- Способы проверки ёмкости аккумулятора автомобиля
- О единицах измерения
- Количество Ач в АКБ
- Почему падает ёмкость
- Как проверить характеристики
- Тестер
- Мультиметр
- Тест под нагрузкой
- Как проверить емкость аккумулятора автомобиля
- Как определить емкость аккумулятора автомобиля
- Как проверить емкость авто аккумулятора самостоятельно
- Виды мультиметров, в т.ч. и для измерения емкости АКБ
- Какой емкости и видов можно сдать АКБ на утилизацию
Способы проверки ёмкости аккумулятора автомобиля
Аккумулятор можно назвать хранилищем для энергии. Это устройство накапливает и отдаёт её потребителям. Если говорить об автомобильных аккумуляторах, то тут в основном речь идёт именно о стартерных АКБ.
Энергия, которая накапливается в батарее, измеряется в специальных единицах. Для АКБ актуально применять единицу Ач, то есть Ампер-час.
У всех АКБ есть определённая ёмкость, отражающая её способность поддерживать работоспособность на имеющемся заряде с постоянной силой тока в течение определённого времени. Эта же величина влияет на то, сколько энергии батарея может принять от генератора или зарядного устройства.
О единицах измерения
Для начала следует разобраться с понятием ёмкости автомобильных аккумуляторов и лучше разобраться в том, что же такое ампер-часы стартерного аккумулятора.
Если заглянуть в международную систему единиц, или просто СИ (SI), обнаружить там Ач не удастся. Это связано с тем, что Ампер-час используется только как обозначение количества энергии в различных батареях и аккумуляторах.
Тогда логично спросить, что же означает Ампер-час и какую роль эта единица играет в аккумуляторе.
Но самом деле немногие знают, что такое Ампер-час, хотя при подборе аккумулятора всегда смотрят на эти единицы. Они обычно крупными символами наносятся на этикетку АКБ. При выборе батареи именно на ёмкость следует обращать основное внимание. Ведь каждая машина рассчитана на работу с АКБ определённой ёмкости.
Если говорить о том, что такое ампер-час для аккумулятора, можно акцентировать внимание на следующих выводах.
Ёмкость означает энергию, которую получают при пропускании тока силой 1 А в течение 60 минут через проводник. А если по ГОСТу, то Ач объясняют как способность батареи отдавать так силой 200 А при температуре 18 градусов Цельсия за определённый временной промежуток.
Наверняка даже сейчас не все поняли, что значит Ампер-часы в автомобильном аккумуляторе.
К примеру, на АКБ написано, что её ёмкость составляет 60 А. На что тогда влияет такая ёмкость аккумулятора для автомобиля и о чём она говорит. Рабочий диапазон АКБ составляет от 10,8 до 14,6 В. Батарея способна отдать около 50% своего тока для запуска двигателя 30 А за 1 минуту при силе тока 30 А. Этого времени достаточно, чтобы двигатель завёлся. Затем генератор восполнит утраченную энергию.
Ёмкость можно визуально представить как бак, наполненный энергией. Из него отбирается ток, измеряемый в Амперах. И чем больше тока будет отбираться, тем быстрее энергия в баке закончится. Потому отданный объём должен равняться количеству возвращённой энергии.
Теперь ясно, в чём измеряется ёмкость стартерного аккумулятора, применяемого для автомобиля.
Ач является самостоятельной единицей, перевести Ампер-часы в Амперы и наоборот, не получится. В Амперах измеряют силу тока, а в Ач ёмкость, то есть количество энергии.
На практике автомобилистам необязательно понимать сугубо с позиции физических явлений, что же такое ёмкость, в чём она измеряется и почему для аккумулятора автомобиля используют именно единицы Ач. Куда важнее знать, как измерить эти параметры, что позволит оценить реальное текущее состоянии АКБ.
Количество Ач в АКБ
Многих автолюбителей интересует вопрос о том, сколько же Ампер-часов заложено в том или ином аккумуляторе для автомобиля.
Ёмкость можно разделить на 2 типа:
- паспортная (номинальная);
- фактическая.
На паспортную ёмкость автовладельцы обращают внимание при покупке АКБ. Это параметры, заложенные производителем и отражающие ёмкость в идеальных условиях. То есть при оптимальной температуре, влажности, полной зарядке и прочих воздействующих факторах.
Ёмкость является переменной величиной, которая может постоянно меняться и зависит от индивидуальных особенностей и характеристик аккумулятора. Если на корпусе написано, что ёмкость составляет 60 Ач, это ещё не означает, что фактический показатель также 60 Ач. Он наверняка будет меньше.
Поскольку автомобильные АКБ собираются последовательно из нескольких банок, то ёмкость суммируется по каждой из них, как и напряжение. Ведь в одной банке вырабатывается около 2,1 В напряжения. Если суммировать 6 банок, получаются стандартные 12,6–12,7 В в АКБ. То же самое и с ёмкостью.
В руководствах по эксплуатации к авто обычно приведена таблица по ёмкости. Она отражает то, какой аккумулятор подойдёт для той или иной комплектации, двигателя, условий эксплуатации и пр.
Но есть фактическая ёмкость. Её можно измерить. Для этого нужно сделать замеры отдачи энергии от полного заряда до полного разряда, воздействуя при этом постоянным током и сопротивлением. Засекая время и силу отдаваемого тока, остаётся умножить величины и получить тем самые Ампер-часы.
Фактическая ёмкость обычно отличается от паспортной, поскольку на реальные параметры воздействуют различные внутренние и внешние факторы.
Даже при условии хранения на складе или в магазине ёмкость будет падать. Из-за этого АКБ желательно покупать с максимально свежей датой производства.
Почему падает ёмкость
Деградация характеристик АКБ, вне зависимости от используемых технологий изготовления, является неизбежной. Обычные кислотные батареи в среднем могут прослужить 3–5 лет. Более современные аккумуляторы увеличили срок службы до 5–6 лет. Изредка встречаются устройства, способные сохранять работоспособность по 7–8 лет.
Потерю ёмкости можно определить по нескольким признакам:
- характерный цвет индикатора заряда (белый, красный или чёрный);
- щёлканье стартера при попытках запуска двигателя;
- более тусклый свет фар;
- медленная работа стартера.
Если заряд АКБ низкий, бортовая сеть машины будет испытывать трудности, работать с перебоями, нестабильно.
Можно выделить несколько причин, способных влиять на потери ёмкости:
- Сульфатация. Это образование налёта в виде сульфата свинца. Выглядит как белый слой, покрывающий поверхности свинцовых пластин. Затронутые сульфатацией элементы не могут вступать в электрохимическую реакцию, в итоге реальная ёмкость существенно отличается. Даже при зарядке восстановить полную ёмкость не удаётся.
- Осыпание пластин. Обычно возникает в результате перезаряда АКБ. Осыпание усиливается, когда уровень электролита падает ниже нормального.
- Замыкание. Если полюса замыкает, это влияет на падение ёмкости и напряжения. Выходят из строя отдельные банки. Даже замыкание одной банки не позволяет АКБ нормально работать. Её нужно восстанавливать, либо отправлять на утилизацию.
Каждому автовладельцу необходимо придерживаться правил эксплуатации и соблюдать рекомендации производителей. Это позволит продлить срок службы.
Также стоит периодически проверять параметры ёмкости.
Как проверить характеристики
Теперь к вопросу о том, как можно проверить ёмкость аккумулятора для автомобиля, и какие инструменты для этого потребуются.
На самом деле есть несколько способов, как определить ёмкость и узнать реальные текущие характеристики аккумулятора, установленного под капотом автомобиля.
Для этих целей могут потребоваться мультиметр, тестер, нагрузка и пр.
Стоит рассмотреть 3 основных метода, как узнать текущую ёмкость эксплуатируемого аккумулятора от автомобиля:
- с помощью тестера;
- под нагрузкой;
- контрольным разрядом.
Тестер
Один из самых простых вариантов, как измерить ёмкость проблемного автомобильного стартерного аккумулятора.
Для этого потребуется тестер. Современные тестеры обладают широкими функциональными возможностями. Их применяют для оценки состояния разных источников питания, включая стартерные АКБ для машин.
Тестер состоит из различных компонентов для настройки, управления и непосредственного тестирования. Достаточно выбрать режим измерения и подключиться к АКБ. В данном случае это режим измерения ёмкости.
Замеры тестером дают лишь приблизительную оценку. Чтобы определить точное количество Ач, потребуется сделать более сложные тесты и воспользоваться математическими расчётами.
Потому следующие методики будут более точными и актуальными.
Мультиметр
Если проверка с помощью тестера не подходит и требуется точно определить текущие характеристики, стоит перейти на применение мультиметра.
Это довольно универсальный прибор, но самостоятельно для измерения ёмкости стартерного аккумулятора от автомобиля он применяться не может. Здесь мультиметр выступает как один из составляющих комплексной проверки.
При замере ёмкости с помощью мультиметра для проверки аккумулятора автомобиля может потребоваться нагрузка либо контрольный разряд.
Тест под нагрузкой
Если говорить про эффективные схемы измерения реальной ёмкости стартерного аккумулятора для авто, то среди них стоит выделить тестирование под нагрузкой.
В роли нагрузки обычно используется автомобильная лампа из фары.
Если при тестировании яркость лампы будет падать, свет станет тусклым, проверку нужно прекратить. Это указывает на то, что АКБ неисправна и сильно разряжена.
Продолжив тестирование, можно довести батарею до состояния глубокого разряда. А вывести из него порой не получается даже самыми современными и эффективными зарядными устройствами.
Определяя нагрузку для измерения ёмкости, во внимание следует принимать ампераж. При номинальной (паспортной) ёмкости 60 Ач, нагрузка должна составлять 30 Вт.
Чтобы проверить АКБ на ёмкость под нагрузкой, необходимо:
- отключить АКБ от генератора;
- сделать замеры напряжения;
- подключить нагрузку;
- дать АКБ поработать под нагрузкой 1–2 минуты;
- отключить её;
- подключить мультиметр;
- сделать замеры напряжения ещё раз.
Если мультиметр будет показывать 12,4–12,6 В, ёмкость АКБ поддерживается на высоком уровне, и батарея нормально функционирует. Если же мультиметр показывает 12 В и меньше, источник питания наверняка на пределе своих возможностей и ему требуется замена.
Также существует методика контрольного разряда, по которой часто проверяют ёмкость.
Для проверки ёмкости АКБ этим методом требуется рассчитать нагрузку. Она соответствует силе тока разряда, которая прописана в технической документации аккумулятора.
Мультиметр соединяется с АКБ и считывает данные до момента, пока сила тока не упадёт до 50–60% от номинальной. Полученное значение сравнивают с данными из техпаспорта. Если разница большая, батарея нуждается в замене.
Сделать проверку ёмкости АКБ не так сложно. Но тут потребуется определённое оборудование, некоторые навыки и умения. При нежелании заниматься всем этим самостоятельно, всегда можно отдать АКБ на диагностику. Там проведут проверку всеми доступными методами и вынесут вердикт о текущем состоянии аккумулятора.
Продлить срок службы батареи можно. Даже в том случае, если свинцовые пластины подверглись сульфатации. Но иногда о восстановлении говорить не приходится. Единственный способ вернуть машине нормальную работоспособность заключается в покупке нового источника питания.
Источник
Как проверить емкость аккумулятора автомобиля
Номинальные показатели любой аккумуляторной батареи для автомобиля указаны на корпусе изделия. Но спустя несколько месяцев использования, они снижаются, и владелец машины может заметить значительное ухудшение работы источника электропитания. В этом случае встает вопрос, как проверить емкость аккумулятора автомобиля, если заметно что АКБ стал хуже работать. Разберемся в этом подробно, какое нужно оборудование для проверки и измерения, и куда можно сдать нерабочий автомобильный аккумулятор на утилизацию по выгодной цене.
Как определить емкость аккумулятора автомобиля
Покупая аккумулятор для своего автомобиля, в первую очередь нужно обращать внимание на характеристики, которые указаны на этикетке корпуса. Кроме марки и модели, на ней указывается величина пускового тока и номинальная емкость АКБ. Измеряется она в Ah (Ампер/часах). В зависимости от мощности автомобиля и объема двигателя, подбирается подходящая батарея. Чтобы определиться, нужно перед покупкой следует изучить техническую информацию о автомобиле и самом АКБ:
- Для легковых автомобилей подходят аккумуляторы с емкостью от 55 до 70 А/ч;
- Внедорожники и кроссоверы – 66-80 А/ч;
- Грузовые транспортные средства – 77-150 А/ч, в зависимости от грузоподъемности;
- Для спецтехники, например экскаваторов и бульдозеров, нужен АКБ емкостью от 180 А/ч;
- Фуры, грузовики, камазы, автопоезда – от 200 А/ч.
Чтобы не ошибиться с выбором, лучше посмотреть какой аккумулятор стоял до этого или проконсультироваться с продавцом. Но в любом случае, лучше брать батарею с емкостью выше требуемой – со временем она будет снижаться и чем выше значение на этикетке, тем дольше прослужит АКБ.
Как проверить емкость авто аккумулятора самостоятельно
Своими руками определить номинальную емкость аккумулятора можно, также, как и измерить напряжение, внутреннее сопротивление, ток утечки и другие параметры. Для этого требуется специальное оборудование, в частности необходим мультиметр. Вся операция производится следующим образом:
- АКБ необходимо полностью зарядить, для этого используется стандартная зарядка;
- Подключается устройство с известным потреблением тока – подойдет лампа накаливания;
- Одновременно с этим засекают время, в течении которого будет аккумулятор отдавать нормальную нагрузку;
- К полюсам подключается мультиметр, через зажимы, переключив его в режим измерения напряжения;
- На мультиметре устанавливается диапазон 20В;
- Прослеживается уровень падения в разнице потенциалов, при этом при минимально допустимом значении, питание отключается;
- Производятся расчеты, с учетом характеристик, которые определены.
Формула расчета емкости выглядит следующим образом:
(Потребляемый при нагрузке ток) * (время нормальной работы) = (Емкость) А/ч
Вместо мультиметра можно использовать и тестер. Чтобы самостоятельно проверить АКБ необходимо знать как измерить емкость аккумулятора автомобиля, а также понимать, как правильно работать с мультиметром или тестером.
Виды мультиметров, в т.ч. и для измерения емкости АКБ
Для измерения емкости аккумулятора подойдет любой мультиметр или тестер. Они классифицируются на два типа: аналоговые и цифровые. В чем их разница и какие преимущества и недостатки они имеют в сравнении с друг другом разберемся подробно.
Аналоговый – классический тестер, со встроенным экраном, на котором располагается градуированная шкала и стрелка. Измерить напряжение помогают электронные блоки. Аналоговые тестеры практически вытеснены с рынка цифровыми, так как они менее удобны и не имеют высокой точности. Преимущество этого прибора – долгий срок работы, надежность и возможность измерить напряжение даже при помехах.
Цифровой – это высокоточный прибор, небольшого размера и удобным жидкокристаллическим экраном. Основой для измерения служит контроллер с цифровым преобразователем. Анализ напряжение производит микросхема, в которой за это отвечает специальный блок. Цифровые мультиметры имеют высокую точность, погрешности возможны, но не такие как у аналоговых. Недостатком является чувствительность к помехам и излучениям. Поэтому если нужно измерить напряжение при радиопомехах и электромагнитном излучении, нужно использовать аналоговый тестер.
Какой емкости и видов можно сдать АКБ на утилизацию
К сожалению источники питания для авто не работают на полную мощность через некоторое время, а в течении 5-6 лет и вовсе приходят в непригодность. Неисправный или нерабочий аккумулятор нельзя выбрасывать, его нужно сдавать в пункты по утилизации – это не только принесет прибыль, но и поможет в сохранении чистоты окружающей среды.
На аккумуляторных батареях иногда указывается не только емкость, но и другие характеристики, только они уже не столь важны при приемке на утилизацию. При этом возможно, что производитель указал и другую информацию – для удобства пользователей. Согласно стандартам заводов по переработке АКБ они принимают:
- Тяговые аккумуляторы;
- Стартерные АКБ автомобилей и мототехники;
- АКБ от бесперебойников (ИБП/UPS)
- Эбонитовые;
- С гелевый электролитом;
- С жидким свинцово-кислотным электролитом.
По стандартам и лицензии, утилизация АКБ в Москве проводится фирмой АКБскрап – условия, предлагаемые компанией выгоднее чем при продаже в пункт приема металла как лом. В АКБскрап можно сдать любые аккумуляторы, вне зависимости от емкости или других показателей.
Источник