Солнечная батарея для автодома. Эффективно или нет?
Солнечная батарея. Что это?
Солнечная батарея — это объединение ячеек с полупроводниками (чаще всего кристаллы кремния), преобразующих солнечную энергию в постоянный электрический ток. Солнечная панель — готовый продукт. А именно — определенное количество этих ячеек, соединенных между собой, базирующихся на твердой или гибкой основе заданного размера. Чем больше ячеек в панели, тем большего она размера, тем мощнее ее характеристики.
Эффективно ли это в наших широтах
Да. Эффективность солнечной батареи зависит от интенсивности солнечных лучшей и от правильного угла падения этих лучей на панель (в идеале угол должен быть прямым). Но даже в условиях облачности, а так же при горизонтальном плоскостном базировании, ячейки все равно вырабатывают зарядный ток, пусть и с меньшей эффективностью.
Типы солнечной батареи
По структуре кристаллов в ячейках солнечные панели разделяются на поликристаллические и монокристаллические. Различия в разной технологии производства. На практике существует множество споров, что лучше. Самое распространенное мнение — монокристалл работает лучше в ясную погоду, но почти полностью бездействует в пасмурную. Поликристалл работает хуже, чем монокристалл в ясную погоду, но выдают пусть и слабый, но зарядный ток даже в пасмурную погоду.
По строению солнечные панели разделяются на гибкие и твердые. В первом случае кристаллы кремния в ячейках сделаны более гибкими, что позволяет размещать панель на кривых формах. Гибкость такой панели все же значительно уступает листу бумаги, поэтому позиционировать ее можно только на изгибах с плавным, не большим углом или закруглением. Такие панели заметно легче, по сравнению с твердыми.
Твердые панели выполнены в раме из анодированного алюминия, сверху закрытые закаленным стеклом и полимерной пленкой. Такие панели имеют куда большую прочность и долговечность, лучше охлаждаются и стоят дешевле.
Позиционирование солнечной батареи
В идеале угол наклона панели к солнечным лучам должен примерно соответствовать широте места базирования. Для Москвы — 53°. Более эффективным будет менять угол 2 раза в год на 15° (в большую сторону для зимы, это позволит панели самоочищаться от снега, в меньшую для лета).
В реальности, крыша на автодомах и караванах плоская, поднимать и опускать панели каждый раз во время стоянки не каждому захочется. Горизонтальная позиция допустима, но при этом пропадает полезное рабочее время утром и вечером, когда солнечные лучи «соскальзывают» с панели и не преобразуется в достаточном количестве в электричество. Устранить этот недостаток можно либо большим числом панелей либо меньшим числом потреблением электроэнергии.
Контроллер. Это зачем?
Напряжение и зарядный ток на солнечной панели меняются в зависимости от интенсивности солнечного освещения. Контроллер выравнивает напряжение на выходе до «зарядного», прерывает заряд, избегая «перезаряд» аккумулятора, заново подключает «заряд» при «разряде» аккумулятора, отключает потребителей при критическом «разряде» аккумулятора. Существует 2 типа контроллеров: ШИМ (PWM) и MPPT. Отличаются они разными технологиями заряда. Если у вас одна или две солнечные панели, нужно использовать PWM контроллер, панели подключаем параллельно. Если число панелей более трех, эффективнее будет использовать MPPT контроллер, подключение панелей последовательное.
Монтаж на крышу
Гибкую панель можно сразу монтировать на клей-герметик. Для монтажа твердой панели используют специальный аэродинамичный крепеж, обеспечивающий просвет (около 10 мм) между рамой панели и крышей автодома для лучшего охлаждения (солнечная панель в процессе работы сильно нагревается и для поддержания рабочих показателей нуждается в вентиляции). Алюминиевый уголок из ближайшего строительного магазина так же станет отличным крепежом, пусть и не столь эстетичным. Рама панели с крепежом соединяются винтами через сверления, крепеж с крышей — через клей-герметик. Обычно это Sikaflex 252i, Sikaflex 552 или Decalin Decaseal 8936. При демонтаже герметик срезается струной. Соединение панелей между собой, а так же проводкой, идущей на контроллер, происходит с помощью специальных клемм. Для герметичной прокладки кабеля сквозь крышу используется пластиковый «проход», который так же монтируется к крыше на клей-герметик.
Аккумулятор
Любая солнечная панель призвана заряжать аккумулятор, а он в свою очередь раздавать электричество потребителям (12В на прямую, 220В через инвертор). Предпочтения следует отдать тяговым свинцово-кислотным аккумуляторам по AGM или GEL технологиям. Такие аккумуляторы выдерживают большое количество циклов заряда-разряда, герметичны и безопасны. При ограниченном бюджете так же подойдут жидко-кислотные свинцовые аккумуляторы. Для их безопасного использования необходимо обеспечить отвод на улицу вредных кислотных паров, выделяющихся при заряде.
Сколько панелей и аккумуляторов мне нужно в мой автодом?
Главный вопрос, задаваемый каждым караванером. Для ответа на него, необходимо сначала посчитать мощность всех потенциальных потребителей и периодичность их использования за одни сутки. Исходя из этого подобрать количество и емкость аккумуляторов, а так же мощность инвертора (если потребители будут на 220В), после — количество и мощность солнечных панелей (учитывая полезную площадь и рельеф крыши, а так же люки, грибки и антенны, мешающие позиционированию больших панелей). Если этот вопрос вызывает затруднения, можно начать с классического комплекта начинающего караванера: поликристаллическая солнечная панель на 150 Вт, гелиевый аккумулятор 100 А/ч.
Этот набор позволит вам:
- Пользоваться 12 вольтовым освещение;
- Использовать насос для воды;
- Заряжать телефоны, планшеты, ноутбуки;
- Смотреть небольшой ЖК-телевизор;
- Пользоваться системой раздува от 12В в вашем газовом отопителе.
В течении светового дня солнечная панель будет заряжать аккумулятор, вечером и ночью вы будите его использовать. Поняв, что мощности панели не хватает, что бы зарядить аккумулятор полностью в течении дня, вы всегда можете добавить еще одну или две панели на 100 Вт/150 Вт, подсоединив их параллельно первой.
Источник
Солнечные батареи
Товары со статусами «В наличии» и «Ожидается» можно купить, указав необходимое вам количество и нажав зеленую кнопку «В корзину» на странице товара.
После завершения выбора товаров, перейдите в корзину, где находятся все выбранные вами товары. В корзине вы можете изменить количество товара, а так же удалить лишние позиции. Если список покупок верен, нажмите «Продолжить» под списком и далее укажите ваши контактные данные и выберите способ доставки заказа. Пожалуйста, внимательно заполняйте контактные данные. В случае ошибки, мы не сможем с вами связаться и доставить ваш заказ.
Информация о заказе сразу поступает к нам, мы связываемся с вами по телефону или по электронной почте и обговариваем условия доставки и оплаты.
Учтите, что товары со статусом «Ожидается» могу быть отправлены вам только после поступления на наш склад. Если вы заказываете товары со статусом «Предзаказ», то после отправки заказа, мы свяжемся с вами и уточним сроки поставки, точную стоимость товара и размер предоплаты.
«В наличии» — товар находится на складе в Москве. Указанная на сайте цена актуальна. Вы можете купить этот товар, заказать доставку или забрать его самостоятельно.
«Ожидается» — товар отсутствует на складе, но уже находится в пути и известна его точная стоимость. Вы можете купить этот товар, заказать доставку или самовывоз. Отправка будет осуществлена после поступления товара на склад.
«Предзаказ» — товар поставляется только под конкретный заказ, после осуществления предоплаты (сумма оговаривается индивидуально для каждого товара). Указанная на сайте стоимость является примерной и может быть изменена.
«Нет в наличии» — товар отсутствует на складе, дата и возможность следующего поступления неизвестна.
«Новый» — товар в заводской упаковке, с сопроводительной документацией, если это предусмотрено заводом-изготовителем. Не использовался.
«Б/У» — товар, находившийся ранее в пользовании. Такие товары перед продажей проходят предпродажную подготовку и проверяются на работоспособность.
Оплата осуществляется онлайн любым удобным вам способом: банковской картой, электронными деньгами, через платежные системы Google Pay и Apple Pay. Возможна безналичная оплата для юридических лиц через выставление счета (без НДС). При отправке заказов через «СДЭК» или Почту России доступен наложенный платеж (в этом случает стоимость заказа увеличивается на 10%).
Москва и МО: Вы можете самостоятельно забрать ваш заказ со склада в Москве. Доставка по Москве и МО осуществляется с помощью курьерской службы «СДЭК» — до адреса или до пункта выдачи в течение двух-трех дней после оплаты.
Другие города и регионы: Отправка мелких пакетов и коробок в регионы России осуществляется через «СДЭК» до адреса или до пункта выдачи. Так же возможна отправка Почтой России, EMC Почты России (в регионы, где «СДЭК» не представлен). Крупногабаритные и тяжелые товары мы отправляем «Деловыми Линиями» до складского терминала или до адреса. По договоренности возможна доставка другими транспортными компаниями с услугой «забор груза в Москве».
Доставка в другие страны: Отправка в Казахстан и Республику Беларусь осуществляется через «СДЭК» до адреса или до пункта выдачи. Отправка в страны Балтии может быть осуществлена со склада в Латвии местными службами доставки.
Источник
Солнечные панели для нашего автодома. Почему поставил две и гибкие?
В прошлом посте про строительство самодельного автодома я рассказал про второй аккумулятор , который поставил для жилых нужд: освещение в салоне, холодильник, зарядка ноутбуков и питание других устройств напряжением 220В. В этот раз расскажу про то, как я этот аккумулятор заряжаю — про солнечные панели.
В обычных автомобилях и мини-кемперах может не быть второго аккумулятора. Все питание берется с основного автомобильного, который заряжается от генератора под капотом. Если же есть второй аккум, то его тоже надо заряжать. Можно подключить два аккумулятора в одну систему, тогда генератор машины будет заряжать сразу два аккума. Но что если автодом стоит несколько дней без движения, и при этом энергия расходуется? А еще не бывает возможность подключиться к внешнему электричеству. В этом случае ставят солнечные панели на крышу.
Я решил, что поставлю две тонкие и гибкие панели. Они легче, их проще крепить на крыше, не нужны крепления и арматура. Достаточно мощного скотча. Но гибкие панели дороже обычных процентов на 20-30, а их эффективность при этом примерно на те же цифры меньше, чем у обычных толстых панелей. Я знал, на что иду, мне важнее была простота крепления. А еще тот факт, что машина с тонкими панелями не выделяется из «толпы».
Я заказал панели E-Power EP-110W-SP, каждая рассчитана на 12 вольт и выдает максимум 110Вт (рабочее напряжение 18,5 вольт, рабочий ток — 5,95 А). Приехали почтой из Владивостока в жесткой упаковке из картона и листами фанеры для жесткости. На солнечные элементы панелей была наклеена заводская пленка. Не стал их отдирать до установки. Выглядят панели весьма солидно.
Источник
Установил гибкую солнечную панель на автодом. Проверил сколько энергии она выдает
Несколько дней назад я наконец-то получил гибкие солнечные панели, которые заказывал специально для установки на мой прицеп-дачу.
Сегодня хочу рассказать о первых результатах теста и ответить на некоторые вопросы на данную тему.
Начну с того, почему я остановил свой выбор именно на гибких панелях.
Во-первых, гибкие панели намного легче жестких. Моя панель мощностью сто ватт, весит меньше двух килограмм. Жесткая, в алюминиевом каркасе тяжелее в четыре раза.
Во-вторых, гибкую панель очень легко крепить к кузову. Не нужно сверлить дыры, покупать и монтировать уголки или профиль. Достаточно посадить на хорошие жидкие гвозди, что я и сделал.
Что касается качества исполнения, то тут тоже никаких вопросов нет. Выглядит панель добротно, по крайней мере, на первый взгляд.
Единственная претензия, это наличие воздушных пузырьков на защитной пленке. Не знаю, как это повлияет на производительность, но товарный вид немного портит.
Что касается характеристик модуля, то несмотря на свой компактный размер они довольно впечатляющие.
По заверениям продавца панель способна выдавать до 5,55 ампер и 18 вольт.
Впрочем, написать можно что угодно, а на что панель способна в реальных условиях работы?
После подключения и установки я выгнал прицеп из гаража, развернул панелями к солнцу и получил следующие показатели.
Максимальная сила тока, которую удалось получить судя по показателям контроллера, составила 4,8А .
Это великолепный результат, на который я никак не рассчитывал. Если бы с панели можно было снимать хотя бы 3 ампера, это уже было бы очень хорошо, а тут почти пять.
Максимальный вольтаж был зафиксирован на отметке 16,9 вольт. Тоже впечатляющий показатель.
Чуть позже выложу видео с подробными тестами
Стоит отметить, что замеры сделаны в начале марта, а значит в летнее время есть вероятность того, что показатели будут еще выше.
В общем, покупкой пока доволен. За четыре часа панель отдала на аккумулятор 13А, и подняла вольтаж на клеммах с 12 до 12,8 вольт.
Этого более чем достаточно на целый день работы всего освещения и даже холодильника.
Тем не менее заказал еще одну панель, которая придет буквально на днях.
Думаю с двумя солнечными модулями, прицеп станет на 100% энергонезависимым и сможет обеспечить нас электричеством во время путешествий.
Источник