- Аккумуляторы и батареи
- Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
- Устройство гелевого аккумулятора автомобиля
- Гелевый аккумулятор для автомобиля – плюсы и минусы
- Гелевые аккумуляторы 12 вольт для автомобиля
- Гелевый аккумулятор для автомобиля 65 А/ч
- Лучший гелевый аккумулятор для автомобиля
- Какой автомобильный аккумулятор выбрать – гелевые против кислотных
- Кислотные против гелевых АКБ
- Особенности кислотных АКБ
- Гелевые АКБ
- Что лучше выбрать
Аккумуляторы и батареи
Информационный сайт о накопителях энергии
Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
Изменяются автомобили, их комплектующие, но десятилетиями остается прежним громоздкий свинцовый аккумулятор. Уже есть легкие, компактные емкие литиевые батареи, AGM и GEL аккумуляторы. К сожалению, 90 % автопарка по-прежнему работает на свинцово-кислотных АКБ. Предлагаем объективно оценить одну из новинок – гелевый аккумулятор и его перспективность для моторной техники.
Устройство гелевого аккумулятора автомобиля
Известно, свинцовый аккумулятор требует контроля состояния элементов. В нем происходит сульфатирование и осыпание пластин, короткое замыкание. Возможны трещины корпуса, протечки электролита.
В гелевом аккумуляторе пластины выполнены из чистого свинца, что улучшает проводимость. Тот же электролит на основе серной кислоты не изменит свою плотность – он внедрен в селикогель. Все беды, грозившие жидкой среде АКБ, отсутствуют.
Залитые жидкой массой электролита пластины всегда остаются в затвердевшей пористой массе. Переносчиком зарядов являются кислородные ионы. Соединяясь с ионами водорода, они превращаются в воду, но остаются в шариках селикогеля. Нет испарений, протечек. Гелевый аккумулятор можно ставить на машину хоть на бок – это не влияет на работоспособность.
Силами ученых и проектировщиков создан легкий, компактный необслуживаемый прибор с призматическими или цилиндрическими банками — гелевый аккумулятор. Производитель дает гарантию на АКБ для автомобиля 5 лет, обещает срок службы до 15 лет.
Гелевый аккумулятор для автомобиля – плюсы и минусы
Гелевый аккумулятор для автомобиля имеет технические преимущества перед свинцовым аккумулятором:
- высокий пусковой ток, в 2 раза больше, чем на классической АКБ;
- большой срок службы, в 3 раза выше кислотных батарей;
- не требует обслуживания;
- не протекает.
Однако недостатки, связанные с суровым климатом, стоимостью и состоянием российского парка авто, сводят все достоинства гелевых АКБ в нашей стране к нулю.
Для отечественных возрастных машин этот вариант совсем не рассматривается. Гель в банках сохраняет свою структуру при напряжении до 16 В. Случись, откажет реле напряжения, поднимется значение до 17 В, и гель растает невозвратно. Гелевый аккумулятор придет в негодность, а свинцовый выдержит. Стоит ли покупать новинку на автомобиль с ненадежной бортовой системой?
Мало у кого есть возможность поставить авто в теплый гараж. Зимой, на морозе в -30 0 гель превратится в стекляшки, которые хрупки, разрушатся от сотрясения, не работают. Из отзывов владельцев гелевых аккумуляторов для автомобиля известно, утром они вначале феном разогревают аккумулятор, а потом заводят машину. Мороки много.
Сколько стоят гелевые аккумуляторы для легкового автомобиля? Пока в среднем 15000-16000 рублей. Несмотря на их долгий срок службы, на эти деньги можно купить 3-4 привычных, адаптированных к условиям эксплуатации свинцовых аккумулятора на машину.
Разобравшись с плюсами и минусами гелевых автомобильных аккумуляторов можно придти к компромиссному решению. Новые авто с хорошей регулировкой напряжения в бортовой электрической схеме, имеющие теплый бокс на зиму нужно оборудовать гелевой АКБ. Она легкая, не требует обслуживания, имеет массу преимуществ по экологии и престижна.
Гелевые аккумуляторы 12 вольт для автомобиля
Одной из характеристик аккумуляторов считают номинальное напряжение. АКБ на 12 В используют на мототехнике, и легких автомобилях. Они производят пусковой ток 200 А/ч, быстро восстанавливают заряд. Аккумулятор не требует обслуживания. При перевертывании техники, гель остается в корпусе, не вытекая.
Применение гелевого аккумулятора на 12 В для легкового автомобиля имеет массу плюсов. Когда в салоне много техники для комфорта, требуется много энергии. Если правильно осуществлен подбор по марке и техническому состоянию авто, источник энергии не даст сбоев в обслуживании. Следует учесть , что для поддержания АКБ 12 В в рабочем состоянии в бортовой системе должно быть не выше 14,4 В. Нельзя пользоваться гелевым аккумулятором в сильные морозы.
Только специалисты СТО, ведущие плановое обслуживание автомобиля, могут дать рекомендацию по выбору гелевого аккумулятора. И тогда от использования устройства будут только плюсы.
Гелевый аккумулятор для автомобиля 65 А/ч
В зависимости от назначения гелевых аккумуляторов, они рассчитаны на определенного типа нагрузки. Так различные по направленности АКБ бренда «Оптима» можно классифицировать по цвету крышек цилиндрических банок. Гелевые аккумуляторы на 12 вольт, разной емкости предназначены:
- желтый верх – сезонное использование, тяговый;
- красная крышка – стартерный, работает независимо от температуры окружающей среды от -40 до +40 градусов;
- синяя крышка – стартерно-тяговый, подходит для водного транспорта, устойчив к высокой влажности, быстрая зарядка.
Здесь выпускают аккумуляторы на 12 В емкостью от 38 до 90 А/ч, отличаются изделия габаритами и ценой. Так гелевый аккумулятор для автомобиля «Оптима» 75 Blue TOP8052-188-75 Ач стоит 21 тысячу рублей, а емкостью 55 А/ч 17650 рублей. Батарею комплектуют из разного количества банок.
Призматические батареи с гелевым наполнителем можно купить дешевле. Тяговый аккумулятор Delta GX 12-65 12B 65 А/ч стоит 11 600 рублей. Аккумулятор с глубоким разрядом используют для установки на лодочные моторы.
При выборе гелевого аккумулятора для автомобиля или другой техники нужно учитывать рейтинг. Показатель создается на основе покупательского спроса. В 2017 году лучшими изделиями этого класса считали:
- Optima Yellow Top, США, производство в Мексике;
- Varta Ultra Dynamic, Германия;
- Delta GX 12-60, Китай.
Сложность представляет расшифровка маркировки гелевых аккумуляторов для разной техники, автомобилей. Используются стандарты европейский, азиатский, американский. Российские АКБ маркируют продукцию в соответствие ГОСТ 959-2002. Эти же показатели зашифрованы в моделях иностранных марок, но в своих единицах измерения и в другом дизайне.
Лучший гелевый аккумулятор для автомобиля
На сегодня нет идеальной техники и узлов к ней. Гелевый аккумулятор не исключение. В разработке аккумуляторы AGM, литиевые, гелевые. Все они обладают достоинствами и недостатками. Разберемся какие плюсы для авто предлагаются разработчиками гелевых аккумуляторов. В сравнении с кислотными, новые аккумуляторы проигрывают в цене, но имеют выдающие технические характеристики.
Выбирая лучшую модель, из существующих на рынке, можно остановиться на банках в спиральной компоновке. В них особая конструкция расположения проводящих обкладок, исключается короткое замыкание между пластинами с разными разрядами.
В основном гелевые аккумуляторы представляет необслуживаемую конструкцию. Но есть уже модели с верхней съемной крышкой. Как их обслуживают? Периодически из пипетки капают внутрь немного дистиллированной воды. И все.
Срок службы гелевого аккумулятора для автомобиля
Заводская гарантия на гелевый аккумулятор 5 лет. Причины – чистый свинец, запакованный в гель, не осыпается, не окисляется. Все процессы происходят внутри геля, нет испарения. Все это создает неубиваемую конструкцию, при выполнении условий эксплуатации. Поэтому производители называют срок службы 15-20 лет.
Однако критичны для сохранности композиции геля следующие факторы:
- повышенное напряжение, разрушающее структуру гранул;
- низкая температура окружающей среды в условиях российского климата.
В совокупности с высокой стоимостью изделий эти обстоятельства являются серьезным препятствием для широкого спроса на продукцию.
Предлагаем консультацию видео специалиста по выбору гелевых или AGM аккумуляторов, их разницу.
Источник
Какой автомобильный аккумулятор выбрать – гелевые против кислотных
У автомобильных аккумуляторов предусмотрен ограниченный срок службы. Потому периодически возникает необходимость в их замене. Раньше особого выбора у водителей не было. Все предлагаемые на отечественном рынке аккумуляторы были свинцово-кислотные, жидкостного типа, да ещё и обслуживаемые.
Но со временем и по мере развития технологий АКБ совершенствовались, появлялись новые варианты батарей. Одной из последних разработок считается гелевая аккумуляторная батарея.
Их часто сравнивают с обычными кислотными, и не знают, какому из двух вариантов отдать предпочтение.
Кислотные против гелевых АКБ
Свинцово-кислотные жидкостные аккумуляторы пользуются огромной популярностью ещё с советских времён. И продолжают активно продаваться и устанавливаться на авто до сих пор.
Но в настоящее время в лидеры вырываются гелевые АКБ. Во многом за счёт того, что они не нуждаются в обслуживании, эффективно служат и отлично подходят для современных автомобилей, наполненных электроникой.
Чтобы понять разницу между двумя рассматриваемыми типами источников питания, необходимо разобраться в их особенностях.
Кислотные жидкостные АКБ представляют собой пару свинцовых электродов, заключённых в пластиковый корпус. Пластины-электроды покрываются специальной жидкостью. А именно электролитом. Электроды разделены между собой изоляторами. Их покрывают специальными составами, защищающими свинец от быстрого разрушения. Ранее это была обычная сурьма, а затем начали использовать цинк, серебро и другие армирующие компоненты. При подаче питания на батарею от генератора или зарядки, минусовой электрод начинает восстанавливаться, а положительный окисляется. Электрохимическая реакция, возникающая за счёт взаимодействия электродов в кислотной среде (вода с серной кислотой) провоцирует зарядку АКБ. При обратной ситуации идёт разрядка.
Устройство гелевых аккумуляторов практически аналогичное. Здесь тоже применяется пара разнозаряженных электродов, изоляторы, пластиковый корпус и пр.
Но главная отличительная особенность заключается в электролите. Он не жидкий, а гелеобразный.
Ещё стоит добавить, что гелевые АКБ бывают только необслуживаемыми, в то время как жидкостные могут выпускаться в нескольких вариантах исполнения:
- обслуживаемые;
- малообслуживаемые;
- необслуживаемые.
Некоторые отличительные особенности ведут к тому, что у каждого из представленных вариантов аккумуляторных батарей формируются свои сильные и слабые стороны.
Сейчас гелевыми аккумуляторами активно называют 2 типа батарей. Маркируются они как GEL и AGM. При этом между ними есть определённая разница, не позволяющая делать понятия GEL и AGM аккумулятора тождественными. Это разные АКБ.
Особенности кислотных АКБ
Чтобы определить, какой аккумулятор всё же лучше, сравнивая гелевый и жидкостный кислотный варианты, нужно отдельно изучить особенности каждого из них.
Первым на рассмотрении будет классический свинцово-кислотный аккумулятор, в котором электролит представлен в виде жидкости. Как вы помните, гелевый отличается именно гелеобразным состоянием рабочей жидкости.
Несмотря на существенный прорыв в разработке современных источников питания для автомобилей, свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом продолжают оставаться самыми популярными и распространёнными. Причём принцип работы АКБ не изменился с момента начала их производства.
Внутри корпуса располагается 6 отдельных, изолированных отсеков. Их принято называть банками. В каждой банке находится набор пластин, покрытые жидким электролитом. Пластины, помимо свинца, дополнительно имеют различные примеси. У старых технологий использовалась сурьма. Более современные решения имеют в основе кремний, цинк, серебро. Сам электролит на 35% состоит из серной кислоты, а весь остальной объём занимает дистиллированная вода. Это позволяет достичь оптимальных характеристик и обеспечить эффективную электрохимическую реакцию.
Чтобы не допустить короткого замыкания, между отсеками АКБ располагаются так называемые сепараторы. Одна банка вырабатывает примерно 2 В, что в сумме позволяет получить АКБ примерно на 12,4 В.
К преимуществам свинцово-кислотных аккумуляторов можно отнести такие пункты:
- эти батареи достаточно устойчивы к перезарядам;
- на рынке предлагается огромный ассортимент жидкостных аккумуляторов;
- если это необслуживаемый тип, уход не требуется;
- цена самая низкая.
При всех своих объективных достоинствах, у жидкостных АКБ есть очевидные недостатки.
Слабыми сторонами таких батарей являются:
- требуется контролировать и регулировать плотность электролита;
- в случае осыпания пластин поможет только утилизация и замена АКБ;
- батарея должна располагаться строго горизонтально;
- достаточно сложное обслуживание;
- нельзя допускать длительный перезаряд, иначе батарею может разорвать;
- такие АКБ не рекомендуется хранить в салоне и в жилых комнатах из-за возможных испарений электролита;
- обслуживаемые модели могут протекать.
Даже такие недостатки не мешают жидкостным батареям оставаться в числе самых популярных и распространённых.
Но им на пятки активно наступают гелевые аналоги.
Гелевые АКБ
Теперь посмотрим на отличия, определяющие разницу гелевых и кислотных автомобильных аккумуляторов.
Принцип действия у двух рассматриваемых источников питания аналогичный. Но разница в том, что у гелевых аналогов электролит имеет гелеобразную консистенцию. Это позволило добиться заметного увеличения герметичности. Ведь в гелевой массе образуются все газовыделения, а не вырываются наружу, как при кипении обычной жидкости.
Но гелевые АКБ отличаются тем, что их нагрузочные характеристики хуже в сравнении с обычными свинцово-кислотными источниками питания. Большое внутреннее сопротивление усложняет снятие с такой АКБ большого тока.
Ещё на GEL аккумуляторы влияет текущая температура воздуха и стабильность подаваемого напряжения. Для зарядки подобных АКБ требуется использовать современные специальные зарядные устройства с +-1% нестабильности зарядного напряжения.
Закономерно автомобилиста будет интересовать, как отличить гелевый аккумулятор для автомобиля от классического свинцово-кислотного с жидким электролитом. Проще всего это сделать, взглянув на маркировку. Она будет представлена в виде надписи GEL.
Во многом разница между двумя рассматриваемыми вариантами стартерных батарей определяется их преимуществами и недостатками. Плюсы и минусы кислотных АКБ уже были представлены. Теперь очередь GEL аккумуляторов.
Есть несколько нюансов относительно того, чем гелевый автомобильный аккумулятор отличается от кислотного. Это можно определить по достоинствам. К сильным сторонам батарей типа GEL можно отнести:
- на полную зарядку требуется меньше времени;
- неплохо противостоят глубоким разрядам;
- выдерживают в среднем около 300–400 циклов разряда;
- отличаются длительным сроком службы;
- небольшие потери ёмкости при пассивности автомобиля (стоит в гараже, на стоянке);
- не требует ухода, поскольку батарея полностью необслуживаемая;
- герметичный корпус, что повышает его безопасность.
Но даже современные GEL аккумуляторы далеки от совершенства. У них есть свои недостатки. Проявляются они в следующем:
- нельзя допускать перезаряда, поскольку начнутся разрушительные процессы внутри;
- такие АКБ менее устойчивы к экстремально низким температурам;
- дорогие в цене;
- для зарядки требуется специальное зарядное устройство с авторегулировкой.
Несмотря на это, спрос на гелевые источники питания стремительно растёт. Но пока ещё рано говорить о превосходстве над жидкостными свинцово-кислотными АКБ.
Что лучше выбрать
Теперь остаётся ответить на главный вопрос: какой аккумулятор для авто в итоге лучше — гелевый или кислотный.
Оба аккумулятора работают на основе свинцовых пластин и электролита. В состав электролита входят дистиллированная вода и серная кислота. В случае с GEL АКБ дополнительно используется загуститель, который и обеспечивает соответствующую консистенцию.
Сказать однозначно, какой вариант АКБ будет лучше, сравнивая гелевый и кислотный источники питания, сложно. Всё зависит от конкретных задач, условий, предъявляемых требований и потребностей автомобилиста.
Если брать за основу хороший гелевый вариант, а также сопоставить ему продвинутый тип АКБ с жидким электролитом, они не будут существенно отличаться по своим характеристикам и возможностям.
Потому автомобилисту рекомендуется узнать, какой именно аккумулятор лучше использовать конкретно на его транспортном средстве. Соответствующая информация указана в руководстве по эксплуатации.
Принято считать, что GEL АКБ предпочтительнее устанавливать на современные иномарки с большим количеством электроники. Они служат дольше и эффективнее, требуют минимума внимания к себе. Что же касается простых жидкостных батарей обслуживаемого типа, то это прерогатива недорогих, бюджетных иномарок, основной массы отечественных авто.
Но технологии не стоят на месте. Сейчас есть масса АКБ, где используется жидкий электролит. Но при этом батареи становятся необслуживаемыми, они способны навязать борьбу GEL аккумуляторам и по некоторым параметрам даже их превзойти.
Каждый автомобилист сам должен для себя решить, какой аккумулятор ему лучше подойдёт, поскольку кислотный и гелевый типы АКБ одинаково хорошо подходят для разных ситуаций. Батареи на основе геля не всегда приоритетный вариант, и переплачивать за него не всем стоит.
Всем спасибо за ваше внимание! Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте актуальные вопросы!
Источник