- Аккумуляторы и батареи
- Типы аккумуляторов Li-ion
- Типы литиевых аккумуляторов, размеры
- Конструкция литий-ионных аккумуляторов
- Видео
- Литий-Ионные аккумуляторы
- Что такое литий ионный аккумулятор
- Как осуществляется производство li-ion АКБ
- Принцип работы и устройство li-ion аккумулятора
- Типоразмеры и виды li-ion батарей
- Где применяются li-ion АКБ
- Правила эксплуатации li ion аккумуляторов
- Как хранить литий ионные аккумуляторы
- Утилизация литий ионных аккумуляторов
Аккумуляторы и батареи
Информационный сайт о накопителях энергии
Типы аккумуляторов Li-ion
От начала работ по созданию аккумуляторных батарей на основе чистого лития до появления первой партии литий-ионных перезаряжающихся элементов прошло более 80 лет. В 1991 году компанией Sony была выпущена Li-ion батарея. Литий – металл легкий, активный и энергоемкий, но его создатели источников энергии не смогли приручить, пока. Все типы литиевых батареек и аккумуляторы работают с ионами LI в составе сложных солей. По видам активного элемента названы типы батарей, от состава зависит их напряжение на одну ячейку и уровень саморазряда. Удельная энергия гальванических элементов с Li в несколько раз выше, чем Ni-Cd.
Типы литиевых аккумуляторов, размеры
Батарея состоит из положительного и отрицательного электродов из алюминиевой или медной фольги. На поверхность катода тонким слоем нанесен оксид лития, а анод представляет пористый углерод. Между ними сепаратор. Электролит представляет раствор соли лития. При зарядке анод теряет электроды, катод притягивает. Разрядка сопровождается обратной реакцией.
На катод наносят:
- литий- оксид кобальт или литий-кобальт;
- литий- оксид марганца, именуемый шпиндель, литий- марганец;
- литий-фосфат железа, LEP;
- литий никель-марганец-кобальт, сокращенно НКМ;
- Литий- никель-кобальт-оксид алюминия или НКА.
Анод выполнен из графитовой пластины – чистый углерод. Но уже ведутся работы по замене его кремниевым.
Подбирая состав ионных компонентов, производители улучшают отдельные свойства батарей. В зависимости от агрегатного состояния электролита литиевые аккумуляторы могут быть ионными или полимерными. Какой тип выбрать зависит от суммы технических показателей.
Получили известность и используются в различных приборах и технике следующие типы литиевых батарей.
- Литий-ионные, с номинальным напряжением 3,6 В. В них в необслуживаемой батарее залит жидкий электролит.
- Литий-полимерные – номинальное напряжение 3,7 В, электролит заполняет свободное пространство в виде геля.
- Литий- железо фосфатные – номинальное напряжение 3,3 В, характеризуется устойчивостью к морозу, не страшна глубокая разрядка, вариант для транспорта.
Характеристики батарей зависят от толщины фольги, % состава компонентов в активной обмазке. Производители создают модели с большей емкостью или мощностью, подбирая состав, технологию нанесения, вид токопроводящих пластин.
Конструкция литий-ионных аккумуляторов
По конструкции батареи li-ion бывают рулонного типа и с набором пластин. Рулонный тип предполагает, что сложенные пластины закручивают в цилиндр или полоса сматывается так, как будто внутри установлена пластина, рулон получается плоским. В корпусе может разместиться несколько таких рулонов. Как отдельные банки, они подключаются в общий вывод параллельно.
Именно из набора литиевых пластин состит призматический АКБ.
Цилиндрические литиевые аккумуляторы используются отдельно батареей или комплектом, в общем корпусе. Токовыводы представляют контактные площадки или винтовые борны. За счет высоких борнов можно самостоятельно собрать батарею нужной емкости, соединяя контакты с помощью токопроводящей ленты. Размеры цилиндрических батарей унифицированы. Так 18650 означает, высота цилиндра 65 мм, диаметр 18 мм.
В оболочке из ламинированой фольги могут быть только литий-полимерные аккумуляторы. Они легкие, компактные, принимают нужную форму. Но непрочный корпус сокращает срок службы батареи.
Видео
Интересует, из каких компонентов собрана литий-ионная батарейка – посмотрите видео.
Источник
Литий-Ионные аккумуляторы
В течение длительного времени кислотный аккумулятор был единственным устройством, способным обеспечивать электрическим током автономные объекты и механизмы. Несмотря на большой максимальный ток и минимальное внутреннее сопротивление, такие батареи имели ряд недостатков, которые ограничивали их применения в устройствах потребляющих большое количество электроэнергии или в закрытых помещениях. В этом плане литий-ионные аккумуляторы лишены многих негативных качеств своих предшественников, хотя и недостатки у них имеются.
Что такое литий ионный аккумулятор
Первые литиевые аккумуляторы появились 50 лет назад. Такие изделия представляли собой обычную батарейку, в которой для повышения уровня отдачи электроэнергии был установлен литиевый анод. Такие изделия имели очень высокие эксплуатационные характеристики, но одним из самых серьёзных недостатков являлась высокая вероятность воспламенения лития при перегреве катода. Учитывая эту особенность, учёные со временем заменили чистый элемент ионами металла, вследствие чего значительно увеличилась безопасность.
Современные li-ion аккумуляторы очень надёжны и способны выдерживать большое количество циклов заряда — разряда. Они имеют минимальный эффект памяти и относительно небольшой вес. Благодаря таким свойствам, литиевая батарея нашла широкое применение во многих устройствах. Изделие может применяться в качестве АКБ, в виде батареек для бытовой техники, а также как высокоэффективный тяговый источник электроэнергии.
На сегодняшний день такие устройства обладают несколькими недостатками:
- высокая стоимостью;
- не любят глубокие разряды;
- могут умереть при низких температурах;
- теряют емкость при перегреве.
В качестве более совершенных аналогов можно найти литий-полимерные или литий-титанатные аккумуляторы, но они стоят заметно дороже.
Как осуществляется производство li-ion АКБ
Литий-ионные аккумуляторы производятся в несколько этапов:
- Изготовление электродов.
- Объединение электродов в батарею.
- Установка платы защиты.
- Установка батареи в корпус.
- Заливка электролита.
- Тестирование и заряд.
На всех этапах производства должна быть соблюдена технология и меры безопасности, что в итоге позволяет получить качественное изделие.
В качестве катода в литий-ионных батареях используется фольга, с нанесённым на её поверхности содержащий литий веществом.
В зависимости от назначения АКБ могут быть использованы следующие соединения лития:
При изготовлении цилиндрических источников электроэнергии типоразмера AA и AAA основной электрод скручивается в рулон, который отделяется от анода сепаратором. При большой площади катода, плёнка которого имеет минимальную толщину, удаётся добиться высокой энергоёмкости изделия.
Принцип работы и устройство li-ion аккумулятора
Литий ионный аккумулятор работает следующим образом:
- При подаче на контакты батареи постоянного электрического тока катионы лития перемещаются в материал анода.
- В процессе разрядки ионы лития покидают анод и проникают в диэлектрик на глубину до 50 нм.
В «жизни» литий-ионного аккумулятора таких циклов может быть до 3 000 при этом батарея может отдать практически весь электрический ток накопленный в процессе зарядки. Глубокий разряд не приводит к окислению пластин, что выгодно выделяет такие изделия по сравнению с кислотными АКБ.
Не все li-ion АКБ хорошо переносят глубокие разряды. Если подобная батарея установлена в телефоне или фотоаппарате (типа AAA), то при глубоком разряде контроллерная плата в целях безопасности блокирует возможность заряда батареи, поэтому без специального зарядного устройства зарядить ее не получится. Если это тяговая литиевая батарея для лодочного мотора, то ей глубокий разряд будет совсем не страшен.
В отличие от пальчиковых аккумуляторов сложные батареи состоят из нескольких отдельных источников электроэнергии соединённых параллельно или последовательно. Способ соединения зависит от того, какой показатель электричества необходимо увеличить.
Типоразмеры и виды li-ion батарей
Литий-ионные аккумуляторы получили широкое распространение. Такие источники электрического тока используются в различных бытовых устройствах, гаджетах и даже автомобилях. Кроме этого, изготавливаются промышленные литий ионные аккумуляторы, имеющие большую ёмкость и высокое напряжение. Наиболее востребованными являются следующие типы литиевых аккумуляторов:
Название | Диаметр, мм | Длинна, мм | Емкость, мАч |
---|---|---|---|
10180 | 10 | 18 | 90 |
10280 | 10 | 28 | 180 |
10440 (AAA) | 10 | 44 | 250 |
14250 (AA/2) | 14 | 25 | 250 |
14500 | 14 | 50 | 700 |
15270 (CR2) | 15 | 27 | 750-850 |
16340 (CR123A) | 17 | 34.5 | 750-1500 |
17500 (A) | 17 | 50 | 1100 |
17670 | 17 | 67 | 1800 |
18500 | 18 | 50 | 1400 |
18650 (168A) | 18 | 65 | 2200-3400 |
22650 | 22 | 65 | 2500-4000 |
25500 (тип C) | 25 | 50 | 2500-5000 |
26650 | 26 | 50 | 2300-5000 |
32600 (тип D) | 34 | 61 | 3000-6000 |
Первые две цифры таких обозначений указывают на диаметр изделия, вторая пара – на длину. Последний «0» ставится, если батарейки имеют цилиндрическую форму.
Кроме аккумуляторов цилиндрической формы промышленностью выпускаются батареи типа «Крона» напряжением 9v и мощные промышленные АКБ с напряжением 12v, 24v, 36v и 48v.
Батарея для штабелера
В зависимости от элементов, которые добавляется в изделие, на корпусе батареи может быть следующая маркировка:
- ICR – содержащие кобальт;
- IMR — — — — марганец;
- INR — — — — никель и марганец;
- NCR — — — — никель и кобальт.
Литиевые батареи отличаются не только размером и химическими добавками, но прежде всего по ёмкости и напряжению. Эти два параметра и определяют возможность их использования в тех или иных видах электрических приборов.
Где применяются li-ion АКБ
Литий-ионные батареи не имеют альтернативы там, где необходим аккумулятор способный отдавать электричество практически в полном объёме, и совершать большое количество циклов заряд/разряд без снижения ёмкости. Преимуществом таких устройств является относительно малый вес, ведь использовать свинцовые решётки в таких устройствах нет никакой необходимости.
Учитывая высокие эксплуатационные характеристики, такие изделия могут использоваться:
- В качестве стартерных батарей. Литиевые аккумуляторы для автомобилей с каждым годом дешевеют, благодаря новым разработкам, которые позволяют снизить издержки производства. К сожалению цена таких батарей может быть очень высокой, поэтому многим владельцам машин такой аккумулятор оказывается не по карману. К недостаткам литий-ионных батарей можно отнести существенное падение мощности при температуре ниже минус 20 градусов, поэтому в северных районах эксплуатация таких изделий будет непрактичной.
- В качестве тяговых устройств. Благодаря тому, что литий-ионные аккумуляторы легко переносят глубокий разряд их нередко используют как тяговые для лодочных электромоторов. Если мощности двигателя не слишком велика, то одного заряда хватает на 5 – 6 часов непрерывной работы, что вполне достаточно для рыбалки или совершения водной прогулки. Тяговый литий-ионный аккумуляторы устанавливают и на различную погрузочную технику (электроштабелеры, электропогрузчики), работающую в закрытых помещениях.
- В бытовой технике. Литий-ионные аккумуляторы применяются в различных бытовых устройствах вместо стандартных батареек. У таких изделий напряжение 3,6v — 3,7v, но существуют модели, которые способны заменить обычную солевую или щелочную батарейку на 1,5 Вольта. Также можно встретить батареи напряжением 3v (15270, CR2), которые можно установить вместо 2 стандартных батареек.
Используются такие изделия в основном в мощных приборах, в которых обычные солевые батарейки очень быстро разряжаются.
Тяговой АКБ
Правила эксплуатации li ion аккумуляторов
На срок службы литиевого аккумулятора влияют многие факторы, знание которых позволит существенно увеличить ресурс. При использовании этого вида батарей необходимо:
- Стараться не допускать полного разряда батареи. Несмотря на высокую устойчивость батареи к такому воздействию, желательно не выжимать из него все «соки». Особенно следует соблюдать осторожность при эксплуатации таких батарей с ИБП и электрическими двигателями высокой мощности. Если полный разряд батареи произошёл необходимо её незамедлительно оживить, то есть подключить к специальному зарядному устройству. Раскачать аккумулятор можно и после длительного пребывания в состоянии глубокого разряда, для чего необходимо произвести качественную зарядку в течение 12 часов, затем разрядить батарею.
- Не допускать перезаряда. Перезаряд негативно влияет на характеристики изделия. Встроенный контроллёр не всегда способен вовремя отключить батарею, особенно в том случае, когда зарядка осуществляется в холодном помещении.
Кроме перезаряда и чрезмерного разряда батарею следует оберегать от чрезмерных механических воздействий, которые могут вызвать разгерметизацию корпуса и возгоранию внутренних компонентов аккумулятора. По этой причине существует запрет пересылки почтой батарей, в которых содержание чистого лития превышает 1 г.
Применяется в качестве АКБ для шуруповертов, ноутбуков и телефонов
Как хранить литий ионные аккумуляторы
Если возникает необходимость в длительном хранении литий-ионных аккумуляторов, то для минимизации негативного воздействия на изделия, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Хранить изделие только в сухом, прохладном помещении.
- Аккумулятор обязательно извлекается из электрического прибора.
- Батарею необходимо зарядить перед консервацией. Минимальное напряжение, при котором не будут образовываться внутренние коррозионные процессы равно 2,5 Вольт на 1 элемент.
Учитывая малый саморазряд таких батарей, хранить таким образом аккумулятор можно в течение нескольких лет, но в течение этого срока всё равно неминуемо произойдёт уменьшение ёмкости элемента.
Утилизация литий ионных аккумуляторов
Литий-ионные аккумуляторы содержат опасные для здоровья вещества, поэтому ни в коем случае не следует их разбирать в домашних условиях. После того как батарея выработает свой ресурс её необходимо сдать для дальнейшей переработки. В специализированных приёмных пунктах можно получить денежную компенсацию за старый литиевый аккумулятор, ведь такие изделия содержат дорогостоящие элементы, которые могут быть использованы повторно.
Источник