Гелевый аккумулятор для скутера размеры

Выбор аккумулятора для скутера и его эксплуатация

Водители на скутерах уже давно стали полноправными участниками дорожного движения в крупных и мелких городах. Если зимой в российском климате на таком транспортном средстве ездить холодно, то в летнее время их на улицах предостаточно. Точно так же, как и автомобилю, скутеру требуется аккумулятор. Речь идёт о стартерном аккумуляторе для запуска двигателя. О выборе такой аккумуляторной батареи речь пойдёт в настоящей статье. Мы рассмотрим основные критерии выбора аккумулятор для скутера, виды АКБ, линейки некоторых производителей, а также требования по эксплуатации.

Выбор аккумулятора для скутера

При выборе аккумуляторной батареи на скутер или мопед нужно учесть следующие моменты:

  • электрические характеристики;
  • форм-фактор и исполнение (размеры, вид клемм и т. п.);
  • тип АКБ;
  • наличие дополнительных функций, упрощающих эксплуатацию (индикатор заряда);
  • бренд.

О видах аккумуляторов для скутера здесь достаточно сказать, что они бывают WET, AGM и GEL. В электроскутерах можно встретить литий-ионные аккумуляторные батареи, которые там выступают в роли тяговых, а не стартерных. Хотя стартерные Li-Ion модели иногда можно встретить на скутерах с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Подробнее о видах аккумуляторных батарей для скутеров будет рассказано в отдельном разделе. Примеры линеек АКБ для скутеров от различных брендов также будут приведены ниже. Здесь же мы рассмотрим основные параметры аккумуляторов.
Вернуться к содержанию

Читайте также:  Для чего нужен аккумулятор с обратной полярностью

Электрические характеристики

Одним из ключевых параметров для выбора аккумуляторной батареи является её ёмкость. Другие две электрические характеристики: номинальное напряжение и пусковой ток.

Подавляющее большинство моделей скутеров имеют в своей комплектации аккумулятор с номинальным напряжением 12 вольт и ёмкостью от 4 до 9 Ач. В продаже можно встретить мотоциклетные АКБ ёмкостью до 30 Ач. Однако модели более 15 Ач обычно устанавливаются на мотоциклы и квадроциклы с большим объёмом мотора. Пусковой ток лежит в пределах от 20 до 90 ампер. В случае стартерных аккумуляторов литий-ионного типа эта величина может достигать 180 ампер. Однако в большинстве случаев такой ток для запуска двигателя скутера не требуется.

Габаритные размеры и клеммы

В случае с аккумуляторами для скутера форм-факторов и разновидностей клемм значительно больше, чем для стартерных батарей автомобилей. Поэтому выбор здесь нужно делать в соответствии с рекомендациями производителя скутера или приобретать аккумулятор, полностью аналогичной старому. В большинстве случаев габариты аккумуляторной батареи тем больше, чем больше её номинальная ёмкость. Среди распространённых размеров можно выделить следующие:

  • 114×39×87, 115×50×86, 120×61×129, 150×86×94, 151×71×107 мм (модели ёмкостью до 9 Ач);
  • 150×87×131, 151×71×130, 151×88×147, 207×71.5×164, 151×88×164, 177×88×154 мм (модели ёмкостью 10─20 Ач);
  • 181×77×167, 176×87×154, 168×126×175, 165×125×175, 205×85×162, 166×130×175 мм (модели ёмкостью 20─30 Ач).

Прочее

Некоторые производители выпускают модели аккумуляторов с дополнительными возможностями. К примеру, это может быть индикатор заряда.

На автомобильных аккумуляторах подобные индикаторы выполняются «глазка», который меняет цвет в зависимости от степени заряженности. На АКБ для скутеров подобные индикаторы можно встретить в виде жидкокристаллического дисплея.

Ниже можно посмотреть, как это выглядит на примере аккумуляторных батарей Red Energy.

Виды АКБ для скутера

Теперь поговорим немного об основных видах аккумуляторных батарей для скутеров. Как уже говорилось, это WET, AGM, GEL, Li─Ion.

Это классические свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом. Конструкция предусматривает пластины из свинцового сплава, погруженные в раствор серной кислоты. В отличие от автомобильных WET аккумуляторов, батареи для скутеров часто продаются в сухозаряженном виде. То есть, в комплекте поставки идёт сам заряженный аккумулятор, а также электролит.

В остальном аккумуляторные батареи WET для скутеров ничем не отличаются от автомобильных. К слабым местам этих моделей следует отнести чувствительность к глубокому разряду и повышенный расход воды в случае перезаряда аккумулятора. Хотя в моделях современных аккумуляторов электроды выполняются из кальциевого сплава, что понижает порог напряжения, при котором начинается гидролиз. Это существенно снижает расход воды, и многие кальциевые аккумуляторы не требуют долива в течение всего срока эксплуатации.

Однако последствия глубокого разряда могут быть плачевными. Если вы забудете выключить фары или другие электроприборы на скутере, то АКБ разрядится в ноль и потеряет часть своей ёмкости. А в некоторых случаях даже может выйти из строя. Будьте внимательны!
Вернуться к содержанию

AGM и GEL

Обе технологии подразумевают отсутствие жидкого электролита. Но это те же самые аккумуляторы свинцово-кислотного типа. Отличие от WET заключается в том, что электролит здесь находится в связанном виде.

В случае с AGM электролитом пропитано стекловолокно, которое окружает свинцовые пластины. У аккумуляторов типа GEL серная кислота переведена в гелеобразное состояние благодаря добавкам соединений кремния. И свинцовые электроды в этом случае окружены этим гелем.

К плюсам AGM и GEL технологии следует отнести отсутствие жидкого электролита. То есть, из них ничего не прольётся даже в случае повреждения корпуса. Кроме того, их можно эксплуатировать практически в любом положении.

Однако, есть у них есть и свои недостатки. Их цена выше, чем у стандартных свинцово-кислотных АКБ. А кроме того, они чувствительны к режиму зарядки. Если от перезаряда и завышенного тока стандартный аккумулятор будет просто «кипеть» и терять воду из электролита, то аккумуляторы гелевого типа могут выйти из строя. Перезаряд для них критичен. Поэтому при использовании такого аккумулятора нужно следить за состоянием бортовой сети и использовать соответствующие зарядное устройство, не допускающее их перезаряда.
Вернуться к содержанию

Li─Ion

Как уже говорилось, литий-ионные аккумуляторы чаще всего используются на электроскутерах в качестве тяговых. Они обеспечивают питание электромотора. По своим характеристикам аккумуляторы литиевого типа не слишком подходят для работы в качестве стартерных батарей. Однако подобные модели также можно встретить в продаже. Ниже на картинке можно посмотреть модели KTM и Moratti.

Линейки аккумуляторных батарей для скутеров у некоторых производителей

Ниже кратко рассмотрены линейки АКБ для скутеров у известных мировых брендов.

Varta

Среди предложений аккумуляторов Varta для скутеров можно найти модели AGM, GEL и WET.

  • Powersports AGM;
  • Powersports Freshpack;
  • Powersports GEL.

Bosch

Компания Bosch предлагает для скутеров две линейки аккумуляторов.

Exide

Различные модели для мотоциклетной техники у компании Tab представлены в линейке Moto.

  • Стандартные Conventional;
  • Высокопроизводительные High Performance;
  • Необслуживаемые Maintenance Free;
  • Заводской активации Sealed Activated (AGM);
  • Гелевые (GEL).

Mutlu

Турецкий производитель для скутеров и другой мототехники предлагает аккумуляторы под маркой Golden. Они поставляются в сухозаряженном виде и комплектом для заливки электролита.

Эксплуатация

И в заключение несколько слов про эксплуатацию аккумуляторных батарей для скутеров.

Выбор ЗУ

Для зарядки АКБ скутеров, относящихся к категории WET с жидким электролитом, вполне можно использовать модели ЗУ для автомобильных аккумуляторов. Если же у вас аккумуляторная батарея типа AGM и GEL, то для их зарядки нужно использовать специализированные устройства.

Проблема в том, что при перезаряде (обычно при напряжении 14,4 вольта) начинается выделение газов. Это результат гидролиза, в результате которого выделяется водород и кислород. В случае с жидким электролитом газ постепенно сбрасывается наружу или рекомбинируется внутри с помощью специальной системы каналов в крышках.

В аккумуляторах AGM и GEL при перезаряде газ будет выделяться прямо на электродных пластинах, из-за чего от них будет отслаиваться стекловолокно или гель. Это довольно быстро приведёт к выходу аккумуляторной батареи из строя.

Зарядное устройство (ЗУ) должно иметь возможность заряжать аккумулятор током 10% от номинальной ёмкости. В случае с батареями AGM и GEL ЗУ должно вести процесс заряда по специальному алгоритму, который не допускает выделение газов на электродах. Обычно рекомендации к зарядному устройству можно узнать у производителей аккумуляторов или транспортного средства таким типом АКБ.

Ниже приведены примеры зарядных устройств для аккумуляторных батарей скутеров.

Хранение и обслуживание

Хранить свинцово-кислотный аккумулятор лучше всего в полностью заряженном состоянии. Это касается как WET, так и AGM, GEL аккумуляторов. В некоторых случаях аккумуляторы с жидким электролитом даже ставят на постоянную зарядку с малым током, который компенсирует саморазряд батареи. В результате АКБ постоянно находится в заряженном состоянии.

Периодически (1 раз в квартал) нужно подзаряжать аккумуляторную батарею от сетевого зарядного устройства. Дело в том, что при зарядке только от бортовой сети во время поездок аккумулятор может находиться в недозаряженном состоянии. В зимнее время года такие подзарядки можно производить чаще (1 раз в месяц).

Не нужно проводить никаких «тренировок» батарей для скутера ни перед началом эксплуатации, ни в процессе использования. АКБ свинцово-кислотного типа в этом не нуждаются. Более того, для них это вредно. Для WET аккумуляторов вообще недопустим полный разряд.

Если долго не используете скутер (например, зимой), нужно снять АКБ, полностью зарядить её и хранить отдельно. Если у вас литий-ионный аккумулятор, то нужно хранить в наполовину заряженном состоянии. Стоит также добавить, что аккумулятор для скутера нужно содержать чистоте. На нём не должно быть пыли, грязи, подтёков электролита. Иначе на поверхности образуется токопроводящий слой, что способствует саморазряду аккумулятора.
Вернуться к содержанию

Источник

Все о гелевом аккумуляторе для скутера: как правильно зарядить, как обслуживать, как продлить срок службы?

Многие люди выбирают в качестве средства передвижения по дорогам скутер. Для комфорта обслуживания, надежного запуска и управления, на нем рекомендуется устанавливать гелевые аккумуляторные батареи, эксплуатация которых отличается от эксплуатации привычных кислотных. Основное отличие заключается в том, что они являются необслуживаемыми герметичными.

Гелевый аккумулятор для скутера

В электролит гелевого АКБ добавляются специальные присадки на основе кремния, что превращает жидкий электролит в густой желеобразный гель. Его преимущество перед жидкостным заключается в том, что при наклонах, ввиду желеобразного состояния электролита, не теряется контакт геля с пластинами, и сохраняется работоспособность батареи.
Не боится она также и вибрации. Впрочем, переворачивать ее полностью не следует. Тестирование показало, что при движении скутера и связанных с этим постоянных наклонах аккумулятора, его уровень заряда снижается не больше чем на 25%.

АКБ обладает следующими преимуществами:

• высокий пусковой ток, в том числе и при глубоком разряде;

• длительный срок службы;

• не требует обслуживания;

• отсутствует утечка из корпуса батареи даже при его повреждении;

• высокая безопасность в работе;

Недостатки:

• требует высокой точности поддержания зарядного тока;

Как зарядить гелевый аккумулятор для скутера правильно?

Основные правила:

Уровень заряда АКБ следует периодически проверять. Сделать это можно мультиметром, позволяющим измерять напряжение постоянного тока. Напряжение АКБ измеряется на пределе мультиметра 20 В, прибор подключается к клеммам батареи при неработающем скутере.

ВАЖНО: При зарядке напряжение не должно превышать порогового напряжения 14,2-14,4 В. При превышении зарядного тока электролит-гель начнет испаряться, а «доливка» электролита в гелевых АКБ, в отличие от жидкостных, не предусмотрена. Также возможно отслоение силиконового геля-наполнителя от пластин, с нарушением контакта и потерей батареей работоспособности.

Зарядка гелевого аккумулятора скутера может осуществляться в любом помещении, при этом следует обеспечить бесперебойное питание зарядного устройства. Неполный заряд батареи, ввиду наличия у нее «памяти», приводит к уменьшению ее электрической емкости. Лучше заряжать АКБ чаще, не допуская глубокого разряда.

Зарядное устройство для гелевого аккумулятора

Существует возможность зарядить АКБ в домашних условиях специально предназначенным для этого зарядным устройством с номинальным напряжением 12 В и возможностью регулировки тока зарядки. Использовать устройства, предназначенные для заряда автомобильных аккумуляторов, не следует, это приводит к гибели батареи.

Как рассчитать уровень зарядного тока?

Для правильной зарядки следует задать на зарядном устройстве значение тока заряда в амперах, численно равное 10% от емкости аккумулятора в ампер-часах. Пример: при емкости в 7 Ач следует выставить ток заряда 0,1 х 7 = 0,7 (А).

Сколько заряжать?

При зарядке АКБ постоянным током, рассчитанным по приведенному выше правилу, время заряда полностью разряженной батареи составляет 12 часов.

Как обслуживать гелевый аккумулятор для скутера?

Обслуживание гелевых АКБ

Не следует допускать полной разрядки батареи. Хотя АКБ продолжает работать при глубоком разряде, такой режим приводит к уменьшению ее электрической емкости. Уровень зарядки следует периодически контролировать мультиметром и необходимо непременно заряжать хотя бы раз в сезон.

Батарея выдерживает длительное хранение в разряженном состоянии, и может храниться при низких температурах. Зарядное устройство целесообразно возить с собой, чтобы в случае глубокого разряда существовала возможность подзарядки в любом месте, где есть электрическая розетка.

Как продлить срок службы гелевых аккумуляторов?

Во время заряда следует контролировать напряжение на клеммах, оно не должно превышать 15 В. При превышении напряжения аккумулятор, ввиду его полной герметичности, может вздуться вследствие внутреннего газообразования, активные пластины внутри при этом корродируют.

ВАЖНО: Для продления срока службы полностью разряженного аккумулятора необходимо уменьшать ток заряда с 10% номинальной емкости вдвое, до 5% емкости, и увеличить время заряда до 24 часов. По примеру выше ток заряда должен составлять 0,35 А. Если уж так вышло, что АКБ скутера разрядилась полностью, восстанавливать ее следует именно в таком режиме, с малым зарядным током и увеличением времени заряда.

При правильной эксплуатации гелевой АКБ срок ее службы продлевается до 10 лет, количество выдерживаемых циклов заряд/разряд доходит до 1000.

Источник

Оцените статью