Efb или agm аккумулятор для автомобиля

Какой аккумулятор предпочтительнее: гелевый, EFB или AGM? Мифы и реалии…

После выхода нескольких наших публикаций, рассказывающих о модификациях современных стартерных батарей, среди автомобилистов завязалась дискуссия по поводу применения в автомобилях так называемых гелевых аккумуляторных батарей (АКБ), а также EFB-аккумуляторов.

Чтобы у пользователей было более-менее правильное понимание того, о чем идет речь, отметим, что за последние годы на рынке значительно выросла доля автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп». Будучи активированной, эта функция каждый раз глушит двигатель при торможении на светофорах или коротких остановках при движении в пробках, а затем запускает его — при отпускании педали тормоза.

Очевидно, что для машин, работающих с системой «Старт/Стоп», требуется не традиционный, а специальный аккумулятор. Такой АКБ должен не только выдерживать многократные циклы разрядки-зарядки, но и сочетать в себе свойства стартерной батареи, моментально отдающей большой ток при пуске, и тяговой, которая не боится длительного разряда.

Всем этим требованиям как раз и отвечают аккумуляторы, изготовленные по технологии AGM. Показательный пример — аккумуляторы Topla Тор AGM Stop&Go. Важная особенность – в AGM-батареях электролит находится НЕ В ЖИДКОМ, а в адсорбированном состоянии, в особых стекловолоконных матах, облегающих пластины. Кстати, отсюда и идет название технологии AGM (Absorbent Glass Mat). Блоки пластин в таких АКБ плотно прижаты друг к другу, что помогает гораздо лучше удерживать активную массу на их решетках, чем в обычных стартерных батареях.

Читайте также:  Аккумулятор для samsung a405f galaxy a40

Аккумуляторы Topla Тор AGM Stop&Go в первую очередь предназначены для автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп»

Если говорить об эксплуатационных показателях, то такие источники питания обеспечивают в три раза больше циклов разряда-заряда, а их пусковая мощность процентов на 30 выше, чем у традиционных батарей. Не боятся они и механического повреждения (например, при ДТП), поэтому волноваться о вылившемся электролите уже не придется. Но и цена здесь соответствующая – в среднем AGM-аккумулятор почти вдвое дороже обычного.
.
Впрочем, для автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп», выпускаются и более дешевые модификации АКБ, которые изготавливают по технологии EFB (Enhanced Flooded Battery). Пример — аккумуляторы ТАВ Magic EFB Stop&Go. У них свои особенности — в таких источниках питания используют привычный жидкий электролит, однако свинцовые пластины сделаны более толстыми, чем у обычных аккумуляторов. При этом положительные пластины подвергаются так называемому волоконному пакетированию (технология MFW-флис), что предотвращает осыпание активного вещества. Все отмеченные особенности обеспечивают EFB-аккумуляторам вдвое большее количество циклов разряда-заряда без потери функциональности. Самое важное, что ТАВ Magic EFB Stop&Go практически не теряют емкости после глубоких разрядов, а заряжаются намного быстрее обычных стартерных батарей. Если говорить о стоимости, то она в среднем на 50-60% выше, чем у обычных АКБ.

Аккумуляторы ТАВ Magic EFB Stop&Go

Возвращаясь к AGM-батареям, отметим, что многие автолюбители часто допускают ошибку, связывая этот термин с таким ходовым понятием, как «гелевые» аккумуляторы. Поясняем: гелевые батареи НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ в массовых автомобилях в качестве стартерных источников бортового питания! В подавляющем большинстве гелевые АКБ, у которых электролит находится в желеобразном состоянии, применяются лишь как ТЯГОВЫЕ батареи. Правда, не все об этом знают, а некоторые и вовсе знать не хотят. Кстати, иногда приходится наблюдать, как продавцы отдельных торговых точек, дабы не разубеждать «умных» покупателей, специально заменяют на магазинных ценниках аббревиатуру AGM словом «гелевый». Типа, раз народ так считает, зачем ему навязывать иное мнение? Главное, чтобы клиент был уверен в своей правоте и оставался доволен покупкой.

Если в машине планируется установка многополосной аудиосистемы, тем более с мощными сабвуферами, штатный аккумулятор желательно заменить AGM-батареей

Напоследок пару слов о применимости AGM- или EFB-батарей на обычных (то есть НЕ «старт-стопных») автомобилях. Если вы желаете приобрести такой АКБ для замены штатного, нет проблем — это дело личных предпочтений.
В то же время, учитывая, что, например, AGM-батарея обладает солидным запасом надежности, есть смысл покупать ее тогда, когда бортсеть явно «перегружена» дополнительной электроникой, вроде многокомпонентной аудио- или видеосистемы, или иной аппаратуры, скажем, предпускового подогревателя.

Источник

В чем отличие AGM от EFB и какой АКБ лучше ставить

Передовому – прогрессивное: не по статусу, а по требованию. Вне «зеленой волны» путь от светофора до светофора расценивается как короткая поездка: красный – сигнал для остановки не только автомобиля, но и поршней. Обычный «свинцово-кислотник» такого не выдержит: рывковая циклика системы «Start-Stop» выжмет все соки, прежде чем закончится гарантийный срок на батарею. Для ЕФБ и АГМ подобный режим – норма, но почему одна дороже другой.

Отзеркалье: отличие аккумуляторов AGM от EFB по конструктивным и эксплуатационным параметрам

Конструктивные различия

Компоновочные нюансы – это основа инженерного дискуса на тему, какой аккумулятор лучше: EFB или AGM, использующего технические термины не для широкой огласки. В качестве предисловия – основные проблемы свинцово-кислотных изделий:

  • Оплывание активной массы с положительно заряженных электродов вследствие разряда на морозе или высокой нагрузки в автономном режиме.
  • Коррозия решеток положительной пластины, связанная с осыпанием и трещинами обмазки.
  • Сульфатация отрицательных электродов вследствие хранения в разряженном состоянии.

Сульфатацию не победить, но замедлить осыпание активного вещества возможно. Так посчитали инженеры VARTA AG, выдвинувшие концепцию Enhanced Flooded Battery. В EFB между сепаратором и плюсовой пластиной установлен полиэстеровый сетчатый элемент. В итоге добились увеличения стойкости к цикличности «заряд-разряд» в два раза по сравнению с обычными WET батареями.


Совершенно иной подход к решению проблемы выдвинула Gates Rubber Company, запатентовав технологию Absorbent Glass Mat. Стекловолоконные маты, выполняющие функцию сепараторов в АГМ, абсорбируют электролит и плотно располагаются между пластинами, препятствуя осыпанию активного вещества. Электролитическая жидкость здесь не бултыхается, как в EFB, а значит монтируйте хоть на бок. К слову, методика зарядки AGM от устройства 220V мало чем отличается от ЕФБ.

Эксплуатационные параметры

АГМ выносливее ЕФБ: ему и морозы по плечу (электролит «не порвет» корпус), и вибрации не страшны. Внутреннее сопротивление отдаче и приему тока несколько меньше, нежели у «жидкого» соперника. Отсюда – способность выдавать изделиями AGM более высокую силу тока при сходных габаритах и нагрузке. Справедливо и обратное – абсорбированный электролит способствует восстановлению заряда в короткие сроки.

  • Традиционная компоновка – 540 А.
  • ЕФБ – 560 А.
  • АГМ – 680 А.

Этикеточные данные опровергают существенное превосходство Enhanced Flooded Battery над обычными «свинцово-кислотниками» по пиковой токоотдаче. По продукту, выполненному по технологии Absorbent Glass Mat, отрыв фиксируется, но не на 50-70%, как это обещают маркетологи.

Муки выбора: какой аккумулятор лучше брать — EFB или AGM и почему

За изделием АГМ высокий пусковой ток и быстрая зарядка. Противовес ЕФБ только в цене – 3 000 рублей разницы. Улучшенная «жидкая» технология в состоянии конкурировать только с традиционной методикой изготовления. Отсюда – различные сферы предназначения прогрессивных батарей.

Рекомендации производителей

Классический совет «ставь такой же, как с завода» всегда актуален – не прогадаешь. Автопроизводители отталкиваются от нагрузки и технологии подзарядки, реализованной бортовой электросети:

  • EFB – автомобили с функцией «Start-Stop».
  • AGM – машины с рекуперативным торможением.

Взаимозаменяемость

  • Усовершенствованную жидкостную батарею можно менять на АГМ. Замена в обратном порядке допускается на короткое время: жидкие питатели медленно воспринимают заряд и методикой подзарядки аккумулятора EFB от сетевого устройства придется пользоваться значительно чаще.
  • Вместо традиционной АКБ можно установить ЕФБ. Протянет дольше как в единичном автономном режиме, так и в долгосрочной перспективе.
  • AGM взамен обычной батареи ставить без повышения нагрузки неоправданно. Сэкономить на Ампер-часах не получится, высокие пусковые токи необходимы только на крепком морозце, а интенсивное восстановление заряда – опция, безусловно, необходимая, но не такой ценой. Лучше купить простую АКБ да добротный автоматический зарядник, и проявить заботу об устройстве.

Отдельные случаи

В нанотехнологиях не без капризов: аккумулятор AGM лучше оппонента класса EFB по электротехническим параметрам, но предъявляет особые требования к обслуживанию и рабочему месту. 10 лет, а это на 3 года больше среднего срока службы ЕФБ. Этот период изделие на основе абсорбированного электролита гарантированно отработает, но при условии:

  1. Монтажа вдали от двигателя.
  2. Исключения периодов хранения в разряженном состоянии.

Любое увеличение нагрузки на бортовую сеть сверх нормы – стресс для батареи. Штатная АКБ не стерпит мощную акустику или предпусковой обогреватель любой системы. Если установлен ЕФБ – смело переходите на АГМ, простой – тоже на AGM, АГМ – на более емкий аналог. Любая «жидкая» альтернатива тоже не противостоит сульфатации, но температурный фактор не столь критичен.


Совет дельный: стабильное энергообеспечение сразу нескольких потребителей характерно только для продукта с абсорбированной жидкостью. Цифры подтверждают. При подключении 1,5 кВт усилителя акустической системы на той же громкости напряжение на клеммах АГМ больше на 0,3-0,5 В, чем у ЕФБ. Да и восстанавливается первый за 5 минут работы на «холостых», а второй – за 15-20 минут езды.

Вердикт

Аккумулятор АГМ прописан машинам, оснащенным системами «Start-Stop» и рекуперативным торможением, ЕФБ – автомобилям с функцией отключения двигателя при остановке. Существенное отличие изделия AGM от EFB состоит в электротехнических параметрах: АГМ более продвинутое, рекомендуется к использованию вместо ЕФБ в случае повышения количества мощных потребителей на борту. Обратная замена допустима только на короткое время.

Взамен обычного «свинцово-кислотника» лучше предпочесть батарею ЕФБ – проживет дольше при условии штатного потребления тока. Если количество потребителей увеличено и среди них подогреватели ОЖ или масла, усилители или инверторы – пользу принесет только АГМ.

Источник

О принципиальных отличиях в технологиях EFB и AGM производства АКБ и их достоинствах

Как и обещал, после покупки аккумулятора Varta Silver Dynamic AGM D52 я потихоньку буду рассказывать об опыте эксплуатации этого аккумулятора и свой рассказ хотел бы начать о принципиальных отличиях аккумуляторных батарей, созданных на основе технологии EFB и AGM

Давайте начнём с расшифровки обозначений. EFB является сокращением от Enhanced Flooded Battery. AGM — сокращением от Absorbent Glass Mat. Поэтому первое принципиальное отличие заключается в:

Различное состояние электролита

Итак, что из себя представляет технология EFB относительно более старых свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (далее сокращенно СКАБ)? Как все, наверное, знают, одним из важнейших элементов аккумулятора является сепаратор. Нужен он для предотвращения замыкания пластин разной полярности. Более подробно можете почитать по ссылке [ 1 ]. Так вот, одной из особенностей реализации технологии EFB является установка между сепаратором и плюсовой пластиной полиэстерового сетчатого элемента. Кроме этого, по сравнению с СКАБ, применены более толстые свинцовые пластины и за счёт запаковки положительных пластин в специальный материал существенно купируется сульфатация пластин. Однако, тем не менее, полностью уйти от использования жидкого электролита не смогли, поэтому у аккумуляторов на основе технологии EFB электролит находится в жидком состоянии. Отсюда ряд ограничений и особенностей в эксплуатации:

  • АКБ можно устанавливать исключительно в вертикальном положении
  • присутствует испарение электролита
  • недопустимо повреждение корпуса АКБ
  • на сильном морозе электролит может поменять агрегатное состояние

Это, пожалуй, основные аспекты при эксплуатации аккумулятора, созданного на основе технологии EFB.

Но, при этом хочу сказать, что аккумулятор EXIDE, который изначально с завода стоял на моём автомобиле Volkswagen Polo Sedan (2017 года выпуска), сибирские морозы (я живу в Томске, поэтому зимой у нас может быть и ниже -40) перенес нормально в том смысле, что не произошло «вспучивание» корпуса аккумулятора. В самые сильные морозы машина убирается в тёплый паркинг, но иногда случаются казусы, когда я в командировке, а жена забывает и машина «замерзает». Так что, считаю, за 3 зимы EXIDE показал себя отлично. Вот его внешний вид:

Технология AGM в этом плане концептуально отличается. При создании АКБ используются специальные стекловолоконные элементы, которые располагаются между пластинами аккумулятора и, скажем так, впитывают в себя электролит. Поэтому если вдруг мы покачаем аккумулятор, созданный на основе технологии AGM, характерного бульканья воды мы не услышим. Поэтому минусы АКБ, созданного по технологии EFB, превращаются в плюсы у AGM:

  • АКБ можно монтировать в автомобиль в любом положении
  • отсутствует испарение электролита
  • При разрушении целостности корпуса АКБ может и дальше эксплуатироваться какое-то время
  • На сильном морозе электролит не превращается в лёд

Разные пусковые токи

Предлагаю отталкиваться от габаритных размеров. Штатный аккумулятор характеризуется следующими габаритами: 242 x 175 x 190 мм (номер в каталоге 1S0915105A). Поэтому на агрегаторе по подбору аккумуляторной батареи я установил следующие параметры:

  • аккумуляторы EFB
  • обратная полярность
  • ёмкость 60 А*ч
  • размеры 242 x 175 x 190

В результате выполнения поискового запроса был получен следующий результат:

  • Аккумулятор АКОМ, стоимость 4700 рублей, пусковой ток 560А
  • Аккумулятор TITAN, стоимость 6800 рублей, пусковой ток 600А
  • Аккумулятор SOLITE, стоимость 7600 рублей, пусковой ток 560А
  • Аккумулятор Topla, стоимость 8000 рублей, пусковой ток 580А
  • Аккумулятор Exide, стоимость 8000 рублей, пусковой ток 640А

Таким образом, пусковой ток для данной габаритной группы варьируется от 560 до 640 А. Далее аналогичную операцию повторим для АКБ, сделанных по технологии AGM:

  • Аккумулятор AlphaLINE, стоимость 9950 рублей, пусковой ток 680А
  • Аккумулятор EXIDE, стоимость 10200 рублей, пусковой ток 680А
  • Аккумулятор VARTA, стоимость 10990 рублей, пусковой ток 680А
  • Аккумулятор TAB, стоимость 11300 рублей, пусковой ток 680А
  • Аккумулятор Topla, стоимость 11850 рублей, пусковой ток 680А
  • Аккумулятор MOLL, стоимость 12500 рублей, пусковой ток 640А

Таким образом, величина пускового тока для АКБ, созданных по технологии AGM, выше и составляет диапазон от 640 до 680 А. Собственно, для автомобилей, которые эксплуатируются в Сибири, это весьма важно.

Разная стоимость

К сожалению, чудес не бывает и за разные эксплуатационные характеристики нужно платить разную стоимость. И в этом смысле АКБ, созданный по технологии EFB разгромно выигрывает у технологии AGM. В ряде случаев разница в цене достигает двухкратного преимущества.

Например, если говорить про габаритный аналог заводского, это аккумулятор Exide Excell EB620.

У него чуть большая ёмкость относительно штатного (у штатного 59 А*ч, а у данной модели — 62 А*ч) и чуть меньший пусковой ток (540А против 640А у штатного), однако на этом различия и заканчиваются. По данному аккумулятору есть отзыв владельца, который его использовал в качестве замены штатному [ 2 ]. Автор заметки сообщает о том, что критерием его выбора стало достаточно большое количество положительных отзывов , фирма не очень известная, поэтому риск покупки подделки минимален и удовлетворяющая его цена . От себя могу добавить, что если бы не установка Webasto, то я бы и дальше сделал выбор в пользу технологии EFB и марки EXIDE.

Теперь давайте посмотрим на стоимость Varta Silver Dynamic AGM D52 — есть и 11 тысяч рублей, есть и 14860 рублей, а в моём городе, Томске, он вообще стоит 16450 рублей.

Поэтому по цене выгодней приобретать аккумулятор, созданный на основе технологии EFB. Причем величина этой самой экономии может составлять 50% (в зависимости от бренда).

Зарядка аккумулятора

Здесь, к сожалению, тоже EFB выигрывает у AGM. Дело в том, что в случае AGM аккумулятора нельзя допускать перезаряда и есть четко оговоренное производителем условие — напряжение не должно превышать 14.4 В. Поэтому нужно очень внимательно подходить как к выбору зарядного устройства, так и к состоянию самого автомобиля (чтобы генератор давал не более 14.4 В при работе двигателя), чтобы при движении не происходил перезаряд аккумулятора.

Хотя, с другой стороны, при зарядке AGM, если не отклоняться от предписанной заводом-изготовителем технологии зарядки, не нужно бояться губительных для здоровья испарения.

Скорость зарядки

Но есть и еще один аспект, который, фактически, предопределяет выбор в пользу одной из технологий. Это скорость принятия заряда. Здесь преимущество у AGM-аккумулятора. Например, если сильный мороз, мы завели автомобиль и поехали, то EFB-аккумулятор будет принимать заряд пропорционально степени «согретости» и поэтому на первых порах, пока в моторном отсеке не повысится температура (сейчас имеем в виду те автомобили, аккумуляторы которых расположены в моторном отсеке, а не в салоне или багажнике), эффективность подзарядки будет ниже, чем у AGM-аккумулятора. Кроме этого, внутреннее сопротивление у AGM-аккумулятора ниже, поэтому он в принципе быстрее заряжается. Поэтому идеально подойдет в случае, если автомобилем редко пользуются или совершают на нём короткие поездки.

Таким образом, подытоживая, AGM-аккумулятор подойдет для автовладельца, который обладает следующим типичным набором атрибутов:

  • живет в местности, где зима длится длительное время и сопровождается низкими температурами
  • автомобиль используется не очень часто, а поездки короткие
  • в автомобиле присутствует система start-stop
  • повышенное энергопотребление (например, имеется автономный подогреватель и т.п.)

В противном случае лучше выбрать аккумулятор EFB. Вы сэкономите финансовые средства, которые позволят за один срок службы AGM-аккумулятора дважды купить новый EFB-аккумулятор.

Источник

Оцените статью