- Устройство автомобилей
- Циклы зарядки и разрядки аккумулятора
- Цикл зарядка-разрядка и определение фактической емкости аккумулятора
- Восстановительный цикл зарядка-разрядка
- Количество циклов заряда у разного рода аккумуляторов
- Литий-ионные аккумуляторы и количество их циклов заряда
- Литий-полимерные разновидности и количество их циклов заряда
- Никель-металлогидридные аккумуляторы и количество их циклов заряда
- Никель-кадмиевые аккумуляторы и количество их циклов заряда
- Цикл зарядки аккумулятора смартфона
- Что такое цикл зарядки?
- Сколько циклов зарядки осталось?
- Как лучше заряжать смартфон?
- Что такое цикл зарядки аккумулятора
- Все о циклах
Устройство автомобилей
Циклы зарядки и разрядки аккумулятора
Цикл зарядка-разрядка и определение фактической емкости аккумулятора
Фактическая емкость аккумуляторной батареи определяется с использованием, так называемого контрольного цикла зарядка-разрядка. Выполняется цикл в следующей последовательности.
Вначале производится зарядка аккумуляторной батареи током, равным 5 % номинальной емкости батареи. Затем с помощью специального прибора или реостата с амперметром аккумуляторную батарею разряжают током силой 5 % емкости до напряжения 10,2. 10,3 В.
Фактическая емкость (СФ) аккумуляторной батареи равна произведению времени разрядки на величину тока разрядки и может быть определена по формуле:
где:
tр – время разрядки аккумуляторной батареи;
Сном – номинальная (паспортная) емкость аккумуляторной батареи.
Пример:
Аккумуляторная батарея 6СТ-90 имеет емкость 90 А×ч, следовательно, ток ее разряда должен составлять 9 А. В результате контрольного цикла разрядки установлено, что аккумулятор разрядился за 6 часов.
Из этого следует, что реальная (фактическая) емкость аккумулятора
СФ = 9×6 = 54 А×ч,
т. е. значительно меньше номинальной (паспортной) емкости.
При повторе цикла разрядка-зарядка по описанной выше схеме фактическая емкость батареи в большинстве случаев постепенно увеличивается и может составить 90 % номинальной после 3. 4 циклов. Поэтому не следует спешить с утилизацией старой аккумуляторной батареи без оценки ее реального состояния при помощи описанных циклов заряда-разряда.
Если измеренная емкость аккумуляторной батареи меньше 40 % от номинальной емкости, то она, вероятнее всего, подлежит замене, а если больше, то после 2…4 циклов зарядки-разрядки ее можно установить на автомобиль для дальнейшей эксплуатации.
При определении технического состояния аккумуляторной батареи обычно ограничиваются определением степени ее заряженности по изменению плотности электролита для определения необходимости в подзарядке.
На практике чаще всего исправность аккумуляторной батареи и ее пригодность к дальнейшей эксплуатации определяют исходя из возможности надлежащего пуска двигателя и ее нормальной зарядки.
Восстановительный цикл зарядка-разрядка
Восстановительный цикл зарядка-разрядка проводится для восстановления емкости аккумуляторной батареи, снизившейся в результате сульфатации ее пластин или загрязненности электролита. Цикл технологически аналогичен описанному выше тренировочному циклу зарядки-разрядки, но при восстановлении применяется поэтапная замена электролита с промывкой бака и блоков пластин дистиллированной водой.
Восстановительная зарядка занимает значительно больше времени, поскольку заряд осуществляется слабым током (примерно 2 % номинальной емкости аккумулятора).
Для проведения восстановительного цикла зарядка-разрядка аккумуляторную батарею разряжают током, равным 10 %-й емкости до 10,2 В. После этого сливают старый электролит, промывают батарею дистиллированной водой и заливают электролит пониженной емкости (1,1 г/см 3 ). Затем заряжают аккумуляторную батарею малым током, равным 2% емкости до появления признаков окончания зарядки (стабилизация плотности электролита и ЭДС, выделение газов – «кипение» электролита).
По окончании зарядки сливают из аккумуляторной батареи электролит пониженной плотности, заливают электролит нормальной плотности и полностью заряжают ее током, равным 5% емкости батареи.
Для полного слива электролита или промывочной дистиллированной воды аккумуляторную батарею аккуратно переворачивают вниз отверстиями и выдерживают так в течение 5…10 минут.
Желательно большую часть содержимого бака батареи откачать при помощи резиновой груши, а остатки слить описанным выше способом. Не следует при сливе взбалтывать содержимое – мусор, застрявший между пластинами батареи существенно снизит ее реальную емкость.
Перед восстановительным циклом целесообразно выполнить контрольную зарядку-разрядку, оценив при этом фактическую емкость аккумуляторной батареи. Это позволит определить техническое состояние аккумуляторной батареи и избежать потери времени на длительную восстановительную зарядку в случае непригодности батареи – если фактическая емкость менее 40 % восстановительный цикл будет бесполезен. В большинстве таких случаев аккумуляторная батарея выбраковывается, поскольку ее ремонт или невозможен, или нецелесообразен.
Не следует забывать, что при зарядке аккумуляторной батареи происходит выделение вредных для здоровья и взрывоопасных газов , поэтому зарядку следует проводить в отдельном хорошо проветриваемом помещении, не допускать поблизости появления открытого огня и искр.
Источник
Количество циклов заряда у разного рода аккумуляторов
В отличие от традиционных гальванических элементов питания, многозарядные аккумуляторные батареи становятся наиболее популярными с каждым днем. Благодаря таким изделиям электроаппаратура работает дольше и качественней.
В зависимости от типа изготовления аккумуляторов меняется и количество циклов заряда батарейки. Об этом и о многом другом вы узнаете из статьи, приведенной ниже.
Литий-ионные аккумуляторы и количество их циклов заряда
Таким моделям присущи стандартные габариты изделий. Они являются распространенными среди покупателей и находят свое приспособление в различных видах приборов в быту, а также гаджетах.
Фототехника, ноутбуки, андроидные телефоны, смартфоны, детские игрушки, электромобили, электро самокаты и велосипеды находят свое применение в данных АКБ. Изделиям присуща как оригинальная форма, так и обычная, традиционная.
По количеству циклов заряд/разряд у литиевого типоразмера (18650) составляет примерно 800. Изделия же с высоким качеством имеют цикличность и в тысячу раз, но при этом емкость таких изделий с каждой перезарядкой будет уменьшаться.
Глубокая разрядка таким АКБ категорически запрещена. Она может просто-напросто погубить данный элемент питания. Для того, чтобы Li-Ion-ная батарейка служила как можно дольше, надо использовать ее в работе при t=<-20°С; +50°С>. В условиях, где сила номинального тока завышена, не стоит применять ЗУ для этих АКБ. Аккумулятор может значительно перегреться и перестать функционировать.
Литий-полимерные разновидности и количество их циклов заряда
Данные типы аккумуляторных батарей являются усовершенствованными видами литиевых изделий. Параметры таких элементов питания отличаются не во многом.
Летающие модели детских игрушек, андроидные телефоны и т.п находят свое применение в такого типах батарейках.
Небольшие по массе изделия и с высокой отдачей силы тока, АКБ имеют большое преимуществ — в отличие от традиционных литиевых элементов питания.
По количеству циклов заряд/разряд они составляют величину равную 900 циклам перезаряда. Max кол-во обуславливается качеством АКБ, однако неблагоприятные условия использования могут значительно уменьшить емкость аккумулятора.
Разряжать такие элементы до самого конца категорически не рекомендуется. У них начинает снижаться работоспособность. Поэтому во многих электронных приборах имеется встроенная система-контроллер, которая следит за тем, чтобы аккумуляторная батарейка не разрядилась до самого конца. При определенном разряде индикатор системы оповестит вас о том, что изделие нуждается в подзарядке.
Чтобы литий-полимерный элемент питания не слишком рано растратил свои силы, необходимо использовать его в диапазоне t=<-20°С; +40°С>. Желательно выше +20°С аккумулятор не использовать.
После продолжительного хранения такого типа батареек их необходимо правильно ввести обратно в рабочий строй. Для этого надо произвести несколько циклов заряд/разряд. Это же требуется сделать и в случае. если новое изделие.
Никель-металлогидридные аккумуляторы и количество их циклов заряда
Данному типу моделей батарей присуще немалое количество цикличности заряд/разряд.
Техника с электроприводом, космическая промышленность, бесперебойные источники питания, радиоаппаратура находят свое применение в аккумуляторных батареях такого типа.
Максимальную популярность имеют «КРОНА», «пальчиковые АА», «мизинчиковые ААА» изделия.
В основном, около пятисот циклов заряд/разряд имеют в своей жизни никель-металлогидридные аккумуляторы.
Множество фирм-производителей указывают на упаковке аккумуляторных батареек цикличность в 1000 раз. Однако на деле все намного меньше и не соответствует действительности.
Чтобы Ni-Mh-ные элементы питания функционировали как можно дольше, их необходимо время от времени тренировать. Для этого хотя бы раз в месяц полностью обнуляйте изделие, а затем ставьте его на стопроцентную зарядку.
Никель-кадмиевые аккумуляторы и количество их циклов заряда
Данные типы батареек уже давно вышли из моды использования, однако благодаря своей доступной цене используются по сей день.
Форма этих элементов питания схожа с «пальчиковыми» батареями. Многие электрические инструменты используют их в составе источника питания, регулирующего с помощью схемы-контроллер приход электротока. Шуруповерты и другие приборы мини-инструменты применяют данную схему.
Ni-Cd-вый аккумулятор имеет цикл заряд/разряд от ста до девятисот раз. Срок службы такой (ежедневно используемой) батарейки составляет около года. Многое зависит еще и от правил использования аккумуляторной батареи.
Выход никель-кадмиевого аккумулятора из рабочего строя зависит еще от «эффекта памяти» батареи, поэтому перед подключением батарейки к ЗУ надо проверить уровень ее заряда.
Если он не полностью израсходован, то в следующий раз заряжайте при данном значении емкости.
При зарядке не оригинальным ЗУ надо воспользоваться мультиметром, чтобы точно узнать уровень тока батареи, а также ее напряжение. Любое отклонение от данных параметров приведет в скором времени аккумулятор к выходу из эксплуатационного строя.
Источник
Цикл зарядки аккумулятора смартфона
В настоящее время в смартфонах и планшетах используются аккумуляторы на основе лития — литий-ионные и литий-полимерные АКБ.
Каждый из них имеет свой ресурс, который зависит от правильности зарядки и условий эксплуатации. Еще существует понятие «цикл зарядки» — сегодня мы узнаем, что это такое.
Что такое цикл зарядки?
Цикл зарядки — совокупность процессов, связанных с наполнением аккумулятора энергией и его полной разрядкой. Их количество определяет, сколько раз можно зарядить и разрядить батарею.
Точных данных о количестве циклов для литиевых аккумуляторов нет, так как эти цифры могут меняться в зависимости от правильности использования. В среднем, ресурс таких элементов питания составляет 600-800 штук. Кому-то такой показатель может показаться небольшим, но если предположить ежедневную зарядку-разрядку, то 800 циклов — 800 суток, то есть больше двух лет.
Сколько циклов зарядки осталось?
Представим ситуацию, что в течение двух дней телефон оба раза разряжался на 50% и в обязательном порядке заряжался до 100%. В этом случае был использован 1 цикл заряда. Такие моменты могут повторяться регулярно, что приводит к более медленному исчерпанию циклов и продлевает ресурс аккумулятора. По этой причине многие специалисты рекомендуют не дожидаться глубокого разряда смартфона и регулярно ставить его на зарядку.
Между оставшимся запасом энергии в батарее и числом циклов есть зависимость. Оставшийся уровень заряда, % — оставшееся количество циклов:
Из таблицы видно, что если ежедневно разряжать смартфон на 50%, то количество циклов заряда составит около 1500.
Как лучше заряжать смартфон?
Важно понимать, что нельзя держать полностью заряженный смартфон постоянно подключенным к зарядному устройству, например, всю ночь. Нет, перезаряда не произойдет, так как контроллер зарядки прекратит поступление тока, но постоянное падение запаса энергии до 99% и наступающее следом пополнение до 100% приведет к снижению числа циклов заряда.
Лучше всего себя зарекомендовала подзарядка аккумулятора, которая происходит под контролем пользователя. Как только достигнут показатель 90-100%, нужно отключить гаджет от сети. Конечно, в повседневной жизни сложно обеспечить идеальные условия эксплуатации батареи, но надо стараться следовать правилам зарядки смартфонов.
На снижение количества возможных циклов заряда аккумулятора и уменьшение его емкости влияют следующие факторы:
- перегрев АКБ;
- регулярное исчерпание заряда до 0%;
- использование неоригинального зарядного устройства (справка тут).
Даже если получится продлить жизнь батареи на 2-3 года, естественное старение его составляющих элементов все равно приведет к снижению емкости на 15-20%.
Источник
Что такое цикл зарядки аккумулятора
Системный администратор сети MiSNet
Наиболее часто в телефонах установлены аккумуляторы на основе лития. У него есть определённый ресурс. Кроме того, важны правила эксплуатации. Имеется еще и такое понятие, как цикл зарядки.
Все о циклах
Цикл зарядки представляет собой комплекс процессов, заключающихся в наполнении батареи зарядом. Он отражает то, сколько раз аккумулятор можно зарядить и разрядить. Это определяет его ресурс.
Точное количество циклов сказать невозможно. Это зависит от правил выполнения зарядки телефона и иных факторов. В среднем же батарея на основе лития способна выдержать 600-800 циклов. Даже если вы каждый день будете полностью заряжать и разряжать телефон, аккумулятора хватит более чем на два года.
В то же время следует учесть, что здесь речь идет о полном разряде. То есть если ваш телефон разрядился до 50 % и вы его поставили заряжаться, цикл не считается завершенным. Соответственно, если не давать телефону разряжаться полностью, можно увеличить ресурс аккумулятора. Так, если вы будете разряжать телефон до 50%, циклов будет уже 1500, если до 75 – 2500 циклов.
Из этого можно сделать вывод, что лучшим вариантом является полуразряд и последующий заряд батареи. Также увеличить ресурс можно за счет исключения перегрева батареи, не доведения батареи до 0%, а также использования родного зарядного устройства. Тем не менее никто не отменял старение аккумулятора, поэтому рано или поздно его все равно придется менять.
Источник