- Разрядка автомобильного аккумулятора: как правильно выполнить
- Зачем разряжать аккумулятор автомобиля
- Каким током нужно разряжать АКБ автомобиля, не повредив его?
- Определение ёмкости путём разряда
- Что можно использовать в качестве нагрузки?
- Разряд батареи без снятия её с автомобиля
- Разряд подручными средствами вне автомобиля
- Как понять, что автомобильный аккумулятор разряжен полностью?
- Когда нужно начинать процесс заряда?
- Что в итоге
- Какие есть способы разрядить аккумулятор автомобиля
- Зачем разряжать аккумулятор автомобиля?
- Способы разрядить аккумулятор
- Как разрядить аккумуляторную батарею не снимая с авто?
- Как разрядить АКБ вне авто?
- Разрядка аккумулятора многофункциональным зарядным устройством
- Как восстановить аккумулятор контрольно — тренировочным циклом
- Что такое КТЦ?
- Как правильно разрядить и зарядить аккумулятор
- Предварительный заряд АКБ
- Правильно разряжаем АКБ
- Заряжаем разряженную батарею
- Заключение
Разрядка автомобильного аккумулятора: как правильно выполнить
Ситуации, когда возникает необходимость в разрядке источника энергии в авто, встречаются нечасто. В основном это связано с восстановлением работоспособности изделия после её сильной потери. С первого взгляда кажется, здесь нет ничего сложного. Однако это не совсем верно: процедуру требуется контролировать, не допуская снижения напряжения ниже заданного уровня. По его достижении разрядку нужно остановить или она прекратится автоматически в соответствии с установленной изначально программой. Если процесс не контролировать и не знать о правилах, как разрядить аккумулятор автомобиля, всё может окончиться печально: АКБ частично потеряет ёмкость, которую уже нельзя будет восстановить. Особенно к полной потере работоспособности чувствительны батареи с кальциевыми электродами.
Зачем разряжать аккумулятор автомобиля
Надобность в процедуре может возникнуть, например, для так называемого тренировочного заряда-разряда. Такую операцию рекомендуется осуществлять ежегодно (лучше перед наступлением холодов). Результатом будет увеличение эксплуатационного ресурса источника тока. Ещё одна причина заняться разрядом батареи – желание узнать конкретную её ёмкость. Изначально АКБ заряжают на 100 %, а потом подвергают разрядке, отмечая время процесса. В итоге виден результат, показывающий реальное состояние батареи в виде ёмкости на данный момент.
Каким током нужно разряжать АКБ автомобиля, не повредив его?
Оптимальное значение – 5 А. Не рекомендуется вести разрядку аккумулятора более сильным током, это отрицательно сказывается на долговечности пластин-электродов. Сначала нужно определить напряжение на клеммах батареи с помощью прибора. Далее проводите тестирование каждые 4 часа. Как только вольтаж упадёт до 11 В, контролируйте прибор каждые 15 минут. При появлении значения 10,5–10,9 В разряд прекратите и снимите провода с клемм АКБ.
Определение ёмкости путём разряда
Если вы разряжаете батарею с изначальной (заводской) ёмкостью 60 А*ч, а время разряда при токе в 5 А составило 6 часов, то реальное состояние АКБ можно рассчитать по формуле Q = 5х6, то есть 30 А*ч. Очевидно, что в данном случае половина ёмкости потеряна.
Что можно использовать в качестве нагрузки?
Самый простой вариант – автомобильная лампа на 60 Вт. Есть и более сложные примеры, чем разрядить автомобильный аккумулятор. Если найдёте мощный реостат, способный держать 5 и более ампер, подойдёт и он. Включаете его в цепь вместе с амперметром последовательно. Вольтметр подключается параллельно контактам батареи. Теперь, двигая ручку реостата, устанавливаете требуемый ток и одновременно наблюдайте за напряжением. За какое время разряжается аккумулятор автомобиля? Всё зависит от типа АКБ, ёмкости. Обычно это 6–10 часов. Ниже представлена электрическая принципиальная схема данного способа разрядки:
Ещё один способ заключается в использовании вольтметра. Прибор просто подключается к батарее, а вы наблюдаете по его шкале или дисплею за падением напряжения. Процесс это продолжительный, поэтому при выборе данного метода предпочтение стоит отдать специальному мощному ремонтному тестеру.
И, наконец, самый надёжный метод – применение многофункционального зарядного устройства (например, iMAX B6). С его помощью можно смело разряжать батареи любого типа. Всё происходит в автоматическом режиме. От вас требуется только в начале процесса задать программу разряда: ток, напряжение. Процедура закончится автоматически: устройство подаст сигнал. Кстати, этим же ЗУ можно зарядить батарею. Многие задаются вопросом «Как быстро разрядить аккумулятор автомобиля?». Да, можно подключить более мощную нагрузку, процесс пойдёт быстрее, но тогда срок службы изделия наверняка уменьшится.
Разряд батареи без снятия её с автомобиля
Довольно простой метод. При наличии на приборной панели вольтметра дополнительно никаких приборов не понадобится. Алгоритм действий:
- Заглушите мотор.
- Задействуйте энергопотребители: дальний свет, обогрев стекла, отопитель.
- Наблюдайте за падением напряжения через бортовой вольтметр или отдельный тестер.
- При уменьшении вольтажа до 10,9 В процесс остановите.
Разряд подручными средствами вне автомобиля
Если батарея разряжается вне машины, лучший вариант получения искомого тока в 5 А – использование автомобильной лампы мощностью 60–65 Вт. Но сначала потребуется измерить плотность электролита, которая должна находиться в диапазоне 1,27–1,29. После проверки подключите лампу параллельно контактам аккумулятора и к ним же прикрепите щупы мультиметра, установленного в режим измерения напряжения с верхним пределом в 20 В. Контролируйте процесс, как описано выше, пока напряжение не снизится до 10,9 В. Учтите, что нагрузочная лампочка будет нагреваться, поэтому под неё положите какой-либо негорючий материал.
Как понять, что автомобильный аккумулятор разряжен полностью?
Определить можно по напряжению на контактах батареи. Оно будет находиться в диапазоне 10,3–10,9 В. Если у вас обслуживаемая АКБ, то убедиться в полном разряде можно и по плотности электролита, которая будет меньше стандартного значения в 1,27 г/куб. см (ориентировочно 1,11–1,13). После того как вы поняли, что батарея разряжена до требуемого состояния, её нужно как можно скорее поставить на зарядку: нежелательно держать аккумулятор разряженным длительное время – это может привести к необратимым химическим процессам и, как следствие, невосполнимой потере ёмкости.
Когда нужно начинать процесс заряда?
Это нужно делать, когда будут налицо все признаки, описанные в предыдущем абзаце. Как правильно восстанавливать работоспособность специально сильно разряженной батареи? Зарядка АКБ производится в штатном, обычном режиме. Сначала проконтролируйте плотность электролита. Она будет невысокой (так и должно быть на разряженной батарее): при напряжении 11,7 В – 1,11–1,13. Если батарея с авто не снималась, то перед процессом отключите все энергопотребители, а лучше всего снять оба провода с клемм аккумулятора. Если у вас бюджетное трансформаторное ЗУ, то выставьте ток в соответствии с ёмкостью АКБ: если, например, она 70 А*ч, то значение на амперметре должно соответствовать 7 А. На обслуживаемой батарее отверните пробки для свободного выхода газа. Дальнейшие действия:
- При появлении в банках АКБ пузырьков остановите процесс на полчаса.
- Как только батарея остынет, снова подключите ЗУ, но ток уменьшите в 10 раз.
- Если раствор опять закипит, снова сделайте перерыв.
- После окончания процедуры проверьте напряжение батареи (12,6–12,7 В) и плотность электролита (1,27).
Что в итоге
Как видно, разряд батареи, хоть и несложный, но не лишён некоторых нюансов. Конечно, лучший вариант – воспользоваться многофункциональным ЗУ, с помощью которого можно тут же и зарядить АКБ. Но если такого аппарата нет в вашем распоряжении, а вы знаете, как правильно разрядить аккумулятор, стоит воспользоваться и простыми способами: эффект будет не хуже, но процесс нужно постоянно контролировать.
Источник
Какие есть способы разрядить аккумулятор автомобиля
Бывают ситуации, когда вам нужно разрядить аккумулятор. Казалось бы, что может быть проще. Но здесь важно сделать разрядку правильно. Аккумулятор нельзя разряжать ниже определённого предела. Обычно этот порог контролируется по напряжению и при достижении нижнего предела разрядка останавливается вручную или автоматически. Если вовремя не прекратить разряд, это может привести к глубокому разряду АКБ. Такой результат нежелателен, особенно для кальциевых аккумуляторов. После этого аккумулятор может безвозвратно потерять часть своей ёмкости. Поэтому нужно знать, как правильно разрядить аккумулятор автомобиля. Об этом и будет наша небольшая статья.
Зачем разряжать аккумулятор автомобиля?
Разрядить АКБ может потребоваться, например, если вы хотите провести тренировочный заряд-разряд аккумулятора. Специалисты рекомендуют проводить эту процедуру хотя бы раз в год. Лучше всего заниматься этим осенью в рамках подготовки автомобиля к зиме. Это позволяет увеличить срок эксплуатации аккумуляторной батареи.
Способы разрядить аккумулятор
Как разрядить аккумуляторную батарею не снимая с авто?
Этот вид разрядки аккумулятора самый простой. Можно сказать, естественный.
Если у вас есть точный вольтметр в бортовой сети, то не потребуются никакие вспомогательные инструменты. Если же нет, то нужен мультиметр для контроля за напряжением аккумуляторной батареи. В противном случае вы просто прозеваете тот момент, когда нужно останавливать разряд. Этот момент контролируется именно по величине напряжения.
Как уже говорилось, нижний порог составляет 10,3 вольта на выводах всей батареи или 1,7 ─ одной банки. Конкретное время разрядки назвать сложно, поскольку для вытягивания энергии АКБ используются бортовые потребители. А они могут иметь разное энергопотребление. Если вам интересно, сколько весит автомобильный аккумулятор, читайте материал по ссылке.
- Заглушите двигатель;
- Включите фары (магнитолу, обогрев, стёкол, печку);
- Периодически контролируйте напряжение аккумуляторной батареи (встроенным вольтметром или мультиметром прямо на выводах);
- После того как значение напряжения упадёт до 10,3 вольта, разряд прекращается. После этого лучше всего сразу поставить аккумулятор на зарядку. Держать его в разряженном состоянии не следует.
Стоит сказать, что разрядка аккумулятора на машине подходить только тогда, когда вам нужно тупо разрядить АКБ и больше ничего. Узнать реальную ёмкость аккумулятора таким способом не получится, поскольку для этого нужно разряжать батарею фиксированным значением тока. А сколько в процессе работы «съедают» фары, печка или магнитола? Чтобы это узнать, вам нужно будет ставить в разрыв цепи амперметр для измерения тока и засекать время разрядки. Тогда можно узнать реальную ёмкость. При измерении ёмкости, перед тем как разрядить АКБ, нужно её полностью зарядить (степень заряда проконтролировать по плотности электролита). При таком подходе аккумулятор проще снять и разрядить отдельно, как описано ниже. Подробно о том, как проверить емкость аккумулятора, читайте в статье по ссылке.
Как разрядить АКБ вне авто?
Если вы хотите нормально провести контрольно-тренировочный цикл, то аккумуляторную батарею нужно снять с автомобиля. Затем полностью зарядить от сетевого зарядного устройства. После этого проверьте ареометром плотность электролита в каждой банке. В среднем это значение на полностью заряженном аккумуляторе должно лежать в интервале 1,27─1,29 гр./см3. Дополнительно можете прочитать материал о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Возможно, вам пригодиться статья о выборе зарядного устройства для автомобильного аккумулятора.
Затем нужно разрядить АКБ. Для этого нужно собрать следующую схему.
Схема для разрядки автомобильного аккумулятора
Вольтметр в схеме нужен для контроля за напряжением. С помощью амперметра и реостата вы устанавливаете необходимый ток разрядки. Ток устанавливается исходя из того режима, в котором вы будете разряжать АКБ. В 10 часовом режиме разряда сила тока ставится 9% от номинальной ёмкости аккумулятора. Для распространённых на легковых авто батарей 55 Ач ток разряда будет около 4,95 А.
Выставляете ток и поддерживаете его до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 10,3 вольта. Чтобы определить реальную ёмкость АКБ, величину тока в амперах умножаете на время разряда в часах. Получаете ёмкость в Ач.
Разрядка аккумулятора автомобиля лампочкой
После проведённого полного разряда, АКБ нужно как можно быстрее поставить на зарядку с постоянным током. Так вы сможете зарядить его наилучшим образом. Рекомендуем также прочитать о том, почему быстро разряжается аккумулятор на машине.
Вернуться к содержанию
Разрядка аккумулятора многофункциональным зарядным устройством
Этот способ разрядить батарею самый безопасный и удобный, но нужно иметь многофункциональное зарядное устройство типа iMAX B6. С помощью подобных устройств можно провести заряд-разряд кислотного автомобильного аккумулятора, литиевого, щелочного. Такой подход удобен тем, что вам не нужно постоянно ловить с вольтметром окончание разрядки. Устройство автоматически прекратит процесс.
Источник
Как восстановить аккумулятор контрольно — тренировочным циклом
Многие автовладельцы делятся историями о том, что аккумулятор эксплуатировался недолго, но автомобиль удаётся запустить с большим трудом. Выясняя, в чём причина, обнаруживается, что электрооборудование исправно, реле — регулятор срабатывает вовремя, и работа генератора также не вызывает нареканий. Но при этом аккумулятор совершенно не принимает заряд.
Обратившись в любой автосервис, получим совет — не искать причины такого поведения АКБ а просто заменить батарею на новую. Но не всегда стоит следовать этому совету и тратить деньги. Стоит попробовать разобраться в проблеме и добиться того, чтобы батарея начала принимать заряд.
Что такое КТЦ?
Автомобильный свинцово-кислотный аккумулятор для автомобиля не вечен, срок его использования составляет примерно от 5 до 7 лет, как указывает производитель. Но в реальности на подобный срок не приходится рассчитывать, ведь режимы работы далеки от идеальных.
Низкие температуры и короткие поездки в городском режиме езды не лучшим образом сказываются на работоспособности АКБ, а если владелец халатно относится к эксплуатации аккумулятора, то онизживает себя гораздо раньше. Но порой случается так, что батарея даже при правильном обслуживании выходит из строя.
Чтобы уберечь себя от лишних денежных трат на новый аккумулятор, достаточно дважды в год проводить простой процесс — тренировку автомобильного АКБ.
Контрольно-тренировочный цикл АКБ (КТЦ) — это технологическая процедура, проводимая для восстановления аккумуляторов, полностью разряженных или находящихся в долгой эксплуатации. Благодаря этому циклу возможно не только выявить срок работы батареи и возможность для дальнейшего использования, но и повысить характеристики уставшего АКБ, и частично восстановить его. Провести КТЦ можно собственными силами.
Для тренировки аккумулятора понадобится приготовить инструмент:
- Устройство для заряда;
- Ареометр для определения плотности электролита;
- Понадобится нагрузка конкретной величины;
- Мультиметр для измерения силы тока и напряжения.
Как правильно разрядить и зарядить аккумулятор
Чтобы произвести контрольно-тренировочный цикл правильно, важно следовать инструкции по выполнению операции.
Цикл тренировки состоит из нескольких этапов:
- Предварительный заряд АКБ;
- Контрольный разряд;
- Окончательный заряд.
Каждый этап требуется выполнять со всей возможной точностью и качеством. Прежде чем начать работу обязательно выполните все необходимые расчёты, исходя из характеристик конкретно вашей батареи. Для проведения контрольного разряда, потребуется нагрузка определённой, конкретной величины.
Предварительный заряд АКБ
Если использовать рыночное зарядное устройство для аккумулятора, то процедура получится достаточно простой. Понадобится лишь подключить аккумулятор к зарядке и ждать окончания процесса. Но даже в этом случае, после зарядки необходимо провести замер аккумулятора ареометром, чтобы убедиться в полном заряде батареи, и выровнять, если это нужно, уровень и плотность во всех банках.
Если зарядка упрощённая, то придётся применить расчёты по формуле, хотя и в этом случае особой сложности в зарядке АКБ не возникнет. Ареометром измеряется исходная плотность электролита, учитывая заданную ёмкость батареи, рассчитывается потеря ёмкости. Узнать, на сколько процентов заряжен АКБ, можно по таблице.
Таблица заряда АКБ по плотности электролита и напряжению
«> Напряжение, В | «> Плотность электролита | «> Заряд, % |
«> 12,72 | «> 1,28 | «> 100 |
«> 12,5 | «> 1,24 | «> 75 |
«> 12,35 | «> 1,2 | «> 50 |
«> 12,1 | «> 1,16 | «> 25 |
Например, плотность — 1,16 г/см 3 , это означает, что батарея заряжена на одну четверть. Учитывая ёмкость АКБ (к примеру, 60Ah), можно вычислить потерю ёмкости по следующей формуле:
Ёмкость АКБ умноженная на заряд (в %) и вместе, делённое на 100%
60Ah * 75% / 100% = 45 Ah
Напряжение тока заряда должно составлять 1/10 от ёмкости батареи. Чтобы вычислить время, необходимое для полного заряда аккумулятора, нужно воспользоваться формулой:
2*потеря ёмкости/зарядный ток=время заряда
Зарядный ток при 60Ah=6A.
Расчёт по формуле с учётом всех параметров получается следующий:
t = 2 * 45Ah / 6A = 15h(часов)
Следует помнить, что время по расчётам может несколько отличаться от времени по факту, поэтому дополнительно проверьте напряжение и плотность, показатели в 1,27- 1,28 г/см 3 и напряжение в 12,7вольт, и означают окончание заряда.
Правильно разряжаем АКБ
Чтобы восстановить функционирование аккумулятора, нужно, как это ни парадоксально, полностью разрядить АКБ. Однако разряд должен быть контролируемым, и производиться строго определённой силой тока.
Необходимо создать электрическую цепь из потребителя электрического тока(строго определённой ёмкости) а так же вольтметра и амперметра. Разряжать АКБ необходимо током так называемого 10-часового режима, величина которого составляет 9% — 10% от емкости АКБ.
Важно отметить, что разряд АКБ производится в зависимости от типа батареи. По типу батареи выбирается и величина тока при КТЦ.
Чтобы правильно выбрать данную величину, можете ориентироваться на таблицу:
«> Тип батареи | «> Разрядный ток, Ампер | «> Тип батареи | «> Разрядный ток, Ампер |
«> 6СТ — 140Р | » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 12.6 | «> 6СТ — 190 | «> 17.0 |
«> 6СТ — 45 | » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 4.2 | «> 6СТЭН — 140М | » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 12.6 |
«> 6СТ — 50 | » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 4.5 | «> 3МТ — 12 | » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 1.2 |
«> 6СТ — 55 | «> 5.0 | «> 3МТ — 8 | «> 0.7 |
«> 6СТ — 60 | » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 5.4 | «> 6МТС — 9 | «> 0.8 |
«> 6СТ — 75 | » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 6.8 | «> 6МТС — 22 | «> 2.0 |
«> 6СТ — 82 | » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 7.5 | «> 12СТ — 85Р | «> 8.0 |
«> 6СТ — 90 | » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 8.1 | «> 12СТ — 70М | «> 7.0 |
«> 6СТ — 105 | » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 9.5 | «> 12СТ — 70 | «> 7.0 |
«> 6СТ — 132 | «> 12.0 | «> 3СТ — 150 | » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 13.5 |
«> 6СТ — 182 | » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 16.5 | «> 3СТ — 215 | » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 19.5 |
Первая цифра в маркировке означает количество банок аккумулятора, СТ — значит стартерная а цифры обозначают номинальную ёмкость АКБ. Нас интересуют стандартные автомобильные аккумуляторы, начинающиеся на: 6СТ- …
В случае с аккумулятором в 60 — это 5.4 ампера. Можно просто приобрести обычную автомобильную лампочку максимально приближенную по мощности.
- Подобрать можно, рассчитав необходимую характеристику лампы по формуле: P = I * U
где: P – мощность измеряемая в Вт, U напряжение(12 Вольт), а I — необходимая для нас сила тока.
- Подставляя все значения, находим: 5.4 A * 12v = 64.8 Вт.
Иными словами для проведения КТЦ, аккумулятору в 60 Ah, потребуется лампочка в 65 ватт.
При выполнении разряда обязательно следите за состоянием аккумулятора!
- Температура электролита в начале операции должна быть от 18 до 27 °C. При разряде батареи нужно тщательно следить за постоянством тока.
- Напряжение и температура измеряются перед установкой батареи на разрядку, затем замеряются через каждые 2 часа.
- Когда напряжение упадёт до 1,85 В, замеры делают каждые 15 минут.
- Как только напряжение понизится до 1,75 В, процесс разряда нужно контролировать непрерывно.
- При напряжении в 1,7 В разряд следует закончить.
Если время разряда аккумулятора значительно уменьшилось, это значит, что параметры батареи заметно ухудшились. Батарея будет работать, но в соответствии с оставшейся ёмкостью.
Чтобы рассчитать остаточную ёмкость АКБ, можно воспользоваться формулой:
Q=величина тока * разряд (в часах)
К примеру, паспортная ёмкость составляет 60 Ah, а на его разряд током 5,4 ампер, ушло 6 часов. То количество остаточной ёмкости можно вычислить просто перемножив по формуле:
Q = 5,4 * 6 = 32.4 Ah.
Полученная реальная ёмкость намного меньше указанной в паспорте аккумулятора, что говорит о том, что такой аккумулятор постепенно выходит из строя.
Важно! При контрольном разряде следует обязательно засекать время начала и окончания, записывать начальную и конечную температуру.
После завершения этого этапа необходимо приступать к окончательному заряду как можно скорее, иначе ёмкость аккумулятора значительно снизится. Нельзя оставлять АКБ в разряженном состоянии!
Заряжаем разряженную батарею
Окончательный заряд батареи не отличается от предварительного полного заряда. Полезно выполнить весь цикл контрольной тренировки раза два или три. После окончания всего процесса нужно тщательно очистить клеммы аккумулятора, стереть остатки электролита.
Контрольно-тренировочный цикл позволит полностью зарядить аккумулятор, восстановить его работоспособность, а также узнать, в каком состоянии он вообще находится. Проводившие КТЦ автолюбители делятся опытом, что на полный цикл этого процесса уходит около двух дней. А также предупреждают, что оставлять АКБ во время процедуры заряда или разряда категорически нельзя.
Не известно, что может произойти с батареей без присмотра, и велика вероятность, что вместо положительного результата аккумулятор будет испорчен. Кроме того, не рекомендуется сильно разряжать АКБ или заряжать его током под высоким напряжением во избежании кипения. Неосмотрительное отношение приведёт к печальным последствиям.
Важно! Если нет уверенности в собственных силах, лучше доверить работу с аккумулятором специалистам в автосервисе.
Заключение
Проведение контрольно-тренировочного цикла АКБ довольно ювелирный процесс, для него требуется тщательность и предельная внимательность, однако эффективность КТЦ неоднократно доказана большим количеством автолюбителей. Если подойти к данной операции ответственно и соблюдать все правила, а также провести её несколько раз, то старым аккумуляторам можно дать новую жизнь, и утилизировать их не придётся.
Источник