Электролит летний для аккумулятора

Содержание
  1. Электролит для аккумуляторов
  2. Что такое электролит
  3. Характеристики электролита
  4. Какие пределы плотности электролита для аккумуляторов
  5. Как проверять электролит
  6. Инструменты для проверки:
  7. Порядок проверки в обслуживаемых АКБ:
  8. Как подготовить элекролит
  9. Для приготовления электролита своими руками, потребуются:
  10. Правила техники безопасности при изготовлении раствора
  11. Сколько жидкости в аккумуляторе
  12. Заправка электролита
  13. Что портит аккумулятор
  14. Восстановить можно 2 способами:
  15. Вывод
  16. Видео
  17. Как выбрать электролит для автомобильного аккумулятора
  18. Особенности используемых электролитов
  19. Для чего в аккумуляторах электролит
  20. Характеристики аккумуляторных электролитов
  21. Запчасти на Hyundai elantra
  22. Запчасти на Mitsubishi lancer
  23. Выбор электролита по плотности
  24. Правильное восстановление кислотного аккумулятора
  25. Как провести десульфацию аккумулятора
  26. Экскурс по брендам
  27. Почему аккумулятор выходит из строя
  28. Вывод

Электролит для аккумуляторов

Жидкость, которая обеспечивает работоспособность аккумуляторов называется электролитом. От температуры и объема этой жидкости в отсеках АКБ зависит, как будут происходить электрохимические реакции и работа всей батареи. Поскольку от температуры зависят физико-химические процессы, в разное время года электролит батареи должен иметь разную плотность.

Что такое электролит

Электролит — это жидкое вещество, состоящее из серной кислоты (H2SO4) и дистиллированной воды, проводящее электрический ток из-за диссоциации (распад) на ионы. Автомобильными кислотными аккумуляторами называются такие, в которых залита кислота — электролит. Обслуживаемые АКБ позволяют регулировать плотность электролита, что очень важно для климата с большой разницей в течение года.

Характеристики электролита

Не многие знают, что за кислота в аккумуляторах, как она называется. Ответ: концентрированная серная кислота. Это основной компонент электролита. Второй компонент — дистиллированная вода (очищенная, не содержащая примесей).

Плотность кислоты должна быть не выше 1,84 грамм/милилитр, это максимальный порог. Чтобы уменьшить плотность до специально заданных величин, добавляется дистиллированная вода.

Аккумуляторные батареи заправляют специально очищенной от всяких примесей серной кислотой и водой. Есть Государственный стандарт ГОСТ 667-73 о том, каких требований должна быть кислота для АКБ.

Какие пределы плотности электролита для аккумуляторов

Плотность должна быть в пределах 1,07 — 3,0 г/мл. Если разбавить серную кислоту до такой рабочей величины плотности (1,07-3 г/мл), то концентрация H2SO4 будет 27-40 %.

Читайте также:  Крепление для аккумулятора электровелосипеда

Как проверять электролит

Рекомендуется проверять электролит в автомобильном аккумуляторы 2 раза в года: когда начало холодать и когда стало тепло.

Инструменты для проверки:

  • ареометр — специальный прибор для измерения плотности любых видов жидкостей (продается везде);
  • стеклянная трубка с внутренним диаметром от 5 до 7 мм. Если нет трубки, то можно обойтись без нее, но с использованием чистого листа бумаги.

Порядок проверки в обслуживаемых АКБ:

  1. Отсоединить АКБ.
  2. Выкрутить пробки.
  3. Опустить рабочую часть ареометра в электролит одной из секций.
  4. Манипуляциями с грушей на ареометре всасываем электролит в прибор до тех пор, чтобы поплавок поднялся и начал плавать не задевая стенок прибора.
  5. Реальная плотность будет показываться на шкале в том месте, где электролит и стержень будут касаться друг друга.
  6. Записать на бумагу полученные данные.

Такие измерения надо сделать для всех банок аккумулятора.

Плотности в разных секциях одного аккумулятора должны быть почти одинаковыми. Разница между ними должна быть в пределах от 0,2 до 0,3 грамм/милилитр.

При высоком уровне заряда аккумуляторной батареи, температура замерзания жидкости будет ниже, показатели плотности электролита чуть выше, чем при «севшем» АКБ. Поэтому, если плотность электролита немного не дотягивает до нужной величины, то знайте, что когда хорошо зарядите АКБ, плотность чуть-чуть увеличится.

Еще одно важное правило: следить за объемом электролита. Уровень жидкости может быть ниже верха пластин не более 15 мм.

Для измерения количества жидкости в емкостях, надо установить аккумулятор на ровную поверхность. Опустить стеклянную трубку в жидкость до верха свинцовых пластин, закрыть верхний конец трубки, поднять ее и измерить линейкой, сколько миллиметров электролита было над свинцовыми пластинами. При необходимости залить дистиллят по чуть-чуть. Таким способом проверить уровень во всех секциях. Уровень жидкости должен быть на 10-15 мм выше верха пластин.

Важно! Нельзя заливать электролит в АКБ для поднятия уровня жидкости. Это испортит аккумулятор. Надо заливать дистиллированную воду.

Если нет трубки, то уровень жидкости в аккумуляторе измеряют чистой бумагой, завернутой в трубочку. Проводим такие же действия, как и с трубкой, однако следует учитывать погрешность — бумага намокнет выше реального уровня.

Не будут приводить таблицу показателей плотности для каждых температур. Для российского климата плотность должна быть 1,28 г/мл.

Если плотность электролита дойдет до 1,1 г/мл, то уже при -6 градусов, жидкость начнет затвердевать, образовывать кристаллы. Водители крайнего севера перевозят аккумуляторные батареи в тепле или в специальном термоконтейнере.

Как подготовить элекролит

В продаже имеются уже заправленные нужной плотности электролитом и заряженные аккумуляторы, а также есть сухозаряженные аккумуляторы. В сухозаряженные АКБ надо залить электролит.

Для приготовления электролита своими руками, потребуются:

  1. Дистиллированная вода.
  2. Воронка.
  3. Серная кислота (H2SO4). Желательно, чтобы плотность чистой кислоты была 1,4 г/см 3 . В крайнем случаем можно использовать кислоту плотностью 1,84 г/см3.
  4. Емкость со шкалой.
  5. Трубка для перемешивания жидкости. Нужна трубка из нейтральных к кислоте материалов: эбонит, керамика, стекло).
  6. Средства индивидуальной защиты (СИЗ): резиновые перчатки, очки, спецовка с длинными руками, сапоги.

Правила техники безопасности при изготовлении раствора

  1. Внимание! Запрещается лить воду в кислоту. От этого начинают лететь брызги и можно получить ожоги.
  2. Разрешается лить кислоту в воду, но тонкой струей.
  3. При доливании, следует перемешивать жидкость.
  4. После перемешивания полученного раствора, требуется измерить плотность ареометром.

Сколько жидкости в аккумуляторе

В зависимости от мощности и объема АКБ, объем жидкости в них находится в таком диапазоне: 2,6-3,7 литров. Если после заправки аккумулятора, жидкость осталась, ее надо нейтрализовать пищевой содой и вылить.

Таблица: сколько нужно воды и серной кислоты для достижения разных величин плотностей.

Заправка электролита

Приготовленный раствор следует заливать в аккумулятор через воронку из нейтрального материала.

Заливаем жидкость поочередно в секции АКБ. Делаем одинаковый уровень во всех банках. Уровень должен быть от 1 до 1,5 см выше пластин. 2-3 часа не трогаем аккумулятор. Плотность незначительно может уменьшиться при выстаивании.

Далее следует зарядить автомобильный АКБ до рабочих параметров. Для правильной зарядки заправленного аккумулятора надо выставить ток, в значении в 10 раз меньше, чем указано на корпусе АКБ. Например, если на корпусе аккумуляторе написано 65 А*ч (ампер умножить на час), то на зарядном устройстве ставим силу тока 6,5 А (Ампер). В таком значении надо заряжать в течение 4 часов. После зарядки опять замеряем плотность.

Что портит аккумулятор

В разные периоды эксплуатации этого электро устройства, он подвергается различным физико-химическим и механическим воздействиям. Если на улице мороз, на корпусе появляются кристаллы льда, электролит также начинает замерзать и кристаллизоваться.

Если аккумулятор замер, нельзя использовать горелки и другие отогревающие устройства.

Отогрев батареи должен происходить в естественном режиме. Достаточно снять АКБ, занести в теплое помещение на сутки. При естественном отогревании, все детали конструкции аккумулятора будут согреваться равномерно.

Если в результате мороза или механических ударов, на корпусе аккумуляторе появилась хотя бы одна трещинка, то такой АКБ отслужил свой срок. Дальнейшая эксплуатация его запрещена. При обнаружении трещины, сразу отсоединить от него клеммы и демонтировать.

Можно ли использовать аккумулятор, если корпус его вздулся? Ответ: можно, если не нарушена герметичность устройства.

Восстановить можно 2 способами:

  1. Для приведения в порядок такой батареи, надо проверить уровень электролита в нем, плотность. Поставить на зарядку с током 1 А на одни сутки. Во время зарядки можно периодически измерять плотность жидкости. Если плотность увеличивается во время зарядки, то АКБ годный.
  2. Также, можно слить полностью старую жидкость, промыть дистиллированной водой, приготовить раствор, залить его и подождать несколько часов. Потом зарядить медленной зарядкой, то есть установить ток от 0,5 до 1 Ампера. Через 2 часа у исправного аккумулятора плотность электролита должна немного увеличиться.

Вывод

Сколько электролита залито, какой чистоты, какой плотности — все это влияет на срок эксплуатации АКБ, который можно прослужить 5 лет, а может пол года.

Если объем жидкость уменьшается, то следует доливать дистиллированную воду. Во время всех работа соблюдать правила техники безопасности, то есть не лениться надевать очки и не стесняться других.

Видео

В этом видео учат, как правильно поднять плотность электролита в аккумуляторе.

Простой способ повысить плотность АКБ.

Как восстановить старый аккумулятор.

Об электролите.

Источник

Как выбрать электролит для автомобильного аккумулятора

C-Class wagon (S202) (06.96 — 03.01)

E-Class sedan (W211) (03.02 — 12.08)

Многие автолюбители уверены в том, что обслуживаемые и малообслуживаемые аккумуляторы на порядок лучше необслуживаемых – залил новый электролит и можно пользоваться автомобилем дальше. Несмотря на то что многие производители стараются делать запчасти современных автомобилей «разовыми», пригодные к ремонту и обслуживанию элементы по-прежнему остаются востребованными. Они нескоро уйдут с рынка. В данном материале мы расскажем вам об особенностях щелочных и кислотных аккумуляторов, их правильной эксплуатации, а также о замене электролита и особенностях выбора этого компонента.

Особенности используемых электролитов

В аккумуляторах одним из основных компонентов является электролит – раствор химически агрессивной щелочи или кислоты в дистиллированной воде. За счет электролита аккумулятор может накапливать электроэнергию и отдавать ее в бортовую электросистему автомобиля при соблюдении некоторых условий. Итак, основной составляющей электролита может быть:

  1. Щелочь. Аккумуляторы со щелочным электролитом очень долговечны и надежны, однако они не выдают стартовый ток большой величины. По этой причине щелочные АКБ мало распространены. Срок службы щелочного электролита серьезно уменьшает повышение рабочей температуры, повышение нормальной плотности жидкости, частые глубокие разряды и частые неполноценные разряды;
  2. Кислота. Самая обычная смесь серной кислоты с дистиллятом. Хоть служит свинцово-кислотный аккумулятор не так долго, как щелочной, он является более распространенным. Все дело в его низкой цене и способности выдавать ток достаточно большой величины. К тому же кислотный электролит не так быстро замерзает или закипает;
  3. Гель. По своей природе является той же кислотой, но находящейся в связанном состоянии. Также связанной кислотой могут быть пропитано стекловолокно. Встречаются гелиевые аккумуляторы пока что редко.

С почти стопроцентной вероятностью вы будете сталкиваться с кислотным электролитом . Он так распространен в автопромышленности и водители так к нему привыкли, что не все знают, что наполнителем для более компактных аккумуляторов может быть щелочь или специальный гель. Иногда водители даже путают более легких и компактный аккумулятор с упомянутым наполнением с неполноценным свинцово-кислотным аккумулятором, который лучше не покупать. Далее мы будем лишь периодически упоминать щелочь, делая акцент на свинцово-кислотное наполнение батарей.

Для чего в аккумуляторах электролит

Логичен вопрос: каким образом жидкость может «удержать» электрический заряд. Все не так уж и сложно. Суть в том, что при разрядке аккумулятор свинец начинает реагировать с серной кислотой. А именно, и отрицательными ионами «правой части формулы» (SO4) и положительными ионами «левой» (H2) – легко себе представить, видя формулу серной кислоты: H2SO4. На выходе мы имеет воду (H2O) и сульфат свинца (PbSO4), т.е. некоторые элементы как бы поменялись местами в формулах. Однако при такой смене образуется значительное число избыточных электронов на т.н. анодных пластинах и недостаток этих самых электронов на катодной. Стоит только замкнуть друг с другом катод и анод, как мы получим электрический ток.

При зарядке аккумулятора цепочка преобразований несколько меняется – на выходе получается не сульфат свинца, а чистый свинец, исходная кислота и диоксид свинца. Вот только как в случае заряда, так и в случае разряда процесс не идеален и сопровождается изменением плотностей и объемов жидкостей . Наблюдается увеличение объема и быстрое падение плотности при разряде и обратный процесс при заряде. Как раз с определением объема и плотности сталкиваются владельцы обслуживаемых аккумуляторов.

Характеристики аккумуляторных электролитов

Одной из главных характеристик является плотность. Измеряется плотность в граммах на кубический сантиметр. В обычном свинцово-кислотном аккумуляторе жидкость внутри имеет плотность в районе 1,23-1,40 г/см 3 , поскольку именно при такой плотности электропроводность раствора максимальна. В свою очередь, концентрированная кислота, являющаяся основой раствора, имеет плотность 1,84 г/см 3 – по этой причине ее всегда смешивает с некоторым количеством воды. Важно понимать, что плотность раствора внутри аккумулятора напрямую зависит от температуры, а также заряда аккумулятора.

На приготовление электролита идет только очищенная серная кислота (именно такая находится внутри аккумуляторов). Требования к ней излагаются в ГОСТ 667-73 . Если вы покупаете электролит в специализированном магазине, то о чистоте кислоты можно не беспокоиться. А вот произвести замер плотности уже залитого в АКБ электролита придется в любом случае. Для этого используется ареометр (денсиметр) – небольшой прибор, который можно найти на рынках и в магазинах автохимии.

Определение характеристик электролита бесполезно, если под рукой нет справочного пособия. Проблема в том, что данные в пособиях относятся только к электролиту, температура которого равняется 15 градусам Цельсия. Мы приводим таблицу с поправками к показаниям имеющегося у вас ареометра, дабы при замере плотности вы смогли занести точные данные о плотности раствора (это понадобится чуть позже):

Запчасти на Hyundai elantra

ELANTRA sedan (HD) (11.06 — 11)

Запчасти на Mitsubishi lancer

LANCER IX sedan (CSA) (06.03 — 06.08)

Отметим один важный момент: самостоятельный долив непосредственно электролита, вопреки советам неопытных автолюбителей, – прием запрещенный. Кислота в электролите не испаряется, в отличие от воды, которую и нужно подливать.

Выбор электролита по плотности

Ранее определенную с помощью ареометра плотность раствора стоит записать. Если плотность велика, то из раствора испарилась вода (хотя это же можно определить по падению уровня раствора). Учтите, что электролиты различной плотности рекомендованы к использованию в разные времена года. Вот например:

  • Для эксплуатации АКБ летом рекомендованная плотность электролита – не более 1,23-1,24 г/см 3 . Если вы живете в жарком, засушливом районе, где температура редко падает ниже -15 градусов по Цельсию, то его плотность должна быть именно такой;
  • Плотность электролита в холодном и умеренном климате – порядка 1,27-1,28 г/см 3 ;
  • Для эксплуатации АКБ зимой и в условиях холодного климата (с падением температур до -30 градусов и меньше) рекомендуется плотность 1,30-1,34 г/см 3 .

Сопоставьте вышеприведенные данные с теми, что вы записали в ходе замера ареометром и введения поправок из таблицы. Если что-то не сходится, у вас есть два варианта: подлить дистиллированной воды в аккумулятор или же купить электролит подходящей плотности (опционально – приготовить самостоятельно) и произвести полную замену старого раствора на новый. Первый случай самый распространенный, так как вода со временем испаряется и плотность раствора растет. Во втором же случае полная замена целесообразна лишь тогда, когда электролит натурально замерз в ходе эксплуатации автомобиля в очень холодную погоду. Этот случай интереснее.

Правильное восстановление кислотного аккумулятора

Самой частой причиной выхода всего аккумулятора из строя является зимовка разряженного аккумулятора в неотапливаемых помещениях, как-то гаражах. Дело в том, что раствор в незаряженном аккумуляторе замерзает уже при -10 градусах по Цельсию. При замерзании пластины закорачивает и все устройство перестает работать . Процедура восстановления далеко не всегда дает результат. Здесь нужно терпение и немного смекалки. Вот что нужно сделать:

  1. Полностью избавиться от электролита и тщательно промыть емкости дистиллированной водой. Стоит высосать старый электролит резиновой грушой, которую легко можно приобрести в аптеке;
  2. Залить через воронку свежий электролит до указанного на АКБ уровня;
  3. Подождать 2-3 часа, пока пластины не пропитаются раствором;
  4. Начать зарядку аккумулятора малым током – порядка 0,1-0,5 Ампер. На это уходит немало времени. Появление пузырьков является следствием электролиза и опасности не несет. Напротив, интенсивное пузырение укажет на то, что зарядка подходит к концу.

Основным поводом остановить зарядку станет наведение напряжения на клеммах ровно в 12 Вольт. Если оно постоянно растет на протяжении нескольких часов, то аккумулятор нужно разрядить и повторить процедуру зарядки.

Как провести десульфацию аккумулятора

Явно не лишним во время очистки аккумулятора будет изучение его пластин. Если они деформировались, то все устройство уже непригодно – вам придется покупать новую батарею. А вот если пластины покрыты слоевым налетом, то без десульфации не обойтись.

Процедура не таит в себе подводных камней. Более того, у вас есть несколько вариантов :

  • Воспользоваться пуско-зарядным устройством, имеющим функцию десульфации. Таким устройствам мы посвятили отдельную статью. Суть десульфации сводится к зарядке аккумулятора короткими импульсами, буквально разбивающими слой соли;
  • Использовать десульфирующие присадки, которые можно купить в магазине автохимии. Не забудьте прочитать инструкцию – одни присадки заливаются отдельно, а другие нужно заливать только вместе с электролитом. Не забывайте о том, что после заливки препарата устройством нельзя пользоваться в течение минимум 48 часов;
  • Сделать все самому без использования техники и спецжидкостей. Об этом подробнее.

Для десульфации чуть ли не в кухонных условиях вам нужно:

  1. На протяжении нескольких часов заряжать аккумулятор, после чего слить из него весь электролит;
  2. Промывать емкости дистиллированной водой несколько раз;
  3. Приготовить 2,5% раствор питьевой соды и залить его в емкости. Оставить так на 2-3 часа и затем слить;
  4. Теперь залить приготовленный 2-3% раствор поваренной соли и проводить часовую зарядку аккумулятора (режим: нормальный);
  5. Слить раствор соли и промыть емкости дистиллированной водой;
  6. Снова залить раствор соды, но только 4%, а затем производить часовую-двухчасовую зарядку;
  7. Избавиться от раствора, снова промыть;
  8. Залить новый электролит и уделить время полной зарядке аккумулятора.

Всех этих нехитрых процедур достаточно, чтобы восстановить функциональной даже изрядно поработавшего аккумулятора. Конечно, намного проще и быстрее залить специальные жидкости для десульфации, но если вы хотите их покупать, то можно обойтись обычным дистиллятом , не самым большим количеством соли и пищеыой соды .

Экскурс по брендам

На самом деле электролит для аккумулятора – как раз тот род товаров, которые стоят недорого и всегда могут похвастать высоким качеством. По сути, вы покупаете лишь пластиковую тару с чистым химически активным веществом. Производитель электролитов очень много, и вы не столько нужно в них разбираться, сколько разбираться в том, раствор какой плотности вам нужно покупать. Тем не менее приведем в пример несколько известных украинских брендов: Укравтохим , Forest , Consol , Нова Формула .

Даже если вам в руки попал иностранный электролит, он не будет ничем отличаться от отечественного. Так что нет смысла искать зарубежный продукт в надежде, что он будет качественнее ближайшего аналога из магазина автохимии.

Почему аккумулятор выходит из строя

Закрывая тему электролитов, укажем, по какой же причине даже самый долговечный немецкий аккумулятор может выйти из строя. Некоторые из причин связаны с заправкой АКБ, а некоторые связаны с нарушением простейших правил эксплуатации. Вот о чем стоит знать автолюбителям:

  • Категорически не советуется разбавлять электролит даже чистой водой – только дистиллятом. В отфильтрованной воде содержится небольшое количество солей и металлов, которые серьезно уменьшают срок службы аккумулятора. Дистиллят можно купить или в магазине автохимии с хорошей репутацией, или в аптеке;
  • Чистка АКБ со слитым электролитом производилась ветошью или губкой. Допустимо использование мягкой тряпки, предварительно смоченной в нашатырном спирте или же растворе кальцинированной соды . В иных случаях внутри обязательно останется грязь;
  • Запрещено использование в качестве электролита раствора из воды и технической серной кислоты. Она не проходит такой же тонкой очистки, как аккумуляторная кислота, и к использованию в батареях непригодна;
  • Напряжение в бортовой сети авто не должно быть повышенным или пониженным. Это серьезно сказывается на сроке службы АКБ;
  • Категорически запрещено использование в зимний период электролита низкой плотности или же чрезмерный долив дистиллята в старый электролит. Так владелец автомобиля может спровоцировать разрушение моноблока и вытекания раствора сразу после оттаивания;
  • Нельзя использовать электролит слишком высокой плотности. Если не использовать сбалансированный раствор кислоты с водой, аккумулятор будет разрушаться изнутри;
  • Крайне опасно использование слишком мощных пусковых устройств. Слишком высокий пусковой ток мгновенно разрушает аккумулятор – электролит в нем вскипает с образованием большого количества газов, которые не успевают выводиться из вентиляционных отверстий . Известно несколько случаев, когда АКБ натурально взрывались после использования мощных ПУ;
  • В летний период автомобиль лучше не оставлять под открытым солнцем. Если находящийся под капотом аккумулятор перегреется, в нем начнут быстро изнашиваться электроды. Ресурс АКБ начнет катастрофически быстро сокращаться;
  • Аккумулятор нельзя заряжать током большой величины. Под воздействием большого зарядного тока электролит перегревается. Также можно наблюдать разрушение сепаратора, коробление электродов, осыпание активной массы.

Вывод

Умение правильно выбирать электролит – один из базовых навыков, которым должен обладать владелец обслуживаемого и малообслуживаемого аккумулятора. Первые сегодня встречаются редко, а вот вторые, в силу отсутствия серьезных ограничений в эксплуатации, завоевали доверие большинства автолюбителей. Если вы хотите чтобы такой аккумулятор прослужил как можно дольше, то не забывайте о правилах эксплуатации, контроле плотности электролита и правилах хранения.

Электролит – крайне опасное вещество. При контакте с кожей свежий электролит может оставить сильные химические ожоги. Пары серной кислоты являются сильнейшим ядом. При работе с аккумуляторами не забывайте о правилах безопасности. Всегда работайте в проветриваемых помещениях, защищайте глаза специальными очками, а руки – химически стойкими латексными перчатками.

Источник

Оцените статью