- Аккумуляторы проблемы с заводом
- Производственные дефекты
- Непроизводственные дефекты
- Краткие выводы
- Читайте также:
- 3 Отзывы › Ваш отзыв
- Аккумуляторы: причины неисправностей и другие важные вопросы
- Неисправность автомобильного аккумулятора: причины возникновения и советы
- Статистика: неисправный аккумулятор является причиной отказа автомобиля заводиться почти в каждом третьем случае (более 40%)
- Причины разряда автомобильного аккумулятора
- При запуске автомобиля требуется большая часть батареи. После этого требуется определенное время для перезарядки. Перезарядка происходит во время движения через генератор переменного тока
- Но ведь аккумулятор подзаряжается от генератора, как он может разряжаться?!
Аккумуляторы проблемы с заводом
При поддержке крупнейшего японского производителя аккумуляторов GS Yuasa мы продолжаем публикацию цикла статей под названием «Аккумуляторный ликбез», охватывающих многие аспекты работы и обращения с автомобильными аккумуляторными батареями. В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные причины выхода АКБ из строя.
Технология производства свинцово-кислотных аккумуляторных батарей имеет уже довольно долгую историю, и качество выпускаемых батарей постоянно улучшается в результате совершенствования технологических аспектов.
Тем не менее, нужно четко понимать, что залитая электролитом свинцово-кислотная АКБ – это «живой» продукт. Хранится ли она или эксплуатируется, — у нее есть конечный срок службы. Все залитые АКБ подвержены процессу саморазряда. Чем выше температура и влажность в месте хранения, тем быстрее разрядится батарея.
Причины отказа автомобильного аккумулятора в процессе его эксплуатации бывают разные. Все их можно условно разделить на две основные категории:
- Производственные дефекты
- Непроизводственные дефекты
В первом случае аккумулятор можно без проблем поменять по гарантии, во втором — за новую батарею придется заплатить собственные деньги.
Производственные дефекты
Короткое замыкание — неисправная «банка»
Данный дефект обычно выявляется в течение первых 12 месяцев от начала эксплуатации батареи на автомобиле. В данном случае в одной из ячеек или, как их часто называют, банок удельная плотность электролита будет значительно ниже, чем в остальных. Проблемная банка обычно заметно бурлит при высоком разряде, во всех остальных ячейках показатель плотности электролита при этом остается нормальным – 1,26 или выше.
Неисправная банка, выявленная на более позднем срок эксплуатации, как правило, является результатом восстановления засульфатированной, сильноразряженной батареи. Если основная причина – сульфатация, то в банках будет наблюдаться различная плотность электролита.
В этом случае у аккумуляторной батареи будут хорошие показатели удельной плотности электролита, но будет отсутствовать напряжение на клеммах. Необходимо все же проверить АКБ на наличие возможного физического повреждения, которое могло вызвать разрыв цепи батареи внутри.
Непроизводственные дефекты
Довольно часто причиной преждевременного выхода автомобильной батареи из строя является ее неправильная эксплуатация или обслуживание. Приведем лишь несколько примеров ситуаций, в которых отказ АКБ никак не связан с производственным браком.
Eсли батарея хранится, эксплуатируется или устанавливается неправильно, если соединительные кабели с силой забиваются на клеммы или фиксируются недостаточно плотно, корпус и клеммы батареи могут быть повреждены.
Если АКБ остается в разряженном состоянии в автомобиле или вне его в течение долгого периода времени, происходит химическая реакция, которая ухудшает характеристики АКБ и сокращает срок ее службы. Этот процесс называется сульфатацией.
Видимый признак глубокой сульфатации – мелкозернистый белый или серый налет на положительной пластине и неметаллический блеск на отрицательной пластине. В большинстве случаев это означает, что батарея не подлежит восстановлению.
Попытки зарядить сильно сульфатированную АКБ даже малым током приводят к повреждению решеток и поверхности активной массы электродов, а также к образованию сульфатных вкраплений на поверхности сепаратора, что приведет к дендритным замыканиям.
Повреждения могут возникнуть при долгом хранении или установке на автомобиль и другие транспортные средства, такие как трактора, мотоциклы, лодки, снегоходы, которые редко используются, простаивая с подсоединенным аккумулятором. Наличие утечек и внутренних потребителей, таких как сигнализация, часы, подсветка и т.д. медленно доводит АКБ до самого низкого уровня заряда. Чем дольше период простоя, тем больше сульфатируются пластины.
Сульфатация пластин снижает эффективность электрохимических реакций в АКБ между активным материалом электродов и электролитом.
Так как аккумуляторная батарея работает в циклическом режиме, то есть периодически разряжается и заряжается, активный материал пластин находится в движении, высвобождая электричество хранимое в АКБ. Каждый раз, когда АКБ заряжается и разряжается, небольшая часть активного материала пластины утрачивается безвозвратно.
Срок службы автомобильного аккумулятора зависит от множества факторов, таких как окружающая температура, степень заряженности при эксплуатации, частота использования и т.д. Поэтому невозможно точно установить минимальный и максимальный сроки службы АКБ. В процессе естественного износа батарея постепенно теряет емкость, и однажды она не сможет завести автомобиль или другое транспортное средство. Современные автомобили с инжекторным двигателем заводятся достаточно легко, обычно используя разряд с поверхности пластин. Таким образом, неожиданный сбой в работе батареи случается при ее попадании в «стрессовую» ситуацию, например, запуск автомобиля холодным утром или после простоя в выходные.
Рекомендуем проверять свой аккумулятор перед наступлением холодов или перед долгим простоем автомобиля, например, на парковке в аэропорту.
Эксплуатация в режиме «глубокого разряда–заряда»
Как уже упоминалось выше, каждый раз когда АКБ заряжается и разряжается, небольшая часть активного материала теряется. Если АКБ подвергается глубокому разряду (более 35%) и быстрой зарядке, процесс потери ускоряется. Вдобавок, если подзарядка будет неполной, характеристики АКБ ухудшатся, повысится концентрация электролита между пластинами, что приведет к коррозии и дальнейшему ухудшению производительности аккумулятора.
Даже после подзарядки напряжение будет низким (ниже 12,4 В), но если проверить плотность электролита в АКБ, то она будет равномерна во всех банках.
Если регулятор генератора не настроен должным образом, а схема управления напряжением генератора дает сбой, тогда АКБ может подвергаться избыточному заряду.
Если оставить АКБ без проверки, она перегреется и электролит начнет испаряться. Избыточный заряд ускорит деформацию активного материала и решетки, а производительность АКБ уменьшится. При осмотре АКБ обычно обнаруживается низкий уровень кислоты и черный налет на заливной пробке, а также резкий запах. Рекомендуется проверить зарядное напряжение генератора в автосервисе.
Использование меньшей по емкости АКБ, чем рекомендована производителем, приведет к сокращению срока службы и раннему отказу батареи. Причина выхода из строя – преждевременный износ.
МИФ: Использование батареи большей мощности приведет к повреждению стартера или недозаряду АКБ от генератора.
В действительности, нет никаких проблем при установке АКБ с увеличенными токовыми характеристиками на автомобиль. Наоборот, более мощная батарея будет способна завести двигатель при более тяжелых условиях эксплуатации и прослужит дольше вследствие меньшего естественного износа. От такой замены автовладелец только выигрывает, особенно в случаях когда использует автомобиль в холодном климате или у него установлено дополнительное электрооборудование.
Если автопроизводителем была штатно установлена батарея сделанная по технологии AGM, то и при замене должна выбираться АКБ того же типа.
Недозаряд также вреден АКБ, так как он постепенно ведет к глубокой сульфатации. Это происходит, если автомобиль используется только от случая к случаю для коротких поездок, или поездок в городских условиях с частыми остановками и запуском двигателя. Причиной недозаряда может также стать низкое напряжение генератора (13,6 – 13,8 В), ослабление ремня генератора или износ соединительных кабелей АКБ, что вызывает высокое сопротивление. Если возникают сомнения, обратитесь к автоэлектрику.
Краткие выводы
При условии использования подходящей АКБ в надлежащих условиях и на соответствующем транспортном средстве количество проблем с аккумулятором может быть сведено к минимуму. У каждой АКБ есть конечный срок службы, этот срок определяется условиями эксплуатации АКБ. Отказы АКБ, вызванные сульфатацией, износом, работой в условиях быстрого заряда и глубокого разряда, физическими повреждениями, производственным браком не являются и не покрываются гарантией заводов-производителей.
При нормальных условиях эксплуатации АКБ не может разрядиться сама по себе. Причиной обычно могут стать:
- неисправные генератор, реле-регулятор или стартер;
- пробуксовка ремня генератора;
- повреждение в электрической цепи, например, проблемы с освещением багажника / бардачка, электронным управляющим блоком (ECU) / интерфейсом сенсорной системы (когда автомобиль не переходит в режим «сон» после парковки более, чем 5 минут), электродвигателем стеклоочистителя;
- чрезмерное использование мощных электропотребителей – кондиционера, магнитолы (напрямую соединенной с АКБ);
- долгий простой без подзарядки;
- оставленные включенными освещение автомобиля или мигающая аварийная лампа.
Если АКБ постоянно используется/остается в недозаряженном состоянии, постепенно это приведет к тому, что ее невозможно будет восстановить с помощью подзарядки. Такое состояние классифицируется как глубокий разряд/недозаряд, и это не является производственным браком. Если АКБ постоянно глубоко разряжается при частых остановках/запусках и чрезмерном использовании электроустройств автомобиля, а затем не подзаряжается должным образом, ее производительность будет утрачена довольно быстро. Это называется износом или эксплуатацией в условиях глубоко разряда и быстрой подзарядки, и это тоже не производственный брак. Для таких условий применения нужно искать альтернативные решения.
Читайте также:
Читайте также:
3 Отзывы › Ваш отзыв
1.»Тем не менее, нужно четко понимать, что залитая электролитом свинцово-кислотная АКБ – это «живой» продукт. Хранится ли она или эксплуатируется, — у нее есть конечный срок службы. Все залитые АКБ подвержены процессу саморазряда. Чем выше температура и влажность в месте хранения, тем быстрее разрядится батарея»- всё так, но, если для сурьмянистых батарей нормальным саморазрядом считалось 0,01г/куб.см за 14дней, то для АКБ Ca/Ca этот показатель уже на 50% за 12-18месяцев! так что скорее не «живая», а спящая..
2.»Короткое замыкание — неисправная «банка»
Данный дефект обычно выявляется в течение первых 12 месяцев от начала эксплуатации батареи на автомобиле. В данном случае в одной из ячеек или, как их часто называют, банок удельная плотность электролита будет значительно ниже, чем в остальных. Проблемная банка обычно заметно бурлит при высоком разряде, во всех остальных ячейках показатель плотности электролита при этом остается нормальным – 1,26 или выше»- а как диагностировать этот дефект для АКБ без пробок?
3.»Разрыв цепи
В этом случае у аккумуляторной батареи будут хорошие показатели удельной плотности электролита, но будет отсутствовать напряжение на клеммах. Необходимо все же проверить АКБ на наличие возможного физического повреждения, которое могло вызвать разрыв цепи батареи внутри».- это очень примитивно. Чаще бывает не разрыв. а «надрыв», т.е. НРЦ на клеммах есть. и даже больше 12В, но под нагрузкой валится, иногда действительно до нуля, если не до нуля. то в банке, рядом с которой дефект. через некоторое время возникает «кипение», появляется запах озона, и банка греется
4.»Недозаряд также вреден АКБ, так как он постепенно ведет к глубокой сульфатации. Это происходит, если автомобиль используется только от случая к случаю для коротких поездок, или поездок в городских условиях с частыми остановками и запуском двигателя»- на самом деле недозаряд не приведет к глубокой сульфатации. т.к. АКБ значительно раньше выйдет из строя вследствие ускоренного осыпания активной массы с решеток пластин в шлам, т.к. в режиме недозаряда работает не вся пластина, а только нижняя её часть. (именно поэтому при вскрытии чаще всего видим голые нижние части решёток плюсовых пластин (минусовые осыпаются значительно меньше)
И вообще, парни- может, следовало бы поискать более свежий материал на эту тему?
Спасибо, Михаил, за дельные дополнения.
Как известно, новое — это хорошо забытое старое. Поэтому мы и решили обобщить информацию на основе опыта накопленного японским производителем в доступной форме. Вполне возможно, что для профессионалов мы не сделаем каких-то великих открытий, но автолюбителям и новичкам в аккумуляторном бизнесе нужно начинать, как говорится, с азов.
Что касается вопроса про крышки без пробок, то тут лишь могу обратить Ваше внимание на тот факт, что, например, ведущий японский производитель GS Yuasa не выпускает герметичных крышек для внутреннего рынка. Не думаю, что это сделано случайно. Вместо двойной крышки японцы применяют пробки со встроенной микролабиринтной системой и пламегасителями, которые решают те же задачи рекомбинации газов и взрывозащиты, но при этом оставляют доступ к ячейкам.
P.S. Про сроки хранения батарей будет отдельная статья.
Японцы в этом случае поступают очень мудро. Если есть пробки, есть и выбор- открывать или не открывать, если их нет, то и выбора нет! Хотя, если с философской точки зрения, именно ситуация выбора и принятия решения чаще всего приводит к стрессу…
Источник
Аккумуляторы: причины неисправностей и другие важные вопросы
Неисправность автомобильного аккумулятора: причины возникновения и советы
Зима в этом году на большей части России оказалась мягкой. Снега практически не выпало, а температура не перешагивала ниже 10 градусов. Конечно, нашим соотечественникам, привыкшим к настоящим зимам, такой поворот событий точно не пришелся по душе, а вот автомобилистам, возможно, очень даже понравился, ведь такие условия отлично подходят для автовладельцев. Почему? Ну считайте:
1. Автомобиль меньше изнашивается, на его узлы и компоненты ложится меньшая нагрузка, чем в морозные зимы. При этом смазочные свойства масел и технических жидкостей в теплую погоду на порядок выше;
2. Автомобиль не нужно очищать от снега (при условии небольших осадков, как было этой зимой);
3. Машину нужно меньше прогревать (при этом в салоне скапливается меньше конденсата из-за меньшего перепада температур);
4. Уменьшается расход топлива (чем ниже температура, тем он выше);
5. Банально в автомобиль приятнее садиться, когда он теплый;
6. Ну и последний, но важный аспект: аккумуляторная батарея живет дольше и способна выдавать ток без подзарядки в течение дольшего промежутка времени, без деградаций и внезапных отказов. Вот об этом важном нюансе и поведем сейчас речь.
Зарядник для автомобильного аккумулятора
Отказ автомобильного аккумулятора, особенно в холодное время года – явление распространенное. Когда энергии в батарее мало или она разрядилась полностью, автомобиль больше не заведется. Давайте посмотрим, по каким причинам это происходит и почему автоаккумулятор – важный, а порой и незаменимый элемент любого транспортного средства.
Статистика: неисправный аккумулятор является причиной отказа автомобиля заводиться почти в каждом третьем случае (более 40%)
Хотите знать причины выхода из строя АКБ ? И узнать, что нужно делать, чтобы аккумулятор прожил подольше, или как минимум получить приблизительные рамки, когда необходима замена пока работающего аккумулятора на новый?
Причины разряда автомобильного аккумулятора
Качественный автомобильный аккумулятор на самом деле не так чувствителен к непогоде, перепадам температур и нагрузкам, однако большинство водителей не обращают на это внимания, пока не начнутся проблемы. Причинами раннего отхода аккумулятора в утиль обычно являются вредные автомобильные привычки и отсутствие ухода:
1. Езда на короткие расстояния: очень распространенная причина недугов любых АКБ. Даже качественный и емкий аккумулятор может от частых коротких поездок зачахнуть буквально за пару лет. Хотя, казалось бы, работать ему еще и работать, но короткие перемещения на 5, 10, 15 км буквально иссушают хранилище электрической энергии.
При запуске автомобиля требуется большая часть батареи. После этого требуется определенное время для перезарядки. Перезарядка происходит во время движения через генератор переменного тока
И наоборот, когда аккумулятор установлен на автомобиле, совершающем поездки на средние и большие расстояния: 50, 100 и более километров – без остановок и выключений мотора, даже самая чахлая АКБ готова вынести все тяготы эксплуатации и служить более пяти лет. Именно такой случай у автора этих строк.
Все на форумах твердят, что на автомобиле, которым владеет автор, с завода ставятся достаточно тщедушные автоаккумуляторы и максимально что удается выехать на них с горем пополам – это 4 года. Тем не менее мой автомобиль, купленный новым и точно оборудованный аккумулятором с завода, ездит уже 6 лет на одном АКБ, и ни разу при запуске не наблюдалось признаков слабого заряда: тусклых лампочек на приборной панели или небодрой работы стартера.
Правильные действия: возможно, этот совет может показаться многим сферическим конем в вакууме, но если вы не хотите выбрасывать аккумулятор раньше окончания его срока службы, не ездите на короткие дистанции. Просто некоторые автомобилисты доходят до абсурда, беря машину, чтобы заехать в магазин в 1-2 км от своего дома или добраться до работы, до которой пешком идти полчаса.
Из года в год такой подход значительно быстрее выведет из строя аккумулятор на вашем автомобиле.
Но ведь аккумулятор подзаряжается от генератора, как он может разряжаться?!
На самом деле во время езды не все электропотребители питаются от генератора, и даже во время вождения вы получаете энергию от аккумулятора. Магнитола (тем более информационно-развлекательная система), кондиционер, обогрев сидений, обогрев заднего стекла и т. д.
В таких условиях, при использовании всей периферии, для того чтобы аккумулятор снова полностью зарядился, требуется достаточно много времени. Если вы ездите только на короткие расстояния, аккумулятору просто не остается достаточно времени для полной зарядки. Со временем батарея разряжается все больше и больше – пока не перестает работать.
2. Не забудьте выключить все потребители: еще одна распространенная проблема, с которой сталкивалось большинство автолюбителей в недавнем прошлом, – разряд аккумулятора потребителями. Классический пример: забыли выключить фары или плафон в салоне или ушли, забыв выключить магнитолу. Если вы придете через несколько дней, автомобиль уже невозможно будет запустить.
К счастью, этого больше не происходит в современных автомобилях, потому что большинство из них имеют автоматическую систему, которая выключает свет и другие электропотребители при выключении зажигания.
Но стоит помнить, что если вы часто используете электрическую периферию с выключенным зажиганием: слушаете радио, пылесосите салон автомобиля переносным пылесосом или накачиваете колеса при помощи электрического насоса, не включив двигатель, – рано или поздно вы не сможете запустить машину. Аккумулятор окажется полностью разряженным.
Правильные действия: если машина старая, старайтесь не забывать включенные фары, противотуманки, другие электропотребители. А также не забывайте запускать мотор при использовании дополнительных потребителей энергии. Не зря в инструкции к электрическим компрессорам говорится, что перед началом подкачки колес необходимо включить двигатель.
Низкая емкость: если батарея заряжена не полностью, на ее пластинах из-за низкого напряжения при взаимодействии серной кислоты и свинца начинают оседать кристаллы сульфата. Результат: емкость аккумулятора падает. Если батарея в течение длительного времени не заряжается полностью (например, в частых поездках на короткие расстояния), сульфатирование уже не может быть обращено вспять. Емкость продолжит уменьшаться, пока батарея не умрет.
Условно говоря, сульфатация, то есть деградация пластин, – неизбежный химический процесс. Рано или поздно это конец любого АКБ. Просто у некоторых деградация протекает в несколько раз быстрее.
Правильные действия: подзаряжайте аккумулятор. Либо поездками на 100-200 км и более хотя бы раз в месяц. Скажем, принять за правило ездить в путешествия. И кругозор расширите, и аккумулятору жизнь продлите. Либо подзаряжать АКБ через специальное зарядное устройство, то есть произвести десульфатацию.
Восстановление (десульфатирование) – специальный режим, предусмотренный для восстановления емкости аккумулятора, пластины которого покрылись слоем кристаллического сульфата.
Подробнее о восстановлении автомобильного АКБ в видео
Видео взято с YouTube-канала «Avto-Blogger.ru»
Токи утечки: если контакты батареи загрязнены, токи утечки могут постепенно разрядить батарею. Вот почему так важно содержать аккумулятор в чистоте.
Правильные действия: снимаем клеммы с аккумулятора. По технике безопасности последовательность должна быть следующая:
ослабляем гайку массы (обычно этот небольшой проводок подходит к минусовой клемме), далее ослабляем и снимаем минусовую, а затем плюсовую клемму.
Кстати, именно по причине борьбы с загрязнением так важно использовать АКБ с защитными колпачками на клеммах, закрывающими последние от летящей грязи.
Холод: низкие температуры также серьезно влияют на автомобильный аккумулятор. Из-за этого в основном отказы происходят именно зимой. При низких температурах аккумулятор теряет заряд, в то время как двигателю требуется больше энергии для запуска. Свой вклад делают дополнительные потребители, которые используются зимой (обогрев сидений, обогрев руля, зеркал и стекол), они также являются бременем для электропитания.
Правильные действия: по крайней мере, старайтесь не эксплуатировать машину при температурах ниже 20 градусов, а если это невозможно – следите за аккумулятором, регулярно подзаряжая его дома и вовремя его меняя при малейших показателях скорой поломки:
- стартер плохо крутит двигатель;
- тускло горят лампочки на приборке;
- пиктограмма в виде аккумулятора, загоревшаяся на
- приборной панели, также говорит о неисправности батареи.
Другие причины: причина разряда батареи не всегда имеет свои корни именно в АКБ. Неисправность генератора может быть вполне распространенной проблемой. Эффект будет аналогичный: машина больше не заводится . Обычно о том, что проблемы начались с генератором, можно определить по мигающей лампе контроля заряда.
Короткое замыкание в электронике, которое потребляет много электроэнергии, а также неисправность в блоке управления также могут быть причиной разряда батареи.
На этом общий ликбез закончен. Надеемся, вы почерпнули для себя важные новые нюансы о продлении срока службы аккумуляторной батареи. Как видите, в бытовом плане в этом нет ничего сложного.
Источник