Где можно зарядить гелевый аккумулятор

Содержание
  1. Зарядка гелевого аккумулятора автомобиля
  2. Можно ли заряжать гелевый аккумулятор?
  3. Чем зарядить гелевый аккумулятор?
  4. Когда нужно заряжать гелевый аккумулятор?
  5. Инструкции по зарядке гелевого аккумулятора разными зарядными устройствами
  6. Зарядка специальным зарядником для гелевых АКБ
  7. Зарядка зарядником с регулировкой силы тока
  8. Зарядка зарядником с регулировкой напряжения
  9. Зарядка зарядником без каких-либо регулировок
  10. Заключение
  11. Как правильно заряжать (пополнять энергию) гелевый аккумулятор — полезные советы
  12. Гелевые аккумуляторы: особенности их зарядки
  13. Как правильно зарядить гелевый аккумулятор и не повредить его
  14. Как подготовить гелевый аккумулятор к зарядке
  15. Правильный порядок действий для зарядки гелевых аккумуляторов
  16. Гелевый аккумулятор и его зарядка в режиме “автомат”
  17. Как понять, что гелевый аккумулятор зарядился и готов к работе
  18. Какая зарядная установка необходима для гелевых аккумуляторов
  19. Как обслуживать гелевый аккумулятор после его зарядки

Зарядка гелевого аккумулятора автомобиля

Процедура зарядки гелевого автомобильного аккумулятора лишь немного отличается от аналогичного обслуживания традиционных свинцово-кислотных батарей. Однако этого «немного» достаточно, чтобы всего за несколько минут вывести полностью новую AGM АКБ из строя. А стоит это удовольствие в 3-4 раза дороже, чем классика с жидким электролитом.

В рассматриваемом материале детально рассказано, как, чем и сколько заряжать гелевые аккумуляторы, каким напряжением и током, а также чего делать не нужно, чтобы не испортить АКБ.

Можно ли заряжать гелевый аккумулятор?

Начать стоит с ответа именно на этот вопрос. Как ни странно, им до сих пор задаются немало пользователей. Чтобы в дальнейшем не осталось никаких сомнений по поводу – заряжают ли гелевые аккумуляторы или нет – ответ достаточно подкрепить железной логикой, с которой никто не сможет поспорить.

Само определение «аккумулятор» подразумевает возможность (и даже необходимость) не только разряжать батарею, но и заряжать ее тоже.

Читайте также:  Вес аккумулятора для танка

Чем зарядить гелевый аккумулятор?

Второй распространенный вопрос касательно технологий AGM и GEL (что, по сути, одно и то же) – чем заряжать. Здесь можно пойти двумя путями – простым и дорогим, или более сложным, но бюджетным.

Проще и безопаснее всего заряжать гелевый аккумулятор зарядным устройством, которое спроектировано и разработано с учетом особенностей именно этих источников питания. Особенностью зарядников этого типа является способность автоматически обеспечивать оптимальное напряжение заряда, а также дозировать силу тока. За счет этой самой автоматики, которой управляет точная электроника, зарядники для АКБ этого типа заметно дороже, чем простые модели.

Особенно чувствительны гелевые АКБ к напряжению. Если его превысить на несколько десятых долей вольта, нанотехнология в лице геля начнет плавится и отслаиваться от свинцовых пластин. Контакт между электродами и электролитом исчезнет, соответственно, химические реакции внутри батареи прекратятся. Причем навсегда.

Дешевле, но сложнее можно заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством. Основная проблема подобных недорогих устройств заключается в том, что у них отсутствует автоматика, которая ограничивала бы верхний порог напряжения заряда. А если традиционные свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом более или менее сносно «переживают» подобные издевательства, то гель таких ошибок не прощает.

Как зарядить гелевый аккумулятор обычным зарядным грамотно и, самое главное, безопасно – описано ниже.

Когда нужно заряжать гелевый аккумулятор?

Каким бы высокотехнологичным не был автомобильный аккумулятор, его периодически придется подзаряжать от стационарного устройства. Зависит это не столько от самого аккумулятора, сколько от особенностей эксплуатации транспорта. Если авто используется для кратковременных поездок, ночью, зимой или с включенными потребителями при выключенном двигателе – никакой аккумулятор не успеет полностью восстановить от генератора потраченную энергию.

Как понять, что аккумулятор пора подзарядить дополнительно, при помощи стационарного зарядного устройства? В случае с жидким электролитом можно измерить плотность ареометром, и по этому показателю оценить степень заряженности АКБ. Но в рассматриваемой ситуации гель, плотность которого в гаражных условиях не измерить, да и смысла в этом нет. Но способ, естественно, есть.

Необходимо ориентироваться на напряжение на клеммах гелевого АКБ. Замерить его можно самым дешевым китайским мультиметром. Важно, чтобы вольтметр был цифровым. Стрелочные варианты здесь не подойдут. Ориентир простой. Если напряжение на клеммах 12.7 В – батарея заряжена на 100%. Если 12.6 В – на 90%, 12.5 В – 80%, и так далее до глубокого разряда.

Однако не все так просто. Замерять напряжение на клеммах гелевого аккумулятора нужно в соответствии с двумя критически важными правилами:

  1. Батарею нужно отсоединить от бортовой сети автомобиля.
  2. Аккумулятор должен постоять без дела не менее 8-12 часов (ночь).

Если эти условия не выдержать, полученные измерения никак нельзя сопоставлять с указанным выше алгоритмом определения степени заряженности аккумулятора.

Так вот. Гелевый аккумулятор нуждается в принудительной зарядке тогда, когда степень его заряженности опустилась ниже 60-75%. При этом следует также помнить, что более глубокий разряд гелевого аккумулятора приводит к потере им номинальной емкости и к общему сокращению ресурса.

Инструкции по зарядке гелевого аккумулятора разными зарядными устройствами

Переходим к основной операции – зарядке AGM АКБ при помощи разных зарядных устройств. Рассмотрим ее на примере того, как зарядить гелевый аккумулятор мотоцикла на 12 вольт. С автомобильными АКБ поступаем аналогично.

Зарядка специальным зарядником для гелевых АКБ

Самый простой вариант, если такое устройство имеется в наличии. Аккумулятор нужно отсоединить от бортовой сети, на заряднике выставить требуемый режим в соответствии с характеристиками АКБ, подсоединить его к батарее и включить.

Автоматика сама будет дозировать напряжение и ток заряда. Когда аккумулятор будет полностью заряжен, устройство само прекратит подачу тока. И оповестит пользователя сигналом или надписью на дисплее.

Зарядка зарядником с регулировкой силы тока

Отсоединяем АКБ от бортовой сети. На зарядном устройстве выставляем минимальный ток. К аккумулятору параллельно подключаем цифровой вольтметр (мультиметр). Подсоединяем к нему зарядное устройство и включаем в сеть. Выставляем силу тока, равную 1/10 емкости АКБ. В процессе заряда необходимо контролировать напряжение по мультиметру – оно ни в коем случае не должно превышать 14,4 В. Если превышает – понижаем силу тока.

Заряжать нужно до тех пор, пока при указанном напряжении сила тока не снизится до 0.1 А.

Зарядка зарядником с регулировкой напряжения

Такие зарядники чаще всего изготавливаются самостоятельно, однако, в продаже тоже имеются. Как работать с ними? Аналогично, как и в случае с регулируемым током. Подключаем вольтметр параллельно АКБ, а последовательно с зарядником – амперметр. Заряжать надо так, чтобы напряжение не превышало вышеуказанного, а ток не был выше 1/10 номинальной емкости конкретной батареи.

Завершение заряда определяется аналогично – при указанном напряжении потребляемый аккумулятором ток должен снизиться до 0.1 А.

Зарядка зарядником без каких-либо регулировок

Самый экстремальный и опасный для гелевого аккумулятора вариант. От такого лучше вообще отказаться. Но если сильно надо, то делаем следующее.

Отключаем АКБ от сети. Убеждаемся, что зарядное устройство рассчитано на нужное номинальное напряжение (12 В). Подключаем вольтметр (параллельно) и амперметр (последовательно с зарядником). Включаем.

Если напряжение на мультиметре не скакнуло выше указанного «безопасного» для геля, смотрим на амперметр. Ток не должен превышать 1/10 емкости батареи. Если это так, то заряжаем гелевый аккумулятор строго до тех пор, пока напряжение не достигнет указанной на корпусе отметки (Cycle use).

К сожалению, полностью зарядить таким зарядным устройством нереально ни один современный аккумулятор.

Заключение

Заряжать гелевые аккумуляторы можно и нужно. Делать это надо по мере необходимости – когда батарея в состоянии покоя заряжена менее, чем на 60-75%. Лучше всего для зарядки использовать специальное зарядное устройство. За ним не нужен контроль, оно безопасное для АКБ. Не сократит ресурс и не выведет батарею из строя. Обычным зарядным зарядить тоже можно, но делать это надо осторожно и внимательно. Необходимо постоянно контролировать напряжение и ток.

Источник

Как правильно заряжать (пополнять энергию) гелевый аккумулятор — полезные советы

Не так давно повсеместно в автомобильных магазинах и на некоторых автозаправных станциях стали появляться нетипичные для нашего рынка аккумуляторы – гелевого типа (чем привлекли значительное внимание наших водителей).

Они имеют довольно значительные преимущества перед стандартными источниками питания, в том числе и перед AMG, а также EFB-типами этих устройств.

Однако существует и ряд минусов у этой АКБ из-за специфического производства. Самым главным препятствием в использовании гелевого аккумулятора заключается в том, что его нельзя зарядить так же, как и обычные виды АКБ.

В чем же его специфика и как можно восстановить у него энергию? Расскажем более детально в этой статье.

Гелевые аккумуляторы: особенности их зарядки

Несмотря на то что такой тип АКБ является довольно популярным и превосходит свои аналоги, есть ряд ограничений при его использовании. Прежде всего они связаны именно с тем, что его так просто нельзя зарядить.

Вернее, он пополняет накопитель при движении автомобиля, когда работает двигатель и при помощи устройств для зарядки. Именно с последними могут быть трудности.

Заключаются они в том, что просто так, с помощью стандартных ЗУ, гелевый аккумулятор зарядить не получится. Необходимо точно контролировать уровень напряжения и ток, который на него подается (а такие функции есть не у каждого устройства).

Если у вас есть простое ЗУ, тогда даже не стоит и пытаться зарядить гелевый аккумулятор, так как для этого необходимы специальные типы зарядок с доработками.

Если присмотреть на корпус этих видов источников питания, то можно заметить то, что на их корпусе присутствует определенная маркировка.

По ней понятно, какие могут быть предельные показатели тока зарядки, уровень максимального (если АКБ используется) и минимального (в том случае, если он просто хранится без зарядки) напряжения.

Эти параметры представлены понятными числовыми значениями, которых точно стоит придерживаться. Эти данные очень важны для стабильной и правильной работы гелевого аккумулятора, а потому не стоит ими пренебрегать.

Определенные типы машин, которые можно встретить у нас, имеют показатели тока и напряжения, которые они подают на аккумулятор, значительно выше, чем это необходимо для его работы. По сути, генератор в автомобиле вырабатывает значительно больше энергии, чем это нужно для поддержания в рабочем состоянии АКБ. Под данные параметры часто попадают старые модели авто.

Если у вас появилось желание установить именно гелевый аккумулятор, то перед этой процедурой стоит проконсультироваться с мастером по автомобильной электрике. Он должен знать, какие типы АКБ подойдут под параметры генератора вашей машины.

Кроме того, что существует необходимость проконсультироваться со специалистом, при эксплуатации гелевого АКБ стоит обращать особое внимание на регулятор напряжения самого генератора.

Нужно это для того, чтобы источник питания не вышел из строя досрочно и не принес каких-либо проблем владельцу.

Стоит сразу оговориться и сказать, что гелевые аккумуляторы причисляют к ряду кислотных АКБ. Да, несмотря на то, что в основе его лежит гелеобразный электролит, он все равно подчиняется тем же законам химии, что и обычные типы источников питания.

Его можно сравнить с тем, как добавляют желатин в условное заливное, примерно такой же принцип и у этого источника питания. Потому, если корпус батареи треснул, то не стоит пытаться собирать гель руками или же и вовсе его трогать.

Ведь он такая же кислота, как и жидкий электролит, — просто имеет другое состояние. Не стоит делать этого, даже если на корпусе написано, что гель не представляет угрозы для жизни.

Как правильно зарядить гелевый аккумулятор и не повредить его

Некоторые профильные издания, а также нередкие завсегдатаи форумов утверждают, что гелевый аккумулятор можно полностью разряжать и хранить в таком состоянии продолжительное время.

К сожалению, такие утверждения крайне далеки от истины и, даже более, являются в некотором роде вредными.

Гелевый АКБ, как и любой другой кислотный, весьма чувствителен к глубоким разрядкам. У него, как и у других, разрушаются свинцовые пластины, что явно не сказывается положительно.

Также стоит учесть, что если начать заряжать источник питания, то сначала будет проходить большое напряжение.

Следовательно, это также может отрицательно сказаться на работоспособности и эксплуатации., ведь во время такой процедуры зарядки могут осыпаться или каким-либо другим образом деформироваться пластины.

Так что такие процедуры после полной разрядки могут привести к тому, что батарею будет невозможно использовать в принципе.

Потому категорически не рекомендуется как доводить гелевый аккумулятор до состояния полной разрядки, так и хранить его в подобном виде.

В магазинах автомобильных запчастей и на предприятиях, которые производят такого рода АКБ, поддерживается работа этих устройств, посредством периодических зарядок (если речь идет о длительном хранении товара), чтобы он был готов сразу ввестись в эксплуатацию. В таком случае, владельцы руководствуются специальной маркировкой “Standby use”, которая указана либо на корпусе аппарата, либо в технических документах.

Обычно для гелевого аккумулятора это значение находится в пределах 6.7 – 7.5 Вольт. В том случае если напряжение на батарее ниже данных параметров, необходимо срочно поставить его на подзарядку. Если этого не сделать, может случиться глубокая разрядка, что спровоцирует проблему в работе устройства.

Как подготовить гелевый аккумулятор к зарядке

Прежде чем устанавливать на клеммы зажимы и начинать процесс восполнения энергии, необходимо прочитать все параметры, которые указаны на корпусе.

Их всего три, но они являются критически важными:

  1. Маркировка Standby Use – указывает на то, какое должно быть напряжение, если аккумулятор не установлен в автомобиле и просто где-то хранится. В том случае, если напряжение на АКБ окажется меньше указанного диапазона, то и заряжать его стоит током в два раза меньше от этого числа (естественно, если такую опцию поддерживает само зарядное устройство). Стоит отметить, что весь процесс пополнения энергии необходимо разбивать на определенные интервалы. Например: на полчаса поставить аккумулятор на зарядку, снять клеммы и дать ему постоять полчаса. Таких циклов необходимо повторить несколько раз (обычно хватает двух-трех, тогда он войдет в нормальный режим работы).
  2. Маркировка Cycle Use – этот показатель говорит о предельном напряжении, которое может быть во время подзарядки. Обычно для гелевых типов АКБ она составляет диапазон от 14.5 до 15.5 вольт, потому использование обычной зарядки для него попросту невозможно. Впрочем, существуют и такие ЗУ, которые имеют несколько усовершенствований, вот они и могут помочь зарядить этот тип источников питания.
  3. Маркировка Max Initial current — она отвечает за максимальный ток, который можно использовать для заряда. Тут действует стандартное для всех правило о необходимости ставить напряжение равно 10% от номинального у аккумулятора. Так, если у вас на аккумуляторе написано 100Ампер, то ток зарядки должен составлять 10А.

На сегодняшний день на рынке появились и обслуживаемые типы гелевых аккумуляторов. Для того чтобы их зарядить, необходимо будет немного открутить пробки. Нужно это для того, чтобы газ, которые возникает в процессе зарядки, сразу же выходил.

Правильный порядок действий для зарядки гелевых аккумуляторов

Сразу необходимо сказать о том, что при проведении всех действий нужно строго следовать заданному алгоритму.

В противном случае, можно сильно повредить батарею, а в некоторых случаях – получить реальный физический вред для своего здоровья.

Чтобы такого не случилось, стоит делать следующее:

  1. На корпусе АКБ очистить клеммы от лишнего мусора, равно как и зажимы от ЗУ. Это улучшит контакт между устройствами.
  2. Обязательно поставить аккумулятор на ровную и устойчивую поверхность. Лучше всего для этого подойдет длинный стол.
  3. На зарядном устройстве выставить значения из колонки Cycle Use. В том случае если она отсутствует, выставить параметры на уровне от 14 до 14.4 Вольт.
  4. Выставить минимальный ток для процесса зарядки. Если же предел равен 0, то, соответственно, выставить нулевое значение для тока.
  5. Максимально тщательно проверить зажимы на клеммах аккумулятора. От этого зависит, по сути, весь успех зарядки. Обязательно проверить полярность, правильно ли закреплены крокодилы от ЗУ и на нужной ли они клемме.
  6. Подать питание на зарядку и включить его. После этого начинается очень ответственный момент, при котором владелец должен постоянно присутствовать.
  7. Устанавливается ток заряда на уровне 0.5 от значения, которое написано в графе “Max initial Current”. Или, если такие данные отсутствуют, то необходимо выставить значение порядка 5% от номинальной емкости батареи. Тоесть, если у вас емкость равна 50 Амперам, то нужно выставить 2.5 Ампера. После этого продолжить заряжать. Примерно через 5-10 минут значение тока зарядки подойдет к уровню, который прописан в Max initial Current. Имеется ввиду, что при той же емкости в 50 Ампер ток заряда дойдет до 5 Ампер или тех самых 10%.
  8. В том случае если ток начнет выходить за пределы значения в 14.4 Вольта (что иногда и происходит на тех зарядных устройствах, которые имеют слабое регулирование тока), стоит уменьшить напряжение, которое подается на аккумулятор. К слову, такая зарядка называется “заряжанием постоянным током”.
  9. Если не трогать ЗУ, то зарядка продолжить в таком режиме с постоянным напряжением. Имеется ввиду, что ток будет уменьшаться, но при этом само напряжение будет оставаться в рамках необходимого. Стоит учесть, что при такой зарядке восполняется только 80% от номинальной емкости, а не все 100%. Впрочем, иногда этого хватает, чтобы автомобиль ожил.
  10. Самым последний этап, как нужно заряжать гелевый аккумулятор, заключается в том, что данный процесс должен производиться с напряжением в 14.1 Вольт, а ток должен быть равен 1 или менее 1 Ампера.

Гелевый аккумулятор и его зарядка в режиме “автомат”

Некоторые из ЗУ, которые представлены в продаже, имеют автоматический режим восполнения энергии. В таком случае можно пропустить предыдущие шаги по настройке этого процесса и перейти непосредственно к восполнению объема энергии.

Для этого нужно всего лишь прочистить клеммы и крокодилы от ЗУ, чтобы был лучше контакт, и прикрепить их друг к другу.

После аппарат зарядки поставить в режим “автомат” и выставить параметр “GEL”, после чего он сам начнет подбирать нужные значения тока и напряжения. Когда вся процедура будет окончена, ЗУ оповестит вас об этом.

Однако, несмотря на то, что работает такое ЗУ без участия человека, первые несколько раз стоит присутствовать ил хотя бы периодически поглядывать на то, каким именно током и напряжением заряжается АКБ. Идеально каждые полчаса контролировать данные показатели, чтобы они соответствовали рекомендуемым.

Это связано с тем, что некоторые китайские модели автоматических ЗУ могут неправильно выставлять напряжение и/или ток для гелевых аккумуляторов (что может им только навредить и уменьшить срок использования).

Как понять, что гелевый аккумулятор зарядился и готов к работе

Проще всего, конечно, данный процесс регулировать при помощи автоматической зарядной станции, так как после окончания процесса она прекратит подачу питания.

В том случае, если вы используете обычную ЗУ в мануальном режиме, то процесс зарядки необходимо закончить, когда заряд будет равен 80% от емкости АКБ.

Такие результаты достигаются, если заряжать батарею по правилам, т.е. использовать напряжение в 10% от ёмкости в течении 7-8 часов. В случае если напряжение будет меньше, то и время данного процесса увеличится.

Также можно использовать и более точные приборы, например, как нагрузочная вилка. Она позволяет точно определить все нужные параметры.

В случае с гелевым аккумулятором, процесс его подзарядки можно закончить в том случае, если вилка показала значение примерно в 0.8 от значения тока запуска. Он указан или на самой АКБ или в документации к нему. В дальнейшем, чтобы набрать полные 100% зарядка, гелевые типы батарей необходимо заряжать током, который составляет всего 0.1% от емкости аккумулятора.

На такую процедуру уйдет порядка 4-6 часов, если речь идет об автомобильном аккумуляторе, на который подается напряжение в 1 Ампер.

Какая зарядная установка необходима для гелевых аккумуляторов

Будет трудно назвать какую-то одну марку, поэтому лучше опишем, каким должен быть “идеальное” ЗУ с точки зрения его характеристик:

  1. Он должен иметь возможность ручной регулировки для показателей тока и напряжения, подаваемого на АКБ.
  2. Если это автоматическое ЗУ, то в его функциях должна быть или трехступенчатая зарядка гелевых АКБ (это подготовительный этап, заряд, дозарядка) или четырехступенчатый (к уже имеющимся функциям добавляется еще и хранение).
  3. Имеет возможность термокомпенсации. Такая функция продиктована тем, что при перезаряде и, как следствие повышение температуры, батарея начинает портиться и уменьшается время ее фактической работы.
  4. Также в наличии у такого ЗУ должен быть контроллер, чтобы смотреть на показатели тока и напряжения, а так же регулятор для вентилятора. Последний нужен для того, чтобы контролировать скорость на охлаждении ЗУ.
  5. Есть возможность указать максимальный диапазон температуры.
  6. Более подробнее о режимах, которые были описаны выше. Так, подготовительный режим заряжает АКБ постоянным значением тока, но напряжение на самом аккумуляторе постоянно увеличивается. Крайне важно, как уже говорилось, чтобы гелевые типы батарей заряжались напряжением в пределах 14.4 Вольт, но ни в коем случае не выше.

Основная часть зарядки производится через постоянное напряжение, но вместе с уменьшающимся значением тока.

Окончательная часть зарядки (та, которая занимает от 4 до 6 часов в среднем) производится посредством минимального значения тока и с заниженным напряжением.

Как обслуживать гелевый аккумулятор после его зарядки

На самом деле, каких-то совсем специфических требований к нему не предусмотрено. Для него подходят стандартные процедуры, которыми обходятся обычные вида батарей:

  1. Необходимо регулярно очищать клеммы и поверхность аккумулятора от грязи и пыли.
  2. Периодически проверять автомобиль на наличие утечек тока батареи. Это нужно для того, чтобы не случилось глубокого разряда и, следовательно, не было проблем.
  3. Строго следить за напряжением на генераторе в машине, чтобы он вырабатывал ток, значением не больше 14.4 Вольта. Делать это необходимо на разных оборотах двигателя.
  4. Если машина долго стоит, то необходимо постоянно контролировать остаточное напряжение на АКБ и не давать ему опускаться ниже значения в 7 Вольт. В противном случае наступит глубокий разряд и придется срочно реанимировать батарею.
  5. Периодически осматривать корпус АКБ на наличие различных повреждений.

Из-за того, что гелевые аккумуляторы достаточно капризны в эксплуатации и дальнейшем обслуживании, настоятельно не рекомендуется экономить на зарядных устройствах.

Некачественное устройство такого типа может “убить” гелевую батарею. А ее цена достаточно сильно «кусается», чтобы можно было использовать низкокачественные ЗУ.

Источник

Оцените статью