- Особенности заряда стартерных аккумуляторов TAB
- Как заряжать кальциевые АКБ марки TAB
- Обслуживание аккумуляторов TAB при эксплуатации на автомобиле
- Обслуживание батареи на автомобиле
- Аккумуляторы Tovarna Akumulatorskih Baterij (TAB): обзор линейки
- Кто изготавливает аккумуляторы
- Для какой техники подходят
- По каким методикам изготавливаются аккумуляторы
- Технические показатели
- TAB Polar
- TAB Polar S
- TAB Polar Blue
- TAB Magic
- TAB EFB Stop&Go
- TAB AGM Stop&Go
- TAB Polar Truck
- TAB Magic Truck
- Процесс зарядки
- Как узнать дату выпуска
- Мнения автомобилистов
Особенности заряда стартерных аккумуляторов TAB
Как заряжать кальциевые АКБ марки TAB
Кальциевые стартерные аккумуляторы – наиболее распространенный тип автомобильных АКБ. Их используют в большинстве современных легковых автомобилях, легких грузовиках, минивэнах, микроавтобусах и других вариациях малого коммерческого транспорта. Это разновидность традиционных кислотно-свинцовых аккумуляторов, пластины которых изготовлены из свинца, легированного кальцием. Его доля в общей массе пластины составляет всего доли процентов, поэтому правильнее стоило бы называть такие АКБ как «свинцово-кальциевые батареи». Однако в обиходе используется упрощенная бытовая формулировка «кальциевые», под которой подразумевают обычные современные АКБ с обозначением Ca/Ca, у которых положительные и отрицательные пластины легированы кальцием.
Решетки пластин фирменных «кальциевых» батарей TAB изготавливают по прогрессивной технологии Expanded Metal Technology (ЕМТ), которая позволяет свести к минимуму разброс геометрических и физических параметров пластин, а также улучшить их антикоррозионные и прочностные свойства. Достоинство ЕМТ еще и в том, что он позволяет делать свинцовые пластины аккумулятора как можно более тонкими и прочными. Решетки делают из тонкой ленты, сначала методом специальной перфорации, а затем путем растягивания. В итоге получают решетчатые пластины-электроды с требуемой конфигурацией ячеек, отличающиеся высокой прочностью и коррозионной стойкостью.
По типу использования батареи делятся на обслуживаемые и необслуживаемые. Банки обслуживаемых АКБ в ходе эксплуатации и при зарядке приходится периодически вскрывать, проверять плотность электролита, доливать в них воду. Необслуживаемые АКБ (с индексом SMF), которые оснащены герметичной двойной лабиринтной крышкой с системой отвода газов, при правильной эксплуатации вообще не требуют доливания воды. Соответственно, и порядок заряда обслуживаемых и необслуживаемых АКБ по некоторым моментам различается.
Но есть и общие, причем обязательные правила, касающиеся этой процедуры. Самое главное же в том, что заряд АКБ должен проводиться при плюсовой температуре (оптимально – это +22….+25 градусов), причем в хорошо проветриваемом пожаробезопасном помещении. Аккумулятор считается полностью заряженным, если через двенадцать часов после завершения заряда и отключения ЗУ напряжение на его клеммах будет составлять не менее 12,7 В
Понятно, что проще всего заряжать необслуживаемые АКБ. Если используется автоматическое ЗУ, то его зажимы согласно полярности закрепляются на клеммах АКБ, после чего производится его подключение к бытовой электросети. Контроль заряда осуществляется в соответствии с инструкцией к ЗУ. Как правило, для этой цели в устройствах предусмотрено светодиодная индикация, меняющая свой цвет при достижении заряда.
В случае применения автоматических ЗУ с ручной установкой максимального зарядного тока и напряжения на аппарате необходимо сначала выставить требуемые значения этих параметров. Это необходимо для достижения оптимального алгоритма заряда. Для традиционных кислотных («кальциевых») батарей TAB максимальное значение зарядного напряжения составляет 14,8 Вольт, максимальное рекомендуемое значение зарядного тока – одной десятой емкости АКБ, указанной на ее этикетке. То есть, если емкость АКБ равна 60 А*ч, то максимальный ток заряда должен быть выставлен на значение 6 ампер. Окончанием заряда можно считать момент снижения тока до 0,5-0,8 А и его стабилизацию в течение двух часов. Подробнее об этом смотрите в ролике ниже.
С обслуживаемыми АКБ процедура заряда будет более трудоемкая. Перед началом процедуры надо выкрутить пробки из заливных отверстий и оставить их в своих посадочных гнездах. Далее проверяется плотность и уровень электролита, который должен быть указан производителем для каждой модели АКБ. При плотности электролита менее 1,26 батарею следует зарядить.
В ручном режиме начинать заряд следует током, равным 5% от емкости (например, 3 Ампер для АКБ емкостью 60 А*ч) в течение двух часов, затем ток увеличивают до 10% от емкости (6 Ампер для АКБ емкостью 60 А*ч), контролируя при этом температуру электролита (она не должна быть выше 45 градусов) и его плотность. Критерием полного заряда можно считать достижение плотности электролита до значения 1,28, а также стабилизация тока заряда в течение двух часов на уровне 0,5-0,8 А.
После завершения заряда каждую пробку поочередно, перед тем как закрутить, следует вынуть из отверстия, чтобы скопившиеся под крышкой газы (они всегда образуются при заряде) вышли наружу. В таком положении АКБ должен постоять не менее 15 минут, затем пробки заворачиваются, а крышка тщательно протирается насухо.
Источник
Обслуживание аккумуляторов TAB при эксплуатации на автомобиле
Обслуживание батареи на автомобиле
Тему, связанную с обслуживанием автомобильных аккумуляторов, начнем с того момента, когда АКБ был уже заряжен и установлен в моторный отсек. Об установке уже подробно говорилось в отдельном выпуске, отметим лишь следующий момент: если батарея была установлена по всем правилам, а бортовая электросеть автомобиля исправна и не перегружена, то на ближайшие несколько месяцев об АКБ можно не вспоминать.
Конечно, многое зависит от того, в каких условиях эксплуатируется машина. Если приходится много ездить по грязи или в слякотную погоду, не будет лишним периодически (например, во время заправки бачка стеклоомывателя) проверять внешнее состояние АКБ. Тут действует одно непреложное правило: чистота аккумулятора – залог его долголетия, естественно, при условии его своевременной подзарядки и, что весьма существенно, отсутствия неисправностей бортовой электросети.
Почему для любого автомобильного АКБ так важна чистота? Все просто — в подкапотном пространстве всегда, пусть и малом количестве, присутствуют испарения различных технических жидкостей, а также моторного масла, смазок, топлива. Кроме того, в моторный отсек проникает влага и солевые растворы, которыми обильно поливают наши дороги зимой. Эта взвесь постепенно оседает на крышке АКБ, образуя тонкую маслянистую пленку, создавая таким образом паразитный токопроводящий мостик между плюсовой и минусовой клеммами.
Возникающие при сильном загрязнении утечки тока через такой мостик существенно превышают нормативный ток саморазряда АКБ. Нетрудно догадаться к чему это приводит. В лучшем случае будет идти ускоренный разряд батареи, особенно во время длительной стоянки. К слову, если вы оставляете машину на долгое время в гараже или паркинге (скажем, перед отъездом в отпуск), то у батареи рекомендуется обязательно снять минусовую клемму, а также тщательно очистить крышку АКБ (особенно у основания клемм). Для этого можно использовать ветошь, смоченную в 10-процентом растворе кальцинированной соды, или же специальный спрей для чистки автомобильного электрооборудования.
Отдельно стоит поговорить о надежности крепления АКБ в гнезде моторного отсека. Даже если при первичной установке батареи она была плотно закреплена на крепежной площадке, все равно, из-за периодической вибрации и тряски во время езды может произойти ослабление прижима. Поэтому надо регулярно, раз в три-четыре месяца проверять надежность крепления аккумулятора в гнезде, а также надежность контактного соединения силовых проводов на его клеммах. В случае ослабления прижима надо немедленно затянуть все контактные соединения силовых проводов. При длительной эксплуатации автомобиля на бездорожье проводить проверку надежности крепления АКБ следует чаще.
Случается, что иногда, из-за ослабления контакта силовых проводов с клеммами батареи и проникновения влаги, на них появляется ржавчина или коррозионный налет. Подобные дефекты также следует устранять немедленно, поскольку они ведут к росту токов утечки, снижению пускового тока и ускоренному разряду аккумулятора. Следы коррозии, а также мелкие царапины на поверхности клемм можно аккуратно удалить с помощью мелкодисперсной шкурки, затем протереть тампоном, смоченным в WD-40. Напоследок, уже после плотного закрепления силовых проводов на зажимах АКБ, надо тщательно обработать наконечники и открытые участки клемм специальной жировой смазкой, предохраняющей их от воздействия грязи, солевых растворов, влаги и, соответственно, от коррозии.
Поскольку эффективность заряда АКБ в машине напрямую зависит от исправности бортовой электросети, рекомендуем периодически, хотя бы раз в год, проверять напряжение на клеммах батареи с помощью мультиметра. Проверка эта очень простая и производится при двигателе, раскрутившем 2000 оборотов. Так вот, при исправном генераторе и включенных системах мощного бортового энергопотребления (дальнем свете, вентиляторе печки, обогреве зеркал) напряжение на клеммах АКБ должно быть в пределах 13,2-14,4 В. Конкретная величина напряжения зависит от марки-модели автомобиля и установленного на нем штатного оборудования. Если она больше или меньше отмеченных значений, следует обратиться в авто-сервисный центр на предмет проверки исправности бортовой сети или генератора.
Источник
Аккумуляторы Tovarna Akumulatorskih Baterij (TAB): обзор линейки
Если вы не хотите столкнуться с неожиданной поломкой машины в дороге или еще какой-нибудь неприятностью, то к выбору аккумулятора стоит подойти ответственно.
Перед покупкой обязательно ознакомьтесь со всеми характеристиками изделия, сравните его с другими «собратьями».
Но лучше выбирайте между действительно надежными изготовителями. Одним из таких является TAB. Больше о батареях, которые выходят под их именем, читайте далее.
Кто изготавливает аккумуляторы
Аббревиатура TAB происходит от словенского языка и расшифровывается как Tovarna Akumulatorskih Baterij. Под таким названием объединились 5 заводов из Словении и Македонии.
TAB ведет свою историю еще с 1965-го. И поначалу там изготавливали продукцию, пользуясь лицензией компании из Швеции – TUDOR. Спустя годы инженеры TAB разработали свои методики. И сейчас предприятие имеет большой выбор собственных качественных АКБ.
Порядка 80% продукции отправляют на экспорт. Аккумуляторы TAB можно купить в разных уголках мира, куда входят страны Евросоюза, а также территория СНГ.
Для какой техники подходят
Заводы в Словении и Македонии за последние годы были усовершенствованы, оборудование модернизировано (соответственно, и вся продукция стала на порядок выше).
Изделия TAB имеют все необходимые соответствия и отвечают заявленным характеристикам. Все это стало причиной того, что их используют такие известные бренды как:
Разные типы свинцово-кислотных аккумуляторов присутствуют в линейке TAB. А это:
- тяговые;
- стартерные;
- стационарные;
- для мототехники или мотоблоков;
- для электростанций, работающих от энергии солнца;
- для военной техники.
По каким методикам изготавливаются аккумуляторы
Инженеры TAB применяют такие методики:
- электроды делаются по технологии Ca/Ca (то есть батареи – кальциевые), также на них наносится активная масса, в состав которой входят нано-компоненты – это все не дает выкипать раствору, повышает пусковые токи и стойкость аккумулятора к саморазряду;
- пластины формируются и сушатся в особом режиме;
- решетчатые пластины делаются по просечно-растяжной методике – это минимизирует разброс в размерах и в физико-химических характеристиках, кроме того, делает пластины прочнее и защищает от возникновения коррозии;
- промежутки между пластинами поделены полиэтиленовыми сепараторами конвертного вида – они берегут электроды от коротких замыканий;
- само изделие делается из очень прочного полипропилена, также на каждом из них есть специальная ручка для переноски.
У аккумуляторов TAB есть преимущества перед своими «собратьями»: их ток холодной прокрутки на 20-30% выше, а срок работы более продолжительный. Всё – благодаря инновационным методикам производства.
Данным батареям необходимо меньше воды, поэтому, как правило, они или малообслуживаемые, или полностью необслуживаемые. При использовании АКБ в условиях холодов это очень важно.
Технические показатели
У торговой марки TAB большой выбор изготавливаемого продукта. Практически все создающиеся под этим именем батареи необслуживаемые. Обратите внимание на пометки SMF, Maintenance free или же Sealed – они означают, что АКБ «закрытые» или «герметизированные».
В данной линейке есть аккумуляторы и европейского, и японского стандартов. Так что, если вы владелец машины азиатского производства, аккумулятор TAB тоже вам подойдет.
Такие АКБ отличаются присутствием символа J после цифры, которая обозначает объем. Эта отметка стоит на корпусе изделия.
К примеру, на АКБ указано S75J. То есть перед вами батарея серии Polar S емкостью 75Ач с японским размещением электродов (то есть тут положительная клемма слева).
Далее – самые популярные виды аккумуляторов этой торговой марки.
TAB Polar
Универсальность, а также идеальное сочетание мощности, объема, пусковых токов, надежности и стоимости. Все это про аккумуляторы TAB Polar. Единственный минус – в этой линейке нет изделий для азиатских авто.
Авто малого или же среднего классов с низким потреблением электроэнергии – вот основные «клиенты» этой серии.
На корпусе этих аккумуляторов стоит пометка, первая буква в которой – P. К примеру, P60 свидетельствует об аккумуляторе Polar объемом 60Ач.
TAB Polar S
В данной линейке наибольший выбор продукта. Тут есть и обслуживаемые аккумуляторы, и малообслуживаемые. Пометка на корпусе начинается с S. То есть S60 говорит об аккумуляторе Polar S на 60Ач.
Есть изделия с разными полярностями: стандарта «1», когда положительная клемма находится слева, и стандарта «0», при нём положительная клемма – справа.
TAB Polar Blue
TAB Polar Blue – малообслуживаемые, с повышенным током холодной прокрутки. Тут на самом изделии присутствует индикатор, по цвету которого можно понять уровень подпитки аккумулятора.
В маркировке на изделии первой стоит B. К примеру, B75H означает аккумулятор Polar Blue объемом 75Ач с заглушкой, позволяющей измерять плотность и доливать химический раствор.
TAB Magic
Модель Magic имеет усовершенствованные свойства по сравнению с Polar. Крышка у нее герметичнее, а пластин больше, это позволяет увеличить пусковые токи на 30%. Спереди на пометке указано — М. Изделие разработано для машин со средним и большим энергопотреблением.
В этой линейке нет аккумуляторов японских стандартов. Они – необслуживаемые, надежно защищены от утечек, загораний. У них есть индикатор Magic eye.
TAB EFB Stop&Go
Более мощные АКБ, разработанные для микрогибридной техники с режимом Start-Stop начального уровня. В этой линейке есть лишь необслуживаемые батареи с надежной защитой от выливания жидкости, загорания, взрывов. В наличии – Magic eye.
Кроме всего прочего, обладают следующими инновационными качествами:
- положительные пластины защищены MFW-флисом – благодаря этому рабочие циклы увеличиваются на 50%, а работоспособность сберегается даже при очень большой разрядке;
- более совершенный механизм питания (с помощью углеродного расширителя) – это ускоряет рекуперацию энергии при работе мотора.
Вначале кода стоит отметка SG. Эти аккумуляторы не выпускаются по японским стандартам.
TAB AGM Stop&Go
Это клапанно-регулируемые аккумуляторы премиум-класса, полностью необслуживаемые. У них повышенная надежность, более продолжительный срок работы. Подходят для легковушек с режимом Start-Stop.
У AGM есть свои особенности:
- «внутренности» аккумулятора закрыты аварийным клапаном – это необходимо, чтобы сбрасывать давление;
- химический раствор – в связанном состоянии в матах из стекловолокна, это предотвращает утечку, также при повреждении изделия;
- пластины расположены под давлением.
Благодаря этому рабочие циклы возрастают в три раза, а пусковые токи – на 30%, повышается срок работы. Также использование абсорбированного электролита делает работу изделия безопаснее, повышает его стойкость к вибрациям.
Маркируются эти изделия буквами AG вначале кода. В линейке нет аккумуляторов, разработанных по японским стандартам.
TAB Polar Truck
Малообслуживаемые аккумуляторы для коммерческих грузовиков, которые переносят большую нагрузку и сложные условия, минусовые температуры. Их делают с гибридными электродами – смесь свинца и сурьмы (Ca/Sb) – это увеличивает стойкость к полной разрядке и утечке воды.
Маркируются они значком TR вначале кода.
TAB Magic Truck
Необслуживаемые АКБ улучшенной модификации. Подходят для коммерческой техники. Код на этих изделиях начинается со значка TM.
Процесс зарядки
Как вы уже поняли, большинство этих батарей – необслуживаемые, то есть нет необходимости контролировать уровень химического раствора внутри.
Если же вы приобрели малообслуживаемый аккумулятор, то время от времени вам будет нужно следить за количеством электролита и подливать внутрь воду. Для этого снимите крышку и залейте воду до необходимой пометки.
Оптимальный показатель тока – 1/10 от емкости аккумулятора. Если у вас батарея на 75Ач, вам нужно питать ее током не выше 7,5А. Для более качественного питания применяйте токи до двух ампер – до абсолютного заряда.
Длительность подпитки высчитывайте таким образом: объем АКБ поделите на силу тока, потом умножьте на 1,2. К примеру, для аккумулятора на 50Ач при токе в два ампера нужно питать его 30 часов. В процессе не превышайте напряжение в 14,4В.
В хороших ЗУ современного образца есть функция, что дает возможность выставить ток, а также разрешает автоматически подпитать изделие. Заряжая обслуживаемую батарею, рекомендуется держать крышку открытой, чтобы выходили газы.
Кроме того, это дает возможность контролировать уровень химического раствора и при надобности подливать воду.
Как узнать дату выпуска
На крышке сверху стоит код, состоящий из 14 символов. Именно по ней вы можете вычислить дату выпуска.
Третья и четвертая цифры – год, пятая и шестая – неделя.
К примеру, шифр F1119060941864 свидетельствует, что батарею произвели в феврале 2019-го.
Если вы когда-либо пользовались аккумулятором TAB, а, возможно, пользуетесь им и сейчас, поделитесь своим опытом с другими автомобилистами.
Для этого оставьте отзыв в комментариях под статьёй. Это обязательно поможет кому-то с выбором, а также сделает материал более объективным.
Мнения автомобилистов
Установил на свой автомобиль TAB Polar Blue объемом 60Ач. Аккумулятор – на уровне. Ни разу не было с ним проблем, даже в холода – после того, как машина простояла больше месяца.
У меня Toyota Yaris. Порядка трех лет назад установил на авто TAB Polar S. Все прекрасно работает, движок заводится даже в холодную зиму.
Григорий, 27 лет
Когда сменил свою прежнюю АКБ на TAB Magic, движок стал запускаться мгновенно. У меня установлена аудиосистема, которая потребляет много электроэнергии, и эта батарея меня еще ни разу не подводила. Советую.
Источник