Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Ламельный аккумулятор
Микропористые сепараторы, широко применяемые в свинцовых аккумуляторах, в щелочных ламельных аккумуляторах пока не используют. Микропористые сепараторы имеют большее электрическое сопротивление, чем перечисленные выше разделители и стоят дороже. [31]
Аккумуляторы с металлокерамическими пластинами имеют более высокую отдачу по току, чем ламельные аккумуляторы . Примерно такая же отдача по току и у аккумуляторов с намазными пластинами. [32]
Аккумуляторы со спеченными пластинами имеют более высокую отдачу по току, чем ламельные аккумуляторы . Аккумуляторы позволяют осуществлять процесс заряда в течение очень короткого времени. Величина саморазряда примерно такова же, как и у ламельных типов. [34]
Безламельный кадмиево-никелевый аккумулятор КНБ ( КН — кадмиево-никелевый, Б — безламельный) существенно отличается от ламельного аккумулятора , устройство которого рассмотрено выше. [35]
Перечисленные свойства металло-керамических пластин позволяют изготавливать аккумуляторы, пригодные для разрядов высокими плотностями тока, хорошо работающие при отрицательных температурах и имеющие удельные характеристики в 1 5 — 2 раза лучше, чем у ламельных аккумуляторов . [36]
При проведении зарядов необходимо следить, чтобы температура не поднялась выше допустимой при данном электролите. Хранение щелочных ламельных аккумуляторов следует проводить в разряженном состоянии при температурах от 15 до 25 С. Длительно хранить аккумуляторы лучше без электролита; для этого их разряжают током 8-часового режима, электролит выливают и сосуды закрывают пробками. [37]
При проведении зарядов необходимо следить, чтобы температура не поднялась выше допустимой при данном электролите. Хранение щелочных ламельных аккумуляторов следует проводить в разряженном состоянии при 15 — 25 С. Длительно хранить аккумуляторы лучше без электролита; для этого их разряжают током 8-часового режима, электролит выливают и сосуды закрывают пробками. [38]
При проведении зарядов необходимо следить, чтобы температура не поднялась выше допустимой при данном электролите. Хранение щелочных ламельных аккумуляторов следует проводить в разряженном состоянии при температурах от 15 до 25 С. Длительно хранить аккумуляторы лучше без электролита; для этого их разряжают током 8-часового режима, электролит выливают и сосуды закрывают пробками. [39]
Однако при изготовлении металло-керамических пластин никель расходуется не только для получения положительной активной массы, но и для получения основ. В ламельных аккумуляторах требуется никеля 4 — 5 г / а ч, а в аккумуляторах с металло-керами ческими пластинами около 18 — 24 г / а-ч. Это заставляет применять металло-керамические пластины только в аккумуляторах, предназначенных для особо ответственных целей. В табл. 76 приведены показатели некоторых аккумуляторных батарей, имеющих электроды на металло-керамической основе. [40]
Герметизация аккумуляторов с ламельными электродами связана с большими трудностями, которые объясняются тем, что уже на ранней стадии заряда окисно-никелевого электрода начинается выделение кислорода, создающее нарастающее избыточное давление внутри аккумулятора. В ламельных аккумуляторах малой емкости ( примерно до 1 5А — ч) с давлением удается справиться частично за счет повышения прочности корпуса, частично за счет применения малых зарядных токов и только в некоторой степени — благодаря ионизации газообразного кислорода на поверхности кадмия с образованием окиси кадмия. Аккумуляторы ламельной конструкции более крупных размеров герметизировать не удается. [41]
Кроме того, удельная энергия у безламельных аккумуляторов значительно выше, чем у лучших кислотных и щелочных ламельных аккумуляторов . [42]
В противоположность кислотным аккумуляторам, электролит в щелочных аккумуляторах не разрушает пластин. Переразряды и недостаточные заряды не приводят к повреждению аккумуляторов. Однако глубокие разряды, особенно для ламельных аккумуляторов , и превышение допустимых температур электролита ведут к снижению срока службы аккумуляторов. [43]
Готовую массу в некоторых случаях вальцуют для того, чтобы улучшить контакт между частицами Ni ( OH) 2 и графитом. Многократное вальцевание ( до 20 проходов через вальцы) значительно улучшает коэффициент использования никеля, но так дробит массу, что она начинает проходить через отверстия в ламелях. Это настолько сокращает срок службы, что для ламельных аккумуляторов приходится ограничиваться однократным пропусканием массы через вальцы. Многократное вальцевание применяют при изготовлении прессованных аккумуляторов. [44]
Эти ионы являются одной из наиболее вредных примесей в электролите щелочных аккумуляторов. Чтобы довести саморазряд до нормы, нитраты должны удаляться как в процессе введения активного вещества, так и при формировке аккумуляторов. Есть основания полагать, что частичный разряд аккумуляторов нормальным током в течение одного часа с целью длительного сохранения емкости ( до нескольких месяцев), предложенный для обычных ламельных аккумуляторов [12], может быть распро-страен и на непроливаемые аккумуляторы. [45]
Источник
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Ламельный аккумулятор
Непроливаемые ламельные аккумуляторы в отличие от обычных аккумуляторов ламельной конструкции имеют сепарацию между электродами в виде чехлов из перхлорвиниловой ткани, надеваемых на отрицательные пластины, и снабжены вентильной пробкой с удлиненной нижней частью, имеющей две резьбы. [2]
Описанные выше ламельные аккумуляторы благодаря экранированию активной массы оболочкой ламели имеют высокое внутреннее сопротивление. Это затрудняет их применение при низких температурах, а также при разряде током большой силы. Внутреннее сопротивление щелочных аккумуляторов удается снизить путем применения в них различных безламельных электродов. [3]
Производство ламельных аккумуляторов включает приготовление активных масс положительных и отрицательных электродов; изготовление ламелей и электродов ( см. выше); изготовление сосудов, крышек, деталей крепления; сборку и формирование аккумуляторов. [5]
Заряд ламельных аккумуляторов обычно проводят током четырехчасового режима в течение времени, необходимого для сообщения 150 % номинальной емкости. Контроль напряжения при заряде не позволяет определить с достаточной точностью окончание процесса, поскольку зарядная кривая имеет пологий характер без четких задержек напряжения, которые наблюдаются при заряде свинцовых или серебряных аккумуляторов. [6]
Производство ламельных аккумуляторов включает приготовление активных масс положительных и отрицательных электродов; изготовление ламелей и электродов ( см. выше); изготовление сосудов, крышек, деталей крепления; сборку и формирование аккумуляторов. [8]
Устройство кадмий-никелевого ламельного аккумулятора ничем не отличается от устройства железо-никелевого. [9]
Конструкции никель-железных и никель-кадмиевых ламельных аккумуляторов не имеют принципиальных отличий. Устройство ламели показано на рис. III-4. Ламели изготовлены из стальной перфорированной ленты толщиной 0 1 мм. [10]
В ламельном аккумуляторе между пластинами помещены распорные эбонитовые палочки. Такая конструкция увеличивает расстояние между пластинами, а следовательно, и путь движения частиц среды при заряде и разряде. Кроме того, перемещению частиц среды препятствуют и сами ламели. Таким образом, перемещение частиц среды внутри ламельного аккумулятора затруднено, вследствие чего аккумулятор имеет большое внутреннее сопротивление. [12]
В ламельном аккумуляторе между пластинами помещены распорные эбонитовые палочки. Такая конструкция увеличивает расстояния между пластинами, а следовательно, и путь движения ионов. Кроме того, перемещению ионов препятствуют и сами ламели. Таким образом, перемещение ионов внутри ламельного аккумулятора затруднено, вследствие чего аккумулятор имеет большое внутреннее сопротивление. [14]
Источник
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Ламельный аккумулятор
В ламельном аккумуляторе между пластинами помещены распорные эбонитовые палочки. Такая конструкция увеличивает расстояния между пластинами, а следовательно, и путь движения ионов. Кроме того, перемещению ионов препятствуют и сами ламели. Таким образом, перемещение ионов внутри ламельного аккумулятора затруднено, вследствие чего аккумулятор имеет большое внутреннее сопротивление. [46]
В ламельном аккумуляторе между пластинами помещены распорные эбонитовые палочки. Такая конструкция увеличивает расстояние между пластинами, а следовательно, и путь движения частиц среды при заряде и разряде. Кроме того, перемещению частиц среды препятствуют и сами ламели. Таким образом, перемещение частиц среды внутри ламельного аккумулятора затруднено, вследствие чего аккумулятор имеет большое внутреннее сопротивление. [47]
Щелочные электролиты постоянно поглощают углекислый газ из воздуха и в них образуются карбонаты. Электропроводность электролита и емкость аккумуляторов при этом становятся меньше. Отрицательные электроды перестают принимать заряд. Для защиты от соприкосновения электролита с воздухом ламельные аккумуляторы снабжают клапанными пробками, иногда на поверхность электролита наливают тонкий слой вазелинового масла. По мере карбонизации электролит приходится заменять. [48]
Эти ионы являются одной из наиболее вредных примесей в электролите щелочных аккумуляторов. Чтобы довести саморазряд до нормы, нитраты должны удаляться как в процессе введения активного вещества, так и при формировке аккумуляторов. Есть основания полагать, что частичный разряд аккумуляторов нормальным током в течение одного часа с целью длительного сохранения емкости ( до нескольких месяцев), предложенный для обычных ламельных аккумуляторов [6], может быть распространен и на непроливаемые аккумуляторы. [49]
Удельная энергия лучших образцов аккумуляторов типа ТНЖ ( Т — тяговый) сравнительно невысока и лежит в пределах 20 — 25 Вт — ч / кг. Одной из основных причин низких удельных характеристик является ламельная конструкция электродов. Больше половины веса электродов приходится на стальную ламельную ленту, контактные планки и ребра. В свою очередь вес активной массы электродов составляет лишь около 20 % от общего веса аккумулятора — почти столько же, сколько приходится на стальной корпус. Другой причиной снижения удельной энергии является высокое внутреннее сопротивление ламельного аккумулятора , из-за которого падение напряжения в активной массе и электролите становится тем ощутимее, чем выше токовая нагрузка при разряде. [50]
Иногда при нарушениях нормальной эксплуатации ( слишком глубокие разряды, перегревы) активные массы теряют емкость. Для равномерного распределения добавки Na2S электролит из аккумулятора выливают, растворяют в нем Na2S и снова заливают в аккумулятор. Перед лечебными операциями следует определить, какой из электродов в основном ограничивает емкость аккумулятора. На рис. 169 представлен ход изменений потенциалов нормально работающего никель-железного ламельного аккумулятора при разряде 5-часовым режимом. [52]
Прессованные оксидно-никелевые, кадмиевые и железные электроды изготавливают путем напрессовки соответствующей активной массы на токопроводящую перфорированную подложку. Для повышения механической прочности электродов полученные брикеты смачивают лаком; положительные электроды обертывают в хлориновую и капроновую ткань. Осуществляют плотную сборку электродов. Аккумуляторы могут разряжаться большими плотностями тока. Ресурс — 500 — 700 циклов, в 2 — 3 раза меньше, чем у ламельных аккумуляторов , ввиду коротких замыканий через поры ткани, разделяющей электроды. [53]
Микропористые сепараторы, широко применяемые в свинцовых аккумуляторах, в щелочных ламельных аккумуляторах пока не используют. Микропористые сепараторы имеют большее электрическое сопротивление, чем перечисленные выше разделители и стоят дороже. Губчатые осадки на ребрах отрицательных электродов здесь почти не образуются, а ламели удерживают активные массы от сильного оплывания. Ограниченное количество шлама успевает упасть на дно. Для того чтобы при сборке батарей стальные сосуды не контактировали друг с другом, аккумуляторы укрепляют в рамках с помощью изолированных цапф, либо на них надевают резиновые изоляционные мешки. Существуют ламельные аккумуляторы в пластмассовых сосудах. В табл. 44 приведены общие характеристики некоторых ламельных аккумуляторов. [54]
Процессы при заряде и разряде кадмиевого электрода аналогичны тем, которые имеют место для железного электрода. Существуют количественные различия, улучшающие работу кадмиевого электрода по сравнению с железным. Растворимость NaHCdOo выше, чем NaHFeO2 ( 10 — 4 г-мол / л), для пассивации кадмия требуется в несколько раз больше кислорода, чем для пассивации железа. В результате кадмиевый электрод лучше железного работает при низких температурах. Наконец, поскольку потенциал кадмия на 20 мв положительнее потенциала водорода в щелочном растворе, Cd не может самопроизвольно растворяться в щелочи с выделением водорода. Саморазряд кадмиевого электрода очень мал и связан, главным образом, с окислением кадмиевой губки кислородом. Полезными добавками для кадмиевого электрода являются окислы никеля и некоторые органические поверхностно-активные вещества ( например, соляровое масло); вредное действие оказывают таллий, кальций, марганец и свинец. В большинстве ламельных аккумуляторов дороговизна кадмия заставляет применять его в смеси с железом. Кроме того, добавка железа препятствует спеканию ( усадке) кадмиевой активной массы при длительной работе и является для нее расширителем. Железо принимает участие в токообразующем процессе одновременно с кадмием. [55]
Процессы при заряде и разряде кадмиевого электрода аналогичны тем, которые имеют место для железного электрода. Существуют количественные различия, улучшающие работу кадмиевого электрода по сравнению с железным. Растворимость NaHCdCb выше, чем NaHFeO2 ( 10 — 4 г-мол / л), для пассивации кадмия требуется в несколько раз больше кислорода, чем для пассивации железа. В результате кадмиевый электрод лучше железного работает при низких температурах. Наконец, поскольку потенциал кадмия на 20 мв положительнее потенциала водорода в щелочном растворе, Cd не может самопроизвольно растворяться в щелочи с выделением водорода. Саморазряд кадмиевого электрода очень мал и связан, главным образом, с окислением кадмиевой губки кислородом. Полезными добавками для кадмиевого электрода являются окислы никеля и некоторые органические поверхностно-активные вещества ( например, соляровое масло); вредное действие оказывают таллий, кальций, марганец и свинец. В большинстве ламельных аккумуляторов дороговизна кадмия заставляет применять его в смеси с железом. Кроме того, добавка железа препятствует спеканию ( усадке) кадмиевой активной массы при длительной работе и является для нее расширителем. Железо принимает участие в токообразующем процессе одновременно с кадмием. Поэтому при разряде потенциалы кадмия и железа сближаются и разряд обеих составляющих может протекать одновременно. [56]
Микропористые сепараторы, широко применяемые в свинцовых аккумуляторах, в щелочных ламельных аккумуляторах пока не используют. Микропористые сепараторы имеют большее электрическое сопротивление, чем перечисленные выше разделители и стоят дороже. Губчатые осадки на ребрах отрицательных электродов здесь почти не образуются, а ламели удерживают активные массы от сильного оплывания. Ограниченное количество шлама успевает упасть на дно. Для того чтобы при сборке батарей стальные сосуды не контактировали друг с другом, аккумуляторы укрепляют в рамках с помощью изолированных цапф, либо на них надевают резиновые изоляционные мешки. Существуют ламельные аккумуляторы в пластмассовых сосудах. В табл. 44 приведены общие характеристики некоторых ламельных аккумуляторов . [57]
Источник