- Гибридные автомобильные аккумуляторы
- «Родители» гибридных аккумуляторов
- Сурьмянистые аккумуляторы
- Кальциевые аккумуляторы
- Конструкция гибридного аккумулятора
- Гибридные АКБ – производители и модели
- Аккумуляторы и батареи
- Гибридные аккумуляторы
- Автомобильные гибридные аккумуляторы
- Известные марки гибридных аккумуляторов
- Лучшие гибридные аккумуляторы
- Обслуживание и зарядка гибридных аккумуляторов
- Как выбрать гибридный аккумулятор правильно?
- Видео
- Выбор гибридного аккумулятора для авто
- Что такое гибридный аккумулятор
- Гибридная технология аккумуляторов
- Гибридная АКБ для авто: обозначения и маркировка
- Срок службы гибридного аккумулятора автомобиля
- Чем отличается от малосурьмянистых и кальциевых батарей
- Особенности малосурьмянистых аккумуляторов
- Характеристики кальциевых источников питания
- Сравнение гибридных и других АКБ
- Преимущества и недостатки
- Обслуживание гибридного аккумулятора
- Как выполнить десульфатацию
- Как правильно заряжать гибридный аккумулятор
- Напряжение и сила тока для гибридного аккумулятора
- Как выбрать гибридный аккумулятор и зарядное устройство
- Нюансы выбора АКБ
- Критерии выбора ЗУ
- Известные марки гибридных аккумуляторов
- Гибридные батареи – простота и долговечность
Гибридные автомобильные аккумуляторы
Уже довольно скоро, а именно в 2020 году, автомобильные аккумуляторы отметят свой 130-летний юбилей. В далёком 1890-м было запущено первое серийное производство всем нам хорошо известных свинцово-кислотных батарей. Стоит отметить, что без малого сто лет в их конструкции не было заметных изменений. И только в последние десятилетия, вместе с новыми достижениями в области химии, стали изменяться и автомобильные аккумуляторы. Но, к сожалению, как старые, так и новые модификации кроме преимуществ имели и ощутимые недостатки. И, наконец, конструкторы попытались создать гибридную батарею – модель, которая сочетала в себе все лучшие качества различных модификаций и при этом была лишена их недостатков. Что же такое гибридный аккумулятор для автомобиля и действительно ли он настолько хорош, мы и попытаемся выяснить.
«Родители» гибридных аккумуляторов
Перед тем как говорить о гибридной технологии аккумуляторов, давайте познакомимся с их «родителями». А точнее с АКБ, на основе которых и была создана гибридная модель. Ими стали сурьмянистые и кальциевые аккумуляторы. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Сурьмянистые аккумуляторы
Сразу уточним, что основу пластин в обеих модификациях батарей составляет свинец. А вот легирующие добавки, которые обеспечивают работу АКБ, различаются. И в первом случае, как это становится понятно из названия, в качестве таких добавок выступала сурьма.
Производились сурьмянистые пластины литейной технологией и отличались высокой устойчивостью к глубокому разряду и невысокой ценой. Собственно и сегодня именно сурьмянистые батареи главенствуют на рынке аккумуляторов, несмотря на ряд недостатков. К ним можно отнести высокую степень саморазряда, предрасположенность к выкипанию воды и повышенную сульфатацию. Однако низкая стоимость таких АКБ позволяет мириться с указанными недостатками, и многие автолюбители до сих пор отдают предпочтение именно этим моделям.
Кальциевые аккумуляторы
Несколько десятков лет назад при производстве АКБ сурьму заменили кальцием. Причём не просто заменили саму добавку, но и существенно изменили технологию производства пластин. Теперь их изготавливают методом так называемой просечки, что позволяет сделать пластины более тонкими, лёгкими, но при этом прочными.
Новые батареи, на первый взгляд, были куда лучше старых аналогов. Они практически не требовали обслуживания, не нуждались в доливе воды, демонстрировали низкий уровень саморазряда, имели большую силу пускового тока, были значительно легче сурьмянистых АКБ и могли долго храниться без подзарядки. Казалось бы, идеальный аккумулятор создан, если бы не одно НО.
Кальциевые батареи очень боялись глубокого разряда и были чрезвычайно требовательными к бортовой сети автомобиля и стабильности зарядки. Эти минусы практически сводили на нет все вышеперечисленные достоинства.
Получалось, что идеальный аккумулятор должен обладать плюсами как сурьмянистых, так и кальциевых батарей. Именно так и возникла идея создания гибридной АКБ.
Конструкция гибридного аккумулятора
Как вы, наверное, уже догадались, в гибридном аккумуляторе присутствуют пластины обоих типов. Если быть точными, то положительные имеют сурьминовое легирование, а отрицательные – кальциевое.
Это позволяет, с одной стороны, решить проблему глубокого саморазряда, а с другой – сделать гибридные АКБ нетребовательными к обслуживанию и повысить их основные характеристики.
Достоинства гибридных аккумуляторов:
- Практически нулевой расход электролита. Присутствие кальция сводит к минимуму процесс выкипания, и таким образом уровень жидкости в батарее практически не снижается. Другими словами, гибридные модели АКБ не требуют (либо требуют минимально) обслуживания.
- Имеют низкий уровень саморазряда. Да и зарядка гибридного аккумулятора не требует такой стабильности тока и напряжения, как у кальциевых моделей.
- Высокие показатели пускового тока. Этот плюс опять же на счету кальция. Практически полное отсутствие сульфатации кальциевых пластин позволяет существенно повысить токоотдачу.
- Устойчивость к глубокому разряду. А вот это достоинство достигнуто благодаря сурьме. Именно она позволила снизить «чувствительность» кальция к возможным глубоким разрядам.
Что же до недостатков, то их у вышеописанных моделей практически нет. С технической точки зрения. Но зато есть один серьёзный «экономический» недостаток – гибридные автомобильные аккумуляторы имеют достаточно высокую стоимость. И если по сравнению с кальциевыми моделями их цена и не выглядит заоблачной, то вот стоимость сурьмянистых АКБ она превосходит в несколько раз.
Но, несмотря на высокую цену, гибридные аккумуляторы постепенно завоёвывают признание у автолюбителей. И, чтобы облегчить вам выбор гибридной батареи (если вы, конечно, начали задумываться о её покупке), мы составили небольшой хит-парад лучших, на наш взгляд, производителей гибридных АКБ.
Гибридные АКБ – производители и модели
Первым делом хочется обратить ваше внимание на продукцию Иркутского аккумуляторного завода АкТех. Его флагманская модель «Зверь» (признанная, кстати, лучшим аккумулятором России в 2017 году) создана как раз по гибридной технологии. Кроме уже почти легендарного «Зверя» АкТех выпускает ещё несколько гибридных моделей: AT 77A3-R, АТ 74АЗ-L и АТ 64A3-L.
Стоят батареи Иркутского завода сравнительно недёшево (4500 – 6000 рублей). И, если верить отзывам в социальных сетях и на автофорумах, прекрасно справляются с пуском двигателя в холодное время года (правда, при температуре ниже -30 градусов могут начать «капризничать»), практически не требуют обслуживания и служат в среднем от трёх до пяти лет. Немногочисленные нарекания связаны в основном с осыпанием пластин и пробитыми банками.
Продолжая тему отечественного производителя, остановимся на торговой марке «Тюменский медведь». Эти, даже по названию, мощные аккумуляторы также в большинстве своём изготавливаются по гибридной технологии. Стоят такие батареи несколько дешевле «АкТеховских» (3000-4000 рублей), правда на своём счету имеют как положительные, так и резко отрицательные отзывы. К плюсам «медвежьих» аккумуляторов чаще всего относят высокий пусковой ток и невысокую стоимость, а к недостаткам – короткий срок эксплуатации и боязнь холодов.
И завершают наш краткий обзор гибридные аккумуляторные батареи, выпускаемые под брендом A-Mega. А именно модель A-Mega 6СТ-74. Среди достоинств этой АКБ высокий уровень стартового тока, длительный срок «жизни» аккумулятора и неплохая устойчивость к морозам. В качестве недостатков большинство автолюбителей называют высокую стоимость данной батареи.
Как видите, идеального аккумулятора пока не существует. Но радует хотя бы тот факт, что производители не оставляют своих попыток его создать. Например, сейчас испытание в качестве легирующих добавок проходят селен и серебро, а жидкий электролит заменяют гелевым. И, как знать, возможно, модель идеального аккумулятора вот-вот сойдёт с конвейера.
Источник
Аккумуляторы и батареи
Информационный сайт о накопителях энергии
Гибридные аккумуляторы
Известно, батареи для аккумулирования электрического заряда отличаются по конструкции электродов, виду электролита, бывают обслуживаемыми и нет. Одной из разновидностей, завоевывающих рынок, стал гибридный АКБ. Тип аккумулятора, включающий малосурьмянистый анод и кальциевый катод, разработан для автомобиля. Новый источник энергии характеризуется увеличенным пусковым током и выдерживает больший разряд, по сравнению с кальциевым. Причина — наличие свинцово-сурьмянистой анодной пластины. Аккумулятор имеет сниженную способность к коррозии вследствие особого строения свинцово-кальциевого катода.
Автомобильные гибридные аккумуляторы
Требования к автомобильному аккумулятору становятся более жесткими. Использование привода повышенной энергоемкости требует повышения пускового импульса без увеличения габаритов и веса АКБ. Чем ниже ток саморазряда, тем дольше период простоя. Глубокая разрядка не должна приводить батарею в негодность, а обслуживание должно быть минимальным. Всем этим требованиям отвечает создание гибридного авто аккумулятора. Однако у изделия есть существенный недостаток – высокая стоимость по сравнению с малосурьмяными батареями.
Узнать новый вид кислотного аккумулятора можно по маркировке. В лейбле будет указан тип АКБ – Hybrid, Calcium Plus, Ca+. На корпусе непременно должна указываться последним знаком в маркировке гибрида потребность в добавлении воды:
- N – нормальный;
- L- малый;
- VL- очень малый
- VRLA – наличие регулирующего клапана.
Что значит этот показатель? Способ обслуживания, нужно ли следить за уровнем воды в банках, какая установка параметров тока при сетевой зарядке используется. Срок службы гибридного аккумулятора, при соблюдении условий эксплуатации автомобиля, заявляется производителями до 7 лет.
Известные марки гибридных аккумуляторов
Технология изготовления гибридных аккумуляторов освоена многими отечественными и зарубежными производителями. Изделия емкостью 55-225 Ач прямой и обратной полярности доступны в торговых сетях.
Из российских АКБ известны гибриды:
- Компания «Актех» предлагает модели «Зверь», «Пульс», «Орион», Dio Extra, Solo.
- A-Mega;
- «Тюменский медведь»;
- Dominator; Black Horse.
Зарубежные изделия немецких брендов BOSH, VARTA и EXIDE Micro Hybrid (Франция) появились раньше российских, пользуются спросом, несмотря на высокую цену. Но специалисты утверждают, отечественные гибридные аккумуляторы не уступают в качестве иноземным, стоят дешевле. Посмотрим отзывы на гибридные АКБ российского производства.
Все гибридные аккумуляторы «Актех» отмечены известным журналом «За рулем», как имеющие достойное качество и длительный срок службы. Отрицательные отзывы к АКБ Black Horse в основном касаются комплектации. Отмечается большой вес, неудобная ручка и срок службы около 1,5 года.
Владельцы автомобилей среди российских гибридных аккумуляторов выделяют «Тюменский медведь». Стоимость моделей для легковых автомобилей 3000-4000 рублей. В отзывах отмечается высокий пусковой ток и доступная цена как положительные аспекты. Минус – батареи плохо работают в сильный мороз и имеют короткий срок службы.
На каждый отечественный бренд много хороших отзывов, но немало замечаний по работе в сибирских условиях и быстрой потере емкости. Покупка новой батареи иркутского производителя становится лотереей.
Лучшие гибридные аккумуляторы
Возможно, снизит риск получить бракованный АКБ за высокую цену знакомство с рейтингом на гибридные аккумуляторы в 2018 году? Здесь можно увидеть технические характеристики модели, познакомиться с отзывами. Нужно понимать, гибридная батарея всегда обслуживаемая, но по минимуму. Достаточно доливать в банки дистиллированную воду до нужного уровня. Аппараты подходят на любые типы авто, стоят дешевле кальциевых необслуживаемых примерно наполовину. Гибридный аккумулятор выдерживает 15-20 циклов глубоких разрядов, дает высокий пусковой ток.
Рассмотрим модель гибридного аккумулятора для легкового авто Varta Blue Dynamic. Изготовленные по «серебряной» технологии» многокомпонентные решетки увеличивают ток холодной прокрутки. Здесь установлен стеклофильтр — пламеотсекатель, лабиринтная система улавливания аэрозоли электролита – увеличивающие функциональность батареи. Именно такими гибридными аккумуляторами емкостью от 36 до 100 Ач укомплектованы авто престижных марок. Мало уступают лидеру другие марки этого производителя – Varta Standard, Varta Silver Dynamic.
Гибридный аккумулятор Exide Premium обладает пусковым током 620 А, самый высокий показатель для этого класса приборов. Но выдающиеся качества АКБ показывает чуть больше 3 лет при заявленных производителем семи.
Стоит присмотреться к новой серии казахского АКБ Кайнар Bars Premium 55 Ач. Он дает на стартер 520 А, нет проблем с обмерзанием. Отзывы на работу при минусовых температурах хорошие.
Какую батарею выбрать взамен отслужившей? Если зарубежные АКБ работают меньше заявленного срока, стоят дороже, разумно купить отечественную модель гибридного аккумулятора.
Обслуживание и зарядка гибридных аккумуляторов
В обслуживании гибридных аккумуляторов немного особенностей. Четом чаще, в прохладную погоду раз в 3 месяца нужно проверять уровень электролита в банках. Чистить корпус и клеммы от окислов, проверять целостность корпуса после езды по бездорожью обязательно. Несложные действия уменьшат ток саморазряда.
Как правильно и каким устройством заряжать гибридный аккумулятор автомобиля? Обычное зарядное устройство для сурьмянистых АКБ настраивают на 0,1 емкости в Ач. То есть на АКБ 55 Ач подается ток в 5,5 А. Напряжение начальное 13,8 В постепенно увеличивают до 14,4 В. Зарядка считается полной, если ток потребления становится 0,3 – 0,5 А.
Перед зарядкой следует убедиться, что уровень электролита в норме или долить дистиллированной водой. Поможет в контроле индикатор-глазок:
- зеленый цвет – АКБ рабочий;
- белый – добавить электролит;
- черный – плотность электролита низкая, батарея требует подзарядки.
Как выбрать гибридный аккумулятор правильно?
В первую очередь необходимо убедиться, что АКБ соответствует габаритам отведенного гнезда, имеет нужную полярность. Заливка электролита в банки производилась не более чем 6 месяцев тому назад. Аппарат должен подходить по параметрам, емкость его должна соответствовать способности генератора зарядить АКБ при работе мотора.
Видео
Какой выбрать аккумулятор для автомобиля — советы авторитетного специалиста.
Источник
Выбор гибридного аккумулятора для авто
Современный гибридный накопитель – аккумулятор для экологичного автомобиля отличается от своих предшественников. В него не нужно заливать дистиллированную воду, контролировать плотность электролита. Но, как и любой механизм, он требует периодического обслуживания и нуждается в подзарядке.
Что такое гибридный аккумулятор
Гибридная АКБ предназначена для старта и езды машины в условиях города. Положительный электрод устройства выполнен по малосурьмянистой технологии, отрицательный – на основе кальциевой. Их применение обеспечивает увеличение пусковых токов и снижает чувствительность батареи к разрядам.
Батарея находит в корпусе из прочного пластика со свинцовыми стенками, ограждающими пластмассовую часть от контакта с агрессивными электролитами. Заряды, положительный и отрицательный, находятся на клеммах.
Внутри корпуса находится 4-6 отсеков, заполненных электролитом, пластины расположены пучками с промежутками. Заряд распространяется по проводам в случае подключения электрической цепи машины.
Батареи лучше устанавливать на транспорте с пробегом от 150 тыс. км или моделях без автоматического отключения питания при включении сигнализации. В случае разрядки аккумулятор-гибрид практически не сульфируется. Устройства актуальны в условиях холодной зимы и умеренно жаркого лета.
Климатические условия и особенности отечественного дорожного покрытия исключают применение АКБ в премиум-машинах.
Важно! Установка прибора в салон или багажник может привести к нарушению деятельности органов дыхания.
Гибридная технология аккумуляторов
Гибридные современные АКБ для работы авто функционируют на основании двух типов пластин:
- свинцово-сурьмянистой, обеспечивающей стойкость источника питания к сильным разрядом;
- свинцово-кальциевой, с ячеистой структурой. Пластина снижает вероятность испарения воды, и не подвергается коррозии.
Технология гибридной батареи предусматривает производство положительного электрода из сурьмы и свинца. Отрицательный изготавливается из кальция с небольшим количеством свинца.
Гибридная АКБ для авто: обозначения и маркировка
Маркировка на корпусе установки наносится в соответствии с внутренними регламентами страны-изготовителя. Производитель может добавлять некоторые пункты на свое усмотрение, но обязательно указывает:
- название бренда;
- параметры емкости, напряжения заряда и пускового тока;
- массу изделия;
- характеристики полярности и уровня электролита;
- дату изготовления;
- предупреждающую информацию о едкости составляющих.
В зависимости от источника питания на батарее могут присутствовать надписи Hybrid, Calcium Plus или Ca+.
Последняя маркировка позволяет уточнить уровень расхода воды:
- VL – очень маленький;
- L – маленький;
- N – нормальный;
- VRLA – на устройстве есть клапан регулировки.
Индексация позволяет уточнить, как часто требуется доливать дистиллированную жидкость.
Срок службы гибридного аккумулятора автомобиля
Источники питания отличаются длительным эксплуатационным ресурсом. Бренды-изготовители заявляют о гарантийном сроке до 5 лет. Водители отмечают, что правильный уход и обслуживание АКБ продлевает период службы до 6-7 лет.
Чем отличается от малосурьмянистых и кальциевых батарей
Перед тем, как уточнить различия гибрида и стандартных устройств, необходимо разобраться в характеристиках «конкурентов».
Особенности малосурьмянистых аккумуляторов
АКБ из чистого свинца приходят в неисправность в результате колебаний температур. Добавление 5-7 % сурьмы позволило увеличить прочность пластин, которые выдерживают глубокие заряды. Емкости при этом теряется всего 20 %. К отрицательным свойствам приборов относятся:
- быстрое начало реакций электролиза – кипение происходит при 12-12,5 В;
- постоянный уход – залив воды, замер электролита, чтобы не допустить перегрева;
- большой вес;
- незначительный КПД.
Важно! Устройства оснащаются откручивающимися пробками с отверстиями для испарения жидкости.
Характеристики кальциевых источников питания
Добавление к свинцовой пластине 5-7 % кальция обеспечило:
- необслуживаемость АКБ – вода практически не выкипает;
- замедление процесса электролиза – начинается при напряжении 15-16 В;
- повышенное КПД пластин;
- увеличение пусковых токов и емкости.
Кальциевые батареи очень дорогие, чувствительны к глубоким разрядам (после 3-4 А теряется до 80 % емкости).
Сравнение гибридных и других АКБ
Аккумуляторы-гибриды отличаются от малосурьмянистых и кальциевых по следующим параметрам:
- разный состав токоотводов;
- минимальная чувствительность к глубоким разрядам, в отличии от кальциевых;
- потери воды при реакциях электролиза в 2 раза меньше, чем у малосурьмянистых;
- колебания напряжения не влияют на работу АКБ, как у кальциевых;
- меньший процент саморазрядки в сравнении с сурьмянистыми.
Интересно знать! Малосурьмянистые источники питания практически отсутствуют в продаже.
Преимущества и недостатки
Плюсами гибридных автомобильных батарей являются:
- реальная экономия, практичность и долговечность;
- минимальный расход воды;
- низкий уровень саморазряда благодаря кальциевым электродам;
- устойчивость к глубоким разрядам – положительный свинцово-сурьмянистый электрод переносит до 20 циклов;
- высокой ток стартера, обеспечивающий быстрый старт машины;
- минимальная вероятность окисления за счет специальной обмазки пластины;
- устойчивость к вибрациям на отечественном дорожном покрытии.
К минусам АКБ относятся:
- дорогая стоимость в сравнении с кальциевыми и малосурьмянистыми;
- сложность самостоятельного обслуживания.
При высокой стоимости гибриды работают дольше – пакетированные пластины меньше осыпаются.
Обслуживание гибридного аккумулятора
Батареи отличаются простотой обслуживания. Чтобы понять необходимость той или иной процедуры, достаточно взглянуть на цветовой индикатор:
- зеленая подсветка – АКБ не нуждается в дозарядке;
- белая подсветка – требуется доливка электролита;
- черная подсветка – устройство нужно зарядить.
На большинстве гибридов есть разметка уровня электролита. При появлении белого налета пластины обязательно чистят.
Как выполнить десульфатацию
Свинцовый осадок образуется вследствие химической реакции электролита и свинцовых элементов. Повышенная кислотность становится причиной разрушения пластин, поэтому их чистят следующим образом:
- делают цикличные короткие и слабые заряды-разряды;
- проводят химическую очистку специальными растворами;
- разбирают батарею и очищают вручную.
Совет! Если у вас нет соответствующих навыков, можно полностью испортить источник питания.
Как правильно заряжать гибридный аккумулятор
В отличии от кальциевой, гибридная батарейка не требует циклического заряда. Но, когда она разрядилась, рекомендуется выяснить, как нужно заряжать севший гибридный аккумулятор вашего автомобиля. Требуется выполнить следующее:
- Экспресс-зарядку с подачей тока, равного 1/10 емкости АКБ. Методика рекомендована в редких случаях.
- Пассивную зарядку током 2 А с подачей напряжения не более 14,2 В.
Напряжение и сила тока для гибридного аккумулятора
На электронном программируемом устройстве видно индикатор заряда и постепенное нарастание напряжения. При его увеличении до 14, 2 В и падении силы тока до 0,3-0,5 А батарея будет заряжена. Простейший зарядник даст световой сигнал об окончании цикла.
Как выбрать гибридный аккумулятор и зарядное устройство
Нормальные характеристики зарядника и аккумулятора обеспечат бесперебойность их эксплуатации.
Нюансы выбора АКБ
При покупке гибридной батареи нужно обращать внимание на:
- дату производства – оптимальный период между временем выпуска и покупки составляет 2-3 мес.;
- размеры – батарея должна полностью помещаться на своем месте;
- емкость, достаточную для старта мотора;
- полярность клемм;
- необходимость обслуживания.
Совет! Гелевые источники питания служат дольше.
Критерии выбора ЗУ
Приобретая зарядное устройство, ориентируйтесь на:
- предел оптимального напряжения – от 13,8 до 14,2 В;
- требования к максимальному току в соответствии с емкостью АКБ;
- наличие ограничителя мощности и силы тока;
- тип устройства – подзарядные модели отличаются щадящим циклом, а пускозарядные используются для десульфатации и восстановления заводской емкости.
Известные марки гибридных аккумуляторов
Перечень популярных изготовителей hybrid-батарей поможет выбрать устройства по характеристикам и стоимости:
- Аккумуляторные технологии. Продукты АТ 64A3-L, AT 77A3-R, АТ 74АЗ-L стоят в пределах 6 тыс. руб., отлично запускаются в морозы. При несвоевременном обслуживании существуют риски осыпания банок;
- Тюменский медведь. Производитель выпускает гибриды 6CT-77LA, 6CT-66LA, 6CT-55LA стоимостью примерно 5 тыс. руб. Изделия отличаются высокими пусковыми токами, но в условиях сильного холода их запустить проблематично;
- A-Mega. Производится две линейки – Ultra (стоят 5 тыс. руб.) и Premium (цена – более 11 тыс. руб.). Источники питания рассчитаны на использование до 6 лет. Вода в электролите испаряется в 12 раз медленнее. Толстые литиевые пластины обеспечивают виброустойчивость АКБ;
- В зависимости от полярности батарея стоит от 2,5 до 6 тыс. руб. Эксплуатируется при морозе до 30 градусов, прием и отдача заряда проходят хорошо. Сопротивление тока снижено за счет вертикальных жил решеток. АКБ устойчива к ударам;
- Зверь. Аккумулятор предназначен для высоких нагрузок в любом температурном режиме. Не садиться, даже если подключена акустика и подогрев сидений. Стоит от 3 до 10 тыс. руб. в зависимости от полярности.
У АКБ-гибридов стоимость чуть выше стандартных, но отличный эксплуатационный ресурс.
Гибридные батареи – простота и долговечность
Эксплуатационные показатели аккумуляторов гибридного типа схожи с кальциевыми и малосурьмянистыми. Легкость обслуживания, скорость зарядки, отличная емкость делают модели разных брендов популярными среди покупателей.
Источник