Что такое мало обслуживаемый аккумулятор

Содержание
  1. Малообслуживаемые аккумуляторы. Необслуживаемые аккумуляторы
  2. Электроприбор обслуживаемого типа
  3. Положительные стороны
  4. Отрицательные моменты и неудобства
  5. Необслуживаемая батарея
  6. Выбор типа устройства
  7. Конструкция аккумуляторов
  8. Другие показатели
  9. Лучшие марки АКБ
  10. Как работает АКБ
  11. Типы аккумуляторных батарей по обслуживанию
  12. Обслуживаемые АКБ
  13. Малообслуживаемые АКБ
  14. Гибридные АКБ
  15. Необслуживаемые АКБ
  16. Что подразумевает обслуживание
  17. Как обслуживать гелевый аккумулятор
  18. Как определить уровень электролита
  19. Как понять, что аккумулятор пора заряжать
  20. Как зарядить обслуживаемый аккумулятор
  21. Метод постоянного тока
  22. Метод постоянного напряжения
  23. Автоматическая зарядка
  24. Устройство необслуживаемого аккумулятора автомобиля
  25. Недостатки
  26. Что лучше, обычный аккумулятор или необслуживаемый?
  27. Обслуживание необслуживаемого аккумулятора
  28. Доливка воды или электролита
  29. Восстановление аккумулятора
  30. Гелевые аккумуляторы
  31. Заключение
  32. Правильная эксплуатация необслуживаемых автомобильных аккумуляторов
  33. Обслуживание необслуживаемых аккумуляторов
  34. Как заряжать необслуживаемый аккумулятор?

Малообслуживаемые аккумуляторы. Необслуживаемые аккумуляторы

Аккумуляторы для легковых автомобилей

Батарея аккумуляторная на транспорте может быть тяговой или стартерной, говоря про АКБ для легковых автомобилей, мы имеем в виду последний тип. Стартерная АКБ заряжается от генератора, накапливает энергию и в нужный момент отдает ее за счет химической реакции. Устройство аккумулятора это два — положительный и отрицательный — электрода, находящиеся в электролите, процессы между ними приводят к появлению тока. Кроме того, автомобильный аккумулятор питает потребителей тока при стоянке автомобиля с неработающим двигателем.

Сразу напомним, что разряженным аккумулятор считается тот, у кого напряжение на клеммах упало до 10,2 В. Причем, летом такого напряжения может хватить, чтобы завести двигатель. А вот если напряжение опустилось ниже 10,2В, то АКБ начнет разрушаться.

Говоря о том, какие виды аккумуляторов представлены на витринах магазинов, надо понимать, что разница в первую очередь касается материала электродов и электролита. Наиболее популярные АКБ — свинцово- кислотные, те у которых электролит представляет собой водный раствор серной кислоты, а электроды из сплавов свинца. Такие батареи отлично держат заряд и быстро отдают энергию для разгона. Большим преимуществом свинцово-кислотных аккумуляторов является минимальный «эффект памяти», за счет которого аккумулятор запоминает время последних разрядок, и если они были неполными, он и впредь разряжается до того же уровня.

Читайте также:  Процент аккумулятора самсунг как включить

Также аккумулятор может быть никель-кадмиевым (по названию материалов, из которых сделаны электроды), где электролитом служит гидроксид калия, из-за которого он получил другое название — щелочной аккумулятор. Щелочные аккумуляторы могут быть также и никель-железными, если кадмиевый электрод заменен на железный. По характеристикам эти два типа мало отличны.

Щелочные аккумуляторы отвечают тем же требованиям, что и свинцово-кислотные АКБ, кроме того они всегда выдают прямой ток, работая с постоянной мощностью и не боятся полного разряда. С другой стороны, сильный стартовый ток они не выдают и обладают ярко выраженным эффектом памяти, а потому находят применение как тяговый аккумулятор, то есть используются на подвижных объектах для питания электродвигателя: электромобилях, морском транспорте, шахтных электровозах, спецтехнике и пр.

Сегодня распространены также литиево-ионные аккумуляторы, отличает которые малый вес, большой ресурс и отсутствие «эффекта памяти», однако их применение в автомобильной промышленности ограничивается только электротранспортом. Надо сказать и о металл-гибридных аккумуляторах, за которыми, по мнению ряда специалистов, будущее электротранспорта.

Итак, подытожим, аккумулятор на легковой автомобиль — свинцово-кислотный, остальные используются как тяговые АКБ, а также находят широкое применение в компьютерной, мобильной и другой технике.

При выборе аккумулятора надо внимательно смотреть на параметры, показывающие, достаточно ли он даст энергии для электронных систем автомобиля, долго ли сможет заменять генератор, поместится ли в автомобиле и т.д.

Все чаще на первое место специалисты ставят такой параметр аккумуляторной батареи как резервная емкость. Она показывает (в минутах) как долго АКБ будет давать ток 25А в холодную темную и дождливую погоду. По сути, резервная емкость аккумулятора — это время, которое он способен в экстремальных условиях заменять генератор.

Однако для автомобилистов по-прежнему важнее всего емкость аккумулятора, измеряемая в Ампер-часах. То есть, если на маркировке указано, ., значит он выдаст ток в 1 Ампер в течение 45 часов, или 2 Ампера в течение 22,5 часов и т.д.

Аккумуляторы автомобильные можно разделить на прямые и обратные, в зависимости от того, справа или слева расположена плюсовая клемма. Если она относительно вас справа — аккумулятор прямой, если слева — обратный. По мощности эти типы батарей не отличаются. Кроме того, аккумуляторы отличаются друг от друга типом клемм. Всего выделяют три основных типа клемм: стандартная, азиатская (тонкие клеммы) и боковые.

Обслуживаемые и малообслуживаемые аккумуляторы

Другая классификация аккумуляторов, касается того, как часто они требуют ухода, они бывают: обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые. Обслуживаемые аккумуляторы — это батареи из прошлого, именно с ними мучились автомобилисты в советское время, постоянно подливая дистиллированную воду, измеряя плотность электролита, без чего начиналась активная сульфатация, выводящая АКБ из строя.

Малообслуживаемые аккумуляторы потребляют меньше воды, их пластины обладают высокой коррозийной стойкостью, в сравнении с предыдущим типом. Эти АКБ имеют пробки для долива , которые герметично закрываются и не позволяют электролиту вылиться, кроме того здесь работает система рециркуляции газов. Малообслуживаемые аккумуляторы можно разделить на 2 типа: залитые — самый популярный тип АКБ, выпускающийся с электролитом и сухозаряженные АКБ, требующие отдельного рассказа.

Как следует из названия, сухозаряженные аккумуляторные батареи поступают с завода без электролита. Зарядить их по силу автомобилисту, если, конечно, следовать инструкции. Вкратце процесс выглядит так: удаляем пробки, заливаем электролит до риски и ждем около 3 часов, пока пропитаются пластины, после чего опять доливаем электролит. Затем, вооружившись вольтметром, смотрим какое напряжение он показывает: если меньше 12,5 В — придется заряжать, меньше 10,5 В — такой сухозаряженный аккумулятор лучше вернуть, поскольку он, скорее всего, бракованный. Если напряжение 12,5 В и выше — значит, батарея готова к работе.

В последние годы, так называемые необслуживаемые аккумуляторы вытесняют обслуживаемые. Объясним, что скрывается за столь привлекательным названием и действительно ли о них можно не вспоминать весь срок эксплуатации.

Необслуживаемые батареи — это обычные свинцовые аккумуляторы, с той разницей, что вместо сурьмы в сплаве решеток используется кальций, который не провоцирует выделение газа, а в серную кислоту добавлен диоксид кремния, делающий электролит гелеобразным, за счет последнего их стали называть гелевые аккумуляторы. Само собой, из них не вытечет электролит, поэтому так изготовлены и современные аккумуляторы для мотоциклов.

Из недостатков можно отметить, что необслуживаемые аккумуляторы чувствительны к глубокому разряду. В этот момент происходят необратимые процессы, способные вывести его из строя.
Необслуживаемые аккумуляторы получили свое название из-за того, что запаса электролита хватает на весь срок службы батареи и подливать его не надо. Нет у них и отверстий для вывода газов. Но справедливости ради надо сказать, что название «необслуживаемые» является больше маркетингом, нежели отражением реальности — по-крайне мере, заряжать такой аккумулятор все равно необходимо. Так что, на какую аккумуляторную батарею не упал бы выбор, стоит подумать и о .

Но не только гелевые аккумуляторы можно отнести к необслуживаемым, это еще и гибридные аккумуляторы. Пластины в них сделаны с добавлением сурьмы и кадмия (технология «Кальций +»), либо из малосурьмяного сплава на положительном токоотводе и свинцово-кальциевом на отрицательном, существует технология изготовления с добавлением серебра и др. Их относят к необслуживаемым за счет того, что потери емкости при глубоком разряде минимальны. Также крайне мало испаряется вода, поэтому в них нет отверстий для долива воды.

Наиболее современные гелевые аккумуляторы имеют маркировку AGM, которая расшифровывается как Absorbing Glass Mat, то есть абсорбирующая стекловолоконная подушка. Новаторство заключается в том, что вместо электролита используются прокладки, которые им пропитаны и помещены между парами пластин вместо обычных сепараторов. Достоинства аккумуляторов AGM: снижение массы, за счет удаления лишнего электролита, батарея полностью герметична и не нуждается в газообмене с внешней средой.

Если двигатель — это сердце автомобиля, то аккумулятор — это его незаменимый энергетический источник. Как и любой электроприбор, он тоже выходит из строя. Многие водители задаются вопросами о том, что лучше — обслуживаемый аккумулятор или необслуживаемый, какие плюсы и минусы того или иного устройства, и какой из них приобретать экономически целесообразнее.

Электроприбор обслуживаемого типа

Любой электроприбор имеет свои сильные и слабые стороны. Каждый водитель-любитель сможет четко ответить на вопрос, обслуживаемый или необслуживаемый аккумулятор лучше.

Положительные стороны

В случае обслуживаемой батареи само название говорит за себя, то есть ее можно разобрать, провести анализ поломки и заменить вышедшие из строя элементы. В такого типа аккумуляторных батареях (АКБ) можно проводить следующие работы:

  • проверять уровень электролита в банках;
  • проверять плотность рабочего раствора;
  • визуально анализировать цвет электролита и проверять наличие кристаллов сульфата свинца в нем;
  • возможность проведения осмотра пластин из свинца на предмет наличия повреждений;
  • посмотреть, кипит ли во время зарядки раствор.

Все эти возможности являются несомненным плюсом, поскольку водитель самостоятельно может проводить различные эксперименты и научиться настраивать свою батарею так, что она будет служить долго и без сбоев. Он может менять плотность электролит, доливать дистиллятор в него, подбирать нужный уровень рабочего раствора, регулировать его плотность согласно сезону и температурным условиям.

Отрицательные моменты и неудобства

Отрицательные стороны обслуживаемых АКБ:

  1. Негерметичность корпуса такой батареи постоянно приводит к испарению жидкости. Этот процесс активируется в жаркое время года, поэтому если забыть долить дистиллятор в банки устройства, то уровень раствора в нем может понизиться настолько, что окажется невозможным завести транспортное средство.
  2. Постоянное испарение воды ведет к повышению концентрации серной кислоты, что приводит износу всех элементов батареи и уменьшению срока ее службы. Чаще всего страдают именно свинцовые пластины.
  3. При испарении на крышку АКБ попадает кислота, и наверху устройства образуется налет белого цвета, который проводит ток и может привести к внешнему частичному замыканию положительной и отрицательной клемм. Этот процесс ведет к быстрой разрядке всей батареи.

Основная проблема обслуживаемых АКБ заключается в постоянном контроле уровня электролита. Возникают большие неудобства зимой, когда необходимо следить не только за уровнем раствора, но и за его плотностью. Рекомендуется 1 раз в 2 недели проверять уровень и подзаряжать батарею.

Необходимо знать, что доливать необходимо именно дистиллятор, а не электролит в банки АКБ. Эту работу следует проводить осторожно, поскольку при попадании воды в серную кислоту выделяется большое количество энергии в виде тепла, и раствор может выплеснуться наружу, обжигая руки и даже лицо.

Поэтому такие действия следует проводить аккуратно, надев перчатки и маску на лицо и доливая воду небольшими порциями в электролит.

Необслуживаемая батарея

Этот тип аккумулятора представляет собой герметичный корпус, который лишен каких-либо пробок и крышек, на его поверхности имеются только клеммы. Состоит из 6 секций, и принцип его работы абсолютно тот же, что и для обслуживаемой АКБ.

Главным отличием является герметичный корпус. В процессе работы электролит может закипать, и дистиллятор испаряться, но поскольку пар не может покинуть объемы корпуса, то он остывает, конденсируется и стекает по стенкам. В результате получается постоянный уровень рабочего раствора, и колебания в его плотности минимальны, то есть с помощью использования герметичного корпуса удалось решить все основные проблемы обслуживаемого электроприбора. Его рекомендуется приобретать новичкам.

Отрицательные моменты при эксплуатации АКБ данного типа заключаются в следующем:

  1. Электролит в одной или некоторых банках может стать черным, и это не удастся обнаружить, поскольку корпус делают на необслуживаемых батареях непрозрачным. Помутнение или почернение электролита происходит, если свинцовые пластины начинают разрушаться. Это может произойти при высоких температурах и при неправильной эксплуатации прибора, например: выполнение его частых перезарядок в летнее время или частичное образование в нем льда зимой.
  2. Некоторые секции или банки могут выйти из строя, в результате аккумулятор потеряет необходимое для работы систем автомобиля выходное напряжение. На обслуживаемых АКБ сразу можно померить вольтметром каждую банку и локализовать проблему, на герметичном аккумуляторе это сделать не получится.
  3. Нельзя замерить плотность и уровень рабочего раствора.

Для решения этих проблем батарея снабжена клапаном аварийного сброса давления и индикатором уровня и плотности электролита. Однако если клапан аварийного сброса будет часто открываться, то будет теряться в виде пара раствор, который добавить в банки уже не получится, что ведет к постепенному ослаблению емкости аккумулятора.

Таким образом, если отвечать на вопрос, какой аккумулятор лучше, то для новичка следует порекомендовать именно этот тип батарей, который нужно лишь правильно эксплуатировать, не допуская частых перезарядок и глубокого разряда, и тогда она прослужит долго.

Выбор типа устройства

В настоящее время в продаже около 80% всех АКБ относятся именно к необслуживаемому типу, и если рассматривать вопрос в общем случае, какой АКБ лучше — обслуживаемый или необслуживаемый, то для всех категорий водителей рекомендуется выбирать именно последний тип, поскольку правильная его эксплуатация обеспечивает длительный срок службы.

В среднем, обслуживаемый аккумулятор работает без перебоев около 2−3 лет, если с ним правильно обращаться. Необслуживаемый вариант может выполнять с успехом свои функции в течение 5−7 лет. На такие АКБ гарантия дается от 24 до 36 месяцев, однако если выбирать именно необслуживаемый тип батареи, то следует остановить свой выбор на известных фирмах.

Если приобретать недорогие аккумуляторы с герметичным корпусом, то, скорее всего, они выйдут из строя через 2−3 года, поскольку в таких моделях используются тонкие свинцовые пластины, которые быстро начинают разрушаться.

На дешевые приборы обычно распространяется гарантия до 1 года.

Конструкция аккумуляторов

Перед тем как выбрать обслуживаемый и , следует определиться с типом его конструкции. По этому показателю можно выделить 3 варианта:

Если у водителя старые Жигули, то лучшим решением станет приобретение стандартного кислотного аккумулятора. Для нового автомобиля предпочтительнее брать батареи AGM, которые способны на старте выдавать ток большей величины. Что касается гелиевых батарей, то их можно считать роскошью из-за высокой цены. Также эти надежные приборы используются для питания мощных аудиосистем или для приведения в движения лебедки на оборудованных ею транспортных средствах. В последнем случае помимо гелиевого используется еще один аккумулятор, который питает электронную начинку автомобиля.

Другие показатели

При выборе АКБ следует обращать внимание и на другие свойства. Одним из них является пусковой ток, который указывается на этикетке корпуса устройства. Он измеряется по следующим стандартам:

  • EN: европейский стандарт, показывающий максимальный ток в Амперах, который может выдавать устройство при температуре -18˚С в течение 10 сек., при этом напряжение не должно падать ниже 7,5 В.
  • SAE: это американский стандарт, по которому определяют тот же ток при той же температуре, но в течение 30 сек. при напряжении не ниже 7,2 В.
  • DIN: это промышленный немецкий стандарт, согласно которому ток измеряется при тех же условиях, что и в стандарте SAE, только напряжение должно не упасть ниже 9 В.

Именно стандарт DIN является предпочтительным при выборе мощного аккумулятора, поскольку он проходит более жесткое тестирование по сравнению с европейским и американским стандартами. Например, 360 А по немецкому стандарту соответствуют около 600 А по EN. Именно на этот показатель рекомендуется ориентироваться, если аккумулятор приобретается для эксплуатации в суровых зимних условиях.

Помимо пускового тока, важной характеристикой является емкость батареи. Она всегда написана на корпусе АКБ, и приобретать следует новый прибор с емкостью не меньше указанной.

Наиболее распространенными моделями являются те, которые имеют эту характеристику между 55 и 70 А/ч.

Лучшие марки АКБ

На рынке сейчас можно встретить множество фирм и марок аккумуляторов. Такое разнообразие затрудняет выбор. Следующие марки АКБ рекомендуется иметь в виду при покупке нового устройства (в скобках указана цена в рублях):

  • Свинцово-кислотные приборы: Mutlu Silver Evolution 55 (3560), Aktex (AT) 55A3 (3620), Зверь (3В) 55А3 (4200), Tyumen battery standard (3400), Tornado 55 А/ч (2500).
  • AGM: Bosch 5951 (5700), Кайнар Bars Premium 55 Ah (5250), Tudor AGM (8800), Banner Running Bull (9700).
  • Гелевые устройства: Optima Yellow Top 55 Ah (17750).

Из приведенных данных можно сделать вывод, что гелиевые АКБ в два раза дороже устройств AGM, и в 5 раз дороже обычных аккумуляторов.

Современные автомобильные аккумуляторные батареи могут служить годами, обеспечивая вашу машину электроэнергией. Однако для этого им необходим уход и своевременное обслуживание. О том, как правильно обслуживать аккумулятор, и что нужно для того чтобы он работал максимально долго, мы и поговорим в этой статье.

Как работает АКБ

Чтобы понять, как в батарее образуется электричество, рассмотрим процессы, происходящие в классическом кислотно-свинцовом аккумуляторе.

Его рабочие элементы — минусовой пористый свинцовый электрод, плюсовой электрод из двуокиси свинца, а также электролит при подключении к клеммам нагрузки, вступают в химическую реакцию, сопровождающуюся образованием на минусовой пластине сульфата свинца, распадом электролита, и ускоренным движением заряженных частиц.

Когда аккумулятор заряжается, происходит совершенно обратный процесс: на отрицательном электроде свинец восстанавливается, а на положительном регенерируется его диоксид. Плотность электролита при этом повышается.

Типы аккумуляторных батарей по обслуживанию

По обслуживанию АКБ принято делить на 4 группы:

  • обслуживаемые;
  • малообслуживаемые;
  • гибридные;
  • необслуживаемые.

Обслуживаемые АКБ

К этой группе относятся классические автомобильные источники питания, требующие систематического доливания дистиллированной воды (после 5-7 тыс. км пробега), а также регулярной подзарядки. У некоторых моделей предусмотрена даже замена рабочих пластин. При должном уходе такая батарея может служить вечно.

Сегодня в продаже редко можно встретить обслуживаемые АКБ, да и стоят такие модели недешево. Как правило, они используются для спецтехники. К примеру, обслуживаемые аккумуляторы Varta нашли свое применение в сельскохозяйственных и строительных машинах.

Малообслуживаемые АКБ

Малообслуживаемые аккумуляторы – наиболее распространенный тип батарей. Это их мы чаще всего приобретаем для своих автомобилей, и нередко путаем с обслуживаемыми. Доливать электролит в такие источники питания нужно не чаще, чем через 25 тыс. км пробега, а заряжать – по мере разрядки.

Гибридные АКБ

Гибрид представляет собой тот же малообслуживаемый аккумулятор с повышенными рабочими характеристиками. Благодаря тому, что рабочие решетки у них изготовлены из разных металлических сплавов, их пусковой ток существенно выше, а ток саморазряда практически отсутствует.

Обслуживаются гибридные батареи по аналогии с малообслуживаемыми.

Необслуживаемые АКБ

Что касается необслуживаемых аккумуляторов, то это новый сегмент электротехнической продукции, который вообще не предусматривает какого-либо вмешательства в их внутреннюю конструкцию. Корпус у них полностью герметичный, а новейшие технологии практически исключают закипание и испарение электролита. Однако, купив такую модель батареи, не стоит о ней забывать, так как обслуживать необслуживаемый аккумулятор все же необходимо. Нужно систематически осматривать его на предмет механических повреждений, ухаживать за клеммами, контролировать уровень заряда, и периодически заряжать.

Что подразумевает обслуживание

Продлить жизнь аккумулятору автомобиля, можно лишь ухаживая за ним и своевременно обслуживая.

Уход и обслуживание АКБ в зависимости от ее типа может предусматривать несколько видов работ:

  1. систематический визуальный осмотр на предмет механических повреждений;
  2. проверка уровня электролита и заряда;
  3. долив электролита;
  4. зарядка.

Как обслуживать гелевый аккумулятор

Гелевые АКБ появились сравнительно недавно. Они имеют ряд неоспоримых преимуществ перед кислотными. В первую очередь это касается срока службы – их минимальный ресурс составляет 700 разрядно-зарядных циклов. Они очень устойчивы к минусовым температурам и физическому воздействию. Однако есть у них и некоторые недостатки. Во-первых, высокая цена, а во-вторых, они очень чувствительны к перезаряду.

Самое главное в обслуживании гелевых батарей – не допустить превышения зарядного напряжения выше порогового, которое обычно составляет 14-14,4 В, и указывается производителями в руководстве пользования. Кроме того, зарядка таких АКБ должна осуществляться исключительно специальными зарядными устройствами для гелевых аккумуляторов.

Как определить уровень электролита

Проверка уровня электролита возможна лишь в обслуживаемых и малообслуживаемых АКБ. Осуществляется она достаточно просто. Нужно открутить пробку одной из банок, и опустить в нее тонкую стеклянную трубку. Она сразу же упрется в верхнюю сетку пластин. Вытянув трубку, необходимо замерить расстояние, на которое она покрылась электролитом. Если оно меньше 10 мм, необходимо долить в банку дистиллированную воду до нужного уровня. Замеры проводят во всех 6-ти банках.

Как понять, что аккумулятор пора заряжать

Своевременная подзарядка также способна продлить срок аккумулятору. Ни в коем случае нельзя допускать глубокой разрядки. В этом случае рабочие пластины моментально выходят из строя, а сама батарея перестает держать заряд.

Посматривайте на панель приборов. Там есть отдельное окно, в котором отображается процесс зарядки АКБ от генератора. При малейшем отклонении от нормы, немедленно обращайтесь к электрику. Не ленитесь заглядывать под капот. Если у вас необслуживаемый аккумулятор, контролируйте его заряд, ориентируясь на индикатор. Его зеленый цвет обозначает, что батарея заряжена, черный – идет разрядка, а белый указывает на то, что АКБ разряжена полностью.

Если же вы пользуетесь обслуживаемым аккумулятором, систематически проверяйте напряжение на клеммах автомобильным тестером в режиме вольтметра. Оно не должно быть ниже 12,5 В. Хотя бы раз в три месяца, и обязательно, готовя автомобиль к зиме, проверяйте плотность электролита в банках батареи. Это самый точный тест, определяющий ее работоспособность. Если ареометр покажет меньше 1,22 г/см. куб, поспешите зарядить АКБ.

Как зарядить обслуживаемый аккумулятор

Существует несколько методов зарядки аккумуляторных батарей:

  • зарядка при токе постоянной величины;
  • зарядка при напряжении постоянной величины;
  • автоматическая (комбинированная) зарядка.

Внимание: перед началом зарядки необходимо открутить пробки всех банок!

Метод постоянного тока

Для зарядки методом постоянного тока АКБ подключают к зарядному устройству, и подают на него напряжение 16-16,3 В. Необходимую величину тока определяют, исходя из расчетного времени зарядки: для 20 часов – 1/20, для 10 часов – 1/10 емкости батареи.

Метод постоянного напряжения

Для зарядки методом постоянного напряжения, на клеммы аккумулятора подают 16-16,5 В. В самом начале процесса величина тока может достигать 50 А, половину из которых зарядное устройство автоматически «погасит», и зарядка будет происходить при номинальном токе 20-25 А. С увеличением заряда будет расти ток АКБ, пытаясь поравняться с током ЗУ, а к концу он упадет на ноль. Этим способом батарея заряжается полностью за 1-1,5 суток.

Автоматическая зарядка

Данный метод считается наиболее правильным. Он сочетает в себе два вышеописанных способа, однако для этого необходимо специальное автоматическое зарядное устройство.

В самом начале зарядки на аккумулятор подается ток постоянной величины, равный 1/10 ее емкости. После того, как напряжение батареи возрастет до 14,6-14,8 В, устройство переключит режим, и станет заряжать напряжением постоянной величины с автоматическим уменьшением величины тока.

Этот метод является и самым быстрым – среднестатистический обслуживаемый аккумулятор Bosch полностью заряжается за сутки.

Если у вас возникают вопросы, касающиеся выбора, эксплуатации или обслуживания аккумуляторной батареи того или иного типа, обращайтесь к нам. Наши специалисты всегда помогут вам в этом.

Термин «необслуживаемые аккумуляторы» появился при существенном изменении технологии производства свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. Классические аккумуляторы обладают следующими недостатками:

  • Присутствие в составе электродов добавки сурьму улучшает прочность и литейные качества, но повышает склонность к газообразованию при высоких токах зарядки.
  • Необходимость в регулярном контроле уровня и плотности электролита.
  • Высокое значение саморазряда.
  • Риск осыпания активной массы электродов.

Снизить отрицательные качества помогла замена сурьмы в сплаве кальцием и другими металлами. Кальциевые необслуживаемые АКБ не требуют регулярного контроля, но при этом обладают рядом недостатков:

  • Стабильность бортового напряжения должна быть высокой (не более 0.1В).
  • Не допускается глубокий разряд АКБ.
  • Затруднен контроль состояния электролита.

Исходя из изложенного, порой бывает затруднительно выбрать обслуживаемую или необслуживаемую аккумуляторную батарею для своего автомобиля.

Устройство необслуживаемого аккумулятора автомобиля

Принципиальных отличий в конструкциях свинцово-кислотных аккумуляторов нет. Различается только технология производства. Необслуживаемые аккумуляторы изготавливаются из материалов повышенной чистоты с изменением состава сплава пластин электродов.

Благодаря тому, что удалось снизить газовыделение (электролитическое разложение воды электролита), стало возможным загерметизировать корпус батареи. В результате:

  • отсутствуют потери на испарение воды;
  • снижен до минимума поверхностный саморазряд
  • дополнительные полости под электродами не дают осыпающемуся шламу закоротить пластины.

Недостатки

Самый существенный недостаток, который присущ необслуживаемым батареям – высокие требования к стабильности напряжения бортовой сети. Это требование является следствием того, что кальциевые батареи не допускают глубокого разряда, теряя при этом свою емкость.

Систематический недозаряд при коротких поездках в зимнее время приводит к тому, что после ряда последовательных запусков стартера, уровень ЭДС приближается к минимально допустимому, а напряжение генератора снижено из-за большого количества потребителей (обогрев зеркал и сидений, свет фар, работа отопителя). Перед тем, как устанавливать необслуживаемый аккумулятор в автомобиль, следует убедиться, что генератор обладает необходимым запасом мощности, а стабильность напряжения бортовой сети не выходит из заданных пределов.

Еще хуже для таких батарей высокое напряжение. Ближе к концу заряда, каким качеством бы не обладали аккумуляторы, наступает момент электролиза воды в электролите. В герметичном корпусе необслуживаемых аккумуляторов это может привести к раздутию корпуса, появлений трещин, вытеканию электролита.

Что лучше, обычный аккумулятор или необслуживаемый?

Если автомобиль отвечает перечисленным требованиям, то ответ однозначный, новый кальциевый аккумулятор гораздо лучше. Такие АКБ снимают с автолюбителя часть обязанностей, улучшается надежность запуска автомобиля.

Другое дело – автомобиль с устаревшей системой бортового питания. В старых отечественных и зарубежных моделях с релейной системой регулировки напряжения не обеспечивается необходимая стабилизация тока заряда на клеммах АКБ. В результате возникает или недозаряд или перезаряд со всеми вытекающими последствиями. Обслуживание новых аккумуляторов затруднено или невозможно. При этом батареи часто не отрабатывают даже гарантийный срок эксплуатации.

Обслуживание необслуживаемого аккумулятора

Для оперативного контроля состояния необслуживаемых батарей производители комплектуют их специальным индикатором, по которому можно приблизительно оценить степень заряженности и уровень электролита.

Внимание! ПО наличию индикатора (глазка) можно отличить необслуживаемый АКБ от обычного.

Важно знать, что индикатор отображает состояние только одной из банок, в основном центральной. Что при этом происходит в оставшихся, неизвестно. Если индикатор показывает низкий уровень заряда, батарею необходимо подзарядить, используя зарядное устройство с хорошей стабильностью выходного напряжения и зарядного тока.

Единственно доступная и достоверная методика проверки необслуживаемого аккумулятора – измерение ЭДС нагрузочной вилкой. Простое измерение напряжения вольтметром не дает необходимой точности, поскольку не учитывает внутреннее сопротивление батареи. В нагрузочной вилке параллельно клеммам вольтметра подключена нагрузка из высокоомного провода. Сопротивление нагрузки соответствует номинальному току разряда АКБ.

Сниженный уровень напряжения при нормальных показаниях индикатора говорит о неисправностях в одной из банок.

Большинство из обычных методов контроля электролита приводит к потере гарантии на изделие, поскольку герметичный корпус не дает возможности доступа к банкам аккумулятора, чтобы определить их состояние.

Доливка воды или электролита

Для того, чтобы в необслуживаемую батарею долить воды или измерить плотность электролита, необходимо получить доступ к отдельным банкам. Некоторые производители закрывают колпачки банок декоративной крышкой. По сути такие аккумуляторы по конструкции не отличаются от классических, необслуживаемых и к ним применимы обычные методы обслуживания. Если крышка приклеена, то ее можно аккуратно отсоединить от корпуса, а затем приклеить вновь.

Хуже, если крышка сварена с корпусом монолитно. В таком случае вскрыть необслуживаемый аккумулятор намного сложнее. Можно проделать отверстия напротив заливных горловин. После обслуживания отверстия закрываются герметично подходящими колпачками.

Внимание! Важно при сверлении отверстий не допустить попадания стружки в электролит. Для этого предварительно сверлят отверстия сверлом меньшего диаметра.

Более безопасно использование шприца большого объема. При использовании шприца диаметр отверстий не превосходит 1 мм. Для того, чтобы определить уровень электролита, иглу шприца постепенно опускают в отверстие, одновременно выдвигая шток. Когда в иглу начнет засасываться электролит, отмечают на игле уровень. Такие же действия производят для всех банок аккумулятора.

Для проверки плотности часть электролита набирают в шприц и переливают в подходящую емкость, из которой удобно производить забор для измерения плотности ареометром. Нужно не забывать возвращать проверенный электролит в ту же банку, откуда он был извлечен.

При малом уровне электролита в банки заливают дистиллированную воду, а том случае, когда необходимо поднять плотность, например, при переходе на зимний режим, то доливают корректирующий электролит с плотностью 1.4 гр/см3. В данном случае может потребоваться отбор части электролита с тем, чтобы итоговый уровень не превышал допустимого.

После манипуляций с электролитом производят зарядку аккумулятора с целью естественного перемешивания жидкой среды. Переворачивать аккумулятор для слива электролита или его перемешивания категорически запрещается, так как произойдет замыкание электродов осыпавшимся шламом.

Емкости, в которых будет находиться электролит, должны быть из стекла, керамики или пластика. Не допускается использование металлической посуды, поскольку электролит является химически активной средой и вступает в реакцию с большинством металлов. Нержавеющая сталь, из которой сделана игла шприца, является исключением.

Восстановление аккумулятора

Как обычные, так и необслуживаемые аккумуляторы в случае необходимости можно попытаться восстановить, поскольку им присущи одинаковые неисправности. Потеря емкости и неравномерное изменение плотности в отдельных банках восстанавливается у необслуживаемых аккумуляторов при помощи нескольких циклов заряда и разряда номинальными токами. Такие действия помогают растворить крупные кристаллы сульфата свинца, снижающие количество активного вещества, необходимого для протекания химической реакции.

Гелевые аккумуляторы

Особняком стоят аккумуляторы, в которых электролит сгущен до состояния желе. Такие батареи отличаются высокой надежности из-за низкой текучести электролита, выдерживают более низкие температуры, но еще критичнее относятся к стабильности бортового напряжения и имеют высокую стоимость.

Важно! Выполнить своими руками ремонт гелевых необслуживаемых аккумуляторов практически невозможно и нецелесообразно.

Заключение

Нельзя однозначно сказать, какой аккумулятор лучше обслуживаемый или необслуживаемый, в какой автомобиль можно устанавливать необслуживаемый АКБ. Это зависит от множества факторов. При благоприятных условиях и соблюдении всех требований, срок службы кальциевых батарей составляет не менее 5-7 лет, что несколько выше, чем у обычных.

Правильная эксплуатация необслуживаемых автомобильных аккумуляторов

За последние пару десятилетий технология производства автомобильных аккумуляторов значительно продвинулась вперёд. Если раньше в аккумуляторе нужно было постоянно проверять уровень электролита, то современные модели требуют значительно меньше внимания к себе. Производители называют эти АКБ необслуживаемыми, заявляя, что они не нуждаются в постоянном контроле за уровнем электролита. Но слово необслуживаемые может ввести в заблуждение автолюбителя. Ведь эти батареи все равно нуждаются в обслуживании, о котором мы расскажем в настоящей статье.

Понятие необслуживаемый аккумулятор вошло в обиход со времени появления автомобильных батарей типа Ca/Ca. В таких моделях положительные и отрицательные решётки электродов производятся из сплава свинца с кальцием. Так называемые обслуживаемые модели, которые выпускались до этого, имели решётки из сплава свинца с сурьмой. Старые автомобильные аккумуляторы имели большое содержание сурьмы и очень большой расход воды. Сейчас они уже не выпускаются, а на их место пришли модели с меньшим содержанием сурьмы. Они ещё получили название малосурьмянистых. Содержание сурьмы в пластинах менее 6 процентов. В них контроль за уровнем электролита должен быть периодическим, поскольку дистиллированная вода из него постоянно уходит. Почему? Для этого нужно рассмотреть процессы, происходящие в аккумуляторе.

Когда АКБ разряжается, то внутри автомобильного аккумулятора на аноде происходит восстановление диоксида свинца серной кислотой. Одновременно на катоде происходит окисление свинца. В процессе зарядки аккумуляторной батареи процесс идёт в противоположном направлении. Сурьму в свинцовые пластины стали добавлять для того, чтобы улучшить их прочностные характеристики. Использовать электроды из чистого свинца не представляется возможным из-за его малой прочности. Но добавка сурьмы приносит и проблему. Сурьма выступает катализатором гидролиза воды из электролита. Гидролиз – это разложение воды на водород и кислород под действием электрического тока. Внешне это выглядит как кипение. Поэтому и возникло такое выражение, как «выкипание» воды из электролита.

Чтобы решить эту проблему производители стали добавлять в решётки электродов кальций. Это решение оказалось очень удачным, с точки зрения, уменьшения расхода вода.

С появлением кальциевого типа автомобильных аккумуляторов появилось понятие необслуживаемых. И само отсутствие необходимости в обслуживании касается лишь доливки воды в аккумулятор.

В продуктовых линейках производителей АКБ стали появляться модели без отверстий для доступа к банкам. Для проверки степени заряженности батареи на таких аккумуляторах часто можно встретить гидрометр или «глазок». Гидрометр предназначен для контроля за степенью заряда АКБ. На изображениях ниже можно посмотреть необслуживаемую и обслуживаемую аккумуляторную батарею.

Стоит отметить ещё одну категорию необслуживаемых аккумуляторов – гелевые. В электролит находится в связанном состоянии. Это может быть пропитка стекловолокна или гелеобразное состояние. В большинстве случаев такие модели выполняются в необслуживаемых корпусах, и им не требуется доливка воды. Хотя в ряде случаев в AGM аккумуляторы добавляют дистиллированную воду. Например, при .

Обслуживание необслуживаемых аккумуляторов

Несмотря на своё название, необслуживаемые аккумуляторы всё-таки нуждаются в обслуживании. Больше того, в ряде случаев необслуживаемое исполнение, что называется, «выходит боком».

Ниже приведены основные недостатки необслуживаемых автомобильных АКБ:

  • Затруднён контроль уровня электролита;
  • Невозможен контроль плотности электролита;
  • Требуют безупречной работы электрической сети автомобиля и стабильности выдаваемых характеристик.

Что касается уровня электролита, то на некоторых моделях необслуживаемых автомобильных аккумуляторов имеется отметки минимума и максимума. Подробнее о том, что такое , читайте в статье по ссылке.

В этом случае задача контроля уровня электролита облегчается. Но с другой стороны, что вам даёт знание уровня электролита? А если его меньше необходимого? Долить все равно нельзя. Конечно, расход воды незначительный. И крышки необслуживаемых аккумуляторов выполняются специальной конструкции, чтобы обеспечить рециркуляцию электролита. Но дистиллированная вода все равно уходит, а вот долить уже не получится. А если уровень упал до оголения пластин, то срок жизни аккумулятора начнёт стремительно сокращаться. Если в так эксплуатировать АКБ, то очень скоро понадобиться или он отправиться на свалку.

Ещё одной проблемой необслуживаемых автомобильных аккумуляторных батарей является отсутствие возможности измерить плотность электролита. А эта характеристика очень важна и даёт объективную оценку состояния батареи.

Хотя бы просто измерить плотность после процесса зарядки АКБ для контроля. Ведь без этого понять степень заряженности крайне сложно и напряжение здесь не может быть объективным показателем. Для оценки степени заряженности аккумулятора производители встраивают в необслуживаемые автомобильные аккумуляторы гидрометр. Автолюбители часто называют его «глазок».

Гидрометр устанавливается в одну из центральных банок автомобильного аккумулятора и контролирует плотность. Его действие основано на том, что поплавок поднимается при увеличении плотности (зарядке) и опускается при уменьшении плотности (разряде). Для удобства контроля делается соответствующая цветовая индикация. Но и здесь не все так безоблачно.

Проблемы при использовании гидрометра:

  • Если верить отзывам владельцев необслуживаемых автомобильных батарей, такие гидрометры часто выходят из строя вне зависимости от модели и производителя. И такой гидрометр начинает показывать данные, оторванные от реальности;
  • Специалисты также говорят о том, что информация о заряженности батареи гидрометром выдаётся только при достижении 65 процентов ёмкости АКБ. А когда она достигает 100 процентов выяснить не удастся, поскольку поплавок не даёт точных значений;
  • Гидрометр измеряет плотность только в одной из банок и что творится в других неизвестно. Получается, что контроль заряда выполняется только по одной банке.

Теперь о зарядке необслуживаемых автомобильных аккумуляторов. Периодически её делать необходимо по ряду причин. Главная, заключается в том, что при эксплуатации аккумулятора, в том числе необслуживаемого, на автомобиле, он не заряжается полностью. Кроме того, из-за неисправности может случиться так, что . В этом случае автомобиль нужно показать автомобильному электрику.

В момент запуска двигателя АКБ отдаёт мощный ток и разряжается. Чтобы восполнить заряд, требуется проехать достаточно большое расстояние. При этом обороты коленчатого вала должны превышать 2000 оборотов в минуту. Тогда генератор вырабатывает достаточное количество электроэнергии и для потребителей в сети, и для зарядки аккумуляторной батареи. При езде в городских условиях такой режим обеспечить сложно и постоянно автомобильный аккумулятор подвергается кратковременному поверхностному заряду.

То есть, в процессе такой подзарядки работают лишь поверхностные слои электродов. Чтобы заряд проник на всю глубину электродов, требуется малый ток и длительное время зарядки (до суток). В бортовой сети автомобиля такие условия обеспечить нереально. Поэтому периодически (желательно раз в 3─4 месяца) нужно ставить аккумулятор заряжаться от сетевого зарядного устройства. Какой установить режим зарядки, сказано ниже.

Как заряжать необслуживаемый аккумулятор?

В подавляющем большинстве автомобилей регулятор напряжения в бортовой сети устанавливает ограничение в 14,4─14,8 вольта. Выбор этого значения неслучаен, поскольку при больших значениях начинается активный гидролиз воды и увеличивается её расход. При зарядке от сетевого ЗУ также следует избегать превышения напряжения больше этого значения. На практике нужно держать напряжение на АКБ не более 15,5 вольт. Подробнее о можно узнать в статье по ссылке.

Что касается зарядного устройства, то для зарядки необслуживаемого аккумулятора лучше использовать ЗУ с автоматическим управлением. Тогда процесс зарядки обеспечивает специальное программное обеспечение, зашитое в зарядном устройстве. В этом случае команды на изменение тока или напряжения будет давать алгоритм, ориентируясь на электрические характеристики АКБ.

Вам останется только подключить «крокодилы» ЗУ к выводам аккумулятора с соблюдением полярности и включить устройство в сеть. Дополнительно можете прочитать о том, .

Не забывайте о том, что при зарядке аккумуляторной батареи в ней идут химические реакции и выделяются вредные вещества. Поэтому заряжать АКБ следует в хорошо проветриваемом помещении.

Если вы будете пользоваться зарядным устройством с ручной регулировкой тока и напряжения, то советуем придерживаться следующей схемы зарядки необслуживаемого аккумулятора. После подключения ЗУ к аккумулятору выставите ток в размере 0,1 от ёмкости АКБ. То есть, при ёмкость 55 А-ч это значение будет 5,5 ампер. После этого выставляете напряжение 14,5 вольт и включаете зарядное устройство. Подробнее о том, что такое .

В процессе зарядки следите за параметрами. Напряжение в процессе зарядки будет постепенно расти, а ток будет уменьшаться. Когда напряжение на аккумуляторной батарее вырастет до 14,4 вольта, ток должен уменьшиться примерно до 200 мА, что соответствует току саморазряда батареи. Процесс зарядки будет закончен.

Источник

Оцените статью