- Через сколько лет нужно менять аккумулятор автомобиля
- Как часто меняется автомобильный аккумулятор
- Признаки необходимости замены
- Факторы, влияющие на срок жизни автомобильного аккумулятора
- Когда нужно менять аккумулятор в автомобиле
- 1. Двигатель заводится с трудом
- Проверка аккумулятора на фактическую емкость
- Как часто меняют АКБ
- Пробег автомобиля
- Признаки износа аккумулятора
- Срок службы АКБ в зависимости от типа
- Что указывает на замену АКБ
- 4. Вздутие батареи
- Срок службы аккумулятора
- Полная зарядка АКБ и его проверка
- Показания «глазка»
- Правила эксплуатации
- 6. Гнилостный запах из банок АКБ
- Замена старой батареи на новую
- Напряжение
- Как продлить срок службы аккумулятора
- 9. Срок эксплуатации
- Основные причины смерти батареи
- Замеры при работающем двигателе
- Стоит ли с заменой АКБ тянуть до последнего
- Принцип работы аккумуляторной батареи автомобиля
- История появления подобных АКБ
Через сколько лет нужно менять аккумулятор автомобиля
Хотя срок службы аккумуляторной батареи многими производителями указывается, этот показатель является весьма условным. У некоторых автовладельцев батарея действительно выхаживает весь положенный срок, даже если они не сильно за ним ухаживали. У других та же модель благополучно умирает после двух лет бережной эксплуатации. Отсюда столь противоречивые отзывы пользователей. Давайте разберёмся, что влияет на жизнеспособность автомобильного аккумулятора и как узнать, что в скором времени придётся отправляться за покупкой нового источника питания.
Как часто меняется автомобильный аккумулятор
Если вы зададите такой вопрос продавцу, в лучшем случае он молча укажет на этикетку. Но будьте готовы услышать неприкрытый смех – ведь это всё равно, что спросить «когда я умру».
Шесть лет – срок для АКБ вполне почтенный, умножьте его на 10, если любите сравнивать с возрастом homo sapiens. Но известны случаи, когда привезённые в Россию «бэушные» иномарки имели штатную батарею, выпущенную десять лет назад.
Это не фантастика, работоспособность в таком почтенном возрасте вполне можно объяснить.
Достаточно напомнить, что в Старом Свете условия эксплуатации автомобиля (дороги, климат, обслуживание) намного лучше, чем в нашей стране. На юге Европы считается нормальным, когда АКБ на автомобиле меняется раз в 8 лет.
Те же аккумуляторы в суровых условиях Скандинавии ходят 5 лет – вот вам и разница.
Вы спросите, когда надо менять аккумулятор при эксплуатации в российских условиях? Ответ будет весьма приблизительным хотя бы по той причине, что у нас имеются регионы и с субтропическим климатом, и с условиями, по сравнению с которыми та же Швеция покажется южным курортом.
Впрочем, существуют нормы, согласно которым менять батарею автомобиля следует раз в 6 или даже 7 лет. На многих предприятиях амортизационный период для аккумуляторных батарей – те же 7 лет.
Но нужно понимать, что теория, какой бы точной она ни казалась, и практика – это разные вещи. На деле часто оказывается, что реальный срок эксплуатации сильно отличается от заявленного, но вызвано ли это ошибками в обслуживании, плохим качеством изделия или несоответствием климатических условий, определить крайне затруднительно.
Считается, что потеря ёмкости в силу любых причин на уровне 50% – это та граница, ниже которой использование батареи становится затруднительным, а в зимнее время – невозможным.
Что говорит о сроке службы ГОСТ? В нынешней редакции об этом ничего не сказано, а вот в утратившем силу ГОСТе 0959-2002 упоминается такой показатель, как гарантийный срок годности изделия. Не бог весть что, но и по нему можно приблизительно оценить надёжность батареи.
Так вот, для АКБ обслуживаемого типа с пробками гарантия составляет 18 месяцев (после ввода в эксплуатацию), или порядка 60000 км пробега. Для необслуживаемых аккумуляторов гарантийный срок увеличен до 24 месяцев (75000 км), то есть такие батареи должны ходить на треть больше. В принципе так оно и есть.
Признаки необходимости замены
Существуют ли конкретные симптомы, свидетельствующие о том, что наш «пациент» безнадёжно болен и в скором времени нужно планировать поход в магазин?
Да, такие признаки имеются, и они помогут понять, что нужно менять аккумулятор:
- если сложности с пуском силового агрегата появляются и в тёплое время года – значит, АКБ уже не держит заряд, и если показатели электролита соответствуют норме – это свидетельство скорой окончательной кончины источника питания;
- если после поездки на большое расстояние в результате замеров напряжения на клеммах аккумулятора показатели ниже нормы – батарея не в состоянии принимать заряд от генератора. В нормальном состоянии она должна зарядиться на 80–90% от номинальной ёмкости;
- если в результате полноценной зарядки, продолжавшейся 12–24 часов, плотность электролита не смогла подняться выше 1.25 г/см 3 , значит, надо менять аккумулятор, даже если такая картина наблюдается только в одной банке;
- оценить состояние АКБ можно и по цвету электролита: если он тёмный, а сама жидкость мутная – это симптом посыпавшихся пластин, с таким дефектом аккумуляторы долго не ходят;
- самая простая проверка работоспособности батареи – включение автомагнитолы при заглушенном двигателе на 60 минут: если после этого двигатель заводится с большим трудом – значит, аккумулятор садится очень быстро, а если при этом возраст АКБ превышает 4 года – можете смело задумываться о приобретении новой батареи.
Не следует игнорировать и загорание на приборной панели пиктограммы аккумулятора – ведь это говорит о проблемах с зарядкой источника питания.
Факторы, влияющие на срок жизни автомобильного аккумулятора
Работоспособность и ресурс АКБ зависит от следующих условий:
- Климатических. Экстремально низкие и в несколько меньшей степени высокие температуры существенно уменьшают срок службы батареи. Сильная жара способствует нарушению теплового режима при зарядке аккумулятора от генератора, что приводит к закипанию электролита и ускоренному разрушению пластин. При отрицательных температурах происходит снижение плотности электролитической жидкости, и, как результат – ускоренная сульфатация электродов.
- Механических. Чем хуже качество аккумулятора, тем выше риск, что в результате ударов и тряски пластины могут начать ломаться. Это грозит возникновением коротких замыканий и быстрой деградацией аккумулятора.
- Электрических. Зарядка высокими токами, наличие токов утечки, замыкания проводки и самих пластин – неполадки, значительно сокращающие ресурс батареи. Особенно опасна неконтролируемая зарядка с применением высоких номиналов тока – батарея в результате может взорваться.
- Места расположения АКБ. Моторный отсек – не самая удачная локация для батареи. Летом здесь температура поднимается до 95–100 градусов, что приводит к снижению срока жизни аккумулятора на 25–35%. В тех автомобилях, где батарея располагается в багажнике или на раме, источник питания наиболее жизнеспособен.
- Исправности генератора. Поломка реле-регулятора – это гарантированный перезаряд батареи, грозящий скорым выходом её из строя.
- Регулярности обслуживания, режима хранения. При длительном хранении без подзарядки падение напряжения до 8 В гарантирует начало процесса сульфатации пластин, которая за месяц–два приведёт аккумулятор в негодность.
- Состояния клемм. Если они загрязнены или окислены, батарея будет недополучать заряд, к тому же возрастает риск искрообразования. Всё это уменьшает срок жизни устройства.
Многие автовладельцы уверены, что аккумуляторную батарею нужно менять каждые 3–4 года, не учитывая тот факт, что сейчас в продаже имеются усовершенствованные разновидности АКБ, способные служить намного дольше и при этом практически не требующие частого ухода.
Вы уже поняли, что речь идет о гелевых и AGM батареях. Единственный момент, сдерживающий рост их популярности – это существенно более высокая стоимость. Но можно не сомневаться, что в среднесрочной перспективе цены сравняются, и тогда 6–8 лет службы аккумулятора превратятся в норму.
Источник
Когда нужно менять аккумулятор в автомобиле
1. Двигатель заводится с трудом
Умирающий или нерабочий свинцовый АКБ обязательно проявит себя в момент запуска двигателя. Аккумулятор отвечает за включение стартера, который начинает проворачивать коленчатый вал (один из основных узлов мотора). В нормальных условиях машина должна заводиться в течение нескольких секунд после проворачивания ключа или нажатия на стартовую кнопку. При наличии проблемного АКБ старт автомобиля будет происходить по-другому:
- на запуск уходит больше времени, независимо от погодных условий;
- при заведении авто вал начинает проворачиваться медленнее обычного;
- при проворачивании ключа или попытках нажать на кнопку слышны частные щелчки реле стартера.
Причиной появления подобных признаков скорее всего является разряженная или неисправная батарея. При обнаружении даже слабых подозрений рекомендуется проверить АКБ, чтобы при необходимости зарядить или заменить ее.
Проверка аккумулятора на фактическую емкость
Согласно ГОСТу на аккумуляторные батареи, тест на емкость проводится следующим образом: батарею разряжают током равным 1/20 емкости до напряжения на ее выводах 10,5 Вольт . Например, батарею емкостью 60 Ah разряжают током 3 Ампера до 10,5 Вольт . Фактическая емкость батареи высчитывается: ток разряда умножить на время разряда в часах.
В жизни такой проверкой станет забытый на ночь включенный ближний свет – хороший аккумулятор должен продержаться не менее 12 часов. Хотя крайне не рекомендуем специально сильно разряжать батарею. Разряженный АКБ нужно сперва зарядить ЗУ и лишь после зарядки установить в автомобиль
Если же аккумулятор уже через час прослушивания музыки или при включенных габаритах садится и не может завести авто – его нужно менять или использовать только для старта двигателя. Конечно же, при условии что он подвергался недавно полной зарядке.
Как часто меняют АКБ
Интересно узнать, как часто нужно менять аккумуляторы в автомобилях и от чего зависит установленный производителем интервал.
В качестве нормального показателя обычно фигурируют сроки в 5-6 лет эксплуатации. То есть это вполне неплохой период для любого аккумулятора.
При этом до сих пор можно встретить машины, под капотом которых стоят АКБ, установленные 8-10 лет назад. Интересно и то, что в основном это автомобили, оказавшиеся у нас из Европы. Тут можно дать несколько объяснений:
- Автопроизводители используют штатные АКБ от проверенных производителей. То есть это батареи действительно хорошего качества.
- Условия эксплуатации, актуальные для европейских стран, заметно отличаются от российских. Это более мягкий климат, качественные дороги.
Если климат в стране тёплый, то есть на АКБ не воздействует один из главных негативных факторов в виде сильного холода, тогда менять батарею потребуется буквально раз в 8 лет.
Это не касается скандинавских стран, где температура часто опускается ниже -10-15 градусов Цельсия. И рекомендуемый интервал замены от производителя составляет 5 лет.
Если говорить о том, когда надо менять старый аккумулятор под капотом автомобиля в российских условиях, то тут ситуация несколько иная.
Нормой считают эксплуатационный срок около 6-7 лет. Для ряда коммерческих автомобилей норма составляет 7 лет.
Но подобные стандарты не позволяют ответить точно на вопрос о том, через сколько времени надо будет менять старый аккумулятор на той или иной машине. На периодичность влияет целый ряд факторов. И в некоторых случаях ресурс АКБ заканчивается намного быстрее, нежели указал на упаковке производитель.
Чтобы понять, как часто нужно в действительности менять изношенный аккумулятор на автомобиле, необходимо отталкиваться не от заявленного срока, а от того, какие факторы влияют на износ АКБ. При их воздействии срок службы батареи сокращается, начинают появляться первые характерные признаки износа.
Пробег автомобиля
Срок службы аккумулятора взаимосвязан с пробегом автомобиля. Считается, что через каждые 80-100 тысяч километров батарею необходимо менять. На дорогах встречаются автомобилисты, которые пренебрегают этим правилом, но поступают они так исключительно на свой страх и риск.
Каждая АКБ обладает своим конструктивным и технологическим потенциалом. Стандартные электрические характеристики исчерпывают себя спустя 100 000 километров и 5 лет службы.
Если аккумулятор относится к бюджетной категории или автомобиль работает не совсем исправно (например, имеет проблемы с бортовой сетью), то его срок годноституменьшается. Недорогие модели могут проявлять признаки поломки уже спустя 2-3 года усиленного использования при пробеге в 60-70 тысяч километров.
Признаки износа аккумулятора
Основным признаком, по которому можно судить о сильном износе АКБ является быстрый разряд батареи. Если приходится часто ставить аккумулятор на зарядку, и при этом генератор и электронный регулятор автомобиля находятся в исправном состоянии, то аккумулятор в самое ближайшее время нужно будет заменить.
Быстрое закипание электролита также является признаком скорой гибели батареи. Отложение на пластинах сульфатов приводит к значительному снижению ёмкости батареи, что вызывает чрезмерное образование газов внутри банок, даже при подаче на клеммы стандартного зарядного тока.
Снижение разрядного тока свидетельствует о том, что внутреннее сопротивление батареи значительно повысилось. При значительном увеличении этого показателя аккумулятор полностью утратит способность заводить двигатель, поэтому при первых признаках такой неисправности следует попытаться восстановить заряд батареи с помощью зарядного устройства. Более точно определить внутреннее сопротивление АКБ а также его разрядный ток можно с помощью специальных приборов.
Срок службы АКБ в зависимости от типа
Также на значение срока службы аккумуляторной батареи влияет и ее тип. На сегодняшний день в автомобильной технике используют следующие виды аккумуляторов:
- свинцово-кислотные;
- гелевые;
- кальциевые;
- AGM;
- гибридные.
Самыми простыми по устройству являются свинцово-кислотные батареи. Этот тип аккумуляторов считается классическим и используется в автомобилестроении уже многие десятилетия. Так, они теряют до половины своей емкости уже приблизительно через четыре месяца постоянной работы. Для сравнения гибридные устройства теряют аналогичную емкость через 14 месяцев, а кальциевые — через 18 месяцев.
Простейшие свинцово-кислотные батареи обычно служат от двух до пяти лет в зависимости от их марки, качества изготовления и условий эксплуатации. Не стоит покупать откровенно дешевые батареи (например, китайского производства, выпущенные под неизвестными сомнительными торговыми марками), поскольку с большой долей вероятности они не прослужат долго.
По ГОСТ 959-2002 срок службы аккумуляторов свинцовых стартерных составляет не менее 12 месяцев при пробеге не более 150 тысяч километров или 24 месяца при пробеге не более 90 тысяч километров (3000 моточасов). При этом в соответствии с тем же стандартом, средний срок службы необслуживаемых аккумуляторных батарей должен составлять не менее 48 месяцев при пробеге машины не более 100 тысяч километров. Средний срок службы или наработку батареи в эксплуатации определяют до момента снижения емкости ниже 40% номинальной.
Срок службы гелиевых аккумуляторов один из самых высоких среди аналогов и может составлять до 7…9 лет. Кроме этого, гелиевые батареи обладают дополнительными преимуществами. Из недостатков этого типа АКБ можно выделить лишь относительно высокую цену. Однако она наверняка окупится, поскольку за счет длительного срока службы у автовладельца не будет необходимости покупать новую аккумуляторную батарею.
Что касается аккумуляторов, выполненных по более современным и прогрессивным технологиям, таких как кальциевые, AGM (АГМ), гибридные, то срок их эксплуатации также выше, чем у обычных свинцово-кислотных, и составляет порядка 4…7 лет. Несмотря на то, что их цены значительно выше, чем у упомянутых кислотных, их работа вполне окупится, тем более что такие АКБ имеют дополнительные преимущества в виде высоких эксплуатационных характеристик.
Что указывает на замену АКБ
Автомобилист сам может определить, когда ему надо будет менять аккумулятор автомобиля, опираясь на характерные признаки.
Столкнувшись с ними, вам следует заняться восстановлением АКБ либо же подумать о покупке нового источника питания. Всё зависит от того, насколько батарея изношена.
Выделим несколько моментов касательно того, как понять, что свой ресурс аккумулятор автомобиля израсходовал и его нужно будет менять в ближайшее время.
- АКБ стабильно недополучает заряд, то есть находится в состоянии неполной зарядки;
- после непродолжительной стоянки заметно падает ёмкость;
- оставив машину менее чем на 24 часа, пускового тока для запуска двигателя оказывается недостаточно;
- батарея заряжается током менее 3 А, но при этом электролит всё равно кипит;
- заметно падают значения пускового тока, хотя аккумулятор полностью заряжен (для проверки можно воспользоваться нагрузочной вилкой);
- индикатор заряда в процессе работы зарядного устройства не переходит в зелёное положение (означает полный заряд);
- электролит в необслуживаемом типе АКБ опускается ниже допустимой отметки;
- корпус аккумулятора теряет свою герметичность;
- наблюдаются визуальные признаки изменения формы корпуса (он вздувается, перекашивается);
- если корпус полупрозрачный, можно заметить признаки осыпающихся пластин.
В таких ситуациях вероятность восстановить автомобильный аккумулятор достаточно низкая. Поэтому самым правильным, а иногда и единственным способом выйти из сложившейся ситуации, будет покупка нового источника питания для своего транспортного средства.
4. Вздутие батареи
Некоторые признаки плохого аккумулятора можно определить путем простого визуального осмотра устройства. Вздутие корпуса – один из них. Внутри батареи постоянно происходят химические реакции. Для их осуществления должны соблюдаться оптимальные условия, особенно это касается температуры.
Воздействие жары и мороза плохо влияют на электролит, находящийся в банках (ячейках) батареи:
- при перегреве внутри АКБ происходит избыточное газообразование, которое раздувает корпус;
- при сильных заморозках жидкость затвердевает и деформирует корпус (при условии долгого простоя на улице или в неотапливаемом гараже).
Вздутый корпус – явный признак мертвого аккумулятора. Спасти его не получится.
Срок службы аккумулятора
Наиболее долго служат аккумуляторы премиумных линеек известных брендов – около 8 лет. Это Bosch S5, Varta Silver, Delkor, A-Mega Premium, Berga Power-Block.
Батареи известных брендов непремиумных линеек работают примерно 4-5 лет.
Срок службы noname АКБ неизвестного происхождения может продлится всего несколько месяцев.
Читайте также статью “ Признаки необходимости срочной замены вашего аккумулятора”
Полная зарядка АКБ и его проверка
Одна из совершенно необходимых процедур для принятия решения заменить аккумуляторную батарею – ее полная зарядка. Зимой же полная зарядка вообще необходимое условие эксплуатации автомобиля, если, конечно не хотите застрять посередине промерзшей трассы. Обычно инструкции по эксплуатации АКБ рекомендуют избегать использования батареи при низкой температуре, если заряд ниже 75%.
Важно! Если полностью заряженный аккумулятор не в состоянии запустить мотор, это может означать, что с ним пора расставаться. Конечно, необходимо сначала проверить, не кроется ли проблема в каком-либо другом агрегате двигателя.
Еще возможный неприятный сигнал от вашего аккумулятора: он запускает двигатель пару раз, а потом резко теряет напряжение. Это достоверно говорит о полностью выработанном ресурсе, а значит пора приобретать очередную батарею.
Стоит еще раз повторить: перед покупкой свежей аккумуляторной батареи обязательно проверяем старую. Возможно виноват, скажем, генератор, не обеспечивающий надлежащую зарядку. Такую проверку можно сделать самостоятельно или с помощью специалистов. Магазины автозапчастей, занимающиеся продажей АКБ, нередко предоставляют клиентам такие услуги.
Показания «глазка»
Автомобили оснащаются специальными системами, которые контролируют работу аккумулятора. На приборной панели всегда имеется значок, который оповещает владельца транспортного средства о возможных проблемах с АКБ. Определить наличие проблемы очень просто – если есть неисправность, значок загорается красным цветом. В норме он подсвечивается зеленым.
Если значок меняет свой цвет с зеленого на красный, важно правильно установить источник неисправности. Он может заключаться в одном из двух элементов:
Не всегда красный «глазок» свидетельствует об окончании срока эксплуатации АКБ. Нередко достаточной мерой оказывается подзарядка источника питания, которая решает проблему.
Генератор отвечает за преобразование механической энергии в электрический ток и за исправную работу аккумулятора. Диагностика генератора включает в себя проверку следующих факторов:
- уровень напряжения;
- натяжение ремня;
- наличие следов окисления на клеммах.
Правила эксплуатации
По сравнению с другими типами АКБ, свинцово-кислотные аккумуляторы менее прихотливы к использованию. Общие требования к эксплуатации батарей предъявляют специальные организации и непосредственно их производителя. К слову, требования различны для стационарных и нестационарных АКБ. Для первых видов аккумуляторов они таковы:
- Проверка и осмотр – еженедельно, специализирующимся на этом персоналом;
- Текущий ремонт – не менее раз в 1 год;
- Капитальное восстановление – не менее раза в 3 года, и только если это возможно;
- Надёжное крепление АКБ при эксплуатации на специальных стендах;
- Обязательное наличие освещения в месте хранения;
- Покраска поверхности, на которой стоит аккумулятор, в кислостойкую краску;
- Поддержание в сепараторах батареи электролита на должном уровне (проверка/долив ежемесячные);
- Наличие зарядных устройств и соблюдение правил зарядки;
- Номинальное напряжение в сети на 5 % большее, чем выдают заряжаемые в ней АКБ;
- Недопущение хранения батареи в разряженном состоянии более 12 часов;
- Температура хранения от -20 до +45 градусов по Цельсию, для заряженных на 50 % АКБ – от -20 до +30. Незаряженные батареи хранить недопустимо.
6. Гнилостный запах из банок АКБ
При возникновении каких-либо проблем внутри батареи могут появиться посторонние, неприятные запахи. К вероятным причинам появления гнилостного аромата относятся:
- замыкание пластин;
- перезарядка;
- замерзание или перегрев электролита.
Все эти неисправности влекут за собой выделение газа, который по запаху напоминает протухшие яйца. На начальных этапах аромат будет доноситься только из-под капота, а с усугублением ситуации начнет проявляться и в салоне авто.
Замена старой батареи на новую
Как извлечь из автомобиля отслужившую свое батарею? Отключите зажигание и начинайте снятие аккумулятора с минусовой клеммы, не допуская при этом контактов между металлическими частями автомобиля, самой клеммой и ключом. После снятия минусовой отсоедините плюсовую клемму, а затем крепежную гайку и фиксирующие болты.
Перед покупкой новой батареи всегда нужно учитывать, какая емкость лучше подойдет двигателю вашего автомобиля. Также предварительно нужно измерить длину, ширину и высоту аккумуляторного отсека. Запишите для себя, в каком месте какие клеммы располагаются, чтобы не перепутать.
Можно взять АКБ с небольшим запасом емкости, чуть больше, чем у вас был раньше — для того, чтобы емкости хватило во времена «холодного пуска». Также при покупке батареи обращайте внимание на дату выпуска — чем раньше он произведен, тем лучше.
После того, как поместили новую батарею в отсек, затягиваем клеммы (минус к минусу, плюс к плюсу) и фиксируем ее крепежным болтом, который находится внизу. Всю работу по установке и снятию аккумулятора с машины нужно проводить при выключенном зажигании и в перчатках во избежание попадания кислоты на кожу рук.
Итак, мы узнали о том, как определить, нужно ли менять АКБ. Многие водители начинают вспоминать об аккумуляторах, только когда они дают серьезные сбои в работе. Для того чтобы «внезапно» не оказаться в ситуации, когда машина просто не заведется, нужно знать о том, как правильно идентифицировать тревожные сигналы, поступающие от батареи.
Напряжение
Уровень напряжения определяется в процессе диагностики генератора. Чтобы провести данную процедуру, необходимо снять клеммы с аккумулятора и сделать замер. Результаты дадут информацию о состоянии батареи:
- меньше 9,0 В – аккумулятор глубоко разряжен. Причиной такого состояния может быть длительный простой или большая нагрузка (из-за незакрытого багажника, оставленного света в салоне и т.д.);
- 10,4-10,7 В – повышается риск короткого замыкания между пластинами со знаками «+» и «–» в одной из банок. При таких показателях АКБ не имеет ресурсов на запуск мотора или сохранение заряда;
- 11,2-11,7 В – частый признак поломки одной из пластин. Увеличенное внутреннее сопротивление сочетается с понижением напряжения в банке с поломанной пластиной. Пусковой ток на уровне 100-170 Ампер не способен запустить мотор;
- 11,9-12,2 В – показатель говорит о том, что батарея разряжена «в ноль». При таких цифрах имеет место сульфатирование, избежать которого можно срочной зарядкой. Батарея способна запускать мотор, но делает это неуверенно.
Нормальным считается уровень напряжения, который находится в диапазоне 12,5-12,7 В.
Как продлить срок службы аккумулятора
Существует несколько простых способов, которые помогут автовладельцу защитить АКБ от непредвиденных поломок. Обслуживание батареи включает в себя несколько пунктов:
- очистка клемм с помощью наждачной бумаги от окисления;
- регулярная проверка уровня электролита;
- проверка фиксации клемм и их затяжка (при необходимости);
- контроль качества топлива и степени загустения масла;
- правильное хранение (зимой аккумулятор желательно переносить в сухое и теплое перемещение – в разряженном состоянии).
Эксплуатировать аккумулятор до последнего «вздоха» непрактично, поскольку он может отключиться в самый неподходящий момент. Постоянное внимание к этой детали и своевременный уход избавят владельца машины от необходимости искать автолюбителей, которые дадут «прикурить».
9. Срок эксплуатации
Среднестатистическая автомобильная батарея служит 5 лет или меньше (3-4). Срок эксплуатации во многом зависит от условий содержания автомобиля, числа глубоких разрядов, частоты перезаряда, температуры использования и прочих факторов. Спустя 3 года активной езды стоит проверить батарею на наличие каких-либо внутренних или внешних проблем. При отсутствии неисправностей аккумулятором можно пользоваться еще какое-то время, но при условии ежегодной диагностики. При обнаружении проблем батарею стоит заменить.
Основные причины смерти батареи
К перечню основных причин относят:
- Сульфатацию. Нарушение правил эксплуатации батареи, длительный простой, неполная или нерегулярная зарядка, малый уровень токопроводящей жидкости в банках – причины, по которым на решетчатых пластинах начинает образовываться кристаллический сернокислый свинец. Этот процесс называется сульфатация. Наличие сернокислого свинца мешает проведению химических реакций внутри АКБ, провоцируя его порчу.
- Регулярные короткие замыкания. Микро замыкания способствуют осыпанию активного вещества с поверхности пластин в электролит. Из-за этого токопроводящая жидкость начинает нагреваться, что влечет снижение ее плотности. Признаки замкнутого аккумулятора могут не проявится сразу, но с накоплением негативного эффекта появятся и другие симптомы мертвого АКБ: темный цвет электролита, щелчки реле стартера, проблемы с вспомогательными системами машины.
- Окисление клемм. В процессе езды электролит может протекать или испарятся, оставляя следы окислов на местах контактов. Своевременная очистка клемм не даст аккумулятору сесть, в противном случае АКБ быстро разрядится и станет непригодным.
Другие причины порчи батареи: попадание в электролит посторонних веществ, прерывание цепи передачи тока, неправильное подключение к токовыпрямителю, регулярная перезарядка.
Замеры при работающем двигателе
При заведённом двигателе мультиметр должен показывать от 13,5 до 14,0 В. Напряжение больше 14,2 В свидетельствует о низком заряде АКБ, режим работы генератора при этом усилен. Если через 5−10 мин ситуация выравнивается, то с электрикой всё в порядке. Рекомендуем: Sznajder — автомобильные аккумуляторные батареи
Если напряжение не опускается до нормального, может произойти перезаряд и выкипание электролита. Напряжение 13,0−13,4 В при заведённом двигателе и выключенных потребителях энергии (отопление, фары, магнитола) свидетельствует о том, что аккумулятор полностью не заряжается.
Если мультиметр показывает меньше 13 В, то это означает, что генератор не заряжает АКБ. При всех включённых потребителях напряжение не должно быть меньше 12,8−13,0 В. Если оно меньше, аккумулятор нужно менять.
Уровень заряда АКБ свидетельствует о её возможности держать напряжение в течение некоторого срока. При полной зарядке батареи, даже после недели простоя, напряжение упадёт не сильно. Если же АКБ машины разряжена, то заряд продержится недолго.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Стоит ли с заменой АКБ тянуть до последнего
Покупка аккумулятора обходится владельцу машины довольно дорого, поэтому практически все автомобилисты стремятся полностью исчерпать ресурс АКБ перед её заменой. Делать этого не стоит по следующим причинам:
- Снижение безопасности эксплуатации машины.
- Риск выхода из строя электрооборудования.
- Повышенный износ двигателя во время запуска.
Скупой, как известно, платит дважды, но несвоевременная замена АКБ может привести к аварии, которая может стоить жизни или здоровья. Например, если машина внезапно заглохнет на оживлённом перекрёстке или железнодорожном переезде, то изношенная батарея может не справиться с быстрым запуском двигателя.
«Полуживой» аккумулятор негативно влияет на работоспособность потребителей электроэнергии. Кроме этого потребуется значительно больше времени на запуск двигателя. Многочисленные попытки завести машину при небольших оборотах коленвала вызывают повышенный износ внутренних деталей по причине масляного голодания, а также стачивания шестерней стартера и маховика двигателя из-за слабого зацепления.
Учитывая негативное влияние неработоспособной батареи на комфортабельность и безопасность использования машины, рекомендуется вовремя заменять аккумулятор машины новым изделием.
Принцип работы аккумуляторной батареи автомобиля
В основе принципа работы АКБ лежит преобразование химической энергии в электрическую. Электроды взаимодействуют с электролитом, образуя в результате воду и сульфат свинца. Необходимо отметить, что в случае такого взаимодействия постепенно уменьшается плотность электролита и, соответственно, мощность аккумулятора. Стоит отметить, что температура воздуха влияет на режим работы устройства: ее увеличение влияет на некоторое увеличение мощности батареи. Однако вместе с такими изменениями может увеличиться коррозия электродов и саморазряд. Если на улице минусовая температура воздуха, то можно прослеживать уменьшение разрядной емкости, уменьшение электролита и замедление химических процессов. Поэтому автомобилисты рекомендуют снимать АКБ во время длительной стоянки машины в условиях зимы.
Устройство и принцип работы аккумуляторной батареи
Виды АКБ . В наше время можно приобрести различные аккумуляторные батареи, которые отличаются между собой двумя признаками:
По химическому составу активного вещества АКБ бывают следующих видов:
- серебряно-цинковые;
- никель-кадмиевые;
- свинцово-кислотные;
- щелочные железо-никелевые аккумуляторы.
Все эти виды АКБ имеют разную степень использования. Так, например, популярными можно считать накопительные устройства, которые имеют свинцово-кислотные наполнители (автомобильные варианты аккумулятора). Устройства, использующие химическое взаимодействие железа и никеля, используются реже. Серебряно-цинковые аккумуляторы практически не используются. Это можно объяснить тем, что стоимость их довольно велика, а время использования незначительное. Различные аккумуляторы имеют разный принцип работы, время эксплуатации, емкость. Важным параметром любой АКБ считается емкость. От такого показателя зависит потребление и отдача энергии. На аккумуляторах, которые предназначены для автомобилей, можно увидеть маркировку, которая указывает на емкость устройства. Она может быть представлена таким образом: 55, 60, 75 Ам*ч. Для телефонных батарей характерна такая емкость – 2000, 1500, 1000, 700 mAh (тысячные доли Ампера). Выбор аккумуляторной батареи необходимо осуществлять, исходя из потребляемого заряда или предполагаемой нагрузки устройства. При неправильном или длительном использовании АБК емкость может уменьшаться. Очень часто это прослеживается при длительном использовании аккумуляторной батареи в легковом автомобиле или же при неполной зарядке батареи, если речь идет про мобильный телефон.
История появления подобных АКБ
Первым, кто создал и спроектировал реально рабочую свинцово-кислотную АКБ, был французский ученый – Гастон Планте. Этот человек был всерьез заинтересован в создании универсальных на тот момент аккумуляторных батарей, так как имел не только научный интерес, но и отчасти финансовый. Согласно историческим сводкам, Гастону Планте производители аккумуляторов, коих на тот момент было немного, предлагали немалые деньги за создание нового вида аккумулятора и удобной зарядки к нему.
В итоге, французскому учёному частично удалось достичь поставленной цели. Если быть точнее, Планте создал конструкцию АКБ с использованием свинцовых электродов и 10-% раствором серной кислоты. Несмотря на инновационность кислотного аккумулятора в те года, недостаток у него был существенный – необходимость прохождения огромного количества циклов «заряд-разряд» для зарядки батареи «на полную». К слову, количество данных циклов было настолько велико, что для полного вмещения в АКБ электроэнергии могло потребоваться несколько лет. Во многом это происходило из-за используемой в батареях конструкции свинцовых электродов и сепараторов, вследствие чего последующие несколько десятилетий умы «аккумуляторного дела» боролись именно с этим недочётом батарей.
Так, в период с 1880-1900 годов такие учёные как Фор и Фолькмар спроектировали чуть ли не идеальный среди всех типов конструкции свинцово-кислотных аккумуляторов. Суть такой батареи заключалась в использовании не цельных пластин из свинца, а лишь его окисла, объединённого с сурьмой и нанесённого на специальные пластины. Позже, Селлон запатентовал наиболее удачный вид конструкции данной АКБ, внедрив в неё намазанную окислами свинца и сурьмы металлическую решётку, что в итоге:
- увеличило ёмкость аккумуляторов в несколько раз;
- усилило коммерческий интерес со стороны компаний к АКБ;
- и, в целом, совершило некоторый эволюционный скачок в аккумуляторном деле.
В 1970 годов произошла герметизация аккумуляторов, вследствие замены в них стандартных кислотных электролитов, на усовершенствованные газы и гели. В итоге, АКБ стала отчасти герметична
Однако полной герметизации добиться не удалось, так как, в любом случае, при зарядке и разрядке батареи образуются некоторые газы, которые важно выпускать из внутренностей аккумулятора для его же блага. Именно с тех пор герметизированные свинцово-кислотные аккумуляторы стали использоваться в огромнейших масштабах и практически не изменялись, за исключением незначительных усовершенствований электролитов и электродов, используемых в их конструкции
Источник