБ плотность и уровень электролита оказываются взаимосвязаны. Меньше объём электролита — выше плотность, и наоборот. Если регулярно не проверять уровень электролита, то он может стать ниже уровня свинцовых пластин.
Важно! Эксплуатация батареи с оголенными свинцовыми пластинами приведет к необратимой поломке.
Какой уровень должен быть в норме? — Нормальный уровень электролита — 10-15 мм над свинцовыми пластинами. Его достаточно, чтобы при движении автомобиля пластины были полностью погружены в электролит. При изменении уровня электролита баланс реакций нарушается, что приводит как минимум к быстрому износу АКБ. Низкий уровень электролита почти всегда является признаком повышения плотности электролита.
Причины изменения объёма жидкости
Из-за особенностей работы аккумулятора со временем уровень и плотность электролита снижается. Это происходит практически всегда, даже в необслуживаемых батареях. В большинстве случаев со временем плотность повышается, ведь серная кислота не подвержена испарению или гидролизу, в отличие от воды. По сути, изменяется уровень воды в электролите.
Происходит это по следующим причинам:
- Вытекание через трещины в корпусе. Диагностика проста — если место, где стояла батарея, залито электролитом или есть подтеки, значит корпус поврежден. В таком случае плотность обычно не меняется, если запаять или заклеить трещину, то возможно дальше использовать АКБ. Но чаще предпочитают заменить батарею.
- Вытекание при переворачивании. В крышке батареи есть отверстия для выхода паров воды и газов и пробки для проверки уровня и плотности электролита. Через них может пролиться некоторое количество электролита. Такое происходит при демонтаже АКБ или при поездках по жёсткому бездорожью. Плотность при этом не должна изменяться.
- Естественное испарение воды. Интенсивное испарение происходит, если эксплуатировать батарею при высоких температурах — в жару летом или если аккумулятор находится близко от нагревающихся частей двигателя. Из электролита испаряется только вода и плотность в такой ситуации неизбежно повышается.
- Гидролиз воды. Если заряжать батарею сильными токами, или при перезаряде часть энергии расходуется на гидролиз воды. Это разложение на газообразные водород и кислород — в банках аккумулятора наблюдается «бульканье» или даже кипение. Плотность буде повышаться, так как гидролиз разлагает воду а кислота останется нетронутой.
Важно! Измерять плотность и уровень нужно только после полной зарядки.
Низкий уровень отрицательно сказывается на эксплуатационных характеристиках батареи — концентрированная кислота легко разъедает свинец и его соли оседают на пластинах и дне, сульфатируя АКБ и замыкая банки. Чтобы продлить срок службы батареи, нужно периодически контролировать плотность и уровень электролита.
Как проверить?
Правильно обслужить аккумулятор своими руками не сложно, для этого не требуется дорогостоящих приспособлений. Проверка уровня электролита — простая и незамысловатая процедура, но и тут есть свои нюансы.
Следуйте рекомендациям по проверке:
- Снимаем батарею с автомобиля. Лучше, если это произойдет через 2-3 часа после длительной поездки — аккумулятор должен быть заряжен.
- Пытаемся посмотреть уровень на просвет — это хорошо видно на светлых корпусах, либо по прозрачной вставке в пластиковом корпусе батареи.
- Откручиваем пробки банок. Они иногда спрятаны под защитной пластинкой или наклейкой. Потребуется широкая плоская отвертка, использовать подручные средства нельзя — сорвутся грани, дальнейший доступ будет затруднен.
- Электролит виден визуально — светим внутрь отверстия фонариком, видим жидкость, на некоторых батареях, под пробками находятся специальные «язычки», которые должны быть погружены в электролит, и показывают его необходимый уровень. Если электролит не видно — используем инструментальные методы.
- Для проверки потребуется стеклянная или пластиковая трубочка (идеально подходит прозрачный корпус шариковой ручки). Вставляем ее в отверстие и упираем в пластины. Закрываем пальцем верхний конец трубочки, поднимаем. Воздушный колокол не даст электролиту вылиться из трубки — уровень виден сразу. После измерения обязательно выливаем электролит обратно в банку, трубочку промываем в проточной воде.
Внимание! Брызги кислоты могут повредить кожу, слизистые, поверхность глаза! Используйте защитные очки, респиратор, резиновые перчатки. При поражении органов или разбрызгивании электролита его можно нейтрализовать слабым раствором пищевой соды. Если под рукой соды нет — любой содовой газировкой.
При обращении с аккумуляторами нельзя допускать резких движений, бросков, толчков. Следует производить все работы осторожно и правильно подобранным инструментом.
Видео о проверке уровня электролита
Как определить в необслуживаемом АКБ?
Статус необслуживаемых батарей носят несколько типов — гелевые, стекловолоконные и с крышкой-лабиринтом. Обслужить можно только последний, просверлив в крышке отверстия для доступа в банку. Если на наклейке есть буквы GEL или AGM, вмешательство в работу батареи может привести к ее выходу из строя.
Зачастую для проверки уровня электролита предусмотрены специальные «глазки», и подробно разъясняется как ими пользоваться.
После вмешательства работа крышки-лабиринта будет нарушена, и аккумулятор становится обычным. После проверки уровня отверстия затыкаются подходящими по размеру пластиковыми пробками. При сверлении отверстий нельзя допускать попадания стружки внутрь банки. О том как сделать это правильно можно прочесть
Проводить обслуживание высокотехнологичных батарей без видимой причины нельзя — только если есть нарекания в работе и все равно придется покупать новую — только в этом случае можно вскрывать герметичные банки.
Что делать если уровень низкий
Если уровень оказался незначительно ниже, можно просто долить дистилированной воды до уровня и поставить батарею на дозарядку. Не стоит доливать питьевую или минеральную воду — это значительно снизит долговечность аккумулятора.
Но при сильном падении уровня обязательно измерьте плотность электролита. Делается это специальным прибором — ареометром, и о том как определить уровень плотности, отдельная статья.
В зависимости от показаний ареометра, нужно добавить дистиллированную воду, обычный аккумуляторный электролит или концентрированный электролит, доводя плотность до 1.27 мг/см 3 .
Плотность и уровень во всех банках должна быть одинаковая, этот показатель крайне важен для работы АКБ.
Заключение
Как видно уровень электролита влияет на эффективную работу батареи. «Перелитый» или «пустой» аккумулятор значительно слабее крутят стартер, плохо воспринимают зарядку, самостоятельно разряжаются во время стоянок.
Его контроль помогает понять состояние батареи, продлить её срок службы и избежать внезапных поломок.
Источник