Электрогенератор для лодочного мотора

Ставим «ГЕНЕРАТОР» на лодочный мотор

Не секрет что двигатели мощностью от 30 л/с и выше чаще всего имеют электростартер и запускаются от аккумулятора 12в. Такие моторы уже оборудованы зарядным устроиством и во время работы подзаряжают стартовую аккумуляторную батарею.

Как же быть владельцам моторов с ручным запуском мощностью 30л/с и менее? Если возникла необходимость питать ходовые огни или зарядить аккумулятор для эхолота, можно дополнить свой двигатель электрооборудованием позволяющим получить электроток от работающего мотора.

Часть моторов небольшой мощности, содержащих в названии надпись «Sailpower» уже содержат в себе необходимые компоненты. Однако на рыболовных лодках эти моторы используются редко, они имеют длинный дейдвуд и предназначены для использования на парусных яхтах для передвижения в штиль и маневрирования в маринах.

Итак, где генератор уже установлен мы разобрались, теперь остановимся на двигателях, где его нет. Часто возникают вопросы как его туда установить. Возьмем для примера несколько самых популярных среди охотников и рыболовов двигателей.

4-х тактный Меркури 4л/с и 6 л/с (раб объем 123см3)

Чтобы с помощью этих двигателей заряжать аккумулятор потребуются два комплекта – это «набор генератора переменного тока» и «набор заряда аккумуляторной батареи» обозначенные на рисунке под номерами 1 и 9 соответственно.

Необходимо отметить что набор №1 включает в себя маховик, который устанавливается взамен штатного. После установки этих деталей на двигатель вы сможете получать ток 2А и мощность 25Вт, при максимальных оборотах двигателя.

Стоимость этих двух наборов 574 доллара, стоимость работ по их установке 1760 руб.

4-х тактный Меркури 8л/с и 9,9 л/с (раб объем 209см3)

От двигателей, упомянутых в данном абзаце, можно получить ток 6А мощностью 76Вт, опять же при максимальных оборотах двигателя. Для этого необходимо приобрести только «набор заряда аккумуляторной батареи».

Эта опция обойдется в 325 долларов, а ее установка 2450руб.

2-х тактный Меркури 10л/с и 15 л/с (раб объем 262см3)

Для получения зарядного тока от этих моторов понадобится установить на двигатель «катушку света» и «набор заряда аккумуляторной батареи». В результате после их установки получите ток 6А мощностью 76 Вт.

Стоимость двух наборов составит 219$, а их установка 1500руб

2-х тактный Меркури 25л/с и 30 л/с (раб объем 429см3)

Эти двигатели производятся в Японии и на них так же предусмотрена возможность заряда аккумулятора. Чтобы воспользоваться этой опцией, необходимо приобрести

«набор преобразователя переменного тока в постоянный», изображенном на рисунке ниже.

После его установки вы получите ток 6А мощностью 80Вт, напомню, при максимальных оборотах.

Здесь затраты будут самые маленькие – это 211 долларов набор плюс 900руб его установка.

Если вы решили установить «ГЕНЕРАТОР»

Если вы все взвесили и решили добавить перечисленные выше опции к двигателю, учитывайте что данные компоненты не всегда есть в наличии на складе в Москве и их ожидание может занять около месяца. Постарайтесь сделать заказ с учетом сроков поставки.

Для установки этих деталей обращайтесь в Велход Сервис или другой авторизованный сервисный центр, т.к. неквалифицированная установка каких-либо деталей на двигатель может привести к его неисправности. Также установка любых компонентов в неавторизованном сервисе, автоматически отменяет гарантию на ваш мотор.

Источник

Выбор генератора для лодки

Сегодня хотелось бы поговорить о генераторах в лодку – вечный вопрос – надо или не надо, а если надо, то какой?

Генератор – как много в этом слове… короче, это устройство, которое преобразовывает механическую энергию в электрическую.

Не стану сильно вдаваться в понятия, примем тот факт, что генераторы бывают инверторные и обычные, назовем их стандартные.

Стандартные генераторы переменного тока генерируют достаточно грубый электрический сигнал, получаемый электрический ток не так чист, как того требуют обычно производители электроники.

Инверторные генераторы вырабатывают очень чистый электрический ток, способный питать ваши точные приборы.

Вот такой короткий экскурс – справка. А теперь разберемся – какой необходим нам в походах на лодке, что именно покупать и покупать ли вообще, потому что цены на эти устройства не слабые, а особенно на инверторные, пускай даже и не фирменные. Кстати, оставлю ссылку на статью сотрудника фирмы Силовик, который описывает всю историю про генераторы, которые можно купить у нас в магазинах, будь то сетевые крупные или наоборот какие-то интернет магазины с кричащими названиями.

Для чего нам этот генератор в походе – ну по факту для обеспечения электричеством тех устройств, которые его требуют на лодке.

Покупаем генератор, покупаем удлинитель, ставим гену на берег. Подрубаем удлинитель, проводим его на лодку и хоть напрямую в розетку втыкаем любое устройство, требующее питания или подключаем розетку к системе берегового питания лодки, то есть гена заряжает АКБ лодки, а мы пользуемся энергией АКБ, пополняемой генераторами.

Тут сталкиваемся с некоторыми проблемами – есть ли на вашей лодке система берегового питания – то есть ли зарядка АКБ? Далее по цене – допустим взять гену на 1 кВт – инверторный от именитых производителей, типа Хонды, будет стоить за 60 тысяч рублей – не кисло. Примерно такое же чудо от китайцев – будет стоить в три раза дешевле, а то и дешевле.

Если брать стандартный генератор, то того же производителя Хонда, например 2.5кВт обойдется в цену от 50 тысяч, а не фирменный в два раза дешевле.

Так что опять выбор за вами – опять принимать решение о необходимости и достаточности.

Из своего опыта скажу, что, имея стандартный генератор Хонда в 2,5кВт – я его не таскал ни в какие походы на лодке – потому что он тяжелый и смысла в нем не видел совершенно. Купил китайский, мощностью до 1 кВт – вот он на видео брал несколько раз, но так и не воспользовался им реально – пару раз давал свет им в лагере в поездках в Карелию на пвх, но не сказал бы, что это прямо необходимость в тех сроках, на которые рассчитывался выезд. Также несколько раз брал этого малыша на лодочную стоянку, где не было электричества и необходимо было подключить болгарку для напиливания алюминиевой трубы диаметром в 25мм для установки зимнего каркаса под тент для хранения лодки по системе Джокер – на моем канале есть видос и об этом. Так вот справлялся он без проблем с поставленной задачей.

Чтоб я купил, если бы мог потратить такие деньги, как стоит двухкиловатная инверторная Хонда, а это цена за 80 тысяч рублей или отдал бы предпочтение какому-нибудь инверторному Фубагу, мощностью в 2,5 кВт – ответ очевиден.

В реалиях скажу, что нынешний мой плм Ямаха 115 заряжает исправно мои два 63 аккумулятора без проблем и я не пользуюсь никакими генераторами в походах. В этом году появился у меня зарядник-powerбанк (ссылка под видео или баннер справа), кстати, как подарок пойдет – там еще и скидка 10% по коду MAD_DOCTOR будет.

Для каких нужд он может сгодиться? Какой выбрать? Каков бюджет? Попробовал поделиться своими мыслями в видео

Источник

Генератор для лодочного мотора

У мощных лодочных моторов, свыше 15-20 л.с. и особенно у тех, которые оснащены электростартером, всегда есть выходной разъем для подключения аккумулятора, а уже на сам аккумулятор вешается нагрузка от эхолота, ходовых огней и холодильника с пивом. А вот на маломощных моторах зачастую даже катушки света нет, а если и есть, то она идет как отдельная опция при покупке.

Генераторы для аккумулятора являются штатной комплектацией на многих лодочных моторах мощностью от 9,9 л.с. Если же у вас мотор 4 или 5 л.с., то на нем вы найдете лишь штатное место для установки катушки света, да и то не всегда, не все производители задумываются об этом.

Место установки генератора (два выступа с отверстиями под винты), как и сам генератор, если он присутствует, находится под маховиком, там же где и магдино, которое по сути тоже генератор, только для системы зажигания. Понять, есть ли у вашего мотора генератор, достаточно просто, от него всегда выходят два проводка (чаще всего зеленого цвета), которые вы найдете под маховиком, со стороны блока цилиндров.

Катушка света

Некоторые не совсем родные генераторы предполагают еще и замену штатного маховика лодочного мотора. В принципе можно использовать такую же катушку магдино, как и у вашего мотора, а если вдруг у вас есть друг-электрик, то попросите его сделать вам катушку с необходимыми параметрами. Если посадочные места у вашего мотора имеются, новая катушка встанет как раз напротив магдино, а провода нужно будет прокинуть под корпус маховика и вывести наружу. Но бывает и так, что посадочное место под генератор есть, а вот отверстий нет (например у Mercury ME 5M), но проблема решается дрелью и резбовёртом.

Зарядный комплект для мотора Honda 5

Снятие маховика лодочного мотора

Самостоятельная установка генератора потребует снять сам маховик, а это не такая простая задача. Сначала нужно снять ручной стартер, после чего можно будет добраться до гайки, которая натягивает маховик на коленвал. Момент затяжки у гайки большой и открутить её будет трудно. Лучше перед этим открутить шкив храпового механизма ручного стартера, которая прикручивается к маховику тремя болтами.

Снятие маховика. a) Шкив стартера; b) Болты (3 шт.); c) Шкив стартера; d) Ключ с обвязочной лентой; e) Гайка маховика

Чтобы открутить гайку маховика нужно застопорить сам маховик с помощью металлического стержня, установив его между уступами сверху, а гайку откручивать накидной головкой с удлинителем. Но на некоторых моделях таких уступов может не быть, в этом случае, если у вас нет специального съемника, надо стопорить поршневую, сделать это можно через свечное отверстие. Если же для откручивания гайки требуется слишком большое усилие, то лучше сделать специальный ключ с обвязочной лентой (см. рисунок выше).

Откручивание гайки маховика. a) Металлический стержень

Еще в качестве варианта можно вкрутить в те отверстия, которые держали чашку стартера три болта (но не те самые, а другие, не нужные) и, вставив между ними силовую отвертку или стальной прут, создать тем самым противодействующий рычаг. Но будьте готовы, что болты эти могут сломаться у основания, так что не затягивайте их сильно. Но даже если это случиться, болты обычно ломаются, оставляя небольшой торчащий зубец, за который их можно выкрутить плоскогубцами.

Ну и конечно кайку маховика можно сбрызнуть той же WD-40 или т.п. жидкостями и дать ей немного отмокнуть. И вот когда гайка будет откручена, маховик можно снимать.

Съемник маховика. a) Съемник

Съемник для маховика

Для снятия маховика нужен специальный инструмент – съемник, т.к. маховик сильно натянут на конусную часть коленвала. Есть и не очень дружественные для мотора способы разделения этих двух деталей – на перевернутом моторе ударить (возможно несколько раз) молотком по коленвалу с наживленной на резьбу гайкой до тех пор пока маховик не удастся стронуть с конуса. Но мы не рекомендуем так делать. При таких нагрузках можно сорвать резьбу, да и подшипники поршневой вам спасибо не скажут. Хотя такой “варварский” метод снятия маховика часто применяют на “сервисах”, не захотели или не смогли купить нужный съемник.

Установка маховика. a) Шпонка маховика; b) Маховик; c) Шайба; d) Гайка

А ведь на самом деле съемники для маховика не такая уж и распространенная вещь, найти нужный не так просто. Моделей лодочных моторов сейчас развелось ооочень много и даже универсальные съемники зачастую не подходят.

Универсальный съемник маховика

Но выбора у вас нет, либо молоток либо съемник, хоть сами его изобретайте и изготавливайте. Принцип работы у них у всех одинаковый. Три болта через толстую стальную пластину съемника вкручиваются на место болтов чашки для стартера, а третий, бОльшего размера, проходит через резьбу в центральном отверстии съемника и упирается своей заостренной частью в специально созданную для этого площадку на торце коленвала. При закручивании центрального болта, пластина поднимается и, учитывая, что через нее проходят болты, прикрученные к маховику, тянет маховик за собой вверх. Но есть варианты съемников, которые вкручиваются в резьбу на маховике в углублении вокруг оси коленвала. Иногда, но не везде, в комплекте съемника идет еще и длинная ручка, которая поможет работать с упорным болтом и с гайкой маховика.

Главное не забыть, после того как вы все закончите и установите маховик на место, затянуть его как следует, вращается он с большой скоростью, да еще и масса у него большая.

Места крепления генератора вы найдете как раз под маховиком (для того то мы его и снимали). Если специальных мест крепления нет, значит у вашего лодочного мотора не предусмотрена установка катушки света, информацию о такой возможности вы найдете в документации к мотору.

После того, как вы болтами закрепили катушку на её месте (как раз напротив магдино), провода от неё выводите туда же, где идут провода от магдино и укладывать их нужно так, чтобы они не перетерлись вращающимся маховиком.

Установка катушки света. a) Выводы катушки; b) Катушка; c) Винты (2); d) Хомут крепления выводов; e) Винт Установленная катушка света на лодочном моторе Tohatsu 9.8. a) Магдино; b) Катушка света

Генератор для зарядки аккумулятора от лодочного мотора

Но на установке катушки дело получения электричества на вашей лодке не заканчивается, т.к. эта самая катушка вырабатывает переменный так, а это нам не подходит. Большинство мощный лодочных моторов от 25 л.с. уже имеет у себя контроллер заряда, маломощные моторы оснащаются исключительно генератором. Так что, чтобы получить постоянный ток для заряда аккумулятор, нам нужно сделать выпрямитель. По сути это простой диодный мост, который можно спаять самому своими руками, или снова попросить знакомого электрика. Если же вы хотите все оригинальное, то вам тогда нужно купить такую штуку как “преобразователь переменного тока в постоянный” и стоит эта “уникальная” штука для мотора в 5 л.с. будет около 6-8 тыс. рублей.

И еще нам нужен будет стабилизатор, который будет ограничивать напряжение, т.к. обороты лодочный мотор выдает разные, и при максимальных, напряжение на генераторе может переваливать за 30 вольт, а это для зарядки аккумулятора многовато. А вот стабилизатор будет ограничивать напряжение 13-14 вольтами, что для 12-вольтового аккумулятора самое то.

С силой тока немного сложнее, её надо смотреть уже конкретно на каждом генераторе. Так же нужно учитывать и требования вашего аккумулятора к силе тока при зарядке. Для большинства АКБ сила тока для зарядки равна 10% от их ёмкости. Но для литиевых аккумулятора такой способ не подходит.

Лодочный мотор в 5 л.с. выдает в ток среднем 2-2,5А, более мощные моторы – 6А.

Пару раз нам встречались владельца маломощных моторов в 2,5 л.с., которые вырабатывали от них электроэнергию не совсем обычным способом. К маховику прижимался упругий валик, который вращал уже генератор постоянного тока, снятый с какого нибудь старого электродвигателя. Мотору это не доставляло никаких проблем, а энергии вырабатывалось достаточно. Так что немного воображения и вы сможете осветить свой путь в ночи, зарядить севший телефон или подключить эхолот. Но аккумулятор для этого все же понадобиться.

Ни в коем случае не подключайте ваши электроприборы к генератору лодочного мотора без стабилизатора и выпрямителя. Посчитайте выходные характеристики своей новой катушки света и вашего лодочного АКБ, который будет выступать в роль буфера в вашей электрической цепи на лодке, а дальше ищите старые электроприборы, в который если и не найдете готовые части цепи, то уж компоненты к ним точно обнаружите. А дальше паяльник в руки и … Или вы хотите купить у своего дилера мотора простейшие электрические приблуды по цене этого самого мотора?

Источник

Читайте также:  Как повысить эффективность ветрогенераторов
Оцените статью