- Зарядные устройства для аккумулятора автомобиля
- Разновидности существующих зарядных устройств
- Какое зарядное устройство выбрать
- Напряжение аккумулятора 6, 12, 24 В
- Тип заряжаемой батареи
- Подбираем емкость аккумулятора
- Какой должен быть ток заряда
- Контроль за уровнем заряда
- Популярные модели зарядок
- Выбор зарядного устройства для автомобильного аккумулятора: характеристики и советы
- Перед выбором ЗУ
- Виды зарядных устройств для АКБ
- Описание важных технических параметров
- Режимы работы
- Напряжение, выдаваемое ЗУ
- Ток зарядки
- Виды защиты и безопасность
- Потребляемая мощность.
- Ёмкость батареи.
- Температурный диапазон.
- Производитель.
- Контрольные приборы.
- Размеры и вес.
- Правила эксплуатации.
- Какое купить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
- Сравнительная таблица характеристик
- Как правильно зарядить аккумулятор
- Советы по выбору
- Лучшие бюджетные зарядные устройства для АКБ
- Калибр ЗУИ-4
- Patriot BCI-10M
- Вымпел-30
- BestWeld InCharger 6-12V-4A BW6001
- Лучшие автоматические зарядные устройства
- КЕДР-АВТО-10
- CTEK MXS 3.8
- Aurora Sprint 6
- FUBAG MICRO 80/12
Зарядные устройства для аккумулятора автомобиля
Для зарядки свинцово-кислотных батарей используются специальные устройства, подающие постоянный ток. Корректно подобранное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора обеспечивает восстановление емкости и продлевает срок эксплуатации источника питания. Оборудование выбирается по типу и емкости используемой батареи, а также по ряду дополнительных параметров.
Разновидности существующих зарядных устройств
Зарядные устройства для аккумуляторных батарей машин подразделяются на 3 категории:
- Стандартные, оснащенные трансформатором переменного тока, работающим совместно с полупроводниковым выпрямительным блоком. Из-за использования трансформатора изделия имеют повышенный вес и увеличенные размеры корпуса. Оборудование используется на станциях технического обслуживания автомобилей или для зарядки промышленных батарей.
- Импульсные зарядные блоки, характеризующиеся уменьшенными габаритами. В конструкции применяется инверторный преобразователь, защищенный предохранительным блоком (для разрыва цепи в случае превышения нагрузки или короткого замыкания). Оборудование используется в гаражах для самостоятельной зарядки автомобильных или мотоциклетных АКБ.
- Комбинированные установки, позволяющие запускать силовой агрегат автомобиля от внешней сети. В конструкции устройства предусмотрен конденсаторный блок, накапливающий импульс электроэнергии, достаточный для проворачивания вала двигателя стартером. На корпусе установлены переключатели рабочих параметров и контрольные приборы.
Какое зарядное устройство выбрать
Выбор оборудования осуществляется на основе технических параметров аккумулятора, установленного на автомобиле. Рекомендуется ознакомиться с дополнительными режимами, которые поддерживаются зарядными блоками. Если владельцу не требуются функции десульфатации и ускоренной зарядки, то можно снизить затраты, приобретя оборудование с упрощенной конструкцией.
Напряжение аккумулятора 6, 12, 24 В
Применяемые на автомашинах источники постоянного тока разделяются на 3 категории по значению напряжения на клеммах:
- Батареи 6 В используются на части автомобилей и мотоциклов, выпущенных до начала 50-х гг. прошлого столетия. Источники питания с пониженным до 6 В напряжением ограничено встречаются на моторных лодках и малогабаритной сельскохозяйственной технике.
- Аккумуляторы 12 В стандартно применяются на легковых автомобилях.
- Источники питания 24 В собираются из 2 стандартных батарей, соединенных по последовательной схеме. Конструкция используется на грузовой технике и автобусах для упрощения процедуры запуска силового агрегата.
При выборе зарядного блока необходимо учесть допустимое напряжение, которое указывается на корпусе или в документации. Встречаются устройства с плавной или ступенчатой регулировкой напряжения. При подключении зарядки с недостаточными характеристиками происходит перегрев и разрушение устройства.
Тип заряжаемой батареи
На автомобилях используются свинцово-кислотные источники нескольких разновидностей:
- сурьмянистый и малосурьмянистый аккумуляторы, требующие постоянного контроля уровня электролита;
- изделия кальциевого типа, обладающие пониженным расходом воды и уменьшенным саморазрядом;
- гибридные батареи, не допускающие скачков напряжения в цепи зарядки;
- устройства AGM и GEL (с загущенным электролитом), требующие применения специального зарядного оборудования.
Подбираем емкость аккумулятора
При выборе модели зарядного устройства учитывается емкость источника постоянного тока, установленного на машине. Рабочие характеристики блока должны превышать емкость батареи на 15-20%, что обеспечивает усиленную надежность при работе. Рекомендуется приобретать зарядку с увеличенным запасом, что позволит заряжать батареи повышенной емкости.
Какой должен быть ток заряда
При зарядке стандартных кислотных батарей ток в цепи зарядки составляет 10% от значения емкости источника постоянного тока. Рекомендуется приобретать оборудование с запасом мощности, позволяющее заряжать батареи с увеличенной емкостью. Применение зарядных блоков с увеличенной мощностью позволяет снизить нагрузку на преобразователь напряжения и выпрямительный модуль, что положительно влияет на надежность оборудования.
Контроль за уровнем заряда
Блок автоматического контроля обеспечивает автоматизацию процесса зарядки, владельцу не требуется присутствовать рядом с оборудованием и вручную корректировать параметры тока или напряжения.
Популярные модели зарядок
Базовое оборудование с ручной корректировкой параметров тока или лишенное регуляторов:
- Устройство Калибр УЗ-20А оснащается металлическим кожухом с вентиляционными отверстиями, внутри установлен электрический вентилятор для улучшения циркуляции воздушных масс.
- На фронтальной панели предусмотрен тумблер для выбора напряжения внешней цепи (12 или 24 В) и имеется контрольный аналоговый амперметр. Схема зарядного блока рассчитана на ток до 20 А, производитель допускает подключение аккумуляторов емкостью 10-300 А*ч.
- Блок Patriot BCI-22V отличается от УЗ-20А улучшенными рабочими характеристиками, допускается подключение батарей емкостью до 400 А*ч. В конструкции предусмотрен переключатель режимов (12 или 24 В), установлен ручной корректор силы тока в цепи зарядки.
- Установка Сонар УЗ 20703П отличается использованием выпрямительного блока с пониженными характеристиками, максимальный ток в цепи составляет 15 А (ограничен плавким предохранителем). Оборудование работает только с батареями напряжением 12 В, поддерживается функция 2-этапной зарядки. Пользователь может вручную скорректировать силу тока, предусмотрены контрольные индикаторы и стрелочный амперметр.
- Блок зарядки аккумуляторов Орион PW 265 отличается уменьшенными габаритами и массой. В схеме установлен предохранитель, ограничивающий ток зарядки значением 7 А, допускается подключение свинцовых аккумуляторов емкостью от 4,5 А*ч (напряжением 12 В). Электронный контроллер защищает оборудование от ошибочного подключения, коротких замыканий и перегрева. Предусмотрено автоматическое снижение токовых параметров на завершающем этапе зарядки.
- Компактный зарядный блок Kolner KBCH4 предназначен для зарядки батарей напряжением 12 В. Оборудование оснащается упрощенным трансформатором, сила тока в цепи не превышает 4 А. На фронтальной части кожуха предусмотрены контрольные диоды, отображающие ход зарядки. Амперметр конструкцией не предусмотрен, для переноски применяется рукоятка, выполненная в виде единой детали с пластиковым корпусом.
- Изделие Вымпел 32, оборудованный металлическим кожухом, поддерживает зарядку батарей с жидким или загущенным электролитом емкостью до 400 А*ч. Изделие оснащено контроллером, снижающим токовую нагрузку в конце процедуры зарядки. В конструкции блока предусмотрен вентилятор принудительного охлаждения, установлен плавкий предохранитель (номинал 20 А) и используется термическое защитное реле.
Среди автоматических зарядных устройств наибольшее распространение имеют устройства:
- Блок Smart Power SP-8N, разработанный для зарядки автомобильных элементов питания напряжением 12 В. Оборудование поддерживает совместную работу с аккумуляторами емкостью от 4 до 160 А*ч, предусмотрен предохранитель, отсекающий подачу питания при повышении силы тока до 8 А. Микропроцессор обеспечивает ступенчатую зарядку, предусмотрено переключение рабочих функций. Зарядное устройство поддерживает режим десульфатации, используемый для восстановления емкости малосурьмянистых и сурьмянистых батарей.
- Устройство Орион 57 оснащается монохромным дисплеем, на котором отображаются рабочие параметры. Оборудование предназначено для зарядки батарей напряжением 6 или 12 В, предусмотрены индивидуальные регуляторы силы тока (в диапазоне 0,8-20 А) и напряжения (в интервале 7,4-18 В). В конструкции применены зажимные клеммы, допускается коммутация аккумуляторов емкостью до 200 А*ч. Прибор оснащен защитой от перегрева и переполюсовки, допускается использовать устройство как вольтметр или амперметр.
- Блок Кедр Авто 10 относится к устройства комбинированного типа, обеспечивающим автоматическую или ручную зарядку (выбирается при помощи тумблеров на фронтальной панели). Электронный блок поддерживает режим зарядки током силой до 10 А, затем устройство плавно снижает токовую нагрузку. Предусмотрена функция десульфатации, использование усовершенствованных трансформаторов и электроники позволило снизить вес изделия до 600 г.
- Компактный блок Стек MXS3.8 оснащен электронным контроллером, поддерживающим 7-ступенчатую зарядку батарей напряжением 12 В. Устройство отличается использованием пластикового корпуса с защитой от проникновения влаги и пыли. Ток в цепи зарядки ограничен значением 3,8 А, допускается подключение свинцовых батарей емкостью до 130 А*ч. За счет использования ступенчатой зарядки скорость восполнения емкости снижена, имеется дополнительный режим десульфатации батареи.
- Зарядное устройство Quattro Elementi i-Charge 10 отличается использованием индикаторного цветного сенсорного экрана. В конструкции предусмотрена защита от перегрева и перегрузки (допускается ток силой до 6,5 А). Для настройки рабочих параметров используются сенсорные кнопки на дисплее, рядом с виртуальными клавишами отображается значение регулируемого параметра. Оборудование поддерживает зарядку кислотных батарей напряжением 12 В и емкостью не более 100 А*ч.
- Компактное импульсное изделие Fubag Micro 80/12 оснащено влагозащищенным корпусом из ударопрочного пластика. На верхней части кожуха расположены сигнальные светодиоды и установлена кнопка выбора рабочих режимов. Зарядный блок поддерживает подсоединение батарей емкостью 3-80 А*ч, допускается зарядка источников питания с загущенным электролитом (тип GEL). Имеются дополнительные функции зимней зарядки и автоматического десульфатирования.
Среди зарядных устройств с возможностью пуска мотора наиболее востребованы изделия:
- Блок Орион 66, рассчитанный на напряжение 12 В, сила тока в цепи во время прокручивания мотора стартером достигает 185 А. В конструкции предусмотрен конденсаторный блок с увеличенной емкостью, обеспечивающий запас энергии для нескольких попыток запуска. На фронтальной крышке расположен аналоговый амперметр, предусмотрен штекер стандарта USB для восполнения емкости батарей электронного оборудования (сотовые телефоны, планшеты).
- Переносной агрегат Telwin Leader 150 Start – способен выдать ток силой до 140 А. Изделие позволяет коммутировать батареи емкостью до 250 А, на фронтальной панели размещается аналоговый амперметр. Предусмотрены переключатели режимов работы, в конструкции установлена защита от ошибочного подключения и короткого замыкания.
- Установка Fubag Force 420 – оснащается корпусом с увеличенными габаритами, что привело к росту массы до 23 кг. Устройство обеспечивает подачу импульса тока силой до 360 А, что позволяет запускать бензиновые и дизельные двигатели. Оборудование перемещается при помощи рукоятки, нижняя часть кожуха оснащается колесами (передние ролики – поворотными опорами). Выпрямительный блок допускает подключение аккумуляторных батарей свинцово-кислотного типа емкостью от 50 до 800 А*ч.
- Блок Wester CHS360 – отличается от оборудования Force 420 цветом корпуса и применением колес увеличенного диаметра, что позволяет перемещать установку по неровной дороге. Изделие поддерживает 4 рабочих режима, предусмотрен контрольный амперметр.
- Орион 80 – отличается сниженными параметрами пускового тока (до 110 А), оборудование предназначено для запуска малолитражных моторов легковых автомобилей и мотоциклов. В конструкции предусмотрена дублированная защита от перегрева. Установка оснащена пластиковым корпусом со стационарной рукояткой для переноски.
- Прибор Тамбов ЗПУ135 – оснащен конденсаторным блоком, дающим импульс пускового тока силой 170 А, между повторными попытками требуется выдержать паузу не менее 90 секунд. На фронтальной панели расположен амперметр и находятся коммутационные клеммы. Устройство оснащается металлическим корпусом, масса установки – 8 кг. Для переноски используется откидная ручка.
Рейтинг лучших зарядных блоков составляется на основе отзывов владельцев. Следует учитывать, что на рынок постоянно выходят новые модификации устройств. Это приводит к изменению позиций зарядных блоков в рейтинге. При покупке следует ориентировать как на отзывы пользователей, так и на требуемые технические характеристики.
Источник
Выбор зарядного устройства для автомобильного аккумулятора: характеристики и советы
Перед выбором ЗУ
Ещё до похода в магазин или посещения интернет-магазина для выбора зарядного устройства вы должны выяснить всю информацию о своём аккумуляторе. Тип и характеристики автомобильного аккумулятора оказывают непосредственное влияние на выбор ЗУ.
Что касается типа АКБ, то их на рынке в основном три:
Есть и другие виды аккумуляторов для автомобилей, но они распространены значительно меньше. Поэтому выбирать под них зарядное устройство не имеет смысла. В подавляющем большинстве автомобилей, передвигающихся по дорогам, установлены аккумуляторные батареи типа WET. Это стандартные свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом (водный раствор серной кислоты). Для того типа АКБ подходят все виды автомобильных зарядных устройств.
А вот для батарей AGM и GEL подходят далеко не все ЗУ. Эти аккумуляторы вместо жидкого электролита имеют серную кислоту в связанном виде: в виде пропитки стекловолокна (AGM) или геля (GEL). Эти аккумуляторы чувствительны к перезаряду и скачкам напряжения. Поэтому для их зарядки следует приобретать либо специальные ЗУ, либо универсальные модели, которые имеют отдельный режим для работы с подобными АКБ. Подробнее об этом читайте в статье «Зарядное устройство для гелевых аккумуляторов».
Второе, на что нужно обратить внимание, это номинальное напряжение аккумулятора. Практически на всех легковых автомобилях стоят АКБ с напряжением 12 вольт. Некоторые модели аккумуляторов для грузовых автомобилей и спецтехники имеют номинал 24 вольта.
Также выясните номинальную ёмкость вашей батареи. Это значение также будет использоваться при выборе зарядного устройства. Теперь у вас на руках есть тип, напряжение и ёмкость АКБ. Переходим к выбору зарядного устройства для аккумулятора.
Виды зарядных устройств для АКБ
Существует множество классификаций данных приборов. По виду заряда ЗУ делятся на две категории:
- Трансформаторные – принцип работы основан на использовании трансформатора. Характеризуются большим весом и огромными размерами. Но считаются надежными и безотказными.
- Импульсные – в основе работы лежит подача малых импульсов тока. Отличаются от предшественников скромными габаритами и низкой ценой.
Применительно к функциональному назначению зарядки классифицируются на группы:
- Обычные зарядники – восполняют заряд АКБ;
- Пуско-зарядные системы – выполняют три задачи. А именно зарядка, восстановление аккумулятора и запуск мотора в случае полной разрядки батареи.
Относительно технологии заряда выделяют такие типы ЗУ:
- Устройства с подачей неизменной величины тока – отличаются высокой скоростью зарядки, но могут спровоцировать ускоренное старение ввиду отсутствия понижения тока (на конечном этапе зарядки батарея нагревается под действием большого значения тока).
- Приборы с постоянным напряжением – устройство само поддерживает необходимое значение напряжения, позволяя электролиту не перегреваться. В конце процесса напряжение уменьшается, что сказывается на невозможности получить максимальную емкость.
- Комбинированный – объединяет принцип работы устройства с неизменным током и прибора с постоянным напряжением. В первую стадию происходит подача заряда при неизменном токе, а в конце стабилизируется напряжение. Благодаря описанному действию повышается эффективность зарядки.
На основе технологии заряда приборы оснащаются ручным или автоматическим режимом управления. А также возможна программированная зарядка.
Описание важных технических параметров
В процессе подбора ЗУ следует подробнее проанализировать такие характеристики:
- Сила тока – определяется исходя из емкости используемого аккумулятора. Важность параметра обоснована обеспечением полного восстановления разряженного аккумулятора.
- Выходное напряжение – показатель, свидетельствующий о соответствии применяемого ЗУ значению напряжения в электрической сети автомобиля и АКБ.
- Наличие регулировочных переключателей тока и напряжения – существуют автоматические устройства и ЗУ, осуществляющие зарядку в несколько этапов с возможностью изменения основных характеристик. Автоматические приборы не требуют особых навыков при использовании. При выборе ручного устройства пользователь имеет возможность самостоятельно устанавливать напряжение и ток.
- Условия работы – прибор должен выдерживать различные климатические условия. Ведь приходится в некоторых случаях заряжать батарею в неотапливаемом помещении.
Учет данных параметров позволит подобрать устройство бывалому автовладельцу или новичку.
Режимы работы
Зарядные устройства могут работать автоматически или управляться вручную. При покупке автоматического прибора пользователю остается лишь подключить провода и дождаться окончания процесса. Принцип работы многих «автоматов» предполагает подачу стабильного тока, который сменяется на маленький ток при фиксированном значении напряжения.
Приборы с ручным управлением предполагают выставление собственноручно главных параметров. А некоторые устройства имеют функцию программирования, которая должна выполнять зарядку исходя из установленного алгоритма.
На рынке представлены автоматические модели, позволяющие устанавливать программируемый режим. Но купить их можно по высокой цене.
Кроме основного режима, известен режим десульфатации, характеризующийся цикличностью заряда-разряда для удаления сульфатных отложений. Эти отложения выделяются вследствие глубоких разрядов или высокой температуры воздуха. Соли начинают запечатывать пластины аккумулятора, в результате чего снижается емкость. При включении режима десульфатации происходит цикл:
- подача заряда током 0,1 А в течение 5 секунд;
- разряд током 0,01 А в течение 10 секунд.
Цикл повторяется до стабилизации напряжения 14,6 В. Затем аккумулятор заряжается обычным способом.
А также есть режим проверки работоспособности и контроля емкости. Новейшие ЗУ рассчитаны на определение работоспособности необслуживаемых батарей. При включении функции происходит анализ всех «банок». После чего система показывает замкнутый элемент.
Контроль емкости обеспечивает вычисление величины тока, который забрал аккумулятор за определенный промежуток времени.
Напряжение, выдаваемое ЗУ
Напряжение, которое выдаёт зарядное устройство, должно соответствовать номинальному напряжению АКБ, которое Вы должны были выяснить перед выбором. Практически все современные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов выдают напряжение 12 вольт. Вторые по популярности ЗУ с возможностью зарядки АКБ номиналом 24 вольта.
Реже встречаются зарядные устройства, которые выдают напряжение 6 вольт. Этот режим пригодится при зарядке соответствующих батарей для мотоциклов, скутеров и т. п. В идеале ЗУ должно иметь возможность ручной установки напряжения, но такие модели встречаются редко.
Ток зарядки
Для того, чтобы правильно подобрать зарядное устройство по этому параметру, в начале статьи мы узнали номинальную ёмкость АКБ. Ток зарядки не должен быть выше 10 процентов от ёмкости батареи. То есть, распространённые аккумуляторы 55 А-ч для легковых автомобилей нужно заряжать током не более 5,5 ампер. Исключение режим Boost, о котором говорилось выше. Но и с ним нужно знать меру. Ток в при ускоренной зарядке не должен превышать 30 процентов от стандартного значения. Для той же батареи 55 А-ч это максимальное значение силы тока в режиме Boost не должно быть выше 5,5 + 5,5*0,3 = 7,15 ампер.
Помните, что заряжать высоким током следует только в нестандартных ситуациях, когда требуется срочная ускоренная зарядка. Постоянно этот режим использовать нельзя, поскольку это снижает срок службы АКБ.
При этом лучше выбрать пуско-зарядное устройство для автомобильного аккумулятора с запасом по выдаваемому току, что оно каждый раз не работало на пределе своих возможностей.
В идеале зарядное устройство должно иметь возможность ручной регулировки тока. При прочих равных советуем выбирать именно такие ЗУ. Тогда при необходимости можно будет провести зарядку АКБ на малом токе. Ведь большинство ЗУ в автоматическом режиме сами подбирают ток. Но для более полной и качественной зарядки лучше вести её малым током при постоянном напряжении. Это будет дольше, но значительно лучше. Если аккумулятор заряжать в таком режиме, то его пластины значительно меньше будут подвержены сульфатации. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ЗУ с регулировкой тока заряда – это правильный выбор.
Виды защиты и безопасность
При покупке зарядного устройства поинтересуйтесь у продавца, какие виды защиты имеет та или иная модель. Все современные ЗУ должны иметь защиту от перегрева, а также он неправильного подсоединения клемм устройства к выводам АКБ.
Потребляемая мощность.
При выборе зарядного устройства обратите внимание на его мощность — процесс зарядки маломощным прибором требует много времени и работы устройства на пределе. Запас мощности должен составлять не менее 15 %.
Чтобы рассчитать время, необходимое на зарядку АКБ, разделите ёмкость последнего на силу зарядного тока, после чего к полученным значениям добавьте ещё 10 % — умножьте на 1,1. Например, для зарядки батареи ёмкостью 50 Ач зарядным устройством с силой тока 10 А понадобится 50/10*1,1 = 5,5 часов. А чтобы зарядить этим же устройством аккумулятор ёмкостью 90 Ач, потребуется почти 10 часов.
Ёмкость батареи.
Это не физические размеры, а величина, измеряемая в единицах Ампер в час, которая определяет величину тока, отдаваемую аккумулятору за определенное время:
- Ёмкость заряжаемого АКБ — один из параметров, по которому определяется совместимость зарядного устройства и аккумулятора. Современные приборы рассчитаны на широкий диапазон ёмкостей батареи, что существенно упрощает выбор подходящего агрегата (45-120 Ач, 33-180 Ач). Аккумулятор и ЗУ должны совпадать по этому показателю. При слишком больших несоответствиях это становится причиной преждевременного износа обоих устройств.
- Ёмкость встроенного АКБ. Чем она больше, тем дольше зарядное устройство проработает и больше функций реализует. С увеличением ёмкости встроенной батареи возрастает стоимость и вес устройства. Встроенный АКБ позволяет выдать пусковой ток при отсутствии стационарной электросети, а также питает дополнительные устройства.
Подбирают ёмкость аккумулятора следующим образом:
- при объёме двигателя в 1-1,6 л подходит аккумулятор ёмкостью 55 Ач;
- 1,3-1,9 л — 60 Ач;
- 1,4-2,3 л — 66 Ач;
- 1,6-2,3 л — 77 Ач;
- 1,9-4,5 л — 90 Ач;
- 3,8-10,9 л — 140 Ач;
- 7,2-12 л — 190 Ач;
- 7,5 — 17 л — 200 Ач.
Температурный диапазон.
Большинство современных аккумуляторов работают в широком температурном диапазоне. Но учитывайте, что при очень низких и очень высоких температурах может изменяться химическая структура аккумулятора, что становится причиной больших проблем.
Зарядка аккумуляторов при высоких и низких температурах:
Тип батареи | Температура заряда | Температура разряда |
Свинцово-кислотные | от -20 до +50 | от -20 до +50 |
NiCd, NiMH | от 0 до +45 | от -20 до +65 |
Литий-ионные | от 0 до +45 | от -20 до +60 |
Чтобы избежать проблем, рекомендуется перед зарядкой поместить аккумулятор в приемлемые для него температурные условия. Оптимальной температурой для зарядки считается диапазон от +10 до +30 градусов, но можно заряжать и при других температурах:
- Свинцово-кислотный аккумулятор заряжают при температуре от -20 до +50, но если зарядка происходит при отрицательных температурах, ток понижают до 0,3 А и ниже.
- Если аккумулятор никель-кадмиевый или никель-металлогидридный, заряжают его при температуре от 0 до +45 градусов. При зарядках в пределах от 0 до +5 градусов ток понижают до 0,3 А, иначе серьёзно снижается КПД устройства.
- Если аккумулятор литий-ионный, заряжайте его при температуре от 0 до +45 градусов. При отрицательных температурах заряжать аккумулятор запрещено, чтобы не повредить его.
Производитель.
Современный рынок предлагает как отечественные разработки, так и продукцию мировых лидеров. Среди наиболее популярных производителей у российских водителей отмечают следующих:
- Компания Aiken выпускает широкую гамму электрических приборов, в том числе и устройства для зарядки автомобильных аккумуляторов.
- Известный итальянский производитель сварочных аппаратов и зарядных устройств Telwin предлагает продукцию высокого качества. У них имеются простые устройства ценой 2 500-2 700 рублей, но для профессионального использования приобретайте модели за 11-13,5 тысяч рублей.
- Российская компания Калибр производит несколько устройств для зарядки аккумуляторов. Любителям подходит вариант ЗУ-100 (стоимость — 1 700-1 800 рублей), а модификация ПЗУ-2,0/12,0С заинтересует работников автосервисов. Цена составляет 6,5-6,6 тысяч рублей.
- Латвийские зарядные устройства Ресанта комплектуются аккумулятором, благодаря чему можно запускать двигатель вдали от источника электричества. Цена моделей серии ПУ от 2 300 рублей. Некоторые вариации стоят дороже, что обусловлено наличием фонарика, компрессора и USB-разъёма.
- Недорогие зарядники предлагает фирма Сорокин. Модель 12,92 имеет небольшую силу тока и цену в 970-1 000 рублей.
Контрольные приборы.
Профессионалы предпочитают устройства с вольтметром и амперметром, так как они более информативны. При виде значений становится понятно, на какой стадии сейчас находится зарядка. Например, если значения тока упали ниже 1 А, то процесс зарядки окончен.
Особую ценность представляет индикатор ампер-часов — если следить за фактической ёмкостью, можно вовремя закончить десульфатацию и подзарядку.
Нельзя также недооценивать присутствие дополнительных индикаторов:
- «зарядка невозможна» помогает определить, всё ли в порядке с самим устройством, так как рынок наводнён некачественными приборами;
- «переплюсовка» — не все обращают внимание на перепутанные в спешке зажимы, а данный индикатор помогает понять, в чем причина отказа в обслуживании.
В зарядных устройствах бывают также следующие полезные функции:
- тест на способность удерживать заряд;
- работа в качестве блока питания;
- предупреждения искрения;
- защита от короткого замыкания.
Размеры и вес.
Зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов обладают в основном средними размерами, которые отличаются в зависимости от типа прибора. Например, трансформаторные зарядники обладают большими габаритами и весом (один такой прибор весит до нескольких килограмм), что делает их громоздкими и неудобными. А вот импульсные, наоборот, весят всего по полкилограмма, за счёт чего их очень удобно перевозить.
Правила эксплуатации.
Любое зарядное устройство требует хотя бы минимального ухода и соблюдения элементарных правил эксплуатации. Если подход к прибору правильный, работать долго будут даже сделанные в Китае.
Основные рекомендации по использованию зарядного устройства следующие:
- перед включением осмотрите все вентиляционные отверстия, так как они предотвращают перегрев зарядного устройства;
- проверьте, чтобы параметры тока в сети гаража соответствовали техническим характеристикам ЗУ;
- очистите выводы батареи и клеммы прибора;
- при подключение зарядника к батарее соблюдайте полярность: плюсовой провод соединяйте с выводом «+» аккумулятора, а минусовую клемму прикрепите к выводу «-«;
- не отсоединяйте клеммы зарядного устройства от выводов батареи в процессе зарядки;
- не запускайте мотор машины во время зарядки;
- после полной зарядки сначала отключите зарядное устройство, а уже потом отсоединяйте провода;
- храните прибор в месте, недоступном для пыли, грязи и влаги.
Какое купить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
Одной из основных технических характеристик, влияющих на выбор ЗУ, является сила зарядного тока. Ее должно быть достаточно для полного восстановления запаса энергии аккумулятора. Чтобы определить необходимое значение, следует воспользоваться правилом:
Максимальная сила тока должна быть равна 10% емкости АКБ. Например, для зарядки аккумулятора емкостью 95 А·ч потребуется сила тока 9,5 А.
Другой важной характеристикой является выходное напряжение. Оно должно соответствовать аналогичному значению у самого аккумулятора и автомобильной сети. То есть требуемое выходное напряжение для использования с АКБ легкового автомобиля — 12 В, грузового — 24 вольт.
Следует учитывать диапазон рабочих температур устройства. Он особенно важен для водителей, эксплуатирующих автомобиль в условиях неблагоприятного климата. Необходимо, чтобы минимальная температура стабильной работы зарядного устройства соответствовала погодной специфике региона.
Неопытным водителям рекомендуется использовать ЗУ с функцией автоматического выключения. Это существенно упростит использование прибора и снизит необходимость его частого обслуживания.
Сравнительная таблица характеристик
Все познается в сравнении, поэтому предлагаем вам взглянуть на сравнительную таблицу характеристик вышеописанных устройств.
Модель | Напряжение АКБ, В | Миним./макс. сила тока, А | Вес, кг | Габариты, мм |
Bosch C7 | 12/24 | 1.5/7 | уточняется | уточняется |
Вымпел 37 | 12 | 0.8/20 | 1 | 155х85х200 |
PATRIOT BCI-10A | 6/12 | 2/10 | 1.5 | 200х190х250 |
Aurora Sprint-6 | 6/12 | 3/6 | 1.1 | уточняется |
КЕДР-АВТО-10 | 12 | 0.5/10 | 0.6 | 185Х130Х90 |
CTEK MXS 3.8 | 12 | 0.8/3.8 | 0.6 | уточняется |
FUBAG MICRO 80/12 | 6/12 | 1/4 | 0.58 | 142х56х232 |
Как правильно зарядить аккумулятор
Прежде, чем подключить аккумулятор к заряднику, нужно провести следующие подготовительные действия:
- Необходимо отключить батарею от электроцепи автомобиля и желательно вытащить ее из машины совсем.
- Тщательно очистить клеммы аккумулятора от окисления и загрязнений.
- Корпус АКБ протереть тканью, удалив потеки электролита и кислоты.
- Открутить пробки на крышке батареи.
- В обслуживаемых аккумуляторах нужно обязательно проверить уровень электролита и при необходимости долить дистиллированную воду.
- Подсоединить батарею, соблюдая полярность, к зарядному устройству, а само устройство – включить в сеть.
Есть два основных способа зарядки АКБ: метод постоянного тока и метод постоянного напряжения. Расскажем о каждом способе подробно.
Порядок действий при зарядке методом постоянного тока:
- Устанавливаем на зарядном устройстве ток, рассчитанный как 0,1 от емкости АКБ. Дожидаемся, пока вольтаж на клеммах батареи будет равен 14,4.
- Уменьшаем зарядный ток в два раза и ждем повышение напряжения до 15 В.
- Вновь снижаем ток заряда вдвое и продолжаем заряжать аккумулятор.
- Постоянно следим за напряжением и, если его значение не меняется в течение 4 часов, завершаем зарядку АКБ.
Зарядить аккумулятор методом постоянного напряжения не составит труда даже новичку. Все, что вам потребуется, — это установить напряжение 14,5 В и ждать. АКБ будет заряжаться довольно долго, примерно сутки, зато контролировать процесс не требуется. После того, как батарея зарядится, проверьте, работает ли она.
Советы по выбору
Опытные автовладельцы рекомендуют иметь зарядное устройство каждому автолюбителю, ведь профилактическая зарядка аккумулятора продлевает его срок службы. В этом разделе статьи мы собрали основные критерии, по которым следует выбирать прибор:
- 12 или 24 Вольта. Зачастую, если у вас легковая машина, хватит и 12-вольтовой системы.
- Автомат – не автомат. Лучше приобрести вручную настраиваемый прибор, если вы в этом разбираетесь. Если же у вас небольшой стаж эксплуатации и обслуживания автомобиля — остановитесь на устройствах автоматического типа с комбинированным зарядом.
- Приобретайте зарядник с запасом силы тока. Для легковых машин с батареей в 60..90А*ч вполне будет достаточно зарядки в 10 Ампер.
- Возможность заряда AGM, GEL и кальциевых батарей.
- Наличие нескольких режимов, в особенности режима десульфатации.
Лучшие бюджетные зарядные устройства для АКБ
Подобные модели стоят не дороже 2500 рублей и отличаются малыми габаритами. Они неустойчивы к тяжелым условиям эксплуатации, однако могут успешно функционировать совместно с аккумуляторами различного типа.
Калибр ЗУИ-4
Управление устройством осуществляется с помощью одной кнопки. Цифровой дисплей отображает все необходимые сведения о зарядке, а светодиодные индикаторы своевременно предупреждают пользователя о перегреве модели, неправильной полярности или сбоях в работе сети.
Допустимая емкость составляет 120 А·ч, потребляемая мощность зарядки — до 60 Вт. К возможностям автоматического режима следует отнести определение типа аккумулятора и остаточного напряжения, а также восстановление глубоко разряженных батарей. Прибор защищен от перебоев в сети и может функционировать при температуре до -5 °C.
- простое управление;
- автоматическая работа;
- наличие «зимнего» режима;
- универсальность;
- высокая степень защиты.
- отсутствие режима быстрой зарядки.
Калибр ЗУИ-4 используется совместно с гелевыми либо свинцово-кислотными аккумуляторами. Надежный выбор для владельцев автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями.
Patriot BCI-10M
Модель оснащена транспортировочной рукоятью для удобства переноски и подключения. Устройство соединяется с аккумулятором с помощью зажимов-крокодилов, что исключает потери тока и нагревание в местах контакта. Визуальный контроль значения тока обеспечивает встроенный амперметр.
Потребляемая мощность зарядки — до 400 Вт, максимальная емкость аккумулятора 150 А·ч. Наличие регулятора ограничения тока и устойчивость к отклонению напряжения до 15% гарантирует стабильную и безопасную работу прибора.
- простота эксплуатации;
- надежность;
- электронное управление;
- стабильная работа;
- компактные размеры и удобная переноска.
Patriot BCI-10M удобен при хранении и перевозке. Безопасный и долговечный прибор оценят владельцы автомобилей с аккумуляторами повышенной емкости.
Вымпел-30
Модель оснащена вентилятором, автоматически включающимся при превышении допустимой температуры, что предохраняет устройство от перегрева. Прочный корпус гарантирует защиту внутренних элементов от механического воздействия, а режим Boost обеспечивает быструю зарядку в любых условиях.
Максимальная емкость подключаемого аккумулятора составляет 200 А·ч, допустимый ток — 18 А. Прибор может использоваться в качестве блока питания для облегчения запуска двигателя и способен восполнить запас энергии даже полностью разряженной батареи.
- надежность;
- встроенный амперметр;
- защита от перегрева;
- плавная регулировка выходного тока.
Вымпел-30 рекомендован для зарядки щелочных аккумуляторов. Экономичное и компактное решение для эксплуатации в любую погоду.
BestWeld InCharger 6-12V-4A BW6001
Главными особенностями модели являются безопасность использования и долгий срок службы. Устройство обладает несколькими уровнями защиты: от подключения к неисправной батарее, переполюсовки, перегрева, короткого замыкания, неправильного выбора режима заряда и др.
Максимальная емкость заряжаемого аккумулятора 90 А·ч, допустимое напряжение заряда — 14,8 В. Широкий дисплей отображает один из четырех режимов работы и восполненный объем энергии. Прибор может эксплуатироваться при температуре от -20 до +40 °C.
- стабильная работа;
- долговечность;
- термоустойчивость;
- высокий класс защиты;
- ЖК-экран.
BestWeld InCharger стоит приобрести владельцам автомобилей, оснащенных свинцовыми АКБ. Оптимальный вариант для использования в условиях неблагоприятного климата.
Лучшие автоматические зарядные устройства
Из всех попавших в рейтинг лучших зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов это – не только самое дешевое, но и самое аскетичное: у него нет не только ни одного переключателя или регулятора, но и даже индикатора зарядного тока. В распоряжении владельца только два индикатора на передней панели, сообщающие ему о подключении ходе процесса зарядки: один меняет цвет в зависимости от набранного аккумулятором заряда, второй горит все время до тех пор, пока устройство не отключится. Орион PW-150
Отсутствие регулировок делает PW-150 достаточно узкоспециализированным прибором: он рассчитан только на самые распространенные свинцово-кислотные аккумуляторы емкостью 45-70 А*ч, простая схема автоматики не лучшим образом соответствует зарядным характеристикам других батарей. Не получится зарядить этим устройством и глубоко разряженный аккумулятор: в начале набора заряда они практически не принимают ток, что для простой автоматики становится сигналом к отключению.
С другой стороны, пользование прибором максимально просто, по принципу «подключил и забыл». Есть в нем и защита от переполюсовки и короткого замыкания – попробовав завести машину, не отключая зарядное устройство, вы его не сожжете.
- Цена.
- Предельная простота использования.
- Примитивный режим работы.
КЕДР-АВТО-10
Недорогой прибор имеет два режима:
- Автоматический, в котором зарядка начинается с тока в 5 А, который по мере заряда плавно уменьшается.
- Предпусковой – зарядка начинается с тока в 10 А, чтобы быстро подзарядить аккумулятор, если нужно завести автомобиль как можно быстрее. Через некоторое время предпусковой режим отключается, и дальнейшая зарядка идет безопасным током в 5 А.
- Циклический режим – простейший режим десульфатации, когда кратковременные импульсы тока до 5А чередуются с паузами. Встроенной нагрузки в приборе нет, инструкция рекомендует подключать к аккумулятору внешнюю (например, лампу).
Ход заряда можно контролировать по встроенному амперметру. Само зарядное устройство достаточно компактен и не занимает много места в гараже или дома.
- Доступная цена.
- Возможность быстро подзарядить аккумулятор.
- Простой, но достаточно эффективный режим десульфатации.
- Максимальный ток нельзя отрегулировать.
CTEK MXS 3.8
8 050 (максимальный ток заряда 3.8 А, емкость заряжаемого аккумулятора 1.2 – 80 Ач)
Гость рейтинга из Швеции готов поспорить с Fubag Micro в борьбе за звание самого компактного зарядного устройства, но его компактность тоже потребовала жертв – максимальный зарядный ток здесь ограничен на уровне 3,8 А. Зато CTEK может похвастать пылевлагозащищенным корпусом и возможностью работы в широком диапазоне температур, причем на жаре срабатывает автоматическая схема ограничения мощности для защиты от перегрева.
Автоматика работает в семиэтапном цикле (как, например, это делает «Аврора»). Пользователю остается выбрать один из трех режимов – зарядка мотоциклетных аккумуляторов малой емкости, автомобильных АКБ и «зимний режим» с повышенным напряжением. Возможность работы с 6-вольтовыми аккумуляторами не предусмотрена.
Десульфатация – автоматическая, зарядка способна начать работать при остаточном напряжении на клеммах АКБ от 2 В.
Любопытно устроен зарядный кабель – он заканчивается фирменным разъемом Comfort Connect, к которому из комплекта поставки подключаются провода либо с «крокодилами», либо с винтовыми клеммами. Заметим, что это зарядное устройство может использоваться не только автомобилистами, но и как прибор для зарядки и поддержания рабочего состояния аккумуляторов резервного питания с емкостью до 130 ампер-часов – ток утечки здесь уменьшен в сравнении с обычными зарядками, которые не оставляют подключенными к АКБ надолго.
Однако по совокупности прибор определенно проигрывает Fubag Micro: тот и с 6-вольтовыми батареями работает, и стоит гораздо дешевле.
- Пылевлагозащита
- Хорошо продуманный режим десульфатации
- Медленная зарядка автомобильных АКБ
- Высокая цена
Модели в линейке:
- CTEK MXS 3.8– максимальный ток заряда 3.8 А, емкость заряжаемого аккумулятора 1.2 – 80 Ач
- CTEK MXS 5.0– максимальный ток заряда 5 А, емкость заряжаемого аккумулятора 1.2 – 160 Ач
Aurora Sprint 6
2 950 (сила тока при зарядке 3 -6 А, емкость АКБ 7 – 240 Ач, индикатор зарядки)
Марка «Aurora» известна в первую очередь по сварочному оборудованию, однако им ассортимент фирмы не ограничивается. Зарядное устройство Sprint 6 – это полностью автоматический прибор, у которого пользователю остается только выбрать рабочее напряжение аккумулятора: 6 или 12 вольт.
В отличие от более дешевых «автоматов», здесь применено микропроцессорное управление. Благодаря этому зарядка стала действительно «умнее» и не пасует перед сильно разряженными аккумуляторами, отказывающимися принимать ток в начале цикла.
Контроллер, управляющий процессом зарядки, разбивает его на семь этапов: после первичной диагностики состояния аккумулятора происходит стартовая десульфатация короткими импульсами высокого напряжения, «оживляющая» батарею и позволяющая ей начать принимать ток, затем на этапе «плавного старта» проверяется способность аккумулятора к набору заряда.
Если все в порядке, на следующей стадии ток плавно увеличивается до полного, определенного исходя из данных диагностики (но не более 6 А для этой модели). На этом этапе заряд аккумулятора доводится до 90% от расчетного, затем медленнее доводится до ста процентов. Далее зарядное устройство проводит диагностику способности аккумулятора к удержанию заряда и, наконец, переходит в буферный режим до отключения.
Предусмотрены и все нужные защиты: от переполюсовки, перегрузки, короткого замыкания. При этом устройство компактно по габаритам и презентабельно выглядит – хороший вариант как для себя, так и для подарка.
- Возможность зарядки всех типов АКБ, включая AGM и гелевые
- Автоматическая «реанимация» сильно разряженных батарей
- Простота использования
Модели в линейке:
- Aurora Sprint 6– сила тока при зарядке 3 -6 А, емкость АКБ 7 – 240 Ач, индикатор зарядки
- Aurora Sprint 4– сила тока при зарядке 2 – 4 А, емкость АКБ 1.2 – 120 Ач
FUBAG MICRO 80/12
2 670 (емкость АКБ 3 – 80 А·ч, сила тока при зарядке 1 – 4 А)
Далее в рейтинге лучших зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов — еще один представитель класса микропроцессорных автоматических ЗУ, и снова от бренда, на слух привычного благодаря сварочной технике. Зарядное устройство от Fubag свое название действительно оправдывает – оно предельно компактно, весит всего полкилограмма. При этом поддерживается работа со свинцово-кислотными АКБ всех типов в диапазоне емкостей от 3 до 80 ампер-часов.
Управляется устройство всего одной кнопкой MODE, а вот со смыслом иконок у контрольных светодиодов стоит разобраться. Если «6V», «Автомобиль» и «Мотоцикл» понятны и так, то «Снежинка» – это специальный режим для работы при низких температурах, когда ЗУ отдает на батарею повышенное напряжение. «Ключ» же означает автоматический режим восстановления аккумулятора, который включается в начале цикла, если батарея неудовлетворительно принимает ток.
Зарядка удобна в работе и функциональна, но, увы, для большинства автомобильных аккумуляторов проиграет другим моделям по скорости. Дело в том, что ток здесь ограничивается на уровне 4 ампер – время полного цикла зарядки заметно возрастет. Если же нужно не «прогнать» батарею в свободное время, а по-быстрому ее зарядить, чтобы сразу поехать, Fubag окажется не лучшим выбором.
- Совместимость с AGM и гелевыми аккумуляторами
- Автоматическая десульфатация
- Отдельный режим для холодного времени года
- Компактность
- Невелик максимальный зарядный ток
Модели в линейке:
- FUBAG MICRO 80/12– емкость АКБ 3 – 80 А·ч, сила тока при зарядке 1 – 4 А
- FUBAG MICRO 40/12– емкость АКБ 6 – 40 А·ч, макс. сила тока при зарядке 2 А
- FUBAG MICRO 160/12– емкость АКБ 6 – 160 А·ч, сила тока при зарядке 2 – 8 А, защита от перезарядки
Источник