- Если вы перепутали клеммы аккумулятора: последствия, действия автомобилиста
- Насколько просто перепутать полюса клемм аккумулятора
- Что будет, если перепутать клеммы
- При зарядке батареи
- При прикуривании
- При подключении аккумулятора к автомобилю
- Что предпринять, если перепутал клеммы аккумулятора?
- ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ПЕРЕПУТАТЬ КЛЕММЫ И НЕПРАВИЛЬНО ПОДКЛЮЧИТЬ АККУМУЛЯТОР?
- ПОСЛЕДСТВИЯ НЕПРАВИЛЬНОГО ПОДКЛЮЧЕНИЯ АККУМУЛЯТОРА
- КОРОТКИЕ ЗАМЫКАНИЯ В СЕТИ
- НЕПРАВИЛЬНОЕ ПРИКУРИВАНИЕ
- Перепутал клеммы аккумулятора: Что делать и какие Последствия
- Легко ли напутать с подключением клемм
- Что будет если перепутать клеммы аккумулятора
- При зарядке аккумулятора
- ЗУ с защитой от переполюсовки
- ЗУ без защиты от переполюсовки
- При прикуривании
- При подключении к автомобилю
- Что делать при переполюсовке
Если вы перепутали клеммы аккумулятора: последствия, действия автомобилиста
Опытному автомобилисту перепутать полюса клемм, пожалуй, невозможно, но у начинающих иногда случается такая ситуация.
Если нечто подобное произошло, то следует понимать, как это правильно исправить и к чему, в принципе, может привести такая ошибка.
Насколько просто перепутать полюса клемм аккумулятора
Большинство производителей, предусмотрев возможность такого сценария, предприняли ряд мер с целью предотвратить возможную оплошность.
Первое, что не сколько бросается в глаза, а, скорее, ощущается на ощупь, – это толщина самих клемм аккумулятора.
Плюсовая обычно специально делается тоньше, чтобы даже в условиях плохого освещения была возможность правильно присоединить контакты. К тому же это в значительной степени облегчает процесс для людей с проблемным зрением.
Второе (что также сложно не заметить) — это два значка «плюс» и «минус» соответственно. Проявив минимальную внимательность, можно с успехом воспользоваться этой достаточно точной подсказкой.
Если перечисленные выше указатели по каким-то причинам оказались недоступными, на помощь приходит такой полезный прибор как тестер. С его помощью можно со стопроцентной точностью определить полюс для крепления клеммы.
При этом даже разряженный аккумулятор, скорее всего, позволит выполнить эту не требовательную к емкости операцию.
Стандартом среди производителей считается делать положительную клемму и сам контакт на батарее красного цвета (любой оставшийся, соответственно, будет отрицательным).
Что будет, если перепутать клеммы
Во многом степень урона, которую может нанести такая ошибка, зависит от того, что будет запитано от неправильно подключенного аккумулятора.
Если речь идет об осветительных приборах, то они с большой вероятностью будут работать также, а вот, например, электродвигатель будет вращаться в обратную сторону, со всеми вытекающими из этого последствиями.
В зону опасности попадают все диодные лампы, а также платы с полупроводниками — они, скорее всего, будут испорчены без возможности восстановления.
При зарядке батареи
Особенно легко перепутать подключение при установке аккумулятора на зарядку.
Положа руку на сердце, этим грешат даже опытные автолюбители, поскольку стандартные крепления типа «крокодил» не имеют таких явных различий как внутренняя коммутация автомобиля.
В современных зарядных устройствах эта ситуация продумана, и при неправильном подключении клемм зарядка попросту не начнется, пока вы не исправите ошибку.
Более старые (или, скажем, самодельные зарядные устройства) представляют в этом смысле большую опасность.
В лучшем случае может сгореть зарядка, но не пострадать АКБ. Но так бывает далеко не всегда, поэтому при использовании таких устройств лучше несколько раз убедиться, что все подключено правильно.
При прикуривании
Прикуривание используется для запуска двигателя, когда штатные средства не справляются. Такое бывает в холодное время года или когда аккумулятор уже слишком износился.
Если перепутать полярность в такой ситуации, можно нанести значительный урон аккумулятора, вплоть до воспламенения и взрыва. В зоне риска находятся оба автомобиля, поэтому важно быть максимально внимательным, проводя такую коммутацию.
При подключении аккумулятора к автомобилю
Завести двигатель автомобиля, в котором аккумулятор будет подключен таким образом, не удастся, а вот выход из строя реле очень даже вероятен. Основные узлы едва ли пострадают, поскольку большинство из них имеет собственный предохранитель.
Что предпринять, если перепутал клеммы аккумулятора?
Первое, что необходимо сделать, это обесточить аккумулятор, то есть ограничить его контакт с любыми другими источниками. После внимательно изучите места соединения клемм, на предмет возможных деструкций.
В случае возгорания нужно воспользоваться предусмотренными для этого средствами и не забывать, что использовать воду при воспламенении нефтепродуктов нецелесообразно.
После отключения желательно, чтобы опытный электрик провел аудит всех основных узлов электропроводки. Но если вы сами способны оценить ситуацию — тем лучше. Осмотревшись, внимательно поменяйте клеммы и попробуйте повторно завести автомобиль. Исли все прошло успешно понаблюдайте за работой осветительных приборов и электроники, чтобы убедиться, что все в порядке.
Источник
ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ПЕРЕПУТАТЬ КЛЕММЫ И НЕПРАВИЛЬНО ПОДКЛЮЧИТЬ АККУМУЛЯТОР?
Для современных автомобилей эта проблема неактуальна – пространство под капотом настолько тесное, что и правильным-то образом клеммы на аккумулятор надевать не удобно. Однако человек на то и человек, чтобы иногда совершать невозможные поступки непреднамеренно. Можно купить сам аккумулятор несоответствующей полярности и поставить его на место старого. При прикуривании риск неправильно подключить клеммы аккумулятора есть у всех машин, в темноте или при спешке бывает и не такое.
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕПРАВИЛЬНОГО ПОДКЛЮЧЕНИЯ АККУМУЛЯТОРА
Сразу развеем миф о том, что «задом наперед» подключенный аккумулятор запускает двигатель в обратную сторону. Начнем со стартера: если статор с обмоткой, а не с постоянными магнитами, то при переполюсовке направление тока изменится одновременно и в статоре, и в роторе, стартер начнет вращаться в ту же сторону, что и раньше. Вспомните о коллекторных двигателях электродрелей, болгарок и другого инструмента – они работают на переменном токе, направление которого меняется постоянно.
Стартер с постоянными магнитами на статоре действительно начнет вращаться в другом направлении, но двигатель провернуть не сможет. Бендикс не даст передать усилие в «неправильную» сторону, для того он и предназначен.
Даже если бы Вы и умудрились раскрутить мотор в обратном направлении, четырехтактный мотор при этом начинает забирать воздух из выпускного коллектора, а выбрасывать отработавшие газы во впускной. Так что ни карбюраторный, ни инжекторный двигатель так не завести, разве что дизель с механическим ТНВД запустится.
Если водитель перепутал полярность аккумулятора при установке, то одним из самых серьезных последствий будет то, что однозначно пострадает генератор. Посмотрите на схему его диодного моста (на примере простейшей «жигулевской» схемы):
Полупроводниковый диод – это элемент с односторонней проводимостью, не зря его символическое изображение похоже на стрелку. В направлении этой «стрелки» он проводит ток, в обратном – нет. Когда аккумулятор подключен правильно, то, пока генератор не работает (напряжение на его обмотках меньше, чем напряжение аккумулятора), диоды заперты – для аккумулятора генератор нагрузка, потребляющая несколько миллиампер из-за наличия в диодах небольшого обратного тока.
Если перепутать клеммы на аккумуляторе, то диоды в мосте откроются, и аккумулятор окажется замкнут через них. Это приведет к перегреву диодного моста и выходу диодов из строя с характерным запахом и хлопком из-за разрушения их корпусов.
Cгоревший диодный мост генератора
А вот для бортовой электроники переполюсовка вредна не всегда. Любое электронное устройство, если его не собирали на уроках труда китайские дети, имеет защиту от переполюсовки. Реализуется она просто с помощью тех же диодов: тут они открыты при «правильном» подключении, а при «неправильном» отрезают нагрузку от бортовой сети. Однако диоды по цепи питания редко используются в мощных потребителях тока – магнитолах и усилителях . А в них есть крайне уязвимые для переполюсовки элементы – электролитические конденсаторы, устанавливаемые для сглаживания пульсаций напряжения как раз в цепях питания.
Электролитические конденсаторы имеют высокую удельную емкость, поэтому популярны в электронике. Но их слабое место – это работа только при определенной полярности напряжения на обкладках, при переполюсовке происходит нагрев, обильное газовыделение (конденсатор вздувается), затем – взрыв. Чем больше емкость и габариты конденсатора, тем все это сильнее – если конденсатор на несколько микрофарад слегка щелкнет, то «банки» на тысячи микрофарад, применяемые в усилителях, взрываются.
Вышедшие из строя конденсаторы
И множество реле в проводке может издать тот же звук, что и диоды в мосте генератора. Дело в том, что в обмотках электромагнитных реле при отключении напряжения возникает резкий выброс напряжения, имеющего обратную полярность относительно источника питания. Для устранения вредного влияния таких импульсов на работу чувствительной электроники принято использовать диоды, подключаемые в обратном направлении. Пока на обмотку подано напряжение из бортовой сети, диод заперт, а при размыкании обмотки он открывается импульсом индуктивного выброса и гасит его. При переполюсовке аккумулятора такие диоды перегорят.
КОРОТКИЕ ЗАМЫКАНИЯ В СЕТИ
Что будет, если замкнуть клеммы аккумулятора? Учитывая способность стартерных аккумуляторов кратковременно отдавать ток в сотни ампер, предмет, замыкающий клеммы (например, случайно попавший между «плюсом» и кузовом автомобиля гаечный ключ), расплавится. Более массивные металлические предметы способны намертво привариться к клеммам или кузову, высаживая батарею «в ноль». В группе риска – автомобили, где аккумулятор установлен в багажнике – не стоит небрежно бросать туда ключи или буксировочные проушины, неизвестно, куда они попадут под действием тряски при езде.
Замыкание аккумулятора при попадание постороннего предмета
Поскольку подобные замыкания происходят скрытно от владельца (случайно упавший при ремонте ключ можно хотя бы сразу увидеть), то они наиболее опасны – высока вероятность воспламенения в багажнике.
При подобных замыканиях возможны проблемы с бортовой электроникой. Штатные предпусковые обогреватели на немецких автомобилях после такого блокируются, и их работоспособность восстанавливается только после принудительной разблокировки с диагностического сканера.
Автомобили с CAN-проводкой чувствительны к скачкам напряжения питания. Есть риск появления спорадических ошибок в памяти контроллеров.
НЕПРАВИЛЬНОЕ ПРИКУРИВАНИЕ
Если водитель перепутал клеммы аккумулятора при прикуривании, то происходит следующее: мы получаем две последовательно соединенных батареи, выходы которых замкнуты накоротко. Получаем короткое замыкание уже под напряжением в 24 вольта. Подавляющее большинство продающихся в магазинах комплектов проводов, у которых сечение жил и так недостаточно, при этом моментально сгорит, оставив на руках незадачливого водителя ожоги. Если же провода с достаточным сечением, то перед перегоранием они успеют нагреться.
Поэтому всегда проверяйте правильность подсоединения проводов. Если у заводских комплектов хотя бы есть цветовая маркировка, то самодельные провода чаще нарезаются из одного куска и по цветам не отличаются. Пометить их можно цветной изолентой на «крокодилах» — это снизит риск неправильного подключения.
Первыми соединяются «плюсовые» клеммы – сначала «крокодил» крепится на прикуриваемом аккумуляторе, затем на прикуривающем. Масса подключается в обратном направлении – сначала на прикуривающем аккумуляторе. Таким образом цепь замыкается на последнем шаге на прикуриваемом автомобиле.
Так как правильно отсоединять клеммы аккумулятора не менее важно, порядок отключения тоже строго определен. Первой отключается масса, после этого любые манипуляции с проводами не будут давать риск короткого замыкания.
Помните, что прикуривание для бортовой электроники – это нештатная ситуация, создающая повышенную нагрузку на генератор, чрезмерные скачки напряжения в сети прикуриваемого автомобиля во время вращения стартера.
Источник
Перепутал клеммы аккумулятора: Что делать и какие Последствия
Перепутать клеммы аккумулятора довольно сложно, но полностью исключать такую ситуацию нельзя. Если переполюсовка всё же произошла, то необходимо точно знать, что делать в такой ситуации и какие могут наступить последствия для АКБ, а также оборудования, к которому подключается батарея.
Легко ли напутать с подключением клемм
Для того, что бы случайно не запутаться при подключении клемм к аккумуляторы минусовую клемму сделали тоньше плюсовой. То есть минусовую будет очень сложно надеть на положительный контакт, а плюсовую не удастся просто так закрепить на отрицательном контакте. К тому же около каждого контакта будут обозначения «+» и «-». Иногда их еще выделяют красным и черным (синим) цветом.
Если обозначения стёрлись и определить где «плюс» и «минус» не получается, то не стоит гадать. Чтобы не напутать с подключением рекомендуется воспользоваться тестером или мультиметром для определения полярности АКБ. Даже сильно разряженная батарея будет способна дать достаточное количество напряжения для выполнения такой диагностики.
Плохая освещённость в помещения или работа в тёмное время суток также может закончиться переполюсовкой батареи. Поэтому, даже если нет возможности организовать нормальное освещение, при подключении батареи можно включить сотовый телефон и точно определить полярность.
Обратите внимание! Плюсовая клемма всегда толще минусовой и обозначается знаком «+», иногда еще присутствует красный кожух на контакте.
Что будет если перепутать клеммы аккумулятора
Степень повреждения при переполюсовке будет зависеть от того, какие приборы будут подключаться к АКБ. В некоторых случаях, ничего страшного не произойдёт, например, лампы накаливания будут работать как и прежде, а электродвигатели постоянного тока начнут вращаться в обратном направлении.
В тоже время, светодиодное оборудование, не защищённое предохранителями, моментально выйдет из строя при неправильном подключении. Сложные электрические схемы на полупроводниковых приборах, также не выдержат и сгорят.
При зарядке аккумулятора
Переполюсовка при зарядке АКБ наиболее распространённое явление. Даже опытные владельцы авто могут столкнуться с такой проблемой. Ведь если зажимы у проводов автомобиля рассчитаны под разные диаметры клемм, то у зарядных устройств на концах расположены крокодилы.
Если используется самодельное зарядное устройство, то в этом случае также следует проявлять осторожность при соединении проводов с клеммами АКБ. При этом, если такой прибор изготавливался другими людьми, то можно запросто обнаружить на чёрном проводнике положительный заряд, а на красном – отрицательный.
ЗУ с защитой от переполюсовки
Многие современные модели зарядных устройств защищены от переполюсовки. Для этой цели могут использоваться плавкие или самовосстанавливающиеся предохранители, которые при нарушении полярности моментально размыкают цепь. Располагаться такая деталь может на одном из низковольтных проводов либо в нижней части корпуса изделия.
Применение защиты позволяет полностью сохранить работоспособность изделия, но если используются плавкие вставки, то для восстановления прибора потребуется менять сгоревшие детали на новые. Если встроенных защит нет, то зарядка попросту сгорит. С самой батарей ничего произойти не должно.
ЗУ без защиты от переполюсовки
ЗУ без защиты от переполюсовки может не только выйти из строя, но и воспламениться от высокой температуры. Риск повреждения аккумулятора также существует, особенно если АКБ была сильно разряжена.
При использовании зарядных устройств без защиты следует очень внимательно подключать зажимы низковольтных проводов к клеммам АКБ.
При прикуривании
Если автомобиль не заводится, то метод прикуривания является отличным решением для быстрого запуска двигателя. Если в такой ситуации неправильно подключить провода от одного аккумулятора к другому, то может произойти очень многое, даже взрыв АКБ, которая менее заряжена.
Практически такие действия можно сравнить, с тем, если бы владелец машины замкнул положительный проводник о массу, но только с большим в 2 раза разрядным током. Так же в таком случае может произойти пожар в результате выделения очень большого количества тепла.
Кроме этого, часто возникает необходимость в проведении ремонта электрооборудования обоих автомобилей после неправильного подключения. Срок эксплуатации батарей также будет значительно сокращён, если неправильно подсоединить провода при прикуривании.
При подключении к автомобилю
Если неправильно будет осуществлён контакт силовых проводов и аккумулятора, могут выйти из строя такие чувствительные элементы, как выпрямитель генератора и реле регулятор. Другое оборудование может быть защищено предохранителями, которые сгорают в первую очередь.
Более мощное электрооборудование, например стартер не будут повреждены, но завести двигатель автомобиля, на который неправильно установили аккумулятор будет невозможно.
Что делать при переполюсовке
Первое, что необходимо сделать при переполюсовке – это как можно скорее отключить аккумулятор от зарядного устройства, автомобильных проводов или иной нагрузки. Затем следует осмотреть место, где произошло нарушение полярности.
Если наблюдаются такие признаки, как небольшое задымление или тление материала подключаемого устройства, то следует правильно устранить первые признаки возгорания с помощью углекислотного огнетушителя или песка или воды. Если произошло сильное возгорание нефтепродуктов, то воду использовать не рекомендуется.
Убедившись в том, что во время неправильного подключения аккумулятора не произошло возгорания, производят оценку состояния АКБ и подключаемых к сети устройств. Это лучше всего делать у электрика в автомастерской, самому без специальных знаний провести полную диагностику не получится.
Если батарея нагрелась, то ей необходимо дать время остыть, прежде чем осуществлять диагностические мероприятия. Затем используя мультиметр проверяют напряжение на клеммах. Если эта величина больше 13 Вольт, то, скорее всего, аккумулятор можно использовать дальше без каких-либо ограничений. В противном случае, батарею устанавливают на зарядку.
При работоспособном аккумуляторе следует попробовать установить его на машину и попытаться завести двигатель. Если эта процедура была успешно проведена, то проверяют всё электрооборудование автомобиля. При выявлении неработоспособности элементов бортовой электроники необходимо обратиться к квалифицированным специалистам для проведения ремонтных работ.
Источник