Поделки своими руками для автолюбителей
Автоматическое отключение аккумулятора или приставка к ЗУ
Схема представляет из себя систему автоматического отключения аккумулятора при полном заряде, то есть это не совсем зарядное устройство, конечно если дополнить её трансформатором и выпрямителем, то получим полноценное ЗУ.
Начальная схема подвергалась некоторым изменением плата дорабатывалась в ходе испытаний конечную версию платы можно скачать в конце статьи.
Рассмотрим схему.
Как видим она до боли простая и содержит всего один транзистор, электромагнитное реле и мелочевку. У меня на плате также имеется диодный мост по входу и примитивная защита от переполюсовки (на схеме эти узлы не нарисованы).
На вход схемы подается постоянное напряжение зарядного устройства или любого другого источника питания, тут важно заметить, что ток заряда не должен превышать допустимый ток через контакты реле и ток срабатывания предохранителя. В моем случае схема на 8 ампер.
Как это работает — при подаче питания на вход схемы заряжается аккумулятор, в схеме есть делитель напряжения (R2, R3, R4) с помощью которого отслеживается напряжение непосредственно на аккумуляторе.
По мере заряда напряжение на аккумуляторе будет расти, как только оно становится равным напряжению срабатывания схемы, которое можно выставить путем вращения подстроечного резистора, сработает стабилитрон, подавая сигнал на базу маломощного транзистора и тот сработает.
Так как в коллекторную цепь транзистора подключена катушка электромагнитного реле, последняя также сработает и указанные контакты разомкнутся, а дальнейшая подача питания на аккумулятор прекратится.
Заодно и сработает второй светодиод, уведомив о том, что зарядка окончена.
В схеме есть еще один светодиод, он светится постоянно, это по сути индикатор наличии напряжения на плате.
Как сказал ранее, делитель отслеживает напряжение непосредственно на аккумуляторе, следовательно, если аккумулятор будучи подключенным к зарядному устройству разрядиться до некоторого значения, схема автоматически сработает и процесс заряда возобновится.
Так как делитель подключен непосредственно к аккумулятору он будет его разряжать, но ток разряда такой мизерной, что его можно не принимать во внимание.
Для настройки схемы на ее выход подключается конденсатор большой емкости, он у нас в роли быстрого заряжаемого аккумулятора. Я взял последовательно соединенные ионисторы и подсоединил вместо конденсатора.
Если брать конденсатор, то его напряжение должно быть 25-35 вольт, сперва подключаем ионисторы (в моём случаи) или конденсатор к выходу схемы соблюдая полярность,
по окончанию заряда сперва отключаем зарядное устройство от сети, затем аккумулятор иначе реле будет ложно срабатывать. При этом ничего страшного не случится, но звук неприятной.
Далее берем любой регулируемый источник питания, например лабораторный блок и выставим на нём то напряжение, до которого будет заряжаться наш аккумулятор и подключаем блок ко входу схемы.
Медленно вращаем подстроечный резистор до тех пор,
пока не сработает красный индикатор, после чего делаем один полный оборот подстроечника в обратном направлении, так как схема имеет некоторый гистерезис.
А теперь проверяем работу
Напряжение на ионисторах или конденсаторе, будет показывать мультиметр при достижении на них порогового значения система отключит питание.
Если напряжение снизится на АКБ, схема опять сработает и будет снова заряжать аккумулятор до заданного значения.
Источник
Поделки своими руками для автолюбителей
Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схема
Всем привет, сегодня рассмотрим несколько универсальных схем, которые позволят отключить зарядное устройство при полной зарядке аккумулятора, иными словами внедрением этих схем можно построить автоматическое зарядное устройство или доработать функцию автоотключения промышленной зарядки.
Сразу хочу пояснить один момент, если зарядное устройство работает по принципу стабильный ток — стабильное напряжение, то нет смысла использовать функцию автоотключения, поскольку естественным образом по мере заряда батареи ток в цепи будет падать и в конце заряда он равен нулю.Схемы, которые мы сегодня рассмотрим, предназначены для работы с автомобильными свинцово — кислотными аккумуляторами, хотя они могут работать с любыми зарядными устройствами, без всякой переделки последних.
Начнём с простых схем…
Первый вариант построен всего на одном транзисторе, переключающим элементом в схеме является реле с напряжением катушки 12 вольт.
Использованы те контакты, которые замкнуты без подачи питания на реле
Резистивный делитель или переменный резистор, задает нужное напряжение, смещение на базе транзистора, тот срабатывая подаёт питание на обмотку реле, вследствие чего реле включается размыкая контакт, который в состоянии покоя был замкнут и через который протекал ток заряда.Используя подстроечный резистор мы можем выставить то напряжение при котором сработает транзистор.
Для настройки схемы удобно использовать регулируемый источник питания, на котором нужно выставить напряжение около 13.5-13.7 вольт, что равноценно напряжению полностью заряженного автомобильного аккумулятора.
Затем медленно вращая подстроечный резистор добиваемся срабатывания транзистора, а следовательно и реле при выставленном напряжении.
Теперь проверяем схему еще раз, допустим в начале заряда напряжение на аккумуляторе 12 вольт, по мере заряда оно увеличивается и по достижению порога 13.5 вольт реле срабатывает, отключив зарядное устройство от сети.
Кстати, можно подключить реле следующим образом, в этом случае зарядка не отключается от сети, а просто пропадает выходное напряжение и процесс заряда прекратиться, в этом случае контакты реле должны быть рассчитаны на токи в полтора раза больше максимального выходного тока зарядного устройства.
Транзистор буквально любой обратной проводимости, советую взять транзисторы средней мощности наподобие BD139, диоды в эмиттерной цепи транзистора тоже особо не критичны, ток потребления схемы всего 10-20 миллиампер, но схема имеет несколько недостатков.
Например, низкая помехоустойчивость, из-за которых возможно ложное срабатывание реле и невысокая точность работы, из-за отсутствия источника опорного напряжения и прочих стабилизирующих узлов.
Добавив в базовую цепь ключа стабилитрон, мы решим указанные проблемы и появится возможность довольно точно выставить нужное напряжение срабатывания.
Для настройки советую использовать многооборотный подстроечный резистор. Диод VD1 защищает транзистор от самоиндукции в случае размыкания реле.
Настраиваем схему точно так, как в первом варианте, лампочка имитирует процесс заряда и подключена вместо аккумулятора, при превышении определенного порога, реле срабатывает и лампа потухает.
Вторая схема построена на базе любого таймера NE555, этот вариант похож на предыдущие, микросхема NE555 в своей конструкции содержит два компаратора, пониженное опорное напряжение формирует стабилитрон, порог срабатывания устанавливается подстроечным резистором, как только напряжение на батарее будет равна пороговому, на выходе таймера получим высокий уровень, вследствие чего сработает транзистор.
В этом варианте использовать те контакты реле, которые находятся в разомкнутом состоянии без подачи питания. Во время настройки точку «А» размыкают от выходного контакта и подключают к плюсу зарядного устройства. К выходному контакту реле подключают лампу, второй вывод лампы подключают к массе питания.
В обеих схемах порог срабатывания можно выставить в пределах от 13.5 до 14 вольт, напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора составляет от 12.6 до 12.8 вольт но при заведенном двигателе напряжение доходит до 14.5 вольт, так что небольшой перезаряд аккумулятора никак не повредит.
Аналогичную схему можно собрать на базе компаратора или операционного усилителя в компараторном включении, принцип работы тот же, что и в случае внедрения таймера NE555. В этой же статье, приведены наиболее простые и доступные варианты.
Все печатки в формате .lay можно скачать для повторения.
Источник
Стоит ли покупать автоматическую зарядку для автомобильного аккумулятора
Каждый, кто покупает сегодня зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, встает перед дилеммой: выбрать обычное или автоматическое. Авто24 берется помочь с выбором.
Около половины зарядок для АКБ, предлагаемых сегодня в магазинах и на специализированных сайтах – автоматические, или так называемые интеллектуальные. Причем цена многих «автоматов», как ни странно, на уровне старых добрых трансформаторных устройств с ручным управлением. Так почему не купить именно автоматическую? Для начала разберемся, в чем разница между двумя типами.
Автоматические зарядные устройства чаще всего имеют компактный корпус (два первых фото). Но некоторые большие зарядки также имеют автоматический режим
Автоматическое зарядное устройство:
Отметим, что среди автоматических устройств есть модели, которые хоть и не позволяют владельцу вмешиваться в процесс, но дают ему возможность видеть важные показатели: ток заряда, напряжение на клеммах, степень зарядки АКБ, температуру в корпусе устройства. Опытному водителю эта информация может многое сказать о состоянии его аккумулятора.
Автоматические зарядные устройства высшего ценового сегмента отображают на своем экране несколько параметров АКБ и процесса зарядки: напряжение батареи, напряжение и ток заряда, процент заряда батареи
Обычное (трансформаторное) зарядное устройство:
- позволяет вручную устанавливать зарядный ток, в частности, для ускоренной зарядки в случае крайней необходимости;
- позволяет грамотному водителю наблюдать за током зарядки, а иногда – и за напряжением АКБ;
- позволяет заряжать АКБ, разряженные «до нуля”;
- после исчезновения и восстановления питания в розетке 220 вольт процесс зарядки восстанавливается без участия человека;
- стоит дешевле автоматичниого устройства.
Отметим, что не все преимущества на самом деле являются преимуществами для всех. Ведь всех пользователей можно разделить на две категории: технически “продвинутых” и сугубо “юзеров”. Первые не только желают иметь исправный автомобиль, но и интересуются сутью процессов, которые эту исправность обеспечивают. Для них можно рекомендовать качественное зарядное устройство обычного, как говорят, трансформаторного типа. Тем более, что он позволяет корректировать реанимацию даже старого, изношенного аккумулятора.
Классические трансформаторные зарядки удобны для профессионалов, ведь они позволяют мастеру вмешиваться в процесс зарядки в особо тяжелых случаях
А для тех, кто не имеет желания «заморачиваться» с деталями подзарядки, можно потратиться на автоматический девайс. То, что он работает с точки зрения человека “вслепую”, для далеких от техники людей не имеет значения: возрождать старый, полуживой аккумулятор такой владелец не будет, а просто пойдет в магазин за новым АКБ. Пожелаем такому клиенту успеха в непростом деле выбора данного прибора.
Рекомендация Авто24
Обычное, не автоматическое зарядное устройство на самом деле не такое уж хлопотное для водителя. Если просто подключить его к АКБ и оставить на несколько часов, он зарядит батарею, и водитель получит возможность эксплуатировать машину. Ну а когда уже будет желание довести аккумулятор “до идеала”, тогда придется несколько раз подойти к нему во время зарядки и подкрутить ручку регулятора тока. Так, автоматическая зарядка еще проще в пользовании, но имейте в виду, что действительно надежная и безопасная зарядка-автомат будет стоить хотя бы вдвое дороже обычной трансформаторной.
Источник