- Заряжаем аккумулятор ИБП вместе — как делать это правильно
- Как зарядить аккумулятор ИБП: разница в способе зарядки разных типов аккумуляторов
- Как правильно заряжать аккумулятор ИБП
- Первое пополнение заряда
- Как заряжать аккумулятор для ИБП 12v: обязательные для выполнения условия
- Как зарядить аккумулятор ИБП зарядным устройством, если он долго бездействовал
- Подключение аккумуляторных батарей к ИБП
- Содержание
- Аккумуляторные батареи для ИБП. Назначение, основные типы и характеристики
- Аккумуляторы какого типа используются с ИБП?
- ИБП с внутренними АБ и ИБП с внешними АБ. В чем разница?
- Основные трудности самостоятельного подбора батарей для ИБП
- Угрозы самостоятельного подключения внешних АБ к ИБП
- Батарейные и модули стеллажи – безопасная и удобная альтернатива самостоятельному подбору и подключению АБ
Заряжаем аккумулятор ИБП вместе — как делать это правильно
Чтобы узнать, как зарядить аккумулятор 7ач 12в для ИБП, нужно учитывать, что это свинцовая батарея, в которой электролит находится в гелевой фракции: он не налит в резервуар, а им пропитан специальный мелкозернистый наполнитель из материала, не проводящего ток. Это дает возможность пользоваться АКБ даже если она расположена вверх ногами.
Зарядное устройство для такой батареи должно иметь режим зарядки именно свинцовых блоков, на нем должно быть выставлено значение тока 0,7 А.
Свинцовые герметичные гелевые батареи выгодны своей сравнительно малой стоимостью, хорошим качеством работы, небольшим весом. Обслуживать их (пополнять дистиллированной водой, электролитом) не требуется, весь уход ограничивается своевременной зарядкой. Никаких выделений в атмосферу устройство не производит — ни водород, ни любые иные опасные, взрывающиеся, вредящие газы не попадут в воздух, т.к. их кругооборот ограничен пределами герметичного корпуса.
Как зарядить аккумулятор ИБП: разница в способе зарядки разных типов аккумуляторов
Стандартная АКБ нуждается в токе постоянной величины, напряжение неуклонно увеличивается до определенного значения, электролит закипает и зарядка прекращается. Если заряжать АКБ бесперебойника таким же образом, закипевший электролит повлечет взрыв. Поэтому величина тока для заряда должна равняться одной десятой части емкости батареи, он должен уменьшаться до значений 20-30 мА, ограничиваться. Напряжение должно не превышать 15 В и не изменяться в ходе пополнения заряда.
Как правильно заряжать аккумулятор ИБП
Правильная зарядка АКБ бесперебойника обеспечивает ему гораздо более длительный срок функционирования, чем указанный производителем, без потерь в эффективности.
Первое пополнение заряда
С завода бесперебойники выпускаются заряженными, к пользователю могут попасть разряженными наполовину, либо полностью. В аппарат встроена система самотестирования, которая перед началом каждого цикла работы активизируется, сообщает о полноте заряда питательного элемента.
При первом включении для подзарядки аппарат подсоединяют к сети без установки какой-либо нагрузки. Длительность процедуры первоначального заряда всегда большая, около суток. Само устройство при этом можно не включать. Если перед началом процесса гаджет долго находился при низких термальных условиях, сильно охлажден, рекомендуется дождаться, когда он согреется до окружающей температуры.
После наполнения батареи ее нужно разрядить. Подключается нагрузка со стабильной мощностью до тех пор, пока заряд не станет нулевым.
Затем этапы полной зарядки/разрядки повторяют. После указанных четырех циклов калибровки элемент питания снова заряжают полностью и им можно начинать пользоваться.
Как заряжать аккумулятор для ИБП 12v: обязательные для выполнения условия
- начинать пополнение свинцово-кислотной батареи нужно с величины тока, не превосходящей 30% от емкости батареи;
- напряжение на выходе устройства зарядки должно быть соотносимым со входным его показателем питательного элемента;
- размер тока полезнее устанавливать на чуть меньшее значение, чем назначенное, это сделает работу устройства бессбойной, долгой;
- длительность процедуры заряда рассчитывается делением емкости АКБ в амперчасах на величину тока ЗУ в амперах.
Срок эффективной работы элемента питания бесперебойного прибора напрямую зависит от качественности, правильности его зарядки. Предлагается использовать одно и то же зарядное устройство, одинаковые величины и характеристики напряжения. Сам процесс зарядки не должен прерываться до полного заполнения батареи. В состоянии покоя питательный элемент будет терять свои действенные качества, гораздо полезнее будет постоянно его эксплуатировать. Слишком частая зарядка не ведет к досрочному износу, наоборот — естественное старение наступит с задержкой при таком ритме использования.
Как зарядить аккумулятор ИБП зарядным устройством, если он долго бездействовал
Разряженный и долго простаивавший в таком состоянии аккумулятор ИБП можно вновь зарядить, вернуть к функционированию. Зарядное устройство для этой цели подойдет обычное, выдающее постоянное напряжение, для кислотных батарей (12 Вт, 7Ач).
Для такой сложной процедуры, как возвращение функциональности залежавшемуся АКБ, потребуется вскрытие крышки, залитие в каждый резервуар трех миллилитров дистиллированной воды. Сама процедура проводится при открытой крышке, по окончании ее закрепляют на своем месте. Залитие проводится аккуратно, без повреждений пластин.
Начинать заряжать нужно по прошествии двух часов после залива. Напряжение должно составлять 14 В, а ток — не более 1/10 части от емкости АКБ (0,7А). Желательно, чтобы эту работу проводил специалист, обладающий специальными умениями, образованием.
Источник
Подключение аккумуляторных батарей к ИБП
При покупке ИБП многие стремятся сэкономить на самом изделии или на аккумуляторных батареях. Однако экономия любым из указанных способов – решение в корне неверное.
Использование недорогих низкофункциональных моделей ИБП не только снижает уровень защиты нагрузки, но и в ряде случаев ставит под угрозу её функционирование. Самостоятельный подбор и подключение батарей к ИБП вообще является крайне рисковым мероприятием – почему именно, разберемся в нашей статье.
Содержание
Отечественные электросети, особенно в частном секторе и загородной местности, характеризуются значительным износом инфраструктуры (до 90% в некоторых регионах), а также хроническим дефицитом мощности (ресурса подстанций не хватает для покрытия постоянно растущего спроса на электроэнергию). Отсюда большое количество аварийных ситуаций, способных не только нарушить бытовой комфорт человека, но и нанести серьёзный материальный ущерб. Например, длительный обрыв электропитания в холодное время года приведёт к остыванию газового котла, что может повлечь разморозку всей системы отопления в частном доме или квартире.
Желание защитить своё имущество от подобных и прочих неприятных последствий сетевых перебоев объясняет рост заинтересованности отечественных потребителей в источниках бесперебойного питания. Однако, современный «бесперебойник» стоит недешево, поэтому при покупке такого устройства многие стремятся сэкономить, выбирая для этого два типичных подхода:
- экономия на самом изделии, заключающаяся в отказе от более качественного и надёжного прибора онлайн типа (с двойным преобразованием энергии) в пользу более дешёвого – с другим принципом работы;
- экономия на аккумуляторных батареях (иначе – АБ или аккумуляторы), включающая в себя самостоятельный подбор, покупку и подключение необходимых для изделия АБ.
Следует понимать, что экономия любым из указанных способов – решение в корне неверное. Использование недорогого низкофункционального ИБП не только снижает уровень защиты подключённого оборудования, но и в ряде случаев ставит под угрозу само его функционирование. Самостоятельный подбор и, тем более, подключение АБ вообще является крайне рисковым мероприятием.
Аккумуляторные батареи для ИБП. Назначение, основные типы и характеристики
Аккумуляторная батарея – неотъемлемый элемент каждого ИБП, служащий для непосредственного резервирования (т.е. хранения) электрической энергии. При работе «бесперебойника» от внешней сети аккумуляторы накапливают энергию, при отключении/ухудшении качества входного напряжения передают накопленное на выход и таким образом обеспечивает бесперебойную работу подключённой нагрузки.
Физически АБ представляют собой многоразовые источники тока, работающие за счет кругового процесса: преобразования электрической энергии в химическую и химической – обратно в электрическую.
По конструкции и принципу действия АБ подразделяются на:
- свинцово-кислотные;
- никель-кадмиевые;
- никель-металлогидридные;
- литий-ионные;
- прочие (цинк-серебряные, цинк-воздушные, марганцевые, графен-полимерные и т.д.).
Основные параметры, характеризующие АБ любого типа:
- ёмкость;
- номинальное напряжение;
- допустимая глубина разряда;
- саморазряд;
- величина разрядного и зарядного тока;
- количество циклов заряда-разряда и срок службы;
- температурный режим (допустимый и рабочий диапазон);
- габаритные размеры.
Более подробно типы и характеристики АБ рассмотрены в данной статье.
Аккумуляторы какого типа используются с ИБП?
Совместно с современными ИБП в большинстве случаев применяются свинцово-кислотные АБ, их доминирование объясняется удачным соотношением между ценой и качеством (невысокая стоимость при высокой эффективности), а также долговечностью и надежностью.
Отметим, что свинцово-кислотные аккумуляторы не унитарны – существует несколько разновидностей:
ИБП с внутренними АБ и ИБП с внешними АБ. В чем разница?
У одних ИБП батареи располагаются внутри корпуса, у других – вне его. Устройства первого типа чаще всего снабжаются АБ на заводе-изготовителе и представляют собой функционально законченные изделия, готовые практически к немедленному вводу в эксплуатацию. С устройствами второго типа дело обстоит сложнее – они подразумевают использование внешних АБ, которые необходимо подобрать, приобрести, разместить и правильно подключить.
Отметим, что не у всех «бесперебойников» внутренний батарейный отсек заполняется производителем по умолчанию – некоторые изделия могут работать с АБ различной емкости, поэтому подбор конкретного решения зависит от требуемого времени автономии и остаётся на усмотрение пользователя.
Использование ИБП с предустановленными аккумуляторами упрощает организацию бесперебойного питания нагрузки, однако подходят эти изделия не для всех ситуаций! Из-за небольшой ёмкости внутренних АБ большинство подобных моделей имеет ограниченное время автономии и не предусматривает длительного питания подключённых потребителей в условиях отсутствия входного напряжения (иногда автономия таких ИБП сводится к промежутку времени достаточному только для корректного выключения питаемого оборудования).
ИБП, рассчитанные на работу с внешними аккумуляторами, напротив, предназначены для обеспечения длительной батарейной поддержки. Продолжительность автономного режима у систем электропитания с данными ИБП доходит до суток, а именно столько может отсутствовать напряжение в сети при серьёзной аварии.
Более подробная информация о преимуществах и недостатках каждого вида ИБП приведена в статьях:
Основные трудности самостоятельного подбора батарей для ИБП
Иногда производители ИБП для своих устройств, неукомплектованных предустановленными накопителями электроэнергии, указывают одну или несколько наиболее подходящих моделей АБ. При отсутствии подобных рекомендаций задача по выбору аккумуляторов ложится полностью на владельца устройства и, как показывает практика, далеко не все владельцы успешно с ней справляются.
Если с видом АБ ошибиться довольно сложно (ранее уже говорилось, что абсолютное большинство ИБП предусматривают подключение свинцово-кислотных АБ), то внутри номенклатуры самих свинцово-кислотных аккумуляторов запутаться достаточно просто. Например, вместо специализированных AGM батарей некоторые пользователи приобретают крайне нежелательные для ИБП «автомобильные» аккумуляторы с жидким электролитом.
При определении подходящей АБ для ИБП необходимо сравнить характеристики обоих устройств и удостоверится, что не только тип батареи, но и её напряжение, емкость, ток заряда удовлетворяют требованиям «бесперебойника». Даже небольшое расхождение может привести к серьёзным проблемам и обойтись очень дорого, в частности, при подключении аккумулятора с неподходящим напряжением велика вероятность выхода ИБП из строя.
Иногда даже доскональное изучение технических параметров не гарантирует успешного подбора АБ. Отечественный аккумуляторный рынок буквально завален низкокачественными изделиями, фактическая работа которых не соответствует заявленным характеристикам. Кроме того, встречается и явный контрафакт, копирующий известные бренды, но не обеспечивающий характерного им качества, а в ряде случаев и представляющий опасность для жизни и здоровья людей.
Не следует забывать и про условия хранения аккумуляторов – неизвестно соблюдались ли они продавцом, особенно если речь о неспециализированном магазине или складе. Подобрав легальную и подходящую по характеристикам батарею, можно в итоге получить изделие, емкость которого из-за нарушения требований к хранению будет значительно отличаться от указанного в каталоге значения.
Угрозы самостоятельного подключения внешних АБ к ИБП
Выполнение электрического соединения ИБП с вынесенными за пределы его корпуса аккумуляторами требует определённых навыков и умений. В особенности если речь идёт о сборке из группы аккумуляторов, которая составляется путём объединения выводов нескольких АБ с помощью специальных перемычек по параллельной или последовательной схеме (первая – позволяет суммировать ёмкости всех элементов батарейной цепочки, вторая – увеличивает общее напряжение).
Организация любой батарейной сборки должна осуществляться строго по соответствующей ей схеме. Неопытный пользователь может скоммутировать перемычки неправильно, что чревато коротким замыканием, приводящим не только к разрушению АБ, но и представляющим прямую угрозу для всего окружающего!
Кроме того, при самостоятельном комплектовании батарейной сборки велика вероятность нарушения ещё одного важного условия её эффективной и долговечной работы – полной идентичности всех объединяемых аккумуляторов. Произойти это может как из-за невнимательности пользователя, так и по причинам напрямую от него независящим. Дело в том, что АБ одной и той же модели от одного и того же производителя, но из разных заводских партий, могут различаться по некоторым характеристикам (причина – как в изменении производственного процесса, так и в разном сроке хранения до ввода в эксплуатацию).
Вопросом правильной организации батарейной сборки сложностями с подключением внешних аккумуляторов к ИБП не ограничиваются. Данный процесс также практически всегда сопряжен со следующими трудностями:
- определением верного сечения и длины проводников;
- подбором подходящего инструмента (только диэлектрического);
- закупкой необходимых расходников (обжимных клемм, термоусадки, стяжки и т.д.);
- опрессовкой проводников наконечниками (требует опыта и физической силы);
- установкой в цепь между ИБП и АБ автомата защиты (двухполюсного, с номиналом, соответствующим протекающему току);
- соблюдением полярности при каждом подключении;
- выбором подходящей поверхности для размещения АБ.
Ошибка при выполнении любого из вышеперечисленных действий негативно скажется на работе связки ИБП и АБ. Слишком маленькое сечение провода приведёт к его быстрому нагреву, слишком большая длина – к потерям мощности, а неверный номинал автомата – к частым, ложным срабатываниям или, наоборот, отсутствию срабатывания в аварийной ситуации. Неверная коммутация «плюса» и «минуса» вообще крайне опасна и может привести к взрыву или возгоранию батареи.
Не забывайте, что любая АБ является источником повышенной опасности, способным при неаккуратном или неграмотном обращении повлечь поражение человека электрическим током или агрессивными химическими веществами!
Батарейные и модули стеллажи – безопасная и удобная альтернатива самостоятельному подбору и подключению АБ
ГК «Штиль» предлагает широкий модельный ряд батарейных модулей и стеллажей, предназначенных для компактного размещения батарейных сборок. Данные изделия избавляют пользователя от всех трудностей и рисков, связанных с самостоятельным подбором и подключением внешних аккумуляторов к ИБП.
Батарейные модули «Штиль» (серии ВМ, ВMT и ВMR) – готовые решения с широкой градацией по номинальному напряжению, емкости и времени автономии. Представляют собой полностью закрытый металлический корпус, внутри которого размещается защищённая автоматическим выключателем аккумуляторная сборка. Комплектуются кабелем, позволяющим в одно движение соединить модуль и соответствующий ИБП, что способствует быстрому разворачиванию системы бесперебойного питания. Допускается параллельное соединение нескольких модулей (не для всех моделей).
Батарейные модули «Штиль» полностью безопасны, так как при правильной эксплуатации исключают контакт пользователя с находящимися под напряжением элементами!
Батарейные стеллажи «Штиль» (серия BS и MBS) – универсальные изделия, рассчитанные на установку батарейных сборок с различной ёмкостью и количеством элементов. Отсутствие предустановленных в них аккумуляторов не должно пугать пользователя – для каждого стеллажа сформирована база подходящих батарейных комплектов, предлагаются и сопутствующие им наборы перемычек (при необходимости специалисты компании окажут помощь в подборе комплекта, наиболее подходящего под требуемое время автономной работы).
Инсталляция батарейного комплекта в стеллаж не составит труда – достаточно в точности следовать прилагаемой схеме и соблюдать аккуратность.
Отметим, что конструкция стеллажей серии MBS позволяет добавлять к уже собранному каркасу новые блоки и тем самым получить дополнительное место для установки АБ (удобно при возникновении задачи по масштабированию системы питания).
Батарейные модули и стеллажи «Штиль» снабжаются только качественными аккумуляторами от проверенных производителей. Каждая батарея имеет характеристики, гарантирующие её максимально эффективную работу с ИБП «Штиль», а также всю разрешительную и техническую документацию, подтверждающую её безопасность при эксплуатации по назначению. Отметим, что все аккумуляторы ввезены в Россию официально и до момента отправки заказчику хранятся с соблюдением всех установленных требований и норм.
Источник