- Lada 2109 Белый Лебедь › Logbook › AGM и GEL аккумуляторы
- Lada 2109 1997, engine Gasoline 1.5 liter., 75 h. p., Front drive, Manual — car audio
- Comments 1
- Гелевый аккумулятор: что это и в чем его плюсы
- Технология GEL и принцип работы
- Преимущества
- Минусы
- Как правильно заряжать и можно ли лить воду или электролит
- Гелевый аккумулятор для автомобиля. Стоит ли покупать?
- Как устроен гелевый аккумулятор?
- Как эксплуатировать гелевые аккумуляторы?
- Плюсы и минусы гелевых АКБ
- Все про гелевые аккумуляторы: плюсы, минусы, зарядка, восстановление, срок службы, обслуживание
- Что такое гелевый АКБ, его конструкция, характеристики, срок службы
- Конструкция гелевых АКБ
- Характеристики Gel-аккумуляторов
- Маркировка гелевых АКБ
- Срок службы гелевых аккумуляторов
- Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
- Сравнение: какой аккумулятор лучше, гелевый или кислотный?
- Сравнение: какой АКБ лучше, гелевый или AGM?
- Зарядка гелевых аккумуляторов
- Как правильно зарядить гелевый АКБ?
- Какая нужна зарядка для гелевых аккумуляторов?
- Зарядка для гелевых АКБ своими руками
- Обслуживание: как восстановить гелевый аккумулятор, замена электролита
- Можно ли в гелевый аккумулятор залить электролит или воду?
Lada 2109 Белый Лебедь › Logbook › AGM и GEL аккумуляторы
AGM и GEL аккумуляторы и их особенности
Lada 2109 1997, engine Gasoline 1.5 liter., 75 h. p., Front drive, Manual — car audio
Comments 1
Николай Курзуков, начальник аккумуляторной лаборатории НИИАТЭ
Батареи, которые вы назвали гелевыми, на самом деле таковыми не являются. Никакого геля ни в Optima, ни в Pro Comp и в помине нет. Там обычный электролит. Другое дело, что изготовлены они по AGM-технологии и тоже недоливаемые и герметичные. А вообще, аккумуляторы с гелем внутри можно применять лишь там, где бортовая электрика позволяет очень точно поддерживать режим заряда. Куда там, на отечественных автомобилях даже с исправным реле-регулятором напряжение «гуляет» с 13 до 16 вольт! Да и на большинстве иномарок немногим лучше. А уж если реле-регулятор из строя выйдет, то гелевый аккумулятор можно сразу выбрасывать. Не зря же на нем написано: напряжение заряда не более 14,4 В. Если больше, то гель тает как холодец в тепле и обратно уже не восстанавливается. И вот еще что: у настоящих гелевых батарей, конечно, может быть огромный ток, но только летом. Гель и так вязкий, а на морозе он совсем застывает. В результате характеристики падают наполовину и больше.
Что же касается AGM-батарей, то они не такие капризные, но тоже требуют внимания к состоянию генератора и реле-регулятора. Дело в том, что в аккумуляторах этого типа конструктивно очень мало электролита, и если он выкипит — что делать? Доливать-то некуда.
Источник
Гелевый аккумулятор: что это и в чем его плюсы
С каждым годом технологии автомобилестроения улучшаются. Совершенствуются отдельные детали, узлы и агрегаты современных авто. Стартерные аккумуляторы не являются исключением.
Gel-технология сделала батареи более выносливыми, мощными, неприхотливыми в обслуживании. Они не боятся сильных разрядов, переворачивания, не требуют подлива воды. При хранении долго не разряжаются.
Важно оценить все преимущества и недостатки этого вида АКБ.
Технология GEL и принцип работы
Традиционный кислотный стартерный аккумулятор состоит из герметичного корпуса, разделенного на шесть отсеков, внутри каждого из которых находится пакет свинцовых пластин разной полярности. При взаимодействии с кислотным электролитом происходит выработка электричества.
Такую батарею нельзя переворачивать, а также подвергать глубокому разряду, большим нагрузкам. Периодически нужно доливать дистиллированную воду, контролировать плотность.
Внутри гелевой батареи вместо жидкого электролита содержится гель на основе двуокиси кремния. Это своеобразная губка, пропитанная кислотным электролитом, который не может замерзнуть или испариться.
Наполнитель выполняет следующие функции:
- предотвращает замыкание пластин, являясь диэлектриком;
- пропитывает всю площадь активной массы пластин;
- препятствует их разрушению.
Пластины изготавливаются из очищенного свинца, который характеризуется низким уровнем сопротивления. Благодаря этому такой аккумулятор очень быстро принимает заряд.
Этот агрегат имеет герметичный корпус. Его внутреннее пространство заполняется специальным газом для предотвращения окисления пластин. В результате создаются максимально благоприятные условия для эффективной работы. Разбирать корпус нельзя, поскольку это негативно скажется на работоспособности АКБ.
При эксплуатации на авто важно контролировать систему его зарядки, генератор.
Преимущества
Gel-технология характеризуется целым рядом преимуществ, которые сказываются на удобстве эксплуатации, надежности агрегата, его устойчивости к неблагоприятным воздействиям.
Можно уверенно выделить следующие достоинства таких батарей:
- герметичность, позволяющая эксплуатировать АКБ в любом положении;
- отсутствие необходимости контактировать с серной кислотой;
- система рекомбинации газов, предотвращающая испарения водорода;
- прочные пластины, защищенные от осыпания;
- быстрая зарядка, высокая устойчивость к саморазряду;
- мощные стартерные характеристики, обеспечивающие пуск холодного двигателя даже при низких температурах;
- увеличенный ресурс по сравнению с традиционными батареями;
- устойчивость к глубокому разряду.
Таким образом, при исправности генератора и системы автомобильной зарядки, отсутствии утечек такой аккумулятор практически не требует дополнительного внимания в процессе эксплуатации.
Минусы
Главным недостатком продвинутых АКБ этого типа является их высокая цена. Кроме того, как и обычные аккумуляторы, данные батареи плохо переносят перезаряд.
При напряжении 17 Вольт происходит расплавление внутреннего геля, теряется емкость.
Данные агрегаты не рекомендуется эксплуатировать при очень низких температурах. В условиях крайнего севера лучше отдавать предпочтение традиционным стартерным аккумуляторам.
Как правильно заряжать и можно ли лить воду или электролит
По стандартным правилам зарядки стартерных кислотных аккумуляторов рекомендуется использовать силу тока, значение которой соответствует 1/10 емкости конкретной батареи. В некоторых случаях допускается кратковременное усиление этого параметра.
Максимально допустимые величины указываются на корпусе – max initial current.
Напряжение правильной зарядки не должно превышать 14,5 Вольт, а находиться в пределах 13,6-14,5 Вольт. При превышении данных параметров свинцовые пластины, гель начинают разрушаться.
Осуществлять зарядку требуется поэтапно:
- Вначале нужно увеличивать напряжение, снижая силу тока по мере получения заряда батареей.
- В конце процесса ток максимально уменьшается.
- Для таких процедур лучше всего подойдет импульсные зарядные устройства, конструкция которых предусматривает регулировку тока и напряжения.
Если правильно эксплуатировать гелевый аккумулятор, придерживаясь инструкции, то он без проблем прослужит длительное время.
В случаях перезаряда некоторые умельцы рекомендуют доливать дистиллированную воду. Для этого нужно снять пластиковую крышку, резиновые заглушки на банках и с помощью шприца впрыснуть 1-2 кубика воды. После этого закрыть АКБ, проверить напряжение и поставить ее на зарядку.
Эти методы далеко не всегда отличаются эффективностью, поэтому использовать их рекомендуется только в крайних случаях.
Таким образом, этот вид стартерных батарей получил популярность из-за надежности, неприхотливости, мощности, простоты обслуживания. С другой стороны, лучше всего комплектовать ими новые авто с исправной системой зарядки. Не каждый владелец старых машин может себе позволить такой агрегат из-за высокой стоимости.
Источник
Гелевый аккумулятор для автомобиля. Стоит ли покупать?
В данной статье расскажем про основные характеристики, достоинства и недостатки гелевых аккумуляторных батарей для автомобиля. Стоит ли менять обычный аккумулятор на гелевый?
На автомобилях обычно устанавливают кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи (кроме машин с системой – там применяются специальные батареи AGM). Но у АКБ кислотного типа появился перспективный конкурент – гелевый аккумулятор.
Как устроен гелевый аккумулятор?
Устройство и принцип работы батарей гелевого типа такие же, как и у «классических» АКБ, где электролит включает в себя два компонента – серную кислоту и дистиллированную воду. С той лишь разницей, что в кислоту добавляется специальный силиконовый состав, который превращает жидкость в более густую гелеобразную массу.
Гелевые аккумуляторы бывают с синей, жёлтой и красной крышкой — в зависимости от назначения.
Электроды гелевых АКБ производятся в форме спиралей или плоских пластин из свинца. Корпус изготавливается из качественного прочного пластика. Различают две основные технологии устройства гелевых аккумуляторов – GEL (с вязким электролитом) и AGM (с применением впитывающего стекловолокна).
Как эксплуатировать гелевые аккумуляторы?
Батареи гелевого типа грамотно сконструированы и изготовлены из качественных материалов, поэтому надежны в эксплуатации. В чем отличие от обычных батарей?
Главное достоинство гелевых АКБ – они дольше держат заряд и менее чувствительны к просадке до полного «нуля». Если обычный аккумулятор при эксплуатации зимой и постоянной недозарядке теряет ёмкость, то гелевые её держат значительно дольше. Для примера: гелевые аккумуляторы выдерживают в 3 раза больше циклов полного «заряда-разряда», чем обычные АКБ.
Если гелевый аккумулятор разрядится, то он сможет лучше восстановить свой прежний заряд. Главное при этом пользоваться современными , которые могут в автоматическом режиме поддерживать определённый ток зарядки.
В чём недостатки гелевых аккумуляторов? Пока что минус всего один, и очень существенный для многих автолюбителей. Гелевые батареи в 2 раза дороже обычных кислотных.
Плюсы и минусы гелевых АКБ
Гелевые батареи постепенно начинают превалировать над «классикой» с жидким наполнением, что свидетельствует о неоспоримых достоинствах. Самые очевидные из них:
Есть у гелевых аккумуляторов недостатки. Это:
высокая цена по сравнению с традиционными;
Подведём итог. Наиболее популярны среди автолюбителей аккумуляторы фирмы Optima, которые бывают 2 видов: с жёлтой и красной крышкой. Если эксплуатируете автомобиль в тяжёлых условиях, где зимой минус 35 – привычное явление – выбирайте с красной крышкой.
Для автолюбителей, которые увлекаются и стоят мощные усилители звука, стоит выбирать гелевые аккумуляторы с жёлтой крышкой. Они способны довольно долго не разряжаться (до 5 часов) при прослушивании музыки на полную громкость, и после чего машина заведется.
Источник
Все про гелевые аккумуляторы: плюсы, минусы, зарядка, восстановление, срок службы, обслуживание
Каждый автовладелец понимает, насколько важен источник питания в машине. Когда приходит время его менять, многие сталкиваются с тем, что не знают, какой АКБ лучше выбрать и на какие параметры ориентироваться. Рекламы в интернете, по телевизору и в других источниках предостаточно, но выбрать идеальный аккумулятор непросто. Мы постарались собрать всю полезную информацию и рассмотреть плюсы-минусы гелевых источников питания в одной статье.
Что такое гелевый АКБ, его конструкция, характеристики, срок службы
Гелевый аккумулятор – это свинцово-кислотный источник питания, в котором электролит между пластинами находится в абсорбированном, гелевом состоянии. Gel-технология подразумевает полную герметизированность и необслуживаемость этого источника питания, принцип работы которого ничем не отличается от остальных видов аккумуляторов.
Конструкция гелевых АКБ
В привычных свинцово-кислотных аккумуляторах электролит представлен в виде смеси дистиллированной воды и серной кислоты. Gel-технология отличается тем, что кислотный раствор в АКБ находится в виде геля. Такая структура электролита достигается путём добавления в состав силиконового наполнителя, сгущающего смесь.
Несколько высокопрочных пластмассовых цилиндрических блоков, соединённых между собой, образовывают корпус гелевого источника питания.
Основные элементы источника питания:
- положительные и отрицательные электроды;
- пористые пластины-сепараторы;
- электролит;
- клапаны;
- клеммы;
- корпус.
Принцип работы гелевого источника питания аналогичен этому процессу в обычных свинцово-кислотных АКБ — заряженный источник отдает заряд. Во время этого процесса напряжение падает, а плотность электролита уменьшается.
Характеристики Gel-аккумуляторов
Выбирая новый гелевый источник питания, необходимо обратить внимание на следующие параметры:
- Ёмкость — измеряется в ампер/часах. Показывает, в течение какого времени источник питания может отдавать энергию силы тока в 1А.
- Максимальный ток заряда — максимально допустимое значение тока при зарядке АКБ.
- Максимальный ток разряда, он же пусковой ток, показывает значение максимальной силы тока, которую АКБ может обеспечить на протяжении 30 секунд.
- Рабочее напряжение на клеммах — 12В.
- Вес источника питания зависит от его ёмкости и варьируется от 8,2 кг (26 Ач) до 52 кг (260 Ач).
Маркировка гелевых АКБ
Немаловажным параметром выбора нового источника питания является дата его производства. Формат обозначения этой информации зависит от производителя. Разберём основные примеры:
- Optima: на пластике выдавлены цифры: первая — год, следующие — день выпуска. Например: 3118 означает 2013 год, 118 день. На некоторых моделях дату производства можно найти на наклейке: верхний ряд — месяц, нижний — год.
- Delta: на наклейке с набором цифр и букв нас интересуют первые четыре знака. Первый (буква) — год начиная с 2011 (А).
Второй (буква) — месяц начиная с января (А).
Третий и четвёртый (цифры) — день месяца
- Varta: в производственном коде четвёртая цифра — год выпуска, пятая и шестая — месяц (17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь).
Срок службы гелевых аккумуляторов
Срок службы гелевого аккумулятора, который сообщают производители — около 10 лет. Однако стоит понимать, что он может меняться в зависимости от условий эксплуатации.
На уменьшение срока службы Gel-аккумулятора влияют слишком низкие (менее −30 °C) и слишком высокие (более +50 °C) температуры. Это связано с тем, что в таких условиях электрохимическая активность источника питания то падает, то возрастает. Стоит отметить, что повышение температуры влечёт за собой ускорение коррозийности пластин. Постоянный недозаряд АКБ также ведёт к уменьшению срока годности батареи. Вместе с тем чрезмерные заряды отрицательно сказываются на продолжительности эксплуатации.
Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
К достоинствам гелевых аккумуляторов стоит отнести:
- продолжительный срок эксплуатации (около 10 лет);
- большое количество циклов зарядов-разрядов;
- до 400 полных разрядов;
- нет необходимости срочно заряжать источник питания в случае его глубокого разряда;
- небольшие потери ёмкости в случае простоя АКБ (около 20% в год);
- прочность и надёжность этого вида источников питания за счёт качественных комплектующих;
- высокая эффективность при малом внутреннем сопротивлении;
- не требуют обслуживания;
- отличаются безопасностью эксплуатации за счёт непроницаемости корпуса.
Вместе с тем стоит сказать и о некоторых недостатках аккумуляторов, изготовленных с помощью gel-технологий:
- При зарядке источника питания следует контролировать подаваемое напряжение. Если превысить допустимое значение, то начнётся процесс разрушения компонентов.
- Чувствительность гелевых АКБ к низким температурным режимам из-за застывания электролита и ухудшения его свойств.
- Чувствительность батарей к коротким замыканиям.
- Высокая стоимость по сравнению со свинцово-кислотными АКБ.
Сравнение: какой аккумулятор лучше, гелевый или кислотный?
Если с плюсами гелевых аккумуляторов все понятно, то что же можно сказать о свинцово-кислотных?
Они проверены временем и их положительные стороны давно известны:
- низкая стоимость;
- приемлемый срок службы около 5 лет;
- устойчивость к перезарядам;
- простота обслуживания и зарядки.
Сравнение показывает, что обычный аккумулятор немногим уступает gel-технологиям. Из основных преимуществ гелевой технологии можно выделить более продолжительный срок эксплуатации, меньшие потери во время простоя автомобиля и устойчивость к глубоким разрядам.
Сравнение: какой АКБ лучше, гелевый или AGM?
AGM-аккумуляторы отличаются наличием электролита не в жидком виде и не в гелевом — кислотный раствор наполняет стеклоткань, которая располагается между пластинами. Благодаря довольно компактному расположению материала, размеры agm-батарей позволяют существенно увеличить ёмкость источника питания. Эти АКБ характеризуются низким внутренним сопротивлением, что позволяет говорить о максимально быстром заряде источника питания и быстром разряде за счёт возможности выдавать большие токи. AGM аккумуляторы выдерживают свыше 200 полных разрядов. Единственной рациональной причиной отказаться от гелевых АКБ в пользу AGM может стать необходимость высоких пусковых токов для завода машины в морозы. По остальным параметрам АГМ технологии существенно проигрывают гелевым.
Зарядка гелевых аккумуляторов
Гелевые аккумуляторы довольно восприимчивы к силе тока и напряжению, поэтому зарядка такого источника питания требует регулировки данных характеристик. Устройства, которыми традиционно заряжают свинцово-кислотные АКБ для зарядки Gel-аккумулятора не подойдут. Поэтому вопрос о том, как правильно заряжать гелевый аккумулятор, стоит подробно рассмотреть подробнее.
Как правильно зарядить гелевый АКБ?
Чтобы правильно зарядить gel-батарею необходимо использовать силу тока равную 10% от ёмкости аккумулятора. Например, АКБ 60 Ач надо заряжать током в 6 ампер. Для срочной подзарядки можно использовать 30%, то есть 18А максимум для указанной ёмкости. На корпусе АКБ есть наклейка, на которой указан рекомендованный максимальный ток зарядки для определённой модели — Max initial current (№1 на фото ниже)
Важно и значение напряжения — оно не должно превышать 14,5В. В противном случае внутри батареи начнётся процесс разрушения — гель будет становиться более жидким и утратит свои свойства. Рекомендованное значение напряжения при зарядке указывается производителями на наклейке после слов Cycle use (№ 2 на фото выше). В таком режиме для полного заряда аккумулятора потребуется 10–12 часов.
Обращаем ваше внимание, для гелевых аккумуляторов предусмотрена возможность режима зарядки для сохранения энергии. Такой способ используется в рамках обслуживания источника питания и рекомендован для периодической подзарядки АКБ. Каким напряжением можно заряжать источник питания для поддержания его работоспособности, указано также на наклейке в строке Standby use (№ 3 на фото выше).
Какая нужна зарядка для гелевых аккумуляторов?
Современный рынок предлагает большое количество всевозможных зарядных устройств для аккумуляторов. Однако стоит помнить, что только свинцово-кислотные могут заряжаться от любого оборудования.
Гелевые источники питания требовательны к напряжению и силе тока, поэтому использование нерегулируемых зарядок может испортить АКБ. Давайте разберёмся, какое зарядное устройство необходимо для обслуживания гелевого аккумулятора.
- Отключение тока после того, как закончится зарядка и защита от перегрева.
- Стабильность напряжения.
- Температурная компенсация — параметры зарядки должны корректироваться в зависимости от температуры аккумулятора и окружающей среды.
- Регулировка тока.
Производители рекомендуют осуществлять зарядку источника питания поэтапно:
- с увеличением напряжения;
- снижение тока зарядки;
- минимальные значения тока и напряжения.
Таким образом, для зарядки гелевых аккумуляторов необходимы импульсные зарядные устройства, которые позволяют регулировать силу тока и напряжение, а также имеют функцию отключения тока.
Зарядка для гелевых АКБ своими руками
Если у вас есть определённые навыки и желание собрать зарядку для аккумулятора самостоятельно, то вы можете сделать это с помощью представленной схемы и видео.
Более подробно о том, как собрать зарядное устройство на микросхеме L200C аккумулятор самостоятельно написано в этот статье: http://rustaste.ru/improvised-charger-for-gel-batteries-l200c.html
Обслуживание: как восстановить гелевый аккумулятор, замена электролита
Если вы обслуживаете источник питания согласно рекомендациям производителя, то скорее всего он беспроблемно отслужит свой срок эксплуатации и не потребует дополнительных действий. Если источник питания вздулся или разрушились пластины, то мы рекомендуем не заниматься его восстановлением, а приобрести новый. В каких случаях можно попытаться оживить гелевый АКБ?
Если вы заметили потерю ёмкости у вашего аккумулятора, то, возможно, произошло высыхание гелевого компонента. В таком случае необходимо восстановить водный баланс элемента с помощью дистиллированной воды. Далее мы поэтапно расскажем, как это сделать.
- Снимите пластиковую крышку.
- Удалите резиновые заглушки на банках.
- Возьмите шприц и наберите 1–2 кубика дистиллированной воды.
- Влейте воду в каждую банку.
- Оставьте батарею на несколько часов, чтобы гель пропитался водой.
- Если воды недостаточно — долейте; если есть излишки — удалите их шприцем.
- Проверьте уровень напряжения на клеммах.
- Верните заглушки на место и закройте аккумулятор крышкой.
- Поставьте батарею на зарядку.
Также оживление аккумулятора может понадобиться при сильной сульфации пластин, которая образовывается во время эксплуатации батареи. Есть два способа десульфации:
- С помощью химического состава Трилон В. Его необходимо приобрести, развести в указанной пропорции и залить в предварительно осушенный аккумулятор. Обращаем ваше внимание, в гелевых аккумуляторах не всегда есть возможность удалить электролит в виде геля полностью. После десульфации с помощью Трилона В понадобится промыть внутренности дистиллированной водой, снова залить гелевый электролит в аккумулятор, предварительно приготовив раствор. Как видите, способ довольно хлопотный и требует знаний и навыков.
- С помощью импульсных токов различной амплитуды. Во время данной операции импульсные токи разрушают сульфат свинца. Стоит отметить, что гелевые аккумуляторы, как говорилось выше, крайне отрицательно воспринимают резкие перепады напряжения и повышенные токи. Пользователи, опробовавшие этот метод, говорят о том, что не всегда получается достичь поставленной цели. Объясняется это тем, что кроме сульфата свинца разрушаются и сами пластины, а это влечёт потерю ёмкости.
Как видите, способы восстановления аккумуляторов существуют, однако, они не очень подходят для гелевых источников питания. Мы рекомендуем не пытаться реанимировать гелевый АКБ, а приобрести новый.
Можно ли в гелевый аккумулятор залить электролит или воду?
В рамках обслуживания гелевых аккумуляторов в них можно доливать дистиллированную воду тем способом, который мы описали выше. Обычную воду из-под крана в источники питания наливать не рекомендовано – в ней слишком много примесей, которые будут мешать протеканию правильно реакции.
Гелевые аккумуляторы для автомобилей довольно популярны благодаря отсутствию необходимости их обслуживания. Как видите, эксплуатация этих источников питания крайне проста. Однако многих отпугивает их высокая стоимость. При должном обслуживании — своевременном подзаряде, соблюдении условий хранения — эта батарея прослужит долго, а восстановление ёмкости не займёт много времени и сил. Как вы ухаживаете за гелевым АКБ? Приходилось ли сталкиваться с проблемами во время зарядки или восстановления? Поделитесь своим опытом с нашими читателями.
Источник