ENGINEERS
мы поможем в работе и учебе!
Симулятор для механиков. Проверьте свои знания! скачать (106 мб)
Ознакомительный курс для работы на танкерах скачать (1.35 мб)
- >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png»/>Главная
- >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png»/>Книги
- >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png»/>Дизеля
- >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png»/>Холодильные установки
- >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png»/>Электрика
- >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png»/>Английский для моряков
- >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png»/>письмо автору
- >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png»/>Мануалы
- >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png»/>WARTSILA
- >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png»/>SISU DIESEL
- >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png»/>MAN B&W
- >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png»/>ПОЛЕЗНЫЙ СОФТ
- >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png»/>статьи
- >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png»/>ТАНКЕРА
Фотогалерея
Кислотные и щелочные АБ применяют на судах для питания электроэнергией сетей управления автоматических устройств, аварийного освещения, авральной и пожарной сигнализации, радио- и телефонной связи, отличительных огней, для пуска дизелей с помощью электростартеров.
Электрический аккумулятор — это химический источник электроэнергии. Его действие основано на обратимых электрохимических процессах.
Во время заряда аккумулятора электрическая энергия зарядного устройства превращается в химическую энергию, которая накапливается в аккумуляторе.
Если к аккумулятору подключить приемник электроэнергии, то аккумулятор будет разряжаться, т. е. его химическая энергия вновь будет превращаться в электрическую. Такие процессы заряда-разряда аккумулятора повторяются неоднократно.
Аккумуляторная батарея состоит из нескольких электрохимических элементов, собранных в общий корпус (см. рис. 1, 2) и включенных по определенной схеме.
Обычно в аккумуляторной батарее несколько банок, в каждой банке блоки положительных и отрицательных пластин соединены параллельно.
Электродвижущая сила Е аккумулятора — разность потенциалов положительного и отрицательного электродов при разомкнутой внешней цепи. Значение Е зависит, главным образом, от состояния активной массы пластин и состава электролита, но не зависит от размеров пластин аккумулятора.
Электролиты — это растворы кислоты или щелочи в дистиллированной воде. Состояние электролита характеризуется его плотностью. Плотность щелочи и кислоты больше плотности воды, поэтому определенной концентрации кислоты или щелочи в воде соответствует определенная плотность электролита.
Напряжение U аккумулятора — разность потенциалов положительного и отрицательного электродов при замкнутой внешней цепи (при этом в цепи протекает ток).
Напряжение отличается от ЭДС значением падения напряжения внутри аккумулятора, которое определяется внутренним сопротивлением R аккумулятора и током, проходящим через него.
При заряде аккумулятора U больше ЭДС Е, при разряде — меньше. Конечное напряжение аккумулятора при его разряде — напряжение, ниже которого аккумулятор разряжать не рекомендуется исходя из условий длительной эксплуатации.
Внутреннее сопротивление аккумулятора, состоящее из сопротивлений электролита, пластин и сепаратора (перфорированный изолятор между пластинами), непостоянно: при разряде и понижении температуры оно увеличивается.
Емкость С аккумулятора — количество электричества, которое может дать полностью заряженный аккумулятор при разряде неизменным током определенного значения до конечного напряжения:
где I— ток разряда, А;
t — продолжительность разряда, ч.
Емкость аккумулятора зависит от количества активной массы и конструкции пластин, количества и концентрации электролита, температуры, степени изношенности аккумулятора, наличия примесей в электролите и многих других факторов.
Заряженный аккумулятор подвержен саморазряду в результате протекающих побочных реакций, утечек тока через корпус и т. д. (например, саморазряд кислотных аккумуляторов составляет 1 % их емкости в сутки).
Поэтому для аккумуляторов периодически следует проводить контрольно-тренировочные циклы разряда – заряда.
Гальванические элементы (ГЭ) отличаются от аккумуляторов необратимостью электрохимического процесса разряда (являются устройствами 1-разового использования).
Постоянная готовность ГЭ к работе позволяет применять их в переносных радиоустройствах, комбинированных измерительных приборах, электрических фонарях и спасательных средствах (плотиках, поясах и жилетах).
Гальванические элементы разделяют на сухие и водоналивные (активируемые), по форме исполнения — на баночные и галетные. Наиболее распространены марганцево-цинковые ГЭ.
Сухой баночный ГЭ состоит: из анода — угольного стержня, окруженного активной массой (оксидом марганца в смеси с графитом); цинкового катода — цилиндрической или прямоугольной банки; электролита — желеобразного хлорида аммония. Банка сверху залита смолой.
Сухой галетный ГЭ состоит из спрессованного из активной массы (оксид марганца с графитом) анода в виде прямоугольного брикета, пропитанной электролитом (хлорид аммония) картонной диафрагмы и пластинчатого цинкового катода. Элемент заключен в поливинилхлоридный корпус.
Сухие ГЭ подвержены саморазряду, поэтому их сохранность не превышает 1,5 года. Выпускают сухие ГЭ для различных температурных условий.
Водоналивной марганцево-цинковый ГЭ заполнен кристаллическим хлоридом аммония: только после добавления пресной или дистиллированной воды хлорид аммония превращается в электролит и ГЭ может работать. Водоналивной медно-магниевый ГЭ работает на хлоридном электролите и активизируется морской водой, что позволяет использовать его в устройствах световой сигнализации и радиостанциях спасательных средств (плотиков, жилетов и т. д.).
В странах СНГ маркировка наносится на батарею и должна содержать:
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- условное обозначение батареи;
- знаки полярности: плюс «+» и минус «-«;
- дату изготовления ( месяц, год );
- обозначение технических условий батарей конкретного типа;
- номинальную емкость в ампер-часах на батареях с общей крышкой;
- номинальное напряжение в вольтах на батареях с общей крышкой;
- клеймо технического контроля;
- максимальная масса батареи (без электролита) по техническим условиям.
Батареей называют группу отдельных аккумуляторов (банок), соединенных определенным образом – последовательно, параллельно или по смешанной схеме.
Обозначение типа состоит из цифр и букв, которые означают следующее:
- 3 или 6 – число последовательно соединенных аккумуляторов;
- СТ – стартерная;
- цифры после букв – номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда, А*ч ( ампер-часы ).
После обозначения типа батареи указываются буквы, обозначающие:
материал моноблока ( корпуса ): Э – эбонит; Т – термопласт; материал сепараторов: М – мипласт; Р – мипор;
Обозначение исполнения батарей состоит из букв А или Н, которые означают следующее: А – с общей крышкой; Н – несухозаряженная.
Кислотный аккумулятор изображен на рис. 1.
Рис. 1. Кислотный аккумулятор: а – пластины; б – общий вид
Кислотный аккумулятор (рис. 1) состоит из эбонитового или пластмассового корпуса 5, отрицательных 1 и положительных 4 пластин, собранных с помощью соединительных мостиков (бареток) 3 в полублоки, и электролита, в который погружены пластины.
С помощью борнов 2 (полюсных выводов) и межэлементных соединений (перемычек) 6 блоки пластин соединяют в электрическую цепь. Для изоляции разноименных пластин в аккумуляторе применяют сепараторы из различных пластмасс, на крышках аккумулятора устанавливают вывинчивающиеся пробки 7, в нижней части пластины опираются на изоляционные призмы 8.
Положительные и отрицательные пластины отливают в виде решеток из химически чистого свинца с 5-10 %-ной присадкой сурьмы. Решетки пластин заполняют активными массами: активная масса положительных пластин состоит из свинцового сурика Рb02 и сульфата аммония, отрицательных — из свинцового глета (губчатый свинец) с добавлением сернокислого бария. Отрицательные пластины механически более прочны, поэтому в блоке их на одну больше, они располагаются с обеих сторон.
Электролитом служит раствор химически чистой серной кислоты в дистиллированной воде.
Когда серную кислоту вливают в воду, в результате химической диссоциации часть молекул кислоты распадается на положительные и отрицательные ионы Ни SO.
Таким образом в электролите присутствуют ионы-носители электрического заряда и целые молекулы кислоты НSO.
Во время разряда аккумулятора в нем протекают следующие реакции:
у отрицательных пластин Рb + SO= Рb SO, у положительных пластин РbО + Н+ НSO= Рb SO+ 2 НО. Положительные и отрицательные ионы электролита вступают в реакцию с активными массами пластин, изменяя их состав и отдавая электрический заряд на пластину. На всех пластинах образуется сульфат свинца Рb SO.
Количество ионов SOв электролите уменьшается; поэтому его плотность в процессе разряда заметно снижается.
Аккумулятор будет источником электроэнергии до тех пор, пока текут реакции разряда, а они возможны, если еще не вся активная масса пластин РbОи Рb превращены в Рb SO, т. е. пока в растворе есть ионы. Полный разряд не рекомендуется.
При подключении аккумулятора к источнику постоянного тока под действием зарядного тока протекают обратные реакции заряда:
— у отрицательных пластин Рb SO + Н= Рb + НSO;
— у положительных пластин Рb SO + 2 НО + SO= РbО+ 2 НSO.
В результате Рb SO распадается на исходные материалы пластин, и в раствор выделяется кислота, поэтому плотность увеличивается до исходного значения (1,24-1,31 г/см) в зависимости от климатических условий), причем ЭДС заряженного аккумулятора составляет 2,1 В.
Опытным путем установлена зависимость между ЭДС и плотностью электролита для кислотного аккумулятора:
где d : плотность электролита, г/см 3 .
Напряжение аккумулятора в режимах разряда и заряда:
Rвн – внутреннее сопротивление аккумулятора.
При нормальном обслуживании кислотных аккумуляторов сульфат свинца Рb SO образующийся на пластинах, полностью распадается в конце заряда, и аккумулятор восстанавливает свою емкость.
Если в течение нескольких суток полностью или частично разряженный аккумулятор не зарядить, то РbSO может перекристаллизироваться в крупнозернистую соль того же химического состава. Такой сульфат не распадается при последующем заряде.
Аккумулятор начинает «кипеть», так как реакции распада сульфата свинца не протекают и энергия источника расходуется на нагрев электролита. Возникает так называемый процесс сульфатации пластин, в результате аккумулятор теряет часть емкости.
Во избежание сульфатации кислотные АБ нужно держать всегда заряженными, что требует постоянного ухода за ними.
По сравнению с щелочными аккумуляторами кислотные имеют и преимущество: низкое (примерно в 10-15 раз меньше, чем у щелочных) внутреннее сопротивление Rвн .
Поэтому только кислотные аккумуляторы могут использоваться в качестве стартерных, так как большие разрядные токи Iр создают сравнительно малое падение напряжения на аккумуляторе: ΔU = Iр Rвн. В результате аккумулятор при разряде практически сохраняет напряжение: Uр= Е- ΔU .
Нормальным током разряда кислотной АБ считается ток, составляющий около 10 % емкости АБ, т.е. Iр = С / 10.
В странах СНГ маркировка наносится на батарею и должна содержать:
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- условное обозначение батареи;
- знаки полярности: плюс «+» и минус «-»;
- дату изготовления ( месяц, год );
- обозначение технических условий батарей конкретного типа;
- номинальную емкость в ампер-часах на батареях с общей крышкой;
- номинальное напряжение в вольтах на батареях с общей крышкой;
- клеймо технического контроля;
- максимальная масса батареи (без электролита) по техническим условиям.
Батареей называют группу отдельных аккумуляторов (банок), соединенных определенным образом – последовательно, параллельно или по смешанной схеме.
В приведенных ниже таблицах условное обозначение батарей состоит из типа и исполнения.
Обозначение типа состоит из цифр и букв, которые означают следующее:
- 5, 10, 32 или 64 – число последовательно соединенных аккумуляторов (банок);
- КН – кадмиево-никелевая;
- ЖН – железоникелевая;
- цифры после букв – номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда, А-ч ( ампер-часы ).
Обозначение исполнения состоит из букв, которые обозначают следующее:
Если кислотные аккумуляторы используют в качестве стартерных, то для питания прочих низковольтных устройств применяют щелочные кадмиево-никелевые и железоникелевые аккумуляторы (они одинаковы по конструкции и составу электролита).
Корпус 9 щелочного аккумулятора (рис. 2 ) изготовляют сварным из листовой стали, покрытой никелем.
Рис. 2. Устройство щелочного аккумулятора: 1 – активная масса; 2 – палочки распорные эбонитовые; 3 – ламель-футляр; 4 – положительные пластины; 5 – вывод; 6 – пробка; 7 – вывод; 8 – крышка стальная; 9 – корпус аккумулятора; 10 – баретки (соединительные мостики); 11 – отрицательные пластины; 12 – контактные пластины; 13 – эбонитовые пластины; 14 – стойки.
Технология изготовления положительных 4 и отрицательных 11 пластин одинакова: их выполняют из тонких перфорированных листов стали в виде ламелей-футляров 3, в которые помещается активная масса 1.
Гидрат окиси никеля Ni(ОН)3 служит активной массой положительных пластин щелочных аккумуляторов обоих типов.
Активная масса отрицательных пластин у кадмиево-никелевых аккумуляторов состоит из смеси губчатого кадмия с железом, а у железо-никелевых — из смеси химически активного железа (губчатого железа) с его окислами и небольшого количества окиси ртути.
В электрохимических процессах участвуют кадмий Cd или железо Fe, а присадки улучшают электрохимические свойства масс.
С помощью контактных пластин 12 и соединительных бареток 10 пластины собирают в блоки и через выводы 5, 7 соединяют с внешней цепью.
В стальной крышке 8 расположены пробки 6, в которых устроены небольшие отверстия для вентиляции.
Изоляция пластин одна от другой и от корпуса достигается установкой распорных эбонитовых палочек 2 и эбонитовых пластин 13 со стойками 14.
У кадмиево-никелевых аккумуляторов крайние пластины всегда положительные, у железоникелевых отрицательные.
При сборе в батарею аккумуляторы монтируют на изоляционных прокладках в общем деревянном или пластмассовом ящике и надежно изолируют от корпуса судна.
Электролитом служит раствор едкого кали КОН или натра NaOН в дистиллированной воде плотностью 1,19-1,21 г/см 3 с небольшой добавкой едкого лития с небольшой добавкой едкого лития КОН, который увеличивает срок службы аккумуляторов в 2-2,5 раза.
Реакции разряда-заряда (на примере кадмиево-никелевого аккумулятора) следующие:
— у положительных пластин Ni (ОН3 ) + К ↔ Ni (ОН)2 + КОН;
— у отрицательных пластин Cd + 2OН ↔ Сd(ОН)2.
Образовавшиеся при разряде гидроокиси Ni(ОН)2 и Сd(ОН)2 не обладают какими либо отрицательными свойствами, поэтому щелочные аккумуляторы могут длительное время находиться в разряженном состоянии, следовательно, их обслуживание упрощается.
Так как ионы К + и ОН — или целые молекулы КОН присутствуют в левых и правых частях уравнений реакций, плотность электролита в процессе разряда-заряда почти не изменяется.
ЭДС заряженного аккумулятора составляет 1,35 В, при разряде уменьшается до 1 В (это зависит от состояния активных масс пластин и в меньшей степени от плотности электролита и температуры эксплуатации).
Напряжение заряженного аккумулятора составляет 1,25 В, разряжают его до напряжения не ниже 1,1 В.
Например, батарея 10 КН-100 (кадмиево-никелевая батарея, собранная из 10 банок, общей емкостью 100 А-ч) имеет номинальное напряжение U = 12,5 В.
Номинальным зарядным током считается ток Iз = С / 4= 25 А продолжительностью 6 час.
Номинальным разрядным током считается ток Iр = С / 8 = 12,5 А продолжительностью 8 час.
Допускается 1-часовой режим разряда током Iр = 100 А.
Внутреннее сопротивление щелочных аккумуляторов Rвн = 0,03—0,05 Ом, т.е. в десятки раз больше внутреннего сопротивления кислотных аккумуляторов, у которых Rвн = 0,005 Ом. Поэтому щелочные аккумуляторы нельзя использовать в стартерном режиме.
Тип аккумуляторов, их количество и параметры определяются их назначением на судне.
Для увеличения напряжения АБ соединяют последовательно, для обеспечения режимов работы с большими токами — параллельно.
Разрядная емкость (А-ч) аккумуляторной батареи для сетей освещения и сигнализации :
где Р — потребляемая мощность, Вт;
Т — длительность электроснабжения, ч;
U— номинальное напряжение батареи, В.
Для питания электростартеров устанавливают две АБ, причем емкости одной из них должно хватать на 6 пусков длительностью 5 с.
Емкость (А-ч) одной стартерной батареи :
где 1 — ток стартера (принимается равным 400 А);
n — число пусков;
t — длительность пуска, ч.
Учитывая ухудшение свойств аккумуляторов в процессе эксплуатации, их расчетную емкость несколько увеличивают.
Аккумуляторные батареи малого аварийного освещения, связи, пожарной и аварийной сигнализации размещают в специальных помещениях выше палубы переборок, вне шахты МО, с выходом на открытую палубу.
Батареи другого назначения мощностью более 2 кВт или напряжением выше безопасного размещают в аналогичном помещении или на открытых палубах в аккумуляторных ящиках.
При мощности 0,2-2 кВт АБ устанавливают в ящиках, внутри корпуса судна (кроме жилых помещений), а при мощности менее 0,2 кВт — в таких же помещениях без специальных ящиков.
Совместная установка щелочных и кислотных АБ недопустима.
Аккумуляторы размещают на стеллажах, их надежно закрепляют.
Для вентиляции воздухом со всех сторон аккумулятора должен быть обеспечен зазор не менее 15 мм.
Во время работы АБ могут выделять взрывоопасный газ, поэтому аккумуляторные помещения, шкафы и ящики оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией.
Через аккумуляторные помещения не прокладывают транзитные кабели и трубопроводы, в них устанавливают взрывобезопасные светильники с вынесенными наружу выключателями.
При снижении температуры ниже 5ºС помещения отапливают паровыми грелками. Установка электрических грелок запрещена.
Источник