Чем можно залить гелевый аккумулятор

Правила самостоятельного восстановления гелевых аккумуляторов в домашних условиях

Если верить производителям, гелевые аккумуляторные батареи способны прослужить не меньше 10 лет. В действительности первые признаки необходимости восстановления и ремонта могут появиться уже через 3-4 года эксплуатации.

Не придерживаясь строгих правил и не имея возможности обеспечить идеальные условия, электролит может высыхать, ёмкость снижаться.

Хотя гелевые АКБ считаются необслуживаемыми, автовладельцам приходится заниматься их восстановлением. Причём сделать это можно самостоятельно, в домашних или гаражных условиях.

Особенности гелевых АКБ

Если говорить о принципиальных отличиях в сравнении с классическими жидкостными свинцово-кислотными АКБ, то они заключаются в самом электролите, а также некоторых характеристиках.

В гелевых АКБ применяется серная кислота, силикагель (загуститель) и дистиллированная вода. Фактически это та же кислота, только в гелеобразном состоянии.

При этом корпус становится герметичным. Никаких пробок для доступа к банкам, чтобы подливать электролит или дистиллят, здесь нет. Герметичность позволила использовать подобные АКБ в условиях закрытых помещений. При зарядке газ не выделяется, в отличие от обслуживаемых. Также не происходит расход водной составляющей. Ни о какой доливке жидкостей в случае с АКБ по GEL технологии не идёт.

Существует аналог GEL аккумуляторов, которые называются AGM. Это не одно и тоже, вопреки распространённому мнению. У AGM применяются стекловолоконные маты, которые пропитываются жидким электролитом.

Фактор герметичности позволил гелевым батареям получить ряд преимуществ, включая:

  • увеличенный срок службы;
  • отсутствие необходимости доливки жидкостей;
  • отсутствие выбросов газа;
  • безопасность для человека;
  • возможность устанавливать в любом положении;
  • не требуют глубокого подзаряда;
  • быстрее заряжаются;
  • в режиме ожидания не теряют ресурс около 2 лет;
  • увеличенное число циклов заряда-разряда.

Выделяют лишь 3 существенных недостатка. Это высокая стоимость, неустойчивость к подаче высокого напряжения, а также склонность к замерзанию при температуре ниже -45-50 градусов Цельсия.

При обслуживании важно лишь не подавать напряжение, превышающее отметку в 15 В. Ну а зимы с температурой -50 градусов редкость даже для России.

Касательно цены вопрос спорный. Покупка гелевого аккумулятора себя в полной мере оправдывает. Это батарея с солидным сроком службы и минимальной необходимостью вмешательства.

Можно ли восстановить гель

Прежде чем поговорить о восстановлении гелевых аккумуляторов, следует пару слов сказать про проверку состояния таких АКБ.

Здесь не получится открыть банки и воспользоваться ареометром.

Для начала следует проверить целостность самого корпуса. Если на нём никаких видимых дефектов нет, тогда потребуется нагрузочная вилка и вольтметр.

Нагрузочной вилкой создаётся имитация работы стартера, получающего пусковой ток от АКБ. Проверка выполняется в течение 3-4 секунд. Больше 5 секунд держать батарею под нагрузкой нельзя.

Подав нагрузку, необходимо после её отключения следить за показателями вольтметра. Оценка даётся исходя из того, поднимается ли напряжение и как быстро происходит восстановление.

Причиной задуматься о восстановлении становится то, что влага в составе электролита начала постепенно высыхать и могла достичь предельных значений.

Некоторые автомобилисты для оценки уровня жидкости (геля) решаются вскрывать корпус с помощью острого ножа, а затем возвращать на место, обеспечивая плотность и герметичность. Но целостность корпуса нарушается, постепенно состав высыхает. Если объём заряда упал ниже 30% от номинального, восстановить АКБ вряд ли получится.

Реанимировать сам гель можно. Но опять же в этом случае придётся добираться до самих банок. В некоторых гелевых батареях снимается верхняя крышка, а под ней располагаются резиновые колпачки. Эти колпачки демонтируются, после чего в каждую из банок добавляется буквально по 2 кубика дистиллированной воды. После этого конструкция закрывается, батарея остаётся в состоянии покоя примерно на 2-3 часа.

Если после восстановления геля слышны звуки хлюпающей воды, жидкости добавили много. Её следует убрать с помощью того же шприца.

Когда в гель вливается дистиллят, постепенно начинается процесс впитывания. Восстановленный гель вступает в реакцию, а потому при замерах напряжения оно будет постепенно увеличиваться. Если ничего не происходит, то АКБ израсходовала свой ресурс. Восстанавливать её уже нет смысла.

Процедура восстановления

Теперь непосредственно о том, как можно восстановить севший гелевый аккумулятор в домашних условиях, добившись при этом желаемого результата.

В действительности есть несколько вариантов, чтобы оживить потенциально непригодный гелевый аккумулятор. Просто некоторые считают, что когда происходит разряд, ничего сделать уже нельзя. На самом деле можно. Даже из состояния глубокого разряда гелевые АКБ выводятся довольно легко.

Если вы решили реанимировать собственный гелевый аккумулятор, тогда воспользуйтесь одним из следующих способов. Вернуть гелевую АКБ к жизни можно:

  • дистиллятом;
  • длительной зарядкой;
  • циклическим зарядом.

Теперь отдельно про каждый из представленных способов.

Использование дистиллята

Фактически этот способ уже был описан. Причиной глубокого разряда часто становится то, что гелевый компонент высыхает, теряя заметную часть воды. И этот баланс следует восстановить, чтобы аккумулятор снова начал работать.

Поэтапно процедура выглядит так:

  • АКБ снимается с автомобиля и перемещается в тёплое помещение на несколько часов;
  • снимается верхняя крышка;
  • с помощью подходящего инструмента удаляются верхние резиновые колпачки;
  • в шприц набирается 2 мл. дистиллированной воды;
  • выполняется заливка дистиллята в каждую из банок.

Добавлять воду следует постепенно, чтобы она успевала впитываться в гель. Признаком того, что уровень восстановлен, будет покрытие гелем всей поверхности свинцовых пластин. Если воды окажется больше необходимого, её придётся удалить.

Желательно использовать аптечный дистиллят, поскольку в автомагазинах и на АЗС очень часто продают подделки.

В некоторых случаях, чтобы восстановить разряженный гелевый автомобильный аккумулятор на 12 В, используют электролит. Но делать это можно лишь в том случае, если АКБ сильно изношена и требуется добиться эффекта временного восстановления. При первой же возможности батарея утилизируется, и вместо неё покупается новая.

Длительная зарядка

Довольно часто выполняется восстановление с помощью длительной зарядки гелевой АКБ.

Если ёмкость действительно была сильно утеряна, простое добавление дистиллята проблему не решит. Хотя в некоторых случаях даже этого оказывается достаточно. В большинстве ситуаций восстановление ёмкости продолжается для гелевого аккумулятора, и в работу вступает зарядное устройство.

Перед зарядкой следует вернуть на место колпачки и крышку, зафиксировать клеем и сверху на гелевый аккумулятор положить груз. Это позволит восстановить герметичность, а также не даст выделяющемуся газу при зарядке сорвать клапана.

Далее нужно следовать таким правилам:

  • подключается батарея к зарядному устройству;
  • само ЗУ подключается к бытовой розетке;
  • на вольтметре выбирается 14-15 В;
  • примерно на 14 часов происходит процесс постепенного заряда.

Не оставляйте АКБ без присмотра, даже если у вас автоматическое зарядное устройство. Бывает так, что 14-15 В оказывается недостаточно для реанимации. Поэтому выставляют значение на уровне 20 В.

Как только на батарею пойдёт ток, напряжение нужно снизить до 14 В и зарядный ток поставить на 10% от номинальной ёмкости АКБ.

В большинстве случаев таким способом удаётся вернуть в гелевый аккумулятор жизнь, восстановить его работоспособность.

Метод циклической зарядки

Если ситуация серьёзная, то есть потеря ёмкости внушительная, тогда поможет циклическая зарядка.

Суть метода заключается в том, чтобы несколько раз повторить цикл полного заряда и разряда.

Подобное восстановление ёмкости для сильно севшего гелевого аккумулятора является последним способом избежать покупки новой АКБ. Если и это не поможет, тогда остаётся только утилизация и посещение профильного автомагазина.

Первые два цикла проводят при напряжении 25-30 В, которое постепенно снижается до 14 В по мере повышения потребления тока. Разрядку делают с использованием лампочки мощностью 5-10 Вт. Важно следить, чтобы разность потенциалов не опускалась ниже 10,5-11 В.

Когда первые два цикла будут завершены, батарея заряжается стандартным способом, описанным выше.

Прежде чем приступать к попыткам восстановления гелевых аккумуляторных батарей, нужно убедиться в их пригодности для выполнения подобных процедур. Для этого корпус внимательно осматривается на предмет возможных повреждений. Также с помощью мультиметра можно сделать основные замеры рабочих показателей.

Вообще гелевые АКБ считаются необслуживаемыми. Да, их можно ставить на зарядные современные устройства, поскольку далеко не всегда работы генератора оказывается достаточно, чтобы восполнить утраченный в результате пуска двигателя и питания других потребителей заряд. Но вот манипуляции, связанные со вскрытием корпуса, добавлением туда дистиллята или электролита, являются уже придуманными народными умельцами решениями проблемы разряда. Ни один производитель не будет рекомендовать вам снимать крышку, удалять колпачки, с помощью медицинского шприца что-то заливать внутрь, а потом клеем пытаться восстановить целостность корпуса.

Выполняя такие операции, всю ответственность берёт на себя автовладелец. Не исключено, что при заряде от ЗУ либо при работе генератора, из-за вмешательства в целостность АКБ произойдёт её разрыв, начнётся задымление или воспламенение. Такие ситуации действительно возникали. Чтобы этого избежать, изготовители гелевых аккумуляторов позиционируют свою продукцию как необслуживаемые АКБ. И при потере заряда, который невозможно восстановить простым подключением к зарядному устройству, предусматривается только утилизация и замена батареи. Ведь в этом случае она окончательно израсходовала свой ресурс.

Как продлить жизнь АКБ

Закономерным желанием каждого автомобилиста, который покупает достаточно дорогостоящий GEL аккумулятор, является увеличение срока его службы. Они действительно хотят, чтобы батарея прослужила столько, сколько заявляет производитель.

Для этого необходимо придерживаться нескольких правил:

  • обеспечить соответствующие требованиям АКБ условия эксплуатации;
  • не ставить батарею я машину, если температура опускается ниже -45 градусов Цельсия;
  • следить за состоянием АКБ, очищать от внешних загрязнений;
  • проверять состояние клемм, при необходимости их чистить;
  • стараться не допускать глубокого разряда;
  • при зарядке пользоваться современными ЗУ с автоматическим управлением;
  • если полный разряд произошёл, заряжать не 10, а 5% от номинальной ёмкости;
  • проживая в городе, раз в сезон ставить АКБ на зарядное устройство.

Правила кажутся простыми и элементарными. Но именно их почему-то большинство автомобилистов не соблюдают.

Важно понимать, что городская езда, которая состоит из коротких поездок и длительных стоянок, не позволяет компенсировать заряд АКБ за счёт работы генератора. Расход энергии в этом случае равен или выше получаемого от генератора заряда. Постепенно это ведёт к глубокому разряду и невозможности запустить двигатель.

В идеале автомобилисту следует раз 2-3 месяца выезжать за город, на трассу и проезжать без остановок по 80-150 км. Это полезно не только для восполнения заряда любой АКБ, включая гелевую, но и для двигателя, топливной системы и пр.

Когда восстанавливать бессмысленно

Есть несколько ситуаций, когда даже пытаться реанимировать батарею бессмысленно.

Сюда относят такие случаи:

  • Деформация корпуса. Может произойти в результате внешних ударов, повреждений при падении, в результате ДТП и пр. Если геометрия корпуса нарушена, дальнейшая эксплуатация опасна.
  • Нарушение герметичности. Возникает в результате внешних и внутренних процессов. Если герметичность нарушена, пытаться её восстановить клеем и герметиками не стоит. Давление от внутреннего газа будет сильнее. Батарею в итоге может разорвать.
  • Вздутие банок. Такое возможно, если гель начинает отслаиваться от пластин. Визуально это заметить не сложно.
  • Разрушение пластин. Чаще всего становится результатом перезаряда и повышением допустимой температуры. Если на гелевую АКБ долгое время будет воздействовать высокая температура, это спровоцирует её выход из строя. Обратите внимание на наличие посторонних звуков, возникающих внутри АКБ. Если они есть, восстанавливать такую батарею нельзя, это опасно. Ещё попробуйте просветить отверстия банок. Свинцовые пластины могут осыпаться и деформироваться. Если это произошло, срок службы вашей АКБ закончен.

У всех этих ситуаций есть только одно правильное решение. Это снятие с автомобиля и дальнейшая отправка батареи в пункт по утилизации. Также не забывайте о правилах выбора нового аккумулятора. Будет он таким же гелевым либо каким-то другим, тут уже каждый автомобилист решает сам.

Восстановить аккумуляторы, изготовленные по GEL технологии, потенциально можно. Но многое зависит от текущего состояния накопителя энергии и от того, как далеко вы готовы пойти, лишь бы не тратить деньги на покупку новой батареи. Всё же важно всегда ставить безопасность на первое место. И если гелевая АКБ подаёт признаки серьёзных неисправностей, пытаться её реанимировать не стоит.

Источник

Как восстановить гелевый аккумулятор

В современном мире, гелевые батареи получили большое распространение. Их можно встретить в скутерах или карманных устройствах. Хорошо зарекомендовали себя в ИБП. Проблемы в эксплуатации этих АКБ связан с тем, что через три-четыре года они начинают интенсивно терять емкость. Также важной проблемой остается испарение влаги, в которой должны находится свинцовые пластины.

Принцип работы этих АКБ построен на явлении рекомбинации газов, которое связано с распадом воды на водород и кислород. Газа гелия в гелевых аккумуляторах нет. Название происходит от «геля», состояние, в котором находится электролит. Этот гель представляет собой жидкость с добавлением силикагеля (технология GEL). Такие аккумуляторы не боятся расконсервации, неиспользуемый источник можно вскрыть при напряжении ниже 10 Вольт.

Часто задаются вопросом: «Как восстановить гелевый аккумулятор?». Есть случаи, когда гелевые АКБ уже не подлежат восстановлению, например, если обнаружено вздутие или разрушение пластин.

  • Вздутие можно определить визуально, а сигнализирует оно о том, что гель «отвалился» от пластин. Такой аккумулятор не восстанавливается.
  • Разрушение свинцовых пластин случается из-за долгой работы в условиях повышенной температуры. Определить можно, потрусив АКБ. Если слышно посторонние шумы, то такую батарею лучше выбросить.

В этих ситуациях самым верным решением будет покупка нового аккумулятора.

Если же батарея целая, а причина неисправностей – сухой гелевый электролит, то можно попытаться её восстановить. Так как же оживить гелевый аккумулятор?

Восстановить гелевый аккумулятор

Первое, что необходимо сделать – залить дистиллированную воду. Приобрести её лучше всего в аптеке, т.к. некоторые магазины продают обычную воду под видом очищенной. Несмотря на то, что их считают «сухими» батаерями, в них обязательно присутствует влага, в которой и находится электролит. Воду принято рассматривать как расходуемый материал, т.к. происходит распад на гидроксильную группу (OH) и водород. Он выходит в окружающую среду через резиновые заглушки, расположенные под внешней крышкой, которая зачастую приклеена. На них еще можно встретить предупреждение «Don’t open». Отсюда следует вывод, что в потерявший емкость источник, необходимо добавить дистиллированной воды.

Для восстановления гелевого аккумулятора, необходимо снять или содрать верхнюю крышку, и снять все заглушки, залить воду в банки батареи. Достаточно будет шприца емкостью 2 мл. Вода впитается в гель, примерно через 30 минут нужно проверить остаток воды в каждой банке АКБ. Пластины аккумулятора должны быть покрыты водой, лишнюю жидкость нужно выкачать обратно, тем же шприцем.

Длительное заряжание

Когда данная процедура успешно выполнена, поставьте колпачки на место, и закройте все внешней крышкой. Желательно поставить груз на крышку, чтобы колпачки удерживались ею, т.к. во время зарядки через них выходит избыточное давление, вследствие высвобождения водорода.

И Вот мы плавно подошли к подключению «пациента» к подзарядке. Как оживить гелевый аккумулятор с помощью зарядного?

Ввиду того, что высох электролит , аккумулятор не станет принимать ток от ЗУ, т.к. он потерял емкость. Начинать заряжать нужно с не менее чем 15 вольт. Нам необходимо, чтобы батарея начала потреблять ток, а обычно, это занимает долгое время. Однако, если по истечении 14 часов, амперметр не изменил свои показатели, поднимаем напряжение до 20 вольт. Не оставляйте такой аккумулятор без внимания! Электролит восстановится, через него пойдет экстремально высокий ток, что может привести к нагреванию и возгоранию!

«Раскачка» батарей

«Раскачка» аккумуляторов заключается в том, что батарею сначала полностью заряжают, а потом разряжают и повторяют эти действия с определенным частотой. Обычно это занимает 3-4 цикла. Гелевый аккумулятор, во время первых циклов, следует подавать высокое напряжение – 30 вольт. Со временем, когда прошло пару таких циклов, напряжение постепенно убавляют до 14 вольт.

Разряжать батарею желательно слабым источником – например, лампочка на 5 Ватт. Однако даже при слабой нагрузке следует наблюдать за напряжением, чтобы оно не упало ниже 10,5 вольт.

Когда «пациент» начал нормально принимать ток, нужно продолжать заряжать малым током, который равен приблизительно 0,1 от емкости аккумулятора.

Выводы

Восстановление гелевого аккумулятора – процедура несложная, но требующая начальной подготовки. Также следует учитывать, что восстановить гелевый аккумулятор целесообразно только в случае высыхания влаги в гелевом электролите. В случае обнаружения серьезных повреждений, которые можно различить визуально, лучше заменить АКБ на новый. Ведь даже при малейших нарушениях, жизнь аккумулятора вряд ли будет долгой.

Как оживить гелевый аккумулятор — видео

Источник

Читайте также:  Окпд 2 аккумулятор литий ионный
Оцените статью