- Безопасность
- Чем опасны литиевые аккумуляторы?
- Обеспечение безопасности
- Опасные тенденции
- Черный кот в мешке
- Охота на ведьм
- Li-Ion аккумуляторы — правда и мифы.
- Вред литиевых аккумуляторов
- Как аккумуляторы влияют на окружающую среду
- Что мы можем сделать
- Опасны ли литий-ионные аккумуляторы?
- Производственные недостатки
- Неправильные действия пользователей
- Проблемы с зарядным устройством
- Высокая конкуренция в отрасли
Безопасность
Чем опасны литиевые аккумуляторы?
Аккумуляторы в 1000 раз безопаснее автомобиля. Как обезопасить себя и свою семью от возгорания и взрыва аккумуляторов?
По статистике ГИБДД, за 2018 год в России произошло 168 тысяч дорожных происшествий, погибло 18 тысяч и ранено 215 тысяч человек. Шанс попасть в аварию есть у 0,1% россиян. Литиевые аккумуляторы являются условно опасными изделиями. Вероятность возгорания или взрыва качественного аккумулятора составляет 1 на 1 миллион (0,0001%). Это в 1000 раз меньше, чем вероятность попасть в автомобильную аварию и совсем не повод отказываться от использования мобильных устройств.
Покупая контрафактные аккумуляторы, вы подвергаете себя большему риску, по сравнению с неправильной эксплуатацией правильных аккумуляторов. Поддельные аккумуляторы составляют основную группу риска.
Обеспечение безопасности
Опасные тенденции
Черный кот в мешке
Охота на ведьм
Внимание, вопрос: поддельные аккумуляторы перевозятся как аккумуляторы или как что?
Часто задаваемые вопросы:
Какую опасность представляют аккумуляторы?
- Литиевые аккумуляторы могут самовозгореться и взорваться.
- Наибольшая опасность возникает при заряде.
- Аккумуляторы не детонируют.
Как обеспечить безопасность аккумуляторов?
- Не покупать подделку.
- Соблюдать правила безопасной эксплуатации.
Как перевозить аккумуляторы?
- По общему правилу в багаже запрещено, в ручной клади разрешено.
- На всякий случай уточните перед поездкой правила провоза аккумуляторов в авиакомпании.
Источник
Li-Ion аккумуляторы — правда и мифы.
2.5 В Li-Ion аккумулятор начинает очень быстро деградировать, и даже одна такая разрядка может существенно (до 10%!) уменьшить его емкость. К тому же при разряде до такого напряжение штатным зарядником зарядить его уже не получится — при падении напряжения ячейки аккумулятора ниже
3 В «умный» контроллер отключит ее как поврежденную, а если такие ячейки все — аккумулятор можно нести на помойку.
Но тут есть одно очень важное но, о котором все забывают: в телефонах, планшетах и других мобильных устройствах рабочий диапазон напряжений на аккумуляторе это 3.5-4.2 В. При опускании напряжения ниже 3.5 В индикатор показывает ноль процентов заряда и аппарат выключается, но до «критических» 2.5 В еще очень далеко. Это подтверждается тем что если подсоединить к такому «разряженному» аккумулятору светодиод то он может гореть еще долгое время (может кто-то помнит что раньше продавались телефоны с фонариками, которые включались кнопкой независимо от системы. Так вот там лампочка продолжала гореть и после разрядки и выключения телефона). То есть как видно при штатном использовании разрядки до 2.5 В не происходит, а значит разряжать акум до нуля процентов вполне можно.
Миф второй. При повреждении Li-Ion аккумуляторы взрываются.
Все мы помним «взрывной» Samsung Galaxy Note 7. Однако это скорее исключение из правил — да, литий очень активный металл, и взорвать его в воздухе нетрудно ( а в воде он и сам очень ярко горит). Однако в современных аккумуляторах используется не литий, а его ионы, которые куда менее активны. Так что чтобы произошел взрыв нужно сильно постараться — или повредить заряжающийся аккумулятор физически (устроить короткое замыкание), или заряжать очень высоким напряжением (тогда он сам повредится, однако скорее всего контроллер банально сгорит сам и не даст заряжать аккумулятор). Поэтому если у вас вдруг в руках оказался поврежденный или дымящийся аккумулятор — не стоит бросать его на стол и убегать из комнаты с криками «мы все умрем» — просто положите его в металлическую тару и вынесите на балкон (чтобы не дышать химией) — аккумулятор будет тлеть какое-то время и потом потухнет. Главное — не заливать водой, ионы конечно менее активные чем литий, но все же какое-то количество водорода при реакции с водой так же выделится (а он любит взрываться).
Миф третий. При достижении на Li-Ion аккумуляторе 300(500/700/1000/100500) циклов он становится небезопасен и его нужно срочно менять.
Миф, к счастью все меньше и меньше гуляющий по форумам и не имеющий под собой вообще никакого физического или химического объяснения. Да, во время эксплуатации электроды окисляются и коррозируют, что уменьшает емкость аккумулятора, но ничем кроме меньшего времени автономной работы и нестабильного поведения на 10-20% заряда это вам не грозит.
Миф четвертый. С Li-Ion аккумуляторами нельзя работать на морозе.
Это скорее рекомендация, чем запрет. Многие производители запрещают использовать телефоны при отрицательное температуре, да и многие сталкивались с быстрым разрядом и вообще отключением телефонов на холоде. Объяснение этому очень простое: электролит — это водосодержащий гель, а что происходит с водой при отрицательных температурах все знают (да, она замерзает если что), тем самым выводя некоторую область аккумулятора из работы. Это приводит к падениею напряжения, а контроллер начинает считать это разрядкой. Аккумулятору это не полезно, но и не смертельно (после нагрева емкость вернется), так что если вам позарез нужно пользоваться телефоном в мороз (именно пользоваться — достать из теплого кармана, посмотреть время и спрятать назад не считается) то лучше зарядите его на 100% и включите любой процесс, нагружающий процессор — так охлаждение будет происходить медленнее.
Миф пятый. Вздувшийся Li-Ion аккумулятор опасен, его нужно срочно выкинуть.
Это не совсем миф, скорее предосторожность — вздувшийся аккумулятор может банально лопнуть. С химической точки зрения все просто: при процессе интеркаляции происходит разложение электродов и электролита, в результате чего выделяется газ(так же он может выделяться и при перезарядке, но об этом чуть ниже). Но его выделяется крайне мало, и чтобы аккумулятор казался вздутым должно пройти несколько тсотен (если не тысяч) циклов перезарядки (если конечно он не бракованный). Проблем избавиться от газа нет — достаточно проткнуть клапан (в некоторых аккумуляторах он сам открывается при избыточном давлении) и стравить его (дышать им не рекомендую), после чего можно замазать дырку эпоксидной смолой. Конечно былую емкость это аккумулятору не вернет, но хотя бы теперь он точно не лопнет.
Миф шестой. Li-Ion аккумуляторам вреден перезаряд.
А вот это уже не миф, а суровая реальность — при перезарядке велик шанс что аккумулятор вздуется, лопнет и загорится — поверьте, мало удовольствия быть забрызганным кипящим электролитом. Поэтому во всех аккумуляторах стоят контроллеры, банально не дающие зарядить аккумулятор выше определенного напряжения. Но тут надо быть крайне осторожным в выборе аккумулятора — контроллеры китайских поделок зачастую могут сбоить, а фейерверк из телефона в 3 часа ночи думаю вас не обрадует. Разумеется, такая же проблема есть и в брендовых аккумуляторах, но во-первых там такое случается гораздо реже, а во-вторых вам по гарантии поменяют весь телефон. Обычно этот миф порождает следующий:
Миф седьмой. При достижении 100% нужно снимать телефон с зарядки.
Из шестого мифа это кажется разумным, но на деле нет смысла вставать посреди ночи и снимать устройство с зарядки: во-первых сбои контроллера крайне редки, а во-вторых даже при достижении 100% на индикаторе аккумулятор еще некоторое время дозаряжается до самого-самого максимума низкими токами, что добавляет еще 1-3% емкости. Так что на деле не стоит так сильно перестраховываться.
Миф имеет место быть по причине некачественности китайских зарядников — при нормальном напряжении в 5 +- 5% вольт они могут выдавать и 6, и 7 — контроллер, конечно, какое-то время будет сглаживать такое напряжение, однако в будущем оно в лучшем случае приведет к сгоранию контроллера, в худшем — к взрыву и (или) выходу из строя материнской платы. Бывает и обратное — под нагрузкой китайский зарядник выдает 3-4 вольта: это приведет к тому что аккумулятор не сможет зарядиться полностью.
Как видно из целой кучи заблуждений далеко не все имеют под собой научное объяснение, и еще меньше реально ухудшают характеристики аккумуляторов. Но это не значит что после прочтения моей статьи нужно бежать сломя голову и покупать дешевые китайские аккумуляторы за пару баксов — все-же для долговечности лучше взять или оригинальные, или качественные копии оригинальных.
Источник
Вред литиевых аккумуляторов
Литиевые аккумуляторные батареи — это самый востребованный автономный источник питания на данный момент. В то время, как свинцово-кислотные АКБ главным образом используются в качестве автомобильных, литиевые заняли все остальные ниши. Фонарик, смартфон, ноутбук, современные системы резервного электропитания и даже электрокары — практически все использует в качестве источника энергии литиевые аккумуляторные батареи.
Когда речь идет об электромобилях, то их называют экологичными, ведь они не выбрасывают вредные газы в процессе работы. На самом деле все не так идеально, как хотелось бы. Вред от производства литиевых аккумуляторов для одного электрокара, в соответствии некоторым исследованиям, сопоставим с тем, что выбрасывает в атмосферу обычный автомобиль на двигателе внутреннего сгорания в течение нескольких лет. Не в последнюю очередь это связано с тем, насколько много элементов питания используется в автомобиле.
Так ли силен вред литиевых аккумуляторов для окружающей среды и стоит ли человеку что-то с этим делать? Попробуем кратко рассмотреть данный вопрос.
Как аккумуляторы влияют на окружающую среду
Вред АКБ для экологии удобно рассматривать на примере электромобиля по нескольким причинам. Во-первых, в электрокаре используется огромное количество аккумуляторов. Куда показательнее влияние тысяч батарей, установленных в одном автомобиле, чем какой-нибудь отдельный аккумулятор в смартфоне. Во-вторых, пользу или вред «зеленых» технологий удобно рассматривать на фоне традиционных автомобилей. В-третьих, в электромобилях чаще всего используются наиболее распространенные модели литиевых аккумуляторов. К примеру, силовой блок Tesla model S состоит из более чем 7000 обычных аккумуляторов типоразмера 18650, а именно — Panasonic Li-ion NCR18650B.
Попробуем рассмотреть прямое и косвенное влияние литиевых АКБ на экологию и человека на примере автомобильной отрасли и докажем, что не все так однозначно. По крайней мере, при текущем уровне развития технологий.
Первым стоит рассмотреть вред от производства аккумуляторов. В первую очередь производство вредно для работников завода, где АКБ производится. В составе литиевых аккумуляторных батарей используется не один токсичный материал. Это, к примеру, кобальт, никель, бористый литий. Производство литий-ионных аккумуляторов является наиболее опасным, чем производство аккумуляторов других типов.
Далее начинается процесс эксплуатации аккумулятора. В процессе езды электромобиль не выделяет вредных газов, в отличие от ДВС, однако эти газы выделяет электростанция для производства электроэнергии. Так как наибольшая доля вырабатываемой энергии приходится на электростанции, сжигающие топливо (уголь, газ), то вред экологии можно назвать ощутимым. Тем не менее, даже при таком раскладе электромобиль будет по меньшей мере вдвое экологичнее. Это не в последнюю очередь связано с низким КПД двигателей внутреннего сгорания, который даже не достигает и 50%. Хотя, и у электрокаров КПД не идеальный, плюс аккумулятор подвержен саморазряду даже при отсутсвии нагрузки. Это как бензобак, который немного протекает. Энергетическая отрасль претерпевает серьезное развитие и все больший процент энергии вырабатывается за счет возобновляемых источников (солнце, ветер и вода). Вместе с этим, соответственно, снижается косвенный вред от эксплуатации аккумуляторов.
Наверное, наибольшей проблемой является конец жизненного цикла аккумулятора. Как уже упоминалось ранее, при производстве литиевых аккумуляторных батарей используются токсичные вещества, которые нельзя зарывать в землю. Токсичные элементы негативно влияют на почву и ее обновление, а также попадают в грунтовые воды.
Стоит также заметить, что аккумуляторы опасны не только для экологии, но и для человека. Существует множество случаев самовозгорания аккумуляторов, которые могут привести к пожару. Чаще всего воспламенение связано с резким повышением температуры из-за замыкания электродов. К сожалению, далеко не всегда замыкание происходит из-за физического воздействия на аккумулятор. Причиной тому может стать техническая недоработка (многим известен случай массового возгорания смартфонов Samsung Galaxy Note 7) или сложные внутренние процессы в ходе старения.
Что мы можем сделать
Только из-за одних лишь электромобилей производство литиевых аккумуляторов растет огромными темпами. Является ли это проблемой и может ли человек что-то с этим делать? Каждый может внести небольшой вклад, отдавая батареи на утилизацию. Даже если речь идет об обычных аккумуляторах. Это поможет снизить процент вредных веществ, попадающих в почву.
Если мыслить более глобально, что нужно двигаться в двух направлениях: развивать технологию утилизации, а также технологию производства. Благодаря совершенствованию технологий утилизации, возможно, получится добиться почти нулевого выброса вредных веществ в почву.
Самым глобальным способом снижения вреда экологии является изобретение новых технологий сохранения энергии, которые будут и эффективнее, и менее токсичны. Работы в этом направлении ведутся активнейшие. Изобретение нового вида аккумулятора может перевернуть не только автомобильную отрасль, но и сферу мобильной электроники.
Какой можно подвести итог? Литиевые аккумуляторные батареи, безусловно, в одних сферах деятельности незаменимы, а в других — хороший и относительно экологичный аналог традиционных технологий. К сожалению, развитие отрасли производства аккумуляторов идет куда медленнее, чем другие сферы деятельности. Остается надеяться, что бум электромобилей станет поводом для открытия новых более экологичных и эффективных способов хранения энергии.
Источник
Опасны ли литий-ионные аккумуляторы?
Средства массовой информации в последнее время стали частенько публиковать статьи, главной темой в которых выявлялись литий-ионные аккумуляторы, а точнее факт о их возгораемости. Где-то в самолете взорвалась пара наушников, где-то воспламенились ховерборды. Но самой громкой новостью была взрывающиеся Galaxy Note 7 от Samsung.
Нельзя упрекнуть разработчиков в их некомпетентности, даже ученые-ракетостроители сталкиваются с проблемами во время работы с литий-ионными батареями.
По своей природе подобные батареи опасны. Единственное, что предотвращает электроды от замыкания, это тонкая и пористая пластинка из полипропилена. В том случаи, когда разделитель каким-то образом повреждается, электроды соприкасаются и происходит мгновенное нагревание. Батарея заполнена легковоспламеняющимся электролитом, который начинает гореть при повышении его температуры. Наличие кислорода или воды усиливает реакцию.
Возникает логический вопрос: зачем использовать столь опасный продукт? Дело в том, что литий-ионные батареи чрезвычайно эффективны. Они содержат большое количество энергии в компактном корпусе, что делает их идеальным источником питания для различных электронных устройств. Кроме того, технология появилась довольно давно.
Впервые батареи были использованы в Sony Handycam четверть века назад, и сейчас существует десяток компаний по всему миру, занимающихся выпуском литий-ионных аккумуляторов. Пока ни один производитель не может обойтись без данного элемента в процессе проектировки и выпуска продукции, будь то фитнес-трекер либо самолет.
Но со временем любая технология становится волитальной. Это касается и литий-ионных батарей. Потребитель требует, чтобы батареи были мощнее, тоньше и дешевле. Это, как правило, приводит к одному – взрыву электронного устройства. И факторов для этого предостаточно.
Производственные недостатки
В первую очередь взрывоопасность батареи зависит от ошибок во время ее создания. Как показала история с Samsung Galaxy Note 7, определить конкретную проблему не так просто. Расследование показало, что причиной опасной ситуации стало недостаточное расстояние между защитной пленкой и электродами. Чрезмерное сжатие некоторых батарей привело к изогнутости электродов и их последующему соприкосновению.
Корейской компании пришлось отзывать большие партии устройств и заменить их на девайсы с более безопасными аккумуляторами внутри от другого производителя комплектующих. Однако и те экземпляры имели проблемы. Одни не были хорошо изолированы, другие имели зубчатые края, что повреждало защитные разделители. Это также приводило к коротким замыканиям.
Большинство современных гаджетов проектируются весьма тонкими и легкими. Даже самую хорошо сконструированную батарею можно повредить, поместив габаритный элемент в маленький корпус, например, высокопроизводительную камеру. Давление от оборудования, размещенного вокруг батареи, может привести к повреждению электродов или сепаратора. Недостаточная вентиляция и неправильное тепловое управление могут стать причиной нагрева электролита внутри аккумулятора. При повышенной температуре химическая реакция ускоряется, что сильно усложняет ситуацию. Это часто заканчивается взрывом и возгоранием, особенно когда в реакцию вступает кислород.
Неправильные действия пользователей
Допустим, что производитель создал действительно безопасное устройство. Однако в процессе эксплуатации оно все равно будет подвергаться износу, и батарея, как самый неустойчивый элемент конструкции, может повредиться. Первым признаком неисправности аккумулятора является его выпуклость. Набухание создает давление на корпус, что может привести к проколу и пожару. Много современных смартфонов производятся с несъемной батареей, что усложняет процесс эксплуатации. Если возникли какие-то необъяснимые изменения формы электронного устройства или оно чрезвычайно нагревается, то лучше отнести его в сервис на диагностику.
Проблемы с зарядным устройством
Прежде чем покупать зарядное устройство от неизвестного производителя, стоит подумать дважды. Есть причина тому, что они так дешево стоят – экономия производителей на материалах. Неправильно созданная система управления питанием — другая причина не покупать подобные зарядные устройства. Она может как поразить током пользователя, так и повредить электронику.
Высокая конкуренция в отрасли
Даже самая малая экономия на отдельном аккумуляторе сулит большую прибыль компании. Как результат большинство производителей аккумуляторов срезают углы, чтобы рациональнее расходовать ячейки. Материалы могут иметь недостатки, что может стать причиной повреждения и без того тонкого сепаратора. Еще компании могут сэкономить несколько долларов, используя недостаточную изоляцию или пренебрегая контролем качества. Вероятнее всего, опасные ситуации возникали по этим причинам.
Первые модели аккумуляторов были весьма дорогими, однако их популярность породила подделки с более доступными ценами и дешевыми комплектующими. Краудфандинг и доступные компоненты демократизировали индустрию потребительской электроники, но это экономия зачастую происходит за счет безопасности.и все начнется сначала.
Источник