Эксплуатация NiMH аккумуляторов
Несколько лет назад на замену NiCd пришли новые NiMH аккумуляторы (далее АКБ). Это была попытка преодоления недостатков никель-кадмиевых АКБ, которые тогда властвовали и повелевали. Главная идея NiMH аккумуляторов была борьба с недостатками NiCd: так называемый «эффект памяти», быстрый и медленный разряд – свойства, которые существенно затрудняли их использование их в модельных целях.
Однако, несмотря на активное освоение модельного рынка АКБ литий-полимерными и литий-феррофосфатными батареями, NiMH всё ещё популярны среди пользователей.
Это объясняется сочетанию неплохих характеристик батарей и их доступной ценой.
NiMH аккумуляторы: типоразмера АА, бортовой аккумулятор для моделей с ДВС, силовой аккумулятор
Все NiMH АКБ, для удобства, можно легко разделить на две основные группы:
- Обычные – то есть такие батареи, которые используются везде, в частности, практически во всех электроприборах и бытовой технике.
- Силовые – то есть те, которые были изобретены специально для использования в качестве источника питания для радиоуправляемых моделей.
- Соответственно, отличаются и их способы обслуживания.
Наработка (число разрядно-зарядных циклов) и срок службы Ni-MH аккумулятора зависит прежде всего от условий их эксплуатации. Наработка также зависит от глубины и скорости разряда, а также от скорости заряда и способа контроля его окончания. Учитывая все вышеописанные факторы, такие аккумуляторы могут обеспечить от 500 до 1000 разрядно-зарядных циклов при глубине разряда 80%. В среднем такие аккумуляторы живут от 3 до 5 лет, правда это правило не действует для модельных АКБ- для них это время существенно меньше.
Как мы уже говорили, если сравнить NiMH с NiCd аккумуляторами, то первые, конечно в меньшей степени, но все-таки обладают «эффектом памяти». Проще говоря, аккумулятор «привыкает» отдавать в процессе разряда ту емкость, которую он получил при последних зарядах. Если заряжать полуразряженный аккумулятор, просто «добивая» его до максимума, то со временем такой аккумулятор начнет отдавать только эту половину, теряя свою емкость.
Учитывая возможность «эффекта памяти», обычно, для продления жизни никелевых аккумуляторов используют циклирование. Он заключается в том, что аккумулятор полностью разряжают, а затем полностью заряжают. Это необходимо делать хотя бы раз в месяц. Благодаря циклированию, например, в случае если аккумулятор уже достаточно постарел и имеет уменьшенную емкость из-за эффекта памяти, то его характеристики можно легко реанимировать в пределах 10-20%. Для этого достаточно будет сделать всего 3 цикла. Стоит отметить, что все последующие попытки, обычно, уже не дают желаемого эффекта.
Есть два основных параметра при разряде: ток разряда и напряжение, до которого следует разряжать аккумулятор. С током ситуация довольно проста и понятна: чем меньше ток разряда, тем полнее разряд и эффективнее процесс — ток 0.1А будет правильным выбором.
С напряжением, до которого нужно разряжать аккумулятор, ситуация обстоит немного посложнее. Смысл всего этого состоит в том, чтобы не допустить полного разряда хотя бы одной банки, находящейся в батарее.
Для того, что бы было понятнее, приведем простой пример: у вас есть последовательная батарея, состоящая из 4 банок, причем одна из банок имеет несколько меньшую емкость. При разряде эта банка первая разрядится, и напряжение на ней начнет падать и, в конце- концов, упадет до нуля. На остальных банках в это время напряжение будет номинальным. Если вы в этот момент не остановите процесс разряда батареи, то по банке, на которой нулевое напряжение, ток будет всё также протекать от других батарей, перезаряжая ее, соответственно, в обратной полярности. Для «самого слабого звена» батареи такой процесс является губительным.
Перед хранением NiMH батареи, обязательно разрядите ее, как это было описано выше, а затем опять зарядите. Если вы планируете не использовать аккумулятор более недели, то рекомендуем вам зарядить его примерно на 30-50% перед хранением. Если предполагается не использовать его примерно месяц, то зарядите аккумулятор полностью. Соответственно, если вы берете NiMH батарею после хранения, то перед использованием полностью разрядите ее, а затем снова полностью зарядите. NiMH аккумулятор, который долго не использовался, все-таки требует некоторой тренировки перед тем, как будет снова обеспечивать полную емкость и отдачу.
Если же вы разрядите остаточный заряд в батареях, перед тем как зарядите их, это существенно поможет им лучше работать при первом запуске после длительного хранения. Просто разрядите батарею, дайте ей немного отдохнуть( примерно час) и затем снова зарядите ее.
Стоит отметить, что среди опытных автомоделистов бытует мнение, что NiMH батареи работают лучше при их использовании более одного раза в день. Не бойтесь использовать батарею 2-3 раза, однако, убедитесь, что дали ей остыть перед следующим зарядом.
Процесс зарядки обоих типов NiMH АКБ немного отличается, однако сходны они в том, что для достижения наилучших результатов вы обязательно должны использовать только зарядные устройства, специально предназначенные для заряда NiMH батарей. Дельта-пик (если вы можете его регулировать) должен быть установлен в 3-5 mV на элемент, если вы не можете установить его настолько точно, тогда 25 mV на 6 элементов и 30 mV на 7 элементов).
Зарядные устройства: простейшее (ночное), специальное ЗУ для NIMH, многофункциональное ЗУ
Помните, что NiMH аккумуляторы очень плохо относятся к перезаряду!
Именно поэтому их нельзя подпитывать слабым током по окончании заряда (режим «trickle charge»). Дешевые зарядные устройства переходят в этот режим автоматически, когда быстрая зарядка закончилась. Поэтому не рекомендуется долго держать батареи в таких зарядных устройствах. Лучше вынуть аккумуляторы сразу после окончания зарядки. Однако, все же лучше использовать более серьезные зарядные устройства, где такая ситуация просто не возможна.
Обычные аккумуляторы (к обычным стоит относить и аккумуляторы бортового питания моделей с ДВС) в большинстве случаев рекомендуется заряжать током 0.1С (где С – ёмкость в А*ч). Более высокие токи заряда, чем указано выше, могут дать только временное улучшение характеристик, и будут сокращать срок службы батарей!
Зарядка модельных силовых NiMH АКБ обычно проводится током от 3 до 5 ампер.Обычно, 5 амперами можно заряжать любые подобные элементы, если конечно нет особых замечаний производителя. Проводить зарядку NiMH рекомендуется в обычном «линейном» режиме, когда ток заряда остается постоянным на протяжении всего процесса. Так называемый «Линейный» режим установлен по умолчанию в большинстве дорогих зарядных устройствах , и является единственным во всех дешевых.
Верхняя граница зарядного тока определяется не только типоисполнением, но и условиями охлаждения конкретного аккумулятора. В процессе заряда NiMh аккумуляторы разогреваются тем сильнее, чем больше зарядный ток. Максимальная допустимая температура при заряде для большинства аккумуляторов составляет 55-60 градусов. Учитывайте и то, что батареи низкого качества нагреваются сильнее.
Силовые NiMH батареи можно «добивать» в зарядном устройстве повторно, за несколько минут до использования. Такое использование позволит максимально полно использовать энергию аккумулятора. Однако, не впадайте в крайности- помните, что NiMH аккумуляторы очень не любят перезаряда. «Добивку» аккумуляторов же рекомендуется проводить только на хороших зарядных устройствах.
Итак, мы рассмотрели типы аккумуляторов, рекомендуемые условия при хранении и зарядке. Надеемся, что наша статья будет вам полезна, особенно, если вы никогда не сталкивались с NiMH аккумуляторами.
В конце хотелось бы резюмировать се вышесказанное и подвести небольшие итоги.
Итак, что бы продлить срок службы NiMH АКБ и более полно сохранить их характеристики, необходимо помнить несколько правил:
1. Используйте качественные зарядные устройства для NiMH АКБ с разрядником!
2. Регулярно полностью разряжайте АКБ.
3. Следите за температурой батареи в процессе зарядки и давайте ей остыть перед повторным использованием.
Источник
Imax дельта пик
Тема раздела Аккумуляторы, зарядники в категории Cамолёты — Общий; Всем привет. Я новичок, поэтому есть вопросы. Купил зарядку Imax B6. Были несколько новых аккумов которые заряжал, но ни на .
Опции темы
Imax дельта пик
Всем привет.
Я новичок, поэтому есть вопросы.
Купил зарядку Imax B6.
Были несколько новых аккумов которые заряжал, но ни на одном зарядка сама не отключилась. Объясните что я делал не правильно.
Вот то что заряжал:
1. Ni-Mh 7.2V 1700mAh
Заряжал с 0,5А. Залилось больше 2000, но зарядка не отключилась. Потом сам отключил.
2. Ni-Cd 4.8V 1800mAh
Заряжал с 0,4А. Так же само после 2000 выключил принудительно.
3. Pb 2V 5Ah
Заряжал с 0,5А. Напряжение поднялось до 2,45 и больше не рослои стало заряжать 0,1А. Залило около 2500, потом нужно было уходить, я выключил. Его еще нужно дозарядить? Или Pb идут новые сразу заряженные.
4. Pb 12V 7Ah
Сейчас заряжаю с 0,7А, но напряжение практически сразу поднялось до 14,7 и больше не растет, а ток упал до 0,2А. Это нормально? Залилось 400 только пока.
Дельта пики на зарядке стояли в дефолте. может их нужно было изменить?
Все аккумы новые и заряжались впервые.
И еще вопрос. Как понять когда их надо снова заряжать, особенно PB. Мультиметром напряжение просто мерять? Если да, до скольки оно должно опуститься?
Зарядка аккумуляторов — наука сложная. Почитайте ФАКи и соответствующие темы — тут (и не тут) их полно.
По «дельта-пику» оканчивают зарядку только для никелевых аккумуляторов, для свинцовых и литиевых дельта-пик не используется.
Никелевые:
При малом токе зарядки (скажем меньше 1С) дельта-пик может не сработать. Если емкость 1700 то при зарядке должно влиться порядка 2500 (х1.4). Новые аккумуляторы, первую зарядку (или первые несколько зарядок) рекомендуют заряжать малым током, т.н. «овернайт» зарядка; при этом отключение — по таймеру (по истечении времени которое рассчитывается исходя из Сх1.4).Что касается ваших никелевых аккумуляторов, то 1.вы слишком рано выключили; 2.если бы вы не прервали заряд, то при таком малом токе дельта-пик мог и не сработать. В любом случае надо следить за температурой аккумулятора: если она не поднимается значительно и влилось меньше рассчетного, то скорей всего повода для беспокойства нет — надо ждать.
Свинцовые:
Заряд идет сначала заданным током до достижения определенного напряжения, после чего ток падает так чтобы поддерживалось это постоянное напряжение. Зарядное устройство прекращает заряд когда ток упадет до определенной величины (например 10% от заданной начальной величины тока заряда).Свинцовые аккумуляторов можно держать на заряде сколько угодно долго (либо З.У. в конце концов само отключиться либо будет продолжать заряжать очень малым током, что аккумулятору не вредно). Это при условии, конечно, если З.У. исправно. В случае свинцовых (и литиевых) аккумуляторов надо следить так же за температурой (нормальная температура говорит о том, что скорей всего все впорядке) и за напряжением, которое ни вкоем случае не должно превысить определенную (для данного типа аккумулятора) величину.
Если вы не знаете на сколько заряжен аккумулятор, то никелевый аккумулятор либо 1. разрядить его перед зарядкой (и тогда можно заряжать по таймеру), либо 2. заряжать малым током ( С) током (в нандежде что ваше З.У. исправно). Свинцовый — можно заряжать не беспокоясь любым разумным током из любого состояния (если З.У. исправно).
Последний раз редактировалось Prsh; 21.04.2012 в 03:13 .
Спасибо, теперь понятнее стало.
А на свинцовых аккумуляторах тоже при разрядке падает напряжение как на никелевых? Если да, то до скольки оно должно упасть чтобы снова заряжать их. У меня свинцовые 12V и 2V.
Можно заряжать при любом уровне разряда — зависит от применения. Например, если вам надо чтобы аккумулятор в любой момент мог отдать полную емкость, то подзаряжайте каждый раз как только есть возможность.
Лучше всего для каждого аккумулятора найти условия эксплуатации рекомендованные производителем и им следовать. В том числе допустимое напряжение разряда свинцового аккумулятора (напряжение при разряде падает у любого аккумулятора). Если вы разряжаете небольшим током, то разряд до 2В на банку будет ОК. (у полностью заряженного 12В аккумулятора напряжение будет больше 12В)
Источник
Рекомендации по зарядке/разрядке Ni-MH аккумуляторов
Для нормальной работы любого аккумулятора нужно всегда помнить «Правило «Трёх П»:
— Не перегревать!
— Не перезаряжать!
— Не переразряжать!
Для вычисления времени зарядки никель-металл-гидридного аккумулятора или батареи из нескольких элементов можно использовать следующую формулу:
Время зарядки (ч) = Емкость аккумулятора (мАч) / Сила тока зарядного устройства (мА)
Пример:
Мы имеем аккумулятор с ёмкостью 2000mAh. Ток заряда в нашем зарядном устройстве — 500mA. Делим ёмкость аккумулятора на ток заряда и получаем 2000/500=4. Это означает, что при токе в 500 миллиампер наш аккумулятор с ёмкостью 2000 миллиамперчасов будет заряжаться до полной ёмкости 4 часа!
А теперь более подробно про правила, которые нужно стараться соблюдать, для нормальной работы никель-металл-гидридного (Ni-MH) аккумулятора:
Храните Ni-MH аккумуляторы с небольшим количеством заряда (30 — 50% от его номинальной ёмкости).
Никель-металлогидридные аккумуляторы более чувствительны к нагреву, чем никель-кадмиевые (Ni-Cd), поэтому не перегружайте их. Перегрузка может отрицательно сказаться на токоотдаче аккумулятора (способности аккумулятора держать и выдавать накопленный заряд). Если у вас есть интелектуальное зарядное устройство с технологией «Delta Peak» (прерывание заряда аккумулятора по достижению пика напряжения), то вы можете заряжать аккумуляторы практически без риска перезарядки и разрушения оных.
Ni-MH (никель-металл-гидридные) аккумуляторы после покупки можно (но не обязательно!) подвергать «тренировке». 4-6 циклов заряда/разряда для аккумуляторов в качественном зарядном устройстве позволяет достичь придела ёмкости, которая была растеряна в процессе перевозки и хранения аккумуляторов в сомнительных условиях после выхода с конвейера завода-производителя. Количество подобных циклов может быть совершенно разным для аккумуляторов от разных производителей. Качественные аккумуляторы достигают предела ёмкости уже после 1-2 циклов, а аккумуляторы сомнительного качества с искусственно завышенной ёмкостью не могут достигнуть своего предела и после 50-100 циклов заряда/разряда.
После разряда или заряда старайтесь дать остыть аккумулятору до комнатной температуры (
20o C). Заряд аккумуляторов при температурах ниже 5oC или выше 50oC может значительно отразиться на сроке службы батареи.
Если хотите разрядить Ni-MH аккумулятор, то не разряжайте его менее, чем до 0.9В для каждого элемента. Когда напряжение никелевых аккумуляторов падает ниже 0.9В на элемент, большинство зарядных устройств, обладающих «минимальным интеллектом», не могут активировать режим заряда. Если Ваше зарядное устройство не может опознать глубоко разряженный элемент (разряженный менее 0.9В), то стоит прибегнуть к помощи более «тупого» зарядника или подключить аккумулятор на короткое время к источнику питания с током 100-150мА до достижения напряжения на аккумуляторе 0.9В.
Если вы постоянно используете одну и ту же сборку из аккумуляторов в электронном устройстве в режиме дозаряда, то иногда стоит разряжать каждый аккумулятор из сборки до напряжения 0,9В и производить его полный заряд во внешнем зарядном устройстве. Подобную процедуру полного циклирования стоит производить один раз на 5-10 циклов дозаряда аккумуляторов.
Источник