Чем измерить емкость автомобильного аккумулятора

Как проверить ёмкость аккумулятора авто мультиметром и другими приборами

Каждый автомобилист знает, что от источника питания в машине зависит очень многое и периодически его нужно проверять. Но практически мало кому известно, как можно это сделать самостоятельно. В современных аккумуляторах есть специальные индикаторы, которые меняют свой цвет, когда батарея перестаёт нормально заряжаться. Но убедиться, соответствуют ли показания индикатора действительности, можно только при помощи диагностики. Чтобы провести проверку, нужно знать, как и чем измерить ёмкость аккумулятора.

Какой прибор использовать для проверки ёмкости аккумулятора

Любая батарея в течение времени теряет эксплуатационные свойства и ёмкость вследствие снижения плотности электрохимической жидкости. Это связано с тем, что при ежедневной нагрузке доля кислоты в электролите снижается. Однако ёмкость источника питания довольно важный параметр, игнорировать который не стоит. Она показывает количество энергии, отдаваемой АКБ за определённый промежуток времени под определённой нагрузкой. Снижение ёмкости батареи может привести к постоянным проблемам с запуском двигателя автомобиля.

Для диагностики своей машины необходимо периодически проводить проверку ёмкости аккумулятора и знать, в чём она измеряется.

Есть несколько способов, как узнать ёмкость аккумулятора:

  1. При помощи ареометра можно измерить плотность электрохимической жидкости. Но этот способ мало подходит для современных АКБ, так как в них нет отверстий для такого рода диагностики, и в целом данный метод опасен возможностью обжечься электролитом, а также не даёт наглядных показаний о состоянии батареи.
  2. При помощи нагрузочной вилки можно проверить напряжение. Это устройство, которое представляет собой вольтметр с парой специальных клемм-щупов, показывает напряжение батареи под нагрузкой. В зависимости от его показаний делают выводы о состоянии АКБ.
  3. При помощи контрольного разряда можно проверить состояние батареи, но этот способ требует больших временных затрат. АКБ необходимо сначала полностью зарядить, а затем разряжать под заранее известной нагрузкой, что занимает много времени.
  4. При помощи тестера можно проверить сразу несколько параметров: ёмкость, напряжение, утечку тока на аккумуляторе. Этот способ считается самым быстрым, надёжным и удобным. А воспользоваться им может абсолютно любой автомобилист.
Читайте также:  Полярность аккумулятора для дэу матиза

Проверка ёмкости мультиметром

Универсальный прибор для измерения ёмкости аккумулятора, который стоит иметь в запасе каждому автолюбителю, – мультиметр. С помощью него можно измерить множество параметров АКБ и на основании этих данных сделать вывод о состоянии батареи и её дальнейшей участи.

Какие параметры можно проверить

Основные параметры, проверяемые мультиметром:

    Зарядка аккумулятора. Проверив показания напряжения, можно выяснить, заряжен ли источник питания или требуется подзарядка постоянным током. Для проверки только напряжения батареи на мультиметре включают режим DC и подключают прибор к аккумулятору, подсоединяя чёрный провод к минусовой клемме, а красный к плюсовой. При этом АКБ должна быть отключена от нагрузки, то есть одну из клемм необходимо отсоединить от машины.
    Важно знать, что щупы мультиметра абсолютно одинаковые, но принято чёрный подключать именно к минусовой клемме, и большая часть инструкций написана исходя из этого правила. Если подключить щупы наоборот, то показания прибора будут зависеть от его типа. Устройства с жидкокристаллическим дисплеем покажут результат со знаком минус. А приборы с аналоговым указателем (шкала со стрелочкой) не покажут ничего, так как стрелка упрётся в начало шкалы, и результатов измерений увидеть не удастся. Существуют аналоговые устройства с двойной шкалой, в которых ноль располагается посередине и стрелка может отклониться в любую сторону, однако они встречаются очень редко.
    Если прибор показывает напряжение от 12,6 до 13,2 В, это говорит о полной зарядке АКБ. Напряжение 12,2 В свидетельствует о том, что батарея наполовину разряжена. Если же показания мультиметра менее 12 В, то АКБ разряжена полностью.

Показания, соответствующие норме в холостом режиме работы АКБ, не свидетельствуют об исправности аккумулятора. Чтобы удостовериться в том, что деталь полностью исправна, потребуется провести замеры напряжения ещё и под нагрузкой. В рабочем режиме исправный и полностью заряженный аккумулятор при нагрузке в 100 ампер должен показывать напряжение не меньше 10,8 В.

В чём измеряется ёмкость АКБ

Прежде чем разбираться, как измерить ёмкость аккумулятора мультиметром, необходимо знать, что это такое.

Многие автомобилисты видели наклейки на источниках питания с символами «60 А/ч», «75 А/ч» и т. д. Это и есть показатели ёмкости, которая измеряется в Ампер-часах и говорит о том, какое количество энергии батарея может отдать под нагрузкой в течение часа. То есть АКБ с показателем 55 А/ч под нагрузкой в 55 ампер проработает час. Если нагрузка будет меньше, соответственно, аккумулятор проработает дольше.

Ёмкость источника питания изменяется на протяжении всего срока службы батареи. В новых АКБ её значение самое высокое, так как пластины только разрабатываются. При правильной эксплуатации аккумулятора после начала его использования наступает равномерный период работы, когда ёмкость остаётся неизменной. Но со временем пластины АКБ изнашиваются, и ёмкость снижается.

Существует два способа проверить ёмкость аккумулятора мультиметром: проверка работы АКБ под нагрузкой и метод контрольной разрядки.

Для проверки ёмкости аккумулятора мультиметром под нагрузкой потребуется полностью отключить батарею от генератора, подключить нагрузку и подождать некоторое время, как правило, 2–3 минуты. Зачастую в качестве нагрузки используется автомобильная фара или обычная лампочка. Если подключённая лампочка после запуска постепенно начала тускнеть, это значит, что батарея неисправна и дальнейшие измерения можно не производить. При ровном свечении лампочки мультиметром измеряют напряжение на клеммах батареи, не отключая нагрузку. Показания прибора меньше 12,5 В означают, что ёмкость аккумулятора снижена и пора подбирать новый источник питания.

Чтобы померить ёмкость аккумулятора методом контрольной разрядки, потребуется сначала полностью зарядить источник питания и затем подключить к нему нагрузку, при этом необходимо контролировать напряжение мультиметром в ходе разрядки. Как только значения, отражающиеся на дисплее прибора, станут ниже паспортного значения напряжения батареи, необходимо засечь время до окончательной разрядки АКБ. Показатель времени, которое потребуется для разрядки источника питания, умножают на значение тока потребителя, использованного в качестве нагрузки. Полученная цифра и есть ёмкость батареи. Остаётся сравнить её с паспортным значением и сделать вывод о дальнейшей пригодности источника питания.

Какая должна быть ёмкость аккумулятора

По цифре, обозначающей ёмкость АКБ, определяют величину силы тока, которую может питать батарея в течение определённого времени до разрядки. К примеру, аккумулятор 72 А/ч питает потребитель с силой тока в 3,6 В на протяжении 20 часов. Однако та же АКБ не сможет обеспечить работу потребителя с напряжением в 72 Ампера в течение даже одного часа. И чем больше сила тока у потребителя, тем быстрее разрядится аккумулятор. Таким образом, выбирать источник питания необходимо, учитывая силу тока потребителя. Если неправильно выбрать ёмкость источника питания, это приведёт к его постоянному недозаряду и значительно сократит срок службы.

Регулярная проверка аккумулятора важна хотя бы потому, что неисправная батарея может стать причиной неприятных ситуаций на дороге или при запуске двигателя автомобиля. Кроме того, контроль ёмкости и напряжения АКБ поможет определить причину проблем с запуском двигателя, которые возникают как из-за неисправной батареи, так и из-за проблем в бортовой сети автомобиля.

Источник

Что такое ёмкость АКБ и как её правильно проверить

Автомобильный аккумулятор — это своего рода хранилище энергии. В устройстве накапливается заряд, который передаётся потребителям. В случае с машинами это стартерные батареи. То есть основная функция — это запуск двигателя, проворачивание стартера.

Для определения параметров энергии внутри АКБ используются единица Ампер-час.

Каждая батарея имеет определённую ёмкость, заданную производителем. Она отображает способность устройства работать на имеющемся заряде с постоянной силой тока в течение определённого отрезка времени.

Также ёмкость влияет на то, сколько энергии АКБ способна принять от автомобильного генератора или зарядного устройства.

Понятие о единицах измерения

Сначала нужно разобраться с ёмкостью автомобильных аккумуляторов и понять детальнее, что такое Ампер-часы. Это основная характеристика для стартерного аккумулятора, на которую ориентируются при выборе и покупке.

Интересно, что в международной системе единиц SI Ач нет. Это объясняется применением таких единиц как значения количества энергии в АКБ и других видах батарей.

Из-за этого будет полезно узнать, что означает единица Амер-час и какую роль она отыгрывает в аккумуляторе.

Каждый автомобилист знает, что для его авто нужно использовать батарею с определёнными параметрами. Он идёт в магазин, смотрит на ассортимент и берёт ту АКБ, где на корпусе написаны подходящие цифры.

Большинство легковых машин комплектуются аккумуляторами ёмкостью 40-70 Ач. Но нужно понять, что такое Ампер-час для автомобильного аккумулятора.

Официальное определение звучит примерно так. Ёмкость — это энергия, которую удаётся получить при пропускании тока с силой в 1 Ампер за 60 минут через проводник.

По ГОСТу ёмкость определяют как способность АКБ отдавать ток в 200 А при температурных условиях 18 градусов Цельсия за временной промежуток.

Всё равно не всем понятно, что значит Ампер-часы и причём тут цифры на аккумуляторе.

Нужно рассмотреть на примере. Это даст понять, на что же влияет ёмкость от аккумулятора, установленного под капот автомобиля.

Есть батарея, на которой указана ёмкость в 60 Ач. Она способна работать в диапазоне напряжения 10,8-14,6 В. Аккумулятор отдаёт примерно 50% тока при запуске мотора на машине. Отдача происходит с силой в 30 Ампер в течение одной минуты.

Понятно, в чём измеряется такая характеристика как ёмкость аккумулятора любого автомобиля.

Важно учитывать, что Ач — это самостоятельная единица измерения. Нет формул превращения Ач в А или в обратном направлении. Амперы измеряют силу тока. А Ампер-часы ёмкость, означающую количество энергии, отдаваемой за единицу времени.

Для тех, у кого хорошее воображение. Ёмкость — это бак с энергией. Можно визуализировать как некую тару с водой. При запуске двигателя из этого резервуара отбирается часть объёма энергии. Чем быстрее отбирается ток, тем скорее бак опустошится. А объём, который забирается, должен быть равен объёму возвращаемой энергии. Сколько взял, столько и забрал.

Если этот принцип не действует, то батарея садится. Аккумулятор теряет возможность запускать двигатель. Генератор не успел восполнить потраченную энергию. Поэтому решением становится подключение АКБ к зарядному устройству.

Нельзя сказать, что автомобилистам важно понимать, что такое ёмкость, в чём она измеряется, и по какой причине Ампер-часы используются в определении параметров аккумулятора автомобиля. Хотя дополнительная эрудированность, а также знание теории никогда лишним не бывает.

Но важнее научиться определять количество Ач, понимать, почему ёмкость падает, и знать, как её правильно проверять.

Какая ёмкость у аккумуляторов

Правильно разделить ёмкость на 2 типа:

  • паспортная или номинальная;
  • фактическая или реальная.

Паспортная ёмкость является ориентиром при покупке аккумуляторной батареи в магазинах. Эти характеристики заданы производителем и отображают количество Ач при идеальных условиях эксплуатации.

Под оптимальными условиями подразумевается:

  • температура от 10 до 20 градусов Цельсия;
  • низкая или средняя влажность;
  • полный заряд батареи и пр.

Следует учитывать, что ёмкость — это переменная характеристика. Она меняется постоянно и зависит от ряда факторов. Поэтому, когда на корпусе источника питания пишут 60 Ач, это ещё не означает, что реальная ёмкость там такая. В большинстве случаев она ниже.

Стоит вспомнить напряжение в АКБ. Она определяется суммированием напряжения в каждой из секций батареи. Стандартно конструкция включает 6 банок (секций). В идеальных условиях каждая генерирует по 2,1 В напряжения. В сумме это даёт 12,6 В. Также и ёмкость суммируется из характеристик каждой банки.

У автопроизводителей обычно предусмотрена таблица, где прописано, батарея с какой ёмкостью должна устанавливаться на тот или иной автомобиль. Причём параметры зависят не только от марки и модели. На это влияет тип двигателя, его объём, мощность, комплектация, наличие тех или иных электропотребителей и пр.

Большое значение для поддержания работоспособности машины имеет фактическая ёмкость. Она поддаётся измерению. Требуется измерить, сколько энергии отдаёт АКБ при полном заряде до состояния разряда. Засекается время, за которое отдаётся ток, и умножаются величины друг на друга. То есть силу тока умножают на время. Ток в Амперах, а время в часах.

В 99% случаев реальная ёмкость будет отличаться от паспортной. Это объясняется воздействием разных внутренних и внешних факторов на батарею, которая эксплуатируется, либо просто хранится на полке.

За время хранения внутри протекают электрохимические процессы. И постепенно АКБ теряет ёмкость. Вот почему рекомендуется покупать аккумуляторы, с момента выпуска которых прошло не более 6 месяцев.

Причины падения ёмкости

Даже самые передовые технологии производства аккумуляторов не защищают их от потери характеристик. То есть утрата ёмкости — это неизбежное явление. Как-либо влиять на него пока невозможно.

В среднем простые свинцово-кислотные АКБ эксплуатируются по 3-4 года. Усовершенствованные модели могут прослужить 5-6 лет. Изредка работоспособность сохраняется в течение 7-8 лет.

На потерю ёмкости указывают несколько признаков:

  • меняется цвет индикатора на корпусе;
  • при попытках запустить мотор щёлкает стартер;
  • снижается интенсивность свечения фар;
  • медленно функционирует стартер, долго крутится перед пуском ДВС.

Когда в АКБ остался небольшой заряд, начинаются проблемы со стороны бортовой сети. Какие-то потребители работают нестабильно, либо вообще не включаются.

Снижение ёмкости происходит под влиянием нескольких причин.

  • Сульфатация. Проблема всех свинцово-кислотных АКБ. Так называют процесс появления налёта в виде сульфата свинца. Это нерастворимый осадок. Из-за покрытия таким слоем свинцовые пластины теряют способность вступать в электрохимические реакции. Снижается количество восстанавливаемой ёмкости. Даже при длительной зарядке на 100% восстановить заряд не получается.
  • Осыпающиеся пластины. Чаще это становится следствием перезаряда. Также осыпание усиливается из-за снижения уровня электролита.
  • Замыкания. При замыкании пластин падает ёмкость, а также напряжение. Банки уже не выдают по 2,1 В. Если замкнёт даже 1 секция, АКБ перестанет работать. Запустить двигатель вряд ли получится. Решения два. Это попытка восстановления или утилизация.

Хотя потеря ёмкости и неизбежная, но при соблюдении правил хранения и эксплуатации АКБ, срок её службы можно серьёзно увеличить.

За период работы АКБ нужно периодически проверять показатели ёмкости.

Способы проверки

Тут потребуется вооружиться некоторыми инструментами и приспособлениями.

Специалисты выделяют несколько способов, как определить ёмкость и проверить реальное состояние аккумулятора под капотом автомобиля.

Проводится тестирование с помощью:

Теперь пошагово о том, как узнать настоящую ёмкость своего аккумулятора и убедиться в его пригодности для дальнейшей эксплуатации автомобиля.

Применение тестера

Это, наверное, самый простой вариант, как измерить ёмкость своего автомобильного проблемного аккумулятора.

Нужно взять тестер. У современных моделей широкий функционал. Тестеры имеют разные элементы настройки, управления и диагностики. Просто выбирается нужный режим и подключается к батарее.

Потребуется взять тестер, способный измерять ёмкость. Но важно понимать, что такие тестеры дают приблизительные значения. Точность измерений не образцовая.

Поэтому, если нужно узнать конкретные цифры, с минимальной погрешностью, придётся провести более сложную диагностику.

Помощь мультиметра

Мультиметр — это универсальный прибор, который поможет для измерения ёмкости стартерного аккумулятора от автомобиля. Но самостоятельно дать ответ не способен. Это лишь компонент для диагностики. Мультиметр используется совместно с нагрузкой или контрольным разрядом.

Чтобы выполнить замер ёмкости и проверить работоспособность аккумулятора от автомобиля, можно взять обычную лампу от фар.

Будьте внимательными, проводя такие тесты. Используйте лампу, мощность которой составляет около 50% от паспортной ёмкости. То есть при условных 60 Ач требуется лампочка на 30 Вт.

Чтобы проверить работоспособность АКБ, нужно действовать так:

  • отключается АКБ от генератора;
  • делается замер напряжения обычным вольтметром или мультиметром;
  • подключается нагрузка к батарее;
  • лампа работает в течение 1-2 минут;
  • отключается нагрузка;
  • подключается мультиметр;
  • делается повторный замер напряжения.

Если после нагрузки напряжение составит 12,4-12,6 В, то с ёмкостью всё хорошо. Если же напряжение упадёт ниже 12 В, то АКБ работает на пределе. Нужна десульфатация, хорошая зарядка, либо полная замена.

Метод контрольного разряда

Для тестирования потребуется грамотно подобрать нагрузку. Одна должна равняться силе тока разряда, прописанной в технической документации.

Тут также нужен мультиметр. Он подключается к аккумулятору, соблюдая полярность, и контролирует изменяющиеся параметры. Да, можно просто соединить АКБ с мультиметром и ждать долгие часы, пока он разрядится. Но лучше дать нагрузку, которая будет разряжать батарею.

Замеры проводятся до момента падения силы тока до 50-60% от номинальных значений. Эти параметры нужно сравнить с паспортными. Если разница существенная, то АКБ на исходе своих возможностей.

На практике проверить ёмкость не так тяжело. Но здесь нужно вооружиться измерительными приборами, устройствами для нагрузки и разряда. Плюс не обойтись без определённых навыков и теоретических знаний.

Многие проводят такие тесты своими руками. Но никто не запрещает отдать АКБ на диагностику. Проводится быстро, на специальном оборудовании, а сама услуга довольно дешёвая.

Батарею какой ёмкости устанавливаете на машину? Приходилось ли самостоятельно делать замеры и тестировать характеристики? Какой метод использовали? С какими сложностями столкнулись?

Ждём ваших ответов.

Подписывайтесь, комментируйте, задавайте свои вопросы!

Источник

Оцените статью