- Что надо знать о гелевых и AGM-аккумуляторах, чтобы не тратить деньги впустую?
- AGM технология
- Выбор гелевой аккумуляторной батареи
- GEL технология
- Особенности зарядки и эксплуатации
- Пусковые токи
- Общие принципы
- Сравнение по ценам
- Похожие новости
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Как выбирать мотоциклетный аккумулятор
- Полезное видео:
Что надо знать о гелевых и AGM-аккумуляторах, чтобы не тратить деньги впустую?
Смешали кислоту с водой и заперли в коробочке – классика стиля. Такова технология традиционных жидко-кислотных автомобильных аккумуляторов. Возможно, если бы электролит однажды в самый неудачный момент не находил микротрещину в корпусе, а сами батареи были такими же бессмертными, как Великий вождь пролетариата, то на свет не появился бы гелевый аккумулятор.
«Гелевый» — от слова «гель», некой плотной субстанции с определенными физико-химическими характеристиками. Ни в коем случае не стоит путать с гелием. Гелиевые автомобильные аккумуляторы – это что-то из мира фантастики.
Гелевый аккумулятор применяет на деле ту же технологию работы, что и его прославленный кислотный «побратим». Внутри находится тот же электролит только в затвердевшем желеобразном состоянии.
Густота создается за счет добавления в структуру двуокиси кремния – силикагеля. Вещество выступает в роли сепаратора, который заливают между пластин на производстве. Силикагель захватывает все внутреннее пространство батареи, что позволяет свинцовым пластинам сохранять свое первозданное положение и продлевать ресурс агрегата.
По техническим характеристикам гелевый аккумулятор ни в чем не уступает кислотной АКБ. Рабочее напряжение в батарее, которую используют в авто, составляет 12В. Емкость может варьироваться в диапазоне 55-150А•ч. Максимальная сила тока для заряда не превышает значения в 30А. На разрядке устройство способно вырабатывать силу тока от 550 до 950А.
AGM технология
Если вы еще не переходили по ссылке на верху (а зря), тогда читайте здесь. AGM – это батарея построенная на так называемых абсорбирующих стеклянных матах, многие считают что это просто стеклоткань – может быть и так, но производители держат ее секрет в тайне.
Все дело в том — что эта стеклоткань, держит внутри электролит, не дает ему испариться и растечься, однако пропитывает свинцовые пластины нужным электролитом. Кстати и пластины располагаются в таких батареях достаточно плотно, между ними идут маты из стеклоткани, это повышает емкость батареи. Из-за того что электролит заперт внутри, АКБ можно ставить как угодно на любой бок, есть небольшое ограничение – нельзя ставить вверх ногами.
Пластины сделаны из чистого свинца (высокой степени очистки), поэтому электрическое сопротивление внутри небольшое, что позволяет быстро заряжать аккумулятор, и быстро его разряжать — выдавая очень высокие токи.
Хочется отметить — что это необслуживаемые АКБ, при заряде они не выделяют испарения (ни кислорода, ни водорода) что делает их 100% безопасными – можно применять даже в салоне автомобиля, а также внутри дома, для альтернативных систем (солнечная, ветровая).
Срок службы по сравнению с обычными типами, увеличен примерно в два раза, от 5 до 10 лет. Стоит отметить стойкость к глубоким разрядам. Эти АКБ способны выдерживать – 190-210 циклов разряда «в ноль» (100%), до 340 в 50% и до 850 в 30%. Это достаточно высокие показатели, а если разряд будет на уровне 20% то эта батарея может вообще это не почувствовать, обычные аккумуляторы не желательно просаживать уже на 15% от емкости.
Особенно хорошо чувствует себя в зимние периоды, токи которые может одномоментно отдавать выше в 2 – 3 раза, чем у обычных АКБ (может достигать 900А), а поэтому запуститься практически любой исправный двигатель в мороз. Кстати как их правильно заряжать, читаем здесь.
Выбор гелевой аккумуляторной батареи
При выборе гелевых аккумуляторов следует, в первую очередь, обращать внимание на следующие параметры:
- номинальное напряжение;
- номинальная емкость;
- максимальный ток нагрузки;
- рабочий диапазон температур, либо рекомендуемая сфера применения;
- рекомендуемый режим заряда-разряда (буферный/циклический);
- длительность рекомендуемого цикла разряда.
При эксплуатации конкретной модели GEL аккумулятора, когда режим в точности соответствует рекомендуемому производителем, аккумулятор будет радовать вас надежностью и большим сроком службы.
Если вам нужна профессиональная консультация по аккумуляторным батареям, просто отправьте нам сообщение!
GEL технология
Многие считают это одно и тоже с AGM, другие говорят, что внутри гелий – но и те и другие не правы.
GEL – от слова «гель», а не гелий (хотя такие батареи тоже есть). Здесь совершенно другой принцип устройства электролита.
Также есть два комплекта пластин – отрицательных и положительных, но вместо электролита между ними заливается специальный гель (как говорят производители это — силикагель), когда он застывает, превращается в твердое вещество, с огромным количеством пор внутри (это делается на уроне производства). Этот гель удерживает внутри электролит. Благодаря тому, что он заполняет все поры и пространство внутри, пластины получаются, как бы обернуты в него, что увеличивает их срок службы, потому как они практически не осыпаются. В таких АКБ нет короткого замыкания вследствие осыпания пластин, что уже намного увеличивает срок службы.
Пластины у GEL батарей также сделаны из чистого свинца, у которого нет высокого сопротивления, они также прекрасно набирают заряд и отдают большие токи в единицу времени.
У гелевых батарей еще больше увеличен срок службы, так средняя батарея может прослужить минимум 7 лет, а на пять лет дается гарантия, максимальный срок работы по заверению некоторых производителей может достигать 15 – 20 лет. «GEL» прекрасно справляются с глубокими разрядами (на 100%), они выдерживают от 340 до 400 таких циклов полного разряда или 550 – 600 циклов до 50%, и около 1300 глубина 30%.
Как видите это вполне конкурентная технология.
Особенности зарядки и эксплуатации
Информация о том, как эксплуатировать и заряжать гелевые батарейки, содержится в сопроводительных документах от производителя. Кто имел дело с кислотно-щелочными аккумуляторами, здесь почти ничего нового не найдёт. Для правильной зарядки достаточно:
- настраиваемого зарядного устройства, запитанного от стабильного источника питания;
- знания правил зарядки гелевого аккумулятора.
На втором пункте остановимся несколько подробней. Порядок зарядки гелевой АКБ следующий:
- Отключается от бортовой сети и снимается с автомобиля.
- Для зарядки отводится специальное место, к которому ограничивается доступ третьих лиц.
- Зарядное устройство подключается к аккумулятору и только потом включается в сеть.
- Выполняются следующие настройки:
- сила тока в начале заряда должна соответствовать указанной в пункте «initial current» на этикетке — это «начальный ток зарядки», максимальный ток зарядки зависит от ёмкости батареи;
- напряжение в конце зарядки должно быть равным записанному в графе «CYCLE USE», его можно также найти в инструкции к аккумулятору или на его этикетке;
- выполняется полная зарядка.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Вообще, читайте, что написано на аккумуляторе. На примере указаны напряжения зарядки 14,28–14,52 В и максимальный начальный ток зарядки 22,5 А. Можно меньше, больше нельзя. То есть по окончании зарядки на клеммах аккумулятора должно быть напряжение около 14,28–14,52 В, а ток в начале зарядки не должен превышать 22,5 А, то есть трети от ёмкости.
А на следующем указано ВРЕМЯ зарядки при токе 0,7 А — 5–10 часов, и время быстрой зарядки или, как иногда пишут, «подзарядки» при токе 7 А — 30 минут, при этом указано напряжение зарядки — charge voltage (т. е. то же самое, что и Cycle Use), только назвали по-другому.
Соблюдение рекомендаций производителя и наших советов позволит без труда зарядить гелевый аккумулятор.
Пусковые токи
Здесь перевес полностью на стороне более совершенных гелевых АКБ, если сравнить их токи с AGM, то разница будет почти в 1,2 — 1,5 раза.
Если AGM может выдать примерно 500 – 700 Ампер.
То GEL выдает уже от 700 до 1000 Ампер
Справедливости ради стоит отметить, что обычные кислотные аккумуляторы работают зачастую на токах в 300 – 400 Ампер, так что даже 500 – 700 Ампер будет «за глаза» для холодной зимы.
Общие принципы
Что такое свинцово — кислотный аккумулятор? Он состоит из разно полюсные свинцовых пластин, разделённых непроводящей прослойкой и погруженных в 35% раствор кислоты с водой. Принцип действия прост — когда накопитель разряжается, происходит восстановление диоксида свинца на катодном электроде, а также образование его окисла на анодной пластине. Когда происходит зарядка элемента питания происходит обратная химическая реакция. А разница между диоксидом свинца и оксидом электропроводящих пластин даёт выработку электроэнергии, когда они окружены кислотной средой.
Чем отличается гелевый аккумулятор от кислотного? Тем, что жидкость плюс диэлектрик для этого АКБ заменены на электролитический гель или микропористую прокладку, пропитанную электролитом. Поэтому название, используемое для таких элементов, как гелИевые — не корректно. Они не содержат газ гелий, а используют гелевую основу.
Основная проблема традиционных аккумуляторных батарей – невозможность их работы при изменении положения элемента питания в пространстве. Их нельзя было нормально использовать в космической технике, в самолётах и вертолётах. То же самое касается малой мототехники — мопеды, скутеры, различные виды мотоциклов (включая водные), или же вездеходы — все они часто меняют свой вектор относительно земли. Гораздо чаще, чем обычные автомобили.
Гелевая АКБ лишена подобных недостатков. Там нет жидкости, как таковой, соответственно нечему проливаться или отходить от электродов при наклонах или поворотах источника питания. Ещё одним плюсом стало возможность сделать корпус накопителя герметичным. К примеру, полностью обычный, жидкостный аккумулятор герметичным сделать нельзя. При химических реакциях происходит выделение газа. В случае традиционного электролита он скапливается в верхней части устройства, повышая давление, вплоть до разрушения корпуса. Гелевые прослойки также выделяют газ, но он остаётся в виде микроскопических пузырьков внутри самих пластин.
Кроме всего уже сказанного пластины активного реагента в отличие от традиционного электролита дают возможность от трёх до семи раз продлить срок жизни накопителя. Они плотно прилегают к электродам, уменьшая возможность отслоения от них свинца.
Сравнение по ценам
Вот здесь «пальму первенства» держит «АГМ» технология, они стоят относительно недорого, начальная стоимость от 6500 рублей! Конечно обычный «кислотник», можно купить и за 3000 – 3500 рублей, но у него будут ниже пусковые токи, а также небольшой срок службы.
Батареи по технологии GEL, стоят сейчас неподъемных денег, а именно начальная цена от 15000 рублей, а максимальная которую я мог видеть в магазинах примерно 27000 рублей, правда это была емкость в 80 Ам/ч и пусковой ток около 1000 Ампер. Но и гарантия на такие АКБ будет минимум 5 лет (а я видел и 7-10 лет), работать он будет у вас долго.
Так что решать определенно вам, за хорошую батарею нужно и платить хорошо.
Как видите, эти аккумуляторы схожи отсутствием жидкого электролита, а также чистого свинца в строении пластин. Но основная технология все же различна – AGM «маты» из стекловолокна между пластинами в них электролит. В GEL – матов нет, залит гель, который затвердевает и держит электролит, также не дает пластинам соприкасаться.
НА этом заканчиваю статью, читайте наш АВТОБЛОГ.
Похожие новости
- Может ли взорваться аккумулятор автомобиля. При зарядке. Вопрос …
- Перезаряд аккумулятора. Очень подробно о причинах и последствиях
- Что такое емкость аккумулятора. Автомобиля или телефона, как и в…
Добавить комментарий Отменить ответ
Как выбирать мотоциклетный аккумулятор
Выбирая аккумулятор необходимо руководствоваться следующими критериями:
- он должен быть простым в эксплуатации
- подходить по размеру
- быть долговечным
- эксплуатация должна быть безопасной
Самый быстрый способ определить, какая батарея необходима, это воспользоваться сервисной книжкой. В ней всегда указаны типы аккумуляторных батарей (с характеристиками), которые устанавливаются на данную мототехнику. Производители аккумуляторов, в свою очередь часто рекомендуют, на какую технику устанавливаются изделия.
Полезное видео:
В ролике рассказано как выбирать мото аккумулятор
Выбирать самостоятельно, рекомендуется учитывая следующее:
- Необходимая и достаточная емкость. Большой объем двигателя требует высокую емкость батареи. Аккумулятору малой емкости не хватит сил для запуска мощного двигателя. Большая батарея для маленького мотора это и переплата, и возможность недостаточного заряжания во время эксплуатации.
- Величина пускового тока. Аналогично выбору емкости. Следует учитывать некоторый запас при эксплуатации в холодных условиях.
- Корпус батареи и габариты должны соответствовать штатному месту для ее установки. Лишь в этом случае вы сможете подключить клеммы и надёжно закрепить АКБ. Необходимо помнить, что WET устанавливают в вертикальном положении и используют для спокойной езды.
- Спортивная мототехника выполняющая прыжки, подвергающаяся сильной вибрации и встряскам требует установки AGM и гелевых батарей.
- Конструкция и расположение клемм должны соответствовать модели мототехники
- Тип аккумулятора. Зависит от того, сколько вам не жалко потратить на своего друга. При прочих равных условиях лучше купить AGM или GEL.
Источник