- Аккумуляторы вредные выделения при зарядке
- Причины кипения аккумулятора при зарядке и способы устранения проблемы
- Виды аккумуляторов
- Когда кипение должно насторожить
- Электролит кипит при зарядке — что это значит
- Какой из аккумуляторов лучше и почему
- Какое бывает зарядное устройство
- Когда возникает и к чему приводит сульфатация пластин
- Что происходит при коротком замыкании
- Какие действия нужны, когда аккумулятор кипит
- Аккумуляторы вредные выделения при зарядке
Аккумуляторы вредные выделения при зарядке
29.01.09 | Рубрика: Обслуживание аккумулятора. Просмотры: 103 091
Наверное, не существует такого автолюбителя, которому б не приходилось заряжать автомобильный аккумулятор в своей квартире. Забыл выключить магнитолу и все- аккумулятор сел,- нужно заряжать. Да, можно подзарядить в гараже — если это летом, а если зимой — ну никак не хочется бегать в гараж и следить за процессом зарядки. Вот и тянем в квартиру.
И вот, после зарядки у вас, и у ваших родных что-то разболелась голова. На погоду – посетуете вы. А нет, — скажу я вам – виновником есть не погода, а ваш аккумулятор, а именно те процессы, которые в нем происходят во время зарядки. Именно об этом и пойдет дальше речь.
При подзарядке аккумулятора в воздух помещения выделяется сернистый газ, мышьяковистый водород (арсин), сурмилистый водород (стибин), хлористый водород и другие. Высокая концентрация этих токсических газов в воздухе очень вредна для человека. А именно такая концентрация, превышающая все допустимые нормы, и создается в квартире, если автолюбитель в ней заряжает аккумулятор. В результате у всех членов семьи резко ухудшается самочувствие, нередко появляются кашель, головная боль.
Но токсические вещества оказывают неблагоприятное воздействие не только в те часы, когда происходит зарядка аккумулятора. Они оседают на стенах, мягкой мебели, одежде, -словом, на всем, что есть в квартире, и в течение длительного времени выделяются в воздух помещения. Специалисты называют этот процесс вторичным загрязнением.
К тому же, во время зарядки аккумулятора выделяется к тому же большое количество водорода, который, соединяясь с содержащимся в воздухе кислородом, становятся взрывоопасным. Взрыв может произойти от малейшей искры, зажженной спички, огонька сигареты.
Не меньшую угрозу представляет собой и серная кислота, которую заливают в аккумулятор при его подзарядке. Нередки случаи, когда пролитая на пол кислота самовоспламеняется.
Зарядка аккумулятора в домашних условиях влечет за собой и перегрузку электросети, что может привести к загоранию изоляции электрических проводов.
Вот почему заряжать аккумуляторы можно только в специально приспособленных для этого помещениях.
Источник
Причины кипения аккумулятора при зарядке и способы устранения проблемы
Сначала уточним, о каких аккумуляторах идет речь.
В каждом транспортном средстве важной комплектующей является кислотная батарея (АКБ). Она запускает двигатель работу, служит источником питания для энергозависимых устройств в автомобиле при выключенном двигателе.
Практически каждая марка автомобиля «сотрудничает» со своим типом аккумулятора.
Это химический элемент, в котором химическая энергия преобразовывается в электрическую. В «банке» (так называется корпус) находятся пластины с выводами (клеммы) для подключения (плюс/минус), помещенные в электролит.
Отрицательный электрод выполнен, как правило, из свинца, положительный — из двуокиси свинца.
В современных марках автомобилей в состав материала пластины добавляется металлический кальций. Когда АКБ заряжают от зарядного устройства запускается химическая реакция, начинает вырабатываться химическая энергия.
После того как батарея полностью зарядилась, зарядное устройство отключается, идет обратный процесс превращения химической энергии в электрическую. Сам аккумулятор не вырабатывает электроэнергию, а только накапливает во время зарядки. Потом при разрядке отдает ее.
Виды аккумуляторов
В зависимости от электролита различают жидкостные (водный раствор серной кислоты) и безжидкостные: вместо электролита используется стекловолокно (иногда по аналогии называют гелиевыми).
Они постепенно и настойчиво вытесняют жидкостные, потому что имеют по сравнению с первыми значительные преимущества. Их относят к типу необслуживаемых.
Выпускаются в герметичном корпусе, не требуют контроля над уровнем электролита и емкости.
Устойчивы к перепадам тока, механически выносливы, позволяют более свободное обращение при переносе и эксплуатации, не боятся любого наклона. Более долговечны и безопасны.
АКБ не может «похвалиться» такими характеристиками. Виной этому является жидкий электролит. Именно из-за него называются обслуживаемыми. Необходима съемная крышка для доступа ко всем элементам для профилактики, ремонта.
Необходимо постоянно поддерживать требуемый уровень электролита, доливать дистиллированную воду. Не допускать больших наклонов при переносе, осмотре.
Для этих АКБ характерно кипение электролита. Оно может быть вызвано разными причинами.
Когда кипение должно насторожить
Нужно всегда быть внимательным к процессам, происходящим в аккумуляторе. От него зависит, поедете ли вы сегодня куда-нибудь. Особый интерес и тревогу вызывает кипение электролита.
Следует различать, является ли это естественным химическим процессом, или пора бить тревогу, применять срочные меры, потому что это сигнал о неполадках.
Допустим, аккумулятор полностью заряжен. На него в таком состоянии подается постоянный ток с напряжением 14,5 В.
Через некоторое время начинается химический процесс (электролиз) с появлением газов (смесь кислорода и водорода). Это явление не должно настораживать. Все идет своим чередом, так проявляется химическая реакция.
Важно только заметить начало этого процесса: как быстро появляются признаки закипания. Временной интервал от подключения до начала кипения и появления газов зависит от емкости АКБ и силы тока.
На существенные отклонения в работе аккумулятора, его неисправность и возможные проблемы указывает закипание электролита сразу же после поступления тока (еще до полной зарядки). Вот это уже серьезно.
Уровень электролита снижается, и это ведет к возникновению нарушений в работе устройства и его неполадкам. Во время езды трудно определить, когда начинается этот процесс.
Только при зарядке удается «отмерить» отрезок времени от начала зарядки до закипания электролита. После этого можно определить исправен аккумулятор или нет.
Электролит кипит при зарядке — что это значит
Все зависит от того, когда начинается кипение электролита.
Рассмотрим случай: аккумулятор находится в исправном состоянии. Он подключается к зарядному устройству. Что может произойти? Происходит вот что:
- Закипание возникает сразу после подключения.
- Электролит начинает кипеть спустя некоторое время после подачи тока на клеммы.
- Кипение продолжается после полной зарядки.
Первый и третий случаи могут быть сигналами о возможных неполадках. Но торопиться менять батарею не нужно. Прежде необходимо выяснить, вызваны ли эти явления внешними причинами или, действительно, указывают на повреждения в аккумуляторе.
В исправном АКБ быстрое закипание может возникнуть еще по другим причинам:
- для зарядки применяется некачественное или не совсем подходящее зарядное устройство;
- значения тока и напряжения выше рекомендуемых.
Это случаи, когда кипение вызвано внешними причинами, не являются признаками неисправности АКБ. Не нужно торопиться выбрасывать его на свалку.
Вывод такой: полностью исправный аккумулятор не должен сразу же закипать при подключении к зарядному устройству.
Какой из аккумуляторов лучше и почему
Сейчас хорошо известны и более распространены кальциевые аккумуляторы благодаря улучшенным характеристикам: не требуют добавок воды, более устойчивы к коррозии, имеют самый длительный срок службы, выдерживают повышенное напряжение.
До закипания проходит больше времени (даже если подаваемый ток намного превышает предельно допустимый).
О недостатках тоже не нужно забывать.
Кальциевые аккумуляторы следует устанавливать только в автомобили. Но не каждый автомобиль сможет создать приемлемые условия для их эксплуатации. Они хорошо служат, когда автомобиль продолжительное время движется без остановок.
Тогда не производятся глубокие разряды при каждом запуске двигателя. Не рекомендуется включать одновременно все энергозависимые устройства, которые при выключенном двигателе могут работать только от батареи.
Если долгое время машина не используется, батарею лучше извлечь. В противном случае срок службы аккумулятора значительно снижается.
Какое бывает зарядное устройство
Зарядное устройство необходимо для зарядки аккумулятора и поддержки его работоспособности. В зависимости от конструкции ЗУ может работать в обычном и автоматическом режиме.
При обычном режиме работы (в устаревших конструкциях) необходимо постоянно следить за основными параметрами.
В настоящее время ЗУ чаще работает в автоматическом режиме, избавляет от постоянного контроля за уровнем электролита, чтобы избежать его закипание. ЗУ отключается автоматически после полной зарядки.
Когда возникает и к чему приводит сульфатация пластин
Сульфатанация – это процесс осаждения сульфата свинца на положительной пластине. Чем толще налет, тем меньше становится емкость и эффективность работы батареи.
Следует как можно чаще внимательно осматривать батарею, чтобы по первым внешним признакам определить начало сульфатанации.
Важным является подача такого напряжения, которое предусмотрено фирмой-изготовителем. При превышении допустимого значения быстро наступает закипание.
Такой же эффект следует ожидать при повышенной силе тока. Ее расчетная величина составляет 10% от емкости АКБ. Такое соотношение должно сохраняться в процессе работы.
Если в результате сульфатации емкость снижается, становится меньше исходной емкости батареи, тогда прежняя сила тока для уменьшенной емкости в процентном отношении окажется завышенной. Это приводит к значительному перезаряду и закипанию.
Необходимо сразу прекратить зарядку, отключить зарядное устройство от сети и аккумулятора.
Что происходит при коротком замыкании
Короткое замыкание способствует быстрому закипанию электролита. Оно может произойти между несколькими пластинами, тогда на неповрежденные пластины, которых не коснулось короткое замыкание, сразу начинает действовать повышенная сила тока.
Кипение возникает одновременно с подключением, но не во всех банках, а только там, где произошло короткое замыкание. Может вообще кипеть только одна банка аккумулятора, если пластинам нанесен незначительный вред.
Для диагностики причин это хорошая подсказка: кипение не всех банок одновременно говорит о коротком замыкании.
Есть случаи (о них надо помнить), что одна банка может кипеть, когда в ней недостаточно электролита.
Кипение электролита, вызванное коротким замыканием, негативно влияет на состояние АКБ, приводит к ее разрушению.
Причинами выхода из строя батареи является полная непригодность пластин, снижение емкости за счет образования значительного слоя налета, коррозия металлических частей.
Но более опасно, когда батарея взрывается. Это грозит не только пожаром, но и химическими ожогами серной кислотой, которая разбрызгивается в большом количестве в разные стороны.
Какие действия нужны, когда аккумулятор кипит
Прежде всего необходимо обесточить устройство, прекратить подачу электрического тока на клеммы.
Если причиной кипения служат неправильные значения подаваемого тока или напряжения, отличающиеся от рекомендуемых, следует привести эти параметры в соответствие с требуемыми величинами.
В случае когда кипение продолжается, а процесс зарядки уже завершился, это признак того, что АКБ полностью заряжена. ЗУ отключается, аккумулятор возвращается в машину.
Если обнаружится, что кипение начинается сразу же, это однозначно говорит о необходимости замены аккумулятора.
Разрушение пластин и значительная сульфатация резко сокращает срок действия аккумулятора. Чаще всего вернуть к работе АКБ уже не удается.
В начале процесса сульфатации, когда слой налета еще небольшой, предпринимаются попытки увеличить емкость в особом режиме подачи напряжения от зарядного устройства (не равномерно, а прерывисто).
Своевременные профилактические работы позволяют снизить толщину налетного слоя и увеличить емкость, тем самым, продлить срок эксплуатации батареи.
Источник
Аккумуляторы вредные выделения при зарядке
Выброс загрязняющих веществ при заряде аккумуляторных батарей (АКБ)
Во время зарядки аккумуляторных батарей выделяются:
- — серная кислота — при зарядке кислотных аккумуляторов;
- — натрия гидроокись (щелочь) — при зарядке щелочных аккумуляторов.
Валовый выброс серной кислоты и натрия гидроокиси подсчитывается па формуле:
где: g — удельное выделение серной кислоты или натрия гидроокиси, мг/А × ч;
Qn — номинальная емкость каждого типа аккумуляторных батарей, имеющихся в предприятии, А × ч;
an— количество проведенных зарядок батарей соответствующей емкости за год.
g(NaOH) = 0,80 мг/А × ч;
Следует отметить, что значения удельных выделений серной кислоты и гидроокиси натрия принимаются соответственно 1,0 и 0,80 мг/А × ч вот уже как на протяжении 29 лет. И это только то время, которое мы смогли отследить. Так «Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом)». М., 1998 ссылается на методику 1990 г «Удельные показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ремонтно-обслуживающих предприятий и машиностроительных заводов агропромышленного комплекса». М., 1990. Издание 1990 года данной методики нам найти не удалось, но эти же величины присутствуют и в изданиях данной методики 1992 (Москва) и 2007 г (Ростов-на-Дону).
К сожалению, «Удельные показатели характеристик загрязнений, выделяемых в атмосферу предприятиями Госкомсельхозтехники СССР.М.:ГОСНИТИ, 1985 г», на которые ссылается методика 1992 года, нам найти не удалось
Расчет максимально разового выброса серной кислоты или натрия гидроокиси производится исходя из условий, что мощность зарядных устройств используется с максимальной нагрузкой. При этом сначала определяется валовый выброс за день:
М сут i = 0,9 × g × ( Q × n ‘ ) × 10 -9 , т/день (2)
где: Q — номинальная емкость наиболее емких аккумуляторных батарей, имеющихся на предприятии, A × ч;
n ‘ — максимальное количество вышеуказанных батарей, которые можно одновременно подсоединять к зарядному устройству.
Максимально разовый выброс серной кислоты или натрия гидроокиси определяется по формуле:
где m — цикл проведения зарядки в день, час. Принимается по фактическим данным предприятия, либо в соответствии с п.3.7 Методики проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М., 1998 — m = 10 час.
Источник