- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Термины и определения
- 4. Допустимые погрешности измерений параметров
- 5. Обозначение и маркировка
- 5.1. Обозначение аккумулятора и батареи
- 5.2. Выводы аккумуляторов и батарей
- 5.3. Маркировка
- 6. Стандартные аккумуляторы
- ГОСТ Р 53165-2008 Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники. Общие технические условия
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины и определения
- 4 Классификация и обозначения стартерных батарей, плотность электролита и напряжение при разомкнутой цепи
- 5 Условия поставки
- 6 Общие технические требования
- 7 Правила приемки
- 8 Общие условия испытаний
- 9 Методы испытаний
- 10 Требования
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные технические требования, требования к обозначению, маркировке, размерам, а также методы испытаний для определения основных характеристик и другие требования, предъявляемые к литиевым аккумуляторам и батареям, применяемым в оборудовании, предназначенном для портативного применения.
Целью настоящего стандарта является обеспечение покупателей и пользователей литиевых аккумуляторов и батарей набором критериев, по которым они могут сделать вывод о работе литиевых аккумуляторов и батарей, предлагаемых различными изготовителями, для того чтобы пользователи могли установить соответствие имеющихся в продаже аккумуляторов и аккумуляторных батарей декларируемым производителями требованиям и выбрать аккумулятор или батарею, наиболее подходящую для применения по назначению.
Стандарт устанавливает минимальные требования и методы испытаний, результаты которых должны быть доведены до сведения пользователей.
Стандарт распространяется на литиевые аккумуляторы и батареи с различным химическим составом. Каждая электрохимическая пара имеет свой диапазон напряжений, который определяет электрическую емкость, характеристики номинального напряжения и конечного напряжения при разряде. Пользователи литиевых аккумуляторов и батарей могут получить эту информацию у изготовителя.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты, обязательные при применении настоящего стандарта. Для датированных ссылочных документов применяют только указанное издание. Для недатированных ссылочных документов применяют последнее издание ссылочного документа, включая все изменения и поправки к нему.
МЭК 60050-486 Международный электротехнический словарь. Часть 486. Аккумуляторы и батареи
МЭК 60051 (все части) Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним
МЭК 60485 Цифровые электронные вольтметры постоянного тока и аналого-цифровые электронные преобразователи постоянного тока
МЭК 61000-4-2 Электромагнитная совместимость (ЭМС). Часть 4. Испытания и измерения технические. Раздел 2. Испытание на устойчивость к электростатическому разряду
3. Термины и определения
В настоящем стандарте используются следующие термины и определения, установленные в МЭК 60050-486.
3.1 отдача заряда (емкости) (charge ( capacity) recovery): Емкость, которую может отдать аккумулятор после заряда, следующего (по окончании проведения) за испытанием на сохранность заряда по 3.2.
3.2 сохранность заряда (емкости) ( charge (capacity) retention): Емкость, выраженная в процентах от номинальной емкости, которую может отдать аккумулятор после хранения в течение установленного времени при заданной температуре без последующего заряда.
3.3 конечное (конечное разрядное) напряжение ( final voltage ; end-of-discharge): Установленное напряжение замкнутой цепи, при котором разряд аккумулятора или батареи считается законченным.
3.4 номинальное напряжение (nominal voltage): Подходящее приблизительное значение напряжения, используемое для идентификации напряжения аккумулятора или батареи.
1. Номинальное напряжение литиевых аккумуляторов указано в таблице 1.
2. Номинальное напряжение батареи, состоящей из n соединенных последовательно аккумуляторов, равно номинальному напряжению отдельного аккумулятора, увеличенному в n раз.
3.5 номинальная емкость (rated capacity): Количество электричества С5 А · ч, выражаемое в ампер-часах, указанное изготовителем, которое может отдать аккумулятор или батарея при 5-часовом разряде в условиях заряда, хранения и разряда, установленных в 7.2.1.
3.6 литиевая аккумуляторная батарея (secondary lithium battery): Батарея, готовая к использованию, состоящая из одного или более литиевых аккумуляторов, соответствующего корпуса, соединительных выводов и которая может включать в себя электронное контрольное устройство.
3.7 литиевый аккумулятор (secondary lithium cell): Один аккумулятор, в котором электрическая энергия образуется в результате окисления и восстановления лития, не пригодный для использования по назначению, так как не имеет соответствующего конечного корпуса, и в связи с отсутствием соединительных выводов и электронного контрольного устройства.
4. Допустимые погрешности измерений параметров
Общая погрешность контролируемых или измеряемых значений относительно заданных или фактических значений должна находиться в следующих пределах:
a) ± 1 % — для напряжения;
b) ± 1 % — для тока;
c) ± 1 % — для емкости;
d) ± 2 °C — для температуры;
e) ± 0,1 % — для времени;
f) ± 0,1 % — для массы;
g) ± 0,1 % — для размеров.
Вышеуказанные допустимые погрешности измерений включают в себя комбинированную погрешность измерительных приборов, погрешность используемых технологий измерения, а также другие погрешности, возникающие в процессе испытаний.
Выбор измерительных приборов — в соответствии с МЭК 60051 для аналоговых приборов и МЭК 60485 — для цифровых приборов. Сведения об использованных приборах следует указывать в каждом отчете с результатами испытаний.
5. Обозначение и маркировка
5.1. Обозначение аккумулятора и батареи
Обозначение батарей должно иметь следующий вид:
обозначение аккумуляторов должно иметь следующий вид:
где N 1 — число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее;
А1 — обозначение системы отрицательного электрода, в котором:
L — металлический литий или сплав лития;
А2 — обозначение системы положительного электрода, в котором:
А3 — обозначение формы аккумулятора, в котором:
N 2 — максимальный диаметр (для R ) или максимальная толщина (для Р) в миллиметрах, округленные до следующего целого числа;
N 3 — максимальная ширина (для Р) в миллиметрах, округленная до следующего целого числа (не указывают для R ) ;
N 4 — максимальная высота в миллиметрах, округленная до следующего целого числа.
Примечание — Если некоторые размеры менее 1 мм, то используемый модуль выражается в десятых долях миллиметров и одиночное число обозначается tN;
N 5 — число параллельно соединенных аккумуляторов, если их два и более (не указывают, если значение равно 1);
ПРИМЕРЫ условных обозначений аккумуляторов и батарей:
ICR19/66 — цилиндрический литий-ионный аккумулятор с положительным электродом на основе кобальта, диаметром от 18 до 19 мм и высотой от 65 до 66 мм;
ICP9/35/150 — призматический литий-ионный аккумулятор с положительным электродом на основе кобальта, толщиной от 8 до 9 мм, шириной от 34 до 35 мм и высотой от 149 до 150 мм;
ICPt9/35/48 — призматический литий-ионный аккумулятор с положительным электродом на основе кобальта, толщиной от 0,8 до 0,9 мм, шириной от 34 до 35 мм и высотой от 47 до 48 мм;
1ICR20/70 — цилиндрическая литий-ионная батарея, состоящая из одного аккумулятора с положительным электродом на основе кобальта, диаметром от 19 до 20 мм и высотой от 69 до 70 мм;
2ICP20/34/70 — призматическая литий-ионная батарея, состоящая из двух последовательно соединенных аккумуляторов с положительным электродом на основе кобальта, толщиной от 19 до 20 мм, шириной от 33 до 34 мм и высотой от 69 до 70 мм;
1ICP20/68/70-2 — призматическая литий-ионная батарея, состоящая из двух параллельно соединенных аккумуляторов с положительным электродом на основе кобальта, толщиной от 19 до 20 мм, шириной от 67 до 68 мм и высотой от 69 до 70 мм
5.2. Выводы аккумуляторов и батарей
Настоящий стандарт не устанавливает требований к выводам аккумуляторов и батарей.
5.3. Маркировка
Каждый аккумулятор или батарея должны иметь четкую и прочную маркировку, содержащую следующую основную информацию:
— надпись «перезаряжаемый(ая) Li или Li-ion»;
— обозначение аккумулятора согласно 5.1;
— дату изготовления (может быть в виде кода);
— наименование или обозначение изготовителя или поставщика.
На батарее должна быть нанесена следующая дополнительная информация:
6. Стандартные аккумуляторы
Перечень стандартизованных литиевых аккумуляторов, используемых для сборки в батареи, приведен в таблице 1.
Таблица 1 — Стандартные литиевые аккумуляторы
Источник
ГОСТ Р 53165-2008 Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники. Общие технические условия
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ СВИНЦОВЫЕ
СТАРТЕРНЫЕ ДЛЯ АВТОТРАКТОРНОЙ
ТЕХНИКИ
Общие технические условия
IEC 60095-1:2006
Lead-acid starter batteries —
Part 1: General requirements and methods of test
(MOD)
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт стартерных аккумуляторов» (ОАО «НИИСТА») на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 44 «Аккумуляторы и батареи» Подкомитетом 1 «Свинцово-кислотные аккумуляторы и батареи»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. №604-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту МЭК 60095-1:2006 «Свинцово-кислотные стартерные батареи — Часть 1: Основные требования и методы испытаний» (IEC 60095-1:2006 «Lead-acid starter batteries — Part 1: General requirements and methods of test») путем изменения его структуры и выделения курсивом текста, отличающегося от МЭК 60095-1:2006.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).
Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении Г
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ГОСТ Р 53165-2008
(МЭК 60095-1:2006)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ СВИНЦОВЫЕ
СТАРТЕРНЫЕ ДЛЯ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ
Общие технические условия
Lead-acid storage starter batteries for motor-tractors. General specifications
Дата введения — 2009-07-01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на свинцовые стартерные аккумуляторные батареи с номинальным напряжением 12 В (далее — батареи), используемые для пуска двигателей внутреннего сгорания, освещения и питания электрического оборудования на автотракторной технике (автомобилях, автобусах, тракторах и др.).
Требования настоящего стандарта не могут быть применены к батареям для других целей, например, для пуска двигателей внутреннего сгорания автодрезин.
Настоящий стандарт устанавливает:
-основные функциональные характеристики, необходимые методы испытаний в зависимости от исполнения батарей.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р МЭК 95-2-93 Свинцово-кислотные стартерные батареи. Часть 2. Размеры батарей. Размеры и маркировка выводов
ГОСТ Р МЭК 95-4-93 Свинцово-кислотные стартерные батареи. Часть 4. Размеры батарей для тяжелых грузовиков
ГОСТ 8.051-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
ГОСТ 12.2.007.12-88 Система стандартов безопасности труда. Источники тока химические. Требования безопасности
ГОСТ 20.57.406-81 Комплексная система контроля качества. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические. Методы испытаний
ГОСТ 667-73 Кислота серная аккумуляторная. Технические условия
ГОСТ 6709-72 Вода дистиллированная. Технические условия
ГОСТ 9078-84 Поддоны плоские. Общие технические условия
ГОСТ 10354-82 Пленка полиэтиленовая. Технические условия
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 15846-2002 Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
ГОСТ 16511-86 Ящики деревянные для продукции электротехнической промышленности. Технические условия
ГОСТ 1847-79 Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры
ГОСТ 19360-74 Мешки-вкладыши пленочные. Общие технические условия
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 21650-76 Средства скрепления тарно-штучных грузов в транспортных пакетах. Общие требования
ГОСТ 23216-78 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний
ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения
ГОСТ 24597-81 Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры
ГОСТ 24634-81 Ящики деревянные для продукции, поставляемой для экспорта. Общие технические условия
ГОСТ 28840-90 Машины для испытания материалов на растяжение, сжатие и изгиб. Общие технические требования
ГОСТ 29329-92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 ток холодной прокрутки: Ток разряда IХ.П, А, указанный изготовителем, который может обеспечить батарея для пуска двигателя в заданных условиях.
3.3 емкость батареи: Количество электричества, А × ч, которое полностью заряженная батарея может отдать в заданных условиях. Емкость батареи может быть указана изготовителем как:
номинальная 20-часовая емкость С20: Расчетное количество электричества, А × ч, которое может отдать полностью заряженная батарея в течение 20 часов разряда номинальным током в заданных условиях, или
фактическая 20 -часовая емкость С20Ф: Получившаяся при разряде емкость, используемая для сравнения с номинальной;
номинальная резервная емкость Ср: Расчетное время разряда, мин, в течение которого батарея может иметь разрядный ток 25 А до конечного напряжения 10,50 В;
фактическая резервная емкость Срф: Получившееся время разряда для сравнения с номинальным.
Примечание — Для корреляции (соотношения) С20 и Ср см. приложение А.
3.4 прием заряда: Способность батареи принимать заряд в заданных условиях.
3.5 сохранность заряда: Способность залитой электролитом и заряженной батареи сохранять заряд при разомкнутой цепи в заданных условиях.
3.6 испытание на наработку:
коррозионное испытание на наработку: Способность батареи выдерживать повторяющиеся периоды перезаряда /хранения;
испытание на наработку циклированием: Способность батареи выдерживать циклы разряда/заряда и длительные периоды простоя при разомкнутой цепи.
3.7 расход воды: Скорость разложения воды при перезаряде батареи, определяющая безуходность.
Примечание — Батареи с регулирующим клапаном имеют очень малый расход воды и не предназначены для доливки дополнительной воды.
3.8 сухозаряженная батарея (или батарея с сохраняющимся зарядом): Аккумуляторная батарея, хранящаяся без электролита, электроды которой находятся в сухом заряженном состоянии.
3.9 сопротивление вибрации: Способность батареи сохранять работоспособность при периодических или нерегулярных воздействиях сил ускорения.
3.10 невыливаемость: Способность батареи к сохранению электролита при заданных физических условиях.
4 Классификация и обозначения стартерных батарей, плотность электролита и напряжение при разомкнутой цепи
В зависимости от применения установлены следующие классы батарей:
— класс A — стартерные батареи, применяемые при обычном цитировании и механических нагрузках;
— класс B — стартерные батареи, применяемые при значительно более высоких требованиях к цитированию и механическим нагрузкам;
— класс C — стартерные батареи, функционирующие при высоких температурах.
Батареи различают по их виду следующим образом:
— батарея открытая (с жидким электролитом) — батарея, имеющая общую крышку с одним или несколькими вентиляционными отверстиями, через которые могут выделяться газообразные продукты;
— батарея с регулирующим клапаном (с газовой рекомбинацией) — батарея, у которой при нормальных условиях работы клапан закрыт, но устройство которого позволяет выделяться газу при превышении внутреннего давления заранее установленного значения. В батарею нельзя доливать воду или электролит. В батареях этого типа электролит находится в связанном состоянии.
Плотность электролита в полностью заряженных открытых батареях с вентиляционными отверстиями должна быть в диапазоне от 1,27 до 1,30 кг/дм 3 при температуре 25 °С.
Примечание — В батареях с регулирующим клапаном электролит недоступен и поэтому его плотность нельзя проверить.
Напряжение полностью заряженных батарей после не более 24 ч выдержки при температуре 25 °C при разомкнутой цепи должно быть в диапазоне от 12,70 до 12,90 B для открытых видов батарей и не менее 12,80 B — для видов с регулирующим клапаном, VRLA (если нет других указаний изготовителя).
Изготовитель должен точно указывать плотность электролита, напряжение разомкнутой цепи с допуском. При отсутствии такой информации испытания открытых батарей должны проводиться при плотности электролита (1,28 ± 0,01) г/см 3 при температуре 25 °C или при напряжении разомкнутой цепи (12,76 ± 0,06) B при температуре 25 °C, а испытания батарей с регулирующим клапаном должны проводиться при напряжении не менее 12,80 В.
4.4.1 Основные параметры и размеры батарей, их условные обозначения должны быть указаны в нормативных документах (далее — ИД) на батареи конкретного типа.
4.4.2 Условное обозначение типов батарей и их исполнений устанавливают по следующей схеме:
Пример условного обозначения батарей, состоящих из шести аккумуляторов номинальной емкостью 55 А × ч, с нормальным расходом воды N, поставляемых в готовом для работы состоянии (залитых электролитом и заряженных):
— тоже с малым расходом воды:
— то же с очень малым расходом воды:
— то же с регулирующим клапаном:
В НД на батареи конкретных типов допускается (при необходимости) указывать дополнительные обозначения.
5 Условия поставки
5.1 Новые батареи открытого исполнения (вентилируемые) могут поставляться в готовом к применению состоянии (заполненными электролитом и заряженными) либо сухозаряженными (с сохранением заряда незаполненные электролитом).
Плотность электролита для заполнения этих батарей перед использованием (при отсутствии других рекомендаций изготовителя) должна быть (1,28 ± 0,01) г/см 3 при температуре 25 °С.
5.2 Батареи с регулирующим клапаном должны поставляться в готовом к применению состоянии, плотность электролита в них нельзя проконтролировать, так как он недоступен.
6 Общие технические требования
Батареи, поставляемые на экспорт, в том числе в страны с тропическим климатом, следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта и НД на батареи конкретного типа по конструкторской документации.
* Размер, обеспечиваемый инструментом.
1 Допускаются диаметры полюсных выводов с допуском — 0,4.
2 Размеры выводов под болт должны быть указаны в НД на батареи конкретного типа.
Рисунок 1 — Размеры выводов батарей
— от минус 40 °C до плюс 60 °C (климатическое исполнение вида ТУ категории размещения 2 по ГОСТ 15150);
— от минус 50 °C до плюс 60 °C (для батарей с повышенной холодостойкостью) (климатическое исполнение вида УХЛ категории размещения 2 по ГОСТ 15150).
При изменении температур в указанных пределах должна сохраняться герметичность батарей.
Примечание — Данное требование подлежит проверке в случае, когда ток холодной прокрутки менее 9 С20 А.
6.2.9 Расход воды при перезаряде открытых батарей при постоянном напряжении (14,4 ± 0,05) В за 21 сут должен быть не более 4 г на 1 А × ч номинальной емкости для батарей с малым расходом воды L и не более 1 г на 1 А × ч — с очень малым расходом воды VL.
6.2.11 При установке на автомобили крепление батарей посредством неотъемлемых частей (например, нижних бортиков) должно соответствовать требованиям ГОСТ Р МЭК 95-2 и ГОСТ Р МЭК 95-4.
6.3.1 Электрические параметры батарей должны соответствовать значениям, приведенным в 6.3.1.1 — 6.3.1.7.
Стартерные характеристики сухозаряженных батарей при начальной температуре заливаемого электролита (25 ± 5) °С и при токе разряда IХП, указанном в НД на батареи конкретного типа, в течение первого года хранения должны быть не менее указанных в таблице 9.
6.3.1.2 Заряженность залитых электролитом батарей проверяют измерением напряжения разомкнутой цепи, которое должно быть не менее 12,7В.
При приемке батарей потребителем напряжение разомкнутой цепи должно быть не менее 12,6 В.
6.3.1.3 Электролит для заливки батарей должен представлять собой водный раствор серной кислоты. Химический состав серной кислоты высшего сорта — по ГОСТ 667. Химический состав воды — по ГОСТ 6709.
6.3.1.4 Номинальная емкость батарей С20, А × ч, при 20-часовом режиме разряда или резервная емкость Ср, определяемая как время разряда, мин, должна быть достигнута на одном из первых трех разрядов по 8.5.1.
6.4.1 Батареи должны изготовляться в климатических исполнениях видов УХЛ или ТУ категории размещения 2 по ГОСТ 15150, при этом температура окружающего воздуха при эксплуатации должна быть от минус 50 °C до плюс 60 °C для вида УХЛ и от минус 40 °C до плюс 60 °C — для вида ТУ.
длительность импульсов, мс. …………..2 — 15 (только в вертикальном направлении)
ориентировочное число ударов в минуту. 40 — 80.
6.5.3 Средний срок службы батарей с нормальным расходом воды в эксплуатации должен быть не менее 24 мес при наработке транспортного средства в пределах этого срока не более 90 тыс. км пробега или 3 000 моточасов, а батарей с уменьшенным расходом воды и VRLA — не менее 48 мес при наработке транспортного средства в пределах этого срока не более 100 тыс. км пробега.
Средний срок службы или наработку батарей в эксплуатации определяют до момента снижения емкости ниже 40 % номинальной или снижения продолжительности стартерного режима разряда током 0,61хп, но при температуре электролита (25 ± 5) °C до конечного напряжения 9,0 B менее 1,5 мин.
6.6.1 Идентификация, маркировка
На батареи в соответствии с требованиями настоящего стандарта, сверху или на одной из четырех сторон, должны быть нанесены:
— товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
— условное обозначение батареи;
— знаки полярности: плюс «+» и минус «-»;
— дата изготовления (месяц, год);
— обозначение НД на батареи конкретного типа;
— номинальная емкость, А × ч;
— номинальное напряжение, B;
— ток холодной прокрутки, А;
— масса батареи (если она равна 10 кг и более);
— знаки безопасности (см. приложение Б);
— символ переработки (см. приложение В).
Маркировка батарей, предназначенных для экспорта, должна содержать
— условное обозначение батареи;
— знаки полярности: плюс «+» и минус «-»;
— дату изготовления (месяц, год);
— обозначение настоящего стандарта;
— номинальную емкость, , А × ч;
— номинальное напряжение, B;
— ток холодной прокрутки, А;
— надпись «Сделано в России»;
— массу батареи (если она равна 10 кг и более);
— знаки безопасности (см. приложение Б);
— символ переработки (см. приложение В).
Состав и содержание маркировки батарей, предназначенных для экспорта, устанавливают в договоре между предприятием-изготовителем и потребителем (продавцом).
6.6.2 Маркировку наносят и выполняют в соответствии с конструкторской документацией на батареи конкретного типа.
6.6.3 Маркировка батарей должна быть разборчивой и прочной. Качество маркировки должно сохраняться при эксплуатации, транспортировании и хранении батарей в режимах и условиях, установленных в настоящем стандарте или НД на батареи конкретного типа.
6.7.1 Упаковка батарей должна соответствовать требованиям настоящего стандарта, ГОСТ 23216 и НД на батареи конкретного типа.
При упаковке батарей следует применять контейнеры по ГОСТ 18477, поддоны по ГОСТ 9078, деревянные ящики и другие виды тары, обеспечивающей сохранность батарей при транспортировании и хранении в соответствии с НД на батареи конкретного типа.
При отгрузке без поддонов батареи должны быть упакованы в ящики из гофрированного картона или в резиновую или полиэтиленовую тару.
Упаковка батарей, предназначенных для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, — по ГОСТ 15846.
При отгрузке на поддонах и в контейнерах батареи без электролита не упаковывают при условии предохранения их от загрязнения.
Батареи в транспортные средства следует укладывать пакетами согласно правилам перевозки грузов, утвержденным для транспорта каждого вида, причем масса пакета должна быть не более 1 500 кг.
Прочность упаковки залитых электролитом батарей должна соответствовать условиям транспортирования C, а защита от воздействия климатических факторов внешней среды — категории КУ — 0,1 по ГОСТ 23216.
При упаковывании следует использовать деревянные ящики по ГОСТ 16511 или другие плотные деревянные ящики, соответствующие требованиям настоящего стандарта. Упаковывание должно обеспечивать сохранность батарей и препятствовать их перемещению при транспортировании.
Перед установкой в деревянные ящики или на поддоны по ГОСТ 9078 батареи помещают в полиэтиленовые мешки-вкладыши по ГОСТ 19360 или заворачивают в полиэтиленовую пленку по ГОСТ 10354.
При упаковывании батарей следует использовать амортизирующие материалы (гофрокартон, древесную стружку, отходы производства и др.).
Масса брутто грузового места не должна превышать 400 кг, а при использовании деревянного ящика — 94 кг.
Батареи, предназначенные для экспорта, должны быть упакованы в деревянные ящики, изготовленные по ГОСТ 24634 или в соответствии с договором между предприятием-изготовителем и внешнеэкономической организацией или контрактом.
6.7.2 Маркировка транспортной тары — по ГОСТ 14192 с нанесением манипуляционных знаков: «Хрупкое. Осторожно», «Верх», «Беречь от влаги».
6.7.3 Маркировка залитых электролитом батарей, характеризующая транспортную опасность груза, — по ГОСТ 19433 с указанием знака опасности, соответствующего классу 8, подклассу 8.1, классификационному шифру 8.1.2.1.
6.7.4 Каждая отгружаемая партия батарей должна сопровождаться документом, удостоверяющим ее качество, содержащим:
— номер партии или дату изготовления;
— основные параметры (номинальное напряжение, номинальная емкость, , А × ч, или резервная емкость, мин);
— штамп технического контроля;
— массу брутто, кг.
Каждая батарея должна сопровождаться руководством по эксплуатации. По согласованию с потребителем число прилагаемой эксплуатационной документации может быть меньше числа отгружаемых батарей.
6.8.1 Требования безопасности к конструкции батарей — по ГОСТ 12.2.007.12 с учетом изложенного в настоящем стандарте.
7 Правила приемки
7.1 Для проверки соответствия батарей требованиям настоящего стандарта или НД на батареи конкретного типа устанавливают следующие виды испытаний: приемо-сдаточные, периодические, на надежность (сохраняемость, долговечность) и типовые.
7.2 Приемо-сдаточные испытания
7.2.1 При приемо-сдаточных испытаниях батареи предъявляют к приемке партиями. За партию принимают батареи одного типа, изготовленные в течение одних суток, но не более 3 500 шт.
7.2.2 Испытания проводят по планам сплошного контроля.
Состав и последовательность приемо-сдаточных испытаний должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1 — Состав и последовательность приемо-сдаточных испытаний
Номер подраздела, пункта
1 Проверка правильности и четкости маркировки
2 Проверка внешнего вида
3 Проверка расположения выводов
4 Проверка герметичности батарей без электролита
7.3 Периодические испытания
7.3.1 Периодическим испытаниям подвергают батареи, выдержавшие приемо-сдаточные испытания, по плану выборочного двухступенчатого контроля на выборке n1 = 3 и п2 = 6 с приемочным числом С = 0.
7.3.2 Испытания батарей проводят на представительной выборке, состоящей из изделий одного типа. В состав представительной выборки включают изделия из различных партий, но с момента изготовления которых прошло не более 30 сут для батарей с электролитом или 60 сут — для батарей без электролита (сухозаряженных).
7.3.3 Состав периодических испытаний, деление его на группы и периодичность проведения испытаний должны соответствовать указанным в таблице 2.
Таблица 2 — Состав периодических испытаний
Вид испытания и проверки
Номер подраздела, пункта, подпункта
1 Проверка габаритных размеров батарей
Один раз в 3 мес
2 Проверка размеров выводов
3 Проверка массы
1 Проверка сухозаряженности
Один раз в месяц
2 Испытание на емкость при 20-часовом режиме разряда или резервную
3 Испытание током холодной прокрутки при температуре минус (18 ± 1) °С или минус (30 ± 1) °С
Испытание на долговечность (наработку циклированием)
Один раз в 6 мес
Испытание на прием заряда
Один раз в 6 мес
Испытание на саморазряд
Один раз в 12 мес
Испытание узлов пайки и токоведущих деталей
Один раз в 6 мес
Испытание на расход воды при перезаряде
Один раз в 6 мес
Проверка прочности переносных устройств
Один раз в 12 мес
Испытание на срок сохраняемости сухозаряженности
Один раз в 12 мес
* Испытаниям подвергают батареи без электролита или моноблоки с встроенными переносными устройствами.
Последовательность испытаний, независимо от групп, должна соответствовать указанным в 8.5.
Испытания по группе испытаний П-1, кроме пункта 4 таблицы 2 (см. 6.2.5) и П-8, проводят на батареях любой выборки перед испытаниями на электрические характеристики. Испытания по 6.2.5 проводят на самостоятельной выборке батарей без электролита.
7.3.4 Батареи, выдержавшие испытания по группам П-1, кроме пункта 4 таблицы 2, П-2, П-4 и П-5 допускается отгружать потребителю отдельными партиями.
7.4 Испытания на надежность
Испытание батарей на назначенный срок хранения (см. 6.5.2) проводят на трех батареях каждого типа один раз в год с целью определения показателей хранения, кроме срока сохраняемости сухозаряженности.
Результаты испытаний оформляют протоколом. Протокол испытаний на сохраняемость предъявляют потребителю по его требованию.
7.5 Типовые испытания
7.5.1 Типовым испытаниям по 6.2.6, 6.4.2 и 6.4.3 подвергают батареи, выдержавшие приемосдаточные испытания.
7.5.2 Типовым испытаниям подвергают батареи по программе и в объеме, утвержденным в установленном порядке.
Результаты испытаний оформляют протоколом. Протокол испытаний предъявляют потребителю по его требованию.
7.6 Приемку батарей проводит потребитель по ГОСТ 24297 выборочным двухступенчатым контролем по планам приемо-сдаточных или отдельным пунктам периодических испытаний при выборке п1 = 3 и п2 = 6 с приемочным числом С = 0.
За партию принимают батареи одного типа, оформленные одним документом о качестве. Результаты испытаний распространяют на всю партию.
Проверке на состояние заряженности потребитель подвергает батареи с электролитом, с момента отгрузки которых с предприятия-изготовителя прошло не более 60 сут. При этом заряженность батарей должна быть не менее 12,6 В.
8 Общие условия испытаний
Все испытания должны проводиться на новых образцах батарей. Образцы считают новыми не позже:
30 дней от даты отправки изготовителем для батарей с электролитом;
60 дней от даты отправки изготовителем для сухозаряженных батарей или батарей с сохранением заряда.
Испытания проводят в нормальных климатических условиях по ГОСТ 20.57.406 при номинальных значениях параметров потребляемой энергии и нагрузке с учетом изложенного ниже.
Все испытания, за исключением испытания по 9.10, должны проводиться на полностью заряженных батареях.
Открытые батареи должны считаться полностью заряженными, если они подвергались одной из двух методик заряда по 8.2.1 или 8.2.2 при температуре (25 ± 10) °С. При необходимости должна использоваться соответствующая система регулирования температуры, например водяная ванна.
Батареи с регулирующим клапаном должны считаться полностью заряженными, если они подвергались одной из двух методик заряда по 8.2.3 или 8.2.4 при температуре (25 ± 10) °С. При необходимости должны использоваться системы регулирования температуры, например водяная ванна.
8.2.1 Заряд открытых батарей при постоянной величине тока (одноступенчатый метод) Батареи должны заряжаться при постоянной величине тока 2 Iном до стабилизации напряжения, если в результате трех последовательных измерений с интервалом 15 мин напряжение или плотность электролита, в зависимости от температуры батареи, остаются неизменными.
Батареи должны заряжаться при постоянном напряжении U в течение 20 ч с ограничением максимального тока до 5 Iном, причем постоянное напряжение U устанавливают в зависимости от расхода воды в батарее (в процессе испытаний цитированием):
— нормальный расход воды U = (14,80 ± 0,10) В;
— малый расход воды U = (15,20 ± 0,10) В;
— очень малый расход воды U = (16,00 ± 0,10) В.
Затем проводят заряд при постоянной величине тока Iном в течение 4 ч.
При определении характеристик прокрутки (в соответствии с 9.3) время заряда при постоянном напряжении может быть ограничено до 10 ч.
Примечание — Если отсутствуют полные сведения о конструкции батареи или отсутствует спецификация от изготовителя, то рекомендуется проводить заряд в соответствии с 8.2.2 при напряжении U = 14,80 В.
Батарея должна заряжаться при постоянной величине тока 2 Iном до достижения напряжения 14,40 В, затем — при постоянной величине тока Iном в течение 4 ч.
Батарея должна заряжаться при постоянном напряжении (14,40 ± 0,10) В в течение 20 ч с ограничением максимального тока 5 Iном, затем — при постоянной величине тока 0,5 Iном в течение 4 ч.
Примечание — Если отсутствуют полные сведения о конструкции батареи или отсутствует спецификация от изготовителя, то рекомендуется проводить заряд в соответствии с настоящим пунктом (см. 8.2.4).
Сухозаряженные батареи должны заливаться соответствующим электролитом (в соответствии с 4.3) до указанного максимального уровня посредством внутренних или внешних меток на батарее или в соответствии с инструкциями изготовителя.
8.4.1 Электрические измерительные приборы
Используемые электрические измерительные приборы должны быть пригодны для измерения напряжения или тока на батареях:
Для измерения напряжения используют цифровые вольтметры с точностью ± 0,04 В или выше;
Для измерения тока используют цифровые амперметры с точностью 1,0 % или выше. Общая точность комплекта из амперметра, шунта и выводов должна быть 1,0 % или выше.
8.4.2 Измерение температуры
Термометры для измерения температуры батареи должны иметь необходимый диапазон, и цена деления шкалы не должна превышать 1 К. Точность градуировки приборов должна быть не менее 0,5 К.
8.4.3 Измерение плотности
Плотность электролита измеряют ареометрами, имеющими градуированную шкалу, либо оборудованные цифровыми дисплеями, способными регистрировать увеличение на 0,005 кг/дм 3 (0,005 г/см 3 ).
8.4.4 Измерение времени
Приборы для измерения времени при испытаниях должны быть проградуированы в часах, минутах, секундах. Класс точности приборов должен быть ± 0,1 % во всех случаях испытаний на ток холодной прокрутки, когда точность при измерении продолжительности в секундах должна составлять ± 1,0 %.
a) Сначала батареи подвергают следующим испытаниям:
— первому испытанию на определение характеристик прокрутки;
— второму испытанию на определение характеристики прокрутки;
— третьему испытанию на определение характеристики прокрутки.
b) Последующие испытания в соответствии с таблицей 3 должны проводиться, если батареи выдержали предыдущие испытания, и не позже чем через неделю после завершения испытаний по перечислению а).
Таблица 3 — Порядок проведения испытаний батарей
Первое на 20-часовую емкость
Первое на резервную емкость
Первое на характеристику прокрутки
Второе на 20-часовую емкость
Второе на резервную емкость
Второе на характеристику прокрутки
Третье на 20-часовую емкость
Третье на резервную емкость
Третье на 20-часовую емкость
Третье на резервную емкость
Третье на характеристику прокрутки
Сохранность заряда (9.5)
Прием заряда (9.4)
Невыливаемость электролита (9.9)
Примечание — Испытание на расход воды следует применять только к батареям с вентиляционными отверстиями с «малой потерей воды» или с «очень малой потерей воды» в соответствии с 4.3 .
8.5.2 Сухозаряженные батареи или батареи с сохранением заряда.
a) Сначала батареи подвергают следующему испытанию:
— начальная характеристика прокрутки после заливки электролитом (см. 9.10).
b) Испытания по таблице 3 не должны проводиться, если батареи не выдержали предыдущие испытания или если после окончания испытаний прошло больше недели.
9 Методы испытаний
9.1.1 В течение всей продолжительности испытаний батарея должна быть помещена в водяную ванну при температуре (25 ± 2) °С. Основание полюсного вывода батареи должно находиться не менее чем на 15 мм и не более чем на 25 мм выше уровня воды. При размещении нескольких батарей в той же водяной ванне расстояние между ними, а также расстояние до стенок ванны должно быть не менее 25 мм.
9.1.2 Батарея должна разряжаться током постоянной величины Iном ± 2 % до падения напряжения на полюсных выводах до (10,50 ± 0,05) В. Длительность t ,ч, разряда должна быть записана. Начало разряда должно быть не ранее 1 ч и не позже 5 ч после завершения заряда в соответствии с 8.2.
Температура электролита, измеренная, если это возможно, в одном из центральных аккумуляторов перед началом разряда, должна быть (25 ± 2) °С .
9.1.3 Емкость С20, А × ч, определяют по формуле
При конечной температуре, отличающейся от (25 ± 2) °С, при расчете может использоваться следующая формула с температурной поправкой:
где T — фактическая конечная температура.
9.2.1 Батарея в течение всего испытания должна находиться в водяной ванне при температуре (25 ± 2) °С. Основание полюсного вывода должно находиться не менее чем на 15 мм и не более чем на 25 мм выше уровня воды. Если в водяную ванну помещены несколько батарей, то расстояние между ними, а также расстояние до стенок ванны должно быть 25 мм.
9.2.2 Не ранее чем через 1 ч и не позже чем через 5 ч после конца заряда в соответствии с 8.2 батарея должна быть разряжена током 25 А ± 1 % до падения напряжения на полюсных выводах до (10,50 ± 0,05) В. Длительность разряда t, мин, должна быть записана Ср = t.
Температура электролита в батарее Т, мин, измеренная в одном из центральных аккумуляторов, если это возможно, перед началом разряда, должна быть (25 ± 2) °С.
При конечной температуре, отличающейся от температуры (25 ± 2) °С, может использоваться следующая формула с температурной поправкой:
9.3.1 Испытание на определение характеристики прокрутки — стандартная температура
9.3.1.1 Через 24 ч после подготовки в соответствии с 8.2 батарею помещают в холодильную камеру с (принудительной) циркуляцией воздуха при температуре минус (18 ± 1) °С до достижения температуры в одном из средних аккумуляторов минус (18 ± 1) °С.
Примечание — Обычно принято, чтобы требуемая температура была достигнута после пребывания в холодильной камере в течение не менее 24 ч.
9.3.1.2 После окончания периода охлаждения в течение 2 мин батарея должна разряжаться внутри холодильной камеры либо вне ее током Ix.n (см. 7.1.1). В течение разряда величина тока должна быть постоянной в пределах ± 0,5 %.
Примечание — Подпункты 9.3.1.1 — 9.3.1.3 содержат описание первой ступени испытания на определение характеристики прокрутки.
9.3.1.5 Затем батарея должна разряжаться током постоянной величины 0,6 Iх.п ± 0, 5 %.
Примечание — Подпункты 9.3.1.4 — 9.3.1.6 содержат описание второй ступени испытания на определение характеристики прокрутки.
9.3.2 Испытание на определение характеристики прокрутки — очень холодный климат
Данное испытание проводят только при указании изготовителем применения батарей для очень холодного климата.
Метод испытания тот же, что определен выше для стандартных температур, °С, но при следующих условиях:
— температура в холодильной камере минус (29 ± 1) °С;
— IХП— величина тока для очень холодного климата, установленная изготовителем и указанная на этикетке батареи.
9.4.1 Испытание проводят на батареях, заряженных по 8.2.2 (батареи открытые) или 8.2.4 (батареи VRLA).
9.4.2 На все время испытаний батарею помещают в водяную ванну при температуре (25 ± 2) °С. Основание полюсного вывода батареи должно находиться не менее чем на 15 мм, но не более чем на 25 мм выше уровня воды. При размещении нескольких батарей в той же водяной ванне расстояние между ними, а также расстояние от батарей до стенок ванны должно быть, по крайней мере, 25 мм.
9.4.3 Батарея должна разряжаться при температуре (25 ± 2) °С током I0 = С20 / 10ч, А, в течение 5 ч.
Величина С20 должна быть максимальной из трех предыдущих разрядов в соответствии с 9.1. 9.4.4 Сразу после разряда батарею охлаждают в течение не менее 20 ч при температуре (0 ± 1) °С.
Примечание — Обычно принято, что требуемая температура достигается не ранее чем через 24 ч после размещения в холодильной камере.
9.4.5 При температуре (0 ± 1) °С батарея должна заряжаться при постоянном напряжении (14,40 ± 0,10) В.
После 10 мин заряда величину зарядного тока записывают.
9.5.1 Полностью заряженная (в соответствии с 8.2) батарея с вентиляционными пробками, плотно пригнанными на месте, и чистой сухой поверхностью должна храниться при температуре (40 ± 2) °С при разомкнутой цепи в течение времени t по 9.5.3. Зажимы или кабели к полюсным выводам не присоединяют.
9.5.2 После периода бездействия батареи подвергают без подзаряда испытанию на определение характеристики прокрутки при температуре минус 18 °С током I = 0,6 Iх.п Напряжение после 30 с U30c разряда записывают.
батареи с нормальным расходом воды N. ……t = 10 дней
батареи с малой потерей воды L. ………….t = 14 дней
батареи с очень малой потерей воды VL. …….t = 49 дней
батареи с регулирующим клапаном VRLA. …t = 49 дней.
9.6.1.1 Испытание проводят на полностью заряженных батареях в соответствии с 8.2.2 (батарея открытая) или с 8.2.4 (VRLA), но с ограничением времени заряда при постоянном напряжении до 10 ч.
9.6.1.2 Батарею помещают в водяную ванну при температуре (60 ± 2) °С. Основание полюсного вывода батарей должно находиться не менее 15 мм и не более чем на 25 мм выше уровня воды. При размещении нескольких батарей в той же водяной ванне расстояние между ними, а также расстояние от батарей до стенок ванны должно быть не менее 25 мм.
9.6.1.3 Батарея при температуре (60 ± 2) °С должна заряжаться при постоянном напряжении (14,00 ± 0,10) В в течение 13 дней.
9.6.1.4 Батарея должна находиться при разомкнутой цепи при температуре (60 ± 2) °С в течение 13 дней. Стыковые зажимы или кабели к полюсным выводам не присоединяют.
9.6.1.5 Батарея должна охлаждаться до температуры (25 ± 2) °С. Следует добавлять в батарею очищенную воду при необходимости поддержания уровня электролита в соответствии с рекомендациями изготовителя (это неприменимо к батареям VRLA).
9.6.1.6 Затем батарею заряжают в соответствии с 8.2.2 (батареи открытые) или с 8.2.4 (VRLA), нос ограничением времени заряда при постоянном напряжении до 6 ч.
9.6.1.8 Батарею разряжают током 0,6Iхппри температуре (25 ± 2) °С в течение 30 с. Напряжение на 30 с записывают.
9.6.1.9 Последовательность по 9.6.1.1 — 9.6.1.7 составляет одну единицу коррозионных испытаний.
9.6.1.10 Последовательность по 9.6.1.1 — 9.6.1.8 повторяют и испытание завершают при достижении напряжения на батарее менее 7,2 В через 30 с при разряде током 0,6Ixп при температуре (25 ± 2) °С по 9.6.1.8.
9.6.1.11 Требования к числу циклов (см. раздел 10).
9.6.2.1 Испытания проводят на полностью заряженных батареях в соответствии с 8.2.
9.6.2.2 В течение всего периода испытаний, за исключением испытания на быстрый разряд при температуре минус (18 ± 1) °С, батарея должна быть помещена в водяную ванну при температуре (25 ± 2) °С. Основание полюсного вывода батареи должно находиться не менее чем на 15 мм и не более чем на 25 мм выше уровня воды. При размещении нескольких батарей в той же водяной ванне расстояние между ними, а также расстояние от батарей до стенок ванны должно быть не менее 25 мм.
9.6.2.3 Во время испытаний, при необходимости, в батарею с нормальным расходом воды доливают очищенную воду для поддержания уровня электролита в соответствии с рекомендациями изготовителя, за исключением батарей с «малой потерей воды», «очень малой потерей воды» и VRLA.
9.6.2.4 Батареи должны присоединяться к устройству, с помощью которого они подвергаются серии требуемого числа циклов заряда/разряда. Каждый цикл заряда/разряда должен содержать:
a) разряд в течение 1 ч током I = 5 Iном ;
b) и сразу же последующий заряд:
— в течение 2 ч 55 мин при напряжении в зависимости от технологии производства батарей, влияющей на расход воды (см. таблицу 4), с ограничением максимального тока не более Iмакс= 10Iном, (см. 3.2) и
— в течение 5 мин при токе постоянной величины I = 2,5 Iном (N, L,VL),
— в течение 5 мин током постоянной величины I = 0,5 Iном (VRLA).
9.6.2.5 Испытание заканчивают при падении напряжения батареи ниже 10,50 В во время разряда перед завершением требуемого числа циклов (см. раздел 10).
9.6.2.6 По окончании цитирования батарею помещают в холодильную камеру с принудительной циркуляцией воздуха при температуре минус (18 ± 1) °С в течение не менее 20 ч или до достижения температуры в одном из средних аккумуляторов минус (18 ± 1) °С.
9.6.2.7 После окончания периода охлаждения батарею разряжают током 0,6IХП.
9.6.2.8 После 30 с разряда измеряют напряжение на полюсных выводах батареи. Оно должно быть не менее 7,20 В. После достижения напряжения 7,20 В и ниже разряд должен быть завершен.
9.6.2.9 Условия заряда
Зарядное напряжение (см. таблицу 4) зависит от технологии производства батареи, влияющей на расход воды или от типа батареи. Расход воды должен быть заявлен изготовителем. При отсутствии заявления изготовителя его следует определять испытанием по 9.5 и 9.7.
Таблица 4 — Зарядное напряжение
Зарядное напряжение, В
С регулирующим клапаном VRLA
14,40 ± 0,10 или 14,80 ± 0,10
(согласно рекомендации изготовителя)
9.6.2.10 Требования: число циклов см. раздел 10.
9.6.3.1 Испытание проводят на заряженных батареях в соответствии с 8.2.2 (батареи с вентиляционными отверстиями) или 8.2.4 (батареи VRLA).
9.6.3.3 Во время испытания, при необходимости, очищенную воду добавляют в батарею для поддержания уровня электролита в соответствии с рекомендациями изготовителя за исключением батарей «с малой потерей воды», «очень малой потерей воды» и VRLA.
9.6.3.4 Батареи должны присоединяться к устройству, с помощью которого их подвергают серии из 18 циклов; каждый цикл состоит из:
a) разряда в течение 2 ч током I = 5 Iном ,
b) и сразу же с последующим зарядом:
— в течение 4 ч 45 мин при напряжении в зависимости от технологии производства батарей, влияющей на расход воды (см. таблицу 4) с ограничением максимального тока, А, не более Iмакс = 5 Iном (см. 3.2) и
— в течение 15 мин током постоянной величины I = 2,5 Iном (N, L, VL),
— в течение 15 мин током постоянной величины I = 0,5 Iном (VRLA).
9.6.3.5 Батарею при температуре (25 ± 2) °С заряжают в соответствии с 8.2.2 (открытые батареи) или 8.2.4 (VRLA), но с ограничением времени заряда при постоянном напряжении до 6 ч.
9.6.3.6 Батарея должна находиться при разомкнутой цепи при температуре (25 ± 2) °C в течение 5 ч.
9.6.3.7 Затем батарею разряжают током I = 5 Iном до напряжения (10,0 ± 0,05) В (емкость С).
9.6.3.9 Последовательность по 9.6.3.2 — 9.6.3.8 должна составлять одну единицу испытаний на циклирование.
9.6.3.10 Последовательность по 9.6.3.2 — 9.6.3.8 повторяют до требуемого числа циклов. Фактическая емкость в конце последнего цикла должна быть С ³ 0,5 С20.
9.6.3.11 При достижении критериев емкости С ³ 0,5 С20 батарею помещают в холодильную камеру с (принудительной) циркуляцией воздуха при температуре минус (18 ± 1) °С в течение не менее 20 ч или до достижения температуры в одном из средних аккумуляторов минус (18 ± 1)°С.
9.6.3.12 После окончания охлаждения батарею разряжают током 0,6IХП.
9.6.3.13 После 30 с разряда измеряют напряжение на полюсных выводах батареи. Оно должно быть не менее 7,20 В. После этого разряд завершают.
9.6.3.14 Требования: число периодов в соответствии с разделом 10.
9.6.4 Испытание на циклирование 3 (применительно к открытым батареям с С20 от 60 до 220 А × ч)
9.6.4.1 Испытание провоят на батареях, полностью заряженных по 8.2.2 (открытые батареи).
9.6.4.2 В течение всей продолжительности испытаний батарею помещают в водяную ванну при температуре (25 ± 2) °С. Основание полюсного вывода батареи должно находиться не менее чем на 15 мм и не более чем на 25 мм выше уровня воды. При размещении нескольких батарей в той же водяной ванне расстояние между ними, а также расстояние от батарей до стенок ванны должно быть не менее 25 мм.
9.6.4.3 В батарею, при необходимости, доливают очищенную воду для поддержания уровня электролита, рекомендованного изготовителем.
9.6.4.4 Разряд проводят током в соответствии с таблицей 5 в течение 1 ч с последующим зарядом током, указанным также в таблице 5, в течение 5 ч.
Эти разряд и заряд составляют один цикл.
Таблица 5 — Разрядный и зарядный токи
Разрядный ток, А
От 60 до 90 А × ч включительно
От 90 до 220 А × ч включительно
9.6.4.6 Батареи подвергают заряду током в соответствии с таблицей 5 до момента, когда напряжение на полюсных выводах батареи или плотность электролита (приведенного к температуре 25 °С), измеряемое через каждые 15 мин, будут постоянной величины при трех измерениях подряд.
9.6.4.7 Емкость батареи, полученная в результате разряда в течение всего испытания по 9.6.4.5, позволяет определить на графике число циклов наработки. Когда емкость батареи будет составлять 40 % емкости С2о или менее, испытание цитированием прекращается и цепь отключают. Общее число фактических циклов может быть получено по графическому описанию.
9.6.4.8 Окончанием испытания является видимое падение полученной емкости как произведение времени разряда и измеренного разрядного тока при испытании до 40 % (см. 9.6.4.5) или менее емкости при 20-часовом режиме разряда.
9.6.5 Испытание на циклирование 4 (применительно к батареям с Срот 40 до 150 мин)
9.6.5.1 Испытания проводят на батареях, полностью заряженных по 8.2.2 (открытые батареи) или 8.2.4 (батареи VRLA).
9.6.5.3 Допускается добавка очищенной воды в электролит во время испытания цитированием, кроме батарей «с малым расходом воды», «очень малым расходом воды» и VRLA.
a) разряда в течение (240 ± 1) с при токе (25 ± 0,1) А;
b) затем через 10 с заряд в течение (600 ± 1) с максимальным током (25 ± 0,1) А до максимального напряжения (14,80 ± 0,03) В.
Интервал между периодами заряда и разряда не должен превышать 10 с в течение ч.
9.6.5.5 Батарея при температуре, указанной в 9.6.5.2, должна находиться при разомкнутой цепи в течение 65 — 70 ч.
9.6.5.6 Батарею при температуре по 9.6.5.2 разряжают током холодной прокрутки /хп в течение 30 с. Напряжение на полюсных выводах на 30 с U30 cзаписывают также, как число циклов по 9.6.5.4.
9.6.5.7 Замену батареи при испытании на цитирование проводят без специального заряда. Начинать цикл следует с заряда по 9.6.5.4, перечисление b).
9.6.5.8 Испытание цитированием следует считать законченным при падении напряжения на выводах U30с ниже 7,20 В. Число циклов определяют по значению напряжения на 30 с для оценки цитирования.
9.6.5.9 Требования к числу циклов (см. раздел 10).
9.6.6 Последовательность испытаний на наработку
Согласно классификации батареи подвергают испытаниям в последовательности в соответствии с таблицами 6 и 7.
Таблица 6 — Последовательность испытаний на наработку открытых батарей
Циклирование 1 или 4 (40 °С)
Циклирование 2 или 3
Циклирование 4 (75 °С)
a ) Испытание на циклирование для батарей класса А:
батареи подвергают испытанию на циклирование 1 либо испытанию на циклирование 4 (40 °С). Выбор испытания на циклирование 1 или циклирование 4 проводит изготовитель батарей.
b ) Испытание на циклирование для батарей класса В:
батареи подвергают испытанию на циклирование 2 (предпочтительно) либо испытанию на циклирование 3. Выбор испытания на циклирование 2 или циклирование 3 проводит изготовитель батарей.
Таблица 7 — Последовательность испытаний на наработку батарей VRLA
Циклирование 1 или 4 (40 °С)
Испытание на расход воды применимо только к открытым батареям.
9.7.1 Батарея после заряда по 8.2 должна быть очищена, осушена и взвешена с точностью до ± 0,05 % (W1 — масса батареи до испытания).
9.7.2 Батарею помещают в водяную ванну при температуре воды (40 ± 2) °C при условиях по 9.6.1.
9.7.3 Батарею заряжают при постоянном напряжении (14,4 ± 0,05) В (измеренном на полюсных выводах батареи) в течение 500 ч.
9.7.4 Сразу после этого периода перезаряда батарею взвешивают при условиях по 9.7.1 на тех же весах (W2 — масса батареи после испытания).
9.7.5 Затем вычисляют отношение (W1 — W2) / С20 для установления соответствия значениям, указанным в разделе 10.
9.8.1 После заряда по 8.2 батарею выдерживают в течение 24 ч при температуре (25 ± 2) °С.
9.8.2 Батарею жестко крепят к столу установки для испытания на вибропрочность. Крепление должно быть такого же типа, как используемое на автомобиле, т. е. посредством:
— креплений по бортикам на нижней части бака или соответствующими крепежными зажимами и болтами с резьбой М8, затянутыми крутящим моментом от 15 до 25 Nm, либо
— рамки-угольника, охватывающей верхние края бака / крышки батареи на минимальную ширину, соединенной с вибрационным столом посредством четырех привинчивающихся стержней с резьбой М8, затянутых крутящим моментом от 8 до 12 Nm.
9.8.3 Батарея должна подвергаться в течение периода Т, ч (см. таблицу 8 ) вертикальной вибрации частотой (30 ± 2) Гц; эти колебания должны быть как можно ближе к синусоидальным.
Максимальное ускорение в соответствии с таблицей 8 должно достигать значения режима Z.
Примечание — Температура батареи в течение вибрационных испытаний должна находиться в пределах от 20 °C до 30 °С.
9.8.4 Не более чем через 4 ч после окончания вибрации батарею подвергают без подзаряда разряду при температуре (25 ± 2) °С током I = IХП.
Напряжение на полюсных выводах после 30 с U30 cразряда регистрируют. Затем разряд должен быть завершен.
Таблица 8 — Значения режимов испытаний на сопротивление вибрации
9.9.1 После заряда по 8.2 батарея должна находиться в течение 4 ч при разомкнутой цепи при температуре (25 ± 2) °С.
9.9.2 При необходимости уровень электролита в каждом аккумуляторе доводят до максимума с помощью очищенной воды. Наружные поверхности батареи должны быть очищены и высушены.
a) на угол 45° от вертикального положения в течение максимального периода 1 с;
b) поддерживают в этом положении в течение 3 с;
c) возвращают в вертикальное положение в течение максимального периода 1 с.
9.9.4 В процессе испытаний по 9.9.3 батарею осматривают на отсутствие течи электролита. Результат осмотра регистрируют.
9.10.1 Сухозаряженная батарея и достаточное количество электролита, поставляемое изготовителем или согласно спецификации изготовителя, должны храниться при температуре (25 ± 2) °C в течение не менее 12 ч (перед заливкой).
9.10.2 Батарею заливают электролитом до уровня, указанного изготовителем. После выдержки в течение 20 мин при той же температуре окружающей среды батарею разряжают током I = Iхпв течение 30 с.
Напряжение после периода разряда 30 с U30cзаписывают. После этого разряд завершают.
9.11.1 Габаритные размеры батарей (см. 6.2.1), размеры выводов (см. 6.2.2) следует проверять методом 404-1 по ГОСТ 20.57.406 любыми средствами измерений с погрешностями, не превышающими значений, установленных ГОСТ 8.051.
Испытания проводят прерывистым разрядом током 9 С20 А.
Прерывистый разряд заключается в разряде (включение тока) продолжительностью 5 с, паузе (отключение тока) продолжительностью 10 с с последующим чередованием включений и отключений. Таких включений должно быть четыре, а напряжение в конце разряда должно быть не ниже 6,0В.
Отсутствие внутренних повреждений проверяют после заряда батарей по 8.2 последующим разрядом по 9.10.
9.11.4 Прочность переносных устройств и мест их крепления (см. 6.2.10) определяют по способности выдерживать разрывное усилие на испытательных машинах по ГОСТ 28840 или машинах соответствующей мощности при скорости холостого хода подвижной головки 10 мм/мин. За разрывное усилие принимают предельное отклонение стрелки прибора, установленного на машине и указывающего заданное разрывное усилие. Значение разрывного усилия должно быть не менее двухкратной массы батареи с электролитом. Батарею устанавливают на плиту машины в нормальном положении и жестко к ней крепят. Усилие к каждому переносному устройству прикладывают в вертикальной плоскости.
Усилие прикладывают к каждой из ручек, которые закрепляют стальными захватами испытательной машины. В результате испытания ручки должны оставаться целыми и в местах крепления не должно быть трещин.
9.11.5 Герметичность батарей (см. 6.2.4) проверяют в течение 3 — 5 с путем создания давления, пониженного или повышенного по сравнению с атмосферным на (20 ± 1,33) кПа [(150 ± 10) мм рт. ст.]. При этом показания вакуумметра или манометра не должны меняться.
Испытания проводят на батареях без электролита.
9.11.7 Испытанию на воздействие температур (см. 6.2.5) подвергают батареи, не залитые электролитом, при температурах плюс 60 °C, минус 50 °C или минус 40 °С. Испытания проводят на одних и тех же батареях. После этого испытания батареи на сухозаряженность не проверяют.
9.11.7.1 Испытание батарей при температуре 60 °C проводят в термокамере.
После выдержки в течение 6 ч в этих условиях батареи не должны иметь видимых изменений. Перед установкой в холодильную камеру батареи, испытывавшиеся в термокамере, должны быть охлаждены до комнатной температуры.
9.11.7.2 Для испытания холодостойкости при температуре минус 40 °С или минус 50 °С батарею помещают в холодильную камеру температурой минус 40 °С или минус 50 °С и выдерживают в течение 6 ч.
Затем батарею вынимают из камеры, выдерживают в течение 15 — 20 мин при температуре окружающего воздуха (20 ± 5) °С и проверяют на герметичность в соответствии с 9.11.5. При сохранении герметичности эти батареи считают выдержавшими испытание.
9.11.8 Испытанию на назначенный срок хранения (см. 6.5.2) подвергают не залитые электролитом батареи, выдержавшие приемо-сдаточные испытания.
Батареи следует хранить в соответствии с требованиями, приведенными в 12.2, и технической документации по эксплуатации. После трех лет хранения батареи испытывают по 9.1 или 9.2 и 9.3.
Батареи считают выдержавшими испытания, если они соответствуют требованиям 6.3.1.4 и 6.3.1.5.
10 Требования
Основные требования к функциональным характеристикам в кратком изложении указаны в таблице 9.
Источник