Что делать чтобы зимой аккумулятор не замерз

Замерз аккумулятор автомобиля. Почему? Что делать? Как избежать?

Замерзла АКБ автомобиля. Возможно ли такое в принципе? Зачастую на автомобильных форумах пользователи спрашивают – почему это произошло и что в таком случае делать?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо вникнуть в суть химических процессов, происходящих в батареях при отрицательных температурах.

Вообщем то, замерзнуть автомобильный аккумулятор может.

Он замерзает всего лишь по одной причине. Но прежде необходимо вспомнить устройство обычного свинцово-кислотного аккумулятора.

Устройство обычного свинцово-кислотного аккумулятора

Внутри АКБ находятся шесть маленьких энерговырабатывающих элемента – банок. В каждом элементе – два набора электродов. Они состоят из восьми перекрывающихся пластин – по 16 пластин в каждом элементе. Все вместе пластины формируют компактную сетку.

Чем больше общая поверхность сетки, тем больше энергии она вырабатывает. Благодаря тому, что пластины соединены внахлест, АКБ достаточно мала, чтобы поместиться под капотом. Положительная сетка, покрытая свинцовым суриком, притягивает электроны. Отрицательная сетка, покрытая свинцом, отталкивает электроны.

Как вы знаете, банки герметичны и изолированы друг от друга, т.е. они не соприкасаются друг с другом. В банках находится электролит. Сами банки соединены перемычками последовательно и общий заряд у заряженной батареи около 12,6-12,8 В.

Сам корпус аккумулятора и его пластины замерзнуть не могут. Замерзает именно электролит.

Давайте вспомним – электролит состоит на 35% из серной кислоты H2SO4 и 65% — дистиллированной воды – H2O.

У заряженной батареи электролит имеет плотность 1,27-1,29 г/см3, т.е. 1,27 грамма серной кислоты находится в 1 кубическом сантиметре воды.

При такой плотности электролита АКБ выдерживает температуру

-35÷40°С и он не замерзнет. Для средней полосы России этого вполне достаточно, чтобы батарея не замерзала. Но если вы живете в районах Крайнего севера, то плотность электролита зимой повышают до 1,3 г/см3.

Что же происходит с аккумулятором, который разряжен?

Ну, например, вы оставляете машину на пару месяцев или даже больше (некоторые оставляют на всю зиму) на стоянке. Клеммы у вас накинуты на аккумулятор и микротоки начинают «высасывать» заряд из вашей батареи. Плюс необходимо учитывать, что у каждого аккумулятора есть такой показатель как саморазряд.

Соответственно, заряд падает с 12,6В до 10,5-10,7 В. Это глубоко разряженный АКБ. Плотность электролита падает до 1,11 г/см3. При разряде из электролита активная масса пластин начинает поглощать серную кислоту – концентрация воды растет. Процентное соотношение кислоты и дистилированной воды становится 25-30 Х 70-75.

При такой плотности электролита замерзание наступит при температуре -7°С, соответственно, электролит превращается в кристаллики и батарея замерзает.

Бока корпуса аккумулятора становятся выпуклыми и иногда их разрывает.

При попытке запустить автомобиль с таким аккумулятором вы получаете отрицательный результат.

Как отогреть замерзший аккумулятор?

Если в результате внимательного осмотра замерзшей АКБ выясняется, что корпус не подвергся растрескиванию (разрыву) – её нужно аккуратно снять с автомобиля и бережно доставить в помещение, в тепло.

Желательно поставить в какой-нибудь тазик и поместить ближе к батарее центрального отопления. Никакой горячей воды в тазик наливать нельзя, согревание должно происходить естественным образом.

Со временем выпуклые стенки примут первоначальное нормальное состояние (выпрямятся). Если корпус батареи не поврежден, то электролит опять станет жидким.

Ну а если корпус поврежден и появились трещины, то после согревания электролит начнет вытекать в тазик.

Если нет прорывов, то просто ставим аккумулятор на зарядку на малых токах примерно 8-10 часов. В данном случае спешить нельзя, иначе если заряжать нормальным током, то можно загубить АКБ.

По окончании заряда плотность электролита должна восстановиться до значений 1,27-1,29 г/см3. Это в идеальном случае.

На практике таким способом восстанавливается около 50% замерзших аккумуляторов. Почему такое происходит?

Даже если не разорвало корпус, то есть большая вероятность, что какие то из отсеков АКБ станут серыми или чёрными. Это можно заметить, если корпус выполнен из полупрозрачного материала. О чём это говорит? Нарушены внутренние пластины в банках, это приговор аккумулятору – восстановлению он не подлежит.

При замораживании лед распирает и разрывает пластины в банке. Частицы активной массы и свинца осыпаются на дно банки, что приводит к её неработоспособности. После окончания процесса заряда напряжение на клеммах будет не 12,6-12,8 В, а, соответственно, минус 2 В. В итоге получаем

10 В. При таком напряжении автомобиль никогда не заведется.

Что делать с такой батареей? Выход один – идти покупать новую. Заменить поврежденную банку, в принципе, можно. Но простому автолюбителю это не под силу.

Бывают ситуации, когда нужно очень срочно восстановить замерзший аккумулятор. Как это сделать – вы узнаете, посмотрев это видео:

Подтверждения или опровержения такого способа не встречал, на практике не применял, вполне возможно, он имеет право на существование.

Что делать, чтобы аккумулятор не замерзал?

Существует 5 несложных правил:

  1. Всегда содержать зимой аккумулятор в заряженном состоянии. Проверяйте напряжение на нём, по возможности – плотность электролита, состояние токовыводов и клемм.
  2. Если оставляете автомобиль на длительное время на улице – отсоединяйте клемму.
  3. Вообще отсоединяйте аккумулятор и забирайте его домой или в теплое помещение. Он будет разряжаться на счет эффекта саморазряда, но это все же лучше, чем если он замерзнет.
  4. Проверяйте бортовую систему на утечки энергии. Если на иномарках мы поворачиваем ключ зажигания, вытаскиваем и все отключается, то с отечественными авто не все так благополучно. Многие народные «умельцы» ставят всякие сабвуферы, магнитолы, да даже видеорегистраторы, которые работают всю ночь. За ночь зимой этот видеорегистратор или магнитола просто убивают ваш аккумулятор, высаживают его в ноль. С утра машина минимум не запустится, а если будут сильные морозы и батарея будет сильно «убита», плотность электролита упадет до минимума. Аккумулятор 100% замерзнет.
  5. Подогрев АКБ генератором автомобиля. По этому поводу полезная информация есть в статье о термокейсе.
    Автор надеется, что написал полезную статью. Если Вы так считаете – оставляйте свои комментарии и пожелания!

Источник

Аккумуляторы и батареи

Информационный сайт о накопителях энергии

Что делать, если замерз аккумулятор автомобиля

Даже в средней полосе России зимой нередки морозные ночи. Что делать, когда в аккумуляторе замерзает зимой электролит? Не всегда прибор безнадежно испорчен. В начале, когда жидкость замерзла не полностью, еще можно спасти аккумулятор от деформации, вызванной увеличением объема льда. Причины замерзания электролита, предупреждение проблемы и способы реанимации батареи должен знать каждый автолюбитель.

Замерз электролит в аккумуляторе, что делать?

Самое неприятное, что может ждать владельца авто зимним утром, не открывается дверь в салон, не заводится машина. Оказывается, замерз электролит в аккумуляторе, он сел. Такое случается при низком заряде АКБ. Если с вечера автомобиль оставлен с малым зарядом аккумулятора, который за ночь еще сядет – жди беды.

Признаками того, что аккумулятор замерз, служат выпуклые стенки корпуса, покрытые инеем. Что делать, если в стужу замерз аккумулятор в машине?Чтобы добиться полного промораживания банок нужно постараться:

  • оставить разряженный старенький аккумулятор на морозе на сутки и больше;
  • создать большую утечку тока в цепи, которая станет причиной, когда даже новый аккумулятор замерзнет, посадив заряд на ноль;
  • обеспечить длительный простой машины с аккумулятором на морозе.

АКБ предназначены для работы при температуре от +60 до – 40 градусов, но при этом должны соблюдаться условия, от которых зависит работоспособность батареи. Что делать, если случилась авария, замерз аккумулятор? Самой грубой ошибкой считается подключение прибора к заряднику тотчас. Возможно, произошла внутренняя деформация пластин и сепаратора, появились трещины в корпусе. Все зависит, до какой степени промерз электролита в авто аккумуляторе.

  • извлечь аккумулятор из автомобиля;
  • произвести наружный осмотр на наличие трещин, подтеков;
  • поместить аккумулятор в эмалированную посуду и оставить, пока лед растает, бока «сдуются», иней на корпусе сойдет;
  • при отсутствии явных признаков деформации замерзшего аккумулятора, его можно заряжать по особому графику.

Прежде нужно удостовериться с помощью лакмусовой бумажки, что влага на корпусе безвредна. Не покраснела ли индикаторная полоска? Микротрещины могут быть незаметными глазу, но электролит их найдет. Если аккумулятор с крышками, возьмите пробу электролита на прозрачность.

Если по каким либо причинам замерзший аккумулятор необходимо быстро реанимировать, как его зарядить? Для того чтобы ускорить таяние можно включить тепловую пушку, но нельзя замерзший аккумулятор сразу помещать в горячую воду. Можно поместить корпус в прохладную среду и поднимать температуру, постепенно подливая воду. Делать это нужно в эмалированной посуде и защитной одежде.

Предлагаем посмотреть видео, где специалист объясняет, что делать, если замерз аккумулятор.

Может ли замерзнуть электролит в аккумуляторе

Чистая вода замерзает при 0 0 С. В растворах солей и кислот температура замерзания зависит от концентрации и вида вещества. В аккумуляторах в качестве электролита используется раствор серной кислоты. От его концентрации зависит накопление энергии в элементах, и при какой температуре происходит замерзание жидкости.

Для того чтобы вода в аккумуляторе замерзла до состояния монолитного куска льда необходимо его полностью разрядить, охладить до температуры окружающей среды. Расширяющийся лед порвет корпус, банки вздуются, пластины изогнутся. Можно ли ставить на зарядку глубоко замерзший аккумулятор? Нет. Деформированный прибор годится только на утилизацию.

Почему замерзает аккумулятор зимой

В любом аккумуляторе идет непрерывная окислительно-восстановительная реакция. Когда прибор разряжается, на его пластинах оседает нерастворимый осадок сульфата свинца. И тогда электролит становится менее концентрированным. Если это происходит зимой, возникают условия для замерзания электролита в аккумуляторе. Вот почему на зиму устанавливают новый АКБ, без признаков сульфатирования и следят за уровнем заряда. Предлагаемая таблица реально показывает состояние прибора, в зависимости от плотности электролита

Все больше автолюбителей пользуются одноразовыми кальциевыми батареями. Их герметичность не позволяет проверить состояние электролита. Значит, контроль следует вести по напряжению разомкнутой цепи. Если замерзли банки в кальциевом аккумуляторе, его следует разморозить в щадящих условиях, подзарядить и протестировать. Зачастую такой прибор не восстанавливается.

Физико-химические процессы всегда происходят в отведенных параметрах. Если замерз аккумулятор автомобиля, значит, нарушены условия эксплуатации. Почему замерзает электролит – его концентрация ниже точки образования кристаллов. Аккумулятор замерзает зимой, так как летом температура окружающего воздуха больше -7 0 , самой низкой концентрации электролита, соответствующей плотности 1,11 г/см3. Может ли аккумулятор замерзнуть весной или осенью? Может, если создать соответствующие условия для разрушения устройства.

Зарядка замерзшего аккумулятора

После того как вода, которая замерзла внутри корпуса аккумулятора растаяла, видимых деформаций и утечек не обнаружено, его нужно реанимировать. При этом соблюдаются щадящие условия.

Как нужно заряжать замерзший аккумулятор автомобиля? Специалисты советуют использовать только автоматическое зарядное устройство. Именно этот инструмент может обеспечить полный заряд батареи. На первом этапе используется импульсный ток, который снимет сульфатный осадок с пластин. Основная зарядка проводится бережно, используется 5 % зарядного тока от емкости батареи. Так, АКБ на 60 А должна подзаряжаться током 3 А в течение 8-10 часов. В дальнейшем сила тока еще понижается, и зарядка доводится до нормы 12,6 В.

Если есть возможность, необходимо убедиться что электролит прозрачный, без признаков осыпания пластин. Мутная жидкость свидетельствет о присутствии внутренних изменений. В банках возможно короткое замыкание, пластины осыпаются. Аккумулятор не пригоден к дальнейшей эксплуатации.

Давать излишний заряд аккумулятору, который только что замерз, не следует. В дальнейшем, на морозе батарея может создать новые проблемы, для летней эксплуатации годится.

Признаки, когда замерзает одна банка в аккумуляторе

Итак, установлено, замерзли все банки в авто аккумуляторе. Что делать? Необходимо дождаться, когда пройдет оттаивание и зарядка аккумулятора. При полной зарядке всех элементов общий заряд аккумулятора составит 12,6 В. При этом каждая, из соединенных последовательно банок дает 2,1 В. Заряд 10,5 В? Не работает один элемент. И это является поводом для признания аккумулятора негодным по причине замерзания.

Определить в автомобильном аккумуляторе с пробками, какая именно батарея пришла в негодность от того, что замерзла, можно ареометром. Плотность электролита в бракованной банке будет намного ниже, чем в других. У вас есть выбор, заменить негодную банку или утилизировать батарею.

Как предотвратить условия, когда аккумулятор замерзает

Подготовка автомобиля к работе в зимних условиях связана с утеплением тем или иным способом АКБ. Это важно для автомобилей с малым пробегом и частыми длительными стоянками. Для зимы нужно использовать электролит большей плотности, который замерзает при более низкой температуре. В северной местности актуально купить зимний аккумулятор с емкостью на 20% больше стандартной.

Более частые замеры утечек в бортовой системе, проверка работоспособности генератора, заботливое отношение к АКБ позволят даже в сильный мороз заводить авто с легкостью.

Источник

Читайте также:  Аккумуляторы для айфона pisen
Оцените статью