- Срок службы аккумулятора электромобиля можно регулировать
- Как можно регулировать срок службы аккумулятора электромобиля
- Во время эксплуатации
- В период зарядки
- Что думает по этому поводу компания Tesla
- Периоды простоя и срок службы аккумулятора электромобиля
- Реальный срок службы аккумулятора электромобиля 2021 года
- Срок службы аккумулятора и падение емкости со временем
- Сколько служит батарея на электромобиле и стоит ли ее менять?
- Срок от производителя и реальный
- Быстрые зарядки и уход за батареей
- Аккумуляторы электромобилей: особенности применения
- Что представляют из себя аккумуляторы для электромобилей
- Литий-ионные АКБ
- Литий-полимерные АКБ
- Литий-железо-фосфатные АКБ
- Литий-никель-марганец-кобальт-оксидные АКБ
- Перспективные разработки современных аккумуляторов для электромобилей
- Алюминий-ионные АКБ
- Литий-серные АКБ
- Металл-воздушные АКБ
- Как продлить срок службы АКБ
- Проблема замены
- Производители источников электропитания
- Замена АКБ электромобиля
- Замена аккумулятора электромобиля Nissan Leaf
- Замена АКБ на электромобиле Tesla
- Подводим итоги
Срок службы аккумулятора электромобиля можно регулировать
Для этого нужно знать и следовать нескольким несложным советам. Тогда срок службы аккумулятора электромобиля будет в определенной степени зависит от вас.
Вопрос износа источника питания является основным при принятии решения о приобретении машины на электрической тяге. С течением времени меняется отношение к этой проблеме. Появляются практические советы, формирующие новый взгляд на ранее казавшуюся сложной проблему.
Как можно регулировать срок службы аккумулятора электромобиля
Такие рекомендации сегодня дает известный производитель электромобилей – корейская компания KIA. Их можно разделить на несколько отдельных моментов, касающихся периодов эксплуатации машин с полностью электрическим приводом.
Во время эксплуатации
Срок износа аккумуляторной батареи зависит от частоты критических нагрузок на него. Электромобиль, в силу своих технических возможностей, располагает отличными способностями ускорения. Он это делает, как на старте с места, так и во время движения.
В такие моменты имеют место два негативных процесса. Во-первых, величина тока разряда аккумулятора становится максимальной. Во-вторых, батарея получает наибольший нагрев. В совокупности это негативно влияет на ее срок службы.
Поэтому, любители экстремальной динамики, должны понимать, что срок службы аккумулятора электромобиля будет сокращаться более интенсивно. Остальным владельцам компания KIA рекомендует использовать такие их возможности в случае необходимости.
Кроме режима динамических нагрузок не следует во время движения разряжать источник питания до критической величины. Рекомендуется, чтобы перед очередной зарядкой количество энергии оставалось на уровне не менее 20% его емкости. Это продлит жизнь аккумуляторной батарее.
В период зарядки
Здесь, накопившийся опыт эксплуатации электромобилей, позволяет сделать несколько рекомендаций от компании KIA. Дело в том, что процесс зарядки также может по-разному влиять на срок службы батареи.
Следует, как можно чаще, восстанавливать емкость аккумулятора от источника энергии переменного тока за длительный период. Это вариант использования обычной бытовой розетки с напряжением 220 В.
Такой долговременный и постепенный процесс продлевает срок службы аккумулятора электромобиля. Этой рекомендации следует уделять внимание в периоды пониженных температур, особенно в зимнее время.
Уровень заряда, до которого восстанавливается источник питания, также важен для обеспечения длительного срока его эксплуатации. Следует пополнять емкость не более, чем до 80% — 90% его возможностей.
Исключение составляют случаи, когда необходима дальняя поездка и подзарядка в пути проблематична. Желательно, чтобы таких моментов было меньше, или к износу батареи по этой причине нужно относиться с пониманием.
Что думает по этому поводу компания Tesla
Авторитетный производитель электрокаров считает примерно также. Илон Маск высказывался по этому поводу в Twitter.
Мало того, американская компания принимает даже ограничительные меры на своих зарядных терминалах Supercharger. Когда уровень заряда достигает рекомендуемой предельной величины, терминал отключается.
Периоды простоя и срок службы аккумулятора электромобиля
В таких случаях рекомендуется выполнять процесс зарядки в местах, максимально затененных от прямых солнечных лучей.
Тяговый аккумулятор электромобиля не предусматривает долгих простоев. Машина должна более-менее часто двигаться. Соответственно, будет производиться ее зарядка. Если же простой неизбежен, оставляйте автомобиль в тени. Это благоприятно повлияет на срок службы аккумулятора.
Автор: Сергей Морозов
Внимание! Эта статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.
Источник
Реальный срок службы аккумулятора электромобиля 2021 года
Перед приобретением электромобиля особое беспокойство у покупателя вызывает его аккумуляторная батарея, поскольку она является главным агрегатом, обеспечивающим работу двигателя.
Запас хода, ресурс, возможность быстрой зарядки – важнейшие параметры, которые определяют работу машины. Кроме того, долговечность аккумулятора определяет экономичность эксплуатации электрокара.
Срок службы аккумулятора и падение емкости со временем
Считается, что тяговая батарея при нормальных условиях эксплуатации может проработать 8-10 лет. К сожалению, подтвердить или опровергнуть эту информацию на практике пока что нельзя, поскольку автомобили Nissan Leaf, Tesla Model S, Mitsubishi i-MiEV, Ford Focus Electric являются достаточно новыми моделями. По этим причинам обширная статистика по их АКБ отсутствует.
С другой стороны, большинство производителей дают гарантию на аккумулятор как минимум на 5-8 лет. По истечении этого времени электрокар можно будет продолжать эксплуатировать, но расстояния пробега после полного заряда заметно уменьшатся. Это вызвано тем, что остаточная емкость снизится до 70%.
Но радует, что прогресс не стоит на месте. Обновленные аккумуляторы постоянно увеличивают запас хода.
Например, если изначально производители предлагали расстояние пробега после зарядки в пределах 130-160 км, то в процессе обновления эти параметры увеличились до 160-250 км. В электрокарах будущего запас хода планируется на уровне 400-500 км.
В ходе исследования состояния АКБ наиболее массовых моделей Nissan Leaf, Tesla Model S появилась определенная статистика:
- Согласно полученным данным, за первые два года эксплуатации авто емкость аккумулятора уменьшается на 5-10%.
- За период 3-5 лет использования электромобиля запас его хода снижается на 20-30%.
По данным активных владельцев таких авто в первые 10-20 тысяч километров пробега батарея практически не деградирует.
Во время активной эксплуатации в промежутке 20-50 тысяч километров емкость падает максимально до 30%.
В дальнейшем после 50 тысяч деградация аккумулятора практически прекращается. Даже относительно старые машины имеют две трети от заявленного изначально запаса хода.
Источник
Сколько служит батарея на электромобиле и стоит ли ее менять?
В теме электромобилей самым ключевым вопросом выступает аккумуляторная батарея. От ее емкости зависит свобода передвижений, сроки окупаемости и в целом ресурс транспортного средства. Попробуем разобраться на примерах каков все таки срок жизни аккумуляторного блока.
Срок от производителя и реальный
Как показывает практика c первыми Nissan Leaf, можно смело рассчитывать на 7 лет эксплуатации батареи. Далее она продолжает служить, но пройдя порог где-то в 70% (SOH) начинает терять емкость интенсивнее.
Первые несколько лет батарея теряет в пределах 2-5%. Более подробно этот момент зависит от бренда, года выпуска и оснащения самой АКБ. От того в каком режиме она эксплуатировалась также зависит запас хода. Максимальная деградация аккумулятора отмечается на шестой год эксплуатации, запас хода может сократиться до 25 %.
Стоит отметит уникальность официального сервиса Tesla, у них гарантия на акб 8 лет вне зависимости от пробега. Таким образом Tesla Model S из Германии попала в Книгу рекордов Гиннесса с пробегом в 1 млн км.
Первые 290 тыс. км электромобиль проехал на родной батарее, далее 250 000 км использовался арендованный акб, после чего компания провела официальную замену аккумулятора. Остаточная емкость замененной батареи, которая проехала более 450 тыс. км. километров составила 86%.
Быстрые зарядки и уход за батареей
Наиболее негативно сказывается влияние быстрых зарядных терминалов когда предлагается пополнить АКБ на 80% за 20 — 30 мин. Но это утверждение актуально при ежедневном использовании такого зарядного устройства. Пара таких процедур в неделю никак не скажутся на сроке службы аккумулятора.
Уменьшает срок службы АКБ и постоянная забота, при которой пользователь всегда старается держать заряд на максимуме. Более верным вариантом выступает периодическое (раз в неделю) «раскатывание» аккумулятора по максимуму: поездки до остатка 5-10% емкости АКБ с последующим неторопливым (ночным) зарядом до 100% емкости АКБ.
Источник
Аккумуляторы электромобилей: особенности применения
«Хорватский Маск» Мате Римак считает АКБ главной проблемой экологически чистого транспорта. Ему можно доверять, ведь фирма Rimac Automobili выпускает самый быстрый гиперкар планеты Concept Two. Сегодня конструкторы всех стран активно ищут оптимальный аккумулятор на электромобиль. То есть безопасный, дешевый, долговечный, с быстрой зарядкой и высокой плотностью энергии.
Максимальный крутящий момент современные электродвигатели обеспечивают с первой же секунды, достаточно компактны, отлично управляются. Но источники питания экологически чистого транспорта пока еще несовершенны и слишком дороги для массового покупателя. Окончательная победа электрокаров над автомобилями с ДВС настанет только тогда, когда их стоимость уравняется.
Что представляют из себя аккумуляторы для электромобилей
АКБ — самая большая, тяжелая и дорогая деталь машины. В большинстве случаев она располагается в днище, занимает практически всю его площадь, весит до полутонны. Батареи для электромобилей состоят из нескольких тысяч ячеек разного вида. У компании Tesla, например, они цилиндрические, напоминающие батарейки типа АА.
В Nissan Leaf ячейки собраны в пакеты, заключенные в отдельные коробчатые корпуса. Аккумулятор для электромобиля вырабатывает большую мощность, сильно греется и поэтому требует собственной системы охлаждения, лучше всего жидкостного.
Литий-ионные АКБ
Большинство современных е-карс оснащено источниками энергии данного типа. За их совершенствование, кстати, была присуждена Нобелевская премия по химии 2019 года. Чистый литий в конструкции отсутствует, он слишком активен и, как следствие, пожаро- и взрывоопасен.
В современных источниках энергии используется его соединение с кобальтом. При зарядке ионы лития перемещаются по электролиту в угольный анод из катода, под нагрузкой происходит обратный процесс. Однако катод не восстанавливается полностью, в нем накапливаются окислы, и емкость батареи падает. Ее уменьшение на 30 % считается полной потерей работоспособности. В зависимости от интенсивности эксплуатации на это требуется 2–5 лет, или 500–1000 циклов заряда-разряда.
Достоинства литий-ионных АКБ:
- Плотность накопленной энергии — до 400 Втч/кг.
- Достигаемое напряжение выше, чем у других типов АКБ.
- Саморазряд не более 6 % в месяц и 20 % в год.
- Нет «эффекта памяти», вследствие чего отпадает необходимость «тренировки» аккумулятора несколькими циклами перезарядок.
- До 1000 циклов перезаряда.
- Срок эксплуатации — до 10 лет.
Литий-ионные АКБ
Недостатки литий-ионных АКБ:
- Узкий температурный диапазон от –20 до +50 °C. На морозе резко падает емкость, при жаре работа АКБ нестабильна.
- Опасность пожара и взрыва при авариях, ударах, разгерметизации ячеек.
Литий-полимерные АКБ
Проблемы с безопасностью ликвидируются заменой жидкого электролита на негорючий и невзрывоопасный полиэтиленоксид. До недавнего времени главным недостатком этой технологии было малое число циклов перезаряда. Но добавление в полимер нановолокон оксида алюминия повышает этот показатель до 300, что уже сравнимо с литий-ионными. Аккумуляторы такого типа стоят в электрокарах Hyundai Ionic Electric и Kia Soul EV.
Литий-железо-фосфатные АКБ
Они отличаются от классических материалом катода. Вместо кадмиевой соли лития используется его соединение с железом и фосфором. Их преимущества таковы:
- длительный срок службы;
- стабильность напряжения вплоть до полного разряда;
- высокий ток разряда;
- экологическая безопасность вследствие отсутствия ядовитого кадмия;
- температурная устойчивость.
Подобные источники широко используются в электропогрузчиках, тягачах, электробусах, например, китайском BYD K9.
Литий-никель-марганец-кобальт-оксидные АКБ
Материалом катода служит сплав упомянутых в названии металлов. Эти батареи имеют следующие особенности:
- высокое напряжение элемента — 4,3 В;
- более 1000 циклов перезаряда;
- плотность энергии — 200 Втч/кг.
Данные накопители энергии сравнительно дешевы, поэтому часто используются в тяжелой технике. На них же построена силовая установка гиперкаров Concept One, S и Two компании Rimac Automobili.
Перспективные разработки современных аккумуляторов для электромобилей
Изготовители литий-ионных источников энергии непрерывно их совершенствуют и сегодня добились высокого уровня эксплуатации. Компания Tesla, например, анонсировала свои новые элементы питания, которые в 5 раз более емки, чем нынешние, и в 6 раз мощнее. К 2030 году планируется переход на них всей продукции фирмы.
Алюминий-ионные АКБ
Анод этого источника питания алюминиевый, катод из графитовой пены, электролитом служит невоспламеняющийся раствор солей. Главное преимущество технологии — полная безопасность. Разработчики доказывают это, пробивая корпус гвоздями: жидкость просто вытекает без огня и взрыва. Кроме того, зарядка занимает несколько минут и количество перезарядок достигает 7,5 тысяч. Корпус гибкий и полимерный, конструкция весьма многообещающая.
Литий-серные АКБ
Широкому внедрению данной технологии мешало низкое число циклов перезаряда. Но уже предложены конструкции катодов с высоким содержанием серы, допускающие до 1 тыс. циклов и запас хода до 2 тыс. км.
Литий-серные АКБ
Металл-воздушные АКБ
Электричество порождается взаимодействием алюминия и кислорода в присутствии серебряного катализатора. Электролит — обыкновенная вода. Зарядка осуществляется на специальном оборудовании с заменой пластин. Потенциально такой источник способен обеспечить запас хода 1 тыс. км.
Компания Citroen испытывает гибридную силовую установку на модели C1, состоящую их литий-ионного и алюминиево-воздушного источников энергии. Южнокорейский вариант конструкции совсем не заряжается, отработанная пластина просто заменяется на новую, обеспечивающую 700 км пробега. Снятая деталь идет в переплавку, не загрязняя окружающую среду.
Перечисленные конструкции не исчерпывают перспективные направления развития источников питания. Впереди доводка до коммерческих образцов кремний-графитовых, графеновых и твердотельных аккумуляторов для электромобиля.
Как продлить срок службы АКБ
Простые правила эксплуатации продлят жизнь самой дорогого элемента конструкции электрокара:
- Зарядку нужно делать перед поездкой и не оставлять машину долго без дела. Долгий простой приносит больше вреда, чем интенсивная эксплуатация.
- Не доводите заряд до уровня 100 % и не разряжайте ниже 20 %. Это оптимальные щадящие границы ее эксплуатации.
- Скоростные зарядные устройства уменьшают срок службы. Как можно чаще пользуйтесь домашней сетью через бортовое устройство. Желательно делать это в теплом гараже, особенно зимой.
Эти советы касаются прежде всего литий-ионных источников, другие технологии имеют свои особенности эксплуатации.
Проблема замены
Рано или поздно потребуется замена АКБ, но пока что комплексно решила эту задачу только китайская компания Nio. Перезарядка осуществляется так: машину ставят в специальный бокс, извлекают автоматическим манипулятором старую АКБ и вставляют новую, уже заряженную. Жаль, но проделать этот номер возможно только с электрокарами, произведенными упомянутой компанией; за пределами Поднебесной такой сервис недоступен. Аналогичную идею замены батареи пыталась внедрить Тесла, однако переключилась на развитие сети зарядок Supercharger.
Производители источников электропитания
На этом рынке доминируют азиатские компании. Объяснение простое — в Китае находятся крупнейшие в мире залежи солей лития и редкоземельных металлов, в частности кадмия. Их добыча и переработка — очень грязное производство, но в Поднебесной долго не существовало экологического законодательства, а рабочая сила стоила дешево.
Например, CATL, то есть Contemporary Amperex Technology, снабжает не только китайские компании, но и BMW, Volkswagen, Daimler, Volvo, Toyota, Honda. Импортные электромобили получали субсидии при ввозе в страну, только если были оснащены китайскими АКБ. Второе место по объему производства занимает BYD, принадлежащая Уоррену Баффету. Большая часть ее продукции используется в ее собственных электрокарах и электробусах.
АКБ для Tesla Motors, Toyota, Honda и Ford Motor поставляет японская компания Panasonic. Ее заводы разбросаны по всему миру, в том числе и Китаю. Южная Корея представлена компанией LG. Ее продукцией комплектуются е-керс компаний Ford, Renault, Hyundai, Volkswagen, Volvo и Tesla.
Конкуренцию ей составляет инновационная Samsung SDI, дочерняя фирма суперкорпорации Samsung Electronics. Открылся собственный завод компании Tesla, разумеется, самый большой в мире. Гегемония азиатских производителей наконец-то поколеблется.
Замена АКБ электромобиля
Пока что большинство е-карс оснащены литиево-ионными батареями, выдерживающими до 1 тыс. перезарядок. Если пополнять энергию каждый день, то через неполные три года емкость аккумулятора и запас хода заметно упадут, еще через три он просто перестанет воспринимать заряд. Эта проблема неизбежно встанет перед каждым владельцем электрокара. Как ее решить?
Заменить АКБ на электромобиле непросто. Мало того, что она весит несколько центнеров и надежно закреплена под днищем, но подключение не ограничивается сменой разъема. Нужно еще и настроить программное обеспечение, пройти согласование и регистрацию в системе управления, возможно, понадобятся новые драйверы, ведь технологии меняются достаточно быстро. Поэтому осуществить полную замену своими силами для рядового водителя — задача неподъемная.
Если же владелец все же решится сделать это самостоятельно, его ждут другие трудности. Цена нового источника питания может составлять до половины стоимости машины. Но в конструкции большинства из них предусмотрена возможность частичной замены блоков, что существенно упрощает и удешевляет операцию. В Интернет-магазинах и на форумах часто предлагают купить восстановленные или бывшие в употреблении модули.
Замена аккумулятора электромобиля Nissan Leaf
Новая батарея Nissan Leaf до начала эпидемии коронавируса стоила около 6500 долларов США, б/у — около 3000. Цена замены батареи Nissan Leaf — еще 400–500 долларов. Но в Россию и Украину этот электрокар официально пока не поставляется, хотя и сертифицирован. Значит, придется ждать поставки из-за рубежа как минимум две недели. А в нынешних условиях карантина сроки непредсказуемы, да и цена тоже. Но есть способ отремонтировать АКБ быстрее и дешевле.
Замену батареи Nissan Leaf не обязательно производить целиком. Она модульная и состоит из 48 ячеек, соединенных в 4 блока с манганат-литиевыми положительными электродами и графитовыми отрицательными. Состояние каждого элемента можно проконтролировать через приложение Leaf SPY для смартфона или планшета на Android или iOS.
Подключение к системе управления электрокара происходит через Wi-Fi или Bluetooth при помощи специального OBD-адаптера. На экране наглядно показывается состояние каждой ячейки. Менять нужно только потерявшие емкость, а это гораздо дешевле, ведь одна стоит около 150 долларов. Но для замены ячеек батареи Ниссан Лиф для все равно придется обращаться в СТО, ведь демонтировать придется всю АКБ.
На сайте E-razborka можно купить батарею на Ниссан Лиф мощностью 24 кВт за 3110 долларов, одну ячейку — за 90. Китайская батарея на Ниссан Лиф 40 кВт для модели 2018 года стоит 9000 долларов, предложений по ячейкам сегодня нет. К этой сумме нужно добавить стоимость доставки из Украины и цену работы.
На российском сайте Baza.drom б/у АКБ Nissan Leaf в сборе стоит 2020 долларов, одна ячейка — 94. Но их предлагают только полным комплектом из 48 штук за 4500.
Замена АКБ на электромобиле Tesla
В недавнем интервью Илон Маск заявил, что Tesla Model 3, младшая модель компании, обладает надежностью тяжелого грузовика. То есть рассчитана на пробег около 1,5 млн км без критических поломок. Ресурс батареи Тесла составляет 1500 циклов перезаряда и в среднем обеспечивает запас хода 600 тыс. км. Мало того, компания снизила стоимость замены модулей батареи Тесла, потерявших емкость, до 5–7 тыс. долларов. Неисправные ячейки меняются на рабочие, и обновленный источник электроэнергии используется для других целей, например, как накопитель энергии для солнечных батарей.
Сегодня в новых батареях Тесла используются элементы Tesla 2170 где накапливается на 30 % больше энергии, чем ранее. Конструктивно накопитель емкостью 85 кВтч, например, состоит 7104 пальчиковых ячеек, собранных в 16 модулей, мощность каждого — 5,3 кВтч. В каждом модуле 444 элемента, схема их соединения запатентована. Они расположены под днищем, и для демонтажа необходим специальный подъемник, поддерживающий корпус под колеса. Обычный погрузчик может повредить корпус лапами.
Для питания систем управления служит дополнительный 12-вольтовый источник. Его можно поменять без специальной техники, хотя добраться к месту установки нелегко. Только квалифицированный ремонтник знает, где он находится у каждой конкретной модели. Понятно, что не стоит экспериментировать даже опытному владельцу электромобиля, нужно довериться специалистам.
Цена одного нового модуля тесловского накопителя энергии колеблется в достаточно широких пределах. Например, украинская компания ELMOB предлагает их по 1200 долларов США и с доставкой за 3 месяца. Особенности разных трудностей, возникающих в работе, прекрасно показаны в видеоролике киевской компании Teslaservice. Посмотрите и поймете, почему ремонтники избегают заранее рассказывать о цене замены батареи Тесла.
Подводим итоги
Источники энергии е-карс — сложные и дорогие агрегаты. И хотя литий ионные аккумуляторы для электромобиля купить сегодня не проблема (форумы и сайты объявлений полны предложений типа «продам батарею Ниссан Лиф»), но предугадать степень их износа невозможно.
А вот замена батареи Тесла своими руками в обычном гараже вряд ли возможна. После включения система управления может просто не признать новый аккумулятор. Придется перешивать программное обеспечение в специализированном СТО за отдельные деньги.
Мало того, появляется проблема утилизации. Что делать с несколькими тысячами литий-ионных элементов, отравляющими окружающую среду? В Москве и некоторых других городах крупных городах бывшего СССР уже открыты пункты их сдачи, но в других городах они пока редки.
Вывод прост и очевиден. Руководствуйтесь простыми правилами, продлевающими срок службы АКБ. Не пытайтесь ее заменять или восстанавливать своими силами, не обращайтесь к «народным умельцам», делайте это только в сервисных центрах. Понесенные затраты окупаются стоимостью эксплуатации. Последние новости на эту тему читайте на сайте или нашем канале в «Телеграм».
Источник