- Как правильно заряжать EFB аккумулятор
- Когда нужно ставить аккумулятор на зарядку
- Подготовка батареи к зарядке
- Выбор зарядного устройства
- Техника безопасности и меры предосторожности
- Как правильно заряжать аккумулятор
- Зарядка постоянным током
- Зарядка постоянным напряжением
- Зарядка в автоматическом режиме
- Когда аккумулятор зарядится и как проверить
- Обслуживание батареи после зарядки
- Как заряжать новые АКБ
Как правильно заряжать EFB аккумулятор
Новые аккумуляторы, изготовленные по улучшенной технологии, обладают значительным сроком службы, в банки таких устройств не требуется доливать воду, а также постоянно следить за уровнем электролита.
Несмотря на преимущества таких элементов питания, их необходимо время от времени правильно подзаряжать, иначе они могут преждевременно выйти из строя. Об основных особенностях проведения этой операции для EFB аккумуляторов и будет подробно изложено в этом повествовании.
Когда нужно ставить аккумулятор на зарядку
Для любого автомобильного аккумулятора, эксплуатация в постоянно недозаряженном состоянии может закончиться преждевременным выходом изделия из строя. Перезаряд тоже очень вреден. Поэтому важно знать, когда нужно подключать батарею к зарядному устройству, а когда можно обойтись без выполнения этой операции.
Самым простым вариантом получения точной информации об уровне заряженности можно получить с помощью мультиметра. Для этой цели достаточно перевести прибор в режим измерения напряжения и подсоединить щупы устройства к клеммам АКБ. Несмотря на то, что батарея автомобиля называется двенадцативольтовой при наличии показаний прибора 12 Вольт и менее, аккумулятор следует срочно подключить к сетевому зарядному устройству.
Подготовка батареи к зарядке
Если аккумулятор будет заряжаться на автомобиле, то достаточно отсоединить отрицательный провод и подключить зарядное устройство в последовательности, указанной в инструкции к прибору. При наличии окислений аккумуляторных выводов их необходимо почистить с помощью старой зубной щётки и содового раствора.
Если EFB аккумулятор необходимо зарядить в помещении, то сразу после снятия с автомобиля, корпус батареи необходимо очистить от загрязнений. В ситуации, когда аккумулятор заряжается зимой после длительного пребывания на морозе, то необходимо выдержать его в тепле, прежде чем подключить провода зарядного устройства. Эти простые рекомендации помогут избежать серьёзных осложнений и неудобств во время зарядки EFB батареи.
Выбор зарядного устройства
Зарядка аккумулятора EFB не слишком отличается от процесса восстановления других типов кислотных батарей, но некоторые нюансы необходимо учитывать. Прежде всего, следует подобрать зарядное устройство, генерирующее постоянный ток напряжением 14,6 – 14,8 В. В этом диапазоне, батареи EFB восстанавливаются наиболее безопасно.
В продаже можно найти большое количество ЗУ подходящих по этим характеристикам, но не стоит использовать обычные простые зарядки, предназначенные для восстановления заряда у гибридных и кальциевых батарей, они могут не потянуть.
Обратите внимание! На зарядном устройстве обязательно должно быть написано, то оно совместимо с EFB, AGM и GEL аккумуляторами.
Техника безопасности и меры предосторожности
Несмотря на то, что все EFB батареи являются необслуживаемыми изделиями, во время зарядки следует проявлять такую же осторожность, как и при использовании обслуживаемых элементов питания. В корпусе батареи находится несколько литров едкого электролита, а при зарядке могут выделяться взрывоопасные газы, которые, при определённых условиях, могут самовоспламениться.
Кроме перечисленных моментов, запрещено размещать батарею в таком месте, где возможно на него падение металлических предметов. Если сопротивление проводника будет очень мало (короткое замыкание), то в результате высвобождения большого количества тепловой энергии может начаться пожар.
Размещать тяжёлый предмет на возвышении также не следует. Падение батареи на твёрдое покрытие может вызвать разгерметизацию корпуса.
Как правильно заряжать аккумулятор
Если момент подключения устройства был правильно определён, а зарядный прибор подходит для восстановления EFB батарей, то останется правильно подключить ЗУ к элементу питания и настроить режим зарядки.
Зарядка постоянным током
Если зарядное устройство можно использовать как в автоматическом, так и в ручном режиме, то рекомендуется выбрать определённое значение зарядного тока. Достоинство этого метода заключается в том, что восстановление заряда может быть осуществлено в наиболее мягком режиме, при котором, не будет наблюдаться перегрева пластин. В зависимости от модели, последовательность зарядки таким образом может отличаться, но в большинстве приборов алгоритм действий следующий:
- Подключить ЗУ к батареи, соблюдая полярность.
- Включить устройство в сеть.
- Выставить необходимые значения тока.
При таком способе зарядки необходима и корректировка напряжения. Оптимальное значение этого параметра составляет 14,8 Вольт.
Зарядка постоянным напряжением
Эта процедура идентична вышеописанной методике с той лишь разницей, что может быть выполнена на устройствах, где нет возможности регулировать силу тока. В этом случае, также батарея подключается к ЗУ таким образом, чтобы исключить переполюсовку, а после включения прибора в сеть – выставляется необходимое значение постоянного напряжения (14,6 – 14,8 Вольт).
Если возможность установки силы тока присутствует, то при зарядке постоянным напряжением, количество ампер следует выбирать равное 10% от ёмкости АКБ.
Зарядка в автоматическом режиме
Этот способ восстановления EFB аккумулятора является самым простым, но его рекомендуется использовать только на устройствах, которые генерирую повышенное значение электрического тока (можно использовать приборы для кальциевых батарей).
Весь процесс зарядки сводится к выполнению очень простых действий:
- Подключению АКБ к устройству.
- Включению прибора в сеть.
«Умный» прибор сам определит, какое значение электрического тока необходимо подавать на клеммы батареи, а также прекратит зарядку, когда емкость АКБ будет полностью восстановлена. Существенным минусом такого способа является тот факт, что зарядка осуществляется довольно медленно.
Когда аккумулятор зарядится и как проверить
При использовании автоматического зарядного устройства момент прекращения подачи тока на клеммы аккумулятора будет обозначен светодиодной индикацией. При использовании других методов восстановления EFB батареи необходимо будет проверить заряженность мультиметром.
В корпусе EFB аккумулятора отсутствуют пробки, которые можно было бы откручивать для доступа к электролиту, по плотности которого также можно определить уровень заряженности АКБ. Если батарея оснащается специальным «глазком» то по зелёному цвету внутренней части можно будет определить наличие значительного заряда аккумулятора.
Обслуживание батареи после зарядки
Сразу после зарядки батарею не следует размещать на холоде, а также подвергать повышенным механическим нагрузкам. В процессе эксплуатации потребуется постоянно следить за уровнем заряда АКБ. Для этой цели не обязательно постоянно возить с собой измерительные приборы.
Если машина плохо заводится или после включения мощных потребителей электроэнергии (не считая стартера) эффективность работы других устройств падает, то, скорее всего, батарея EFB нуждается в подзарядке.
Содержание батареи в чистоте позволит снизить саморазряд, а также уменьшить окисление клемм, поэтому время от времени, даже полностью заряженную батарею следует снимать с машины и очищать от загрязнений.
Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.
Источник
Как заряжать новые АКБ
От автора, продолжаем Новый раздел сайта для авто и бытовой электрики.
Новые автомобильные аккумуляторы (АКБ) — EFB, AGM, GEL, как их правильно заряжать:
Не так давно столкнулся с зарядкой нового АКБ (новый авто, 2018 г.), разрядился аккумулятор зимой (причина банальная — редко ездил зимой), выяснилось, что старое зарядное устройство не подходить (трансформаторного типа, хоть мощное и авто, но нет повышенного напряжения 16 — 18 В.), т.к. аккумулятор нового поколения с технологией Start-Stop типа EFB/EXIDE 640 A EN/SAE/GS/Spain, т.е. нужен совсем другой подход к зарядки АКБ, а теперь о новых аккумуляторных батареях (далее АКБ), их устройство, как и чем заряжать и т.д.
Вот так выглядит новоё АКБ типа EFB/EXIDE на моём авто
Сегодня современный автомобиль — это не просто кусок металла, ведро с болтами и колесами. Современные автомобили набиты электроникой под завязку, и с каждым годом едет усовершенствование механики, электрики и электроники.
Что значит система «Старт-стоп», это экономия топлива в условиях пробок, система «Старт-стоп» отвечает за автоматический пуск и остановку двигателя, когда водитель нажимает педаль тормоза или отпускает ее. Это позволяет экономить до 0,2 л 100 км при движении в городе. Необходимое условие: аккумуляторная батарея должна обладать особенной устойчивостью к цикличным нагрузкам, т. е. должна сохранять работоспособность в условиях частой зарядки и разрядки, фишка в том, что при остановки, зарядка АКБ практически отсутствует, а при старте интенсивно заряжает АКБ, такой способ зарядки обычной батареи не подходит, поэтому создана новая линейка АКБ — EFB, AGM, GEL, ниже краткое описание и характеристики этих АКБ:
EFB аккумуляторы (Enhanced Flooded Battery – Улучшенная Батарея с жидким электролитом).
Компания Exide представляет следующее поколение аккумуляторов для легковых автомобилей EFB — это технология это промежуточная ступень между обычным стартерным АКБ и AGM, где применяется жидкая электрохимическая жидкость.
Тип батарей Enhanced Flooded Battery (EFB) более устойчив к глубоким разрядам и способен лучше восстанавливается (читать «меньше подвергаться оплыванию активного вещества»), они способны лучше переносить форсировано-ускоренно заряды. То есть, чтобы зарядить такую батарею, посаженную в ноль, достаточно дать ей значительный ток, и в течении нескольких часов она придет в полный порядок.
EFB — это улучшенная свинцовая АКБ, в которых применяется жидкий электролит. Пластины изготовлены также из свинца (они массивнее, чем у обычных аккумуляторов), каждая пластина завернута в специальный «пакет» из микроволокна. Этот пакет постоянно пропитан электролитом и плотно прилегает к активной поверхности. Также он защищает поверхность от негативных последствий, таких как сульфатация пластин, которая возникает при глубоких разрядах. У EFB электролит такой же жидкий, как и обычных стартерных АКБ, однако его меньше, а сами пластины, как сказано выше, находятся как бы в конвертах.
Где применяется EFB, изначально такие АКБ разрабатывались для системы «старт – стоп» (Start-Stop), сейчас в Европе это проблема очень актуально. Обычная батарея не сможет держать много стартов в течение дня, а вот технология EFB (ну или более дорогая AGM, о ней позже), запросто. Они очень быстро заряжаются, а поэтому генератор даже при короткой поездки сможет компенсировать потраченную энергию.
Но производители заверяют, что применяемость не ограничивается только автомобилем. Можно применять и в катерах, авто домах, гибридах, электрокарах, даже в альтернативных системах, для накопления энергии. Есть несколько неоспоримых преимуществ. Это устойчивость к глубоким разрядам, быстрый заряд и долгий срок службы.
Далее про технологию AGM.
AGM (Absorbent Glass Mat — абсорбирующие стеклянные маты).
Aккyмyлятop AГM пoявилcя в пpoдaжe нa poccийcкoм pынкe cpaвнитeльнo нeдaвнo. Сoкpaщeниe «AGM» пepeвoдитcя c aнглийcкoгo языкa кaк «пpoклaдкa, oбpaбoтaннaя cтeклoвoлoкнoм» — «Absorbent Glass Mat Battery». Что обеспечивает АКБ бeзoпacнocтную экcплyaтaцию, спocoбнocтью выдepживaть бoльшиe нaгpyзки, а также отличныe пoкaзaтeли мoщнocти.
Пpи выпycкe AGM-aккyмyлятopoв зaдeйcтвyeтcя coвepшeннo инaя тeхнoлoгия, чeм для клaccичecких бaтapeй cвинцoвo-киcлoтнoгo типa. Ocoбым плюcoм AКБ AGM являeтcя oтcyтcтвиe нe coвceм бeзoпacнoгo элeктpoлитa, cпocoбнoгo пpинecти пoтpeбитeлю pяд дoпoлнитeльных хлoпoт и пpoблeм пpи экcплyaтaции, электролит всётаки есть, применяется в внутри и является «структурированным», он находится на специальных «пропитанных» матах, а не в «свободном» жидком состоянии, как у обычной батареи, причем жидкость как бы заперта в этих матах. В остальном мало отличий от технологии EFB.
А ккумуляторы GEL (расшифровывается как Gelled Electrolite — желеобразный электролит, англ., или просто гелеобразный электролит).
В качестве электролита используется кислота, связанная стабилизатором, называемая силикагелем. Силикагель в желеобразном виде находится между металлическими пластинами. Благодаря тому, что силикагель фактически занимает все пустое пространство между металлическими пластинами, осушение и осыпание пластин становится невозможным (так называемые — космические технологии).
Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов:
К достоинствам гелевых аккумуляторов стоит отнести:
- продолжительный срок эксплуатации (около 10 лет);
- большое количество циклов зарядов-разрядов;
- до 400 полных разрядов;
- нет необходимости срочно заряжать источник питания в случае его глубокого разряда;
- небольшие потери ёмкости в случае простоя АКБ (около 20% в год);
- прочность и надёжность этого вида источников питания за счёт качественных комплектующих;
- высокая эффективность при малом внутреннем сопротивлении;
- не требуют обслуживания;
- отличаются безопасностью эксплуатации за счёт непроницаемости корпуса.
К недостаткам аккумуляторов, изготовленных с помощью гель-технологий:
- При зарядке источника питания следует контролировать подаваемое напряжение. Если превысить допустимое значение, то начнётся процесс разрушения компонентов.
- Чувствительность гелевых АКБ к низким температурным режимам из-за застывания электролита и ухудшения его свойств.
- Чувствительность батарей к коротким замыканиям.
- Высокая стоимость по сравнению со свинцово-кислотными АКБ.
Последний пункт самый важный, выше перечисленные АКБ (EFB, AGM) стоят на нашем рынке в 4 в 5 раз дешевле.
Поэтому решать Вам, стоит ли покупать GEL АКБ, если при правильной эксплуатации и другие АКБ дают 5 — 10 лет службы.
Далее о зарядки новых АКБ и выборе зарядного устройства → перейти на стр. здесь
Источник