- Как правильно выбрать аккумулятор для лодочного мотора
- Виды лодочных аккумуляторов по типу батарей
- Стартерные
- Тяговые аккумуляторы
- Универсальные
- Свинцовые, литиевые или гелевые
- Как выбрать АКБ в зависимости от мощности лодочного мотора
- Выдаваемая мощностью
- Емкость аккумулятора
- Тип и массивность аккумулятора
- Модели лодочных аккумуляторов 12 вольт
- Deka DP24
- Minn Kota MK-31-GEL
- WBR MB 40-12
- Советы по эксплуатации
- Тяговые лодочные аккумуляторы
- Выберите подкатегорию
- Аккумуляторы для лодочного электромотора
- Тяговые аккумуляторы с жидким электролитом
- AGM аккумулятор для лодки с электромотором
- Лодочные аккумуляторы для электромоторов с гелевым электролитом
- Перед тем как купить аккумулятор для электромотора
Как правильно выбрать аккумулятор для лодочного мотора
Лодка становится важным элементом современной охоте и рыбалке. В простом исполнении покупается надувная модель. Те, кто решил серьезно отдаться делу и обладает ресурсами, выбирают небольшие суда. Катера, лодки и яхты оснащены электрическим лодочным мотором – основной движущей силой. Однако для плавания нужен не только двигатель, но и лодочный аккумулятор. Он обеспечивает работу электрических приборов, навигации и др. Аккумулятор для лодки не менее важен, чем для автомобиля. При покупке нужно понимать специфику АКБ и особенности использования – только так удастся избежать проблем. В этой статье ответим на вопрос какой лодочный аккумулятор нужен под ваши требования.
Виды лодочных аккумуляторов по типу батарей
Без электрического мотора невозможна рыбалка троллинг – она ведется рядом с берегом. Используя ДВС трудно добиться скорости движения в 3-5 км/ч, зато этого можно легко добиться при помощи аккумулятора.
Сегодня широко используются два типа батареи: стартовые и тяговые. Также встречаются универсальные модели, совмещающие оба вида.
Стартерные
Первый тип – стартерные батареи. Такими моделями часто оснащают лодки с двигателями внутреннего сгорания. Среди аналогов они выделяются возможностью кратковременной отдачи значительного объема тока.
Стартерные аккумуляторы разработаны для первоначального запуска мотора, и со своей задачей они справляются как нельзя лучше.
К сожалению, модели обладают не очень большим ресурсом, способным полностью закончиться при длительной работе. Пройдя через определенное число зарядных циклов, аккумуляторы «любят» выходить из строя.
Тяговые аккумуляторы
Второй тип – тяговые. Оборудуется обычно в связке с лодочными электрическими двигателями. Для аккумуляторов свойственна высокая емкость, а в конструктивном плане подобные батареи отличаются от стартовых более толстыми пластинами, расположенными в конвертах-сепараторах. Подобное устройство позволяет им хранить заряд дольше, пока не наступит полная разрядка.
После критической растраты энергии батареи разных марок быстро восстанавливаются. Тяговые модели стоят дороже аналогов, но для использования в циклическом режиме для них нет конкурентов.
Универсальные
Последний тип – универсальные аккумуляторы. При их создании перед разработчиком ставилась задача совместить полезные свойства тяговых и стартерных батарей. Такие системы имеют двойное назначение. При запуске двигателя они поставляют высокий пусковой ток, а дальше выступают в роли источника питания с функцией критической разрядки. Универсальные модели способны заменить собой оба типа аккумуляторов: они позволяют запускать ДВС, подпитывать электрический мотор и всю систему катера.
Свинцовые, литиевые или гелевые
Свинцово-кислотные модели оснащаются пластинами, расположенными в «чехле» из стекла или и пластмассы, залитом кислотным электролитом. Кроме того, что решение часто эксплуатируется в купе со стартовыми АКБ, оно также представлено тяговыми батареями. Недостатки: высок риск выхода из строя.
Выделяются два подвида свинцово-кислотных аккумуляторов. Они отличаются улучшенными характеристиками:
AGM – абсорбированное стекловолокно. В отличие от обычного свинцового аккумулятора, эта модель изготавливается без применения жидкости – при помощи прессованного стекловолокна пористой структуры. Добавление кислоты тут минимально, потому сильно снижен риск сульфатизации электродов. Кроме прочего этот вид батарей считается необслуживаемым – заливать электролит не потребуется. Корпус обустроен герметично и не позволяет кислоте выделяться. Также не допускается возможность образования ржавчины. Однако есть и слабые стороны: чувствительность к перенапряжению, массивность.
Плюсы:
- Большая энергетическая емкость.
- Не требовательны в обслуживании.
- Низкий уровень самозаряда.
Минусы. При механических повреждениях могут самовоспламеняться.
Как выбрать АКБ в зависимости от мощности лодочного мотора
Покупка аккумулятора – это ответственное дело, к которому нужно подходить с осторожностью. В выборе стоит ориентироваться на критерии:
Выдаваемая мощностью
Правило просто: чем ниже внутренне сопротивление батареи, тем дольше без потери емкости он способен показывать постоянность. При покупке модели нужно смотреть на строку reverse capacity (запасенная емкость – эффективная величина, выдаваемая при нагрузке).
Емкость аккумулятора
Чем больше емкость батареи, тем больше двигатель сможет проработать при включенном дросселе. Важно: рекомендуется покупать аккумулятор с характеристиками, способными обеспечить работу в течение 1 часа и более. Иначе токи отдачи будут слишком чувствоваться – он выйдет из строя раньше и проработает меньше (напряжение слишком быстро начнет проседать под нагрузкой).
Требования к емкости зависят от мощности самого двигателя: чем он мощнее, тем больший показатель требуется для работы. Известно, что электрический мотор потребляет около 1А на фунт мощности мотора. Например, для двигателя с выдачей в 25 фунтов, АКБ емкостью 50 Ач хватит на 120 минут при поддержании максимальной скорости. Если не выжимать максимум, то батареи хватит на рыбалку в течение выходных.
Как узнать скорость разрядки аккумулятора
Тип и массивность аккумулятора
В случае с лодочными моторами эффективнее использовать тяговые модели, так как батарея будет регулярно принимать сильные нагрузки, разряжаться – цикловой ресурс становится важным параметром, влияющим на срок службы.
Рекомендуется, чтобы вес не превышал 20 кг – иначе массивность начинает мешать управлению. Стоит остановиться на необслуживаемом аккумуляторе. Его приходится только заряжать, и лучше, если у модели будет минимальный самозаряд.
Модели лодочных аккумуляторов 12 вольт
Некоторые интересные батареи, которые можно найти в магазинах под 12 вольт:
Deka DP24
Недорогая модель, средняя стоимость – 8100 тысяч рублей. Аккумулятор хоть по документам и характеризуется как устройство «глубокой разрядки», по схеме больше относится к AGM. Он обладает всеми недостатками технологии: слабо переносит температур, выдерживает недостаточно количество разрядных циклов.
Емкость модели – 85 А/ч, напряжение 12 В, что уже неплохо. Аккумулятор станет отличным выбором для первой покупки, чтобы разобраться с тонкостями работы тяговой технологии. Хорошо показывает себя с небольшими надувными лодками и не требует обслуживания.
Minn Kota MK-31-GEL
Отличное устройство, но цена – 22 тысячи рублей. Аккумулятор полностью герметичен, емкость – 120 А/ч, напряжение – 12В с реальной функцией глубокой разрядки. Производитель давно заявил о себе как о лидере на рынке моторного оснащения. Аккумуляторы их разработки отличаются качеством и функционалом – отличный выбор для мощных двигателей.
WBR MB 40-12
Прекрасно подойдёт для лодочных моторов 20-40 л.с. Дешевая модель. Доступен в двух вариантах:
- По умолчанию свинцово-кислотный.
- Второй вид – гелевый, повышенное сопротивление качке и увеличенный срок службы.
Прекрасно подойдёт под мотор Yamaha (ямаха) 30 HWCS и подобные.
- Емкость АКБ: 40 А*ч.
- Пусковой ток: 490 А.
- Размеры: 20 см – длина. Ширина 16.6 см. 17 см высота.
- Вес: 13.4 кг.
- Цена. 6950 р
Советы по эксплуатации
Правила пользования лодочным аккумулятором требуют соблюдения норм обслуживания:
- Производить вмешательства разрешается строго после отключения АКБ;
- Не рекомендуется применять «крокодилы» для подключения батареи к мотору – лучше надежные крепления;
- Нужна регулярная проверка соединений, иначе чреваты потери на нагреве, утечки и окисления;
- Зарядка производится только рекомендуемыми марками зарядных устройств;
- Выводы батареи не должны замыкаться между собой – короткое замыкание выводит аккумулятор из строя.
Правила эксплуатации никак не отличаются от требований к пользованию автомобильными аккумуляторами.
Источник
Тяговые лодочные аккумуляторы
Выберите подкатегорию
Литиевый аккумулятор для лодочного электромотора. Номинальная емкость 104 Ач, напряжение 36 Вольт
Литиевый аккумулятор в защищенном корпусе. Номинальная емкость 280 Ач, напряжение 12 Вольт
Литиевый аккумулятор для лодочного электромотора. Номинальная емкость 104 Ач, напряжение 24 Вольт
Литиевый аккумулятор в защищенном корпусе. Номинальная емкость 208 Ач, напряжение 12 Вольт
Тип электролита — AGM. Емкость С20 — 198 Ач. Пусковой ток (CCA) — 1110 A. Вес, кг — 59 кг. Размеры, мм — 518х216х254
Тип электролита — Gel. Емкость C20 — 125 Ач. Резервная емкость @25 — 218 мин. Вес — 39 кг. размеры — 345 × 172 × 290 мм
Литиевый лодочный аккумулятор. Номинальная емкость 104 Ач, напряжение 12 Вольт
Тип электролита — Gel. Емкость C20 — 102 Ач. Пусковой ток — 550 А. Вес — 32 кг. Размеры — 329 × 171 × 238 мм
Тип электролита — Gel. Емкость C20 — 91 Ач. Пусковой ток (CCA) — 700 A. Вес — 29 кг. Размеры — 324 × 171 × 251 мм
Тип электролита — AGM. Емкость С20 — 105 Ач Пусковой ток (CCA) — 800 A. Вес, кг — 31. Размеры, мм — 330 × 171 × 228
Тип электролита — Gel. Емкость C20 — 102 Ач. Резервная емкость@25 — 200 мин. Вес — 32 кг. Размеры — 329 х 173 х 245 мм
Тип электролита — Gel. Емкость C20 — 91 Ач. Резервная емкость@25 — 179 мин. Вес — 28 кг. Размеры — 324 х 171 х 234 мм
Тип электролита — AGM. Емкость С20 — 92 Ач Пусковой ток (CCA) — 580 A. Вес, кг — 29 кг. Размеры, мм — 324 × 171 × 251
Тип электролита — жидкий. Емкость С20 — 110 Ач. Пусковой ток (ССА) — 680 А. Вес, кг — 30. Размеры, мм — 350 х 175 х 230
Тип электролита — AGM. Емкость С20 — 79 Ач. Пусковой ток (CCA) — 525 A. Вес, кг — 24 кг. Размеры, мм — 276 × 171 × 251
Аккумуляторы для лодочного электромотора
В качестве тяговых аккумуляторов для электрических лодочных моторов используют три типа свинцово-кислотных батарей, которые отличаются ценой, сроком службы и техническими характеристиками.
Тяговые аккумуляторы с жидким электролитом
Самый распространенный вид аккумуляторов для электрического лодочного мотора. Выпускаются емкостью от 70 до 120 Ач, промышленные аккумуляторные батареи емкостью 140 Ач.
Аккумуляторы с жидким электролитом, требуют периодической проверки и долива дистиллированной воды, а необслуживаемые модели морского исполнения допускают это. Из-за того, что в тяговых жидко-кислотных аккумуляторах возможно свободное выделение водорода, они переносят перезаряд лучше, чем гелевые и AGM батареи, но разряжаются на 6 — 7 процентов в месяц и требуют поддерживающей зарядки на лодке между использованиями. Жидко-кислотные аккумуляторные батареи устанавливают только в вертикальном положении, они не переносят сильную вибрации и наклоны. Цена тягового аккумулятора для лодочного электромотора с жидким электролитом ниже, чем у AGM или гелевого аналогичной емкости и в 5 – 7 раз ниже, чем у литиевого. При правильной зарядке и обслуживании, жидко-кислотные аккумуляторы глубокого разряда способны выдержать от нескольких сотен до тысячи циклов зарядки и эксплуатируются с лодочным электромотором по 5-7 лет.
- Цена от 8 тысяч рублей
- Возможен разлив электролита
- Установка только в вертикальном положении
- Срок службы меньше чем у AGM
AGM аккумулятор для лодки с электромотором
Герметичные аккумуляторы с регулируемыми клапанами и слоями тонкого, высокопористого сепаратора из стекловолокна, пропитанного электролитом и плотно сжатого между положительными и отрицательными пластинами батареи. Сепаратор обеспечивает равномерную плотность электролита по всей поверхности пластины, армирует ее и делает устойчивой к ударам и вибрации.
Внутреннее сопротивление тяговых AGM аккумуляторы меньше, а значит больше пусковая мощность и скорость зарядки. Их допускается заряжать током до 40 процентов от емкости и повторно использовать с электрическим мотором на лодке быстрее, чем другие виды тяговых аккумуляторов.
Срок службы до 10 лет, саморазряд три процента в месяц и способность восстанавливать первоначальную емкость за 1-3 часа, делают AGM аккумуляторы незаменимыми для выезжающих на рыбалку с электромотором на несколько дней.
- Ток зарядки до 40% от емкости, пусковой ток до 1000 А
- Необслуживаемые, отсутствуют утечки и разлив электролита, возможна установка на бок
- Стоимость ниже, чем у гелевых аккумуляторов
- Срок службы меньше, чем у гелевых аккумуляторов
- Требуется зарядное устройство с регулируемым напряжением зарядки
Лодочные аккумуляторы для электромоторов с гелевым электролитом
Тяговые аккумуляторы с гелевым электролитом, обладают преимуществами над обычными жидко-кислотными батареями — их саморазряд 1-3 % в месяц, они герметичны, выдерживают наибольшее количество циклов зарядки и не требуют обслуживания. Встроенные в корпус клапана, поддерживают внутреннее давление на избыточном уровне, но при необходимости открываются и выравнивают его. Конструкция батарей исключает газовыделение и разлив электролита, поэтому их безопасно установить рядом с лодочной электроникой. Этот тип батарей дольше работает при повышенной температуре окружающей среды и выдерживает до 2000 циклов разряда.
Тяговый гелевый аккумулятор подходят для запуска лодочного мотора мощностью до 40 л.с, подключения 36, 24 или 12-вольтового электрического мотора, лебедки, насоса или эхолота. Для него важен правильный выбор зарядного устройства — перезарядка приводит к снижению емкости и выводит аккумулятор из строя.
- Необслуживаемые, невозможны утечки или разлив электролита
- Прочные и виброустойчивые. Допускают установку на бок, безопасны при использовании на катерах и лодках
- Наименьшая стоимость цикла (цена / количество циклов) и месяца эксплуатации (цена / срок службы)
- Цена от 20 тысяч рублей
- Требуется зарядное устройство с регулируемым напряжением зарядки
Перед тем как купить аккумулятор для электромотора
При выборе аккумулятора для лодочного электромотора используйте значение резервной емкости, указываемое производителем.
Резервная емкость – время в минутах, за которое полностью заряженная аккумуляторная батарея разрядится до 10,5 В, если нагрузка составляет 25 А. Для лодочных электромоторов с тягой 50 lbs и более потребление 25А – это работа в половину мощности.
Емкость характеризует ток, которым разряжается аккумулятор в течении 20 часов до напряжения 10,5 В. С лодочными электромоторами используются аккумуляторы емкостью от 100 Ач. Это означает, что батарея сможет в течении 20 часов питать электрический лодочный мотор, потребляющий 5А.
Цены на тяговые лодочные аккумуляторы отличаются в два-три раза, поэтому прежде чем купить его, оцените сколько раз в год вы выезжаете на рыбалку, учтите тип и размеры лодки, мощность электрического мотора, наличие дополнительного оборудования и предпочитаемые способы лова. Основные марки тяговых аккумуляторов для лодочных электромоторов: Minn Kota, Trojan, Deka (Дека)
Базовые рекомендации по выбору аккумулятора для лодки с электромотором следующие:
Источник