Как обслужить аккумулятор для скутера

Устройство и обслуживание аккумулятора скутера

Что такое аккумулятор? Аккумулятор является обратимым источником тока.
Он способен отдавать потребителям электроэнергии ранее запасенное в нем электричество. Аккумуляторы бывают разной емкости и с разным номинальным напряжением.
Емкость — это количество электричества, которое он может накопить или отдать, и выражается в ампер-часах. Например, во многих мотороллерах с рабочим объемом до 50 см3 установлены батареи с напряжением 12В и емкостью 4 А.ч. (ампер-часа).
Зачем нужен аккумулятор в мотороллере? А нужен он для его запуска (заводки) с помощью стартера, а также для работы поворотов, звукового сигнала, стоп-сигнала, датчиков уровня топлива и масла тогда, когда скутер еще не заведен, но ключ зажигания повернут в положение ON. Аккумулятор не участвует в искрообразовании практически во всех скутерах, и может заводиться кикстартером и ехать без него.
Срок эксплуатации аккумуляторов ограничен, и при правильном уходе и токах заряда-разряда, составляет в среднем от 3 до 5 лет и даже больше.
Существует три основных типа аккумуляторов: обслуживаемый, малообслуживаемый и необслуживаемый. Хотя и за необслуживаемым нужно следить 🙂
Аккумулятор, требующий обслуживания — это кислотный аккумулятор, поставляющийся заводом изготовителем в продажу сухозаряженный. Почему сухозаряженный, мы расскажем ниже.
Такие аккумуляторы применялись в более старых типах мотороллеров и могут устанавливаться в более новые в случае замены отслужившего свое и пришедшего в негодность штатного. Данный тип аккумулятора относительно недорогой, но довольно привередливый в обслуживании.
Возьмем для примера аккумулятор с рабочим напряжением 12 В. Он состоит из 6 отдельных и изолированных между собой аккумуляторчиков (так называемых банок), и напряжением по 2 В каждый. Все 6 банок соединены между собой последовательно (смотрите рис. 1).
Отсюда и 12 В. Так, если аккумулятор имеет рабочее напряжение 6 В (такие установлены на некоторых моделях скутеров Ямаха), то таких банок 3.
Каждая из банок аккумуляторной батареи имеет для этого два электрода —
положительный и отрицательный. Положительный электрод представляет собой
пакет свинцовых решеток (пластин) с активной массой из двуокиси свинца, а
отрицательный — решетки (пластины) с активной массой из губчатого свинца.
Оба пакета вставляются друг в друга, а чтобы между пластинами не произошло короткого замыкания, ставят пластины из диэлектрического материала (рис. 2). Далее каждый набор таких пластин помещается в отдельную банку, наполненную электролитом.
Электролит — это смесь дистиллированной воды (ни в коем случае не из-под крана!) и серной кислоты в определенной пропорции.
Такой раствор можно приобрести в авто магазине или приготовить самому.
Пропорции для смешивания воды и кислоты для приготовления 1 л. электролита показаны в таблице 1.

Читайте также:  Аккумуляторы для шуруповерта vinzor

к-во кислоты л.
(плотность 1,83)

ВНИМАНИЕ! При смешивании кислоты и воды нужно обязательно вливать кислоту в воду тонкой струйкой! При растворении серной кислоты в воде выделяется теплота, которая при резком вливании всей кислоты, может вызвать либо плавление пластиковой посуды либо разрушение стеклянной!
Операция приготовления должна проводиться в проветриваемом помещении и в резиновых перчатках. Попавшую кислоту или электролит на участки кожи, быстро смойте большим количеством теплой воды с применением мыла. Смешивать раствор можно только в стеклянной или пластиковой посуде. Ни в коем случае не железной!
После смешивания, плотность следует проконтролировать специальным прибором — ареометром, например показанным на рис. 3.


Рисунок 3.

Плотность электролита при эксплуатации скутера в разных климатических условиях отличается, но так как на скутерах катаются в весенне – летне — осенний период, то плотность раствора, залитого в аккумулятор должна составлять 1,25 — 1,26 г/см3.
Если же вы любите экстрим и планируете гонять круглый год, плотность нужно довести до 1,27 — 1,28 г/см3. Заметьте, что плотность измеряется при температуре раствора 20оС. Если при ее измерении, температура электролита отличается от 20оС, то в показания нужно вносить поправку. А зачем вам это надо? :о)
Еще плотность, измеренная ареометром прямо из банки аккумулятора, зависит от разряда батареи. Чем она ниже, тем глубже аккумулятор разряжен. В таблице 3 показано, какая плотность электролита соответствует какому ее разряду.
Плотность электролита в г/см3 заряд:

Новый обслуживаемый аккумулятор идет сухозаряженный, т.е. с не залитым электролитом, и после наполнения им банок, аккумулятор можно уже через пару часов начинать эксплуатировать. Заряд после этой операции становится хоть и не максимальный, но уже достаточный для установки в мотороллер. Хотя, все же, после наполнения электролитом, его желательно зарядить.
В данном типе аккумулятора нужно обязательно следить за уровнем электролита и его плотностью хотя бы раз в 2-3 месяца. Уровень нужно контролировать по двум меткам, нанесенным на батарею. Раствор должен быть между ними. Если уровень ниже нормы, нужно найти причину почему. При выплескивании электролита, просто добавляем свежую порцию с номинальной плотностью. При перезаряде аккумулятора, электролит кипит и вода испаряется, в таком случае — просто добавь воды! 🙂 Плотность проверяется, когда аккумулятор полностью заряжен и должна быть номинальной. Если она отличается от номинальной, добавляем или дистиллированной воды — чтобы уменьшить плотность или электролит с увеличенной плотностью (1,34 г/см3) — чтобы увеличить. Затем, ставим аккумулятор на десятиминутную подзарядку, для хорошего смешивания долитой воды или электролита, замеряем плотность и, если уровень раствора выше нормы, отсасываем ареометром лишнее из банок.
Что касается малообслуживаемого аккумулятора, то он отличается от обслуживаемого тем, что поставляется заводом изготовителем с уже залитым электролитом. Уход за ним нужен почти такой же как и за обслуживаемым.
Необслуживаемый — это аккумулятор, не требующий дополнительного обслуживания. Поставляется заводом изготовителем заряженный, не требует контроля или доливки электролита. Есть и аккумуляторы построенные немного по иной схеме. В их банках нет бултыхающегося в разные стороны электролита и они могут принимать любое положение в пространстве, т.е. его можно ставить хоть вверх тормашками :-). У таких аккумуляторов низкий саморазряд, т.е. если его оставить заряженным и принудительно не разряжать, он очень долго остается заряженным. Основной уход за ним — это держать в чистоте и соблюдать правильный цикл заряд-разряд.
Как правильно заряжать аккумулятор? Во первых, его зарядный ток не должен превышать 1/10 от его емкости. Например, если емкость аккума равна 4 А.ч. то оптимальный ток заряда равен 0,4 А. Следует учесть, что чем меньше ток заряда, тем меньше нагрузка на аккумулятор и тем дольше он прослужит.
Если зарядный ток принять как 1/20 емкости батареи, то он будет составлять 0,2 Ампера. Сколько времени нужно заряжать аккумулятор? Так как КПД заряда составляет максимум 85%, остальные 15% уходят на сопротивление, нагрев аккумулятора при заряде, химические реакции, то время заряда можно высчитать по формуле (при условии, если батарея разряжена полностью):

Читайте также:  Аккумуляторы для samsung x820

Где: Tз — Время до полного заряда в часах;
Qa — Емкость аккумулятора в Ампер часах;
Iз — Ток заряда;
Qр — Разряженность аккумулятора в процентах;
Если в формулу подставить данные из примера выше, с учетом что ток заряда равен 1/10 и батарея разряжена полностью, т.е. на 100%, то получится:

4/(0.85*0.4)*(100/100) = 11.6 часа

При эксплуатации аккумулятора, его износ увеличивается и КПД падает. Поэтому пропорционально с его старением растет и время до достижения полного заряда. Об окончании заряда свидетельствует интенсивное газовыделение в виде бульбашек, что хорошо видно когда аккумулятор сделан из полупрозрачного пластика. Сильное кипение какой либо одной или нескольких банок сразу после начала подзарядки, свидетельствует о том, что аккумулятор серьезно неисправен. Это может быть обрыв одного из контактов кипящей банки внутри батареи, сильная засульфатированность, осыпание пластин, их замыкание и другие причины. Эти неисправности сопровождаются пониженным напряжением на контактах аккумулятора и (или) низким пусковым током. Исправить все это практически невозможно и скорее всего вам придется заменить батарею.
Как правильно зарядить аккумулятор скутера, если у вас есть зарядное устройство к автомобильному, которое дает очень большой зарядный ток?
Ведь многие из них не позволяют его регулировать в больших пределах.
Самый простой способ его ограничить — последовательно с зарядным устройством и аккумулятором подключаем лампочку на 12В в разрыв любого из проводов, как показано на рисунке 4:


Рисунок 4.

Все что нужно подобрать, это мощность лампочки. Ее можно вычислить по формуле:

Где: Pл — мощность лампочки, которую требуется рассчитать;
Iз — рассчитанный оптимальный зарядный ток;
Опять таки, из примера с аккумулятором 4 А.ч. и оптимальным зарядным током 0.4 А нужна лампочка:

0.4 * 12 = 4,8 Ватта

Значит ставим стандартную лампочку на 12В и 5 Ватт, так как на 4,8 Вата лампочки
мне не встречались.
Если у вас аккумулятор на 6 Вольт, то таким образом и его можно заряжать
от 12-ти вольтового зарядного устройства. Но в данном случае вам нужно особо
строго следить за временем заряда.
И последнее, следите за тем, что бы аккумулятор был чистым. С ним и приятно работать и много других преимуществ!

Источник

Зарядка и обслуживание гелевых аккумуляторов для скутеров: устройство, обслуживание и отзывы

Сейчас в магазинах авто- и мототехники все чаще встречаются гелевые аккумуляторы. Особенно популярны они для скутеров. Покупая такой аккумулятор, многие сталкиваются с тем, что не знают, как обслуживать эти батареи. Часто пытаются обслуживать их обыкновенными зарядными устройствами для кислотных АКБ. А ведь делать этого категорически нельзя. Сегодня мы узнаем все о гелевых АКБ для скутеров, а также рассмотрим, как и чем осуществляется зарядка и обслуживание гелевых аккумуляторов.

Для чего нужны АКБ

Когда мотор запущен, ток в бортовой сети производится от генератора. Последний связан со шкивом коленчатого вала. Чем больше оборотов, тем быстрее заряд. Однако, если двигатель заглушить, генератор не будет вырабатывать ток.

Как появились

Разрабатывать данные АКБ начали не просто так. Изначально они использовались для военной техники, а именно в авиации. Дело в том, что применять обычные кислотные батареи в этих условиях невозможно. Авиатехника постоянно меняет положение. Батарея испытывает огромные перегрузки. Все это не самым лучшим образом влияло на кислотные АКБ. И вот власти США поставили перед учеными серьезную задачу – разработать такую батарею, которая бы могла сохранить в себе все функции обычного аккумулятора и при этом нормально работать в экстремальных условиях. Гелевые АКБ подходили для этих условий как нельзя лучше. Сейчас они активно используются не только на вооружении, но и в абсолютно гражданских целях — на автомобилях, мотоциклах и скутерах.

Устройство гелевой батареи

По своему устройству данные аккумуляторы мало чем отличаются от свинцово-кислотных. В их электролите содержится специальная присадка, за счет которой и образуется гель. Существуют два типа батарей:

Они различаются в зависимости от технологии изготовления.

AGM-батареи

AGM – это самое обыкновенное стекловолокно, которое находится между положительной и отрицательной свинцовой пластиной. В нем имеется гель-электролит. Сам электролит – это традиционная кислотная жидкость. Но в этом случае она помещена в специальный стекловолоконный сепаратор, за счет которого она не растекается. Так, батарею можно эксплуатировать в любом положении. К тому же эти аккумуляторы полностью безопасны для организма. Любые пары и газы, которые образуются в результате химических процессов, надежно удерживаются в порах стекловолокна.

Эти гелевые батареи являются бюджетным решением. При этом срок их эксплуатации составляет около 5 лет. И это не предел – если зарядка и обслуживание гелевых аккумуляторов такого вида проводились правильно, то АКБ не теряет своих характеристик в течение десяти лет и более. Стандартная батарея способна выдержать до 200 циклов при глубине разряда в 100 %.

GEL-аккумуляторы

АКБ, изготовленные по этой технологии, имеют достаточно высокий циклический ресурс. В некоторых случаях при условии правильного обслуживания способны выдержать до 800 циклов зарядки/разрядки без потери емкости. Но необходимо знать, как заряжать гелевый аккумулятор для скутера. Способы предусматривают наличие специального устройства. Только так батарея сохранит свой ресурс.

За счет силикагеля между пластин такие батареи защищены от осыпания. Это отлично сказывается на ресурсе. И даже больше — данное решение помогло существенно улучшить общие параметры гелевых аккумуляторов. И пускай номинальный ресурс батарей типа GEL практически не отличается от срока службы AGM-аккумуляторов, но число циклов здесь значительно выше. Стандартная GEL-батарея способна выдержать на 20 % циклов больше при максимальной глубине разряда.

Преимущества гелевых АКБ для скутеров

Она очень надежная. АКБ не теряет своих характеристик даже при условии максимального разряда. После зарядки аккумулятор способен восстановиться в полной степени, в то время как кислотная АКБ потеряет часть полезной емкости без возможности восстановления характеристик. За счет специфических особенностей батарея способна выдавать высокие пусковые токи. Если зарядка и обслуживание гелевых аккумуляторов выполняется по всем правилам, то эта АКБ способна выдержать значительно больше циклов, чем традиционный аккумулятор.

Минусы гелевых батарей

Как гласят отзывы, недостатков немного, и они обусловливаются лишь некоторыми особенностями в электрическом оборудовании скутеров. Гелевые АКБ требуют очень точных параметров тока и напряжения в процессе заряда. Не всегда такие характеристики можно получить на мототехнике. Но это отнюдь не противопоказание. Просто необходимо принимать во внимание и знать, как заряжать гелевый аккумулятор для скутера. Второй недостаток – это цена. Стоимость гелевых моделей выше, чем кислотно-свинцовых аналогов. Однако в рамках небольших устройств разница в цене не так высока.

Особенности обслуживания

Нужно помнить, что для зарядки понадобится специальное оборудование. Оно должно быть предназначено только для гелевых батарей. Конечно, сейчас эти ЗУ найти не так-то и просто. Гелевые батареи еще не сильно распространены. Не каждый сервисный центр занимается обслуживанием. Зарядка и обслуживание гелевых аккумуляторов должны проводиться пару раз в год. Самое главное, чтобы процесс был доведен до конца.

Особенности зарядки

Самое основное и важное правило, которого нужно придерживаться в процессе зарядки гелевых АКБ, – это соблюдение максимальных величин подаваемых напряжений. Если превысить допустимую границу, батарея просто выйдет из строя.

О зарядке гелевых АКБ для скутеров

Считается, что лучше всего обслуживать АКБ раз в три месяца. Вначале полностью разряжают гелевый аккумулятор. Зарядка и обслуживание предполагает полный разряд с помощью лампочки. Определить, что батарея села, можно по красному свечению индикатора. Теперь что касается процесса зарядки. Сила тока должна быть не выше чем 1/10 от фактической емкости батареи.

О выборе ЗУ

Как известно, зарядка гелевых аккумуляторов с помощью традиционных устройств может сильно навредить ей. Поэтому необходимо разобраться в характеристиках ЗУ для гелевой АКБ. При выборе следует учесть тип батареи. Так как конструкция АКБ довольно специфическая, а конечное напряжение у аккумуляторов разное, то высокие напряжения, которые допустимы для АКБ AGM-типа, могут стать причиной закипания электролита.

Заключение

Зная эти параметры, как говорят пользователи, можно успешно использовать гелевые аккумуляторы для скутеров. Обслуживание, зарядка не представят никаких сложностей. При правильном и хорошем уходе данная АКБ прослужит очень долго.

Источник

Оцените статью