Как использовать отработанные аккумуляторы

Отходы отработанных аккумуляторов

В этой статье мы поговорим о том, что отходы отработанных аккумуляторов могут быть двух видов:

  • аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом,
  • аккумуляторы свинцовые отработанные в сборе, без электролита.

Если вы производите обслуживание автотранспорта самостоятельно, то один (или оба) из вышеперечисленных отходов в обязательном порядке будут образовываться на вашем предприятии.

Если ваш автотранспорт проходит ТО и ТР в специализированных организациях, и в договоре с организацией прописано, что отходы отработанных аккумуляторов заменяются и не возвращаются заказчику, то вы можете смело не учитывать данный отход, как образующийся у вашего предприятия.

Класс опасности отработанных аккумуляторов

В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»:

  • аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом относятся ко 2-у классу опасности,
  • аккумуляторы свинцовые отработанные в сборе, без электролита относятся к 3-у классу опасности.

Отработанные аккумуляторы код ФККО

Код ФККО аккумуляторов свинцовых отработанных неповрежденных, с электролитом — 9 20 110 01 53 2.

Код ФККО аккумуляторов свинцовых отработанных в сборе, без электролита — 9 20 110 02 52 3 .

Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом — состав отхода

Состав отхода (вариант 1):

  • свинец и свинцово-сурьмянистые сплавы — 40-43%,
  • свинца сульфат — 0,7-1,5 %,
  • свинца двуокись — 15-19 %,
  • сополимер пропилена — 5-7 %,
  • электролит (серная кислота) — 23-29 %,
  • прочие окислы свинца — 0,5 %.

Состав отхода (вариант 2):

Расчет отработанных аккумуляторов

Расчет количества образования отработанных аккумуляторов вы можете произвести с использованием калькулятора:

Инструкция по обращению с аккумуляторами свинцовыми отработанными

Инструкция по сбору, накоплению, учёту, передаче

1. Отходы II класса опасности (высоко опасные) – подлежат сбору, временному хранению, учету и сдаче на утилизацию.

2. Отработанная аккумуляторная батарея ( АКБ) – аккумуляторная батарея, которая не может быть использована по своему прямому назначению и должна быть утилизирована.

3. Серная кислота, которая находиться в отработанном аккумуляторе опасна для окружающей среды кислотным отравлением.

Загрязнение кислотой и свинцом малопоправимо и оказывает негативное воздействие не только на окружающую среду , но и на организм человека.

Условия временного хранения отработанных аккумуляторов.

1. Сбор отработанных аккумуляторов должен осуществляться раздельно от других отходов производства и потребления.

2. При сборе отработанных аккумуляторов следует соблюдать условие герметичности аккумулятора – надо следить чтобы все пробки были плотно закрыты и затянуты.

3. Отработанные АКБ не должны подвергаться механическому воздействию.

4. Отработанные АКБ должны храниться в хорошо проветриваемом, имеющим замок, специально предназначенном для этого помещении с исключением попадания воды. Пол, стены и потолок помещения должны быть выполнены из твердого, гладкого, водонепроницаемого материала ( металл, бетон, керамика и т.д.), окрашены краской. Доступ посторонних лиц должен быть исключен.

5. Отработанные аккумуляторы, как отход II класса опасности должен храниться в закрытой маркированной таре. При хранении отработанные аккумуляторные батареи устанавливают крышками вверх, при этом пробки на отработанных аккумуляторах должны находиться на своем месте и быть плотно завинчены.

6. Для ликвидации возможных аварийных ситуаций, связанных с проливом электролита, в помещении, предназначенном для хранения необходимо предусмотреть наличие необходимого количества извести, соды, воды для нейтрализации.

7. В случае розлива электролита, пролитый электролит следует промыть раствором гашеной извести, собрать и удалить из помещения; затем места, где была разлита кислота промыть водой и протереть чистой сухой тряпкой. Помещение необходимо хорошо проветрить.

8. При обращении с отработанными аккумуляторами ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

— производить их хранение на грунтовой поверхности и под открытым небом;

— производить любые действия (бросать, ударять, разбирать и т.п.) в результате которых возможно механическое повреждение или разрушение целостности корпуса отработанных аккумуляторных батарей, пролив или разбрызгивание отработанного электролита;

— уничтожать, выбрасывать в контейнер для твердых бытовых отходов.

Учет отработанных аккумуляторных батарей.

1.Учёт ведётся в специальном журнале, где в обязательном порядке отмечается движение отработанных аккумуляторных батарей.

2. Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены.

3. Журнал учёта должен заполняться ответственным лицом. Указывается количество, марка АКБ, дата приемки и лицо, которое сдает отработанные аккумуляторы.

4. Не позднее 6 числа месяца, следующего за отчетным периодом лицо, заполняющее журнал должно предоставить инженеру по ООС справку о количестве образования отработанных аккумуляторов.

1. Отработанные АКБ сдаются на утилизацию в специализированные организации, имеющие лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Утилизация отходов аккумуляторов

Отходы отработанных аккумуляторов должны передаваться организации имеющей лицензию на деятельность по обращению с отходами — на транспортирование отходов 2,3 класса опасности, на сбор отходов 2,3 класса опасности и на утилизацию отходов 2,3 класса опасности.

Не забывайте, что накапливать отходы более 11 месяцев запрещено! Своевременно передавайте отходы на утилизацию.

Источник

Процесс утилизации и переработки аккумуляторов разных типов

Утилизация аккумуляторов – процесс переработки старых батарей с целью улучшения экологической и экономической ситуации. Необходимость в повторном использовании компонентов, содержащихся в АКБ, стала очевидной относительно недавно. Раньше использованные батареи без мучений совести выбрасывали в мусорные баки, сегодня же это стало незаконным.

Свинцовосодержащие АКБ относятся к отходам второго класса опасности, их запрещено вывозить на свалки или использовать по непрямому назначению. Утилизация аккумуляторных батарей на специализированном предприятии – единственный правильный путь для отработанного источника питания. В Москве и Московской области старые автомобильные, тяговые, гелевые и другие АКБ по высокой цене принимает компания «ПАК». Все собранные батареи после предварительной подготовки отправляются на переработку на утилизирующие заводы.

1. Классификация аккумуляторных батарей

Источники питания условно делятся на 2 большие группы: одноразовые и перезаряжаемые устройства. В первую попадают обычные батарейки, во вторую – аккумуляторы любого типа. Последующее разделение осуществляется по типу активного вещества, задействованного в химической реакции:

  • щелочные (токопроводящая жидкость из водного раствора гидроксида калия КОН, катод из диоксида марганца, цинковый анод);
  • цинк-углеродные (электролит из раствора хлорида аммония/цинка, углеродный катод с двуокисью марганца, анод из цинка);
  • серебряные (электролит на основе гидроксида калия, катод из оксида серебра, цинковый анод);
  • ртутные (электролит на основе раствора КОН, ртутный катод, анод из цинка);
  • литий-марганцевые (органический электролит, литиевый анод, катод на основе диоксида марганца в виде порошка);
  • цилиндровые (электролит типа КОН, кислородный катод, анод из цинка в виде порошка).

Состав электролита (токопроводящей жидкости) в сочетании с конструкцией электродов делят все типы аккумуляторных батарей на 5 категорий:

  • свинцово-кислотные;
  • никель-кадмиевые (вторичные щелочные батареи);
  • никель-металлгидридные;
  • литий-ионные;
  • литий-полимерные.

Наиболее распространенными в России являются свинцово-кислотные батареи. По актуальным данным только автомобильных АКБ насчитывается свыше 3 миллионов единиц, что в перерасчете на объемы отходов равно 90 тыс. тонн свинца и его соединений, 20 тыс. тонн кислоты. Ежегодно изнашиваются сотни тысяч аккумуляторов, а потому всем владельцам личных авто важно понимать, как осуществляется утилизация.

2. Известные способы переработки аккумуляторов

Батарея состоит из нескольких фракций (компоненты), каждая из которых обладает рядом уникальных свойств. Первый способ утилизации старых аккумуляторов основывается на разделении корпуса и наполнения АКБ на эти компоненты механическим методом.

Путем механического воздействия выделяются:

  • ферромагнетики (сталь и прочие металлы);
  • диамагнетики (полимеры, целлюлоза);
  • парамагнетики (разнообразные примеси).

Переработка аккумуляторов механическим методом предполагает, что сначала устройство будет разделено на составляющие фракции, а после каждая группа компонентов пройдет индивидуальную утилизацию на специальном предприятии.

Пирометаллургическая переработка

Данный способ утилизации предполагает плавление металла в специальной печи. Преимущество метода заключается в относительной универсальности. В печах возможна рециркуляция разнообразных клеток, включая органический электролит, который содержат литий-марганцевые аккумуляторы. Утилизация АКБ такого типа происходит поэтапно:

  1. Прием батарей специализированными пунктами.
  2. Первичная подготовка устройств, доставка до промышленных установок.
  3. Загрузка АКБ во вращающуюся печь при температуре 1 250°.
  4. Испарение цинка, свинца и кадмия.
  5. Сбор и подготовка образовавшихся металлов.

Такая переработка также позволяет выделить из АКБ другие компоненты: медь, никель, железо, кобальт, хром, марганец.

Главными минусами пирометаллургической переработки АКБ называют малую эффективность рециркуляции и высокую вероятность формирования большого количества отходов. Но у технологии есть и другие недостатки:

  • энергоемкость;
  • загрязнение атмосферы пылью и газами;
  • образование не до конца восстановленных никеля и кадмия (нужна дополнительная обработка).

Совокупность этих факторов является главной причиной низкой распространенности пирометаллургической утилизации АКБ.

Гидрометаллургическая переработка

Утилизация аккумуляторных батарей гидрометаллургическим методом предполагает выщелачивание предварительно обработанных компонентов АКБ. После выполняется набор физико-химических воздействий, результатом которых становится выделение ценных элементов и их переработка до стадии полуфабриката/готового коммерческого продукта.

Гидрометаллургическая переработка является многоступенчатой и энергоемкой технологией с высокой эффективностью. С ее помощью удается извлекать до 99,5% компонентов, которые в дальнейшем используются для производства новых АКБ.

Утилизация литийсодержащих батарей

Литиевые аккумуляторы преимущественно используются в источниках бесперебойного питания, а также в крупной технике и средствах связи. Полезных ресурс батарей составляет около 5 лет, после чего их необходимо сдавать в специализированные пункты приема для последующей утилизации.

Необходимость правильной переработки литийсодержащих АКБ обусловлена высокой пожароопасностью и взрывоопасностью устройств. При попадании влаги внутрь корпуса возникает короткое замыкание, которое влечет нагрев до 450° и взрыв.

Во избежание подобных ситуаций на перерабатывающих заводах применяются современную технологию утилизации:

  1. Разбор корпуса старого устройства с извлечением внутренних частей.
  2. Удаление электролита – солей лития.
  3. Распределение всех металлических электродов на аноды и катоды.
  4. Удаление с пластин всех неметаллических включений.
  5. Плавление меди и алюминия.

Последним этапом становится переработка пластика в гранулы для последующего использования в производстве продукции или проведения дорожно-ремонтных работ.

3. Этапы переработки свинцовосодержащих АКБ

Компания «ПАК» рекомендует сдать аккумулятор в МСК и области всем, кто заинтересован в получении личной выгоды. Мы ведем прием старых свинцовосодержащих АКБ по конкурентным ценам, предлагаем наценки за опт. После получения некоторого объема батарей отдаем их на перерабатывающее предприятие для финальной утилизации.

Общий алгоритм переработки свинцовосодержащих аккумуляторов:

  1. Удаление электролита. С помощью специальных инструментов обнажаются банки, наполненные токопроводящей жидкостью. Далее старый электролит осторожно и планомерно откачивают, используя грушу или шприц. Опустевшие банки промываются дистиллированной водой. После удаления электролита корпус АКБ закрывается.
  2. Подготовка к утилизации. Пустые батареи плотно укладываются на поддоны. После полного заполнения поддоны отправляются на конвейер, который доставляет АКБ в дробильную установку.
  3. Измельчение. Станок с большим количеством молотов дробит батареи на части. Свинцово-кислотная паста отделяется от решетчатых пластин с помощью череды специальных фильтров.
  4. Промывка компонентов. Образовавшиеся куски пластика и металлов попадают в резервуар, наполненный водой. В нем легкая пластмасса всплывает на поверхность, а свинец и другие тяжелые элементы оседают на дно.
  5. Удаление пластика. Всплывшие пластмассовые детали собираются с поверхности воды, сушатся и загружаются в контейнеры для перевозки до специализированных заводов по переработке полимеров. Там весь пластик превратится в гранулы, который можно заново пустить в производство.
  6. Нейтрализация кислоты. Оставшаяся масса из свинца и других компонентов подвергается обработке, благодаря которой кислота превращается в воду и удаляется.
  7. Очистка воды. Полученная жидкость отстаивается в резервуарах. Образовавшийся осадок добавляется к смеси свинца и металлов.
  8. Обогащение и сушка металлов. Твердые отходы обогащаются очищенным углем, а после попадают в сушильный барабан для окончательного удаления влаги.
  9. Плавление. Металлическая масса плавится в печи. Очищенный от примесей других металлов свинец разливается по формам и остывает.

Полученный свинец и пластиковые гранулы в будущем снова будут использованы для производства новых аккумуляторов. Совокупно перерабатывающие предприятия России и Москвы в частности производят около 200 тыс. тонн товарного металла и его сплавов, полученного из аккумуляторного лома.

Заключение

Появление новых технологий переработки старых аккумуляторов позволяет ответственно подходить сразу к нескольким проблемам: экономия мировых запасов свинца, защита экологии, рост финансового благополучия населения. За сдачу аккумуляторов можно получить реальные деньги, не прилагая особых усилий. Для этого достаточно привезти батарею в пункт приема «ПАК» в Москве или заказать вывоз АКБ с территории. Мы на месте оценим лом, оплатим его стоимость сразу и в полной мере.

Появились вопросы? Оставьте запрос на сайте или позвоните по контактному номеру, чтобы получить бесплатную консультацию.

Видео: основные этапы утилизации АКБ на заводе

Источник

Читайте также:  Замена аккумуляторов для фотоаппарата
Оцените статью