- Как бороться с саморазрядом автомобильного аккумулятора
- Причины быстрой разрядки аккумулятора
- Замер тока разряда аккумулятора
- Потребители энергии, влияющие на разряд аккумулятора
- Обслуживание аккумуляторной батареи, снятой с машины для длительного хранения
- Саморазряд у аккумуляторов: Автомобильных, Литий Ионных и Щелочных
- Что такое саморазряд аккумулятора
- Чем он опасен и к чему может привести
- Какие аккумуляторы подвержены саморазряду
- У каких аккумуляторов самый низкий уровень саморазряда
- Как замерить уровень саморазряд
- Какой уровень саморазряда является нормой
- Что делать при уровне саморазряда выше нормы
Как бороться с саморазрядом автомобильного аккумулятора
От состояния аккумуляторной батареи зависит, как стабильно будет запускаться двигатель, смогут ли бесперебойно работать все потребители электроэнергии. Нередко возникают ситуации, когда автовладелец после хранения машины на стоянке не может завести двигатель, так как произошел саморазряд аккумулятора. Причин полной или частичной потери емкости АКБ достаточно много, но их можно исключить, нужно только знать, отчего это происходит. В статье мы рассмотрим, как можно бороться с быстрым саморазрядом, какие методы помогают аккумулятору долгое время не разряжаться.
Причины быстрой разрядки аккумулятора
Потеря емкости аккумуляторной батареи – явление довольно распространенное, АКБ может садиться как из-за характерных особенностей конструкции, так и по вине самого водителя. Чаще всего саморазряд происходят в следующих случаях:
- аккумулятор старый, его уже пора менять;
- свинцовые пластины подверглись сульфатации, их разрушение произошло из-за недостаточного ухода за аккумулятором – не доливалась дистиллированная вода, не производились замеры плотности, а также зарядка в случае необходимости;
- водитель на время стоянки забыл выключить габариты, магнитолу, другие потребители энергии;
- имеется утечка тока, то есть, какое-то оборудование потребляет электроэнергию вне зависимости от того, включено оно или выключено;
- аккумулятор произведен с заводским браком;
- аккумуляторная батарея часто подвергалась полному разряду, для определенных типов АКБ разрядка губительна.
Существует три основных вида автомобильных аккумуляторов: сурьмянистые (малосурьмянистые), гибридные и кальциевые, они отличаются характеристиками, требовательностью к обслуживанию. Самым низким саморазрядом могут «похвастаться» кальциевые батареи, но, к сожалению, у них есть существенные недостатки:
- АКБ не терпят глубокого разряда, после трехкратной или даже двухкратной полной разрядке могут совсем выйти из строя;
- для таких батарей недопустим и перезаряд, поэтому кальциевые аккумуляторы рекомендуется использовать только на автомобилях с исправным электрооборудованием.
Чтобы аккумуляторная батарея служила долго, нужно постоянно следить за ее состоянием, как и любое другое оборудование, аккумуляторы не терпят небрежности и халатности по отношению к ним.
Замер тока разряда аккумулятора
В любом аккумуляторе со временем при длительном хранении в банках постепенно падает напряжение, теряется емкость, при этом тип АКБ не имеет большого значения. Еще не изобретена аккумуляторная батарея, которая была бы совсем не подвержена саморазряду, поэтому любой аккумулятор, стоящий без действия, рекомендуется хотя бы раз в полгода заряжать. Такое правило не распространяется на сухозаряженные аккумуляторы, и то только в том случае, когда они еще не использовались в работе, и банки запечатаны герметичной пленкой. Разрядка без нагрузки происходит в любом случае, но степень утечки тока может быть разной.
Для проверки утечки электроэнергии водители чаще всего пользуются мультиметром, замер производится при снятой клемме (обычно отсоединяется минус). Измерить саморазряд АКБ можно следующим образом:
- переводим мультиметр в режим вольтметра, один щуп устанавливаем на клемму, вторым проводим по корпусу батареи. Если имеется утечка, прибор покажет напряжение, саморазряд может происходить из-за подтеков электролита, попадания токопроводной грязи на корпус батареи;
- следующая проверка – меняем положение переключателя мультиметра для измерения силы тока (максимальный предел – 10 Ампер, полярность подключения проводов значения не имеет), один щуп прибора соединяем с минусовым аккумуляторным проводом, второй – с массовой клеммой самого аккумулятора, производим измерение.
Если амперметр показывает приблизительно 0,02-0,06 А, саморазряд аккумулятора в норме, он не превышает допустимого значения. В случае более серьезной утечки тока нужно искать причину разряда батареи, возможно, какой-то из плюсовых проводков замыкает на массу, также могут быть и другие причины дополнительного расхода электроэнергии.
При обнаружении утечки тока следует проверить все потребители энергии, пробовать их по очереди отключать. Возможно, электроэнергия расходуется из-за магнитолы, находящейся в режиме ожидания: если после исключения ее из цепи питания потребление тока уменьшится, причину саморазряда АКБ можно считать найденной.
Потребители энергии, влияющие на разряд аккумулятора
В некоторых случаях водитель затрудняется обнаружить, что может служить источником непредвиденного потребления электроэнергии, особенно не просто это определить, когда в автомобиле установлено много дополнительного оборудования. В подобной ситуации не мешает вспомнить, какие приборы могут работать при выключенном зажигании, к таким устройствам обычно относятся:
- охранный комплекс (сигнализация);
- автомобильные часы;
- приборы, включенные в гнездо прикуривателя.
Если потребление тока при заглушенном двигателе и выключенном электрооборудовании достигает одного Ампера и более, вероятность присутствия короткого замыкания велика, нужно обязательно найти причину КЗ. Замкнутые провода таят большую опасность для автомобиля и его владельца – возможно возникновение пожара со всеми вытекающими последствиями.
Еще обнаружить «нежданного потребителя» можно путем поочередного отключения предохранителей в монтажном блоке, нередко таким путем виновника утечки тока удается определить довольно быстро. Также не исключено замыкание дорожек в самом блоке предохранителей, которое происходит из-за попадания влаги или в результате перегрева при превышении нагрузки. Причиной КЗ может оказаться даже перегоревшая лампочка подсветки, расположенная в бардачке.
Обслуживание аккумуляторной батареи, снятой с машины для длительного хранения
Если обслуживаемый аккумулятор снимается с автомобиля на длительный срок (допустим, на зиму, когда авто не эксплуатируется), нельзя забывать про уход и условия, в которых АКБ будет храниться. В этом случае необходимо:
- очистить корпус батареи от грязи и мусора (если таковые имеются), протереть чистой ветошью, с помощью мультиметра убедиться, что нет утечки тока;
- проверить уровень электролита в банках, при необходимости в них добавить дистиллированной воды. Пластины должны быть покрыты раствором выше верхнего края на 1,0-1,5 см, если не произвести доливку, произойдет осыпание свинца, после этого аккумулятор восстановить будет очень сложно или даже невозможно;
- после снятия с машины зарядить аккумулятор зарядным устройством в теплом помещении, затем ариометром проверить плотность;
- определить место хранения, помещение должно быть теплым и сухим;
- периодически проверять напряжение на клеммах (хотя бы раз в два-три месяца), и при снижении его до 12 Вольт и ниже производить повторную зарядку.
Нужно помнить, что из банок испаряется вода, а не серная кислота, поэтому доливать электролит категорически нельзя, им можно загубить аккумулятор. Правильный и бережный уход сохранит работоспособность батареи, продлит срок ее эксплуатации.
Источник
Саморазряд у аккумуляторов: Автомобильных, Литий Ионных и Щелочных
Часто автовладельцы не могут завести транспортное средство по причине саморазряда аккумулятора. Этот процесс является естественным и происходит как по внешним, так и по внутренним причинам.
Что такое саморазряд аккумулятора
Выпускаясь с завода производителя АКБ рассчитана на определенную емкость и некоторое количество получаемого электричества. Но в процессе хранения батареи без эксплуатации, начинается растворение отрицательного электрода. Выделяется водород, а АКБ теряет заряд электрического тока.
На положительном, этот процесс происходит за счет растворения оксида металла в серной кислоте. Но здесь он менее выражен.
Разряд аккумуляторной батареи может быть:
- нормальным, когда в течении пятнадцати дней АКБ теряет менее 10 процентов своей максимальной емкости;
- электролитный. Когда разрушаются пластины, а частицы износа оседают на дно. Эти частицы могут замыкать пластины и спровоцировать разряд;
- эксплуатационный. На батарее собирается пыль, пропитанная влагой или антифризом, которая создает мост между электродами. При данном процессе автовладелец может не ощущать, что происходит разряжение АКБ, но оно есть.
На этот процесс влияет также температура, например, на сильном холоде или жаре темп, происходящего внутри батареи растворения электрода, может увеличиваться.
На саморазряд могут оказывать влияние, включенные приборы в прикуриватель, когда в машине никого нет в течении длительного времени, автомобильные часы и т.д.
Чем он опасен и к чему может привести
Любой тип саморазряда приводит к потере емкости, снижению электрического тока при включении зажигания, к ухудшению общих свойств АКБ автомобиля. Это происходит из-за следующих причин, которые появляются в процессе:
- глубокий разряд батареи отнимает у нее по 3 процента общей емкости. При 10 глубоких разрядах потеря емкости составит 30 процентов. При этих данных автовладелец не сможет завести транспортное средство;
- при окислении разрушаются стенки пластин. Опять же батарея не сможет накапливать электрический ток, в результате она станет непригодна для использования.
Пониженный напряжение не позволит зарядить АКБ. В результате процент заряда заполнится только наполовину. Это очень опасно в холодное время года. Сульфатация пластин в таких условиях происходит быстрее. Еще одной опасностью недозаряженной АКБ является замерзание в сильные морозы, так как плотность сильно понижена.
А также не должно происходить повышенной утечки напряжения. Из-за этого процесса уменьшается емкость, а пластины осыпаются. Автовладелец может определить, что начался процесс осыпания пластин, по темному цвету электролита.
Внимание! Не рекомендуется прикуривать АКБ от нестандартных устройств. В таких случаях возможен взрывы моноблока или деформация пластин.
Какие аккумуляторы подвержены саморазряду
Саморазряду подвержены не только АКБ на авто. Естественный разряд происходит как у обычных батареек на часы или пульты дистанционного управления, так и у щелочных, кислотных, литий-ионных, ni-cd и ni-mh.
Самыми идеальными условиями для хранения считаются «сухой» способ. Батарея не заливается электролитом. Процесса окисления не происходит. А значит шанс купить уже наполовину разряженный АКБ уменьшается.
Важно! При покупке необходимо обращать внимание на дату производства.
У каких аккумуляторов самый низкий уровень саморазряда
Как уже было сказано в прошлом блоке, аккумуляторы без электролита не имеют ограниченного срока хранения. Но сейчас так батареи производители уже не хранят.
Поэтому с самым низким естественным саморазрядом будут АКБ со свинцово-кальциевым сплавом. Они изготавливаются в виде необслуживаемых устройств.
В таких батареях используется только чистая кислота и дистиллированная вода. В электролит производителем добавляются различные ингибиторы. Такие АКБ имеют увеличенный срок службы.
Как замерить уровень саморазряд
При покупке аккумулятора или после долгого хранения необходимо проверить напряжение и емкость. Автовладелец может сделать это следующим способом:
- Взять мультиметр и перевести ручку в положение Вольтметра или «V».
- Один из двух щупов устройства приложить к клемме.
- Другим провести по корпусу.
- При утечке электрического тока, аппарат покажет, что присутствует напряжение на корпусе. Это происходит из-за загрязнения или подтеков электролита.
Чтобы измерить силу тока в аккумуляторе автовладельцу нужно будет сделать следующее:
- Перевести ручку мультиметра в положение измерения силы тока.
- Выставить на максимальное значение – 10 Ампер.
- Одним щупом прикоснуться к минусовой клемме.
- Удерживая первый щуп на клемме, вторым прикоснуться к положительной клемме на батарее.
- Дисплей мультиметра покажет максимальное значение силы тока, которое выдает аккумулятор при работе.
На рабочей АКБ значение будет равно 0,02 – 0,06 Ампера. В этом случае сильного разряда не происходит. Если же аккумулятор где-то пропускает ток, то цифра на дисплее поднимется. Автовладельцу в этом случае нужно будет найти место утечки заряда и ликвидировать.
Для этого необходимо отключить все питающиеся электрическим током от АКБ устройства в машине. Проверить еще раз. Если значение пришло в норму, то батарея – рабочая. Если нет – искать другие причины утечки.
Какой уровень саморазряда является нормой
Саморазряд при нормальных условиях должен составлять 1 процент потери от полной емкости батареи в первые дни. По истечении 60 дней может наступить глубокий разряд батареи. А через сто сорок дней электрический заряд может полностью исчезнуть.
Нормальными условиями хранения считаются:
- температура не выше 20 градусов по Цельсию со знаком плюс и не ниже + 15С;
- сухое помещение;
- на поверхности между электродами отсутствует грязь, пыли и другие элементы, которые могут создать условия для быстрого разряда батареи.
Если АКБ был в употреблении, то для таких устройств нормой считается 2 процента потери. При совсем плохом аккумуляторе – 4 процента утечки тока за ночь.
Обратите внимание! Если АКБ не используется, то лучше его иногда подзаряжать во избежание полного разряда.
Что делать при уровне саморазряда выше нормы
Чтобы избавиться от признаков саморазряда во время стоянки АКБ на хранении нужно соблюдать следующие правила:
- поддерживать чистоту корпуса;
- доливать дистиллированную воду;
- вытирать насухо АКБ, если нечаянно был пролит электролит;
- перед отсоединением от авто обязательно зарядить по максимуму;
- проверять напряжение один раз в 30 суток.
При повышенном уровне саморазряда, чтобы его снизить также применяют описанные выше процедуры. К тому же запрещается эксплуатировать батареи, у которых заряд ниже 75 процентов в холодное время года. А летнее время – ниже 50 процентов.
Если не соблюдать любое из описанных правил, то это приведет к полному разряду аккумуляторной батареи. Запустятся необратимые процессы, после которых восстановить батарею будет невозможно.
Заряжать необходимо малыми токами. Таким образом автовладелец увеличит глубину и степень заряда. Например, если емкость батареи равно 60 ампер в час, то необходим ток в 6 А для зарядки.
Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полным и точным.
Источник