8.2. Аккумуляторная батарея
На автомобиле устанавливается свинцовая стартерная аккумуляторная батарея 6СТ-55А.
Батарея состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов, размещенных в отдельных отсеках общего корпуса (положительные и отрицательные свинцовые пластины разделены сепараторами). Отсеки заполнены электролитом (раствором серной кислоты в дистиллированной воде) плотностью 1,27–1,28 г/см 3 .
Номинальное напряжение, В | 12 |
Емкость при 20-часовом разряде и температуре электролита +250С, А.ч | 55 |
Объем электролита, л | 3,6 |
При обслуживании аккумуляторной батареи следует проверить уровень и плотность электролита. Если уровень электролита понизился, доливаем дистиллированную воду или электролит в случае его утечки. При этом ориентируемся.
. по отметкам допустимого уровня электролита на корпусе аккумуляторной батареи или нижней кромке заливного отверстия.
Плотность измеряем ареометром.
Пока вода полностью не перемешается с электролитом, показания ареометра будут занижены.
Степень заряженности аккумуляторной батареи косвенно можно определить по напряжению на её выводах.
Напряжение аккумуляторной батареи, В | Степень заряженности, % |
12,6 | 100 |
12,0 | 75 |
11,6 | 50 |
11,3 | 25 |
10,5 | 0 |
Наружные поверхности батареи протираем ветошью, смоченной раствором питьевой соды или нашатырного спирта.
При работе с аккумуляторной батареей строго соблюдайте правила техники безопасности. Систематически проверяйте надежность крепления клемм проводов на выводах батареи. Для защиты от окисления смазывайте их любой пластичной смазкой.
Замена выключателя аккумуляторной батареи
Отсоединяем наконечник управляющего провода выключателя аккумуляторной батареи.
Ключом «на 13» ослабляем затяжку клемм на выводах аккумуляторной батареи.
Снимаем клеммы.
Ключом «на 13» ослабляем затяжку гайки кронштейна крепления аккумуляторной батареи.
Снимаем батарею.
Ключами «на 10» отворачиваем два болта крепления выключателя и снимаем выключатель.
Ключом «на 17» отворачиваем две гайки и снимаем наконечники проводов с выводов выключателя.
Устанавливаем выключатель в обратной последовательности.
Для замены кнопки дистанционного управления выключателем аккумуляторной батареи…
. под панелью приборов снимаем наконечники двух проводов с выводов кнопки.
Поджимая поочередно отверткой два фиксатора на корпусе кнопки, вынимаем кнопку из кронштейна.
Общий вид кнопки дистанционного управления выключателем аккумуляторной батареи с проводами.
Источник
Какой аккумулятор подходит для ГАЗ Соболь 2 поколение
Полезность – 70% | |
На модель Соболь (2 поколение) подходит Европейский типоразмер аккумулятора, с пусковым током не менее 800 Ампер по стандарту EN, и номинальной емкостью не ниже 90 Ампер-час и не более 110 Ач. В таблице ниже указаны остальные параметры подходящей батареи.
| | |
ГАЗ Соболь (2 поколение) 2015-2021 год.
Варианты корпуса | Обязательные параметры | Дополнительные параметры | |
Полярность: | прямая (плюс слева) |
Технология: Кальциевый или EFB
Резервная емкость: 120 – 130 минут
Дата изготовления: не более 18 месяцев назад
Производитель: | Bosch, Mutlu, Tudor, Afa, Bost, Dominator, Tyumen, Titan, Зверь, Тюмень, Bars, АкТех, ТАВ, Medalist |
Оба типа батареи подойдут и будут служить долго на автомобилях ГАЗ Соболь (2015–2021), но при соблюдении условий использования. При ежедневных значительных пробегах оптимально подойдет кальциевый (Ca/Ca) тип аккумулятора. Батареи собранные по такой технологии не любят постоянный перезаряд, но обладают высокой энергоемкостью и КПД, стоят дороже.
Тем кто ездит реже (1-2 раза в неделю) лучше установить свинцово-кислотный EFB-аккумулятор, его и хватит на дольше и будет эксплуатироваться правильнее, но стоит такой дороже.
Для данной модели ГАЗ допустимая к использованию емкость находится в пределах от 90 до 110 Ач, установка батареи меньшей емкости способна привести к постоянным перезарядам от генератора, мощность которого будет выше. В результате аккумулятор стареет быстрее обычного, в недостаточном количестве обеспечивая электроэнергией бортовую сеть автомобиля.
Батарея с емкостью больше предельных значений, будет наоборот периодически недозаряжаться, теряя при этом свои выгодные характеристики. При других условиях эксплуатации это лишняя переплата и нагрузка на генератор.
Технически на ГАЗ Соболь подойдет любой из 3 существующих категории ремонтопригодности: Обслуживаемый, Малообслуживаемый или Необслуживаемый, обязательного требования здесь нет.
Если эксплуатировать аккумулятор правильно то данный параметр на срок службы батареи не влияет, разница только в цене, тот что дешевле нужно обслуживать, тот что дороже обслуживания не требует. В современном мире 80% водителей устанавливают Необслуживаемые аккумуляторы, с таким проще.
Аккумуляторы с разной полярностью будут работать одинаково, разница лишь в расположении клемм, у одних батарей плюс справа у других слева. В автомобиле ГАЗ Соболь длина проводов устроена так, что удобнее всего подсоединить батарею с прямой полярностью. Если длина проводов достаточная, то нет никакой разницы в расположении клемм — полярности.
Новые аккумуляторы должны правильно хранится. Батарея выпущеная полгода-год назад, после начнет приходить в негодное состояние без регулярной подзарядки. Можно даже не надеяться, что продавцы исправно подзаряжают аккумуляторы с витрины. В связи с этим, максимально допустимым возрастом для Кальциевых и EFB батарей следует признать 18 месяцев, все что старше — требует проверки.
Подделать дату выпуска батареи крайне сложно, особенно если бренд известный. Код изготовления наносится выжиганием/вдавливанием на боковой или верхней пластиковой части корпуса и никогда не располагается на наклейках.
Все просто, достаточно открыть капот и взглянуть на уже установленный аккумулятор, переписать параметры и отправится в магазин.
Когда авто приобретен недавно и есть недоверие к используемой батарее, на раме радиатора или возле акб блока есть информация о требованиях к емкости и току в виде наклейки.
Если сервисная книжка от автомобиля еще на руках, загляните в нее и узнайте какой аккумулятор необходим. На официальном сайте марки ГАЗ, также указываются все параметры подходящей батареи для Соболь (2 поколение).
Что еще нужно знать перед покупкой
• Лучше брать батареи проверенных производителей, неважно, иностранных фирм или отечественных, больше читайте отзывы о конкретных моделях.
• Мелкие производители обычной используют более дешёвый, вторичный свинец (переплавленный из старых аккумуляторов), с которым срок службы батареи будет заметно меньше.
• В магазине визуально осмотрите выбранный образец, проверьте целостность корпуса, недопустимо наличие сколов и трещин. Небрежная погрузка, в результате которой они образуются, повышает вероятность возникновения в дальнейшем утечки жидкости.
• Клеммы батареи обычно прикрыты заводскими колпачками, если их нет, осмотрите их на отсутствие царапин.
• Обратитесь к продавцу для измерения зарядки аккумулятора (норма без нагрузки от 12 до 12,9 вольт, с нагрузкой от 9 до 11 вольт) и плотности электролита (нормальное отклонение в пределах 0,02 м3), продавец по правилам должен снимать такие замеры перед продажей.
Периодически очищайте клеммы аккумулятора от оксидного слоя, из-за недостаточного контакта аккумулятор плохо восполняет запас энергии. Поверхность самой батареи должна быть всегда сухой и чистой, грязь забивает вентиляционные отверстия пробок и боковых каналов увеличивая саморазряд.
Клеммы можно надолго защитить, смазав их бескислотной смазкой или специальными доступными средствами. У Liqui Moly например есть вот такая смазка для электроконтактов:
• Помните, что любой аккумулятор можно вернуть по гарантии, если он не подошел или есть сомнения в его исправности, всегда оформляйте у продавца гарантийный талон и чек.
• Батарея должна быть надежно закреплена в штатном гнезде автомобиля, излишняя вибрация вредит аккумулятору.
• При возникновении каких-либо проблем с аккумулятором, в течение первого года эксплуатации, сначала обратитесь в сервисный центр.
Источник
GAZ Соболь 4Х4 QD32T АКПП › Logbook › Выбор дополнительного АКБ
С боевой машины остался почти новый АКБ Deka 1231XPMF (емкость: 145 А/ч, пусковой ток при -18С: 1150А) рассчитанный под большие нагрузки при запуске автомобиля и использования его в «тяговом» режиме при работе лебедкой.
Но как известно одного аккумулятора не достаточно, поэтому был приобретен второй АКБ Deka DC31 DT для помощи основному во время долгой работы лебедкой, а так же в качестве источника питания дополнительных потребителей: холодильника, освещения, Планара и т.д. во время дневок и ночевок:
Ёмкость: 120 А/ч
Пусковой ток при -18С: 650 А
Ёмкость RC/25A: 225 min (то есть время которое АКБ способен выдавать рабочее напряжение при нагрузке 25А)
DC31 DT — аккумуляторы глубокого разряда (deep cycle) серии Marine Master применяются на речных, морских судах, автокемпингах для питания энергией в течение нескольких часов электромоторов, освещения или обеспечение энергоемких вспомогательных морских приборов (глубиномер, эхолот, радиостанции, радар, кулеры, бытовое энергопитание и т.п.).
Аккумуляторные батареи глубокого разряда с толстыми пластинами со стекловолоконным усилением, энергия поступает из глубины пластин, а не только с поверхности, благодаря такой конструкции, выдерживают вредное воздействие продолжительного глубокого разряда и перезарядки, рассчитаны на цикличную работу разряд-заряд.
Преимущества Deka DC 31 DT:
утолщенные пластины и решетки лучше и дольше противостоят разрушению
высокоплотная паста создает большую удельную мощность и увеличивает срок службы
деминерализованный электролит уменьшает потери воды и увеличивает срок службы;
специальная обертка из стекловолоконных матов противостоит осыпанию пластин и увеличивает срок службы;
устойчивость к вибрации;
Оба аккумулятора займут свое место за перегородкой в отапливаемой части грузового отсека. Там же планирую разместить пневмосистему, Планар и отдельный дизельный бак для питания Планара и отопителя мотора.
Вторая АКБ только называется второй, будет включена всегда… поэтому, думаю, ее должно хватить на долго…
Товарищ делает так: когда приезжаем на место стоянки он отключает основную батарею и со спокойной душой потребляет на все необходимые нужды вторую батарею (освещение, Планар…) утром подключает основную батарею и запускает мотор… после этого отключает основную батарею и едет, допустим, пол дня на второй батарее… потом подключает для подзарядки и основную… я хочу поставить два независимых вольтметра на каждую из батарей. По напряжению при работающем двигателе можно будет судить сколько берет на себя АКБ, а значит судить о том на сколько она заряжена. При выключенном АКБ, например, можно включить дальний свет фар и по просадке напряжения так же можно судить о заряженности АКБ и ёмкости… все устройства развязки двух АКБ работают именно по такому принципу (анализируют напряжение на батарее и при достижении определённых порогов включают или отключают АКБ) и стоят очень не дёшево…, но основная проблема в том, что устройства развязки АКБ могут не пережить больших токов при критической нагрузке на лебедке (умные люди говорят что сила тока может доходить и до 600-700А) так что пожалуй пойдём по проверенному и надежному пути…
Источник