Чиллер с аккумулятором холода

Системы с аккумулятором холода

Существуют аккумуляторы-резервуары вытеснительного и опорожнительного типов, причем для второго типа внутренние потери меньше на величины до 20% аккумулированной энергии. Использование источников естественного и искусственного холода для зарядки аккумуляторов холода предполагает пространственное распределение источника и аккумулятора-резервуара.

Уменьшение геометрических размеров аккумуляторов-резервуаров обычно достигается путем использования для аккумуляции теплоты или холода теплоты фазового перехода. Не останавливаясь из экологических соображений на аккумуляторах холода с рассолами, водными растворами кристаллогидратов и т. п., проведем анализ аккумуляторов холода, использующих теплоту фазового перехода вода — лед. Намораживание слоя льда на теплообменной поверхности испарителя толщиной 20— 40 мм приводит к уменьшению коэффициента теплопередачи в 2—2,5 раза и снижению температуры кипения хладагента.

Снижение же температуры кипения хладагента на 1°С в диапазоне —10 −20°С приводит к снижению холодопроизводительности и соответственно увеличению расходов электроэнергии на производство холода до 2% В итоге намораживание льда при температурах кипения —15 −20°С обусловливает потери электроэнергии до 20—35% против значений для температур кипения в области —5-7°С при охлаждении в испарителе ледяной воды. Аккумуляция холода путем производства чешуйчатого льда при его толщине на теплообменной поверхности до 2—3 мм более экономична, поскольку коэффициент теплопередачи выше, чем при толщинах льда около 20—30 мм. Однако в этом случае требуется более интенсивное намораживание льда, которое достигается также при температурах кипения хладагента не выше —17 —18°С (иначе на поверхности вместо кристаллического льда намораживается водоледяная смесь).

Отрицательную роль при использовании аккумуляторов холода с намороженным льдом играет и кинетика его таяния, определяемая разнонаправленным действием градиента температур и подъемной архимедовой силы, обусловленной аномальной зависимостью плотности от температуры. Аккумулированный таким образом холод трудно полностью использовать при резкопеременной в нем потребности. Последнее выражается в том, что не удается стабилизировать температурный уровень ледяной воды и тем самым гарантировать охлаждение жидкостей и продуктов до требуемой температуры.

Читайте также:  Чем удалить кислоту от аккумулятора

Источник

Экономика систем кондиционирования воздуха с аккумулятором холода

Ю. М. Селиверстов, генеральный директор ООО «ТехноИнжПромСтрой», otvet@abok.ru

В. В. Ефремов, ведущий инженер ООО «ТехноИнжПромСтрой»

О преимуществах использования аккумуляторов холода в системах кондиционирования воздуха хорошо известно – это техническое решение применяется за рубежом с середины прошлого века. Однако реальный опыт проектирования и строительства таких систем в России на сегодняшний день исчисляется единичными объектами. Количество действующих в Москве объектов с аккумуляторами холода можно пересчитать по пальцам одной руки. При этом количество объектов с крупными холодильными станциями на основе чиллеров исчисляется сотнями. Считается, что применение аккумуляторов холода оправданно начиная с величин холодопроизводительностей в 1 МВт. В настоящей статье мы покажем, что это не совсем так.

Рассмотрим пример холодильной станции офисного здания площадью 1500 м 2 . Пиковые дневные тепловыделения на данном объекте составили 78 кВт при суточном потреблении холода 740 кВт·ч. Для сравнения взята традиционная система «чиллер – фэнкойл», рассчитанная на пик тепловыделений, и системы с тремя различными по емкости аккумуляторами холода. Теплоемкости аккумуляторов холода взяты равными 90, 270 и 450 кВт·ч.

При расчетах принято, что аккумуляторы холода заряжаются в период с 23.00 до 7.00. Это позволяет наиболее полно использовать преимущество низкого ночного тарифа на электроэнергию. На рис. 1, 2 и 3 представлены суточные графики распределения холодильной нагрузки при использовании аккумуляторов различной емкости.

Диаграмма суточного распределения холодильной нагрузки при использовании аккумулятора холода емкостью 90 кВт·ч

Диаграмма суточного распределения холодильной нагрузки при использовании аккумулятора холода емкостью 270 кВт·ч

Диаграмма суточного распределения холодильной нагрузки при использовании аккумулятора холода емкостью 450 кВт·ч

Рассмотрим экономические аспекты применения аккумулятора емкостью 270 кВт·ч. В табл. 1 приведено сравнение двух систем: традиционной системы с чиллером и фэнкойлами, где чиллер рассчитан на покрытие пиковой нагрузки в 74 кВт, и системы с чиллером и фэнкойлами совместно с аккумулятором холода. Применение аккумулятора холода емкостью 3 м 3 позволило снизить мощность холодильной машины с 74 до 49 кВт. Инвестиционные затраты при этом снизились на 27,2%. В расчете помимо стоимости оборудования учитывалась также стоимость подключения электрических мощностей. В качестве затрат на подключение электрической мощности взята цифра в 60 тыс. руб./кВА.

Таблица 1
Сравнение инвестиций в аккумулятор емкостью 270 кВт·ч
Традиционная система
«чиллер – фэнкойлы»
Система с
аккумулятором холода
Оборудование Холодильная машина 74 кВт
Стоимость: 0,89 млн руб.
Холодильная машина 49 кВт,
аккумулятор холода
270 кВт·ч (3 м 3 ),
дополнительная арматура
Стоимость: 0,79 млн руб.
Подключение
электри-
ческих
мощностей
28 кВт
Стоимость: 1,68 млн руб.
18 кВт
Стоимость: 1,08 млн руб.
Итого 2,57 млн руб. 1,87 млн руб.

Помимо начальных капитальных затрат, необходимо также рассмотреть изменение эксплуатационных затрат. При применении аккумулятора холода примерно 40% потребляемой электроэнергии приходится на время, когда действует ночной тариф, размер которого в 4 раза ниже пикового. За счет этого суточная экономия на оплате электроэнергии получается равной 20,7% (табл. 2).

Таблица 2
Сравнение эксплуатационных затрат для аккумулятора емкостью 270 кВт·ч
Суточная зона Тариф,
коп.
Традиционная система
«чиллер – фэнкойлы»
Система с аккуму-
лятором холода
Потребление,
кВт·ч/сут.
Плата,
руб.
Потребление,
кВт·ч/сут.
Плата,
руб.
Ночь (с 23.00 до 7.00) 95 118,3 112,3
Пик (с 7.00 до 10.00
и с 17.00 до 21.00)
380 75,6 287,3 53,9 204,8
Полупик
(с 10.00 до 17.00
и с 21.00 до 23.00)
320 194,0 620,8 125,8 402,5
Итого 908,1 719,6

В табл. 3 приведены сводные экономические показатели для трех аккумуляторов холода различной емкости. Применение аккумулятора энергоемкостью 90 кВт·ч позволяет получить снижение начальных инвестиций и эксплуатационных расходов соответственно на 7 и 11%. Величины могут показаться небольшими, однако установка такого аккумулятора практически не влияет на требуемые под насосную станцию площади, поскольку аккумулятор холода имеет емкость 1 м 3 и сравним по габаритам с остальным оборудованием. Аккумулятор емкостью 270 кВт·ч позволяет достигнуть более значительных показателей снижения эксплуатационных (20,7%) и инвестиционных (27,2%) затрат. Аккумулятор большей емкости, как видно, еще более снижает затраты на оплату электроэнергии, но увеличивает начальные затраты. Это обусловлено тем, что для зарядки аккумулятора большой емкости за 8 ч действия ночного тарифа требуется мощная холодильная машина, которая работает при частичной загрузке в дневное время.

Сравнение экономических показателей применения аккумуляторов холода

В табл. 3 также представлен расчет стоимости жизненного цикла холодильной станции при условии годовой выработки холода 90 тыс. кВт·ч в четырех вариантах: системы без аккумулятора холода и систем с аккумуляторами энергоемкостью 90, 270 и 450 кВт·ч. На рис. 4 построена аппроксимированная кривая стоимости жизненного цикла в зависимости от коэффициента замещения аккумулятором суточного потребления холода. Видно, что для офиса с временем работы днем в течение 10 ч и зарядкой аккумулятора в течение 8 ч ночью (время действия низкого ночного тарифа) оптимальным с точки зрения затрат является аккумулятор энергоемкостью около 30–40% от суточного холодопотребления. Такая оптимизация проста и может быть проведена для каждого конкретного случая, в зависимости от режима работы объекта и особенностей суточной кривой тепловыделений.

Стоимость жизненного цикла при различных коэффициентах замещения аккумулятором холода суточного потребления холода

На сегодняшний день на российском рынке отсутствуют отечественные производители аккумуляторов холода для систем кондиционирования – данный класс оборудования представлен исключительно зарубежными производителями. Авторами статьи в рамках федеральной программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы» разработана и испытана собственная оригинальная конструкция аккумулятора холода. Принцип аккумулирования холода основан на фазовом переходе воды в твердое состояние. Это позволяет достигать высокой плотности аккумулирования холода, достигающей 70 кВт·ч/м 3 . Отбор тепла от воды осуществляется высокоэффективным теплообменником, погруженным в объем воды. Теплообменник выполнен в виде плоских секций, каждая из которых представляет собой змеевик из тонкостенной гофрированной трубки, уложенной с определенным интервалом. Толщина стенки трубок 0,3 мм, материал – нержавеющая сталь. Гофрированная поверхность стенки трубок позволяет увеличить интенсивность теплообмена на 15% по сравнению с плоской стенкой. Теплообменник выполнен по бифилярной схеме, при которой направление движения теплоносителя в соседних плоских секциях противоположно. За счет этого замораживание воды в аккумуляторе холода происходит равномерно во всех сечениях. К сборным коллекторам секции теплообменника подсоединяются через резьбовые фитинги, что увеличивает гибкость конструкции и ремонтопригодность теплообменника. На сегодняшний день разрабатывается типоразмерный ряд аккумуляторов холода различной емкости и идет подготовка к их серийному производству. Данная разработка конкурентоспособна по цене по сравнению с зарубежными аналогами и не уступает им по техническим характеристикам. Экономический анализ, приведенный в этой статье, выполнен на основе этой разработки.

Источник

Аккумуляторы холода в кондиционировании

Системы кондиционирования воздуха с аккумулятором холода.

При проектировании систем кондиционирования общественных зданий часто используется схема холодоснабжения с применением чиллеров и фэнкойлов. Холодильные машины рассчитываются на покрытие пиковых тепловыделений в здании. При этом пиковые нагрузки зачастую являются кратковременными и основное время холодильные машины работают на 40-60% от своей максимальной мощности. Суммарное время наработки при полной мощности холодильных машин часто не превышает 100 часов в год. Фактически заказчик вынужден нести затраты на дополнительные мощности оборудования, которые используются с низким коэффициентом загрузки. Кроме того немаловажным моментом является подключение электрических мощностей для запитывания холодильной станции. В таблице 1 показаны тарифы на подключение электрических мощностей в Москве. Типичной является ситуация, когда инвестиции в подключаемые электрические мощности сопоставимы со стоимостью оборудования холодильной станции и его монтажа.

Табл.1. Р азмер платы за присоединение к электрическим сетям МОЭК (2010г.).

Размер платы, руб./кВА (без НДС)

В пределах садового кольца

Между садовым и третьим транспортным кольцом

Между третьим транспортным кольцом и МКАД

За пределами МКАД

Эфффективным решением по снижению затрат является включение в схему холодильной станции аккумулятора холода. Это решение несмотря на очевидные преимущества, которые далее будут показаны, все еще не находит широкого применения в нашей стране. Рассмотрим пример, где сравниваются инвестиции в случае традиционной холодильной станции и станции с аккумулятором холода. Взят потребитель с пиковым тепловыделением в 1000кВт. В табл.2 представлено сравнение инвестиционных затрат для традиционной системы и системы с аккумулятором. Аккумулятор выбран с коэффиентом замещения 55%, то есть покрывает более половины дневной нагрузки. Применение аккумулятора холода позволяет снизить суммарные инвестиционные затраты более чем на 40%. В качестве тарифа за присоединение электрических мощностей взят самый низкий тариф для Москвы, для зоны за пределами МКАД, который составляет

1.500 Евро/кВА (см.табл.1).

Табл.2. Сравнение инвестиций.

Система с аккумулятором

Холодильные машины по 500кВт 2шт.

Воздухоохладители по 670кВт 2шт.

Итого: 400.000 Евро

Холодильная машина 450кВт, воздухоохладитель 600кВт — 180.000 Евро

Дополнительные насосы, теплообменник и материалы — 35.000Евро

Аккумулятор холода 46м 3 — 50.000Евро

Итого: 265.000 Евро

Подключение электрических мощностей

350кВт, 525.000 Евро

158кВт, 237.000 Евро

Помимо снижения начальных инвестиционных затрат применение аккумулятора холода позволяет снизить эксплуатационные затраты. При использовании на объекте многотарифных счетчиков возможно значительно снизить оплату за электроэнергию. В табл.3 показаны тарифы для Москвы при использовании многотарифных счетчиков. Большая часть потребляемой энергии при применении аккумулятора приходится на ночное время, когда холодильные машины заряжают аккумулятор. Это следует учитывать при проектировании таких систем и стараться «уложить» время зарядки аккумулятора в период действия самого низкого ночного тарифа. Это позволит уменьеньшить оплату за электроэнергию, потребляемую холодильной станцией на 20-40%.

Табл.3. Тарифы на электроэнергию в Москве.

день (с 7-00 до23-00)

ночь (с 23-00 до 7-00)

ночь (с 23-00 до 7-00)

пик (с 7-00 до 10-00
и с 17-00 до 21-00)

п/пик (с 10-00 до 17-00
и с 21-00 до 23-00)

Авторами разработана и испытана оригинальная конструкция аккумулятора холода. Аккумуляция холода происходит за счет использования скрытой теплоты замерзания воды. Это позволяет получать значения плотности аккумуляции до 70 кВт*ч/м3. Аккумулятор представляет собой трубчатый теплообменник, погружаемый в ёмкость с водой. Теплообменник состоит из отдельных кассет, которые устанавливаются в емкости параллельно на фиксированном расстоянии друг от друга. Кассеты объединяются коллекторами в единый теплообменник. Каждая кассета представляет собой змеевик из труб, определенным образом уложенных и закрепленных на гофрированном алюминиевом листе (см.рис.1).

Рис.1 Кассета аккумулятора холода.

Во время зарядки аккумулятора по трубкам теплообменника подаётся охлажденный до -5. -8оС раствор этиленгликоля. На поверхности трубок начинает намерзать лёд. Зарядка продолжается до тех пор, пока вся вода в межтрубном пространстве теплообменника не перейдет в твердое состояние. Во время разрядки раствор этиленгликоля имеет температуру на входе +10оС и отдавая тепло льду, постепенно растапливает его. Разработана физико-математическая модель режимов работы аккумулятора холода и соответствующая программа расчета аккумулирования.
На рис.2 представлены температурные графики испытаний разработанного аккумулятора холода в режиме зарядки. Время полной заморозки всего объема воды в аккумуляторе от температуры 23оС не превышает 9 часов. Полной зарядкой аккумулятора считается момент, когда показания термопары, установленной поседине между трубками соседних кассет становятся ниже 0 оС. Расстояние между стенками трубок соседних кассет составляет 80 мм, поэтому контрольная термопара устанавливается на расстоянии 40 мм. Стоит отметить что в условиях работы аккумулятора в реальной системе начальная температура воды в режиме не будет превышать 12-14°С, что соответствует температуре обратки в системе. При таких условиях время полной зарядки не превысит 8 часов. Это означает что полная зарядка аккумулятора может быть осуществлена во время действия ночного тарифа, без захвата утреннего и вечернего пикового тарифа. Ночной тариф в 4 раза ниже пикового и в 3,3 раза ниже дневного.

Рис.2 Температурные зависимости при испытаниях аккумулятора холода

Как уже указывалось выше, на сегодняшний день опыт применения аккумуляторов холода в нашей стране не столь широк. Авторами при проектировании торгового комплекса «Castorama» площадью 9000м2 применен аккумулятор холода емкостью 50м3 теплоемкостью 2600кВт*ч. И это позволило снизить мощность холодильных машин и подключаемых к ним электрических мощностей на 30%.

Рис.3 Схема холодильной станции торгового комплекса « Castorama »

В настоящее время в рамках государственного контракта с министерством образования и науки ведутся работы по освоению опытно-промышленного производства аккумуляторов холода для систем кондиционирования воздуха емкостью 90, 270, 480 кВт*ч. По модульному принципу из них можно будет скомпоновать аккумуляции холода необходимой емкости.
Снижению нагрузки на систему холодоснабжения также способствовало применение эффективных приточно-вытяжных агрегатов с утилизацией теплоты вытяжного воздуха. Благодаря оптимизации воздухораспределения компактными струями по схеме «сверху-вниз» удалось оптимизировать количество агрегатов и получить значительное снижение инвестиционных затрат. По итогам всероссийского конкурса по экологическому девелопменту и энергоэффективности «GREEN AWARDS» в 2011г. проект был признан победителем в номинации «торговая недвижимость».
Подводя итог, стоит отметить, что применение аккумуляторов холода помимо собственных преимуществ, может сочетаться со многими другими энергоэффективными решениями, такими как утилизация теплоты конденсации хладагента, рекуперация теплоты вытяжного воздуха и т.д. Применение всех этих решений вместе позволяет вывести эффективность работы системы кондиционирования на качественно новый уровень.

А.Л. Наумов – генеральный директор ООО «НПО ТЕРМЭК»
Ю.М.Селиверстов – генеральный директор ООО «ТехноИнж»
В.В. Ефремов – аспирант ОАО «ЦНИИпрозданий»
Г.В.Протасов – ведущий инженер ООО «НПО ТЕРМЭК»

Источник

Оцените статью