Выбор автомобильного аккумулятора
Автомобильный аккумулятор — это одно из самых важных устройств среди прочего автомобильного оборудования. Именно поэтому к его выбору необходимо относиться ответственно и вдумчиво.
На рынке представлены аккумуляторные батареи различных изготовителей и моделей. Они отличаются не только по цене. Аккумулятор является достаточно сложным устройством, которое характеризуется многими показателями. Не все они являются взаимозаменяемыми и не все могут устанавливаться на любую автомобильную технику.
Кроме этого, существуют критерии качества изделия, от которых зависит их надежность и срок службы. Чтобы зарядное устройство выбрать правильно, необходимо следовать советам специалистов и учитывать основные факторы правильной покупки.
Критерии выбора аккумуляторной батареи
Перед походом в магазин необходимо определить главные критерии, по которым аккумуляторная батарея будет выбираться. Ведь она должна не только подходить по размеру, но и работать вместе с другими электрическими устройствами и оборудованием автомобиля.
При выборе автомобильного аккумулятора следует обязательно принимать во внимание следующие параметры этого устройства:
— Электрическая емкость (ее еще называют номинальной емкостью), которая измеряется в ампер-часах (А•ч);
— Пусковой ток (ток холодной прокрутки), А;
— Габариты батареи;
— Тип подключения клемм и полярность;
— Масса аккумулятора;
— Возможность обслуживания.
Чтобы запустить двигатель внутреннего сгорания аккумулятор должен иметь достаточный запас энергии или определенную электрическую емкость и одновременно выдавать достаточную мощность во время разряда. Стандартами установлено и регламентируется два режима, связанного с разрядом стартерной батареи: определения емкости и «холодного старта».
В принципе, изготовителями автомобилей указываются основные параметры аккумуляторных батарей, которые подходят к данной модели машины (так же, как и изготовителями аккумуляторов указываются модели автомобилей, на которые их можно устанавливать), но при некотором опыте это можно делать и самостоятельно.
Емкость батареи
Этот параметр является основным, на который следует ориентироваться при выборе аккумуляторной батареи. Он прямо связан с показателем количества электричества, которое отдает аккумуляторная батарея при разряде при длительной работе. Другими словами, он указывает на потенциальные возможности аккумулятора.
Существует два режима определения электрической емкости батареи — при двадцатичасовом разряде (номинальная емкость) или в резервном режиме (время, в течение которого аккумулятор может давать ток в 25А).
Номинальная электрическая емкость указывается в маркировке АКБ. Этот параметр подбирается в зависимости от параметров двигателя автомобиля (типа, объема и мощности), условий эксплуатации автомобиля и его оснащенности различным электрооборудованием.
Так, автомобиль с бензиновым двигателем объемом 2,5 — 3,0 л, эксплуатируемый в обычных условиях и имеющий базовое электрооборудование, может комплектоваться аккумуляторной батареей емкостью 62 А•ч. Увеличение или уменьшение объема на 1,0 л в среднем отражается на показателе номинальной емкости на 12-15 А•ч. Дизельные двигатели нуждаются в большей номинальной емкости аккумулятора в среднем на 20% от бензиновых двигателей аналогичного объема.
Если автомобиль эксплуатируется зимой или на бездорожье, то номинальная емкость батареи должна быть увеличена на 10-15 А•ч. То же можно сказать и о машине, которая плотно «нафарширована» различными электрическими устройствами (кондиционер, мощная аудиосистема, подогреватели и т.п.).
Пусковой ток
Пусковая мощность аккумуляторной батареи характеризует максимальную выходную мощность, которую она выдает при температуре -18 градусов в течение 30-ти секунд. Этот параметр связан со способностью АКБ запускать холодный мотор. Поэтому его еще называют током холодной прокрутки. В основном пусковой ток зависит от класса батареи и ее объема, но в некоторых случаях на него следует обращать внимание более тщательно. Это относится, в основном, к особым условиям эксплуатации.
Так, для того, чтобы завести двигатель автомобиля при температуре -20 градусов Цельсия требуется пусковой ток вдвое больший, чем при +20 градусах. Кроме этого, на значение тока холодного запуска влияет степень изношенности двигателя, его состояние и тип моторного масла (при применении сортов с высокой вязкостью потребуется больший ток для запуска).
При замене старой батареи на новую, следует выбирать аккумулятор со значениями пускового тока и емкости не меньшими от старых. При этом емкость новой батареи может быть большей. При нормальных условиях эксплуатации генератор без проблем обеспечит ее заряд.
Вопреки общему мнению, использование автомобильного аккумулятора большей емкости не влияет на срок его службы. Батарею меньшей емкости от паспортной использовать можно только в теплое время года, но и при этом — недолго. Иначе такое оборудование прослужит мало времени.
Габариты, масса, размеры клемм и полярность
«Народные умельцы», конечно, могут приспособить любой аккумулятор с помощью подручных средств и молотка. Однако, зачем это делать, если можно выбрать подходящее оборудование ? Для этого необходимо знать размеры ниши под аккумуляторную батарею, а также определить нахождение плюсовой клеммы на ней.
Если «плюс» находится слева, такая схема подключение называется прямой. Если же слева находится «минус» — обратной. Во многих случаях батарею с обратной полярностью можно разместить в прямой схеме подключения, но часто может не хватить длины проводов или выводы на поверхности могут препятствовать закрытию крышки капота. Именно поэтому следует подбирать аккумулятор, подходящий по габаритам и подключению.
Обслуживаемые и необслуживаемые аккумуляторные батареи
В обслуживаемых АКБ имеется возможность возобновления уровня электролита, который обязательно следует контролировать, по крайней мере, раз в месяц и доливать в случае испарения или выкипания (при нестабильной работе). Необслуживаемые модели не предназначены для разборки. Электролит, который в них содержится, более густой или абсорбированный.
Безопасность эксплуатации необслуживаемых аккумуляторов намного выше. Они не подвержены деформациям при изменении температуры, их можно переворачивать и эксплуатировать при значительной тряске, но стоят они несколько дороже. Поэтому на неновый автомобиль, который не обременен дополнительным оборудованием, с изношенным генератором лучше поставить недорогой обслуживаемый аккумулятор. Но при этом необходимо постоянно следить за уровнем электролита.
Избегайте подделок!
При покупке также важно избегать подделок, так как качество и заявленные параметры будут редко соответствовать действительности. Подделку легко определить по качеству корпуса, пробки, выводных клемм, отсутствию на них защитных колпачков, детальной маркировки и специального техпаспорта.
Источник
Выбираем аккумулятор: ток холодного пуска – что это за параметр и почему он так важен
Недавно мы рассказывали о «погоне за ампер-часами» — почему весьма полезно и совершенно безопасно установить в автомобиль аккумуляторную батарею емкостью больше штатной. Сегодня поговорим о еще более важном параметре – токе холодного пуска.
Что такое «ток холодного пуска»?
Ток холодного пуска (или, как его еще называют – «ток холодной прокрутки») — это гарантируемый производителем аккумулятора максимальный ток, который охлажденная до -18 градусов новая исправная батарея способна отдать потребителю, под которым имеется в виду, разумеется, стартер. Эта величина всегда присутствует в характеристиках любой автомобильной батареи и на нее надо ориентироваться при покупке.
В мире существует несколько стандартов измерения величины холодного пуска батарей, которые отличаются друг от друга. Европейский, азиатский, американский и еще несколько локальных – российский, немецкий и т.п. И что по одному стандарту – хорошо, по другому – так себе. Для того, чтобы обычному автовладельцу не вникать в особенности стандартов и, тем более – в методики конвертации цифр одного в другой, в подавляющем большинстве случаев используется европейский стандарт – EN. В нем измеряют ток и пишут его на этикетке в том числе и практически все российские производители батарей. Надпись, типа «500 А (EN)» – это как раз тот самый параметр, который нам нужен! Иногда эта цифра изображается на этикетке аккумулятора огромным шрифтом (что заставляет задуматься – соответствует ли он реальности?), иногда – достаточно мелким:
Сколько есть и сколько нужно?
500 ампер, 550, 600 и т.п. – это ток, который может отдать аккумулятор. Ток огромный. Причем, речь идет о приличном (-18 С) морозе – в теплое время года величину тока можно еще и смело увеличивать раза в полтора! Ключевые слова — МОЖЕТ ОТДАТЬ. Но реально батарея отдает столько, сколько БЕРЕТ стартер. А вот сколько он берет?
Стартеры большинства бензиновых легковых автомобилей потребляют даже в мороз, с учетом загустевшего в картере масла, гораздо меньший ток – не более 300 ампер, а чаще всего – до 200-250. А аккумуляторы этих автомобилей способны отдать 500-600 ампер. У дизельных и многолитровых бензиновых моторов – все пропорционально: и потребляемый стартерами ток выше, и ток холодного пуска батарей. Возникает вопрос — зачем аккумуляторам способность выдавать пусковые токи с таким большим запасом – в два-три раза?
Объясняется все весьма просто. Производитель автомобиля, определяя параметры штатного аккумулятора, учитывает ряд очевидных, но важных моментов. Во-первых, минус 18 градусов, при которых замеряется ток холодного пуска АКБ – это, как мы понимаем, далеко не предел холода. А холод снижает токоотдачу аккумулятора. Если в минус 18 батарея выдаст 500 ампер, то в минус 25 – уже 400 (цифры условные, просто для понимания). От этих четырехсот ампер что-то отнимет неоптимальный уровень заряженности батареи (что повсеместно бывает на машинах, эксплуатирующихся в городских условиях), еще что-то будет потеряно из-за общего уровня износа аккумулятора, если он не новый – зашлакованности, засульфатированности. И вот по факту батарея оказывается способна дать стартеру лишь на самую малость больше того, что ему требуется… Иногда почти впритык. На это и рассчитан такой запас, и никаких «лишних амперов» нет!
Скажем больше – такая характеристика аккумулятора, как максимальный пусковой ток, на самом деле важнее емкости! В мороз нам ценнее умение батареи сделать одну (максимум, пару) попыток отдать стартеру большой ток, а не возможность пять-десять раз выдавать в полтора раза меньший.
Впрочем, ситуации, в которых именно емкость имеет большее значение – тоже бывают. К примеру, неисправность в системе зарядки, при которой генератор отказывает, и вы едете «на аккумуляторе». Но на деле вопрос холодного пуска – куда актуальнее. Внезапный и непредсказуемый отказ генератора на регулярно обслуживаемой машине – случай все же редкий. А холода длятся полгода…
Берем с запасом!
Недавно мы рассказывали, почему весьма полезно и совершенно безопасно установить в автомобиль аккумуляторную батарею емкостью больше штатной. Запас по току холодного пуска – еще более полезен. Главным ограничением по батареям в большинстве современных автомобилей являются фиксированные размеры отсека под аккумулятор под капотом, и если при выборе новой батареи для своего авто вы увидите на прилавке магазина несколько моделей в нужной размерности, но с разным током холодной прокрутки, предпочтение (при наличии средств) следует отдать той, у которой максимальный ток выше.
— У аккумуляторов, имеющих одни и те же установочные габариты длины, ширины и высоты, емкость, как правило, различается незначительно, а вот пусковой ток может различаться существенно – говорит Александр Казунин, заведующий аккумуляторной лабораторией автомобильной электроники и электрооборудования ФГУП НИИАЭ:
— У недорогих моделей с жидким электролитом в диапазоне 55-65 ампер-часов ток холодной прокрутки составляет 480-550 Ампер, у дорогих, в которых гораздо более сложная и продвинутся «химия» составов намазки пластин, — 620-650 ампер.
Взглянем на любой из популярных типоразмеров батарей. Ну, скажем, на 242x175x190 мм. Аккумуляторы с такими габаритами стоят на десятках моделей машин самых разных производителей. Придя в магазин, покупатель увидит среди ассортимента батарей в данной размерности некоторый разброс емкости (как правило, от 55 до 65 ампер-часов) и гораздо больший разброс по току холодной прокрутки. Берем распространенную емкость 60 ампер-часов – и пожалуйста, разброс по току холодной прокрутки от 500 ампер до 600! Разница от минимума до максимума – 100 ампер, что, на минуточку, практически близко к потреблению стартера на многих моторах до полутора литров в летнее время!
Предположим, что штатная батарея автомобиля, установленная на заводе, имеет емкость 60 ампер-часов и ток холодного пуска 550 ампер.
Если вопрос экономии денег не стоит остро, то для замены, помимо точно такой же, мы можем приобрести батарею и с более высокими электрическими параметрами. Допустим, перед нами две батареи с той же геометрической размерностью по длине, ширине и высоте, но одна – с повышенной емкостью 65 ампер-часов и пусковым током, как у штатной — 550 ампер, а вторая — с емкостью, как у штатной (60 ампер-часов), но с повышенным пусковым током — 600 ампер. В такой ситуации имеет смысл предпочесть именно второй вариант. Зимой он может вас сильно выручить!
Каков токовый максимум?
Подбирая новый аккумулятор, из двух одинаковых по размеру батарей целесообразно выбрать модель с более высоким током холодной прокрутки. А каков предел этого тока? Может, и эти две – не лучший выбор и стоит поискать еще?
Если говорить о классических свинцово-кислотных батареях с жидким электролитом для массовых легковых автомобилей (без удорожающих технологий AFB и AGM), то максимальный ток холодного пуска, встречающийся среди подавляющего большинства батарей емкостью 55 ампер-часов – 560 ампер. Максимум для батарей 60 ампер-часов – 640 ампер. В категории 65-амперных батарей (это, как правило, предел, который укладывается в габариты аккумуляторных отсеков большинства легковых машин и кроссоверов) на сегодняшний день технологический потолок по току холодной прокрутки дошел до величины в 650-660 ампер. Это отличный показатель – на 5-10% выше он только у AFB и AGM-батарей в тех же размерах и с аналогичной емкостью, которые, впрочем, обычно заметно дороже.
Характерный представитель батарей высшей категории мощности – южнокорейская линейка аккумуляторов CENE от одного из мировых аккумуляторных лидеров, компании JCI Delkor. К примеру, модель CENE 56513 при стандартных габаритах 242x175x190 мм имеет максимальный в классе пусковой ток 650 ампер и одновременно обладает емкостью в 65 ампер-часов (то есть, отлично переносит типичный для городской зимы перманентный недозаряд). Ну и честная гарантия в три года – как вишенка на торте!
CENE 56513 представлена в версиях с прямой и обратной полярностью, и, как и все батареи этого бренда, оснащена удобной рукояткой и индикатором-ареометром.
Компания DELKOR, выпускающая аккумуляторы CENE, основана в 1985 г. фирмами General Motors и Daewoo. Сегодня она входит в состав Clarios — одного из крупнейших аккумуляторных концернов в мире, и поставляет батареи на конвейеры Toyota, Honda, Nissan, Hyundai и Kia.
Источник