Что делать со старого аккумулятора

5 вариантов КУДА ДЕВАТЬ Б/У АККУМУЛЯТОР от автомобиля

При правильной эксплуатации и своевременном уходе хорошая автомобильная аккумуляторная батарея способна прослужить не менее 5 лет. Даже если за ней совсем не смотреть и не обслуживать, то и в таких условиях она «проживет» 3 года, как минимум. Потом ее надо куда-то девать. Выбрасывать нельзя – вредно для экологии. Хранить в гараже – бессмысленно, так как лучше она не станет. А вот выгодно продать старый аккумулятор сегодня очень даже можно. Кроме того, в некоторых случаях умельцы умудряются с пользой применять оставшийся в них потенциал.

В рассматриваемой статье предлагается аж целых 5 вариантов – куда девать аккумулятор после того, как он стал непригоден для эксплуатации в автомобиле. Каждый из них гарантированно лучший, чем решение выбросить АКБ в мусорный бак, на свалку или куда-нибудь еще. Кроме того, подробно рассказано о выгодах и недостатках этих вариантов, принципах оценки б/у аккумуляторов, что в них вообще может быть ценного и так далее.

Вариант №1. Эксплуатация б/у аккумулятора не на машине

Этот способ не принесет никакой прямой финансовой выгоды (разве что попозже), да и подходит далеко не для всех старых аккумуляторов. А дело все в том, что автомобильные АКБ «умирают» не с одинаковым исходом. На этом остановимся немного подробнее.

Читайте также:  Lm 7643 3140 смазка клемм аккумулятора 50 мл

В преобладающем большинстве случаев старый аккумулятор бракуется автолюбителями тогда, когда он не способен стабильно запускать двигатель по утрам. Чаще это бывает зимой. АКБ вроде и заряд берет, и держит его, и плотность электролита в норме. А вот ночь постоит, и двигатель прокрутить не может. В таких случаях аккумулятор просто не в состоянии дать стартеру ток нужной силы (так называемый пусковой ток порядка 100-200 А).

Однако это вовсе не означает, что такая батарея уже ни на что не сгодится. Если она хоть как-то берет и держит заряд, плотность во всех «банках» близка к норме, то ее вполне можно применить по назначению. Пусть и не по совсем прямому. Описанные выше признаки (заряд и плотность) говорят о том, что емкость у аккумулятора еще осталась. То есть, в ней еще возможно запасти некое количество энергии, которую она отдаст, хоть и не с такими большими значениями тока, какого требует стартер автомобиля.

Примеры. От такой б/у батареи легко заработает:

  • светодиодный фонарь;
  • портативное радио;
  • автомагнитола с не очень мощными динамиками;
  • зарядное устройство для телефона (только не сетевое, а автомобильное на 12 В, которое под прикуриватель рассчитано);
  • небольшой автомобильный холодильник.

А весь этот набор очень даже неплохо пригодится вдали от цивилизации, например, на рыбалке, охоте, пикнике и так далее. То есть вам уже не придется все эти достижения прогресса подключать к установленному в автомобиле аккумулятору, и рисковать высадить его в ноль с известными последствиями. У вас будет отдельный источник питания, можно даже сказать power bank , емкостью 30-50 А*ч. Многие любители рыбалки и охоты даже соединяют по несколько таких АКБ, вывозя на природу по 500-1000 ампер-часов автономной электроэнергии.

Читайте также:  Аккумулятор для джипа дизельного

Если в вашем регионе есть перебои с электроэнергией, то такой аккумулятор и вовсе станет незаменимой вещью. При большом желании от него даже ноутбук можно подключить, как и много других маломощных приборов, рассчитанных на низковольтное питание (автомобильный телевизор, кипятильник, чайник и прочее). Любители повыводить домашнюю птицу в инкубаторах тоже достаточно успешно практикуют применение убитых автомобильных аккумуляторов в качестве источника резервного питания.

Теперь о случаях, когда старую АКБ оставлять на хозяйстве для вышеописанных целей бессмысленно. К таким аккумуляторам относятся экземпляры, которые не только не способны выдать большой пусковой ток, но также не принимают заряд, не держат его, обладают большим значением саморазряда. К этой же категории можно отнести аккумуляторы, в которых есть закороченные банки, заметно разная плотность электролита в отсеках, механические повреждения, вздутия корпуса и прочие дефекты. Для таких случаев подойдут следующие три варианта, куда можно сдать старые аккумуляторы.

Вариант №2. Сдача в пунктах приема цветных металлов

На момент написания статьи в абсолютно любом автомобильном аккумуляторе основной материал – это свинец. Из него сделаны токоведущие пластины и клеммы что в обычных кислотных АКБ, что в гелевых, что в кальциевых или в так называемых серебряных. Последние два варианта вовсе не означают, что пластины в аккумуляторе сделаны из кальция или серебра. Там тоже свинец, с той лишь разницей, что он покрыт тончайшим слоем кальция или серебра.

А свинец – это цветной металл, который представляет ценность для скупщиков этих самых цветных металлов. Стоит он, конечно, дешевле, чем алюминий или медь. Но тем не менее, на большинстве пунктов приема металлолома продать старый аккумулятор можно без проблем. Причем его даже не придется разбирать и отделять свинец от пластика, сульфатов и электролита. Приемщики лома все это сделают своими силами.

В таких случаях стоимость вашего аккумулятора будет оцениваться по фиксированному тарифу за единицу веса. Указывать его здесь нет никакого смысла, так как ценники сильно разнятся в зависимости от региона, к тому же, меняются чуть ли не каждый день. Стоит, однако, отметить, что на некоторых пунктах приема цветных металлов за чистый свинец вам заплатят заметно больше, чем за неразобранный аккумулятор. Стоит ли заморачиваться с довольно трудоемким процессом варварского демонтажа АКБ – дело сугубо индивидуальное. Для многих – стоит.

Если кому вдруг интересно, то свинец, извлеченный скупщиками металлолома из старых аккумуляторных батарей, сдается ими на перерабатывающие предприятия. Они очищают металл от примесей, сульфатов и прочего шлака, после чего продают на заводы, которые производят все те же автомобильные аккумуляторы. Нередко на таких заводах имеются и свои линии по переработке старых АКБ с целью извлечения из них довольно недешевого (если брать в промышленных масштабах) сырья.

Вариант №3. Сдача скупщикам аккумуляторов

Сегодня такие «точки» есть не только в городах, но и в небольших поселках. Более того, продать старый аккумулятор можно даже на улице, ведь во многих местах есть та называемые мобильные скупщики. Как правило, это легковой автомобиль, в котором весь день сидит человек, и платит живую денюжку за принесенные людьми аккумуляторы.

В данном случае принцип оценки «вашего добра» может несколько отличаться от того, как работают большие пункты приема металлолома. Конечно, есть и такие, кто принимает старые аккумуляторы по весу, то есть, по фиксированной цене за килограмм. Однако гораздо чаще подобного рода точки устанавливают ценники не за килограммы, а за ампер-часы. Причем не за те, которые в изношенном и видавшем виды аккумуляторе есть на данный момент, а за написанные на этикетке, на корпусе.

Так, например, если на вашем ненужном АКБ написано, что он емкостью 60 А*ч, а цена за 1 А*ч на точке составляет, скажем, 5 рублей, то вы получите за него 300 рублей. В некоторых населенных пунктах этот способ избавления от непригодного аккумулятора немного выгоднее, чем сдача в пункт приема металлолома. Однако далеко не во всех.

Если вдруг опять кому интересно, то ответим на вопрос – с какой целью такие дяденьки скупают б/у аккумуляторы, даже если они полностью «дохлые»? А направлено это все туда же. Где их перерабатывают, извлекают свинец, и делают новые АКБ. Как правило, перепродают они принятые у народа аккумуляторы по удвоенной или даже утроенной цене. Выгодно? Еще бы. Потратил 300 рублей, а заработал 600-900 рублей.

Вариант №4. Покупка нового аккумулятора с обменом на старый

Этот вариант тоже подходит для абсолютно любых автомобильных аккумуляторов – закороченных, потекших и так далее. Смысл простой. Вы снимаете с автомобиля свою старую АКБ, несете ее в магазин, где продаются новые. Затем получаете скидку на покупку аккумулятора, иногда весьма ощутимую.

При этом, ваш б/у аккумулятор оценивается не абы как, а уже по знакомому вам принципу. По ампер-часам, указанным на этикетке. По весу в специализированных магазинах принесенные на обмен АКБ не оцениваются практически нигде.

В итоге, если вы принесли с такой целью батарею емкостью 60 А*ч, то при цене за один ампер-час в 5 рублей вы получаете скидку на покупку новой в размере 300 рублей. Конечно, при стоимости бюджетного аккумулятора в 5-6 тысяч рублей такая скидка может показаться несопоставимо маленькой. Но, во-первых, есть магазины, которые дают за ампер-час гораздо больше. Во-вторых, у вас могло скопиться больше одного непригодного аккумулятора. В-третьих, это куда лучший вариант, чем просто выбросить опасную для окружающей среды батарею в мусорный бак или на свалку.

Как и в предыдущих случаях, здесь бизнес работает по все тому же принципу. Продавец новых аккумуляторов собирает достаточное количество бывших в употреблении экземпляров, и сдает их оптом на перерабатывающие предприятия. Выгода в том, что их у него примут по удвоенной, а то и утроенной цене, по сравнению с той скидкой, которую получили вы при покупке новой АКБ с обменом на старую.

Вариант №5. Продажа любителям альтернативной энергетики

Этот вариант, в отличие от описанных выше, почему-то во встречающихся аналогичных материалах в Интернете почти никем не предлагается. Видимо, из-за незнания «фишки». А фишка вот в чем. Абсолютно у всех любителей альтернативной энергетики «на балконе», «на даче» или «на крыше» есть одна общая проблема – аккумуляторы для систем на солнечных панелях и ветрогенераторах являются самой большой статьей расхода.

Кроме того, для мало-мальски практичной солнечной станции или ветряка этих самых батарей надо много. А новые стоят они сами знаете сколько. И вот, чтобы сэкономить, повысив шанс на окупаемость альтернативной энергии, многие ее любители находятся в ежедневном поиске именно бывших в употреблении автомобильных аккумуляторов. Зачем им дохлые АКБ? Вопрос вполне справедливый, потому дадим на него ответ.

Дело все в том, что в любой домашней электростанции на солнечных батареях или ветрогенераторах аккумуляторы эксплуатируются в очень и очень щадящих режимах.

  1. Во-первых, заряжаются они стабилизированным при помощи контроллеров напряжением, и сравнительно небольшими токами, а также редко разряжаются в ноль.
  2. Во-вторых, накопленная в нескольких соединенных параллельно аккумуляторах электроэнергия потребляется в сравнительно малых количествах на единицу времени. Сопоставимых с потребляемыми стартером 100-200 А на одну АКБ в таких системах нет, и быть не может.

А это все означает, что даже убитая, но имеющая хоть какую-то способность заряжаться и сохранять энергию АКБ, представляет ценность для владельцев подобных систем. При таких щадящих условиях эксплуатации старый аккумулятор способен прослужить верой и правдой не один год. А учитывая рыночную стоимость таких накопителей энергии, шансы на окупаемость сконструированной в домашних условиях солнечной электростанции, повышаются в разы.

Итого. Если аккумулятор в вашей машине умер не полностью (принимает и держит заряд, но пускового тока уже не выдает), то его вполне можно продать тем, кто занимается альтернативной энергетикой в бытовых масштабах. Такая сделка может оказаться выгодной не только для любителя солнечных панелей и ветрогенераторов, но и для вас. Поскольку за более или менее живую и бодрую АКБ вам могут предложить побольше денег, чем приемщики металлолома и перекупщики аккумуляторов.

Источник

Что я сделал со старым автомобильным аккумулятором, Или вторая жизнь на годы!

Сегодня хочу рассказать Вам о том, что я сделал и как применил автомобильный аккумулятор который уже практически не мог заводить автомобиль. Это я считаю очень полезное продление жизни таким устройствам. Многие наверно знают такое устройство как бесперебойный блок питания (УПС в народе называется) ил ещё бесперебойник. Принцип его работы прост, т.к в нём есть аккумулятор и когда УПС подключен к электрической сети 220 вольт он заряжается, а когда электричества нет, то УПС за счет преобразователей и аккумулятора выдаёт на своём выходе теже 220 вольт и какое то время подключенные через него устройства могут работать. Но основная проблема в том, что емкость аккумулятора обычно не велика в этих бесперебойниках, и его хватает в среднем 30 в зависимости от нагрузки и состояния аккумулятора.

Но я нашел выход из этого положения, как я говорил после покупки нового аккумулятора, у меня остался старый, вроде как ещё не совсем мертвый но на авто уже его ставить нет смысла, так вот что я собственно говоря сделал, я разобрал УПС тот самый бесперебойник ( обычно они разбираются просто , перевернул упс и выкрутил 4 шурупа. Далее вытащил из него его маленький аккумулятор ,т.к он уже был то же дохлый, немного прорезал отверстия в корпусе упс для вывода проводов наружу и подключил свой УПС к автомобильному аккумулятору (см. фото ниже) моей радости не было предела! Такое устройство может работать часами, у меня спокойно работает со всей нагрузкой 4-5 часов. К.с. говоря сильно нагружать УПС нельзя, в том плане ,что лазерные принтера , нагреватели и. т.д. нельзя в него подключать. Мощность УПС обычно указывается на его корпусе ил её можно определить по модели. Не превышайте нагрузку!

У меня на старом аккумуляторе УПС проработал 3 года, потом просто я его поменял на более свежий, т.к. заменил в очередной раз в своём авто.

В планах есть применить УПС в автомобиле, т.е в принципе можно подобрать безопасное место куда можно поставить этот упс , возможно без корпуса, подключить к автомобильному аккумулятору в машине , обязательно поставить отдельно предохранитель и выключатель (сейчас на просторах интернет магазинов есть выключатели с дистанционным управлением) вывести розетку в салон авто или установить под капотом. И будет на вашем авто 220 вольт в любое необходимое время. Обязательно соблюдайте меры предосторожности и защиты и помните всё ,что вы делаете в автомобильной системе вы делаете на свой страх и риск, если есть хоть малейшие сомнения, лучше предоставить дело специалистам.

Вот в принципе и всё о чем я хотел поделиться с Вами.

Источник

Как перерабатывают старые батарейки и аккумуляторы в России

Переработка батареек в России

Российский рынок батареек в последние годы развивается нестабильно: в 2015 и 2016 годах аналитики Discovery Research Group зафиксировали падение объема продаж — в первом случае всего на 1%, зато во втором — почти на четверть. В 2017-м в РФ было реализовано 816 млн элементов питания — при средней цене 43,2 руб. за штуку продажи в денежном выражении превысили 35 млрд руб. Сколько батареек добирается до переработки, эксперты не уточняют, однако для утилизации всего собираемого объема по состоянию на 2019 год фактически хватает мощностей одного завода — челябинского «Мегаполисресурса». Владелец и генеральный директор предприятия Владимир Мацюк пришел к идее подобного бизнеса во время занятий научной деятельностью. Третья глава его кандидатской диссертации была посвящена переработке редких видов отходов, и первой линией «Мегаполисресурса» стало оборудование для утилизации фиксажной жидкости. В этом элементе проявки фотографий содержится много серебра — из 1 л отходов можно получить до 4 г металла.

Со временем рост популярности цифровой фотографии сделал бизнес нерентабельным и мощности завода перепрофилировались под переработку офисной техники и другой электроники. На сей раз металлы «добывались» с печатных плат — в основном речь шла о золоте, серебре и меди.

До батареек Мацюк «добрался» в 2012-м. «Я выступал с докладом на форуме в Челябинске, и меня спросили: А батарейки вы сможете переработать? — вспоминал предприниматель в интервью RecycleMag. Задавшие вопрос активисты тут же передали ему 100 кг «сырья». Батарейки оказались одним из простейших для переработки товаров. Технология умещается в два этапа: измельчение металлической оболочки и сортировка солей цветных металлов. Последние можно использовать для производства новых элементов питания.

Мацюк быстро наладил производственный процесс и принялся активно экспериментировать с материалами, которые приносили «разные люди и организации». Тогда же на фоне роста популярности у населения «зеленых» потребительских привычек раздельно собирать батарейки стали крупные торговые сети. Уже спустя несколько месяцев к «Мегаполисресурсу» обратились IKEA и MediaMarkt — обе компании готовы были собирать и доставлять на завод партии элементов питания. Вскоре к ним присоединился «Вкусвилл». Также среди партнеров завода — один из крупнейших мировых производителей батареек Duracell. В декабре 2017-го на предприятии открыли новую линию, предназначенную исключительно для батареек. В технологии производства при этом ничего кардинально не поменялось — просто раньше элементы питания перерабатывали в «перерывах» между утилизацией электротехники.

Переработка батареек в России остается в зачаточной стадии — и монополия «Мегаполисресурса» тому яркое доказательство: объемы, достаточные для загрузки мощностей других предприятий, просто не собираются, констатировал Мацюк в интервью РБК. По данным СПАРК, в 2018-м выручка завода превысила 7 млн руб., а убыток составил 1,5 млн руб.

Утилизация аккумуляторов

Еще один распространенный элемент питания — аккумуляторные батареи (АКБ). Около 99% компонентов старого аккумулятора можно использовать повторно, поэтому заводы по производству АКБ часто изначально оснащены линией для переработки. Вторсырье достигает 80% в структуре новых элементов.
Для переработки батареи свинец в виде пластин сначала отделяют от пластика, а электролит обезвреживают. В России работают несколько сборщиков свинцового лома. Крупнейший— группа МАГЛЮГ с сетью более чем из двадцати точек сбора по всей стране. Их партнерами становятся предприятия поменьше — например, московский «Энергомет». Эта компания была основана в 2005 году в Магнитогорске и начинала со сбора лома цветных металлов.

Переформатировать бизнес на АКБ пришлось в кризис 2008-го — тогда предприятие привлекло в партнеры Тюменский аккумуляторный завод, вспоминает гендиректор «Энергомета» Олег Заиченко. Обороты бизнеса по утилизации элементов питания стали быстро расти, и вскоре «Энергомет» перебрался в Москву. «Мы потратили много ресурсов, чтобы выйти на столичный рынок с готовой идеей», — говорит Заиченко. В компании была выстроена цепочка от приема аккумуляторного лома у населения до производства и продажи восстановленных АКБ.

Технология переработки проста: измельчение металлической оболочки и сортировка солей цветных металлов. Последние можно использовать в производстве новых элементов питания

По оценкам Заиченко, ежегодный объем продаж на российском рынке аккумуляторов составляет до 10 млн в год в штучном выражении. При переработке вышедших из строя аккумуляторов образуется 200 тыс. т свинца в год. До 1,5 тыс. т приходится на «Энергомет». «Мы заметили, что некоторые батареи не до конца отработали ресурс», — говорит Заиченко. Так компания пришла к идее открытия цеха по восстановлению АКБ. Это именно восстановление, а не переработка: сотрудники «Энергомета» возвращают жизнь батареям, которые потеряли емкость, заряд и другие электрохимические характеристики.

В цехе площадью 400 кв. м АКБ сначала заряжают для проверки на возможность восстановления, а после отправляют на десульфатацию — очистку пластин внутри аккумулятора от сульфата свинца. Затем компания продает восстановленные аккумуляторы в собственной сети магазинов. Цена устройств со средним сроком работы около двух лет варьируется от 1,8 тыс. до 6 тыс. руб.

АКБ, которые в компании не могут восстановить, отправляют на партнерские заводы-переработчики — «Мета 5» в Щелково и «Фрегат» в Воскресенске. Полученный обратно свинец «Энергомет» отправляет на Рязанский аккумуляторный завод — тот производит для компании аккумуляторы, которые она затем продает под собственными брендами. Выручка «Энергомета» в 2017-м составила 25,1 млн руб., прибыль — около 200 тыс. руб.

Экономика батареек

  • $141 млрд составит объем мирового рынка батареек в 2022 году.
  • 35,2 млрд руб. — на такую сумму было продано батареек в России в 2017 году.
  • 7,1 млн руб. заработал завод по переработке батареек «Мегаполисресурс» в 2017 году.
  • Около $4 млрд в год составляют продажи батареек Duracell и Energizer.
  • Более 10 млрд щелочных батареек производят во всем мире каждый год.
  • 276 млн т составит объем токсичного лома в Китае к 2020 году.
  • 44% батареек из общего объема собранных переработано в странах ЕС в 2017 году.

Мировой опыт в переработке батареек

Китай: литиевый кризис

Главная угроза для Китая — резкий рост объема отработавших свой срок литийионных батарей: литий и кобальт гораздо опаснее для окружающей среды, чем магний, калий и цинк в щелочных батарейках. Этот риск связан с бумом мобильной техники и электромобилей и уже не носит теоретический характер: к 2020 году объем токсичного лома в КНР может достигнуть 276 млн т, сообщал Reuters. При планах выпуска до 2 млн машин с электродвигателями в год масштаб проблемы будет только нарастать. Власти уже сделали прозрачной систему мониторинга переработки таких аккумуляторов и обязали заниматься утилизацией гигантов автопрома.

США: контейнеры для населения

80% батареек, производимых в США, щелочные. При этом закон, требующий их обязательной переработки, действует только в Калифорнии.
В других штатах проблему населению помогают решить компании вроде Retriev Technologies. Они производят специальные контейнеры для сбора электрохимических отходов стоимостью от $65 до $800. Цена зависит от объема и типа батареек. В нее также включены расходы на транспортировку. Получив сырье, компания продает его заводам-переработчикам. Также приемом занимаются крупные ретейлеры, например Walmart.

Источник

Оцените статью